Ламповый усилитель из старого катушечного магнитофона SONY TC200
Хотел бы поделиться тем, как из старого катушечного магнитофона SONY TC200 74-го года я собрал совсем неплохой, однотактный усилитель мощностью около двух ват, используя его компоненты. Живу в Израиле. У меня приятель-израильтянин держит свою лабораторию по ремонту радиоаппаратуры. Зная мое увлечение ламповым звуком, притащил мне старый полуразрушенный катушечный магнитофон неизвестно откуда сохранившийся у его знакомых , сказав мне, что со слов хозяев – он еще работает.Эту тяжелую дуру быстренько притащил домой и, что бы потом не было мучительно больно за…, ну вы сами понимаете за что, прямым ходом его в розетку. Дальше рассказывать? Ладно-ладно, продолжаю….
БА-БА-Х!
И не просто, а так хорошо, что мою собаку не мог потом долго дозваться, не выходила, из только ей одной известных, потайных мест. Дым рассеялся , попытавшись осознать, а есть ли жизнь после смерти, применительно конечно к магнитофону, предварительно сняв кожух, с осторожностью заглядываю внутрь. Замечательно; нескольких плат просто нет, притом, кто-то так мило их выломал, оставив их «конечности» потомкам, то есть мне. Сразу вспомнились слова приятеля о том, что магнитофон якобы работает. Осмотревшись, понял, что вдохнуть жизнь этому больному мне не под силу, НО – хорошо иногда, что в жизни есть это НО!
А чем я хуже? Вооружился крупнокалиберным инструментом, нашинковал коробку деталей из того, что еще хорошего осталось в его нутре; лампы, панельки, ТАН и выходные трансформаторы, фильтр питания, переменные резисторы, ручки к ним, провода, разъемы там всякие. На этом успокоился.
А затем меня осенило, ведь у меня в руках почти готовый комплект для усилителя: замечательный ТАН, выходные трансформаторы,
две лампы EF86 и три лампы 30m-p23.
Если найти родную схему, то можно собрать усилитель. Вот ради спортивного интереса и занялся поиском схемы магнитофона. Всю не выкладываю, а вот выдержку самого усилителя, пожалуйста
Расположив основные детали стройными колонами на столе
налюбовавшись ими, принялся собирать макет по приведенной выше схеме. Детали использовал родные. Платы были поломаны, но почти все детали на них целы, блок питания, фильтр, тоже родные. Волновался перед первым включением, собаку убрал от греха подальше в другую комнату. ЗАРАБОТАЛ! УРА! Слушал несколько дней, хвалил себя, радовался, но спокойна душа не была! Что плохо? ЗВУК! Как транзисторный приемник и все тут, ничего хорошего, так – конструкция выходного дня. Потраченное время, а результат и радость, как после сборки ветряной мельницы в школьном кружке на моторчике и квадратной батарейке, лопасти вращаются, а толку.
В голову ничего путного не приходило. Тогда обратился к Анатолию Манакову за помощью, так как не нашел практически никакой информации по лампам 30m-p23. Анатолий рассчитал схему
учитывая параметры выходной лампы
Привожу ее data sheet
не меняя номинал входного переменного сопротивления из оригинальной схемы (200к) и используя тот же блок питания на одном диоде, шунтированном конденсатором, емкости фильтра 20 и 100 мкф. Вот оно счастье! Какой чистый, мощный звук! Проверял, подключая соневский минидиск на вход усилителя, а у него достаточно слабый выходной сигнал. Когда подключил сд проигрыватель, вот где было мое удивление; моя любимая музыка в моно, на одном канале, на колонке AKAI 50 ват с чувствительностью 89 (рис. 17). Слушал композиции моей любимой певицы Sade. Это было так узнаваемо и неузнаваемо одновременно. Несколько часов не мог оторваться от этого занятия, слушая разных исполнителей диск за диском. Затем на макете собрал второй канал и вот ОНО – СЧАСТЬЕ! Как приятно послушать в таком качестве, в стерео любимых исполнителей!
Теперь стал вопрос, а как это все оформить? Когда искал информацию по лампе 30m-p23, наткнулся вот на эту фотографию.
Оформление очень понравилось. Все трансформаторы можно разместить в корпусе, так как они имеют не очень большие размеры. Подобрал индикаторы от старого кассетного магнитофона, отрегулировав их так, что при комфортной громкости, стрелка не заходит за знак «долби». Набросал эскиз корпуса, затем построил в автокаде чертеж , отдал на завод, где мне его и изготовили корпус.
