Site Loader

Простое зарядное устройство — стабилизатор тока из подручных материалов.

Недавно возникла у меня необходимость собрать по-быстрому зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с зарядным током до порядка 3-4-х ампер. На всякие премудрости времени, да и желания, особо не было. Поэтому из закромов всплыла старая, но проверенная временем схема стабилизатора зарядного тока. Дискуссию о пользе — вреде заряда аккумулятора стабильным током оставим за пределами этого поста. Скажу только, что схема простая, надёжная, проверенная временем. А больше от неё ничего и не требуется.

Схема зарядного устройства следующая (для увеличения — клик на картинке):

Микросхема (К553УД2) установлена древняя, но так как она в наличии как раз имелась, а тратить время на эксперименты с другими, более современными, было лень, она и была установлена. В качестве резистора R3 был использован шунт от старого тестера.

Можно изготовить его из нихрома, но необходимо помнить, что сечение его должно быть достаточным. чтобы пропустить через себя зарядный ток и не раскалиться при этом.

Шунт, установленный параллельно амперметру, подбирается исходя из параметров имеющейся измерительной головки. Устанавливается он непосредственно на клеммах головки.

Печатная плата стабилизатора тока зарядного устройства вот такая:

В качестве трансформатора подойдёт любой от 85 вт и выше. Вторичная обмотка на напряжение 15 вольт. Сечение провода (диаметр по меди) от 1,8 мм.

В качестве выпрямительного моста был установлен 26MB120A. Он, конечно, мощноват для этой конструкции, но уж больно удобно его монтировать — прикрутил на радиатор, нацепил клеммы и всё. Его спокойно заменяем на любой диодный мост. Главное, чтобы держал необходимый ток (про радиатор тоже не забываем).

Для корпуса подвернулся ящик от старой магнитолы. В верхней плоскости его был насверлен ряд отверстий для лучшей вентиляции.

Передняя панель — из листа текстолита. На амперметре установлен шунт, который надо отрегулировать опираясь на показания тестового амперметра.

Транзистор на радиаторе крепится к задней стенке корпуса.

После сборки устройства проверяем стабилизатор тока просто закоротив между собой (+) и (-). Регулятор должен обеспечить плавную регулировку во всём диапазоне зарядного тока. При необходимости — подбираем резистор R1.

!!! Не забываем, что при этом ВСЁ падение напряжения приходится на регулировочный транзистор! Это вызывает его сильный нагрев! Быстро проведя проверку размыкаем перемычку !!!

Теперь зарядным устройством можно пользоваться. Оно будет стабильно поддерживать зарядный ток во всём диапазоне зарядки. Так как устройство не имеет автоматического отключения по окончании зарядки, за уровнем напряжения на аккумуляторе следим по показанию вольтметра.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

 

Генератор тока в зарядном устройстве.

РадиоКот >Схемы >Питание >Зарядные устройства >

Генератор тока в зарядном устройстве.

Есть различные способы зарядки автомобильных аккумуляторов (см. Интернет), но поскольку автор данной статьи не специалист в данной области, был выбран следующий: зарядка током постоянной величины.
За основу была принята схема из «В помощь радиолюбителю» №91, с. 53. Привожу схему и текст:

«Схема простого мощного источника тока для зарядного устройства показана на рис. 14. Здесь R4 — токо-измерительный проволочный резистор. Номинальное значение тока нагрузки Iн= dU/R4 = 5 А устанавливается примерно при среднем положении движка резистора R1. При зарядке автомобильной аккумуляторной батареи напряжение Uвх>18 В без учета пульсаций выпрямленного переменного напряжения. В таком устройстве следует применять ОУ с диапазоном входного напряжения вплоть до напряжения положительного питания. Такими возможностями обладают ОУ К553УД2, К153УД2, К153УД6, а также КР140УД18″

.
Замечание по схеме: после ее сборки оказалось, что выводы 4 и 5 необходимо поменять местами. Зарядный ток регулировался от 0 до 8А. Плавность и пределы регулировки зависят от величин R1, R2, R4.
Далее, в разрыв между выводом 6 и общим проводом был включен транзистор (рис. 1).

