Ламповый усилитель схема на лампах 6П3С-6Н8С
Содержание
- Ламповый усилитель схема — идеальный звук
- Принципиальная схема лампового усилителя
- Принципиальная схема блока питания
Ламповый усилитель схема — представленная здесь конструкция однотактного усилителя выполненного на электровакуумных лампах 6П3С, 6Н8С, никаких особых сложностей не имеет. Тем не менее этот ламповик обладает высококлассным звучанием, хотя нужно подчеркнуть, что звуковая картина несколько необычна. Это относительно многих других известных ламповых аппаратов такого класса.
Принципиальная схема лампового усилителя
В случае самостоятельного построения данного устройства по приложенной схеме, нельзя допускать отклонений от указанный параметров и значений используемых компонентов. Конструкция неоднократно тестировалась на предмет улучшения звука, вследствие чего был определен оптимальный вариант установленных деталей. Если вносить в схему какие-то изменения от себя, то вы должны знать, что это существенно влияет на звуковую сцену на выходе.
Невзирая на эти тонкости при сборке, аппарате может быть с успехом изготовлен и начинающими радиолюбителями. Это возможно по причине несложной базы применяемых электронных компонентов и эффективной схемотехники. Ламповый усилитель схема, которого здесь приведена, работает по такому принципу. Одна часть двойного триода 6Н8С соединяется по параллельной схеме, для того чтобы снизить внутреннее сопротивление.
Примененные в приборе радиодетали, в частности постоянные резисторы имею значение МЛТ, а также проволочные. Конденсаторы блокировки и для цепей разделения нужно ставить типа БМТ-2 на номинальное напряжение 400v и МБМ рассчитанных на 160v. Само по себе значение установленных емкостей не очень большие, поэтому с осторожностью можно поэкспериментировать по увеличению их номинального значения. Но опять же это необходимо делать только, когда вы неоднократно прослушаете звучание усилителя на авторской схеме. Тогда будет легче выявить какие-либо улучшения или наоборот ухудшение звука.
Источник питания выполнен с возможностью обеспечения стабилизированного напряжения для нитей накала. На этапе тестирования лампового усилителя проверялись традиционные схемы снижения фонового искажения. Но в итоге удалось получить положительный эффект только после включения в схему линейного регулируемого стабилизатора напряжения LM317T, гарантирующий идеальное звучание. Без излишних наворотов блок выпрямителя смонтирован с применением емкостей фильтра с номинальным значением 66000 F.
Принципиальная схема блока питания
Для получения высоковольтного напряжения была применена схема удвоения напряжения, ввиду того, что в конструкции был использован обыкновенный телевизионный трансформатор ТС 160. Задержку включения питания в цепь анода выполняет простой выключатель. До него стояла схема на демпферном диоде 6Д20П в паре с реле. Однако в процессе испытания обнаружилось, что без этого узла на лампе, звук на выходе усилителя значительно прозрачнее.
Трансформаторы на выходе в обязательном порядке нужно использовать звуковые тр-оры ТВЗ-1-9 предназначенные для работы в выходном тракте лампового усилителя. Поскольку низкая индуктивность первичной обмотки формирует серьезный провал в диапазоне нижних частот, что собственно и нужно от представленной здесь схемы. Ламповый усилитель имеет следующие характеристики, при условии, что на выходе установлены трансформаторы ТВЗ-1-9.
Частотный диапазон -3дБ; 35-22000 Гц, коэффициент нелинейных искажений 6%, шумовой фон — 90 дБ с мощностью на выходе 6 Вт. Предложенный здесь усилитель прекрасно работает в течении уже двух лет без всяких нареканий. А то, что в схеме присутствует стабилизатора напряжения LM317T, так это продуктивная замена лампы, дающая наибольший эффект.
