Восстановление и зарядка аккумулятора
В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.
Известен способ восстановления таких батарей при заряде их «ассимметричным» током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.
Рис. 1. Электрическая схема зарядного устройства
На рис. 1 приведено простое зарядное устройство, рассчитанное на использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный ток определяется величиной номинала резистора R4.
Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.
Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода.
В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В или на меньшее напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.
Для устройства можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22…25 В.
Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0. ..5 А (0…3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливаются на радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно использовать металлический корпус конструкции зарядного устройства.
В схеме применяется транзистор с большим коэффициентом усиления (1000…18000), который можно заменить на КТ825 при изменении полярности включения диодов и стабилитрона, так как он другой проводимости (см. рис. 2). Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой.
Рис.2
Для защиты схемы от случайного короткого замыкания на выходе установлен предохранитель FU2.
Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16MB, R4 — ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.
Приведенные схемы пускового и зарядного устройств можно легко объединить (при этом не потребуется изолировать корпус транзистора VT1 от корпуса конструкции), для чего на пусковом трансформаторе достаточно намотать еще одну обмотку примерно 25. ..30 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 1,8…2,0 мм.
Эта обмотка используется для питания схемы зарядного устройства.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Схема № 1 | |||||||
VT1 | Биполярный транзистор | КТ827А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
VD3 | Стабилитрон | Д814А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
VD1, VD2 | Диод | КД213А | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R1 | Резистор | 1. | 1 | С2-23 2 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Переменный резистор | 3.3 кОм | 1 | ППБЕ-15 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3 | Резистор | 0.51 Ом | 1 | 5 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Резистор | 28 Ом | 1 | ПЭВ-15 15 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
FU1 | Предохраниель | 1 А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
FU2 | Предохраниель | 10 А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
T1 | Трансформатор | 150 Ватт | 0 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
K1 | Реле | РПУ-0 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
PA1 | Амперметр | М42100 | 1 | Шкала 0. ..5 А (0…3 А) | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
X1 | Вилка сетевая | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |||
X2, X3 | Разъем | 2 | Типа «крокодил» | Поиск в магазине Отрон | |||
Схема № 2 | |||||||
VT1 | Биполярный транзистор | КТ825А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
VD1, VD2 | Диод | КД213А | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
VD3 | Стабилитрон | Д814А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R1 | Резистор | 1 | С2-23 2 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R2 | Переменный резистор | 3.3 кОм | 1 | ППБЕ-15 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3 | Резистор | 0.51 Ом | 1 | 5 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Резистор | 28 Ом | 1 | ПЭВ-15 15 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
FU1 | Предохраниель | 1 А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
FU2 | Предохраниель | 10 А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
T1 | Трансформатор | 150 Ватт | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
K1 | Реле | РПУ-0 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
PA1 | Амперметр | М42100 | 1 | Шкала 0. ..5А (0…3А) | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
X1 | Вилка сетевая | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |||
X2, X3 | Разъем | 2 | Типа «крокодил» | В блокнот | |||
Добавить все |
Скачать список элементов (PDF)
Как зарядить автомобильный аккумулятор без зарядного устройства в домашних условиях
Очень часто нам необходимо завести автомобиль который долго простоял на стоянке или старый мотоцикл который стоит на даче уже целый год. И как всегда в этим моменты под рукой нет зарядного устройства, оно либо у друга, или где то далеко в гараже. А ведь казалось бы для старта автомобиля хватило бы одного оборота стартера.
Что же делать если под рукой нет зарядного устройства.
Детали для сборки простейшего зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Схема просто зарядного устройства для автомобильного аккумулятора из подручных средств. Лампочка и диод.
1. Лампочка накаливания — обычная лампа с нихромовой нитью для бытовой сети 220 Вольт мощностью от 60 до 200 Ватт. Лампу вы можете взять любую — чем мощнее лампа тем быстрее будет заряжаться аккумулятор. О токе заряда мы поговорим ниже.
2. Полупроводниковый диод — это электрический компонент который проводит электричество только в одну сторону. Нужен он нам для того что бы преобразовать переменное напряжение в бытовой сети переменного тока в постоянное напряжение для подзарядки нашего аккумулятора.
ВНИМАНИЕ! все последующие работы проводятся под высоким напряжением и это опасно для вашей жизни. Все последующие действия вы делаете на свой страх и риск.
Никогда не забывайте выключать всю схему из сети перед тем как дотрагиваться до ее элементов руками.
Все контакты тщательно изолируйте что бы не оставалось оголенных проводников.
Не стоит так же опрометчиво полагать что на контактах аккумуляторной батареи будет низкое напряжение.
При настройки схемы обратите внимание что индикатором работы схемы является лампочка накаливания — она должна гореть в пол накала. Горит она лишь на половину так как диод отрезает лишь одну половину авмлитуды переменного тока.
Если лампочка не горит значит схема не работает. Лампочка может не гореть в случае если ваш аккумулятор полностью заряжен, однако таких случаев замечено не было, так как напряжение на клеммах во время заряда большое а ток очень маленький.
Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора из подручных средств.
Схеме зарядного устройстова из лампочки и доида от сети переменного тока в сборе.
Схема зарядного устройства предельно просто, она состоит из лампочки, полупроводникового диода и непосредственно аккумулятора который заряжается.
Все компоненты схемы подключаются последовательно.
Лампа накаливания для сети переменного тока 220 Вольт
От мощности лампочки зависит какой ток будет протекать через цепь, а значит и ток которым будет заряжаться аккумулятор.
В нашем эксперементе мы использовали лампу накаливания мощностью 60 Ватт и получили ток цепи в 0,13 Ампера.
Вы можете получить ток 0.17 Ампера при лампе 100 Ватт и при этом вам понадобиться 10 часов что бы зарядить аккумулятор на 2 Ампер часа (при токе примерно 0,2 Ампера).
Определяем полярность движения постоянного тока самодельного зарядного устройства после диода от сети переменного тока
Не стоит брать лампочку больше 200 Ватт во-первых через цепь будет протекать очень большой ток, а значит может сгореть от перегрузки полупроводниковый диод.
Во -вторых может закипеть ваш аккумулятор. Либо от того что полностью зарядиться а вы все так же будете продолжать пропускать через него большой ток. Либо от того что зарядный ток будет превышать рекомендуемый для подзарядки.
Обычно рекомендуют заряжать аккумулятором током равным 1/10 от емкости, т.е. 75Ач заряжается током 7,5А, или 90 А.ч током 9 Ампер.
Ток заряда полу-разраженного автомобильного аккумулятора от стандартного зарядного устройства
Стандартное зарядное устройство заряжает аккумулятор током 1,46 Ампера, но ток колеблеться в зависимости от степени разряда аккумулятора. В нашем случае аккумулятор не сильно разряжен поэтому ток не настолько велик. В принципе зарядное устройство по шкале Амперметра на передней панели может выдавать до 10 Ампер и заряжать аккумулятор всего за 6 максимум 8 часов.
Полярность и маркировка полупроводникового диода
Основное что вам нужно учесть при сборке схемы это полярность диода (соответственно подключение клемм плюса и минуса на аккумуляторе).
Диод пропускает электричество только в одну сторону. Условно можно говорить что стрелочка на маркировке всегда смотрит на плюс. На импортных диодах указание стрелочки отмечается белой линией, но лучше всего найти datasheet (документацию) к вашему диоду, так как некоторые производители могут отойти от этого стандарта. Название диода обычно пишется сверху, в нашем случае это HER508.
Маркировка диодов. Определяем в какую сторону диод пропускает положительное постоянное напряжение
Вы можете так же проверить полярность на клеммах подключаемых к аккумулятору. Для этого вы можете использовать тестер в режиме измерения постоянного тока. В нашем случае при правильно подключения плюса и минуса тестера к соответствующим клеммам он показывает + 99 Вольт. Если бы подключение было бы не правельным, тестер показал бы — 99 Вольт.
Определяем полярность движения постоянного тока самодельного зарядного устройства после диода от сети переменного тока
Вы можете проверить напряжение на клеммах аккумулятора после 30-40 мин зарядки, оно должно увеличится на пол вольта при просадке до 8 вольт (разрядке аккумулятора). В зависимости от заряженности аккумулятора напряжение может расти намного медленнее, но все равно вы должны заметить какие то изменения.
Не забудьте выключить зарядное устройство из розетки. Если вы забудете выключить зарядку аккумулятора по прошествии более чем 10 часов, он может перезарядиться, закипеть и даже испортится.
Автомобильный аккумулятор 6В или 12В схема зарядного устройства и инструкции
подобные схемыГлавная :: блок питания :: зарядное устройство :: автомобильный аккумулятор 6В или 12В зарядное устройство
Описание
Нам всегда было нужно зарядное устройство, с помощью которого мы могли бы заряжать автомобильный аккумулятор. Эта схема может автоматически, быстро и правильно заряжать аккумуляторы 6В и 12В. Основным фактором успешной работы схемы является использование трансформатора [T1] хорошего качества с очень хорошей изоляцией и устойчивостью к коротким замыканиям. Q1 через делитель R1-2, TR1 и R4 работает как регулируемый источник тока. Ток через R9управляет мощными транзисторами Q5-6, где усилено X2000 раз примерно. В автомобильном зарядном устройстве напряжение составляет примерно от 6 В до 8 В. В этих условиях ток заряда составляет примерно 1,2А [регулируется TR1]. Когда батарея заряжается медленно, увеличивается ее напряжение в промежутке. В 7V он начинает проводить D1. Пока оно увеличивается, напряжение батареи уменьшается, напряжение на резисторе R3 делает транзистор Q1 проводящим. Это продолжалось до тех пор, пока ток примерно не достигал 6А. Затем, из-за падения тенденции в максимальной степени R10, становится водителем Q4. Ток, превышающий базу Q5, заземляется, формируя постоянный ток заряда. Когда зарядное устройство батареи [14,4 В] полностью заряжено, активируйте параллельную цепь батареи, которая состоит из R6, D8 и D2 до D6. Одновременно включается D8, который показывает, что батарея заряжена полностью. Одновременно включается Q2 из-за падения напряжения на R6. Q3 становится проводящим и заземляет часть тока в базе Q5. Когда напряжение на батарее достигает примерно 15 В, ток в базе Q5 становится очень маленьким, поэтому зарядка батареи прекращается. Диоды Д5-6 защищают цепь от неправильного размещения батареи или короткого замыкания большой продолжительности. Диод D4 защищает схему от неправильного размещения полюсов батареи. Затем светодиод D9включается показывает ОШИБКУ подключения. Замкнув переключатель S2, закоротите диод D2 [6,8В], теперь мы можем заряжать аккумулятор 6В.
Настройка
Начальный зарядный ток должен быть отрегулирован с помощью TR1 на 1,2 А. Отрегулировать можно с помощью батарейки 6В. Соедините каскадом с аккумулятором амперметр [самый большой 10А]. Если нет аккумулятора 6В, разбираем выход зарядника через их амперметр и настраиваем с помощью TR1 ток в 1,2А. На регулировочном переключателе S2 они должны быть в положении 12 В, то есть разомкнуты. Следует обратить внимание на точность диодов D2 и D3, так как они защищают аккумулятор от перезаряда. Отклонение напряжения до 100 мВ считаем приемлемым. Если вы столкнулись с трудностями при регулировке тока, а TR1 недостаточно, вы можете изменить значение сопротивления R4, пока измеренный ток заряда не станет равным 1,2 А. Два параллельных резистора, составляющие R10, должны быть размещены на расстоянии печатной платы и Q5-6, потому что они нагреваются. Перемычки B1 и Q5-6 следует разместить на радиаторе, предварительно изолировав от него электрическую часть с помощью подходящей силиконовой слюды. Мост B1 и печатная плата, на которой будет размещена схема, должны быть соединены ближним и толстым кабелями, особенно там, где ток большой. Также линии на печатной плате должны иметь пропорциональную ширину [на чертеже они показаны дальней линией]. Производство должно осуществляться в хорошем металлическом корпусе, подходящих размеров, чтобы была хорошая вентиляция. Все производство требует соответствующего опыта. РАБОТА С БАТАРЕЯМИ ТРЕБУЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШОГО ВНИМАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕГДА СУЩЕСТВУЕТ ОПАСНОСТЬ ВЗРЫВА.
Принципиальная схема
Список деталей
- R1-11=1 кОм 0,5 Вт 5 %
- R2=22 кОм 0,5 Вт 5 %
- R3-5-8=10 кОм 0,5 Вт 5 %
- R4=2,2 кОм 0,5 Вт 5 %
- R6=100 Ом 0,5 Вт 5%
- R7=100 кОм 0,5 Вт 5%
- R9=470 Ом 0,5 Вт 5%
- R10=0,08 Ом 10 Вт [2X0,18 Ом параллельно] 5 Вт
- B1=мостовой выпрямитель 25А/40В
- D1-2=6,8 В 0,4 Вт Стабилитрон
- D3=4,7 В 0,4 Вт Стабилитрон
- Д4-6-7=1Н4148
- D5=18 В 0,4 Вт Стабилитрон
- D8=светодиод 5 мм желтый
- D9=светодиод 5 мм красный
- Q1-2=BC557
- Q3-4=BC547
- Q5=BD139 [На радиаторе]
- Q6=2N3055 [на радиаторе]
- TR1=4,7K Потенциометр триммера.
- С1=4700мкФ 40В
- С2=1мкФ 25В
- T1=230Vac//15V 10A Transf. [см. текст]
- F1=Предохранитель 1A Slo Blo [5X20мм]
- S1=2X2 Переключатель 10 А на контакт
- S2=1X2 ступенчатый мини-переключатель
- J1…4 = разъем с плоским штырем
- J5 = 6-контактный разъем, шаг контакта 2,54 мм
- А=0-10А Амперметр
- Аккумулятор = 12 В или 6 В Аккумулятор
Схема от http://users.otenet.gr/~athsam/car_battery_6v_or_12v_charger.htm
Регулятор напряжения — Простейший метод ограничения тока для зарядки аккумулятора
спросил
Изменено 11 месяцев назад
Просмотрено 3к раз
\$\начало группы\$Мне нужно зарядить автомобильный аккумулятор 12 В (от основного аккумулятора), но я должен ограничить ток, так как силовые кабели довольно тонкие, и я не хочу потреблять слишком много энергии от основной системы (если аккумулятор разряжен). Какое было бы самое простое решение (без неэффективных линейных регуляторов)? Я думал о LC-цепи с ШИМ-управлением, но, может быть, для этого сделаны контроллеры (ИС)? Хотелось бы заряжать аккумулятор током не более 3А.
В этих дешевых китайских преобразователях есть возможность ограничения тока с помощью потенциометра, но я хочу что-то менее деликатное.
- регулятор напряжения
- зарядка аккумулятора
- литий-ион
- токоограничитель
Давайте посмотрим ваш список желаний:
- Заряжайте автомобильный аккумулятор 12 В от «основного аккумулятора». <=> Предполагается, что основная батарея — это батарея, подключенная к стартеру автомобиля и генератору переменного тока.
- Использование тонких кабелей, чтобы не потреблять много энергии в случае, если вспомогательная батарея разряжена. Вот проблема, так как тонкие кабели не должны использоваться для представления высокого сопротивления для ограничения тока. Это неправильно и опасно! Подробнее об этом позже.
- Простейшее решение без неэффективных линейных регуляторов. <=> Линейные неэффективны, но просты и могут быть очень надежными.
- Что-то менее деликатное, чем «китайские преобразователи».
Мои мысли о том, что вам понадобится: 92 или 10AWG подходят до 30А; а 8AWG спокойно доходит до 40А, без перегрева. И, пожалуйста, защитите положительный кабель(и) с помощью предохранителей с соответствующим номиналом.
Наконец, я предлагаю вам проверить, может ли специальное реле VSR — чувствительное к напряжению реле , которое используется в грузовиках и автодомах, решить ваши потребности. Я верю, что да. Вот две ссылки разных марок — только VSR или в комплекте VSR. Я также нашел хорошую ссылку о методах раздельной зарядки — здесь. См. ниже типичную схему сборки VSR:
Сообщите нам, что бы вы предпочли: использовать сплит-систему подзарядки вместо тех, что основаны на VSR, или создать и доработать свою собственную систему, «подобную VSR», где приведенный выше список является напоминанием.
\$\конечная группа\$ \$\начало группы\$Не изобретайте велосипед.
Продают готовое решение: зарядное устройство 12 В на 12 В.
https://www.google.com/search?client=firefox-b-1-d&q=12+V+to+12+V+батарея+зарядное устройство
\$\конечная группа\$ 10 \$\начало группы\$Как насчет приемника постоянного тока с двумя транзисторами? Используйте NPN в качестве управляющего транзистора. Если вы установите резистор 0,2 Ом, NPN будет дросселировать проходной транзистор примерно на 3-4 А.