Это дает возможность управлять зарядкой по времени, подавая на базу соответствующий уровень сигнала. Для этого предназначен узел управления (рис. 2).

Это кусок схемы электронных часов. Практически схема работает так: 9 секунд на УпрА1 высокий уровень, а на УпрА2 низкий, затем 1 секунду — наоборот. Это если вывод 13 К176ИЕ8 подключен к выводам 7 и 4 К176ИЕ12. Если вывод 13 К176ИЕ8 подключить выводу 10 К176ИЕ12, тогда процесс будет измеряться в минутах. В соответствии с этим 9 единиц времени (мин. либо сек.) будет зарядка, а 1 единицу времени зарядка отсутствует. Именно в этот момент времени компаратор (схема не показана из-за простоты) сравнивает напряжение на аккумуляторе с образцовым (14.2 В) и при превышении последнего отключает зарядное устройство. Соединив между собой Упр.А1 на рис.1 и рис.2, а с Упр.А2 на рис.2 подать питание на компаратор, получим вариант зарядного устройства.

Если необходима тренировка аккумулятора, то добавив схему генератора тока разрядки (рис. 3), можно будет заряжать и разряжать аккумулятор необходимыми и регулируемыми токами.

В схеме генератора тока разрядки в качестве ОУ применен К140УД17, т.к. он допускает питание низкими напряжениями (от аккумулятора). Ток регулируется от 0 до 0.6В.
В Интернете советуют при тренировке аккумуляторов выставлять зарядный ток величиной 1/10 емкости его, а при разрядке — 1/100 емкости при соотношении длительности зарядки к разрядки как 10 : 1. Наш узел управления дает примерно такое же соотношение по времени 9 : 1.
Теперь, соединив выход генератора тока зарядки со входом генератора тока разрядки, а затем, соблюдая полярность, с клеммами аккумулятора, получим схему тренировочного устройства для аккумулятора (не забывая соединить Упр.А1 и Упр.А2 между соответствующим генератором и узлом управления). Вот собственно и все, чем хотелось поделиться.

Остался не решенный автором следующий вопрос. Во время цикла зарядки истинное значение напряжения на клеммах аккумулятора меньше приложенного, а при разрядке, соответственно меньше (имеется в виду процесс тренировки). Было бы целесообразно выделить между циклом зарядки и разрядки короткий промежуток времени, в который можно измерить на клеммах аккумулятора истинное значение напряжения и принять на основании этого решение о продолжении процесса тренировки либо его остановке. Можно это сделать, используя микросхемы серии 176, но уж больно не хочется городить огород.

Вопросы, как обычно, складываем тут.


Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

Регулятор тока зарядного устройства – Поделки для авто

В конструкции самодельного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора важной частью является узел стабилизации и ограничения тока. Такой узел дает возможность выставить любой угодный ток заряда, при этом будет делать это за счет повышения или понижения выходного напряжения.

Схема предложенная в статье может отлично работать в совместимости с любым зарядным устройством.

Регулятор тока зарядного устройства схема

Вариант реализации такого блока до безобразия прост  и собран на одном элементе ОУ.
Зарядное устройство должно отдавать напряжение 13,5-14,5 Вольт при токе до 10 Ампер.
Полевой транзистор – основной силовой элемент и весь ток проходит по нему, поэтому обязательно устанавливают на теплоотвод.

Регулятор тока зарядного устройства своими руками

 

Можно использовать низковольтные полевые транзисторы с током от 20 , а еще лучше от 40 Ампер. Для наших целей отлично подойдут мощные N- канальные полевые транзисторы типа IRF3205, IRFZ44/46/48 iили аналогичные.

Регулятор тока зарядного устройства фото

Силовой шунт в моем случая в виде низкоомного резистора, если кому лень искать, можете использовать шунт , который стоит в дешевых китайских мультиметрах, такие шунты можно использовать для довольно точных замеров при токах до 10-14Ампер.

Регулятор тока зу делаем сами

как сделать Регулятор тока зарядного устройства

Полевой транзистор при желании можно заменить на биполярный, но с учетом того, что последний должен иметь большой ток коллектора, к примеру КТ819ГМ или КТ8101 из наших , тоже устанавливают на теплоотвод.

Регулятор тока для зу фото

ОУ в моем варианте задействован сдвоенный , типа ЛМ358, но можно использовать и одиночные операционные усилители, к примеру – TL071/081

Автор; АКА Касьян

Похожие статьи:

Генератор тока в зарядном устройстве. CAVR.ru

Рассказать в:

Есть различные способы зарядки автомобильных аккумуляторов (см. Интернет), но поскольку автор данной статьи не специалист в данной области, был выбран следующий: зарядка током постоянной величины. 
За основу была принята схема из «В помощь радиолюбителю» №91, с. 53. Привожу схему и текст:»Схема простого мощного источника тока для зарядного устройства показана на рис. 14. Здесь R4 — токо-измерительный проволочный резистор. Номинальное значение тока нагрузки Iн= dU/R4 = 5 А устанавливается примерно при среднем положении движка резистора R1. При зарядке автомобильной аккумуляторной батареи напряжение Uвх>18 В без учета пульсаций выпрямленного переменного напряжения. В таком устройстве следует применять ОУ с диапазоном входного напряжения вплоть до напряжения положительного питания. Такими возможностями обладают ОУ К553УД2, К153УД2, К153УД6, а также КР140УД18″. 
Замечание по схеме: после ее сборки оказалось, что выводы 4 и 5 необходимо поменять местами. Зарядный ток регулировался от 0 до 8А. Плавность и пределы регулировки зависят от величин R1, R2, R4. 
Далее, в разрыв между выводом 6 и общим проводом был включен транзистор (рис. 1).Это дает возможность управлять зарядкой по времени, подавая на базу соответствующий уровень сигнала. Для этого предназначен узел управления (рис. 2).Это кусок схемы электронных часов. Практически схема работает так: 9 секунд на УпрА1 высокий уровень, а на УпрА2 низкий, затем 1 секунду — наоборот. Это если вывод 13 К176ИЕ8 подключен к выводам 7 и 4 К176ИЕ12. Если вывод 13 К176ИЕ8 подключить выводу 10 К176ИЕ12, тогда процесс будет измеряться в минутах. В соответствии с этим 9 единиц времени (мин. либо сек.) будет зарядка, а 1 единицу времени зарядка отсутствует. Именно в этот момент времени компаратор (схема не показана из-за простоты) сравнивает напряжение на аккумуляторе с образцовым (14.2 В) и при превышении последнего отключает зарядное устройство. Соединив между собой Упр.А1 на рис.1 и рис.2, а с Упр.А2 на рис.2 подать питание на компаратор, получим вариант зарядного устройства. 
Если необходима тренировка аккумулятора, то добавив схему генератора тока разрядки (рис. 3), можно будет заряжать и разряжать аккумулятор необходимыми и регулируемыми токами.В схеме генератора тока разрядки в качестве ОУ применен К140УД17, т.к. он допускает питание низкими напряжениями (от аккумулятора). Ток регулируется от 0 до 0.6В. 
В Интернете советуют при тренировке аккумуляторов выставлять зарядный ток величиной 1/10 емкости его, а при разрядке — 1/100 емкости при соотношении длительности зарядки к разрядки как 10 : 1. Наш узел управления дает примерно такое же соотношение по времени 9 : 1. 
Теперь, соединив выход генератора тока зарядки со входом генератора тока разрядки, а затем, соблюдая полярность, с клеммами аккумулятора, получим схему тренировочного устройства для аккумулятора (не забывая соединить Упр.А1 и Упр.А2 между соответствующим генератором и узлом управления). Вот собственно и все, чем хотелось поделиться. 
Остался не решенный автором следующий вопрос. Во время цикла зарядки истинное значение напряжения на клеммах аккумулятора меньше приложенного, а при разрядке, соответственно меньше (имеется в виду процесс тренировки). Было бы целесообразно выделить между циклом зарядки и разрядки короткий промежуток времени, в который можно измерить на клеммах аккумулятора истинное значение напряжения и принять на основании этого решение о продолжении процесса тренировки либо его остановке. Можно это сделать, используя микросхемы серии 176, но уж больно не хочется городить огород.


Раздел: [Зарядные устройства (для авто)]
Сохрани статью в:
Оставь свой комментарий или вопрос:

К553УД2

Микросхемы К553УД2 представляют собой операционный усилитель средней точности.

К553УД2 — операционный усилитель средней точности с внешней цепью частотной коррекции.

С целью увеличения частоты единичного усиления в схеме входного каскада ОУ К553УД2 применены двухколлекторные транзисторы. Зависимость коэффициента усиления ОУ от частоты корректируется одним внешним конденсатором.

Назначение выводов К553УД2:

3

Коррекция

4 Инвертирующий вход
5 Неинвертирующий вход

6

Минуc источника питания
9 Балансировка
10 Выход
11 Плюс источника питания
12 Коррекция, Балансировка
1,2,7,8,13,14 Не используются

Основные характеристики К553УД2:

Напряжение питания (номинальное)

±15В

Напряжение питания (допустимое)

±13,5..±16,5В

Ток потребления, не более

±6,0мА

Максимальное выходное напряжение (Uпит=   ±15В)

±10В

Максимальное синфазное входное напряжение 10В
Максимальное дифференциальное входное напряжение 10В
Напряжение смещения нуля

±7,5мВ

Входной ток, не более

±1,5мкА

Разность входных токов, не более ±0,5мкА

Коэффициент усиления напряжения

>20000

Минимальное сопротивление  нагрузки 2КОм
Частота единичного усиления 1МГц
Коэффициент ослабления синфазных помех >70дБ
Скорость нарастания напряжения 0,5В/мкс

Корпус

DIP-14

Аналоги

LM201N

Содержат 36 интегральных элементов.
Корпус типа 201.14-1, масса не более 1 г.
Напряжение питания: ±15 В.
Ток потребления: не более 6 мА.
Технические условия: бК0.348.260-02 ТУ.

Компактное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Схема. — Блоки питания и ЗУ — СХЕМЫ — Статьи

Схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов.

Предлагаемое зарядное устройство в первую очередь адресовано автомобилистам, мотоциклистам, а также владельцам мини-тракторов и мотоблоков. Ведь оно служит для подзарядки 
аккумуляторов  небольшим током, что, в конечном счете, способствует продлению срока службы аккумуляторов.

Зарядное устройство весьма компактено, легко встраивается в само транспортное средство или сельскохозяйственную машину, что создает пользователям дополнительные удобства. Владельцам автомототехники, заимевшим его, не придется мучиться с подсоединением зарядного устройства к аккумуляторной батарее. Достаточно лишь вставить вилку в розетку. Более того, конструкция собрана так, что не создает помех окружающей аппаратуре. В частности, не привносит шорохи-трески при прослушивании авто магнитолы.

Опорное напряжение снимается с резистора R3. а R5 и R6 служат для ограничения тока заряда. Контролируемое же выходное напряжение берется с делителя, собранного на резисторах R9 и R10. Роль индикатора, сигнализирующего о подключении прибора к электросети, исполняет светодиод VD5, а аналогичную функцию, связанную с аккумуляторной батареей, выполняет VD10.

Транзистор КТ825Г устанавливается на радиаторе размером 120х50х3 мм. Все постоянные резисторы — типа МЛТ либо МЛТ-2, а подстроечные — СПЗ-19, СПЗ-44, СП4-1В и другие малогабаритные, Конденсаторы используются электролитические, типа К50-35, К50-16.

Конструктивно зарядное устройство рекомендуется оформить в пластмассовом корпусе из-под электробритвы «Бердск» и разместить под капотом транспортного средства.

Рис.1. Компактное подзарядное устройство для аккумуляторов. Принципиальная схема

Принципиальная схема довольно проста — все собрано на одном операционном усилителе и двух транзисторах. Микросхема-ОУ контролирует напряжение на выходе устройства. При достижении установленного резистором R3 значения U «операционник» ограничивает на уровне саморазряда ток, поступающий на аккумуляторную батарею.

Конденсатор С1 предназначен для сглаживания пульсаций, которые при токе в 1,5 А составляют здесь около 5 В. Полупроводниковый VD7 стабилизирует напряжение питания микросхемы.

