Простая сенсорная кнопка
Простейшее сенсорное устройство можно собрать на нескольких доступных деталях. Всего три транзистора, три резистора и один светодиод, вот и всё. Собирать схему можно даже навесным монтажом, всё работать будет.
Транзисторы любые NPN структуры: КТ315, КТ3102 или BC547 или любой другой. Резисторы 0,125-0,25 Ватт. Светодиод любого цвета, но лучше красный, так как падение напряжение падение у него минимальное. Питание 5 вольт, больше меньше можно и меньше тоже.
Все компоненты были компактно соединены между собой на миниатюрной печатной плате, которую можно сделать просто вырезав лишнюю медь резаком оставив таким способом остроугольные многоугольники. Детали, использованные для поверхностного монтажа, транзисторы в sot-26 npn, резисторы 0805, перемычки – кусочки провода, вместо них, если есть берите крупный 2512 резисторы с нулевым (условно) сопротивлением. Сенсорное устройство работает сразу, без настройки.
Объяснение работы схемы
Дотрагиваясь до базы транзистора Q3 вы наводками открываете его, вследствие чего через его КЭ и резистор 1 Мом течет ток, который открывает следующий полупроводник Q2, тот открываясь открывает Q3, который уже управляет светодиодом, открываясь через его КЭ течет ток, от минуса идет к катоду светодиода, а к аноду он уже подключен. Резистор 220 Ом здесь “токоограничительный”, на нём падает лишнее напряжение, что защищает диод от деградирования кристалла и полного выхода из строя LED1
Применение
Ну вот горит светодиод по касанию пальца – и что? А вот то, что вместо этого светодиода ставим реле и теперь мы можем управлять почти любой нагрузкой, в зависимости от характеристик применяемого реле. Ставим мощную лампу накаливания, подключенную к сети, а в разрыв этой цепи контакты реле. Теперь при нажатии, а точнее касании сенсора лампа светит.
Также организовать включение/отключение нагрузки можно с помощью оптопары, если отсутствует реле, тогда также будет гальваническая развязка. Эта прекрасная вещь состоит из светодиода и фототранзистора, когда первый светит, то это открывает транзистор и через его КЭ может течь ток. Включаем нужные выводы оптрона в схему сенсора вместо светодиода LED1, а остальные два в разрыв источника питания и любой нагрузки. Эту деталь можно изъять из зарядок от телефона. Возьмите, к примеру, PC-17L1.
Чуть ниже вы видите дополнение к основной схеме, где показано как нужно подключать оптопару к схеме сенсора, также добавлен один транзистор, это нужно для того чтобы вы могли подключать весомую нагрузку, а не просто светодиоды на 20 mA.
Еще вместо реле и оптопары возможно применение двух npn транзисторов. Я так и сделал, схему вы видите. Работает это так: Q5 всегда должен быть открыт, через резистор 10 кОм, но через КЭ открытого Q4 на базу Q5 поступает “минус” и из-за этого он закрыт. Когда же вы касаетесь сенсора – то минус поступает через открытый Q1 на базу Q4 и закрывает его, теперь уж ничто не мешает Q5 оставаться открытым – нагрузка работает, а в моем случае мощный 1 Ватт светодиод ярко светит.
Так это выглядит в собранном состоянии.
Сенсор не имеет фиксации, дотронулись – светит, отпустили – не светит. Коль желаете сделать фиксацию – просто добавьте в схему триггер, например, на микросхеме КМ555ТМ2 или любой другой (можно даже на таймере 555 реализовать это). С добавление триггерной системы при касании к сенсору нагрузка будет включена до тех пор, пока не произойдет следующее касание или исчезнет питание схемы.
На практике это можно применить для быстрого включения и отключения освещения в комнате. Очень удобно, коснулся небольшого чувствительного участка, и комната освещена, второе касание отключит свет. Небольшое количество энергии будет теряться, но этим можно пренебречь.
Коментарии
Схема работает, но из-за своей простоты далеко не идеально. Если сенсор большой, то схема может срабатывать даже тогда, когда вы еще не дотронулись до него, также если вы рукой расчешете волосы возле датчика светодиод также может загореться. Выход из этой ситуации простой – миниатюрный сенсорный датчик.
Как уже говорилось – открытие Q3 происходит за счет наводок, видеть это можно на видео, светодиод светит не постоянно, а подмигивает с большой частотой, но это хорошо заметно при съёмки.
Яркость работающего диода не велика, если вы дотрагиваетесь только до базы третьего транзистора, но стоит вам коснуться еще и плюса питания, то ваше тело выступит в роле резистора и транзистор Q3 перейдет в насыщение. Но при таком раскладе для некоторых потеряется смысл сенсора.
Эта схема очень проста и предназначена лишь для понимания принципа работы электронных компонентов, применять в серьезных конструкциях не рекомендуется.
Видео
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Разработка сенсорного Z-Wave выключателя на аккумуляторе со светящимися кнопками
Второй год я разрабатываю свой уникальный Z-Wave выключатель с сенсорными кнопками, который удовлетворит меня по функционалу, дизайну и стоимости изготовления.
С самого начала была цель сделать 4-х кнопочный выключатель на аккумуляторе размера 80х80 мм максимально тонким, сенсорные кнопки должны быть большие и при касании светиться целиком, а не только небольшой кружочек, как у всех. В итоге получился стильный тонкий выключатель, способный управлять любыми устройствами умного дома.
Во время разработки я решал множество задач по схемотехнике, дизайну корпуса и выбору материалов. Особенно интересным является создание самой сенсорной кнопки, которая светится целиком, но обо всем по порядку.
- Функционал
- Дизайн корпуса
- Разработка печатной платы
- Изучение рассеивателей света
- Подбор материалов рассеивателя
- Использование
Видео работы сенсорного выключателя в конце.
Функционал
Требовались следующие возможности выключателя:
- Включать/выключать свет
- Регулировать яркость освещения
4 кнопки управляют 2-мя группами освещения. Верхние кнопки при удержании плавно увеличивают яркость, при коротком нажатии включают свет. Нижние кнопки при удержании плавно уменьшают яркость, при коротком нажатии выключают свет.
Сделать, чтобы каждая кнопка работала в режиме переключения, нажал — вкл, нажал — выкл. Это позволит управлять 4-мя группами освещения.
Дизайн корпуса
Мне понравилась идея с 4-мя большими сенсорными кнопками компании Basalte, и я решил развить её в своем направлении.
Рис. 1 — KNX выключатель Basalte
Я хотел, чтобы при касании кнопка светилась сама целиком, а не отдельный светодиод. Поэтому корпус представляет из себя узкую рамку с вырезами для 4-х сенсорных кнопок. Продуманы замочки для крепления задней крышки и углубления для установки магнитов. Крепежная пластинка приклеивается к стене на двухстороннюю клейкую ленту и к ней уже крепится сам выключатель с помощью магнитов. Удобно использовать выключатель как переносной пульт и удобно заряжать аккумулятор.
Рис. 2 — Корпус сенсорного выключателя
Все детали корпуса разработаны в Blender и распечатаны на 3D принтере белым ABS пластиком.
Рис. 3 — Разработка корпуса сенсорного выключателя в Blender
Разработка печатной платы
Печатная плата разработана в Proteus. Это вторая версия, в ней используется одна сенсорная микросхема TTP224 на 4 канала. В первой версии использовалось 4 шт. одноканальных TTP223, разницы в работе никакой, но при использовании TTP224 меньше компонентов паять.
Рис. 4 — Разработка печатной платы сенсорного выключателя в Proteus
Главными компонентами на плате являются:
- Z-Wave радио чип
- Аккумулятор Robiton 800мАч
- 3.3V Step-Up/Step-Down Voltage Regulator S7V8F3
- Микросхема заряда аккумулятора TP4056
- Схема переключения питания с аккумулятора на USB
- Кнопка калибровки
- Микросхема сенсорных кнопок TTP224
Z-Wave чип работает в диапазоне 2.7В — 3.6В, аккумулятор выдает до 4.7В, поэтому я использовал повышающе-понижающий преобразователь 3.3В Pololu S7V8F3. Для заряда аккумулятора использовал дешевую и многим известную микросхему TP4056, ток заряда настроил на половину емкости аккумулятора 400мА. При подключении зарядки, питание устройства переключается на USB и аккумулятор спокойно заряжается, схема переключения питания реализована на одном транзисторе и диоде. Кнопка при нажатии сбрасывает питание регулятора и вся схема перезагружается, это нужно для калибровки TTP224. На лицевой части платы находятся 4 площадки сенсорных кнопок размером 40х40 мм и 4 светодиода. Производство заказано в Seeedstudio, качеством и ценой очень доволен.
Рис. 5 — Плата сенсорного выключателя
Самым главным компонентом в сенсорном выключателе является контроллер сенсорной кнопки. Я провел тестирование 3-х контроллеров и у каждого оказались, как плюсы, так и минусы. Результаты тестирования 3-х контроллеров сенсорных кнопок:
TTP224
Плюсы: Дешевый, на текстолите с одной стороны могут быть площадки сенсоров, на обратной стороне другие компоненты, но при этом сильно снижается чувствительность. Настройка выходного сигнала: высокий/низкий уровень, настройка режима кнопки: переключение/включение. 4 канала.
Минусы: Если с обратной стороны сенсорной площадки находятся дорожки, то плохо работает сквозь оргстекло более 3 мм и еще хуже если на стекло наклеена пленка, не реагирует на небольшое касание, только нажатие всей подушечкой пальца, даже с настроенной максимальной чувствительностью (Cs = 1pF, диапазон 0-50pF, чем меньше, тем чувствительнее).
Рис. 6 — TTP224 на готовой плате
AT42QT1011
Плюсы: Реагирует на небольшое касания сквозь 3 мм (и больше) оргстекло, если настроить чувствительность на среднем уровне (Cs = 22nF, диапазон 2-50nF, чем больше, тем чувствительнее). Автоматически подстраивается под толщину стекла.
Минусы: Под сенсорной площадкой не должно быть никаких дорожек, ни питания, ни земли, иначе снижается чувствительность. Выход только высокий уровень. 1 канал только.
Рис. 7 — Тестовая плата AT42QT1011
MTCh205
Плюсы: Реагирует на небольшое касания сквозь 3 мм (и больше) оргстекло. Защита от помех с помощью земли вокруг и под площадкой сенсоров, автоматически подстраивается под толщину стекла. 5 каналов.
Минусы: Долго реагирует на нажатие и долго понимает, что палец отпустили, порядка 0.5 секунд. Если удерживать палец на площадке сенсора, то через 9 секунд выключается светодиод, происходит калибровка. Сенсорную площадку требуется закрывать землей со всех сторон, в том числе и под площадкой, иначе срабатывает в любой точке касания текстолита.
Рис. 8 — MTCh205 на макетной плате
Выбрал TTP224 (4 канала), потому что на одном текстолите с одной стороны можно разместить все компоненты, а на другой стороне — площадки сенсоров. Пожертвовал чувствительностью, через 3 мм оргстекло срабатывает если коснуться целиком подушечкой пальца, хотя это можно трактовать, как защита от случайного касания :). Если под площадкой сенсора нет дорожек, то реагирует сквозь 4 мм оргстекло при малейшем касании.
TODO
Изготовить сенсорный выключатель с двумя текстолитами, первый — для сенсорных площадок, второй — для всех компонентов. Добавить вибромотор и бузер. Реализовать функцию слабой подсветки при срабатывании встроенного датчика движения.
Изучение рассеивателей света
Стояла задача — равномерно засветить площадку размером 40х40мм, которой касается палец. Из-за ограничений размера корпуса, получилось впихнуть только по одному светодиоду для каждой площадки.
Я изучил устройство нескольких сенсорных выключателей: Livolo, Vitrum, HTTM touch button. В каждом использовался свой подход к равномерному рассеиванию света.
Vitrum
Итальянский Z-Wave выключатель с дорогим декоративным стеклом. Отражатель-рассеиватель реализован следующим образом: на прозрачном оргстекле нарисован обод светоотражающей краской, сбоку подсвеченный одним светодиодом. Со стороны светодиода краски меньше нанесено, тем самым достигается равномерное свечение по всему ободу. Сверху устанавливается декоративное стекло.
Рис. 9 — Рисунок светоотражающего обода на оргстекле
Livolo
Бюджетный китайский сенсорный выключатель. На плате располагается 2 светодиода: красный и синий, светодиоды светят внутрь замутненного полупрозрачного пластика, из-за частых преломлений света внутри получается равномерное свечение всей поверхности, на текстолит нанесена светоотражающая краска.
Рис. 10 — Сенсорная часть выключателя Livolo
HTTM — HelTec Touch Model
Готовый сенсорный модуль с Noname микросхемой. Отражатель-рассеиватель состоит из 3-х частей: текстолит с луженой площадкой, оргстекло для торцевой подсветки с множеством микроямок, белая мутная пленка.
Рис. 10 — Разобранный сенсорный модуль HTTM
Подбор материалов рассеивателя
Рассеиватель из матового оргстекла
Обычное прозрачное 3 мм оргстекло обработал мелкой шкуркой с двух сторон для придания матовости. Такое оргстекло равномерно рассеивает свет по всей поверхности. Толщина материала позволяет комфортно работать с любой сенсорной микросхемой. Но на поверхности видны мелкие царапины, что влияет на эстетический вид.
Рис. 11 — Матированное оргстекло
Рассеиватель из оргстекла для торцевой подсветки (LGP) и молочного оргстекла
Использовал 2 разных оргстекла толщиной по 2 мм, бутерброд из двух элементов получился 4 мм. Нижнее оргстекло для торцевой подсветки, благодаря нанесенным белым точкам, равномерно рассеивает свет по всей поверхности. Верхнее молочное оргстекло дает мягкое свечение и красивый вид, при этом яркость заметно ниже и увеличивается вес выключателя.
Рис. 12 — Оргстекло для торцевой подсветки и опаловое оргстекло
Панель лайтбокса от компании Ledison
Российская компания Ledison предоставила на тест панель от лайтбокса состоящую из 3-х компонентов: светоотражающая подложка, специальное светорассеивающее 3 мм оргстекло (на вид прозрачное, но внутри видна зернистая структура), прозрачная защитная пленка. Верхнюю пленку я заменил на матовую Oracal 8500 и получилось хорошее рассеивание. Но при работе с выключателем пленка выглядит не солидно, может поцарапаться и её трудно приклеить без пузырьков.
Рис. 13 — Бутерброд для лайтбокса от Ledison
После всех тестов в выключателе применил светоотражающую подложку от Ledison, а их оргстекло сделал матовым. На данный момент это лучший вариант для меня, и равномерно рассеивает, и яркость не снижена, и толщина подходящая.
Рис. 14 — Корпус, плата и рассеиватель
Использование
Первые тестовые версии выключателей я изготовил 2 года назад и имею уже опыт их использования, один установлен около санузла на высоте 120 см и удобен для детей, второй располагается около кровати и управляет ночником, люстрой и LED подсветкой. Т.к. все кнопки разделены перекрестием их легко нащупать в темноте и нажать нужную. Световой фидбэк точно говорит какая кнопка нажата. По сравнению с кнопочными выключателями минусов не обнаружил.
Рис. 15 — Сенсорный выключатель на аккумуляторе в деле
Заметил приятный побочный эффект, выключатель около кровати можно использовать для подсветки тумбы, если нажать на нижние кнопки.
P.S.
На данный момент в Z-Wave чипе используется прошивка от 4-x кнопочного брелока Z-Wave.Me Key Fob, удобно, что она уже есть готовая и хорошо работающая, неудобно, что не все функции есть, которые хочется. Единственным нерешенным вопросом осталась засветка уголков в центре, нужно закрывать фольгированной пленкой, но пока думаю куда лучше лепить фольгу, на корпус внутри или на оргстекло.
Далее в планах перейти на свободно программируемый Z-Uno Module для реализации всех программных хотелок.
Принцип работы тачскринов — Мастерок.жж.рф — LiveJournal
Сначала сенсорные экраны (тачскрины) встречались крайне редко. Их можно было найти, в основном, лишь в некоторых карманных компьютерах (КПК, PDA). Как известно, эти устройства так и не получили широкого распространения, поскольку им не хватало самого важного: функциональности телефона. История смартфонов тесно связана с тачскринами. А поэтому современного человека с «умным телефоном» в кармане сенсорным экраном уже не удивишь. Тачскрин нашел широкое применение и в модных дорогих девайсах и даже в сравнительно дешевых телефонах. Но не будем в очередной раз обсуждать достоинства и недостатки тех или иных моделей телефонов. В этом вопросе каждый пользователь способен определиться сам.
Поговорим о принципах работы трех типов сенсорных экранов, которые вы можете встретить в современном устройстве.
Итак, сенсорные экраны перестали быть слишком дорогими. Кроме того, тачскрины стали намного «отзывчивее» и касания пользователя теперь распознают превосходно. Это проложило им широкую дорогу к широким массам пользователей. В настоящее время известны три основных конструкции тачскринов:
1.Резистивные или попросту «упругие» (Resistive)
2.Емкостные (Capacitive)
3.Волновые (Surface acoustic wave)
О резистивном тачскрине. Недавнее прошлое
Резистивная система представляет собою обычное стекло, покрытое слоем проводника электричества и упругой металлической «пленкой», тоже обладающей токопроводящими свойствами. Между этими двумя слоями при помощи специальных распорок оставляют пустое пространство. А поверхность экрана покрыта материалом, защищающим его от царапин.
Во время работы пользователя с тачскрином, электрический заряд проходит через оба слоя. Каким образом все происходит? Пользователь касается экрана в определенной точке и упругий верхний слой приходит в соприкосновение с проводниковым слоем. Причем именно в этой точке. Затем компьютер определяет координаты точки, которой коснулся пользователь.
Когда координаты уже известны устройству, специальный драйвер переводит прикосновение в известные операционной системе команды. Здесь уместна аналогия с драйвером обычной компьютерной мышки. Он занимается тем же самым: объясняет операционной системе, что именно хотел ей сказать пользователь нажатием кнопки или перемещением манипулятора. С экранами этого типа чаще всего используют специальные стилусы.
Резистивные экраны можно обнаружить в сравнительно немолодых устройствах. Именно таким сенсорным дисплеем был оборудован IBM Simon, древнейший из сознанных нашей цивилизацией смартфонов.
Устройство емкостного экрана. Цифровое настоящее
В тачскринах этой конструкции стеклянная основа покрыта слоем, играющим роль вместилища-накопителя электрического заряда. Своим касанием пользователь высвобождает часть электрического заряда в определенной точке. Это уменьшение определяется микросхемами, расположенными в каждом из углов экрана. Компьютер вычисляет разницу электрических потенциалов между различными частями экрана, и информация о касании во всех подробностях немедленно передается в программу-драйвер тачскрина.
Важным преимуществом емкостных тачскринов является способность этого типа экранов сохранять почти 90 % изначальной яркости дисплея. В экранах резистивного типа сохраняется лишь порядка 75 % изначального света. По этой причине изображения на емкостном экране выглядят значительно более четким, чем на тачскринах резистивной конструкции.
Волновые сенсорные дисплеи. Яркое будущее
На концах осей X и Y координатной сетки стеклянного экрана располагается по преобразователю. Один из них передающий, а второй принимающий. На стеклянной основе располагаются и рефлекторы, «отражающие» электрический сигнал, передаваемый от одного преобразователя к другому.
Преобразователь-приемник точно «знает» состоялось ли нажатие и в какой именно точке оно произошло, поскольку своим касанием пользователь вносит прерывание в акустическую волну. Стекло волнового дисплея лишено металлического покрытия, что позволяет сохранить все 100 % изначального света. Благодаря своей столь приятной особенности, волновой экран является наилучшим выбором для пользователей, работающих в мелкими деталями графики. Ведь и резистивные и емкостные тачскрины не идеальны в плане четкости изображения. Покрытие задерживает свет и искажает картинку.
Некоторые особенности различных тачскринов
Самыми дешевыми и наименее четко передающими картинку сенсорными экранами являются резистивные. Кроме того, они же самые уязвимые. Любой острый предмет может повредить нежную резистивную «пленочку». Волновые тачскрины являются самыми дорогими среди себе подобных. Резистивная конструкция скорее относится к прошлому, волновая — к будущему, а емкостная — к настоящему. Хотя грядущее никому не известно и можно лишь предполагать, что та или иная технология имеет некоторые перспективы.
Для резистивной системы не имеет особого значения, коснулся пользователь экрана резиновым наконечником стилуса или пальцем. Достаточно и того, что два слоя пришли в соприкосновение. Емкостной экран распознает лишь касания токопроводящими предметами. Чаще всего пользователи работают с ними при помощи своих пальцев. В этом отношении экраны волновой конструкции ближе к резистивным. Отдать ей команду можно практически любым предметом, избегая при этом тяжелых и слишком маленьких объектов. То есть стержень шариковой ручки не подойдет.
А теперь, если читателям еще не наскучили технические подробности и инженерные тонкости, при наличии желания и свободного времени, они могут отправиться в гости к создателям Xbox One — игровой приставки, которой создатели Windows сумели удивить мир.
По материалам computer.howstuffworks.com
А я вам напомню про такую, пока «фантастическую» вещь, как Аксессуар для бесконтактного управления гаджетами и «Исчезающая» клавиатура для тачскринов. И еще подробности Как работает беспроводная зарядка смартфона? и наверняка Всё это время вы заряжали свой смартфон неправильно
Все о микросхеме сенсора на iPhone, почему ломается и как сделать ремонт своими руками на Айфонах, GsmMoscow
Toggle navigation+7(495)927-00-15
- (current)
- iPhone
- Ремонт:
- iPhone XS Max1
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone XS
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone XR
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone X
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 8
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 8 Plus
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 7
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 7 Plus
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone SE
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 6S
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 6S plus
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 6
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 6 plus
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 5
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 5S
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 5C
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 4S
- iPhone 4
- iPhone 3GS
- iPhone 3G
- iPhone 2G
- iPad
- Ремонт:
- iPad Pro 9.7
- iPad Pro 12.9
- iPad Pro
- iPad Air 2
- iPad Air
- iPad mini 4
- iPad Mini 3
- iPad Mini 2
- iPad Mini
- iPad 4
- iPad 3
- iPad 2
- iPad 1
- Macbook
- Ремонт:
- Macbook
- Macbook Pro
- Macbook Air
- iMac
- iMac 21,5
- iMac 27
- Mac
- Mac Pro
- Mac Mini
- Watch
- Ремонт:
- Watch Series 3 38mm
- Watch Series 3 42mm
- Watch Series 2 38mm
- Watch Series 2 42mm
- Watch 38mm
- Watch 42mm
- iPod
- Ремонт:
- iPod Touch
- iPod Touch 6
- iPod Touch 5
- iPod Touch 4G
- iPod Touch 3G
- iPod Touch 2G
- iPod Touch 1G
- iPod Nano
- iPod Nano 6
- iPod Nano 5
- iPod Nano 4
- iPod Nano 3
- iPod Nano 2
- iPod Nano 1
- iPod Clasic
- iPod Shuffle
- iPod Video
- Получить скидку
- Прайс-лист
- iPhone
- iPad
- iPod
- MacBook
- iMac
- Mac Mini
- Mac Pro
- Watch
- Для постоянных клиентов
- Контакты
- iPhone
- Ремонт:
- iPhone 11
- Замена экрана
- Замена стекла
- Замена тачскрина
- iPhone 11 Pro
- Замена экрана
- Замена стекла
- Замена тачскрина
- iPhone 11 Pro Max
- Замена экрана
- Замена стекла
- Замена тачскрина
- iPhone XS Max
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone XS
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone XR
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone X
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 8
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 8 Plus
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 7
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 7 Plus
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone SE
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 6S
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 6S plus
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 6
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 6 plus
- Замена экрана
- Замена стекла
- iPhone 5
- Зам
Микросхемы Atmel и Cypress для построения сенсорных клавиатур
22 декабря
Сенсорные интерфейсы получают все большее распространение и отвоевывают новые области применения у привычных всем механических или пленочных клавиатур. Сенсорные клавиатуры успешно используются в мобильных устройствах, в бытовой технике различного назначения. Без сомнения, применение таких решений возможно и в других областях, например в домофонах. На данный момент на рынке контроллеров сенсорных элементов управления (кнопок, слайдеров, датчиков приближения) представлены различные решения от многих производителей. Ведущими компаниями в этом секторе можно назвать Cypress и Quantum. Последняя вошла в качестве подразделения Touch Technology Division в состав корпорации Atmel в этом году. В предлагаемой статье рассматриваются микросхемы для создания сенсорных клавиатур Cypress и Atmel, принципы их работы и возможные области применения.
С
енсорные элементы управления, несмотря на кажущуюся сложность реализации и более высокую стоимость, на самом деле могут оказаться существенно проще и дешевле механических кнопок. Надежность и долговечность их значительно выше, чем у механических или пленочных клавиатур.
Немаловажный фактор — это внешний дизайн устройства, будь то мобильный телефон, микроволновая печь или панель управления автомобилем. Во многих приложениях сенсоры позволяют решить конструктивные и дизайнерские задачи по размещению органов управления, чтобы одновременно обеспечить эргономичность и привлекательный внешний вид для потребителя. Последний фактор является немаловажным для успешного продвижения товара, и он может значительно повысить интерес потребителей к новому изделию.
Кроме того, существует ряд приложений, где физически невозможно использовать механические кнопки. В качестве примера представим, что необходимо решить задачу по реализации пульта дистанционного управления автомобильным музыкальным центром. Одно из возможных и удобных мест для размещения органов управления — поверхность рулевого колеса. В настоящее время она не используется, т.к. на ней распологается подушка безопасности. Но такую задачу можно решить с помощью емкостных сенсоров, а печатную плату реализовать на гибкой пленке из полиэтилентерефталата (PET) или полиамида (см. рис. 1).
Рис. 1. Пример гибкой печатной платы |
Применение сенсоров позволяет существенно повысить эргономичность интерфейса. Используя слайдер, можно реализовать удобное управление стеклоподъемниками — например автоматическое открытие стекла на необходимый уровень при нажатии на определенную зону слайдера.
Многие производители электронных компонентов предлагают решения на базе специализированных кристаллов или алгоритмов, адаптированных к схемотехнике выпускаемых ими микросхем. Во втором случае получила распространение схема детектирования изменения емкости электрода на базе релаксационного генератора. Например, такую схему можно реализовать на базе микроконтроллеров Silicon Labs или на базе микросхем программируемой логики MAX IIZ фирмы Altera. Схема реализации детектора касания для ПЛИС приведена на рисунке 2. Она не требует дополнительных внешних компонентов, емкостной сенсор (touch switch) выполняется в виде контактной площадки определенных размеров на печатной плате. Схема на базе релаксационного генератора проста для реализации, но обладает существенным недостатком — низкой помехозащищенностью, что является прямым следствием высокоимпедансного входа. Недостатки таких реализаций компенсируются возможностью добавления в проект одной-двух сенсорных кнопок, если условия эксплуатации разрабатываемого изделия не предполагают внешних паразитных воздействий.
Рис. 2. Реализация сенсорной кнопки на базе ПЛИС MAX IIZ |
Условия эксплуатации чаще всего далеки от идеальных. Возвращаясь к описанным выше примерам стеклоподъемника или дистанционного управления автомагнитолой, а также занимаясь разработкой приборов, эксплуатируемых в условиях повышенной влажности (стиральные машины, бытовые плиты), при выборе контроллера для работы с емкостными сенсорами стоит обратить внимание на специализированные решения. Мировыми лидерами в данной области являются компании Cypress и Atmel (Quantum). Их решения нашли применение в мобильной, бытовой технике многих крупных производителей. Технологии, используемые компаниями Cypress и Atmel в своих контроллерах, позволяют обеспечить высокую помехозащищенность, оптимальную для рассматриваемых приложений чувствительность и электромагнитную совместимость.
Начнем с новинок этого года — микросхем Atmel семейства QTouchTM и QMatrixTM. В их основу положены хорошо зарекомендовавшие себя решения компании Quantum, существующие на рынке уже более 10 лет. Контроллеры сенсорных интерфейсов Quantum были реализованы на базе МК Atmel — Tiny и Mega.
В основу контроллера AT42QT2160 положена технология QMatrixTM. Его функциональная схема приведена на рисунке 3. Рассмотрим принцип ее работы. Каждая кнопка (емкостной сенсор) состоит из излучающего и приемного электродов. На излучающий электрод подается пачка импульсов, и в нормальном состоянии (без касаний) приемный электрод накапливает большую часть заряда, переданного через диэлектрическое покрытие. Далее этот заряд перераспределяется между приемным электродом и накапливающим конденсатором. Измеряемым параметром в данной системе является время разряда накапливающего конденсатора. При приближении объекта (пальца) к кнопке происходит изменение электрического поля и, как следствие, уменьшение заряда и времени разряда накапливающего конденсатора.
Рис. 3. Функциональная схема контроллера QMatrixTM |
Из плюсов данной технологии можно отметить «встроенную» защиту от ложных срабатываний, вызванных наличием водяной пленки (конденсат, туман, капли) на поверхности клавиатуры. Водяная капля может оказывать различное влияние на емкость сенсора, что зависит от ее размера и положения относительно электродов сенсора и земли печатной платы. В случае если водяная пленка локализована в пределах сенсора, ее влияние увеличивает переносимый заряд, который при прикосновении пальца уменьшается. Наличие пленки или капли воды в пределах сенсора не приводит к ложным срабатываниям. Обратную реакцию вызывают протяженные водяные пленки, наличие которых может привести к уменьшению перенесенного заряда и, как следствие, к ложному срабатыванию. В данном случае водяная пленка может рассматриваться как распределенная RC-цепь, которая отводит часть заряда от приемного электрода. Для уменьшения влияния таких воздействий вводится короткий интервал времени (narrow gate times), следующий сразу за передним фронтом первого импульса пачки. В это время накопление заряда на приемном электроде не происходит. Исключая из измерений данный момент времени, можно существенно минимизировать влияние подобной водяной пленки.
Следующая функция, особенно важная для мобильных приложений с небольшими сенсорными клавиатурами, — однозначность определения нажатой кнопки. При касании пальцем определенной кнопки можно коснуться рядом расположенных с нею сенсоров. Чтобы избежать неоднозначности определения, в микросхемах Atmel введена функция AKS™ (Adjacent Key Suppression™). В микросхемах серии QMatrixTM кнопки объединяются в три группы. Внутри каждой из них только одна кнопка может иметь статус нажатой. Таковой является кнопка, от которой получен наибольший отклик. Все остальные кнопки будут неактивны до тех пор, пока нажатая не изменит свое состояние. При необходимости эту функцию можно отключить для любой из кнопок или для всех. Функция AKS™ не применима, если кнопки образуют слайдер.
В AT42QT2160 предусмотрена возможность повышения помехозащищенности (Burst Repetition). Результаты измерений, полученные за несколько циклов, усредняются. В результате усреднения отфильтровываются случайные помехи. Количество циклов может изменяться в пределах 1…63. Увеличение этого значения ведет к лучшей фильтрации. В то же время увеличивается время опроса. Необходимо соблюдать баланс между максимально допустимым временем опроса и эффективностью фильтрации.
Программная настройка чувствительности кнопок производится за счет изменения уровня порога обнаружения (Negative Threshold) и/или количества имульсов в пачке (Burst Length). Настройка чувствительности требуется в процессе разработки на этапе выбора материала внешнего покрытия и размеров электродов. При увеличении порога обнаружения уменьшается чувствительность. Использование толстых покрытий или сенсоров небольшого размера может потребовать уменьшения чувствительности. Важно помнить, что при снижении значения данного параметра возрастает вероятность ложных срабатываний, которые могут вызываться внешними электромагнитными помехами, водяной пленкой и т.д. Изменение количества импульсов в пачке влияет на величину накапливаемого заряда — увеличение значения ведет к увеличению заряда и, следовательно, к увеличению чувствительности. Большее значение приводит к увеличению времени сканирования и уровня излучаемых электромагнитных помех. Для каждого конкретного значения необходимо выбирать оптимальное соотношение этих двух величин исходя из изложенного выше.
Контроллер AT42QT1060 семейства QTouchTM — вторая новинка от Atmel. Принцип его работы заключается в том, что сенсор или электрод (см. рис. 4) неизвестной емкости заряжается до определенного потенциала с последующим измерением накопленного заряда. Чувствительная поверхность может быть любой — от площадки на печатной плате до оптически прозрачного участка In-SnO2 на поверхности сенсорного дисплея. Измеряя заряд этой поверхности после одного или нескольких циклов заряда/переноса, контроллер определяет емкость чувствительной поверхности. При касании изменяется емкость, что и детектируется как нажатие кнопки.
Рис. 4. Принцип работы контроллера QTouchTM |
По сравнению с контроллером AT42QT2160 семейства QMatrixTM, AT42QT1060 имеет следующие отличия.
Число реализуемых кнопок может быть от двух до шести. При использовании микросхемы AT42QT2160 можно реализовать до 16 сенсоров. Количество линий ввода/вывода в AT42QT1060 увеличено до семи, в отличие от трех линий у AT42QT2160.
Контроллер AT42QT1060 может работать автономно и под управлением внешнего устройства через интерфейс IIC. AT42QT2160 работает только под управлением внешнего управляющего устройства. В автономном режиме контроллер QTouchTM использует настройки по умолчанию и, соответственно, не все возможные режимы работы доступны.
Настройка чувствительности сенсоров в AT42QT1060 производится только за счет изменения порога обнаружения. Количество имульсов в пачке в этом контроллере определяется внутренним алгоритмом работы.
Защита от одиночных импульсных и случайных помех в AT42QT1060 включает только алгоритм интегрирования (Detect Integrator), аналогичный используемому в AT42QT2160. Метод заключается в том, что кнопка считается нажатой при достижении заданного количества последовательных срабатываний. Функция Burst Repetition в AT42QT1060 не используется.
Защита от случайного срабатывания соседних сенсоров (AKS™) реализована аналогично в обеих микросхемах, т.е. нажатым считается тот сенсор, сигнал от которого в данный момент является наибольшим. В дополнение к технологии AKS™, в AT42QT1060 имеется возможность реализации специального защитного сенсора (guard channel, guard electrode). Такой электрод должен иметь большие размеры и, следовательно, большую чувствительность по сравнению с сенсорами, выполняющими функцию кнопок. Любое воздействие на данный электрод запрещает срабатывание функциональных сенсоров. Таким образом реализуется защита от случайного нажатия (например, исключение ложных срабатываний клавиатуры мобильного телефона во время разговора). Пример реализации такого электрода приведен на рисунке 5.
Рис. 5. Пример реализации защитного электрода |
Рассмотрим основные отличия представленных семейств. Контроллеры серий CY8C20x34 и CY8C20xxx разработаны с учетом требований технологии CapSense. Эти семейства имеют наименьшее из рассматриваемых контроллеров Cypress энергопотребление и наименьшую восприимчивость к наводимым помехам в диапазоне 800 МГц и 1,9 ГГц. Микросхемы семейства можно рекомендовать для использования в мобильных приложениях (например, в радиопередающих устройствах или сотовых телефонах). Программная поддержка технологии CapSense для этого семейства реализована в пользовательском модуле CSA. Контроллеры семейств CY8C21x34 и CY8C24x94 являются универсальными, их аналоговые и цифровые блоки можно сконфигурировать для решения широкого круга задач, отличных от CapSense. Программная поддержка технологии CapSense для контроллеров этих серий реализована в пользовательских модулях CSD и CSR (последний не рекомендован для использования в новых проектах). Контроллер CY8C24x94 содержит также аппаратный блок USB с поддержкой скорости обмена 12 Мбит/c (full-speed). На базе аналоговых модулей можно реализовать блоки АЦП, ЦАП, полосовые, низкочастотные и режекторные фильтры, усилители и компараторы. На основе цифровых модулей — таймеры, счетчики, коммуникационные интерфейсы, генераторы псевдослучайных последовательностей и ШИМ. Существенным отличием этих семейств от ИС CY8C20x34 является возможность подключения экрана Shield Electrode, который обеспечивает защиту от ложных срабатываний при наличии на сенсорной панели капель или тонкой пленки влаги. Поддержка такого режима реализована в пользовательском модуле CSD. С принципами работы и процессом проектирования и отладки приложений на базе контроллеров Cypress CapSense можно познакомиться в статье [2].
Подробнее рассмотрим новое семейство контроллеров CapSense Express CY8C20xxx. Микросхемы данного семейства используют алгоритм CSA (Successive Approximation), аналогичный используемому в ИС CY8C20x34 и соответственно обладают всеми описанными выше характеристиками. Процесс разработки приложения на базе этой ИС не требует досконального изучения микроконтроллера, владения языками программирования. Конфигурация и отладка приложения ведется на базе визуальной среды разработки PSoC Express. Выводы контроллеров можно сконфигурировать как входы для подключения сенсоров или как входы/выходы общего назначения. Последние могут служить для управления светодиодами, для вывода контроллера из спящего режима или любых других функций. Внутренние регистры контроллера доступны через интерфейс IIC. С их помощью все параметры, заданные в PSoC Express, можно изменить или скорректировать в процессе работы. Микросхемы серии CapSense Express сравнимы по функциональным возможностям с AT42QT1060. Основной сферой их применения могут быть потребительские приложения (домашние аудио-, видеопроигрыватели, дистанционные пульты управления, бытовые осветительные приборы и т.д.).
Если рассматривать применение той или иной сенсорной технологии мировыми производителями, то в настоящее время складывается следующая ситуация. На рынках потребительских изделий (аудио, видео и т.д.), мобильных приложений и персональных компьютеров используются решения различных производителей. В основной своей массе приложения такого рода ориентированы на эксплуатацию в жилых помещениях. В этих условиях задачи по защите от влаги или наводимых электромагнитных помех не являются приоритетными. Исключением является мобильная техника. В этом приложении существенную роль могут сыграть функция AKS™, возможность реализации защитного электрода микросхем Atmel или их программная реализация в контроллерах Cypress. Дополнительно к этому в контроллерах Cypress семейств CY8C21x34 и CY8C24x94 имеется возможность подключения экрана (shield electrode), который дополнительно мимнимизирует влияние попавшей на клавиатуру влаги.
На рынке бытовой техники (холодильники, стиральные, посудомоечные машины) получили наибольшее распространение решения Cypress. В этом сегменте решения Cypress и Atmel конкурируют друг с другом на равных. При выборе решения того или иного производителя стоит помнить, что МК CapSense Cypress обладают большими функциональными возможностями и на их базе можно реализовать законченное устройство. Например, на контроллерах серии CY8C24x94 дополнительно к функции управления сенсорной клавиатурой можно реализовать аналоговые блоки (АЦП, ЦАП, компараторы или усилители), цифровые (счетчики, таймеры, ШИМ и т.д.) и различные интерфейсы (USB, UART, SPI, IIC).
Автомобильный рынок является перспективным для производителей контроллеров сенсорных интерфейсов. Из существующих стандартных решений только контроллеры серии CY8C21x34 производства Cypress сертифицированы для использования в автомобильной технике.
В заключение отметим еще раз, что современные сенсорные кнопки являются реальными конкурентами для существующих электромеханических решений, в т.ч. и по стоимости. Микросхемы Cypress и Atmel предоставляют разработчику широкие возможности для реализации интерфейса ввода информации в каждом конкретном приложении.
1. Кривченко И.В. Современные интегральные микросхемы для построения емкостных сенсоров//Компоненты и технологии, № 9, 2006.
2. Долгушин С.А. Сенсорные интерфейсы на базе технологии PSoC CapSense//Компоненты и технологии, № 10, 2007.
3. www.qprox.com.
4. www.cypress.com.
Вы можете скачать эту статью в формате pdf здесь.