Внешняя часть корпуса из нержавейки
на фотографии вы видите эту часть под защитной пленкой, чтобы не было царапин. На ней предусмотрены отверстия под индикаторы, регуляторы громкости, выключатель питания, под разъем для наушников и под лампы
Внутренняя часть из алюминия, для удобства крепления всей внутренней начинки усилителя.
Эта часть рассчитана так, чтобы легко поместиться во внешнем корпусе, предоставляя мне доступ для размещения всех элементов.
На задней части корпуса вы видите отверстия под стандартные разъемы аудио, выход на колонки, под предохранитель и сетевой разъем.
Отдельно у столяра заказал боковые накладки из бука. Осталось дело за малым, все перенести с макета в корпус, чем я и занялся. Установил ножки от видеомагнитофона,
приклеил индикаторы,
разместил и закрепил трансформаторы , детали фильтра питания, приклеил ламповые панельки,
закрепил разъемы на задней панели,
закрепил внутреннюю часть корпуса во внешней, и принялся переносить все с макета. Как это выглядело видно на фотографиях.
Затем минимальная настройка. Через некоторое время ввел изменения, вместо родных емкостей в блоке питания, поставил новые — 330 мкф. и 470 мкф., заменил диод на диодный мостик. Поставил сопротивления 150 Ом в накальной обмотке на среднюю точку этой обмотки, и на корпус, тем самым исключил фон вообще, как класс, шунтировал электролиты в катодах конденсаторами 0,01 мкф, заменил переменные сопротивления на 47к, чем повысил воспроизведение усилителем высоких частот. Используя дополнительную обмотку выходных трансформаторов (, организовал выход на высокоомные наушники. Поставил ручки, боковые накладки, нижнюю панель, которая закрывает корпус и вот оно – чудо техники!
Получился симпатичный, качественный усилитель, который радует меня вот уже несколько месяцев! Звук теплый, живой. Слушаю в основном блюз, джаз, спокойную музыку.
Отдельное спасибо Анатолию Манакову за расчет схемы и добрые советы!
С уважением ко всем!
P.S. Моя собака теперь всегда, когда я слушаю музыку на этом усилителе, приходит ко мне, устраивается удобно рядом и внимает происходящему. )
Израиль, Хайфа.
Владимир Мойсеенко.
Камрад, смотри полезняхи!
Владимир (vladimirm2)
Хайфа
Живу в Израиле, родом из Одессы, бывший военный психолог, сегодня инженер сетевых компьютерных технологий или просто сисадмин.Лет десять, как увлекся ламповым звуком, в то время построил свой первый усилитель. Полгода выслушивал и настраивал, доволен.
С тех пор были построены разные устройства, некоторые из них благодаря материалам и помощи людей этого портала. Нашел на вашем ресурсе много полезной для себя информации.
С уважением ко всем! )
Анатомия старой ламповой электроники / Habr
В старом доме мне достались два очень старых ламповых приемника, точнее — магнитола (приемник + магнитофон) и радиола (приемник + проигрыватель пластинок).Выбрасывать такое добро у меня рука не поднимается — было решено их разобрать и в конечном итоге сделать такой себе аутентичный старый приемник. Но в процессе разборки стало ясно, что передо мной — живая история радиотехники, я кое-что запечатлел и вот выкладываю с подробными комментариями.
Под катом много больших изображений, общий размер около 20 Мб
Итак, экземпляр номер 1 (это приемник + магнитофон + проигрыватель Романтика 105).
Посмотрим сначала на останки магнитофона, но прежде — пару слов о самом приницпе записи.
Лента движется («протягивается») мимо головки. Головка — это просто катушка с сердечником.
Запись на ленту
Если в катушку подать ток с сигналом, магнитный поток будет меняться пропорционально сигналу и намагничивать движущуюся ленту, записывая таким образом на нее сигнал.
Воспроизведение
При движении намагниченной ленты мимо головки в ней за счет изменений магнитного поля от ленты наводится напряжение, которое затем усиливается — получается звук, тот самый, который записывали на ленту.
Это — очень грубо, реальность много сложнее, но принцип тот же.
Обычно головки записи и воспроизведения совмещены, такая головка называлась универсальной, но были конструкции с отдельными головками записи и воспроизведения
Стирание
Для стирания служит отдельная головка, при стирании в нее от специального генератора подавался ток относительно высокой частоты, десятки-сотни килогерц. Многократное перемагничивание участков ленты приводило к стиранию записанного.
В дешевых китайских магнитофонах в качестве головки стирания использовался постоянный магнит, иногда — многоплюсный.
К слову, принцип записи информации в современных винчестерах — тот же: движущаяся мимо головки магнитная поверхность.
Итак:
Магнитная головка крупным планом
Снимаем панель магнитофона, смотрим обратную сторону — там золото и бриллианты интереснее
Мы говорили о стирании. Вот генератор стирания ла отдельной лампе
Ну и, конечно же, система электропитания
Приемник
Прежде чем препарировать приемник, пару слов о приниципах приема.
Самый простой вариант: выделяем из антенны нужную частоту -> усиливаем ее -> детектируем, то есть выделяем звук — усиливаем звук:
Такие приемники были, называются «приемники прямого усиления», но в настоящее время в реальном радиоприеме не используются. Почему? Вся фишка в выделении полезной частоты.
Частота выделяется колебательным контуром, и если мы хотим принимать разные станции, контур необходимо перестраивать. Более того, для нормального приема сколько есть каскадов усиления высокой частоты — все нужно перестраивать.
Это влечет за собой кучу проблем, поэтому так не делается.
Делается вот так: Частота любого входного сигнала преобразовывается в некоторую постоянную частоту (ее называют промежуточной), на которой и происходит основное усиление. Далее без особенностей: детектирование и усиление звука.
Принципы радиоприема и конструкции приемников — отдельная, крайне интересная тема, но позволю себе пока в данном топике подробно ее не трогать.
Итак, что нужно иметь ввиду при разборе схемы приемника: помимо усилителей, в нем есть также преобразователи частоты — один или несколько, и еще есть детектор.
Итак, наша магнитола, приемник:
Чуть подробнее интересные узлы
Индикатор — сохранен и будет использоваться, поскольку красив
Отдельно усилитель звуковой частоты — вот тот самый, который дает «теплый ламповый звук»
Второй кандидат — радиола попроще, «Рекорд-68» (год выпуска — 1971).
Поскольку и попроще, и уже изучили приемники, обойдемся менее детальным фотоотчетом
Интересный штрих: настройка УКВ происходит с помощью катушки, в которой движется сердечник — «вариометр»
Финал
Я в начале топика говорил, что хотел сделать аутентичный приемник. Собственно, вот он — от старого остался только корпус. Принимает КВ, вот схема.
Доволен ли я сделанным приемником? Хороший вопрос.
Схема на относительно новых транзисторах и микросхемах ловит радио много лучше, звучит громче и чище.
Но все же чего-то в ней нет. Души, что ли…
Буду делать новый приемник — на лампах.
Схема 20 ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ МАГНИТОФОНА
Налаживание усилителя начинают с проверки напряжений иа выходе выпрямителя и режима ламп. Затем проверяют наличие искажений путем прослушивания грамзаписи. Для этого в гиезда звукоснимателя включают звукосниматель и в режиме записи при максимальной громкости проверяют действие регуляторов громкости и тона. При исправной работе усилителя звучание в громкоговорителе должно быть громким и без заметных искажений.
Затем переходят к регулировке генератора стирания и подмагничивания, которая сводится к трем моментам: к настройке контура на выбранную частоту, к получению достаточной амплитуды тока стирания на выбранной частоте и к получению хорошей формы кривой тока.
Чувствительность индикатора легко подбирается изменением сопротивления резистора R25.
Следует учесть, что для хорошей работы усилителя надо его налаживание производить с помощью измерительной аппаратуры: звукового генератора, катодного милливольтметра, осциллографа и тестера. Поэтому эту работу лучше всего произвести в лаборатории местного радиоклуба ДОСААФ или в радиокружке. Последовательность налаживания универсального усилителя неоднократно приводилась в радиолюбительской литературе.
Усилитель, принципиальная схема которого приведена иа рис. I, может быть использован для воспроизведения грамзаписи, в качестве низкочастотной части приемника (с гнезд ГнЗ, Гн4), а также для усиления сигналов с датчиков адапте- ризованных инструментов (с гнезд Гн1, Гн2). Чувствительность усилителя с гнезд Гн1, Гн2 — 20 мв, с гнезд ГнЗ, Гн4 — не хуже 250 мв. Выходная мощность на нагрузке 6,5 ом — 2 вт, коэффициент нелинейных искажений — 3%. Полоса воспроизводимых частот 60—12 000 гц. В режиме молчания усилитель потребляет ток порядка 8 ма, а в режиме максимальной мощности — 210 ма.