Теперь о деталях, необходимых для изготовления зарядного устройства. Начнем с силового трансформатора Т1. Подойдет любой малогабаритный, лишь бы он был рассчитан на длительную работу и имел обмотки 220/15,5 В (или 220/17,5 В) и мощность 15 — 25 B’A.

Полупроводниковые диоды VD1 — VD4, VD8, VD9 можно брать типа КД226 с любым буквенным индексом. Допустимы КД212, КД213 и другие средней мощности. Диод VD6 типа КД522, КД521 (индекс особой роли не играет).

Стабилитрон VD7 — марки КС191Ж или КС190Ж. Более того, допускается использовать стабилитроны с индексом «Е». CвeтoдиoдVD5 зеленого свечения (типа АЛЭ07В,Г,Н), aVDIO -красного (например, АЛ307Б.К). Микросхема операционного усилителя . К140УД1208 может быть заменена на К140УД1408, при этом резистор R4

Наладка заключается в следующем. К зарядному устройству подсоединяют вольтметр постоянного тока (к клемме, идущей на «+» аккумуляторной батареи, а также к корпусу) и резистором R3 устанавливают напряжение в пределах 13,5— 14,5 В. Затем самодельный прибор подключают к аккумулятору (а в разрыв цепи между «+» самоделки и «+>» аккумуляторной батареи — амперметр) и резистором R6 «выводят» ток в настроечные 0,5 —1,5 А. В некоторых случаях необходимо еще скорректировать номинал ограничительного резистора R5.

Внимание: в целях большей безопасности сетевой провод должен непременно иметь двойную изоляцию!

Корсаков. г. Орёл.

Schematics. Микросхема К553УД2 — операционный усилитель общего назначения. / Блог им. Markony / Мтааламу

Приведены данные по микросхеме К553УД2 и ( для примера ) приведена схема использования микросхемы в качестве устройства контроля напряжения.

Когда без большой точности требуется измерить постоянное напряжение, пользуются всевозможными световыми и звуковыми индикаторами. Популярны так называемые «пробники-отвертки» для контроля постоянного напряжения в автомобиле (12. ..24 В) с индикаторами на основе светодиодов.

Предлагается схема пробника на недефицитных операционных усилителях К553УД2 (с полевыми транзисторами на входе и, соответственно, с большим входным сопротивлением). Область применения прибора — автомобильная техника, источники питания, домашняя лаборатория радиолюбителя и пр., где необходим контроль постоянного напряжения в диапазоне 5…20 В.
В схеме реализованы два однотипных узла сравнения напряжения. Опорным уровнем является напряжение на стабилитроне VD1. Прибор питается от контролируемого напряжения. Индикация уровней напряжения осуществляется двумя светодиодами (желательно разного цвета).

Работа индикатора напряжения.

Если ни один из светодиодов HL1, HL2 не светится, то контролируемое напряжение ниже 10 В. При свечении только HL1 — напряжение в пределах 12… 13 В, при свечении только HL2 напряжение находится в диапазоне 13.5…15 8. Если оба светодиода светятся или мерцают, контролируемое напряжение более 16,5 В.

Все постоянные резисторы — типа МПТ-0,25. MF-25. подстроечные — многооборотные, СП5-1ВБ, СП5-2, СПЗ-19 или аналогичные с линейной характеристикой изменения сопротивления. Конденсаторы — КМ6Б. Стабилитрон VD1 заменяется на КС133А, КС133Б. Светодиоды можно заменить на L-239EGW, КИПД18В-М или аналогичные.

Налаживание узла заключается в установке порога включения каждого светодиода в отдельности подстроечными резисторами R4 и R7. В качестве источника питания (и контролируемого напряжения) во время налаживания используется регулируемый стабилизированный источник напряжением 5…20 В.

Перед первым включением движки подстроечных резисторов выводят в Среднее положение. На источнике питания устанавливают напряжение 12 В. подключают достаточно точный вольтметр (мультиметр) в режиме измерения постоянного напряжения. Регулировкой сопротивления R4 добиваются свечения светодиода HL1. Увеличивают напряжение до 13,5…14 В, подстроенным резистором R7 зажигают HL2. Уменьшают напряжение до 10 В и убеждаются, что светодиоды не горят.

Продолжение следует…

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *