Схема автомобиля — Жигули 2101
Рассмотрим схему электрооборудования на ВАЗ 2101 1970-1985 г.в. Где-то в начале 70-х появился на свет родоначальник будущей «вазовской» «классики» – «Жигули» ВАЗ-2101, совершив переворот в советском автомобилестроении. Эта малолитражка, аналог Fiat 124, обладала хорошим по тем временам комфортом, отменной управляемостью и устойчивостью, а также весьма динамичным двигателем, поэтому «копейки», как любовно «окрестили» их наши соотечественники по последним цифрам индекса -01, получили огромную популярность. На сегодняшний день большая часть этого раритета отслужила свой срок или находится в плохом техническом состоянии. Хотя еще попадаются и ухоженные, неоднократно «реанимированные» и продолжающие терпеливо колесить по дорогам стран СНГ экземпляры.
Схема включения наружного освещения
2 – подкапотная лампа;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель света заднего хода;
7 – контрольная лампа наружного
освещения в комбинации приборов;
8 – лампа освещения вещевого ящика;
9 – лампа освещения комбинации приборов;
10 – штепсельная розетка для переносной лампы;
11 – выключатель освещения приборов; 12 – выключатель наружного освещения;
13 – выключатель стоп-сигнала;
14 – выключатель зажигания;
15 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
16 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
17 – плафоны;
18 – лампа освещения багажника;
19 – задние фонари;
20 – фонарь освещения номерного знака;
21 – фонарь света заднего хода
1 – фары;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – генератор;
4 – блок предохранителей;
5 – переключатель света фар; 6 – выключатель наружного освещения;
7 – выключатель зажигания;
8 – контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов
Схема включения указателей поворота на Жигули 2101
1 – подфарники;
2 – боковые указатели поворота;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель зажигания;
6 – блок предохранителей; 7 – реле-прерыватель указателей поворота;
9 – переключатель указателей поворота;
10 – задние фонари
Включение звуковых сигналов — схема на ВАЗ 2101
1 – звуковые сигналы;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – блок предохранителей; 4 – выключатель звуковых сигналов;
5 – генератор
Схема включения стеклоочистителя
1 – генератор;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – переключатель стеклоочистителя;
6 – моторедуктор стеклоочистителя;
7 – термобиметаллический предохранитель; 8 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла;
9 – блок предохранителей;
А – порядок условной нумерации штекеров в колодках реле и моторедуктора стеклоочистителя
Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя на Жигули 2101
1 – генератор;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – блок предохранителей; 5 – переключатель отопителя;
6 – добавочный резистор;
Схема электрооборудования авто ВАЗ–21011, ВАЗ–21013
1 – фары;
2 – передние указатели поворота;
3 – боковые указатели поворота;
4 – аккумуляторная батарея;
5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
6 – реле включения ближнего света фар;
7 – реле включения дальнего света фар;
8 – генератор;
9 – стартер;
10 – подкапотная лампа;
11 – свечи зажигания;
12 – датчик контрольной лампы
давления масла;
13 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
14 – звуковые сигналы;
15 – распределитель зажигания;
17 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости;
18 – катушка зажигания;
19 – электродвигатель омывателя
ветрового стекла;
20 – регулятор напряжения;
21 – электродвигатель отопителя;
22 – лампа освещения вещевого ящика;
23 – добавочный резистор
электродвигателя отопителя;
24 – штепсельная розетка для
переносной лампы;
25 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
26 – выключатель сигнала торможения;
27 – реле-прерыватель укзателей
поворота;
28 – выключатель света заднего хода;
29 – блок предохранителей;
30 – реле-прерыватель контрольной
лампы стояночного тормоза;
31 – реле стеклоочистителя; 32 – переключатель электродвигателя отопителя;
34 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
35 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
36 – плафоны;
37 – выключатель зажигания;
38 – комбинация приборов;
39 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
40 – контрольная лампа дальнего света фар;
41 – контрольная лампа наружного освещения;
42 – контрольная лампа указателей поворота;
43 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
44 – контрольная лампа давления масла;
45 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости;
46 – указатель уровня топлива;
48 – лампа освещения комбинации приборов;
49 – переключатель света фар;
50 – переключатель указателей поворота;
51 – выключатель звукового сигнала;
52 – выключатель омывателя ветрового стекла;
53 – переключатель стеклоочистителя;
54 – выключатель наружного освещения;
55 – выключатель освещения приборов;
56 – датчик указателя уровня и резерва топлива;
57 – лампа освещения багажника;
58 – задние фонари;
59 – фонарь освещения номерного знака;
60 – фонарь света заднего хода
Электросхема оборудования автомобиля ВАЗ–2101, ВАЗ–2102
1 – фары;
2 – подфарники;
3 – боковые указатели поворота;
4 – аккумуляторная батарея;
5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
6 – генератор;
7 – стартер;
8 – подкапотная лампа;
9 – свечи зажигания;
10 – датчик контрольной лампы давления масла;
11 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
12 – звуковые сигналы;
13 – распределитель зажигания;
14 – электродвигатель стеклоочистителя;
15 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости;
16 – катушка зажигания;
17 – регулятор напряжения;
18 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла;
20 – лампа освещения вещевого ящика;
21 – добавочный резистор
электродвигателя отопителя;
22 – штепсельная розетка для переносной лампы;
23 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
24 – выключатель сигнала торможения;
25 – реле-прерыватель укзателей
поворота;
26 – выключатель света заднего хода;
27 – блок предохранителей;
28 – реле-
прерыватель контрольной лампы
стояночного тормоза;
29 – реле стеклоочистителя;
30 – переключатель электродвигателя отопителя;
31 – прикуриватель; 32 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
33 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
35 – выключатель зажигания;
36 – комбинация приборов;
37 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
38 – контрольная лампа дальнего света фар;
39 – контрольная лампа наружного освещения;
40 – контрольная лампа указателей поворота;
41 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
42 – контрольная лампа давления масла;
43 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости;
44 – указатель уровня топлива;
45 – контрольная лампа резерва топлива;
46 – лампа освещения комбинации приборов;
47 – выключатель звукового сигнала;
48 – переключатель света фар;
49 – переключатель указателей поворота;
50 – выключатель наружного освещения;
52 – переключатель стеклоочистителя;
53 – датчик указателя уровня и резерва топлива;
54 – лампа освещения багажника;
55 – задние фонари;
56 – фонарь освещения номерного знака;
57 – фонарь света заднего хода;
58 – штепсельные колодки заднего пучка проводов автомобиля ВАЗ-2102;
59 – плафон освещения задней части салона автомобиля ВАЗ-2102
ᐅ Электросхема ВАЗ 2101 | Блок предохранителей и реле🚘|🔧Расшифровка блоков предохранителей и реле
ᐅ Электросхема ВАЗ 2101 | Блок предохранителей и реле🚘|🔧Расшифровка блоков предохранителей и релеПодробная расшифровка с фото, электрической схемы блоков предохранителей и реле у автомобилей марки ВАЗ.
1 — боковой указатель УП140 поворота с трубчатой лампой (4 Вт) и рассеивателем оранжевого цвета.
2 — передний габаритный фонарь ПФ140 (подфарник) с двухнитевой лампой (5 + 21 Вт) для обозначения габарита и указания поворота.
3 — датчик ММ120 контрольной лампы о падении давления масла в двигателе ВАЗ 2101.
4 — датчик ТМ106 электрического указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе.
5 — фара ФП40 с двухнитевой лампой (45+40 Вт) дальнего и ближнего света.
6 — катушка зажигания Б117.
7 — прерыватель-распределитель зажигания Р125 с центробежным регулятором опережения зажигания и октан-корректором.
8 — электрические звуковые сигналы высокого и низкого тона С305 и С304.
9 — свеча зажигания А7.5ХС или А7.5БС с резьбой М14Х1.25.
10 — подкапотная лампа ПД140 с кнопочным включением.
11 — электрический стартер СТ221 (1,77 л. с.) со смешанным возбуждением.
12 — электромагнитное тяговое реле включения стартера ВАЗ 2101.
13 — генератор переменного тока Г221 (500 Вт, 42 А) со встроенным кремниевым выпрямителем.
14 — аккумуляторная батарея 6-СТ-55 ЭМ ВАЗ 2101.
15 — автоматический, двухступенчатый, электромагнитный регулятор напряжения РР380.
16 — реле РС702 контрольной лампы сигнализации о прекращении зарядки аккумуляторной батареи.
17 — резистор (добавочное сопротивление — 1 Ом) электродвигателя вентилятора отопителя.
18 — электродвигатель МЭ240 вентилятора отопителя ВАЗ 2101.
19 — реле-прерыватель РС492 контрольной лампы сигнализации о включении ручного тормоза.
20 — электромагнитное реле РС514 стеклоочистителя ВАЗ 2101.
21 — электродвигатель МЭ241 (МЭ241А) стеклоочистителя СЛ191 ВАЗ 2101.
22 — реле-прерыватель РС491 указателей поворота ВАЗ 2101.
23 — включатель ВК412 сигнала торможения.
24 — блок плавких предохранителей ПРИ 2 (девять вставок по 8 А и одна — 16 А).
25 — лампа ЛВ211 освещения вещевого ящика.
26 — лампа (4 Вт) освещения гнезда прикуривателя.
27 — электроприкуриватель ПТ10.
28 — трехпозиционный переключатель ВК408 электродвигателя отопителя.
29 — включатель ВКЗЗЗ (замок) зажигания и стартера или ВК347 с противоугонным устройством.
30 — трехпозиционный переключатель стеклоочистителя.
31 — включатель освещения щитка приборов.
32 — включатель наружного освещения.
33 — включатель (кнопка) звукового сигнала.
34 — переключатель П135 света фар и световой сигнализации миганием света.
35 — переключатель П135 указателей поворота.
36 — щиток (комбинация) контрольных приборов КП191.
37 — патрон ПС500 переносной лампы.
38 — включатель ВК409 контрольной лампы ручного тормоза.
39 — датчик БМ150 уровня и запаса топлива в баке ВАЗ 2101.
40 — кнопочный выключательВК407 плафона передней двери.
41 — кнопочный выключатель плафона задней двери.
42 — плафон ПК140 с трубчатой лампой (5 Вт) освещения салона автомобиля.
43 — лампа ЛБ218(4 Вт) освещения багажника.
44 — фонарь ФП141 освещения номерного знака с двумя лампами (по 5 Вт).
45 — стоп-сигнал торможения и габаритный фонарь с двухнитевой лампой стоп-сигнала (21 Вт) и обозначения габарита (5 Вт) с рассеивателем красного цвета.
46 — задний фонарь П140.
47 — задний указатель поворота с лампой 21 Вт с рассеивателем оранжевого цвета.
На сайте avto-fresh.com вы сможете найти электросхема ваз 2101 фото и описание блоков, а также ответы на вопросы где находится и за что отвечает. Обозначение электрического оборудования подробно описано в статье.
Другие схемы для ВАЗ:
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 выпуска до 1987 г.
Схема предохранителей и реле ВАЗ 2113, 2114, 2115
Схема блока предохранителей и реле Лада Приора (дорестайл/рестайл)
Схема предохранителей и реле ВАЗ 2106, 21061, 21063, 21065
Жгут проводов для подключения подушки безопасности ВАЗ 2110
Схема электрических соединений двери задка и проводов фонарей освещения номерного знака автомобиля LADA KALINA
Цветные схемы электрооборудования ВАЗ 1118 — 11183 {LADA KALINA}
СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ СЕМЕЙСТВА LADA KALINA В КОМПЛЕКТАЦИИ «ЛЮКС»
Схема предохранителей и реле ВАЗ 2101 (21011 / 21013 / 2102)
Схема электрооборудования ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
Схема предохранителей и реле ВАЗ 2108, 2109, 21099
Электрическая схема автомобиля ВАЗ 2109
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2123 / Шевроле Нива
СХЕМА СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ИНЖЕКТОРА ВАЗ 2108, 2109, 21099
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 21213 «Нива» и модификаций
Цветные схемы электрооборудования ВАЗ 2170 / LADA PRIORA
Схемы электрооборудования ВАЗ 21213
Система управления двигателем ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности R83-02 c контроллером 2111-1411020-61 (Январь-5.
1) или 2111-1411020-60 (M1.5.4N) на автомобилях ВА3-2113. -2114, -2115Система управления двигателем ВА3 2111 с контроллером 2111-1411020 40 (МР7А) на автомобилях ВАЗ-2113, -2114, -2115
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 1111 / 11113 Ока
Схема предохранителей ВАЗ 1111 / 11113 Ока
Схема предохранителей и реле Лада Гранта (ВАЗ-2190, 2191)
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 21214
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2121
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 21213
Схема предохранителей и реле Lada Niva (ВАЗ 2121, 4х4 Urban)
Блок предохранителей и реле ВАЗ 2113, 2114, 2115
Схема предохранителей и реле Lada XRAY
Назначение и расположение предохранителей и реле Lada Vesta
Схема предохранителей и реле ВАЗ 2105, 2107, 2104, ИЖ 27175
Схема электрооборудования ВАЗ-2104
Схема предохранителей и реле Лада Калина (2004-2013)
Принципиальная схема электрооборудования СеАЗ 11116 (с двигателем TJ376QE)
Расположение клемм «массы» элементов электрооборудования автомобиля Lada Largus
Назначение и расположение предохранителей и реле Lada Largus
Схема предохранителей и реле ВАЗ 2120 Надежда
Схема соединений стартера ВАЗ 2101
Схема предохранителей и реле Лада Калина 2 с 2013 года
Схема электрооборудования Ваз 2101 — Лада мастер
Легенда отечественного автопрома, ВАЗ 2101, перенял у своего итальянского донора практически все самые лучшие черты, а чем-то стал даже выгоднее отличаться от Фиат 124. В результате тестовых автопробегов выяснились некоторые недочеты в конструкции итальянского автомобиля, и только советские дороги героически помогли их выявить, устранить и доработать конструкцию копейки до должного уровня
Содержание:
- Схема электрооборудования ВАЗ 2101
- Краткое описание электрооборудования ВАЗ 2101
- Блок предохранителей ВАЗ 2101
- Реле автомобиля ВАЗ 2101
- Распределитель зажигания
Схема электрооборудования ВАЗ 2101
Эти изменения коснулись и электрооборудования ВАЗ 2101, в частности, расположения некоторых электрических приборов. Мы нашли настоящую заводскую схему электрооборудования Жигулей 1970 года, и с удовольствием предоставляем ее для изучения.
Изучение электрической схемы обязательно пригодится при проведении ряда работ, о которых мы поговорим. Они касаются всего электрооборудования, и некоторых деталей, которые были изменены за годы выпуска автомобиля.
Краткое описание электрооборудования ВАЗ 2101
Как и во всех моделях Жигулей, электропроводка копейки выполнена по однопроводной схеме. Питание на все электрические приборы подается по одному проводу, а минусовым проводом служит кузов автомобиля. Именно поэтому при любых работах с проводкой автомобиля, при сварочных и других кузовных работах, необходимо отключать минусовую клемму аккумулятора.
Источниками электрической энергии являются генератор и аккумулятор, которые подключены параллельно. Напряжение 12 вольт считается номинальным, но его значение может колебаться, в зависимости от условий работы двигателя. При высоких оборотах мотора напряжение в сети может достигать не более 14 вольт, а при малых — не менее 11. Все электроприборы, которые установлены на борту автомобиля, рассчитаны на такой диапазон напряжения и могут работать при этих значениях без перебоев.
Для корректировки напряжения, которое вырабатывает генератор, в цепи предусмотрен реле-регулятор. В его обязанности входит контроль напряжения на выходе из генератора, и при падении показаний реле подает сигнал на контрольную лампу, находящуюся на панели приборов. При малом напряжении зарядки АКБ может разряжаться раньше времени, не успевать дозарядиться, что может вывести ее из строя. При слишком высоком зарядном напряжении электролит в АКБ может закипеть, что тоже ни к чему хорошему не приведет.
Блок предохранителей ВАЗ 2101
Если в цепи при эксплуатации автомобиля возникают короткие замыкания, то сила тока на поврежденном участке возрастает. Если поврежденную цепь не отключить от сети, она может очень быстро посадить аккумулятор, провода могут перегреваться, что вызовет большую вероятность возникновения пожара, оплавления проводов и обивки автомобиля. Для того, чтобы этого избежать, вся схема электропроводки разделена на десять зон, состояние которых контролируется определенным предохранителем.
Предохранители собраны в единый блок, пронумерованы, и мы точно можем знать при перегорании определенного предохранителя, в какой цепи произошло короткое замыкание. Это можно отследить как по схеме, так и по указателям на корпусе крышки блока предохранителей.
Реле автомобиля ВАЗ 2101
Некоторые электрические приборы ВАЗ 2101 имеют достаточно серьезную мощность, потребляют большие токи, и чтобы обезопасить контакты выключателей от перегрузок, в электросхеме применяются реле. На копейке устанавливали только электромагнитные реле, и большинство из них было расположено под капотом автомобиля. Только реле указателей поворотов был установлен под щитком приборов. По капотом были установлены:
- реле сигнальной лампы зарядки АКБ;
- реле ближнего света;
- реле дальнего света.
Все реле на автомобиле ВАЗ 2101 не подлежат ремонту, и в случае выхода из строя заменяются новыми.
Распределитель зажигания
На автомобиле ВАЗ 2101 была установлена контактная система зажигания, которая отличалась простотой и надежностью. Все же некоторые элементы требуют особого ухода, и в первую очередь это относится к трамблеру.
При отсутствии искры на свечах зажигания можно с уверенностью говорить о причастности трамблера. Больным местом контактного трамблера была крышка, которая имела обыкновение пускать микротрещины. Их не определить визуально, но через них происходила утечка напряжения и искра била на корпус. Проверить это можно только на специальном стенде, или в полной темноте, когда видны искры от крышки трамблера.
Особого внимания также требуют контакты прерывателя. При высоких нагрузках они могли подгорать, тогда напряжение на свече зажигания было недостаточным, и двигатель работал с перебоями. Обычно контакты прерывателя чистят бархатным надфилем, а затем выставляют необходимый зазор 0,45 мм.
Сложного в электросхеме копейки нет ничего, ее просто нужно знать, тогда любая неприятность с электрооборудованием может быть легко обнаружена. Уважайте вашу 2101, и удачи в дороге!
Читайте также Ваз 2101 — регулировка клапанов
ВАЗ-2101, генератор: схема подключения, ремонт, замена
В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания. Второй — аккумуляторная батарея, но она участвует только в запуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. Благодаря такому симбиозу возможно снабжение потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.
Аккумулятора у них не было, что удешевляло машину, но световые приборы работали только при работающем двигателе. Но это мотоцикл. На автомобиле эта схема неудобна, так как двигатель нужно запускать «кривым» стартером или рывком. И это вызывает довольно непростые трудности.
Основные узлы генератора
Конструктивно состоит из следующих основных элементов:
- Ротор — подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
- Статор является неподвижной частью генератора, также имеет обмотку.
- Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них есть проушины для крепления к ДВС. В задней крышке находится конденсатор, необходимый для отсекания переменной составляющей тока.
- Полупроводниковый мост, названный «подковой» из-за сходства. Три пары полупроводниковых силовых диодов установлены на подковообразном основании.
- Шкив, на который одевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (в современных автомобилях используется многолучевой).
- Регулятор напряжения на автомобиле ВАЗ-2101 устанавливается в моторном отсеке, подальше от генератора. Но все же это нужно считать частью дизайна.
- Щетки устанавливаются внутри генератора и передают напряжение питания на обмотку возбуждения (на ротор).
Обмотка генератора
Всего их два — ротор (возбуждение) и статор (сила). Принцип работы установки заключается в том, что генерация тока в силовой обмотке возможна только при выполнении следующих двух условий:
- Имеется постоянное магнитное поле.
- Это поле вращается относительно силовой обмотки.
Только при их соблюдении генератор будет работать. Подавая напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Поскольку ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но все же нужно обратить внимание на то, какая схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он подключается к аккумулятору параллельно для зарядки.
Принцип работы генератора
В начальный момент (при запуске двигателя) напряжение в бортовой сети равно напряжению в аккумуляторной батарее (около 12 В). И на холостых будет поддерживаться примерно на этом уровне. Но при увеличении скорости вращения ротора произойдет скачок напряжения до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается более высокое напряжение из-за увеличения скорости вращения ротора (увеличивается скорость магнитного поля). А это чревато повреждением проводки автомобиля и выходом из строя потребителей.
Регулятор напряжения, щетки
Необходимо, чтобы напряжение на выходе генератора оставалось постоянным, и для этого используется простой принцип. Если сделать напряжение питания обмотки ротора постоянным, то можно избежать изменения величины магнитного поля. На ВАЗ-2101 генератор должен функционировать под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых реле-регулятора могут держать разное значение напряжения.
Типы регуляторов:
- Механические — в основе лежит электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
- Semiconductor — в основе небольшая схема маломощных транзисторов или один силовой ключ.
- Смешанный — в конструкции есть и транзисторная схема, и электромагнитное реле.
Щетки — это именно тот элемент, с помощью которого реализована схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им на контактные кольца подвижного ротора подается напряжение.
Как снять генератор
Для выполнения демонтажа потребуются следующие инструменты:
- Ключи накидные на 10, 13 и 17.
- Монтажная лопата.
- Проникающая смазка типа WD-40.
Сначала отключите аккумулятор и отсоедините провода от генератора. Все работы желательно производить с немного приподнятой передней частью автомобиля или на смотровой яме, эстакаде. Перед снятием генератора нужно ослабить приводной ремень. Для этого ключом с гаечным ключом полностью откручиваем гайку от верхней шпильки корпуса к блоку цилиндров. С ней никаких проблем возникнуть не должно.
Корпус генератора необходимо передвинуть к блоку, затем снять ремень. Ослабить нижний крепежный болт будет проблематично. Он находится близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому предварительно обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.
Установка генератора
Установка производится в обратном порядке. При необходимости замены генератора на более мощный можно установить аналог от модели ВАЗ-2107 или 2109. Они имеют большую мощность и способны обеспечить стабильный заряд аккумулятора. Отличие от «родного» ВАЗ-2101 в том, что регулятор напряжения совмещён со щёточным узлом.
Главное, чтобы не было никаких перекосов, иначе ремень порвется, быстро износится, нагрузка на ротор увеличится в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы этот элемент имел определенное напряжение. Регулируется изменением положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в верхней части генератора.
Поиск и устранение неисправностей
В генераторе могут возникнуть следующие механические и электрические неисправности:
- Износ подшипников диагностируется по характерному свисту или скрежету со стороны устройства. Смазка внутри подшипников со временем испаряется, что увеличивает трение.
- Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо своевременно заменять для обеспечения нормальной работы автомобиля. Если они изнашиваются, на приборной панели загорается контрольная лампа с изображением аккумулятора.
- Недостаточный или чрезмерный заряд аккумулятора – явный признак неисправности регулятора напряжения. Проверку можно выполнить обычным мультиметром. Запустите двигатель, включите ближний свет. Холостой ход должен быть около 800 об/мин. Необходимо, чтобы напряжение на клеммах аккумулятора было ~ 13,2 В.
- Мигание света, пульсация — признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительном узле. На ВАЗ-2101 генератор построен по классической схеме – он вырабатывает три фазы, затем с помощью выпрямителя преобразует их в постоянный ток.
- В том случае, если генератор не дает зарядку, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток. В этом случае либо заменяют генератор, либо устанавливают новый ротор или статор (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика проводится с помощью тестера.
выводы
Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить владельцу немало хлопот. И если вы заметили во время поездки, что загорелась лампа на приборной панели, то необходимо как можно быстрее принять меры по устранению поломки. Бывает и так, что провод просто окисляется, пропадает контакт, но это нужно выявить на ранней стадии, иначе при изношенности аккумулятора уйти не получится.
Полный жгут проводов передний 2101-3724008-02 к автомобилю ВАЗ-2101
2102-3717070-01
№ 2102-3717070-01
Корпус лампы
15896411
#15896411
Гайка М5
2103-3724197
#2103-3724197
Кольцо уплотнительное
2101-3724312
#2101-3724312
Крышка защитная
10519301
#10519301
Шайба 5
21012-3724405
#21012-3724405
Пряжка
2101-3724210-02
№ 2101-3724210-02
Полный жгут проводов сзади
13175101
#13175101
Болт М5
21011-3724210
№ 21011-3724210
Полный жгут проводов сзади
2101-3724116
#2101-3724116
Пломбирование проводов
2103-3724128
#2103-3724128
Уплотнение
13831801
#13831801
2103-3724128-10
№ 2103-3724128-10
Уплотнение
17669901
#17669901
Винт самонарезающий
12605270
#12605270
5 стопорных шайб
17671101
#17671101
Винт 4,9х12,7 саморез
12599171
#12599171
5 стопорных шайб
21012-3724406
№ 21012-3724406
Пряжка
2101-3717230
#2101-3717230
Крышка фонаря
17671001
#17671001
Винт 4,9х9,5 саморез
2102-3724317
#2102-3724317
Уплотнение
2101-3724317
#2101-3724317
Уплотнение
14189776
#14189776
Пряжка
2101-3724322
#2101-3724322
Пряжка
17671301
#17671301
Винт 4,9х19 саморез
2101-3724320
#2101-3724320
Пряжка
14570280
#14570280
Пряжка 24
17679701
#17679701
Винт 4,3х15,5 саморез
14567880
#14567880
Ремень 48
2101-3724118
#2101-3724118
Уплотнение
14567980
#14567980
Ремень 75,5
14568080
#14568080
Ремень 93
2101-3724008-02 14567680
#14567680
Ремень 84,5
2101-3724008-03
№ 2101-3724008-03
Полный жгут проводов спереди
21011-3724008-20
#21011-3724008-20
Полный жгут проводов спереди
17678701
#17678701
Винт 3,6х9,5 саморез
21011-3724008
#21011-3724008
Полный жгут проводов спереди
21014-3724008-02
№ 21014-3724008-02
Полный жгут проводов передний
ВАЗ-2101, генератор: проводка, ремонт, замена
В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания. Второй — аккумуляторная батарея, но она участвует только в запуске двигателя, а остальное подзаряжается от генератора. Благодаря этому симбиозу удается донести мощность до потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.
Отсутствовал аккумулятор, который немного дешевле автомобиля, но фары работали только при открытии двигателя. Но это мотоцикл. На машине это неудобно, так как двигатель заводится приходится производить «кривой» стартер или рывок. И это вызывает довольно сильные трудности.
Основные узлы генератора
Конструктивно состоит из следующих основных элементов:
- Ротор – подвижная часть, вращающаяся от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотки возбуждения.
- Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
- Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. Они представляют собой проушины для крепления к двигателю внутреннего сгорания. Сзади находится конденсатор, необходимый для подстройки переменной составляющей тока.
- Полупроводниковый мост – за внешнее сходство прозван «подковой». Три пары полупроводниковых силовых диодов установлены на подковообразном основании.
- А Шкив надеваемый на ремень генератора ВАЗ-2101. Ремешок клиновой (на современных автомобилях используют мульти-).
- Регулятор напряжения на автомобиле ВАЗ-2101 устанавливается в моторном отсеке, подальше от генератора. Но все же его нужно рассматривать как часть дизайна.
- Щетки устанавливаются внутри генератора и подают напряжение на обмотку возбуждения (на ротор).
Обмотка генератора
Всего их две – ротор (возбуждение) и статор (силовая). Принцип работы установки заключается в том, что вывод тока в силовую обмотку возможен только при выполнении следующих двух условий:
- Имеется постоянное магнитное поле.
- Это поле повернуто относительно силовой обмотки.
Только при их соблюдении будет работать генератор. Подается напряжение на обмотку ротора, возникает магнитное поле. Так как ротор вращается от коленчатого вала, то условие второе. Но все же стоит обратить внимание на то, какая схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он подключается к аккумулятору параллельно для выполнения зарядки.
Принцип работы генератора
В начальный момент (при работающем двигателе) напряжение равно имеющемуся в аккумуляторе (около 12В). И на холостом ходу он будет примерно на этом уровне поддерживаться. Но при увеличении скорости вращения ротора происходит выброс напряжения до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается повышенное напряжение из-за увеличения частоты вращения ротора (скорость магнитного поля увеличивается). А это чревато повреждением электропроводки автомобиля и выходом из строя потребителей.
Щетка регулятора напряжения
Требуется, чтобы выходное напряжение генератора оставалось постоянным, и для этого используется простой принцип. Если сделать напряжение ротора постоянным, то можно избежать изменения величины магнитного поля. Генератор ВАЗ-2101 должен работать под нагрузкой 13-14 В. Даже два реле-регулятора одинаковой конструкции могут поддерживать разное значение напряжения.
Типы регуляторов
- Механический – в основе электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
- Твердотельный – в основе небольшая схема транзисторов малой мощности или один силовой ключ.
- Смешанный – в конструкции есть как транзисторная схема, так и соленоидная.
Щетка – это элемент, реализующий схему подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им напряжение на контактном кольце движущегося ротора.
Как снять генератор
Для демонтажа вам потребуются следующие инструменты:
- Гаечные ключи на 10, 13 и 17.
- Монтажное лезвие.
- Проникающая смазка типа WD-40.
Сначала отключите аккумулятор и отсоедините провода от генератора. Желательно все работы проводить при слегка приподнятом передке автомобиля или на эстакаде ямы. Перед снятием генератора необходимо ослабить приводной ремень. Для этого полностью отверните ключом на 17 гайку от верхней шпильки крепления картера к блоку цилиндров. Проблем возникнуть не должно.
Корпус генератора нужно придвинуть к агрегату, затем снять ремень. Проблематично будет открутить нижний болт. Он находится близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому предварительно обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.
Генератор
Установка производится в обратной последовательности. Если вам нужна замена генератора на более мощный, то можно установить аналогичные модели автомобилей ВАЗ-2107 или 2109. Они имеют большую мощность и способны обеспечить стабильную зарядку аккумулятора. Отличие «родного» ВАЗ-2101 в том, что регулятор напряжения совмещен со щеточным узлом.
Самое главное, чтобы не было перекосов, иначе ремень будет рваться, быстро изнашиваться, нагрузка на ротор увеличится в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы этот элемент имел определенное напряжение. Он регулируется изменением положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в верхней части генератора.
Поиск и устранение неисправностей
В генераторе могут возникнуть следующие механические и электрические неисправности:
- Подшипник Износ диагностируется по характерному свисту или скрежету из прибора. Смазка в подшипниках со временем исчезает, что приводит к увеличению трения.
- Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо заменить для обеспечения исправной работы автомобиля. Если они изнашиваются, то на приборной панели загорается сигнальная лампа с изображением аккумулятора.
- Недостаточный или чрезмерный заряд аккумулятора – это явный признак неисправности регулятора напряжения. Проверку можно выполнить обычным мультиметром. Запустите двигатель, включите ближний свет. Холостой ход должен быть около 800 об/мин. Необходимо, чтобы напряжение на клеммах было ~13,2 В.
- Мигание, пульсация – признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительном агрегате. Генератор ВАЗ-2101 построен по классической схеме – вырабатывает три фазы, затем выпрямитель преобразует в постоянный ток.
- Если генератор не заряжается, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток. В этом случае либо заменой генератора, либо установкой нового ротора или статора (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика проводится тестером.
Инсайты
Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить владельцу немало хлопот. И если вы во время поездки заметили загоревшуюся лампочку на панели приборов, необходимо как можно быстрее принять меры по устранению неисправности. Так просто провод окислился, контакта нет, но это надо выявить на ранней стадии, иначе при севшем аккумуляторе не получится уехать.
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/a-tamab-l/38265-vaz-2101-generatar-shema-padluchennya-ramont-zamena.html
Германия: https://tostpost.