Усилитель может питаться как от батарей, так и от сети переменного тока напряжением 127 или 220 в.
Как видно из принципиальной схемы, первый каскад усиления собран на мало- шумящем транзисторе МП39Б (Т!) по схеме с общим эмиттером. Усиливаемый сигнал подается на потенциометр RI, с движка которого через резистор R2 и разделительный конденсатор С/ сигнал низкой частоты попадает на базу транзистора. Нагрузкой первого каскада усилителя служит резистор R5.
Делитель напряжения R3, R4 и резистор R6 являются элементами температурной стабилизации. Наличие делителя R3, R4 делает напряжение на базе транзистора 77 мало зависящим от температуры. Резистор R6 в цепи эмиттера создает отрицательную обратную связь по постоянному току. При повышении температуры увеличивается ток в цепи эмиттера и на резисторе R6 увеличивается падение напряжения. В результате этого напряжение между базой и эмиттером становится менее отрицательным, что препятствует дальнейшему увеличению тока эмиттера. Второй каскад усиления также собран по схеме с общим эмиттером на транзисторе МГ139Б (Т2). Чтобы снизить зависимость параметров этого каскада от температуры, в нем применена комбинированная отрицательная обратная связь, определяемая резисторами R8, R9 и R10. Усиленное первым каскадом напряжение подается на вход второго каскада через разделительный конденсатор С2. Нагрузкой транзистора Т2 служит резистор R7.
Третий каскад усиления собран на транзисторе ТЗ. Нагрузкой каскада служит резистор R18. Связь между вторым и третьим каскадами осуществляется с помощью конденсатора СЗ.
Выходной каскад усилителя работает в режиме класса В по последовательно- параллельной схеме. Основным преимуществом усилителей этого класса перед усилителями, работающими в классе А, является высокий коэффициент полезного действия.
При конструировании обычных усилителей низкой частоты радиолюбители сталкиваются с задачей изготовления переходных и выходных трансформаторов. Малогабаритные трансформаторы с пермаллоевым сердечником достаточно сложны в изготовлении. Кроме того, трансформаторы снижают общий коэффициент полезного действия и во многих случаях являются источником нелинейных искажений.
В последнее время были разработаны выходные каскады без трансформаторов— с квазидополнительной симметрией, т. е. с использованием транзисторов, имеющих разнотипные переходы и дополняющих друг друга для возбуждения двухтактного усилителя.
Бестрансформаторный каскад собран на двух мощных транзисторах Т6, Т7 с возбуждением от пары дополняющих симметричных транзисторов Т4 и Т5, работающих в предоконечном каскаде усиления. В зависимости от полярности сигнала, подаваемого с коллектора транзистора ТЗ, отпирается то один (Т4), то другой (Т5) транзистор. Одновременно открываются связанные с ними транзисторы Т6, Т7. Если на коллекторе транзистора ТЗ усиленный сигнал имеет отрицательную полярность, открываются транзисторы Т4, Т6, если сигнал имеет положительную полярность, открываются транзисторы Т5 Т7.
Постоянная составляющая коллекторного тока, проходящая через термостаби- лизирующий диод Д1 и резистор R19, создает смещение на базах транзисторов Т4, То, выполняющих функции фазоинверторов. Это смещение позволяет устранить характерные искажения, вызванные нелинейностью входных характеристик при малых токах базы. Резисторы R22, R23 снижают влияние разброса параметров транзисторов Т4, ТГ> на режим работы выходного каскада. Конденсатор С9 разделительный.
С целью уменьшения нелинейных искажений каскады усиления на транзисторах ТЗ—Т7 охвачены отрицательной обратной связью по переменному току, напряжение которой снимается с выхода оконечного усилителя и через цепочку R17, С8, R16, R15, С6, R14 подается на базу транзистора ТЗ. При этом переменный резистор R17 обеспечивает регулировку тембра в области низших частот, а потенциометр R15 — в области высших частот. Если регулировка тембра не требуется, то детали R14 — R17, С6, С8 из схемы исключаются. Цепь обратной связи в этом случае образуется резистором R0 (на рис. 1 эта цепь изображена пунктирной линией).