Категория: Усилители Этот ламповый усилитель предназначен для работы в составе любительского HI-END комплекса, и может быть полезным для любителей лампового звучания. Полоса рабочих частот 30-18000 Гц, уровень шума не более — 80 дб. Максимальная выходная мощность 50 Вт при сопротивлении нагрузки 8 ом. Номинальная 25 Вт. При максимальной мощности КНИ не более 0,8%, при номинальной — не более 0,25%. Неравномерность частотной характеристики не более 2 дб. Входное сопротивление 1 Мом, чувствительность 100 мв. Усилитель — одноканальный, для каждого стереоканала используется отдельный независимый усилитель. Принципиальная схема показана на рисунке 1. На лампе НИ сделан фазоинвертор (R3 служит для балансировки фазоинверсного каскада), затем следует двухтактный усилитель, состоящий из пред-выходных каскадов на HL2 и выходного каскада на HL3 и HL4, работающих в классе АВ. Ток покоя выходного каскада 100 мА. Напряжение смещения — 40В поступает от отдельного выпрямителя. Резисторы R14 и R15 служат для установки симметрии напряжений на сетках выходного каскада. Резисторы R16 и R25 служат для предотвращения самовозбуждения. Резисторы R18 и R23 служат для установки симметрии токов экранных сеток выходных ламп. Выход — трансформаторный на Т1. Рисунок 2 Принципиальная схема источнике питания показана на рисунке 2. Обратите внимание, что макальные цепи ламп предусиления питаются постоянным, качественно сглаженным (большая емкость С4) напряжением. Это позволяет свести к минимуму фоновые наводки переменного тока. Накал выходного каскада питается переменным напряжением, но цепь накала гальванически развязана с схемой усилителя, что так же снижает уровень фона. Выходной трансформатор Т1 имеет сердечник из пластин Ш30 с толщиной набора 40 мм. Первичные (анодные) намотки содержат по 2000 витков ПЭВ 0,31, вторичная — 46 витков ПЭВ 1,6. Схема намотки трансформатора показана на рисунке 3. Силовой трансформатор ТС1 намотан на сердечнике из пластин Ш40 с толщиной набора 60 мм. Сетевая обмотка 11-12 содержит 500 витков ПЭВ 0,6; обмотка 1-2 — 1500 витков ПЭВ 0,31; обмотка 3-4 — 91 виток ПЭВ 0,31; 5-6 -15 витков ПЭВ 1,6; 7-8 — 802 витка ПЭВ 0,23; 9-10-31 виток ПЭВ 1,6. Все неполярные конденсаторы должны быть на напряжение не менее 400В. Рисунок 3 Корпус не предусмотрен, края шасси обрамлены древесно-стружечными плитами с отделкой под орех. Все мелкие детали расположены внутри шасси, так что снаружи шасси гладкое, обработанное чернением, и на нем расположены только лампы, трансформаторы и электролитические конденсаторы. Для улучшения внешнего вида трансформаторы закрыты дюралюминиевыми черненными коробами с вентиляционными отверстиями. |
Поделитесь с друзьями ссылкой на схему: |
You Can DIY!: Сборка однотактного гитарного лампового усилителя
В этой проектной статье для audioXpress автор рассказывает о своем гитарном ламповом усилителе, простом маломощном усилителе, который может легко собрать любой мастер своими руками. Костас Саррис верит в создание простых ламповых усилителей с простыми схемами, которые, как он обнаружил, работают лучше, особенно когда электрические сигналы несут музыкальную информацию, потому что с искажением сигнала легко справиться. Эта статья была первоначально опубликована в audioXpress в июне 2015 г.
Когда мой друг-гитарист убедил меня построить ламповый усилитель для гитары, мы согласились, что конструкция усилителя должна быть простой, маломощной однотактной, построенной как швейцарский армейский нож, для повседневного использования. Вдохновленный конструкциями усилителей Fender «Princeton» и «Champ» конца 1950-х годов, я решил сконструировать небольшой, но эффективный однотактный предусилитель, который мог бы легко собрать любой домашний мастер (см. Фото 1).
Этот небольшой усилитель со средним/высоким коэффициентом усиления предназначен для игры в помещении или в студии. Хотя он может быть довольно громким, на небольших сценах на нем также можно играть с плавным басом и «тихими барабанами».
Из-за теплого звучания усилитель не предназначен для хард-метала. С другой стороны, он идеально подходит для блюза, рока, джаза или фанка. Суть этого усилителя в простоте. В этом его отличие (см. Фото 2).
The Circuit
Музыкальная информация, генерируемая звукоснимателем электрогитары в виде электрического сигнала, слабая и требует усиления. Гитарные звукосниматели имеют разное выходное напряжение в зависимости от модели. Модели с низкой выходной мощностью, как правило, воспроизводят «чистый» звук, в то время как модели с высокой выходной мощностью, как правило, перегружают усилители и производят «грязный и агрессивный звук». Выходное напряжение большинства звукоснимателей варьируется от 100 мВ до 1 Вэфф.
В этом усилителе используется двойной триод с высоким коэффициентом усиления 12AX7/ECC83 для предусилительного каскада и лучевая силовая лампа 6L6GC для выходного каскада в несимметричной конструкции класса A.
Усилители класса А представляют собой усилители напряжения. В усилителе класса А форма волны выходного напряжения совпадает с формой напряжения сигнала, подаваемого на сетку. Другими словами, силовая лампа все время работает на полную мощность, и это влияет на то, как выходная лампа искажается. Усилитель мощности класса А обычно звучит тепло и естественно. Когда он имеет тенденцию к клиппингу, он звучит динамично и агрессивно. Вот почему эти усилители желательны для многих гитаристов.
Схема предусилителя
В каскаде предусилителя используется вакуумная лампа с двойным триодом 12AX7/ECC83 с высоким коэффициентом усиления, и он работает как усилитель с заземленным катодом. Выход снимается со второй половины триодной пластины 12AX7 на сетку силовой лампы с использованием высококачественного разделительного конденсатора 0,1 мкФ. Лампа драйвера имеет катодное смещение с помощью резистора 1,5 кОм (R8, R2, показанные на рис. 1) и анодного напряжения 200 В (оба каскада).
Первый полукаскад предварительного усилителя представляет собой полностью шунтированную катодную цепь смещения. Входной сеточный резистор R12 33 кОм. Для обхода катодного резистора в первой ступени (первый полутриод) я использовал электролитический аудиоконденсатор 25 мкФ/25 В (C2 показан на рис. 1).
Потенциометр усиления (1 МОм) действует как переменный сеточный резистор для сетки второй половины лампы предусилителя 12AX7. Секция регулировки тембра состоит из простой схемы «управления усилением тембра». C6 является конденсатором, шунтирующим высокие частоты, поэтому P2 (регулятор тембра) влияет как на «обрезку тона», так и на усиление. Величина повышения зависит от настройки горшка усиления. Настраивая усиление, вы можете настроить желаемое количество искажений.
Вторая половина триодного каскада может быть с катодным обходным конденсатором или без него. Уменьшение размера катодного обходного конденсатора улучшает переходную характеристику усилителя.
В то время как катодный резистор силовой лампы полностью зашунтирован (C1, 25 мкФ/25 В), силовому каскаду требуется амплитуда сигнала около 20 В для работы на полную мощность. В этой схеме резистор сетки представляет собой переменный резистор (потенциометр основной громкости 1 МОм). Таким образом, если мы используем катодный обходной конденсатор небольшого размера (например, 1000 пФ) во втором каскаде предварительного усилителя, входная чувствительность усилителя — при полностью открытом регуляторе общей громкости (1 МОм) — составит всего 15 мВ. Это означает, что нам нужно только входное напряжение 15 мВ, чтобы перегрузить силовой каскад! Используя мощный гитарный звукосниматель, мы можем легко перегрузить усилитель, чтобы получить желаемый «агрессивный звук». Увеличивая или уменьшая емкость катодного байпаса во второй половине каскада драйвера, мы можем улучшить тональную характеристику в соответствии с нашим индивидуальным вкусом.
Усилитель мощности
В этом проекте силовая лампа 6L6GC работает с номинальным током 58 мА при отсутствии сигнала и номинальным напряжением 350 В. Первичное сопротивление выходного трансформатора 4,5 кОм. Катодный резистор силовой лампы полностью зашунтирован конденсатором 25 мкф/25 В (C1). Входной резистор ограничителя сетки равен 1 кОм (R1). Напряжение на катодном резисторе измерено и равно 19,5В.
Выходной трансформатор
Одним из наиболее важных компонентов звукового тракта является выходной трансформатор. Поэтому вы никогда не должны идти на компромисс в отношении качества выходного трансформатора.
Для этого усилителя я выбрал изготовленный на заказ высококачественный однотактный выходной трансформатор в форме буквы «Е» (см. Фото 3). Безрезонансный диапазон частот для этого трансформатора намного лучше, чем от 80 Гц до 20 кГц (–3 дБ). Трансформатор имеет две вторичные обмотки, 4 Ом и 8 Ом. Я также рекомендую использовать выходные трансформаторы Hammond Manufacturing 125ESE или 125FSE.
Блок питания
При проектировании схемы однотактного лампового усилителя необходимо тщательно продумать блок питания. Для этого проекта в моем изготовленном на заказ силовом трансформаторе использовались следующие обмотки:
Первичная обмотка была на 230 В переменного тока (110 В переменного тока в США)
.
Вторичные обмотки представляли собой нити накала 6,3 В/1,5 А для силовых ламп 12AX7 и 6L6 и 260 В-0-260 В/120 мА
Силовой трансформатор 269AX компании Hammond Manufacturing является хорошей заменой, и его легко найти. В схеме выпрямителя используется односекционный «пи»-фильтр или «конденсаторно-входной фильтр». Конденсатор фильтра С11 и сглаживающий конденсатор С9и C10 — электролиты 47 мкФ / 500 В. Мостовая схема выпрямителя в секции питания состоит из двух выпрямителей общего назначения 1N5407. Нити питаются от 6,3 В переменного тока для привода и питания ламп. Для входа переменного тока в источник питания я использовал входной разъем питания IEC с фильтром (см. Фото 4).
Сборка усилителя
Для конструкции усилителя я использовал готовое алюминиевое шасси толщиной 1,2 мм. Размеры составляли 25 см × 15,5 см × 4,5 см (Ш × Г × В). Деревянный корпус я сделал из березовой фанеры толщиной 16 мм ручной работы (см. Фото 5). Затем я обтянул деревянный корпус кожей. Также можно использовать толекс или текстурированный винил.
Перед окончательной сборкой я припаял все детали к плате для пайки (см. Фото 6). Все горшки Alpha 24 мм с полным валом 1-M linear.
Я установил все основные компоненты на шасси (гнезда для ламп, выходной трансформатор, силовой трансформатор, потенциометры, входные разъемы, разъемы для динамиков и т. д.). Затем я закончил основную проводку, начиная с нитей накала. Я использовал провод 1,2 мм для линии заземления и для всех критических путей. Вся пайка под шасси выполняется вручную, проводка точка-точка с использованием доски для пайки для размещения деталей.
Все детали блока питания впаяны в отдельную табличку, установленную с левой стороны шасси под силовым трансформатором. Чтобы завершить разводку, я подключил все детали непосредственно от ламповых разъемов и входных/выходных разъемов к плате тегов (см. Фото 7). Все гильзы были изготовлены из высококачественного фарфора (см. Фото 8). На последнем этапе я прикрепил шасси к деревянному корпусу.
Тестовые слепки
Два гитариста протестировали усилитель. Одним из них является Элиас Заикос, легендарный гитарист и основатель Blues Wire (www.blueswire.gr), архитектор блюза на греческой блюзовой сцене. Другой гитарист и хороший друг — Джордж Лиагас, владелец и дизайнер педалей Warlord (www.guitarpedals.eu). Он же и подтолкнул меня к созданию этого усилителя.
Оба гитариста сошлись во мнении, что с выходной мощностью 10 Вт этот усилитель обладает потрясающим тембром и великолепно звучит в сочетании с качественным динамиком. Для наших тестов мы использовали 12-дюймовый динамик P12R Alnico.
Практическое применение
«Костас Саррис был достаточно любезен, чтобы позволить мне попробовать одно из его маленьких чудес, и я так счастлив, что он это сделал!» — сказал Заикос. «Я работающий музыкант, играю жесткий и жесткий электрический блюз. Звук гитары нуждается в гармониках, тоне, остроте и характере. Его усилитель дал мне возможность перейти от сладких и смелых одиночных нот к вырезанию и исследованию двойных остановок и всех точек между ними, действительно здорово! Короче говоря, когда вы играете блюз в дороге, все, что вам нужно, это усилитель, чтобы «слышать» вас, чувствовать ваше прикосновение и выражать свое самое глубокое внутреннее «я»… а это непросто. Маленький усилитель Костаса заставил меня почувствовать, что я играю через старый надежный звуковой блок. Я не мог просить большего. Чисто и мягко или противно и рыча, это был фантастический опыт, Костас, спасибо, что поделились своей работой!»
Так что подключайтесь и качайте! Ваше здоровье!
Примечание автора:
Я хотел бы поблагодарить Джорджа Лиагаса, основателя и дизайнера кастомных педалей Warlord, за его неоценимую помощь в тестировании и тонкой настройке усилителя, и Элиаса Заикоса за его усилия по тестированию и настройке усилителя. aX
Ресурсы
М. Бленкоу, Проектирование ламповых предусилителей для гитары и баса, Wem Publishing, 2009.
Р. Ханикатт, «Регулировка тембра», стр. 9.0102 audioXpress , август 2013 г.
М. Джонс, Valve Amplifiers, Newnes, 1999.
Руководство по приемной лампе RCA, техническая серия RC-19, RCA, 1959 г.
Первоначально эта статья была опубликована в audioXpress, июнь 2015 г. Это электрическая схема лампового усилителя мощности 35 Вт с EL34. Этот ламповый усилитель разработан в 1953 году и работал с 1954 до 1989 года. Если вас интересуют классические схемы и классические компоненты, вам стоит попробовать эту схему. Схема интересная, но я думаю, что трудно найти лампы. Схематическая диаграмма: Этот документ является руководством по 2×9Стерео ламповый усилитель мощности 0 Вт с EL34, модель K4040 от Velleman. Документ в формате PDF содержит принципиальную схему, список деталей, руководство по компонентам, шаг за шагом, как построить схему. Эта схема для продвинутых любителей… 🙂 Вот принципиальная схема лампового усилителя Fender Bassman 5F6-A. Эта схема представляет собой ламповый усилитель, который используется в качестве усилителя для бас-гитары. Fender Bassman был басовым усилителем, представленным Fender в 1952. Хотя изначально он был разработан для бас-гитар, его часто используют для обычной электрогитары в роке и… Подробнее » На следующей диаграмме показана принципиальная схема соло-головки двойного выпрямителя Mesa Boogie.