5 класс. Строение и жизнедеятельность живых организмов
Лабораторная работа № 1
Знакомство с микроскопом
Цель работы: изучить строение светового микроскопа.
Ход работы
1.Ознакомься с частями микроскопа по рисунку 17.
2.Найди на школьном микроскопе обозначенные на рисунке части.
3.Изучи таблицу 2, в которой указано, для чего необходима каждая часть микроскопа при работе с ним.
Рис. 17. Микроскоп: 1 — штатив; 2 — окуляр; 3 — винт; 4 — тубус; 5 — объектив; 6 — предметный столик; 7 — зеркало
Прежде чем приступить к работе с микроскопом, надо узнать, как правильно им пользоваться. Прибор, который откроет тебе столько интересного, требует бережного отношения к себе.
При работе с микроскопом необходимо соблюдать правила.
Предлагаем тебе организовать работу следующим образом: прочитай одно правило и сразу сделай так, как это правило требует. Так, этап за этапом ты самостоятельно подготовишь микроскоп к работе.
Правила работы с микроскопом
1.
2.Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения.
3.Положи готовый препарат, предложенный тебе учителем, на столик микроскопа (над отверстием столика).
4.Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1–2 мм от объекта исследования.
5.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт до тех пор, пока не появится чёткое изображение изучаемого объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
Внимание! Проделай все операции в той же последовательности несколько раз до тех пор, пока не сможешь подготовить микроскоп к работе, не заглядывая в правила.
Таблица 2
Устройство микроскопа
Часть микроскопа | Её назначение |
Объектив | Обеспечивает увеличение, которое можно определить по цифрам на его оправе (8, 15, 20, 40). Состоит из линз |
Окуляр | Увеличивает изображение, полученное от объектива. На оправе имеет цифры, по которым можно определить увеличение. Состоит из двух линз |
Зрительная трубка (тубус) | Соединяет окуляр и объектив |
Поднимает и опускает зрительную трубку и помогает добиться чёткого изображения | |
Предметный столик | Служит для размещения на нём объекта исследования. Имеет отверстие для прохождения света через изучаемый объект |
Зеркало | Помогает направить свет в отверстие на предметном столике |
Штатив | Служит для крепления частей микроскопа |
Любой грамотный исследователь должен знать то увеличение микроскопа, с которым он работает. Как представить себе размер невидимого простым глазом объекта, если не знать, в 50 или в 500 раз его увеличил микроскоп? Для этого учёные предложили таблицу, по которой можно определить, во сколько раз увеличивает микроскоп (табл.
Таблица 3
Расчёт увеличения микроскопа
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение |
7 | 8 40 | 56 280 |
10 | 8 40 | 80 400 |
15 | 8 40 | 120 600 |
Подсчитай и запиши увеличение микроскопа, с которым ты работал:
увеличение окуляра × увеличение объектива = … × … = …
Изменить увеличение микроскопа можно путём замены окуляра или объектива. В школьной лаборатории это делает учитель, заранее зная, какой объект ученики будут рассматривать.
На следующем уроке ты сделаешь ещё шаг вперёд: попробуешь своими руками приготовить препарат для рассматривания его под микроскопом. И здесь есть ещё одно правило: работа с микроскопом требует особой чистоты.
Относись к работе с микроскопом ответственно. А для начала выполни очень простое, но очень важное для исследователя домашнее задание.
Приготовь к следующему уроку чистую тряпочку или полотенце.
Внимание! Перед уроком, на котором ты будешь работать с микроскопом, вымой руки с мылом!
Как работает микроскоп
Как работает микроскоп
Микроскоп является одним из наиболее важных изобретений человечества, который позволил углубиться в изучение окружающего нас мира. И это невероятное открытие сделал голландский ученый Антон Ван Левенгук. Именно он стал первопроходцем в микроскопии, направив несколько линз на воду и растения и обнаружив, что при определённой установке и порядке крепления линз можно увидеть совершенно новый, скрытый от невооруженного человеческого глаза мир.
Это открытие принесло ученому всемирную славу и признание. За всю свою жизнь он сделал более трёх сотен приборов. На то время они состояли из небольшой сферической линзы, которая имела диаметр примерно в пол сантиметра, предметный столик, который с помощью винта можно было приближать и отдалять от линзы.
Если посмотреть на это изобретение с точки зрения современной оптики, то находку голландского ученого скорее можно отнести к сильной лупе, так как оптическая часть данного прибора имеет только одну линзу.
Как работает микроскоп
В работе микроскопа присутствует тот же принцип, что и в телескопе-рефлекторе. В телескопе лучи света, когда проходят через стекло или стеклянную линзу, преломляются под определённым углом. Телескоп собирает параллельные лучи воедино в точку фокуса, откуда с помощью окуляра мы можем её видеть. Что касается микроскопа, то тут очень схожий принцип действия. Сперва расходящийся пучок света становится параллельным, после чего преломляется в окуляре, чтоб наблюдающий мог разглядеть картинку.
- Окуляр
- Тубус
- Держатель
- Винт грубой фокусировки
- Винт точной (микрометренной) фокусировки
- Револьверная головка
- Объектив
- Предметный столик
- Осветитель
- Ирисовая полевая диафрагма
- Зеркало
- Ирисовая апертурная диафрагма
- Препарат
- Увеличенное действительное промежуточное изображение препарата, образуемое объективом
- Увеличенное мнимое окончательное изображение препарата, наблюдаемое в окуляре
- Объектив
- Окуляр
Функциональные составные микроскопа
Данное оборудование содержит в себе три главные составные части: осветительная, воспроизводящая и визуализирующая. Осветительная составная микроскопа необходима для того, чтоб воссоздавать поток света так, чтоб другие части прибора, как можно точнее делали свою работу. Осветительная часть оборудования для проходящего светового потока находится непосредственно за препаратом, если микроскоп прямой, а если микроскоп инвертированный, то перед объектом и поверх объектива.
Осветительная составная прибора содержит в себе источник освещения, который может быть представлен лампой, или же электрическим блоком питания, а также оптико-механическую часть, в которую входят: конденсоры, коллекторы, полевые и апертурные регулируемые и ирисовые диафрагмы.
Воспроизводящая составная микроскопа нужна для того, чтоб воспроизводить объект непосредственно в горизонтали картинки с необходимым для рассмотрения визуальными качествами и увеличением. Это значит, что воспроизводящая составная нужна для такого отображения картинки в окуляре, какое наиболее точно и детально показывает объект с определённым разрешением для оптики микроскопа передачей цвета и контрастности.
С помощью воспроизводящей части удаётся добиться первой ступени увеличения картинки и находится она за объектом до горизонтали изображения прибора. Воспроизводящие части прибора также имеют объективы, и промежуточные системы стационарной оптики.
Сегодня это оборудование работает с помощью специальных систем объективов и оптики, которые скорректированы на отметку бесконечности. Для этого в приборах используют тубусные системы, благодаря которым параллельные лучи света, выходящие через объектив, соединяются в плоскости картинки в микроскопе.
Визуализирующие составные прибора необходимы для того, чтоб получать настоящую картинку исследуемого предмета на сетчатке, пластине, пленке, на мониторе с большой второй степенью увеличения.
Визуализирующие части в микроскопе находится между камерой или сетчаткой глаза, а также горизонталью картинки объектива. Эти части содержат в себе визуальные насадки монокулярного, бинокулярного или тринокулярного типа со специальными системами наблюдения, которые представляет собой окуляры, работающие по принципу лупы.
Помимо этого, визуализирующая часть микроскопа также содержит в себе дополнительные увеличительные системы, всевозможные насадки для проекции, включая также и дискуссионные для нескольких исследователей. Также система включает в себя приспособления для рисования, проведения анализа, а также фиксирования картинки с определёнными согласующими частями.
Главные способы работы с микроскопом
Метод светлого поля в проходящем свете применяется для того, чтоб изучить прозрачные объекты с различными неоднородными составляющими. Это могут быть срезы растительной и животной ткани, отдельные минералы, а также самые простые микроорганизмы в жидкости. Конденсор, а также источник света стоят боле низко, чем предметный стол. Картинку объекта формирует световой луч, который проходит сквозь прозрачную часть и поглощается составными частями с более высокой оптической плотностью. Если есть необходимость увеличить контрастность картинки, то могут добавляться красители, степень концентрации которых увеличивается с плотностью участка объекта.
Светлое поле в отраженном свете необходимо для того, чтоб разглядеть непрозрачные объекты, и всевозможные объекты, из которых нет возможности взять образец для создания полупрозрачных препаратов. Свет на объект исследования проходит как правило, сквозь объектив, который в этом варианте ещё и служит своеобразным конденсором.
Способ темнопольный и косого освещения применяются для изучения объектов с чрезвычайно низкой контрастностью, таких как прозрачные живые клетки. Свет для изучения предмета подают не снизу, а сбоку, из-за чего появляются тени, благодаря которым становятся явными плотные части. Если освещение конденсора переместить так, чтоб его свет не попадал на объектив, а образец освещался лучами сбоку, можно увидеть белый объектив на черном фоне. Оба данных способа подходят исключительно для таких приборов, в которых можно относительно оси оптики менять расположение конденсора.
Какие линзы используются для микроскопа?
••• Jupiterimages/Photos. com/Getty Images
Обновлено 25 апреля 2017 г.
Автор Tim Raud
Типичный микроскоп, составной микроскоп, использует несколько линз и источник света для значительного улучшения изображения объекта. вы просматриваете. В составном микроскопе используется система линз, которые работают вместе для увеличения размера изображения. Эти линзы изготовлены из стекла, называемого оптическим стеклом, которое намного прозрачнее и чище, чем обычное обычное стекло.
Линза объектива
Линза объектива — это линза, ближайшая к предметному стеклу или объекту, который вы просматриваете. Назначение линзы объектива — собирать свет и увеличивать увеличение. Типичный составной микроскоп будет иметь четыре линзы объектива: одну сканирующую линзу, линзу с низким увеличением, линзу с высоким увеличением и линзу с масляной иммерсией. Эти объективы имеют кратность увеличения 4, 10, 40 и 100 соответственно. Чем короче линза, тем меньше у нее увеличение. Эти четыре объектива взаимозаменяемы и обычно парфокальны, что означает, что вы никогда не потеряете фокус изображения даже при смене одного объектива на другой.
Окулярная линза
Окулярная линза или линза окуляра — это линза, через которую вы смотрите в верхнюю часть микроскопа. Цель окулярной линзы состоит в том, чтобы предоставить повторно увеличенное изображение, которое вы можете увидеть, когда свет проходит через линзу объектива. Окулярная линза обычно имеет 10- или 15-кратное увеличение. Сила линзы окуляра в сочетании с линзой объектива позволяет получить гораздо более крупное и четкое изображение с общим увеличением (при условии, что линза окуляра имеет 10-кратное увеличение) в 40, 100, 400 и 1000 раз.
Конденсорная линза
Конденсорная линза фокусирует свет от источника света на предметное стекло или объект, который поступает в линзу объектива. Конденсорная линза находится под слайд-платформой и над источником света. Количество света, попадающего на линзу конденсора, можно изменить с помощью диафрагмы. Количество пропускаемого света необходимо регулировать всякий раз, когда вы используете другой объектив для наблюдения за объектом. Конденсорные линзы более полезны при увеличении в 400 раз и выше, и лучше всего использовать линзы с масляной иммерсией.
Иммерсионная линза
Иммерсионная линза отличается от других линз тем, что между линзой и предметным стеклом находится иммерсионное масло. Поскольку линза очень узкая, это масло необходимо для выпрямления световых лучей, исходящих от источника света и попадающих в линзу. Масло обладает такой же способностью преломлять свет, как и предметное стекло, и эффект заключается в том, что больше света попадает в линзу, и разрешение объекта увеличивается. С масляной иммерсионной линзой вы можете увидеть что-то вроде маленьких бактерий.
Статьи по теме
Ссылки
- Микроскоп-микроскоп: части микроскопа
Об авторе
Тим Рауд начал профессионально писать в 2010 году, уделяя особое внимание электронике и путешествиям. Он окончил Университет Эмори со степенью бакалавра искусств по английскому языку.
Авторы фотографий
Jupiterimages/Photos.com/Getty Images
Каковы функции объективов микроскопа?
Первый раз взглянуть в микроскоп — памятный момент для многих начинающих ученых. По мере того, как дети растут, их раннее любопытство может перерасти в более серьезный интерес к науке. Учителя и родители могут стимулировать интерес детей к областям STEAM, позволяя им исследовать вселенную микроскопической жизни, которая окружает всех нас.
Первым шагом является привлечение детей к пониманию методов научных исследований. Они должны понимать инструменты, которые помогают ученым делать открытия, инженерам создавать микромашины, технологам разбираться в крошечных чипах, а художникам интерпретировать мир, который они видят и слышат, посредством художественного выражения.
Когда ребенок впервые пользуется микроскопом, он может задавать много вопросов, а это отличное качество для ученого! Один из неизбежных вопросов: «Как это сделать это?» Вот способы объяснить функции объективов микроскопа.
Начните со света
Когда падает свет, почти все, на что он падает, отражает по крайней мере часть его обратно. Дети могут понять, что наши глаза собирают этот свет. Свет проходит через прозрачный внешний слой глаза, называемый роговицей, к хрусталику. Роговица и хрусталик работают вместе, чтобы сфокусировать свет на задней части глаза, где сетчатка преобразует свет в электрические сигналы, которые проходят по зрительному нерву в мозг. Затем мозг интерпретирует сигналы как изображение.
Мышцы глаза регулируют форму хрусталика для правильной фокусировки в зависимости от того, на что мы смотрим и как далеко он находится.
Точно так же линза объектива в микроскопе улавливает и преломляет свет, отраженный от объекта, даже крошечного объекта, подвешенного в капле воды. Преломление света через линзу объектива создает сфокусированное и увеличенное изображение объекта, на который вы смотрите.
В чем разница между линзой окуляра и линзой объектива?
Большинство микроскопов, используемых в школах и лабораториях, имеют не менее двух, а обычно и больше линз. Объективы — это линзы, которые непосредственно наблюдают за объектом, который исследует пользователь микроскопа. В стационарных микроскопах линза объектива затем фокусирует отраженный свет от объекта вверх по трубке к линзе окуляра, через которую смотрит пользователь.
Линза окуляра обеспечивает дополнительное увеличение и регулируется. Пользователи могут поворачивать ручку или перемещать бинокулярные линзы (на микроскопах с двумя окулярами), имитируя регулировку естественной линзы в наших глазах, чтобы видеть объекты на разных расстояниях. Таким образом, пользователи с разным уровнем зрения могут манипулировать окуляром, чтобы сфокусировать изображение, обеспечиваемое объективом.
Увеличение
В дополнение к простому улавливанию отраженного света для визуализации изображения объектив микроскопа увеличивает изображение. Многие стационарные микроскопы имеют несколько объективов, которые пользователь может вращать, чтобы рассмотреть объект с разной степенью увеличения.