Для нормальной работы выходного каскада напряжение в точке <га» (напряжение покоя) должно быть равно половине напряжения источника питания. Это достигается соответствующим выбором сопротивления резистора R18. Стабилизация напряжения покоя обеспечивается цепью отрицательной обратной связи по постоянному току. Как видно из схемы, точка «а» на выходе усилителя соединяется с цепью базы транзистора ТЗ с помощью резистора R12. Наличие этой связи автоматически поддерживает напряжение в точке «а» равным половине напряжения источника питания (в данном случае равным 6а). Для нормальной работы усилителя необходимо также, чтобы транзисторы 77, Т5 и Т6, Т7 имели возможно меньший обратный ток. Величина коэффициента усиления транзисторов Т4—77 должна лежать в пределах 40—60; причем транзисторы могут иметь различные коэффициенты усиления р. Необходимо только, чтобы выполнялось равенство
Монтаж усилителя производится на гетинаксовой панели толщиной 1 — 1,5 мм. Размеры платы в значительной степени зависят от области применения усилителя. Транзисторы П213Б для обеспечения хорошего теплоотвода снабжены радиаторами с общей охлаждающей поверхностью не менее 100 см2.
Питание усилителя может производиться от батареи напряжением 12 в, собранной из элементов типа «Сатурн», или от батарей для карманного фонаря. Питание усилитетя от сети переменного тока осуществляется с помощью выпрямителя, собранного по мостовой схеме на четырех диодах Д1—Д4 с емкостным фильтром через стабилизатор напряжения (рис. 2). Как было указано выше, при работе усилителя потребляемый им ток изменяется в довольно широких пределах. Резкие колебания тока неизбежно вызовут изменение величины питающего напряжения, что может привести к нежелательным связям в усилителе и искажениям сигнала. Для предотвращения подобных явлений предусмотрена стабилизация выпрямленного напряжения.
В состав стабилизатора входят транзисторы Tl, Т2 и- стабилитрон Д5. Данный стабилизатор при изменении тока нагрузки от 5 до 400 ма обеспечивает стабильное напряжение 12 в, причём амплитуда пульсаций не превышает 5 мв. Стабилизация питающего напряжения происходит за счет перепада напряжения на транзисторе Т2. Этот перепад зависит от смещения на базе транзистора Т2, которое, в свою очередь, зависит от величины опорнсго напряжения на резисторе R2 и напряжения на нагрузке (Янагр,).
«ТЕМБР»(МАГ-59) 1967 год- грандиозный полупрофессиональный трёхмоторный ламповый магнитофон со сквозным каналом.
Вам приходилось когда-нибудь воочию, вблизи видеть карьерный самосвал БелАЗ 75600? Или, к примеру, живого носорога? Безусловно слышать о них, видеть на фото или в кино вам доводилось, и вы уже составили для себя их мысленный «портрет». Но, уверяем, если в жизни Вам придётся увидеть БелАЗ или носорога не на картинке- вы будете поражены, насколько реальность отличается от созданного вашим воображением образа. Примерно то же самое случилось с нами, когда мы «вживую» увидели, и прикоснулись рукой к грандиозному отечественному магнитофону «ТЕМБР», известному также под своим вторым именем «МАГ-59». Все наши представления об этом чуде отечественного магнитофоностроения были повергнуты в прах, и оказались жалким подобием того величия, которое перед нами предстало… .Ближайшим родственником этого Голиафа в мире магнитофонов по стилю оформления является широко распространенный в 60е-70е годы прошлого века ламповый трёхскоростной магнитофон «Комета МГ-201» производства Новосибирского завода «Точмаш» (фото справа). Но, поскольку «Тембр» появился на свет в 1964 году, а «Комета»- годом позже, полагаем- это именно «Комета» позаимствовала у «Тембра» некоторые характерные черты, а именно- деревянный корпус округлой формы, оклеенный фактурной тканью серо-голубого цвета, клавишный переключатель рода работ, расположенный в центре нижней части фальшпанели, съёмную крышку коробчатой формы- опять же, из древесины, с округлыми гранями и углами. Но за этими внешними похожестями скрывается совершенно различная внутренняя начинка, иные схемотехнические решения, иной запас прочности, наконец! «Комета», чисто бытовой трёхскоростной магнитофон с одномоторной кинематической схемой, и отсутствием сквозного канала, выглядит на фоне «Тембра», как «Газель» на фоне «КамАза».
История появления славного «Тембра» в нашей коллекции. Магнитофон был сбережён и дошел до нас в очень приличном для своего возраста виде благодаря нашим землякам, замечательным ленинградцам Сергеею Петровичу и Татьяне Алексеевне. Мы хотим еще раз выразить свою глубокую признательность этим душевным людям, передавшим в нашу коллекцию работающий и достаточно и ухоженный — для своих лет- магнитофон. Вот таким, накрытым крышкой и загадочным, мы его и увидели впервые… (снимок слева)
Магнитофон поразил прежде всего размерами. В полтора-два раза больше всех виденных нами до этого переносных магнитофонов тех времён. Танюша признавалась, что сперва он поверг ее в лёгкий ступор… Масса магнитофона тоже не могла оставить равнодушными- 33 полноценных килограмма- это вам не фунт изюма, друзья! А поскольку, приехав за «Тембром» машину мы оставили достаточно далеко от подъезда дома, где он проживал- представлялась неплохая возможность размять мышцы при транспортировке! Благо- магнитофон был предусмотрительно снабжён конструкторами ДВУМЯ ручками для переноски, расположенными по боковым стенкам корпуса, и выдвигающимися в рабочем положении на пару сантиметров в сторону. Со стыдом признаюсь- доставив магнитофон до лифта и вынеся его из подъезда в одиночку- я был вынужден затем всё же прибегнуть к помощи любимой супруги, и мы вд воем, взявшись за эти замечательные боковые ручки для переноски, радостно пронесли его эти 200 метров до авто.
Итак, первое знакомство…. волнующие моменты, как первое свидание! 🙂 Под крышкой магнитофона находится стальная фальшпанель,окрашенная серо-голубой эмалью, состоящая из верхней и нижней частей. В верхней части выштампованы углубления под катушки с магнитной лентой, по центрувверху расположено окно для наблюдения за электронным индикатором уровня записи, выполненным на «пальчиковой» радиолампе 6E1П — тот самый «Магический глаз», зелёный свет которого греет душу любителям и ценителям ламповой аппаратуры.
Снизу в средней части панели расположены две декоративные пластмассовые крышки, прикрываюшие блок магнитных головок. Верхняя крышечка блока головок за прошедшие годы утрачена, что несколько портит внешний вид, оставляя открытыми магнитные головки, но мы планируем ее непременно восстановить. На нижней же нанесено гордое название магнитофона- слово «Тембр» выполнено пластмассовыми рельефными буквами, когда-то белыми, но с течением времени приобретшими благородный цвет слоновой кости. Ниже- клавишный переключатель рода работ. Крупные кубические клавиши со скругленными углами так и просят, чтобы их поскорее нажали, оживив этого дремлющего до поры до времени мощного лампового зверя. Под клавишами, также приобретшими цвет слоновой кости, как у старого рояля (который, кстати, совершенно не портит внешний вид аппарата, а придаёт ему этакий налёт «патины времени», что ли) расположены бесхитростные указания их (клавиш) функционального предназначения, выполненные также пластмассовыми рельефными буквами: «П» со стрелочкой влево- перемотка влево,»В»- воспроизведение, «С»- режим «Стоп», «З», конечно же, Запись, и «П» со стрелочкой вправо- перемотка вправо, т.е. вперёд. Видите, как всё просто и понятно? Очевидно, в те времена еще не было общепринятых значков- пиктограмм с зашифрованными обозначениями режимов работы, которыми впоследствии украшались все магнитофоны. Исходя из того, что буквы в обозначениях- кириллические, делаем вывод: очевидно, магнитофон был не предназначен на экспорт, а выпускался только для внутреннего рынка. Хотим обратить внимание, что в нерабочем положении клавиша «С» — стоп- должна быть всегда нажата, для предотвращения деформации прижимного ролика об тонвал.
Поговорим же об особенностях этой модели, которые делают ее отличной от других, и позволяют именовать «полупрофессиональным магнитофоном». Во-первых, трёхмоторная кинематическая схема. Применение трёх электродвигателей характерно прежде всего для стационарных студийных аппаратов, для которых масса и габариты не имеют решающего значения, но зато на первый план выдвигаются такие требования, как надёжность, простота конструкции, безотказность в работе. Двигатель, приводящий тонвал «Тембра», кстати, имеет массу почти 5 килограммов! 🙂 Переносным «Тембр» можно назвать, конечно, с большой натяжкой… в основном, видимо- благодаря наличию корпуса в виде чемодана, и пресловутых двух ручек для переноски. Зато- как же он шустро перематывает ленту, это нужно видеть! Ведь каждый подкатушечник приводится в движение собственным электродвигателем, имеющим несколько меньшие размеры и массу, нежели двигатель привода тонвала. Опять же- применение трёхмоторной схемы позволяет избавиться от большого числа промежуточных роликов, пассиков, рычагов- что однозначно уменьшает уровень ненужных шумов кинематики, делает независящей от состояния этих промежуточных узлов скорость движения ленты (более стабильной, что приводит к снижению коэффициента детонации). Конечно,это удорожает аппарат, и увеличивает массу- но овчинка выделки стОит.
второе важнейшее отличие- наличие «сквозного канала». на магнитофонах, оснащённых схемой со сквозным каналом записи-воспроизведения, можно прослушивать записываемую звуковую программу непосредственно в процессе записи, т.е. слышать призаписи то, что записано уже на ленту, а не только тот сигнал, сто подается на вход магнитофона. Проще говоря: в магнитофонах, у которых нет сквозного канала, мы при записи слышим только то, что подаётся на ход от источника сигнала, а уж как оно там записалось- можно прослушать только по окончании записи, что чревато неприятными сюрпризами. Например, в процессе записи засоряется продуктами износа ленты универсальная головка. Мы слышим из динамиков чистый сигнал, который поступает на входы, а по окончании записи, перемотав плёнку назад, обнаруживаем отсутствие высокочастотной составляющей на сделанной записи, глухой, бубнящий звук, и исправить уже ничего нельзя… А если запись- уникальна??! В магнитофонах же со сквозным каналом запись, выполненная через усилитель записи записываюшей головкой, тут же воспроизводится воспроизводящей головкой через усилитель воспроизведения, и мы слышим то, что пишем ( с запозданием примерно 0,5 секунды. В случае возникновения проблем-мы тут же об этом узнаем (услышим), и у нас есть возможность оперативно принять меры к их устранению прямо в процессе записи. Наличие сквозного канала подразумевает присутствие в магнитофоне вместо одного, универсального усилителя записи-воспроизведения- двух, раздельных: усилителя записи и усилителя воспроизведения. Соответственно, присутствуют три головки: стирающая, записывающая, воспроизводящая, вместо двух- стирающей и универсальной — в магнитофонах с универсальным усилителем. Это тоже удорожает аппарат, но позволяет освободиться от некоторых коммутирующих переключателей, что делает магнитофон более надежным. Опять же- в профессиональных — студийных и репортерских- магнитофонах сквозной канал присутствует безоговорочно, подавляющее же больинство бытовых магнитофонов (за исключением более поздних моделей высшего и первого классов) выпускается по схеме с универсальным усилителем.
Продолжим рассмотрение технических параметров «Тембра».Скорость движения ленты применена одна- 19,05 см,сек, что являлось в те времена (да и в более поздние) максимальной скоростью движения ленты для бытовых магнитофонов. На высокой скорости получается более высококачественная запись с расширенным частотным диапазоном. Для «Тембра» он составляет 40 Гц…. 12 000 Гц, что очень неплохо для тех времен, НО!! Этот диапазон указан для применяемой магнитной ленты типа 6 (толстая светло-коричневая хрупкая лента на ацетатной основе, весьма абразивная). В случае же применения более совершенных типов магнитных лент, например, А4407-6Б, частотный диапазон чувствительно расширяется, особенно в верхней своей части, и составляет, на наш слух (инструментальных измерений пока не делали), никак не менее 16 000 Гц, что сопоставимо с частотным диапазоном студийных магнитофонов тех лет, даже работающих на 38 скорости (при применении на них лент типа 6) Заявленная номинальная мощность магнитофона на собственных динамиках- 3 Вт, но по звуковому давлению и реальной громкости этот магнитофон заткнет за пояс многие более поздние магнитофоны, даже оснащенные дополнительными акустическими системами! Вообще, звук очень приятный, насыщенный, со всеми «ламповыми прелестями», ведь в тракте «запись-воспроизведение» нет ни одного полупроводникоого прибора с их внутренними шумами. Кстати, Тембр оснащался и двумя дополнительными маленькими звуковыми колонками, что повышало его громкость и качество восприятия. В общем, школьный спортзал можно было озвучить качественно, без применения дополнительного усилителя и акустики.
Магнитофон представлен вашему вниманию практически в том виде, в каком он кнам поступил, за исключением некоторых работ по чистке, смазке и регулировке его механизмов- состояние первоначальное. Предстоят работы по доведению «до ума», о результатах которых непременно отчитаемся. Фото улучшенного качества- смотрите в «фотогалерее», видео о работе магнитофона- смотрите ссылку в верхней правой части этой страницы. А сейчас коротко пройдёмся по представленным фотографиям с минимальными комментариями к ним.
На фото блока головок мы можем видеть две крайние (левую и правую) направляющие стойки ленты, оснащенные подпружиненными демпферами, предотвращабющими «дёргание» ленты. Тоже привилегия профессиональных магнитофонов.
В верхней части фальшпанели расположен ряд тумблеров (нехарактерное решение для магнитофонов тех лет, и не только): включение-отключение встроенных динамиков, подключениевнешних акустических систем с увеличением отдаваемой мощности, отключение стирающей головки в режиме записи (для создания трюковой записи- с наложением новой на существующую), отключение автостопа. Магнитофон снабжен автостопом по окончании или обрыве ленты, но алгоритм его работы несколько усложнен.
Характерные для «деревянных» радиоприемников и радиол тех лет сдвоенные «коаксиальные»(одна над другой)ручки регулировок. В данном случае- верхняя- включает аппарат (совмещена с сетевым выключателем), и регулирует уровень громкости, нижняя- регулятор уровня записи.Ниже- за красным светофильтром- индикаторная лампочка на 6,3 вольта, сигнализирующая о включении магнитофона.
Тот самый «магический глаз»- индикатор уровня записи. В работающем состоянии- КРРРАСОТА! :))))
— Кнопка временного останова ленты (вынесена в лвый нижний угол фальшпанели, отделена от клавишного переключателя рода работ), рядом- индикатор включения режима записи.
Задняя стенка. Слева, за сдвижной металлической шторкой, уютно лежит в своём отсеке шнур питания. Там же- предохранитель с переключателем сетевого напряжения, и входные гнезда для записи.
Шторка отсека сдвинута, шнур извлечен, видна круглая чёрная головка переключателя напряжения, совмещенная с предохранителем. Вполне современного вида. Привлекают внимание приклёпанные к шасси шильдики из алюминия с пояснительными надписями- почти как на военной аппаратуре тех лет.
Характерная эбонитовая сетевая вилка, с раздвоенными концами штеккеров. По ныешним меркам- совсем не безопасная. Виден логотип производителя.
Вот интереснейший разъём, там же, за шторкой, в правом верхнем углу отсека! Круглый, многоконтактный. Как вы думаете- для чего??!…Правильно! Для подключения проводного пульта дистанционного управления! Этакий прообраз нынешних беспроводных «лентяек». Причём в этой модели мог выполнять расширенный ряд функций,а не только простейшие»стоп-пуск-перемотка вперёд».
Блок головок. Стирающая и записывающая- во встроенных экранах, воспроизводящая — снабжена дополнительным экраном. Обратите внимание на прижимной ролик. Увеличенного диаметра, обрезинен неубиваемой резиной, и, как у профессиональных студийных аппаратов, посажен на два шарикоподшипника, а не на латунный подшипник скольжения. Снабжен отвинчивающейся крышечкой для доступа к подшипникам с целью обслуживания.
Крышка подшипника прижимного ролика свинчена. Быстрый и удобный доступ к подшипникам, Можно чистить и смазывать.
При снятии фальшпанели (открутив 4 винта и сняв ручки регуляторов) мы получаем доступ к панели-шасси. Открутив еще два винта- можем вот таким образом (как капот автомобиля) приподнять из корпуса всю кинематическую схему с моторами и подкатушечниками (на петлях). Быстрый и удобный доступ к конструкции, магнитофоны будущих лет- отдыхают! ))) На переднем плане- большой и мощный (и тяжелый!) двигатель привода тонвала.
«Подвал» магнитофона Вверху, коричневый- двигатель подающего подкатушечника. Виден мощный трансформатор- на габаритах и массе тут не экономили! Справа, за перегородкой- электронные лампы усилителя. В левой части за такой же перегородкой- тоже лампы второго усилителя. Всё рационально. удобно, ремонтопригодно, и- надёжно!
Остальные фото- в фотоальбоме, ссылка в верхней правой части данной страницы.
При подготовке нашей настоящей странички, как и при подготовке многих других, помимо использования наших оригинальных фото, использованы некоторые фотографии с замечательного сайта Валерия Харченко «Отечественная радиоаппаратура ХХ века» — http://www.rw6ase.narod.ru Выражаем нашу искреннюю признательность уважаемому Валерию Григорьевичу