Site Loader

Содержание

Зарядное устройство из блока питания компьютера: схема, фото, подробное описание

Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, сделанное из блока питания компьютера.

Уже, так, лет 25 назад, сделал себе, автоматическое зарядное устройство, аналогового типа, для зарядки автомобильного АКБ. В схеме был использован перемотанный трансформатор ТС-180. Это зарядное использовалось, используется, и, думаю, еще будет использоваться не один год.

Но прогресс не стоит на месте и вот пару лет назад возникло желание изготовить зарядное устройство на основе импульсного блока питания от компьютера.

Благо методов переделки блока питания в зарядное устройство для автомобильных АКБ в литературе и в интернете описано великое множество. Не стал изобретать велосипед и воспользовался рекомендациями одной из статей в журнале «Радио», благо исправные блоки питания от старых компьютеров имелись в наличии. Остановлюсь на некоторых нюансах конструктивного и сервисного решений.

В качестве «донора» для переделки был взят блок питания от АТХ компьютера мощностью (заявленной производителем) 300 Ватт. Данный блок обеспечивал по + 5 Вольт до 20 А, по +12 Вольт до 12 А, что для зарядки автомобильных АКБ более чем достаточно. Перед переделкой проверил исправность данного блока и убедившись в его работоспособности приступил к работе.
Прежде всего, удалил «жгуты» разноцветных проводов, выходящих с блока, оставив по три черных (минус) и три желтых (+12 Вольт) и один красный (+ 5 Вольт). Питание +5 Вольт будет использоваться для питания цифровых индикаторов тока и напряжения (красный провод), желтые (+12 Вольт) для зарядки АКБ. Сигнал Power ON (запуск блока питания) включил напрямую, непосредственно на плате БП.

Далее отключил цепи блокировки по + 3,3 Вольта и минус 12 Вольт, как неиспользуемые и изменил схему регулировки и стабилизации выходного напряжения с + 5 Вольт на + 12 Вольт (смотри схему на рисунке 1, резисторы R4, R5, R32). Плечи делителя подобраны таким образом, что при изменении положения движка потенциометра R4 от крайнего нижнего до крайнего верхнего, схема регулировки обеспечивает изменение напряжение в цепи + 12 Вольт от 12,4 Вольта до 14,5 Вольт (напряжение по шине + 5 Вольт изменяется при этом от +5,2 Вольта до +6,8 Вольта, что обеспечивает типовое напряжение питания для цифровых индикаторов).

На рисунке показана схема соединений в ЗУ из импульсного БП ПК для автомобильного аккумулятора.

Штатная схема защиты от КЗ осталась неизменной, дополнившись схемой ограничения зарядного тока. Схема ограничения зарядного тока выполнена на части микросхемы ШИМ в БП (TL494) и вновь введенных элементах R1, R2, R3 и Rш (сопротивление шунта для амперметра). Схема работает следующим образом:

— опорное напряжение Uref (+ 5 Вольт с вывода 14 микросхемы TL494) поступает на делитель, выполненный на элементах R1, R2, R3. С движка резистора R2 напряжение ограничения зарядного тока поступает на вход компаратора (вывод 15 микросхемы TL494).

— на другой вход компаратора (вывод 16 микросхемы TL494) поступает напряжение с Rш (вернее в качестве сопротивления, на котором меряется падение напряжения фактически используется сопротивление проводов от минуса БП, до соединения с Rш и далее до выхода с Rш). О величине сопротивления шунта будет сказано позже.

— при превышении напряжения на 16 ноге микросхемы TL494 (U Rш) напряжения на 15 ноге микросхемы TL494 (U с делителя R1, R2, R3) логика работы ШИМ уменьшает напряжение на выходе БП уменьшая тем самым выходной ток.

Плечи делителя подобраны таким образом, что при изменении положения движка потенциометра R2 от крайнего нижнего до крайнего верхнего, схема регулировки обеспечивает изменение ограничения тока от примерно 1,3 А до 31 А. В реальности регулятор R2 обычно находится в первой четверти оборота от начала.

В качестве индикаторов напряжения и тока применены миниатюрные встраиваемые цифровые вольтметр (SVH0001G) и амперметр (SAH0012R-50), которые по своей сути и назначению и являются индикаторными приборами и не предназначены для использования в сфере действия государственного регулирования обеспечения единства измерений, т.е. не попадают под требования метрологических нормативов и поверок.

С другой стороны при зарядке аккумулятора мало кто заморачивается выставлением напряжения с точностью до сотых долей вольта (да и аккумулятору такая точность до лампочки) и сотых долей ампера по току. С другой стороны такие индикаторы обеспечивают регулировку параметров тока и напряжения заряда с точностью до десятых долей.

Подключение вольтметра не составило труда, только разделил цепи питания и измерения. Запитал устройство от цепи + 5 Вольт.
При подключении амперметра ввиду отсутствия калиброванного шунта 50 А, 75 mV (миллиВольт) и исходя из требования только индикации тока зарядки (от индикаторов требуется меньшая точность) решил изготовить шунт из подручных материалов. В качестве материала шунта использовал медный обмоточный провод диаметром по меди 0,8 мм и длиной 5 см (диаметр выбран исходя из максимального рабочего тока не более 10 А).

При выборе исходил из следующего:

  • — сопротивление калиброванного шунта 50 А, 75 mV составляет 0,0015 Ом (рассчитано по закону Ома).
  • — сопротивление 1 метра медного обмоточного провода диаметром по меди 0,8 мм составляет 0,0348 Ом (из справочника).
  • — простой математический расчет показывает, что для получения ближайшего большего сопротивления проводника достаточно взять 5 (пять) сантиметров медного обмоточного провода диаметром по меди 0,8 мм, этот фрагмент будет иметь сопротивление (расчетное) 0,00174 Ом. Точное место подсоединения амперметра определяется по контрольному прибору, при проведении испытаний.
  • — для фанатов метрологии и точности измерения сразу скажу, что ТКС (температурный коэффициент сопротивления) не учитывался (для меди он составляет около 0,4).

После достижения работоспособности схемы «на столе», в ее макетном варианте разработал компоновку зарядного устройства, размещения дополнительных и штатных элементов. Разработан и выполнен чертеж фасадной части ЗУ с органами регулировки, коммутации и индикации.

Разработана фальшпанель передней части корпуса зарядного устройства.

Не буду останавливаться процессе изготовления фронтальной части корпуса для данного зарядного устройства для автомобильного АКБ из пластика от корпуса какого-то импортного телевизора.

В результате всех манипуляций получилось следующее:

Размещение органов регулировки, индикации и коммутации в «подвале» фасадной части ЗУ. В качестве соединителей для миниатюрных встраиваемых цифровых вольтметра (SVH0001G) и амперметра (SAH0012R-50) применены разъемы из б/у системного блока компьютера.

Соединение платы импульсного блока питания от компьютера и элементов передней панели ЗУ.

При настройке, в качестве нагрузки использовал автомобильные лампы разной мощности, чем обеспечивалась настройка при различных рабочих токах.

С помощью контрольного прибора «откалибровал» амперметр, т.е. подобрал и уточнил точку присоединения входа измерения к шунту. Точность до 0,1 А обеспечивается.

На задней стенке закреплен выключатель питания, а также выведены сетевой шнур и провода с «крокодильчиками» для присоединения к аккумулятору (к нагрузке)

На передней панели установлен разъем «прикуривателя», для подключения различных «девайсов» с разъемом от прикуривателя, для их использования вне автомобиля.
ЗУ оснащено предохранителем на 10 А, защищающее как само ЗУ, так и потребителей, от возможных ошибок при подключении.

Распечатал и вырезал фальшпанель передней части ЗУ, дополнительно защитив надписи прозрачной пленкой. Фальшпанель и защитная пленка закреплены без применения клея, только за счет существующего крепежа органов управления и коммутации.

Результатом доволен. При минимуме затрат, из блока питания, сделано удобное и практичное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.


Автор самоделки: Valentinyich г. Ногинск.

Зарядное устройство из компьютерного блока питания


Понадобилась зарядка для аккумулятора автомобиля. Перебрав несколько вариантов, остановился на переделке блока питания компьютера. Переделывать решил по-простому. Зарядное не будет иметь регулировок, нет у меня такой задачи. В принципе можно все сделать за пару часов.

Для самоделки нам понадобится:

— блок питания АТХ;
— провода;
— зажимы типа «крокодил»;
— сетевой выключатель;
— фольгированный стеклотекстолит;
— пластик plexiglas;
— радиокомпоненты;
— инструменты.


О комплектующих.

Переделывать будем блок АТХ. Фирма JNC, модель LC-D300ATX.


Данный блок питания имеет на борту малоизвестную микросхему 2003. По данной микросхеме мало информации. Вроде как это ШИМ контроллер с мультивизором. Будем разбираться по схеме, о схеме далее.
Подключаться к аккумулятору буду при помощи проводов с «крокодилами». У меня уже были распаянные.
В роли сетевого выключателя у меня тумблер ТВ2-1. Выдернул со старого телевизора.
Схема блока питания довольно простая. Блок у нас на 300 Ватт, схема на 250 Ватт. Схема может отличаться номиналами некоторых компонентов.
Сборка.

Нужно удалить все лишние компоненты. Красным отмечено, что нужно выпаять. Желтым отмечен резистор на 13кОм, его заменим на 2.4 кОм. Вместо резистора отмеченного голубым, временно установим переменный резистор на 200 кОм. Переменный резистор, желательно поставить на 100 кОм, но у меня такого не оказалось. Пришлось долго регулировать нужное напряжение.

Главное установить в максимальное сопротивление. Так же имеются зеленые метки, что подключать к ним, расскажу позже.


Выпаиваем лишние компоненты. На схеме все разборчиво. Получается плата вот такая. Временно выпаял силовые диоды. Так же выпаял дроссель групповой стабилизации, его буду перематывать. Коричневой перемычкой замкнуты пятачки от земли и PS-ON, необходимо для запуска.
Нас интересует линия +12 вольт. Ставим на место силовой диод, я взял диод с линии 5 вольт. Диод установил без прокладки. Ножки крепления радиатора не связаны со схемой, что исключает замыкание. Установил дополнительный дроссель, на его месте стояла перемычка. Со старого дросселя групповой стабилизации смотал все обмотки, оставил старую обмотку на 12 вольт. Установил электролитический конденсатор на 1000 мкф, напряжением 35 вольт.
Переменный резистор вынес на проводах за пределы платы.
Теперь нужно изготовить плату — обманку для нашей микросхемы 2003. Обманка состоит из трех стабилизаторов на» 3.3; 5; 12 вольт. Распаял по простой схеме. Два верхних отрезка собраны на TL431, нижний на LM317.
Верхние два отрезка схемы подключаются к нижнему отрезку на 12 В. Платку, сделал по технологии «процарапывания». Делается за минут 30.
На схеме были указаны точки для подключения платы «обманки». Распаиваем согласно со схемой. На схеме отмечено зелеными точками соответственно. Плата «обманка» имеет цвета согласно напряжениям. Получилось что-то подобное.
Переменным резистором устанавливаем на выходе нужное напряжение (забыл сфотографировать). Оставляю стоп кадр. Измеряю, сопротивление резистора получилось около 11.7 кОм. Собираю из двух резисторов на 10 и 1.8 кОм. Напряжение чуть изменилось, но не значительно.
Плату «обманку» прикрутил к радиатору, через втулку и винт М3. Так же на фото слева видно, что я установил обратно нагрузочный резистор R53.
Подключил провода с зажимами «крокодилами». Установил светодиод для индикации включения. Все закрепил термо клеем. Сетевой провод пустил в разрыв через тумблер.
Первоначально не думал ставить пластину на переднюю панель, но прикрутил. Так выглядит приличней. Такое вот гаражное зарядное устройство получилось. Единственное чего нет в данном устройстве, это защиты от КЗ и переполюсовки. Позже возможно добавлю.
Подробная сборка отображена на видео:

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов из компьютерного блока питания

Делаем зарядное устройство для автомобильных акб из блока питания от компа.


У каждого автолюбителя должно быть зарядное устройство. Кто знает, когда сядет аккумулятор, да и лампочки можно проверять. Купить всегда можно, но сделать своими руками всегда здорово. Самым дешевым решением в сборке будет переделка готового решения. Я взял старенький блок питания от компьютера.

Материалы для изготовления

Для самоделки нам понадобится:
  • БП компьютера;
  • листовой пластик;
  • тумблер;
  • зажимы «крокодил»;
  • радиокомпоненты не из БП ПК;
  • инструменты.

Часть компонентов

ок питания я взял как на картинке. Думал, переделаю быстро, но не тут то было.

Провода с зажимами применю валяющиеся без дела. Разве что поменяю «крокодилы» на побольше.

Сборка

рыв блок питания, я слегка разочаровался. Микросхема, на которой он собран, очень специфическая.

кросхема. Это такой себе ШИМ контроллер и контроллер отклонения основных напряжений.

порывшись в интернете, я нашел схему своего БП.

Довольно простая доработка получится. Разве что не будет регулировки тока.

На схеме, красным маркером, отмечены элементы под выпаивание. Используем шину +12 вольт.

Выпаиваем все лишнее.

Оставил мощный диод. Точней, перепаял его с шины +5 вольт. Он по току с запасом.

Установил мощный дроссель, применил тот, что был установлен по шине +3,3 вольта.

Дросель групповой стабилизации размотал, оставил только обмотку с +12 вольтовой шины.

R60-й резистор временно заменил регулировочным. С помощью его, осуществляется регулировка выходного напряжения. Коричневая перемычка нужна для запуска БП, замыкает PC-ON на общий.

Нам нужно обойти контроль выходных напряжений. Для этого нужно собрать три стабилизатора на основные напряжения. Номиналы резисторов рассчитаны в калькуляторе, который можно найти в сети.

Такая вот платка, сделанная на коленке, получилась.

Распаиваем провода по измененной схеме. Зеленым маркером указаны точки, куда будут припаяны стабилизаторы. Два верхних стабилизатора припаиваем к выходу третьего. Выхода верхних стабилизаторов, и выход нижнего распаиваем на указанные точки: +3,3; +5; +12 вольт.

Включаем. Если все выпаяно как на фото, то блок стартует. Если не стартует, то проверяем все внимательно. Выставляем выходное напряжение на 14.4 вольта. Замеряем сопротивление, у меня получилось почти 12 кОм. Устанавливаю постоянный резистор, собрал его из двух.

Для индикации включения установил светодиод. Припаял его на шину дежурного напряжения по пяти вольтам.

На переднюю панель закрепил отрезок пластика. Панель на себе содержит тумблер включения и индикаторный светодиод. Закручиваем крышку и готово.

Видео по сборке

Зарядное устройство из компьютерного блока питания

Всем привет, сегодня я расскажу, как из компьютерного блока питания сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками. Итак, берем блок питания и снимаем верхнюю крышку или просто разбираем его.На плате ищем микросхему и внимательно смотрим на нее, вернее на её обозначение, если вы обнаружили там микросхему TL494 или KA7500 ( или их аналоги), значит вам очень повезло и мы сможем с легкостью переделать этот блок питания, без всяких дополнительных заморочек. Разбираем блок питания, вытаскиваем плату и отпаиваем от неё все провода, они нам больше не понадобятся.Для нормальной зарядки аккумулятора следует повысить выходное напряжение блока питания, так как 12 вольт для зарядки это мало, нам надо, где-то 14.4 вольта.

Делаем так, берём тестер и с помощью его находим пять вольт, которые подходят к 13, 14 и 15 ноге микросхемы и обрезаем дорожку, этим мы отключаем защиту блока питания от повышения напряжения. И соответственно при включении блока в сеть, он будет у нас сразу включаться. Далее находим на микросхеме 1 ногу, следуя по этой дорожке находим 2 резистора их удаляем, в моём случае это резисторы R2 и R1. На их места впаиваем переменные резисторы. Один регулируемый резистор с ручкой на 33 Ком, а второй под отвёртку на 68 Ком. Тем самым мы добились то, что на выходе мы теперь сможем регулировать напряжение в широком диапазоне.

Должно получиться примерно так как на фото. Далее берем кусок провода, длинной в полтора метра и сечением в 2.5 квадрата очищаем от оболочки.Потом берем два крокодила и припаиваем к ним наши провода. На плюсовой провод, желательно установить предохранитель на 10 ампер.

Теперь находим на плате + 12 вольт и землю, и припаяйте к ним провода.
Далее подключаем тестер к блоку питания.
Установите ручку переменного резистора в левое положение, вторым резистором (который под отвёртку) вращая его установите нижнее значение напряжения 14,4 вольта. Теперь вращая переменный резистор,
мы можем видеть, как поднимается у нас напряжение, а вот ниже 14,4 вольт оно теперь опускаться не будет. На этом настройка блока завершена.

Начинаем сборку блока питания. Прикручиваем плату на место.Для красоты я установил во внутрь светодиодную подсветку. Если вы будете устанавливать, как я светодиодную ленту, то не забудь подпаять, последовательно к ней резистор на 22 Ома, иначе она перегорит. На вентилятор в разрыв любого провода установите также резистор на 22 Ома.

Переменный резистор, я установил на пластину из текстолита и вывел наружу. Нужен для регулировки силы выходного тока за счёт повышения напряжения на выходе, короче, чем больше ёмкость аккумулятора, тем сильнее крутим ручку вправо.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

Когда я все собрал, провода закрепил термоклеем. Вот такое вот получилось зарядное устройство. Теперь у вас не будет проблем с зарядкой аккумулятора.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из блока питания компьютера.

Здравствуйте, дорогие дамы и уважаемые господа!

   На этой странице я вкратце расскажу Вам о том, как своими руками переделать блок питания персонального компьютера в зарядное устройство для автомобильных (и не только) аккумуляторов.

   Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов должно обладать следующим свойством: максимальное напряжение, подводимое к аккумулятору — не более 14.4В, максимальный зарядный ток — определяется возможностями самого устройства. Именно такой способ зарядки реализуется на борту автомобиля (от генератора) в штатном режиме работы электросистемы автомобиля.

   Однако, в отличие от материалов из этой статьи, мною была избрана концепция максимальной простоты доработок без использования самодельных печатных плат, транзисторов и прочих «наворотов».

   Блок питания для переделки подарил мне друг, сам он его нашел где-то у себя на работе. Из надписи на этикетке можно было разобрать, что полная мощность данного блока питания составляет 230Вт, но по каналу 12В можно потреблять ток не более 8А. Вскрыв этот блок питания я обнаружил, что в нем нет микросхемы с цифрами «494» (как то было описано в предлагаемой выше статье), а основой его является микросхема UC3843. Однако, эта микросхема включена не по типовой схеме и используется только как генератор импульсов и драйвер силового транзистора с функцией защиты от сверхтоков, а функции регулятора напряжения на выходных каналах блока питания возложены на микросхему TL431, установленную на дополнительной плате:

 На этой же дополнительной плате установлен подстроечный резистор, позволяющий отрегулировать выходное напряжение в узком диапазоне.

   Итак, для переделки этого блока питания в зарядное устройство, сперва необходимо убрать все лишнее. Лишним является:

   1. Переключатель 220 / 110В с его проводами. Эти провода просто нужно отпаять от платы. При этом наш блок всегда будет работать от напряжения 220В, что устраняет опасность его сжечь при случайном переключении этого переключателя в положение 110В;

   2. Все выходные провода, за исключением одного пучка черных проводов (в пучке 4 провода) — это 0В или «общий», и одного пучка желтых проводов (в пучке 2 провода) — это «+».

Теперь необходимо сделать так, чтобы наш блок работал всегда, если включен в сеть (по умолчанию он работает только если замкнуть нужные провода в выходном пучке проводов), а также устранить действие защиты по перенапряжению, которая отключает блок, если выходное напряжение станет ВЫШЕ некоторого заданного предела. Сделать это необходимо потому, что нам нужно получить на выходе 14.4В (вместо 12), что воспринимается встроенными защитами блока как перенапряжение и он отключается.

   Как оказалось, и сигнал «включение-отключение», и сигнал действия защиты по перенапряжению проходит через один и тот же оптрон, которых всего три — они связывают выходную (низковольтную) и входную (высоковольтную) части блока питания. Итак, чтобы блок всегда работал и был нечувствителен к перенапряжениям на выходе, необходимо замкнуть контакты нужного оптрона перемычкой из припоя (т. е. состояние этого оптрона будет «всегда включен»):

Теперь блок питания будет работать всегда, когда он подключен к сети и независимо от того, какое напряжение мы сделаем у него на выходе.

   Далее следует установить на выходе блока, там где раньше было 12В, выходное напряжение, равное 14.4В (на холостом ходу). Поскольку только с помощью вращения подстроечного резистора, установленного на дополнительной плате блока питания, не удается установить на выходе 14.4В (он позволяет сделать только что-то где-то около 13В), необходимо заменить резистор, включенный последовательно с подстроечным, на резистор чуть меньшего номинала, а именно 2.7кОм:

 

 Теперь диапазон настройки выходного напряжения сместился в большую сторону и стало возможным установить на выходе 14.4В.

   Затем, необходимо удалить транзистор, находящийся радом с микросхемой TL431. Назначение этого транзистора неизвестно, но включен он так, что имеет возможность препятствовать работе микросхемы TL431, т. е. препятствовать стабилизации выходного напряжения на заданном уровне. Этот транзистор находился вот на этом месте:

 Далее, чтобы выходное напряжение было более стабильным на холостом ходу, необходимо добавить небольшую нагрузку на выход блока по каналу +12В (который у нас будет +14.4В), и по каналу +5В (который у нас не используется). В качестве нагрузки по каналу +12В (+14.4) применен резистор 200 Ом 2Вт, а по каналу +5В — резистор 68 Ом 0.5Вт (на фото не виден, т. к. находится за дополнительной платой):

Только после установки этих резисторов, следует отрегулировать выходное напряжением на холостом ходу (без нагрузки) на уровне 14.4В.

   Теперь необходимо ограничить выходной ток на допустимом для данного блока питания уровне (т. е. порядка 8А). Достигается это путем увеличения номинала резистора в первичной цепи силового трансформатора, используемого как датчик перегрузки. Для ограничения выходного тока на уровне 8…10А этот резистор необходимо заменить на резистор 0.47Ом 1Вт:

 

 После такой замены выходной ток не превысит 8…10А даже если мы замкнем накоротко выходные провода.

   Наконец, необходимо добавить часть схемы, которая будет защищать блок от подключения аккумулятора обратной полярностью (это единственная «самодельная» часть схемы). Для этого потребуется обычное автомобильное реле на 12В (с четырьмя контактами) и два диода на ток 1А (я использовал диоды 1N4007). Кроме того, для индикации того факта, что аккумулятор подключен и заряжается, потребуется светодиод в корпусе для установки на панель (зеленый) и резистор 1кОм 0.5Вт. Схема должна быть такая:

Работает следующим образом: когда к выходу подключается аккумулятор правильной полярностью, реле срабатывает за счет энергии, оставшейся в аккумуляторе, а после его срабатывания аккумулятор начинает заряжатся от блока питания через замкнутый контакт этого реле, о чем сигнализирует зажженный светодиод. Диод, включенный параллельно катушке реле, нужен для предотвращения перенапряжений на этой катушке при ее отключении, возникающих за счет ЭДС самоиндукции.

   Реле приклеивается к радиатору блока питания с помощью силиконового герметика (силиконового — потому что он остается эластичным после «засыхания» и хорошо выдерживает термические нагрузки, т. е. сжатие-расширение при нагревании-охлаждении), а после «засыхания» герметика на контакты реле монтируются остальные компоненты:

Провода к аккумулятору выбраны гибкие, с сечением 2.5мм2, имеют длину примерно 1 метр и оканчиваются «крокодилами» для подключения к аккумулятору. Для закрепления этих проводов в корпусе прибора использованы две нейлоновые стяжки, продетые в отверстия радиатора (отверстия в радиаторе необходимо предварительно просверлить).

   Вот, собственно, и все:

 

В заключении, с корпуса блока питания были удалены все этикетки и наклеена самодельная наклейка с новыми характеристиками прибора:

 К недостаткам полученного зарядного устройства следует отнести отсутствие какой-либо индикации степени заряженности аккумулятора, что вносит неясность — заряжен аккумулятор или нет? Однако, на практике установлено, что за сутки (24 часа) обычный автомобильный аккумулятор емкостью 55А·ч успевает полностью зарядится.

   К достоинствам можно отнести то, что с данным зарядным устройством аккумулятор может сколь угодно долго «стоять на зарядке» и ничего страшного при этом не произойдет — аккумулятор будет заряжен, но не «перезарядится» и не испортится.

Заметки для мастера — ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ИЗ КОМПЬЮТЕРНОГО БП


 

Тема, в постройке зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, еще многим остается актуальна и на просторах интернета можно найти много информации по ней. Хочу поделится одним из проверенным и простым способом в его постройке, точнее доработки компьютерного блока питания (идея не новая и взята еще из журналов »Радио»). Что касается некоторой теории, о том как правильно заряжать АКБ, рекомендую очень интересную книжку «Зарядные устройства-1» авторы Ходасевич А.Г., Ходасевич Т.И., стр. 7-9.
Для начала, нам нужен рабочий компьютерный блок питания, модель которого должна соответствовать как на рисунке ниже, мощностью от 250 Ватт и выше.

Почему именно такой БП? Схемные решения во всех моделях компьютерных блоков питания разные и не всегда получается добиться желаемого результата с какой либо другой имеющейся платой, поэтому наша переделка основана на конкретно указанной с минимальными изменениями.
Для начала проверяем аппарат на работоспособность. Делаем перемычку из проволоки и ставим ее на зеленый и черный провод широкого разъема, а затем уже включаем в сеть 220В.

Блок питания должен заработать. Меряем напряжение на жёлтом и черном проводах, оно должно быть 12В.


Для регулировки тока, понадобится переменный резистор номиналом 33 кОм любой мощности, допускается + — пару кОм. Штатный электролитический конденсатор (шина 12В) для надежности, желательно поменять на 25В, так как он, все-таки, рассчитан на 16В. Амперметр используем компактный — готовый или самодельный с рассчитанным шунтом на 10 А.

Два компьютерных силовых кабеля.


Разбираем корпус, вытаскиваем плату. Обращаем внимание на микросхему, она должна быть серии TL494 или ее аналог КА7500.
Следующий этап: выпаиваем все ненужные провода, кроме зеленого, одного красного (5 вольт) и черного (минусовая шина).
Ищем конденсатор 12 Вольтовой шины (желтый провод) и перепаиваем на наш с большим напряжением.


Зеленый провод запаиваем на общую минусовую шину (черные провода).


Запаиваем красный и синий провода большего сечения на + 12В и -12В и оставляем небольшой запас их длинны. В дальнейшем один провод пойдет на амперметр, второй на разъем »папа».
На крайние выводы переменного резистора запаиваются черный и красный провод. От среднего вывода, контакт ведет на первую ножку микросхемы.

 


Теперь можно провести первую проверку: для этого ставим резистор в среднее положение, и включаем блок питания. БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, НА ПЛАТЕ ПРИСУТСТВУЕТ ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ!!!

Замеряем напряжение и плавно крутим ползунок по часовой стрелки. В крайнем положении оно, в идеальном варианте, должно быть где-то 15 В, однако может быть и меньше. Если напряжение вместо увеличения уменьшается, то меняем местами контакты чёрного и красного проводов на резисторе. Обращаю внимание на то, что если резистор скрутить в сторону меньшего напряжения, при вольтаже ниже 10В, блок выключится, то есть войдет в защиту. Что бы его повторно запустить нужно выключить питание и подождать несколько секунд.

Если появится желание, выходное напряжение зарядного устройства можно повысить и до 18В, для этого достаточно найти на плате и выпаять стабилитрон Z1. Местонахождение элемента находится около питания вентилятора.


Амперметр подключается в разрыв плюсового или минусового проводника.
Перед окончательным монтажом желательно проверить устройство под нагрузкой. Для эксперимента, подключаем автомобильную лампочку на 12В, можно рабочий аккумулятор от UPS или т.п.
Правильно подключенный амперметр отклонится на какое-то значение силы тока.
Далее идет сборка платы в корпус, его оформление может быть произвольным. В моем варианте 220В идет на разъем »мама», а плюс и минус на »папа». Для питания блока, использую готовый шнур с вилкой, а кабель для зарядки АКБ, следует доработать с добавлением клеммных зажимов. Обязательно проверьте полярность.
Такой способ постройки не требует каких либо особых серьезных доработок, однако в нем есть свои плюсы и минусы.
Минусы: следует избегать короткого замыкания между клеммами ЗУ, хотя блок с защитой, однако не рекомендую этого делать. Регулировка тока не всегда в широком диапазоне.
Плюсы: компактный, большая отдача тока (особенности данной модели блока питания), автоматический, не боится перепадов напряжения в сети, простейший в постройке, эффективно охлаждается, легкий и компактный. 

Оксема О.

г. Ужгород

Статистика

Онлайн всего: 2

Гостей: 2

Пользователей: 0

Зарядное устройство для АКБ из компьютерного блока питания.

Для переделки нам понадобится блок питания ATX, желательно 300 Вт.

БП от ПК выполнен на известной для серии блоков питания микросхеме TL494, что дает возможность его без проблем переделать в зарядное устройство. И так, рассказываем о типовых изменениях:

Алгоритм переделки следующий:
1. Очищаем блок питания от пыли. Можно пылесосом, можно продуть компрессором, у кого что под рукой.
2. Проверяем его работоспособность. Для этого в широком разъеме, который идет к материнской плате компьютера необходимо найти зеленый провод и перемкнуть его на минус (черный провод), после включить блок питания в сеть и проверить выходные напряжения. Если напряжения(+5В, +12В) в норме переходим к пункту 3.
3. Отключаем блок питания от сети, достаем печатную плату.
4. Выпаиваем лишние провода, на плате припаиваем перемычку зеленого провода и минуса.
5. Находим на ней микросхему TL494, может быть аналог KA7500.

Отпаиваем все элементы от выводов микросхемы №1, 4, 13, 14, 15, 16. На выводах 2 и 3 должны остаться резистор и конденсатор, все остальное тоже выпаиваем. Часто 15-14 ножки микросхемы находятся вместе на одной дорожке, их надо разрезать. Можно ножом перерезать лишние дорожки, это лучше избавит от ошибок монтажа.
6. Далее собираем схему доработки.

Резистор R12 можно выполнить куском толстого медного провода, но лучше взять набор 10 Вт резисторов, соединенных параллельно или шунт от мультиметра. Если будите ставить амперметр, то можно припаятся к шунту. Тут следует отметить, что провод от 16 ножки должен быть на минусе нагрузки блока питания а не на общей массе блока питания! От этого зависит правильность работы токовой защиты.
7. После монтажа, последовательно к блоку по сети питания подключаем лампочку накаливания, 40-75 Вт, 220В. Это необходимо чтоб не сжечь выходные транзисторы при ошибке монтажа. И включаем блок в сеть. При первом включении лампочка должна мигнуть и погаснуть, вентилятор должен работать. Если все нормально, переходим к пункту 8.
8. Переменным резистором R10 выставляем выходное напряжение 14,6 В. Далее подключаем на выход автомобильную лампочку 12 В, 55 Вт и выставляем ток, так чтоб блок не отключался при подключении нагрузки до 5 А, и отключался при нагрузке более 5 А. Значение тока может быть разным, в зависимости от габаритов импульсного трансформатора, выходных транзисторов и т.д…В среднем для ЗУ пойдет и 5 А.
9. Припаиваем клеммы и идем тестить к аккумулятору. По мере заряда аккумулятора ток заряда должен уменьшатся, а напряжение быть более менее стабильным. Окончание заряда будет когда ток уменьшится до нуля.

АмперВольтм-метр подключается так:

Вот что получилось.

Источник: drive2.ru.

 

зарядка автомобильного аккумулятора от блока питания компьютера

Большое спасибо, ребята, за вашу помощь,
, теперь мне нужно знать, регулирую ли я выходное напряжение источника питания на 13,4 или 13,8 вместо 12
и подключаю его к автомобильному аккумулятору.
, он будет заряжать его или нет.
, и очень просто объясните мне, пожалуйста, почему блок питания после модификации, выдающий 13,4 В при 33 А, не считается приличным зарядным устройством? !!
, если у вас есть необходимое напряжение и сила тока, что может пойти не так и как это может повлиять на срок службы батареи ?!


Друг мой, ничто не заменит хороший трансформатор.Свитчеры хороши до тех пор, пока не перестанут работать, потому что сгорела какая-то деталь. Если у вас есть подходящие напряжение и сила тока, вы можете зарядить аккумулятор. Я говорю в контексте надежности и долговечности конструкции. Хорошие зарядные устройства с трансформаторами можно передавать от поколения к поколению пользователей, но коммутатор будет работать до тех пор, пока не остановится какой-нибудь вентилятор из-за плохого качества или пыли. Пожалуйста, не поймите меня неправильно, я просто хочу сэкономить ваше время и деньги.

Посмотрите этот проект:

Контроллер заряда для свинцово-кислотных аккумуляторов 12 В или аккумуляторов SLA
https: // electronicsewhere.blogspot.com/2012/04/charge-controller-for-12v-lead-acid-or.html

У вас есть исходный код, и вы можете регулировать токи или функции зарядного устройства в соответствии с вашими потребностями.

Второй проект:

A Зарядное устройство для аккумуляторов Deep-Cycle 12V (проект не для батареи глубокого цикла, они просто так называют проект. Вы можете регулировать токи в фазах зарядки, по умолчанию проект достигает 16A)
https://www.siliconchip.com.au/cms/A_103191/article.html

У вас есть исходный код, и вы можете регулировать токи или функции зарядного устройства в соответствии с вашими потребностями.

Вы понимаете, что я не могу разместить весь проект на форуме.

Простое и дешевое решение:

Зарядное устройство с использованием LM338K (корпус TO-3) ограничено током до 5 А
Вы можете установить плавающее напряжение 13,5 В 13,8 В в зависимости от температуры, ток ограничен внутри LM338K . Конденсатор 4700uF не нужен, замените его на 220uF-330uF.

Пример для тока до 10 А вы можете увидеть здесь:
https://wiringschematic.net/lm338-based-1-20v-10a-adjustable-dc-power-supply-wiring/

Вы можете даже сделать небольшие интеллектуальные улучшения этого зарядного устройства с выбором резисторов вручную или каким-либо контроллером или микроконтроллером и тем самым выбрать выходное напряжение для зарядки.

или посмотрите этот проект:

AVR450: Зарядное устройство для SLA, NiCd, NiMH и Li-Ion аккумуляторов
https: // www.atmel.com/Images/doc1659.pdf

Есть множество проектов и дизайнов, я не могу опубликовать их много из-за правил и авторских прав, но ваша клавиатура встает между вами и Интернетом и полем поиска Google ….

Мой совет по безопасности специально для зарядных устройств:
Когда вы делаете зарядные устройства для аккумуляторов LA, убедитесь, что они безопасны, и что их можно оставить без присмотра долгое время, чтобы зарядные устройства имели полный контроль над запуском и остановом, а также с напряжением и напряжением. Текущий.Детали должны иметь размеры, подходящие для работы, и всегда использовать хорошие детали. Печатная плата должна быть защищена вместе с частями на ней защитным покрытием, чтобы избежать попадания влаги, кислоты и других веществ, которые могут разрушить печатную плату, дорожки и детали на ней. Используйте металлический корпус для зарядного устройства с температурной защитой, также хороши предохранитель и варистор.

: wink:

ATX PSU преобразован в автомобильное зарядное устройство — часть 1

Несколько месяцев назад мой друг подарил мне материнскую плату старого неисправного блока питания ATX, чтобы я мог использовать ее в качестве источника запчастей.Все это была только заполненная печатная плата. Без крышек, без охлаждающего вентилятора и т. Д.

Ну, несколько дней назад мне позвонил мой младший брат Аристос. Он рассказывал мне о некоторых проблемах, которые у него были с его машиной, в частности, с неисправным переключателем, который недавно оставил его с полностью разряженной батареей рано утром, когда ему нужно было уйти на работу … Во время обсуждения он начал спрашивать меня о подробности, чтобы он определился с покупкой хорошего автомобильного зарядного устройства. Тогда у меня возникла идея! Чтобы увидеть, что не так с той печатной платой, которая у меня была в наличии, и вместо того, чтобы использовать ее в качестве источника запчастей, я мог бы восстановить ее, а затем модифицировать, сделав из нее автомобильное зарядное устройство на 12 В для моего брата.

Вы можете увидеть эту печатную плату ниже:

Я нашел все эти недостающие части из того, что у меня было утилизировано, и мне удалось восстановить их до приемлемого окончательного вида блока питания после ремонта и модификации.

Ниже вы можете увидеть его окончательную форму после завершения всех работ по модификации.

Когда я начал его устранять, я заметил, что предохранитель не поврежден. Это были хорошие новости, так как я понял, что у него проблема «не запускается».

Пока мне очень повезло, и теперь все стало намного проще. У меня уже были хорошие новости, что первичные переключатели были целы. Тем не менее я обычно доказывал это, проводя статические измерения на них. Все было в идеальной форме, как я и ожидал.

Я продолжил быструю проверку полупроводников вторичной обмотки, не ожидая снова найти там что-нибудь не так. Просто для подтверждения того, что эта сторона тоже исправна. Кроме того, я «просканировал» все электролитические крышки на предмет плохого СОЭ.Проблем не обнаружено.

Настало время динамических проверок. Я подключил «мягкий предохранитель» (контрольную лампу) последовательно к входу сети и включил его в сеть. Я видел только короткое свечение лампы и ничего. Это тоже хороший знак. Затем я проверил резервный источник питания, эти 5 В на фиолетовом кабеле, и это тоже было нормально.

Следующие ниже тесты напряжения, которые я проводил для выпрямления и фильтрации сети, были в порядке, мой вспомогательный (резервный) блок питания был уже в порядке, и напряжение на ИС ШИМ-модулятора было, но при попытке подать питание на его выходах не было сигнала управляют силовыми транзисторами.

В этом блоке питания используется микросхема ШИМ TL494, хорошо известная уже несколько десятилетий. Насколько я помню, впервые я увидел эту микросхему еще в начале восьмидесятых. В то время я присоединился к обслуживающему персоналу Panasonic здесь, в Афинах, Греция. Фактическая ИС была эквивалентной версией того TL494. Это был μPC494 японской компании NEC. В то время я был настолько поражен тем, как работает этот блок питания после того, как я его отремонтировал, что купил несколько частей этого чипа, чтобы начать с ним экспериментировать … Первая любовь … никогда не забытый … Этот чип познакомил меня с магией мир SMPS … Это были времена …

Итак, теперь я очень хорошо знал, что мне делать дальше.Я проверил все напряжения на контактах этой ИС, чтобы определить возможное состояние «запрета вывода». По замерам ничего существенного не обнаружено. Частота пилообразного генератора была на месте, но «опорный сигнал 5 В» отсутствовал, и на его выходах не было активности. Так что решение было легким. Эту микросхему следует заменить. Действительно, после замены и повторного подключения блока питания к сети (после перемычки свободных клемм зеленого кабеля с черным на конце разъема материнской платы, что соответствует команде запуска) вентилятор, который я уже подключил к нему, начал вращаться.Признак того, что реставрация уже сделана, присутствовало. Я также доказал это, измерив его выходные напряжения, которые были на правильном уровне.

Кроме того, поскольку у меня не было дальнейшего намерения использовать этот блок питания для питания компьютера хотя бы один раз, и чтобы упростить работу в случае его возможного нового ремонта в будущем, я решил снимите его, удалив все ненужное с вторичной стороны печатной платы. Другими словами, я удалил все компоненты, связанные с выходами + 5V и + 3,3V, а также все, что с ними связано, и сохранил эти компоненты в качестве запасных частей для будущего ремонта.Я оставил там только выходную схему + 12В.

Вы можете увидеть почти голую вторичную сторону печатной платы вместе с компонентами, которые я удалил, ниже:

Однако мне нужно было решить две основные проблемы. Первым было выходное напряжение.

Как известно, для зарядки автомобильного аккумулятора на 12 В требуется немного более высокое напряжение, чем это. В остальном зарядки вообще нет. Типичное напряжение, используемое в автомобилях, составляет 14,4 В. Для автономного использования (поддержание постоянного заряда батареи в течение долгого времени в режиме ожидания) типичное напряжение составляет 13,5 В.Итак, мне пришлось увеличить выходное напряжение этого БП…

А вот мой брат был очень требователен! Ему нужна была не только функция ускоренного заряда, но и «поддерживающая» или «плавающая». Поэтому мне пришлось учесть это требование и предоставить ему два переключаемых выходных напряжения. Один для ускоренного заряда, который я решил составлять 14,7 В, а другой, для плавающей функции, на 13,2 В.

Вторая проблема, которую необходимо было решить, заключалась в очевидной необходимости включения в него защиты по ограничению тока, которая защищала бы его от перегрузки, а также от случайного короткого замыкания зажимов выходного кабеля перед их подключением к заряжаемой батарее.Изначально этот БП не имел такой схемы защиты ни на одном из своих выходов. Это объясняет причину мгновенного выхода из строя различных силовых полупроводников, когда эти дешёвые блоки питания либо превышают максимальную выходную мощность, либо, особенно, когда их выходы подвергаются короткому замыканию.

Нажмите ЗДЕСЬ , чтобы перейти к Части 2

Эта статья была подготовлена ​​для вас Пэрис Азис из Афин, Греция. Ему 59 лет, и у него более 30 лет опыта в ремонте электроники, как бытовой, так и промышленной электроники.Он начал как любитель в возрасте 12 лет и закончил свою профессиональную карьеру старшим техником-электронщиком. Он был специалистом по всему спектру ремонта бытовой электроники (: вентильные радио и ТВ-приемники, транзисторные цветные ЭЛТ-телевизоры, аудиоусилители, катушечные и кассетные магнитофоны, автоответчики и телефакс, электрические утюги, микроволновые печи и т. Д.) сначала работал в официальных сервисных отделах National-Panasonic, а затем в JVC, в их помещениях в Афинах.

Затем он присоединился к телекоммуникационной отрасли, проработав в течение 20 лет техником по технической поддержке в секторе DMR (: станции передачи цифрового микроволнового радио), закончив свою карьеру в этой сфере. Теперь он снова любитель!

Пожалуйста, поддержите, нажав на кнопки социальных сетей ниже. Ваш отзыв о посте приветствуется. Пожалуйста, оставьте это в комментариях.

P.S- Если вам понравилось это читать, нажмите здесь , чтобы подписаться на мой блог (бесплатная подписка). Так вы никогда не пропустите сообщение . Вы также можете переслать ссылку на этот сайт своим друзьям и коллегам — спасибо!

Понравилось (83) Не понравилось (1)

батарей — Зарядка аккумулятора от компьютерного блока питания?

батареи — Зарядка батареи от компьютерного блока питания? — Обмен электротехнического стека
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Зарегистрироваться

Electrical Engineering Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для профессионалов в области электроники и электротехники, студентов и энтузиастов.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 21к раз

\ $ \ begingroup \ $

У меня новый компьютерный блок питания ATX мощностью 600 Вт.Я соединил зеленый и черный провода вместе, чтобы источник питания включался при подключении к розетке. Я хотел зарядить свою пустую батарею на 12 В постоянного тока, не нанося ей повреждений «или не перегревая ее с помощью блока питания». Я знаю цветовые коды блоков питания ATX (черный = земля / 0 В, оранжевый = 3,3 В, красный = 5 В, желтый = 12 В). Я видел, как некоторые люди использовали контроллер, чтобы «ограничить передачу». Я не хочу повредить аккумулятор или блок питания для использования в будущем. Поскольку у меня нет мультиметра … РЕДАКТИРОВАТЬ: Я забыл упомянуть, что я подключил желтый (12 В) от БП к «+» на батарее, а черный (земля / 0 В) от БП к «-» на батарее.Вопрос: Правильно ли я сделал?

Создан 01 июл.

ОмегаЭкстерн

13111 золотой знак11 серебряных знаков44 бронзовых знака

\ $ \ endgroup \ $ 2 \ $ \ begingroup \ $
  1. Аккумулятор с номинальным напряжением 12 В обычно заряжается чуть более высоким напряжением.Если это свинцово-кислотный аккумулятор — это напряжение должно быть 13,8 — 14,4 В.

  2. Блок питания компьютера определенно не предназначен для подключения к батарее. Частично разряженный аккумулятор 12 В может иметь напряжение выше 12 В. Если подключить его к блоку питания компьютера — можно питать блок питания энергией. Блок питания «увидит» слишком высокое напряжение на своем выходе и попытается снизить его до 12 В. В зависимости от конструкции этого блока питания могут случиться неприятности.

  3. В любом случае вам понадобится схема для ограничения тока или схема зарядки аккумулятора.В зависимости от типа и размера батареи вы, вероятно, повредите батарею или блок питания. Аккумулятор может даже взорваться, поэтому никогда не пытайтесь зарядить его, если не можете измерить ток.

  4. Многие (если не все) компьютерные блоки питания не могут работать без минимальной нагрузки. Запрещается включать питание компьютера без нагрузки.

Если у вас нет мультиметра и вообще нет опыта работы с электроникой — я бы порекомендовал вам купить зарядное устройство для этого конкретного типа (химического состава) и размера батареи.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *