Site Loader

Закон Ома. Физика. 8 класс. Разработка урока

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • образовательные: установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка, сформулировать закон Ома для участка цепи, научиться применять его при решении задач;
  • развивающие: развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
  • воспитательные: воспитывать чувство уважения к товарищу при работе в группах, учащиеся должны убедиться в том, что: законы физики являются отражением тех связей, которые существуют в природе.

Задачи (шаги, с помощью которых достигаются цели урока):

  • усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
  • усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
  • знать закон Ома для участка цепи;
  • уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
  • уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
  • уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
  • отрабатывать навыки проверки размерности;
  • отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.

Использованные источники (книги с указанием автора, названия, издательства, года издания; ссылки на сайты, с которых была взята информация для урока):

  1. Физика, 8 класс, А. В. Перышкин, М., Дрофа, 2013
  2. Физика – юным, М.: Просвещение, 1980
  3. http://copypast.ru/2009/02/05/forfriend-1-soljonyjj_ogurec__nashe_vsjo.html
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=фото соленых помидор&rpt=simage&p=4&img_url=www.good-cook.ru%2Fi%2Fbig%2F8%2F1%2F813c28ab0918ad33343e242488168abd.jpg&
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=фото%20батарейки8&stype=image&noreask=1&lr=37

Ход урока

1. Актуализация знаний. (Сценка)

1 ученик: «Ура, свобода! Семь уроков закончилось. Пойдем домой»

2 ученик: «Вы сейчас дома что будете делать?»

3 ученик: « Я сяду за компьютер, пока родители не пришли с работы. А то они твердят одно и то же: «Ты уроки делал? На носу экзамены? Как будто мне больше нечем заняться»

1 ученик: «А я обед разогрею в микроволновке. Кушать хочется»

2 ученик: «А я телек посмотрю, а то что – то я сегодня устал»

3 ученик: « Не мудрено, семь уроков!!!Бедные, мы бедные. Все в голове перемешалось: суффикс, алгоритм, биоценоз, дифференциация, интеграция, синтез…»

1 ученик: каждый учитель думает, что его предмет самый важный, вот и требует с нас по полной. А у нас голова то одна»

2 ученик: «Ты прав. Вот сегодня, например, Наталья Викторовна весь урок говорила одно и то же: «Электричество нужно. Электричество важно. Что в нем такого важного и нужного? »

(Далее звучит сообщение о том, что из-за непогоды произошел обрыв проводов и приостановлена подача электричества)

1 ученик: «Что же мы теперь будем делать? Я кушать хочу!

2 ученик: «А я теперь на новый уровень в игре не пройду»

3 ученик: «И телевизор не посмотришь. Серию любимого сериала пропущу»

2. Проверка знаний

№1. На рисунке 1 изображены условные обозначения, применяемые на схемах. Каким номером обозначены?

  • пересечение проводов ключ?
  • электрический звонок
  • плавкий предохранитель
  • соединение проводов?

1. Первым.

2. Вторым

3. Третьим

4. Четвертым 

5. Пятым

Условные обозначения


Какое слово лишнее в цепочке слов: источник тока, соленый огурец, соленый помидор? (Лишнего слова нет. Это все источники тока. Демонстрация действия источников)

№2. Из каких частей состоит электрическая цепь, изображенная на рисунке?

Электрическая цепь

1.Элемент, выключатель, лампа, провода.

2. Батарея элементов, звонок, выключатель, провода.

3. Батарея элементов, лампа, выключатель, провода.

 По истечении времени, отведенного для выполнения проверочной работы, учитель собирает карточки и ответы учащихся.

3. Актуализация опорных знаний

№3. А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей.

Перед вами две схемы

Две схемы

1. Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1)

Ответ учащихся.

Эталон ответа. Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества .

Учитель. А чем проводники отличаются от непроводников или изоляторов?

Ответ учащихся.

Эталон ответа. Проводники – такие тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. А в изоляторах такие переходы невозможны, и лампа загорается.

Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, устранив разрыв, демонстрирует правильный ответ. Лампа загорается.

2. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2)

Ответ учащихся.

Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле. Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток. Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит.

Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, подсоединив к цепи источник тока, демонстрирует правильный ответ.

№4. Где надо расположить источник тока, чтобы при замыкании ключа К1 зазвенел звонок, а при замыкании ключа К2 загорелась лампа? (Рис. 3)

Рис. 3 и 4

Ответ учащихся.

Эталон ответа. Источник тока необходимо располагать параллельно ветвям, содержащим звонок и лампочку.

4. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

  1. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
  2. Закон Ома.
  3. Применение закона Ома.

А). Электрический ток в цепи – это направленное движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем и больше сила тока в цепи. Но действие поля характеризуется напряжением. Поэтому можно предположить, что сила тока зависит от напряжения. Эту зависимость можно установить экспериментально.

Эксперимент показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем. Эту зависимость желательно проиллюстрировать графически – построить график зависимости I = f(U).

Б). Закон Ома для участка цепи можно установить экспериментально:

Формула

Существует много описаний соответствующих опытов и установок, которые можно сгруппировать следующим образом:

а) опыты с установкой, в которой осуществляется замена резисторов;

б) опыты с демонстрационным магазином сопротивлений;

в) опыты с демонстрационным реохордом.

Во всех этих опытах применяют демонстрационные амперметр и вольтметр. Работу проводят в группах в два этапа. Сначала устанавливают зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на данном участке цепи. По результатам этого опыта обнаруживают обратно пропорциональную зависимость силы тока от сопротивления проводника:

Формула

На втором этапе, не меняя сопротивления, измеряют силу тока при разных значениях напряжения на данном участке цепи. По результатам этого опыта устанавливают прямую пропорциональную зависимость силы тока от напряжения:

I ~ U

Результаты обоих опытов обобщают и формулируют закон Ома для участка цепи:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональнa его сопротивлению.

В). Применение закона Ома.

После установления закона Ома целесообразно закрепить его понимание решением соответствующих задач. Учащиеся должны из закона Ома Формула

 получать производные формулы: Формула и U = I · R.

Кроме того, необходимо научить учащихся решать комбинированные задачи с использованием зависимостей Формула

5. Решение задач

Для самостоятельного решения в классе можно предложить следующие несложные задачи:

Задача 1 (устно)

Какое напряжение надо создать на концах проводника, сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А? (Ответ: 10В)

Задача 2

На цоколе электрической лампы написано 3,5 В; 0,28 А. Что это значит?

Найдите сопротивление спирали лампы. (Ответ:12.5Ом )

Задача 3

При напряжении 220 В сила тока в резисторе равна 5 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В? (Ответ: 44 Ом; 4.5 А )

6. Защита творческих проектов

За 2-3 недели до проведения мероприятия класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: выполнить проект в виде макета. На макете может быть изготовлено то, что интересует больше всего ее членов. Например, спортивный зал или красивый уголок парка. Обязательное условие – использовать в проекте электрические цепи.

Настал момент, когда каждая группа может продемонстрировать домашнее задание (3 группы.)

Фото

А сейчас мне хотелось бы вспомнить об одном ученом.

Конец XVIII века, Франция, город Лион, дом одного из коммерсантов. Немного странно, но все же заглянем внутрь. В библиотеке мы видим 14-летнего мальчика. Он в совершенстве владеет латынью, очень много времени проводит за книгами, и уже успел изучить 20-томовую энциклопедию Дидро и Даламбера. Не посещая школу, этот мальчик смог получить всестороннее образование, благодаря огромному трудолюбию и настойчивости. Этому мальчику предстоит вскоре стать всемирно известным ученым. Кто же это? И какое отношение он имеет к нам, а также империи тока.

О каком ученом идет речь?

Этим ученым является АНДРЕ-МАРИ АМПЕР.

А вспомнила я о нем не только потому, что он имеет непосредственное отношение к электричеству, но и для того, чтобы обратить ваше внимание на целеустремленность подростка, огромное желание приобретать знания. В наше время для вас созданы все условия для успешного обучения, поэтому мне хотелось Вам, мои ученики, пожелать воспитать в себе целеустремленность в достижении поставленных целей и огромного трудолюбия.

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси, персидский поэт,
940-1030 гг.

Домашнее задание:

  1. § 42, 44 учебника; вопросы и задания к параграфам.
  2. Выполнить упражнение 19 (1-4), с. 102-103 учебника.

Конспект по физике на тему «Закон Ома «

МБОУ «СОШ-№20»

Электрическое сопротивление, закон Ома для участка цепи.

Разработчик:

Учитель физики

Сангаджиев В.Н.

Г.Элиста

Электрическое сопротивление, закон Ома для участка цепи.

Цель: Ознакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной, объяснить природу электрического сопротивления на основании электронной теории, установить зависимость между слой тока, напряжением на однородном участке цепи и сопротивлением этого участка.

Тип урока: комбинированный

Дата проведения:

Задачи урока:

Воспитательная:

стимулировать учащихся к работе на уроке, Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика», продолжать развивать навыки грамотной, монологической и диалогической речи учащихся с использованием физических терминов. Содействовать развитию у детей умения общаться, приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, формировать навыки коллективной работы, продолжить работу по развитию внимания учащихся, самостоятельности и целеустремлённости в достижении поставленных целей.

Развивать физическое мировоззрение, воспитывать в учениках уважение к учёным в области физики.

Развивающие: содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познаваемом объекте: определении понятий ток, сила тока, напряжение. Продолжать развивать умение учащихся проводить анализ и оценку работы одноклассников, способствовать развитию познавательной компетентности: обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельность; продолжать работу по развитию умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты эксперимента;

продолжить формирование у школьников умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме.

Образовательные:

Обеспечить проверку и оценку знаний учащихся по теме напряжение, сила тока, необходимых для успешного изучения нового материала.

Ознакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной, объяснить природу электрического сопротивления на основании электронной теории.

Организовать деятельность школьников по самостоятельному анализу и обобщению полученных знаний: опытным путём установить взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления:

1. Опытным путём установить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника при постоянном сопротивлении.

2. Опытным путём установить, что сила тока обратно пропорциональна сопротивлению на концах проводника при постоянном напряжении.

Сформулировать совместно с учащимися закон Ома для участка цепи и вывести его математическую запись. организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению закона Ома для участка цепи,

продолжать формировать практические навыки и умения учащихся решать задачи.

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь.

2. Актуализация опорных знаний учащихся, постановка целей.

Сегодня нам с вами предстоит проделать большую работу. Познакомиться с новой физической величиной –электрическим сопротивлением и продолжить изучать электрический ток.

Но перед тем как приступить к работе, давайте вспомним ранее изученный материал.

  • Дайте определение понятия ток.

  • Что такое сила тока?

  • Назовите единицу измерения силы тока.

  • Каким прибором измеряют силу тока?

  • Дайте определение напряжения.

  • Назовите единицу измерения напряжения.

  • Каким прибором измеряют напряжение?

Молодцы. А теперь открываем тетрадочки, записываем число и тему урока «Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи».

3. Объяснение нового материала.

А сейчас давайте представим себе как вода течёт по трубам. Трубы могут быть длинные, а могут быть и короткие, могут быть широкие, а могут быть узкие, могут быть гладкие или шероховатые. Когда вода протекает по ним, она испытывает «трение» о их стенки, то есть трубы препятствуют прохождению воды и в зависимости от размера труб, от того из какого материала они сделаны, вода будет течь по ним либо быстрее, либо медленнее. Точно также происходит протекание тока в металлах.

Все мы знаем, что ток – это упорядоченное движение заряженных частиц – электронов.

Показываю модель кристаллической решётки и имитирую процесс прохождения тока через неё.

Ток – это наша вода в трубах, а проводники – это и есть трубы.

Все металлы обладают кристаллическим строением. Кристаллическая решётка состоит из ионов. Когда ток течёт по проводнику он, как бы, протискивается сквозь кристаллическую решётку. И в этот момент электроны начинают взаимодействовать с ионами кристаллической решётки металла. Ток начинает испытывать своеобразное «трение»проходя сквозь решётку, протекать току становится труднее. При этом движение электронов замедляется, а поэтому за 1 секунду сквозь поперечное сечение проводника пройдёт меньшее число электронов.

Такое свойство металлов – ограничивать силу тока, препятствовать его прохождению, и называют электрическим сопротивлением.

Открываем тетрадочки, записываем тему «Электрическое сопротивление»

Ниже. Электрическое сопротивление – это свойство металлов ограничивать силу тока.

Электрическое сопротивление обозначают буквой R.

А вот в каких единицах измеряют электрическое сопротивление, мы узнаем немного позже, поэтому в тетрадочках оставьте немного места.

Сейчас вы познакомились с ещё одной физической величиной – электрическим сопротивлением.

Хорошо. Скажите, пожалуйста, а какие физические величины из раздела электричество вы уже узнали на предыдущих уроках?

Ученик. Напряжение, силу тока.

Учитель. И так, вы уже изучили напряжение, силу тока, познакомились с сопротивлением. А как вы думаете, связаны ли эти величины между собой?

Совершенно верно. Эти величины связаны. И наша с вами задача выяснить а как же именно?

Для этого нам предстоит мысленно перенестись в XIX век, в Германию, в лабораторию Георга Ома и стать его сотрудникам.

Сегодня вы – экспериментаторы, которые опытным путём устанавливают зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением. Но для начала запомните, чтобы установить зависимость одной величины от другой, все остальные должны быть постоянными.

Для начала определим зависимость силы тока от напряжения. Воспользуемся мультимедийным экспериментом /http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf/

Соберём электрическую цепь, состоящую из вольтметра, амперметра, источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов.

Мы будем устанавливать зависимость силы тока от напряжения. Какая физическая величина при этом должна быть неизменна?

Совершенно верно. Сопротивление.

Как истинные экспериментаторы вы должны не только наблюдать, но и фиксировать свои наблюдения для дальнейшего их осмысления, обобщения и анализа. Для этих целей каждому на парту я выдала таблички, которые по ходу эксперимента вы будете заполнять, положите их перед собой.

Все готовы?

Тогда начинаем.

Выставляю напряжение равное 1,5 В. Чему равна сила тока?

Ученик. 0,1 А

Учитель. Заполняем табличку.

Увеличиваю напряжение до 4,5 В. Что стало с силой тока?

Ученик. Она увеличилась до 0,3 А.

Увеличиваю напряжение до 9 В. Видим, что сила тока увеличилась до 0,6

Присоединяем источник тока с напряжением 12 В. Чему стала равна сила тока?

Совершенно верно, 0,8 А.

Все заполнили табличку?

Теперь для наглядности по данным таблицы построим график зависимости силы тока от напряжения.

hello_html_m35381676.jpg

Видим, что график зависимости силы тока от напряжение – прямая.

Давайте попробуем проанализировать результаты данного опыты. Смотрим на столбик, в котором записано напряжение. Сначала напряжение было равно 1,5 В, затем его увеличили до 4,5 В, то есть увеличили в 3 раза. Все это видят?

Хорошо. А что в это время происходит с силой тока? Анализируем первый столбик.

Вы правы, сила тока тоже увеличилась в 3 раза.

Значит, при увеличении напряжения в 3 раза сила тока тоже увеличилась в 3 раза. Как называется эта зависимость в математике?

Совершенно верно – прямая или линейная.

Делаем вывод:

При постоянном сопротивлении сила тока, протекающая через проводник, прямопропорциональна напряжению на его концах, другими словами, сила тока увеличивается во столько раз, во сколько увеличивается напряжение.

Записываем на листочках под графиком:

При постоянном сопротивлении сила тока в проводнике прямопропорциональна напряжению на концах проводника.

hello_html_mb125181.gif

Теперь посмотрим, как зависит сила тока от сопротивления. Напряжение при этом остаётся неизменным. Результаты эксперимента также будете вносить в табличку.

Вновь обратимся к опыту. Электрическая цепь у нас остаётся той же, но на протяжении всего эксперимента будет неизменным.

Для начала выставлю сопротивление равное 3 . Скажите, чему будет равна сила тока в этом случае?

Ученик: 1,5 А.

Хорошо. Заполняем табличку. Увеличиваю сопротивление до 9. чему равна сила тока?

Ученик:0,5 А.

Увеличиваю сопротивление до 15-ти.

Ученик: Сила тока 0,3 А.

Заканчиваем заполнять табличку и строим график зависимости силы тока от сопротивления.

Видим, что график зависимости силы тока от сопротивления – гипербола.

Проанализируем опыт. Смотрим на табличку. В ходе выполнения эксперимента мы увеличили сопротивление с 3-ч до 9-ти, то есть увеличили сопротивление в 3 раза. Все это видят? Хорошо.

А что же в это время происходило с силой тока? Смотрим на столбик с силой тока. Вы правы, она уменьшилась. И во сколько же раз? Совершенно верно, в 3 раза. Значит, при увеличении сопротивления в 3 раза, сила тока уменьшается в 3 раза. Как называется эта зависимость?

Правильно – обратная.

Делаем вывод:

При постоянном напряжении сила тока, протекающая через проводник обратно пропорциональна сопротивлению проводника, иначе, сила тока уменьшается во столько раз, во сколько раз увеличивается сопротивление.

Записываем под графиком:

При постоянном напряжении сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

hello_html_1ddd160c.gif

Сейчас, используя результаты проведённых опытов, установим зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.

Вспоминаем, при постоянном напряжении какая зависимость между силой тока и сопротивлением?

Верно, обратная.

А какая зависимость между силой тока и напряжением при постоянном сопротивлении? Совершенно верно – прямая.

Записываем на листочках:

hello_html_m69fb3346.gif

Объединим эти две записи в одну и получим выражение, в котором видна явная зависимость напряжения, силы тока и сопротивления:

hello_html_m185befbd.gif

Эта запись носит название закона Ома для участка цепи, его открыл немецкий физик Георг Ом в 1827 году.

Закон читается так:

Сила тока в участке цепи прямопропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Интересно, что французские школьники изучают этот закон под именем Клода Пуйе – французского физика, открывшего тот же самый закон спустя 10 лет после открытия его Омом.

Помните, в самом начале занятия мы с вами оставили немного мета для выяснения единиц измерения электрического сопротивления?

Сейчас мы можем уже к этому вернуться.

Выразим из закона Ома электрическое сопротивление:

hello_html_208f9cf2.gif

Тогда hello_html_m65149f29.gif

Например, R = 2 Ома. Это значит, что при силе тока 1 А напряжение на концах проводника 2 В.

4. Закрепление изученного материала.

Решение задач.

Ко мне есть какие-нибудь вопросы? Спрашивайте, не стесняйтесь. Тогда давайте попробуем применить то, что мы сейчас изучили на практике.

На рисунке изображён график зависимости силы тока от напряжения для трёх проводников. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

Определите сопротивление каждого проводника.

(решить устно)

hello_html_m59f13cbe.png

Электрическое сопротивление человеческого тела определяется в основном, сопротивлением поверхностного слоя кожи. Тонкая, повреждённая кожа хороший проводник. Электрическое сопротивление тела человека от плеча к ноге при напряжении220 В составляет 1, 2 кОм. Какая сила тока с учётом приведённых данных проходит от плеча к ноге через тело человека?

5. Подведение итогов.

Вот и подошёл к завершению наш урок. Сегодня мы с вами проделали большую работу: на уроке вы были исследователями-первооткрывателями, подобно Георгу Ому, и самостоятельно сформулировали один из основополагающих законов физики.

Скажите, пожалуйста, что вы узнали для себя сегодня нового?

Что вам понравилось на уроке?

Что, может быть, не совсем понравилось?

Как вы оцениваете свой труд на уроке?

Домашнее задание.

А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание §42-44, упр.19(1, 2, 3, 6,7)

Всем спасибо за урок, до свидания!

Конспект урока по физике с использованием ЭОР на тему «Закон Ома»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
Постоянный электрический ток

 МОУ «Овощновская школа»

Джанкойского р-на Республики Крым

  1.  

Должность

 учитель

  1.  

Предмет

 физика

  1.  

Класс

 8 класс

  1.  

Тема и номер урока в теме

Закон Ома для участка цепи, урок №7

  1.  

Базовый учебник

 О.Ф.Кабардин. Физика 8 класс — М.: Просвещение, 2014

  1. Цель  урока: познакомить с Законом Ома для участка цепи.

  2. Задачи:

 — обучающие – познакомить с зависимостью силы тока от напряжения в цепи и сопротивления проводника, сформулировать закон Ома для участка цепи; содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;

 создать условия для отработки у учащихся навыков  самостоятельной практической работы  с ЦОР;

создать условия для совершенствования методов измерения физических величин.

-развивающие — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний; содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности; развитие логического мышления, умения преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

-воспитательные — содействовать развитию у учащихся умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

  1. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  2. Формы работы учащихся: Индивидуальная, практическая работа, фронтальная работа.

  3. Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, подключенный к сети Интернет, экран, презентация, ЦОР из Единой коллекции ЦОР.

  4. Структура и ход  урока

  5. Таблица 1.

  6. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Название используемых ЭОР
  7. (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    1. Деятельность учителя

    2. (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    1. Деятельность ученика

    1. Время

    2. (в мин.)

    3.  

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 1

    1. Организационный момент

    1. Проверка готовности к уроку, сообщение цели урока.

    1. Слушают учителя и настраиваются на урок

    1. 2 мин

    1. 2

    1. Актуализация знаний

    2. Повторение ранее изученного материала

    1. Закон Ома для участка электрической цепи (рес.1)

    2. Слайд 1

    1. Задает вопросы

    1. Отвечают на вопросы, дают определение силы тока, напряжения и сопротивления

    1. 3 мин

    1. Изучение  нового  материала

    2. Постановка проблемной ситуации

    3. Практическая работа № 1,

    4. Практическая работа №2, Практическая работа №3

    1. Сборка электрической цепи для вывода закона Ома (рес. 2)

    2. Определение зависимости силы тока от напряжения (рес.3)

    3. Определение зависимости силы тока от сопротивления (рес.4)

    4. Слайды 2, 3, 4, 5

    1. Сообщение исторических сведений.

    2. Организует работу по изучению новой темы. Постановка проблемы. Следит за ходом виртуального эксперимента; корректирует и направляет ход эксперимента

    3. Подводит итог работы обучающихся.

    1. Слушают объяснение

    2. Выполняют виртуальный эксперимент на моделях по сборке электрической цепи для вывода закона Ома и определению зависимости силы тока от напряжения и от сопротивления проводника. Объясняют результаты эксперимента. 

    3. Делают конспект.

    1. 15 мин

    1. Закрепление:

    2. Практическая работа № 4

    1. Интерактивный тренинг на знание Закона Ома (рес. 5)

    2. Слайд 6

    1. Следит за выполнением интерактивного тренинга

    1. Выполняют интерактивный тренинг на знание Закона Ома

    1. 10 мин

    1. 5

    1. Диагностика процесса усвоения учебного материала

    1. Тест к уроку «Закон Ома» (рес. 6)

    2.  

    1.  Задает тест для проверки усвоения материала   

    1. Выполняют интерактивное тестовое задание

    1. 10 мин

    1. Обобщение урока

    1.  

    1. Выставляет оценки за урок. Задает домашнее задание

    1. Обобщают изученный материал. Слушают задание на дом.

    1. 5мин

  8. Домашнее задание: прочитать §8, решить задачи 8.1, 8.2, 8.3

  9.  

  10.  

  11. Приложение к плану-конспекту урока

  12. Закон Ома для участка цепи 

  13. Таблица 2.

  14. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Закон Ома для участка электрической цепи
  15. (N 206053)

    1. Интерактивное задание, Мультимедиа

    1. Модель

    2. Формулируется закон Ома для участка цепи.

    1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

    1. Сборка электрической цепи для вывода закона Ома

    1. Интерактивное задание, Мультимедиа

    1. Модель 3.57

    1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

    2. (практическая работа)

    1. Определение зависимости силы тока от напряжения

    1. Интерактивное задание, Мультимедиа

    1. Модель 3.58

    2. Устанавливается линейная зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

    1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

    2. (практическая работа)

    1. Определение зависимости силы тока от сопротивления

    1. Интерактивное задание, Мультимедиа

    1. Модель 3.59

    2. Устанавливается обратная зависимость силы тока от сопротивления проводника.

    1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

    2. (практическая работа)

    1. Интерактивный тренинг на знание Закона Ома

    1. Интерактивное задание, Мультимедиа

    1. Модель 3.60

    1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

    2. (практическая работа)

    1. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи»

    2. (N 205974)

    1. Тест, Интерактивное задание

    1. Тест

    2. Проверяет усвоение учебного материала

    1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b795f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

    2. (тест на закрепление)

  16.  

Урок на тему «Закон Ома»

hello_html_m5dcc90ac.gif8 класс

Тема урока: Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление.

Цель урока: показать зависимость электрического тока на участке цепи от напряжения, дать понятие сопротивления; учить решать типовые задачи; формировать и закреплять умения учащихся снимать показания электрических приборов, анализировать их, обобщать, делать выводы.

Оборудование: источник тока (гальванические элементы), амперметр, вольтметр, ключ, резисторы с разным сопротивлением, соединительные провода, проектор, ноутбук, экран.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

1. Учащиеся записывают на доске решения домашних задач, вызвавших затруднения.

Вопросы для организации беседы c остальными учащимся.

  • Как движутся свободные электроны в проводнике при наличии тока в нем?

  • Из каких частей состоит электрическая цепь?

  • Какими величинами характеризуется электрическая цепь?

  • Каким прибором измеряют силу тока и напряжение?

  • Как подключают эти приборы в цепь?

  • Каковы единицы измерения величин?

2. Устный физический диктант (работа в парах).

Первый учащийся за партой называет величину, второй её единицу в СИ, по цепочке участвует весь класс.

II. Изучение нового материала

Мы познакомились с основными характеристиками любой электрической цепи: силой тока, напряжением. Установим, как они связаны друг с другом. Инструктаж ТБ.

Опыт 1. (Работа в группах) Собираем установку по схеме (на доске), состоящую из источника тока, резистора, ключа, амперметра и вольтметра. Замыкаем цепь, и снимаем показания приборов. Повторяем опыт, присоединяя еще одну батарейку. Полученные данные вносим в таблицу. (В таблице приведены ориентировочные данные, полученные детьми)

U, В

I, А

1,5

0,75

3

1,5

Вывод: Во сколько раз возрастает напряжение, во столько же раз увеличивается сила тока в цепи. (Вывод формулируют дети по результатам экспериментов)

В математике такая зависимость называется прямой пропорциональностью, в физике зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах – вольт-амперной характеристикой проводника. Графически ее можно изобразить в виде графика. Постройте в тетрадях график зависимости силы тока от напряжения по полученным данным. Удобно строить такие графики в программе Excel, они получаются красивыми и их легко изменить.

Используя проектор, демонстрируем на экране возможности программы Excel.

hello_html_3447f76a.gif

Опыт 2. Собираем электрическую цепь, подключая разные проводники, поддерживая постоянное напряжение. Результаты вносим в таблицу.

(В таблице приведены предполагаемые ориентировочные данные)

V, В

I, А

1,5

0,75

1,5

1,5

1,5

0,4

Вывод: Сила тока в проводнике зависит не только от напряжения на его конца, но и от свойств самого проводника.

На практике зависимость силы тока от напряжения записывают так hello_html_70698e38.gif, или же hello_html_m61a7be2a.gif, где

R – электрическое сопротивление проводника. Сопротивлением называется свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.

Единица сопротивления в СИ – 1 Ом.

1 Ом – это сопротивление такого проводника, в котором течет ток силой 1 А при напряжении на его концах 1 В.

Лучшими проводниками электричества являются серебро и медь. Для нагревательных элементов используют нихром.

Это важно знать!

Электрическое сопротивление тела человека.

Величина электрического сопротивления человека зависит от индивидуальных особенностей организма. Однако можно привести следующие средние цифры:

Влажная кожа — 1000 Ом;

Сухая кожа — 500 000 Ом;

Внутренние ткани, органы человека 100—500 Ом. Электрический ток, проходя через тело человека, оказывает следующие воздействия:

До 0,01 А — практически не ощущается;

0,02 А — болевые ощущения;

0,03 А — нарушается дыхание;

0,07 А — дыхание затруднено;

0,1 А — фибрилляция сердца, которая может привести

К смерти; 0,2 А — сильные ожоги, остановка сердца. Переменный ток более опасен, чем постоянный.

Обратим внимание на результаты эксперимента, сделаем вывод.

Вывод: Во сколько раз увеличивается сопротивление участка цепи, во столько же раз уменьшается сила тока.

В математике такая зависимость называется обратной пропорциональностью. Графически она выглядит так.

hello_html_m5debe6be.gif

Обобщая результаты опытов, приходим к выводу.

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

hello_html_660e4c21.gif hello_html_411d5253.gif hello_html_m10874b1e.gif

Данная формулировка и является законом Ома для участка электрической цепи. Из закона Ома получаем выражение для напряжения hello_html_m340022bf.gif и сопротивления hello_html_m64f7a2c7.gif

Краткая историческая справка. Знаменитый немецкий физикГео́рг Си́мон Ом. (Презентация).

III. Закрепление нового материала. Решение задач.

1. Напряжение на зажимах утюга равно 220 В. Нагревательный элемент утюга имеет сопротивление 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

2. На цоколе электрической лампы написано 3,5 В; 0,28 А. Что это значит? Найдите сопротивление спирали лампы.

3. Заполните таблицу

I

U

R

12

2

0,2

4

0,6

2,4

1,6

0,4

0,25

8

4. На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Сопротивление какого проводника больше и во сколько раз?

В

А

hello_html_m24dcbeee.gif
  1. Рефлексия. Какие физические величины характеризуют прохождение электрического тока по проводнику? Как найти одну из них, зная две другие? Что было самым сложным на уроке? Что легко удалось?

Игра «Самый смелый!» К доске выходит один учащийся, дети задают ему вопросы по теме урока (минимум – 10 вопросов). На доске фиксируем все ответы. В результате игры оценку получает отвечающий, и тот ученик, который задал лучший вопрос.

V. Домашнее задание.

Выучить параграф учебника. Подготовить сообщение «Природа электрического сопротивления». Ответить на вопрос «Почему во время грозы не рекомендуется стоять под деревом?»

Анализ урока по физике «Закон Ома для участка цепи»

Самоанализ урока физики

Тема урока: Закон Ома для участка цепи.

Цель урока: Обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении, установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи.

Задачи:

Обучающие: закрепить понятия сила тока, напряжение, сопротивление; вывести зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи.

Научить учащихся решать задачи на нахождение силы тока, напряжения и сопротивления, применяя закон Ома.

Воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развитие аккуратности, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов, развивать умение работать в группе, продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? 

Как организован урок? (Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока). 

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Этапы урока:

1. Организационный этап (приветствие, знакомство, настрой на хорошую работу)

Цель: настроить ребят на работу.

  1. Этап постановки цели урока.

  2. Актуализация опорных знаний. «Вызов». (Фронтальная работа с классом)

Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока.

  1. Изучение нового материала. «Экспериментально – исследовательская работа» (Работа в группах)

Цель: Выяснить экспериментальным путем зависимость силы тока на участке цепи от сопротивления проводника.

  1. Физкультминутка.

  2. Первичное закрепление нового материала.

Цель: проверка уровня усвоения материала и умения применять изученное на практике.

  1. Домашнее задание.

Цель: закрепление нового материала, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

  1. Подведение итогов урока.

Цель: Соотнесение поставленных целей достигнутым результатам.

  1. Рефлексия.

Все этапы урока были последовательными и логически следовали один за другим. Выбранная структура урока была рациональной для достижения поставленной цели. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока

Распределение времени между этапами урока являлось рациональным.

Структура урока соответствовала поставленной цели и содержанию урока.

Какие способы мотивации применяет педагог?

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использовала следующие способы:

Урок начинаю со стихотворения А. С. Пушкина. Это невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

Наглядность позволяет повышать интерес к изучаемым вопросам. На моем уроке это и презентация, и кроссворд, и рефлексивная мишень.

проблемные ситуации решаются самими учащимися в ходе исследовательской работы.  В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

При подготовке урока я ориентировалась на стандарты нового поколения.

Формируемые на уроке УУД:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, действуют по плану, оценивают результат своей работы.

  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из исследовательской работы, ее анализируют, сравнивают

  • Коммуникативные: учащиеся организуют учебное сотрудничество со сверстниками, учителем, общаются, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои ответы.

  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям

Какие технологии я применила на своем уроке

  • Информационно – коммуникационная технология

  • Здоровьесберегающие технологии  

  • Технология проблемного обучения

  • Игровые технологии

Содержание урока

Содержание урока соответствует программе и задачам урока. Заранее была подготовлена мультимедийная презентация «Закон Ома для участка цепи», лабораторное оборудование по изучению закона Ома, которое позволило в доступной и наглядной форме изучить новый материал. Для закрепления изученного материала было подготовлено практическое задание в виде задач на слайдах, где требовалось применить закон Ома для нахождения трех величин. У учащихся закрепились умения решать задачи, находить используя закон Ома. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. В изложении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по математике: умение выражать из формулы одну величину через другую; Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.

Методика проведения урока.

  • В начале урока была проведена актуализация знаний учащихся через отгадывание кроссворда, целью которой было сообщение темы урока. Далее учителем была сформулирована проблемная ситуация, которую учащиеся должны были разрешить.

И снова хочу вспомнить про свой рецепт: «Не давать информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания». Это задание ребятам показалось интересным еще и потому, что происходило в форме игры. В каждой группе был выбран спикер, экспериментатор, аналитик и секретарь. То есть в коллективной работе по решению задачи каждый учащийся выполнял свои функции. В ходе этой исследовательской работы учащиеся организуют учебное сотрудничество со сверстниками, общаются, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои ответы

Методы обучения: на уроке были использованы следующие методы обучения: беседа, объяснение, практические задания, рассказ учителя с применением презентации. Эти методы обучения обеспечивали творческий характер познавательной деятельности учащихся. Исследовательские опыты способствовали активизации учения учащихся и были самыми эффективными из всех использованных методов.

Сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.

Урок прошел организованно. Было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно. В качестве формы общения использовался диалог.

Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.

.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие, развивающие цели урока. Домашнее задание было зафиксировано на экране.

Психологические моменты в организации урока

  • На уроке было чередование разных видов учебной деятельности, чередование заданий разной степени сложности.

  • Проводилась пауза для эмоциональной разгрузки учащихся

  • объем домашнего задания оптимален. У учеников есть право выбора домашнего задания.

  • На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Я считаю, что те цели и задачи, которые я ставила перед собой, я выполнила полностью.

Физика. Конспект. Закон Ома | Частная школа. 8 класс

Конспект по физике для 8 класса «Закон Ома». Как сила тока зависит от напряжения. Как сила тока зависит от сопротивления. Как формулируется закон Ома.

Конспекты по физике    Учебник физики    Тесты по физике


Закон Ома

Мы изучили три физические величины, характеризующие протекание электрического тока в цепи: силу тока, напряжение и сопротивление. Возникает вопрос, как эти три величины связаны между собой. На этот вопрос ответил немецкий учёный Г. Ом, сформулировав в 1827 г свой знаменитый закон, который носит его имя.

ЗАВИСИМОСТЬ СИЛЫ ТОКА ОТ НАПРЯЖЕНИЯ

Экспериментально установим, каково соотношение между силой тока и напряжением при неизменном сопротивлении цепи. Соберём электрическую цепь, состоящую из источника тока, резистора, ключа, амперметра и вольтметра. В качестве источника тока будем использовать устройство, которое позволяет изменять выходное напряжение от 0 до 15 В. После каждого изменения напряжения будем снимать показания приборов и записывать их в таблицу.

Опыт показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение на участке цепи, во столько же раз увеличивается и сила тока на этом участке, т. е. сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах этого проводника:   I ~ U.

Построим график зависимости силы тока от напряжения, использовав в качестве значений данные из таблицы. Этот график представляет собой прямую линию, проходящую через начало координат.

График зависимости силы тока от напряжения называется вольт-амперной характеристикой цепи.

ЗАВИСИМОСТЬ СИЛЫ ТОКА ОТ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Проверим, как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении в цепи.

В той же электрической цепи будем поддерживать постоянное напряжение, равное 4,5 В. Но вместо одного сопротивления используем магазин сопротивлений. Для каждого сопротивления измерим силу тока в цепи и данные запишем в таблицу.

Если по данным таблицы построить график зависимости силы тока от сопротивления, то он уже не будет прямой линией. Кривая, проведённая по экспериментальным точкам, представляет собой гиперболу.

Итак, опыт показывает, что, чем больше сопротивление проводника, тем меньше сила тока при одном и том же напряжении между концами проводника. Поэтому сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника: I ~ 1/R.

ЗАКОН ОМА

Обобщая результаты обоих опытов, можно утверждать, что сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению.

Это утверждение называется законом Ома для участка цепи и записывается следующим образом:

I = U / R

Закон Ома справедлив только для проводников, у которых сопротивление не зависит от приложенного напряжения и силы тока. К таким проводникам относят металлические проводники, уголь и электролиты. Сопротивление газов зависит от приложенного напряжения, и потому для газов закон Ома не выполняется.

Любопытно, что открытие закона Ома предвосхитил богатый английский лорд Генрих Кавендиш, который занимался физикой и химией в качестве хобби. Кавендиш опубликовал всего 18 научных работ, однако гораздо большее их число так и осталось неизвестными современникам. Блестящие эксперименты Кавендиша с электричеством, проведённые в домашней лаборатории, стали известны только после публикации в 1879 г. Дж. Максвеллом его избранных работ.

Георг Симон Ом (1787—1854) — немецкий физик, установил основной закон электрической цепи, названный его именем.

 


Вы смотрели Конспект по физике для 8 класса «Закон Ома».

Вернуться к Списку конспектов по физике (Оглавление).

Закон Ома

5 (100%) 1 vote[s]

Просмотров: 1 285

Открытый урок по физике на тему «Закон Ома»

Открытый урок

«Закон Ома для участка цепи»8 класс

МКОУ Бетлицкая СОШ

Трифонова Т.В

Цели урока:

формировать представление о зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и его сопротивления;

Развивающая:

развить умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная:

развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул; показать роль физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.

Форма проведения: комбинированный урок.

Оборудование: демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, магазин сопротивлений, соединительные провода, компьютер, проектор, учебник, экран, электронная презентация «Закон Ома», раздаточный материал.

Задачи урока:

  • усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;  

  • усвоить, что сила тока на участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;

  • знать закон Ома для участка цепи;

  • уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;

  • уметь определять силу тока, напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;

  •  уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач.

  • План урока:

Беседа с классом

Отвечают на вопросы

Самостоятельная работа с учебником

Установление зависимости между I, R.

Формулируют цель урока,

называют тему

Демонстрация опытов, заполнение таблиц.

Чертят схему, заполняют таблицу

Задаёт вопросы

Делают вывод

Формулирует общий вывод закона

Записывают в тетрадь

Историческая справка.

Г.Ом

Графическая зависимость между I, R.

Строят график

5. Закрепление.

Решение задачи

 Записывают в тетрадь

6. Рефлексия учебной деятельности.

 Беседа с учащимися

 

7. Домашнее задание.

 

 Записывают в дневник

Структура и ход урока

I Организационный момент

II. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы рассмотрели характеристики электрического тока.

— Назовите их. (Сила тока, напряжение, сопротивление) СЛАЙД 1

Я предлагаю проверить свои знания и определить, насколько вы знаете определение, буквенное обозначение, единицы измерения, формулу для расчета названных физических величин.

Перед вами на столе лежит таблица с конвертом. В конверте находятся разрезные карточки. Ваша задача — установить соответствие: разрезные карточки положить в ту клеточку таблицы, которой она соответствует. Приложение №1

— Ребята, давайте проверим ваши работы. Сравните с правильным образцом, оцените себя и выставите оценки в карту урока. СЛАЙД 2

«5» — 12 правильных ответов

«4» — 9-11 правильных ответов

«3» — 6-8 правильных ответов

Давайте вспомним:

— Что такое сила тока? Какой буквой она обозначается?

— По какой формуле находится сила тока?

— Как называется единица силы тока? Как она обозначается?

— Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается на схемах?

— Какими правилами следует руководствоваться при включении амперметра в цепь?

— Что принято за направление тока?

— Что такое электрическое напряжение? Какой буквой оно обозначается?

— По какой формуле находится напряжение?

— Как называется единица напряжения?

— Как называется прибор для измерения напряжения? Как он обозначается на схемах?

— Какими правилами следует руководствоваться при включении вольтметра в цепь?

— Что характеризует и как обозначается электрическое сопротивление? Какой буквой обозначается?

— Как называется единица измерения сопротивления?

III. Мотивация к учебной деятельности

Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите поселок после вашего ремонта без света. А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости.

IV. Изучение нового материала.

Мы с вами выяснили, что в любой электрической цепи, мы имеем дело с тремя величинами, связанными между собой. На прошлом уроке мы установили связь между силой тока и напряжением.

В. Как же зависит сила тока от напряжения? (Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника) Не забываем, при проведении опыта сопротивление проводника не менялось. (СЛАЙД 3)

А вот какие ещё зависимости существуют между физическими величинами вы, узнаете прочитав параграф 44. Стр.100

В. Какую же зависимость мы должны установить на уроке? (Зависимость силы тока от сопротивления). Значит цель нашего урока (дети формулируют сами) СЛАЙД 4

Цель: экспериментальным путем установить зависимость между основными величинами, характеризующими электрическую цепь: силой тока протекающей через проводник и сопротивлением проводника.

В. А открыл эту зависимость (Георг Ом)

Значит тема нашего урока «Закон Ома для участка цепи» СЛАЙД 5

Откройте тетради и запишите тему урока.

– Теперь перейдем к этапу наших рассуждений, т.е. установим зависимость между силой тока и сопротивлением.

1.Внимательно рассмотрите схему электрической цепи. Из каких элементов она состоит?

2. Начертите схему электрической цепи

3. Установим постоянное напряжение равное 2 В и поддерживать его будем на протяжении всего эксперимента.
– Ребята, подумайте и скажите: будет ли одинаковой сила тока в проводнике с большим сопротивлением и в проводнике с маленьким сопротивлением? Конечно, сила тока будет разная.
– А в каком случае сила тока будет меньше? (Где больше R.)
– Итак, давайте убедимся в этом на опыте. Так как в этом случае мы будем устанавливать зависимость между  I и R, то U=const. Начертим таблицу в тетрадь и будем ее заполнять по ходу опыта.

– Сейчас в цепь включен проводник сопротивлением 1 Ом, подано напряжение 2В. Какой ток в цепи? (2 А)
– Увеличим сопротивление в 2 раза, не меняя напряжение, какой ток в цепи сейчас? (1 А)
– Итак, глядя на таблицу, что можно сказать о зависимости между силой тока и сопротивлением? (Эта зависимость обратно пропорциональная.)

Вывод: I ~ 1/R СЛАЙД 6

– Итак, вот мы и подошли к третьему этапу. Здесь мы должны сделать общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от U и R.  Мы уже знаем две зависимости. И теперь мы объединим эти зависимости в одну формулу. Мы получим с вами один из основных  законов электрического тока, который называется законом Ома, который был открыт в1827 году. СЛАЙД 7

hello_html_562d6670.pngСЛАЙД 8

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого же участка.

СЛАЙД 9

Дhello_html_3d06ebd1.pngля запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником

– Пользуясь этим законом, мы можем рассчитать силу тока, зная напряжение и сопротивление, то есть, зная две величины мы всегда можем найти третью.
– Итак, ребята, между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?(Между силой тока, напряжением и сопротивлением.)
– Как зависит сила тока от напряжения? (Прямо пропорционально.)
– Как зависит сила тока от сопротивления? (Обратно пропорционально.)

Историческая справка:   (сообщение учащегося). СЛАЙД 10

hello_html_mb2a2735.jpg

Георг Ом (1787-1854) — немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря.

 Георг Ом, немецкий школьный учитель приступил к поискам этого соотношения (зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением) в 1820 году. Он стремился к известности, которая открыла бы ему университетские двери, и выбрал область исследований, сулившую особые преимущества. Ом был сыном слесаря, так что знал, как вытягивать металлическую проволоку разной толщины для своих опытов. В то время нельзя было купить проволоку самых разных типов, как это можно сделать в наше время.

 Открытия Ома имели огромное значение, как для развития учения об электричестве, так и для развития прикладной электротехники.

 Книга Ома, насчитывавшая примерно 250 страниц, которую он опубликовал в 1826 году изложив свои теоретические выводы и экспериментальные результаты, была встречена насмешками.

 Министр просвещения высказал мнение, что физик проповедует ересь и должен уйти с занимаемой должности.

 Ом потерял должность и 6 лет жил в нищете. Постепенно его труды поучили известность за пределами Германии. Ома стали чтить за границей и соотечественники были вынуждены нехотя признать его у себя на родине.

 Наконец, в 1849 году, 22 года спустя после публикации его книги, Ом получил должность профессора Мюнхенского университета. Это принесло ему большое удовлетворение и эту должность Ом занимал 5 лет, до своей смерти в 1854 году.

 Он открыл простой закон, устанавливающий связь между силой тока и напряжения для отрезка проволоки (для части цепи, всей цепи).

 Кроме того, Ом, открыл правила, которые позволяют определить, что изменится, если взять проволоку другого размера. Закону присвоено имя знаменитого исследователя. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.

— Рассмотрим зависимость силы тока от сопротивления проводника при одном и том же напряжении на его концах графически.

 На этом графике по горизонтальной оси в условно выбранном масштабе отложены сопротивления проводников в Омах, по вертикальной – сила тока в амперах.

Строим график зависимости : Силы тока от сопротивления

V. Закрепление. СЛАЙД 11

  • Решите устно:

  • U=20 В,  R=10 Ом,  I — ? Ответ: 2А.

  • Задача 1 СЛАЙД 12

При напряжении 220 В сила тока в спирали лампы равна 0,3 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В?

Ответ: 0,29 А

На цоколе электрической лампы написано 0,28 А; 3,5 В. Найдите сопротивление спирали лампы.

Ответ: 12,5 Ом

Какое напряжение надо создать на концах проводника, сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А?

Ответ: 10 В

VI. Рефлексия учебной деятельности. СЛАЙД 14

Подводим итоги урока. Собираем карты урока, в которых дети отмечали результаты работы на уроке.

Учитель предлагает продолжить предложение:

я узнал…..

я научился….

теперь я могу….

мне понравилось..

VII. Домашнее задание. СЛАЙД 15

1 уровень §44, вопросы

2 уровень § 44,Упр.19 ( 1,2)

3 уровень § 44, подготовить презентацию о Г. Оме

Приложение № 1

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Характеризует электрический ток в проводнике.

Напряжение

U

В

U=A/q

Характеризует электрическое поле.

Сопротивление

R

Ом

Характеризует сам проводник

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *