Простой усилитель звуковой частоты на микросхеме К548УН1А
Предлагаемый вниманию читателей стереофонический усилитель мощности разработан для автомобильного кассетного проигрывателя, но, естественно, может быть использован и в носимой аппаратуре с напряжением питания 9…13 В.
Усилитель содержит минимум деталей, прост в изготовлении и налаживании, экономичен, не боится короткого замыкании в нагрузке, может работать при повышенной температуре окружающей среды. Помимо регулировки громкости, в нем предусмотрена регулировка стереобаланса и тембра звучания по высшим частотам Основные технические характеристики усилителя следующие:
Номинальный диапазон частот, Гц | 63…12 500 |
Номинальное входное напряжение, В | 0,25 |
Номинальная выходная мощность, Вт, на нагрузке сопротивлением 4 Ом при коэффициенте гармоник (на частоте 1 кГц), не более 1% | 2 Х 2 |
Интервал температур, в котором сохраняются основные технические характеристики, | +5 . .. +50 |
Принципиальная схема одного из каналов усилители мощности (второй ему идентичен) показана на рис. 1.
Как видно из схемы, каждый канал содержит всего два каскада. Первый из них выполнен на одной из половин сдвоенного интегрального усилителя А1 (в скобках указаны номера выводов другого усилителя микросхемы), второй двухтактный эмиттерный повторитель. — на комплементарной паре транзисторов V1, V2. Усилитель охвачен ООС по постоянному (делитель R5R4) и переменному (R5R3C2) напряжениям. Для регулирования тембра применена подключенная параллельно резистору R5 последовательная цепь R6.1C6R7, углубляющая ООС на высших частотax номинального диапазона, При установке движка переменного резистора R6.1 в нижнее (но схеме) положение частотно-зависимая ОOC минимальна, и составляющие высших частот проходят на выход усилители без ослабления. По мере перемещения движка вверх (также по схеме) глубина ООС на высших частотах увеличивается и составляющие этих частот ослабляются.
Громкость регулируют сдвоенным переменным резистором R1, стереобаланс — резистором R2.
Выходной каскад усилители (V1, V2) работает без начального напряжения смещения на базах транзисторов, т. е. в режиме В. Отсутствие тока покоя решает проблему термостабилизации режима транзисторов, что немаловажно для автомобильной радиоаппаратуры и, кроме того, позволяет уменьшить размеры теплоотвода. и значит, и устройства в целом. Свойственные режиму В искажения формы сигнала типа “ступенька” практически не заметны на слух благодаря большому запасу усиления и быстродействию усилителя микросхемы К.548УН1А.
От перегрузки при коротком замыкании в нагрузке выходные транзисторы защищает устройство ограничения выходного тока, встроенное в микросхему К548УН1А. Максимальное значение этого тока, как известно, равно 12 мА, поэтому коллекторные токи транзисторов V1, V2 не могут превысить предельно допустимых.
Фильтр L1C3C4 защищает усилитель от помех системы зажигания при питании от бортовой сети автомобиля, во всех остальных случаях, когда для питания используется другой источник, его вполне можно исключить.
Конструкция и детали. Все детали стереофонического усилителя, кроме переменных резисторов R1, R2 и R6, смонтированы на печатной плате (рис. 2),
изготовленной из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Транзисторы выходных каскадов V1, V2, V1′, V2′ и гнездовая часть разъема X1 (СГ-5) установлены на кронштейне-теплоотводе (рис 3), изготовленном из листового дюралюминиевого сплава АМц-11 толщиной 2 мм. Транзисторы V2 и V2′ закреплены на нем непосредственно, а V1 и V1′ — через слюдяные прокладки толщиной 0,03 мм. Кронштейн соединен с печатной платой тремя винтами МЗХ6 с гайками МЗ.
В усилителе использованы постоянные резисторы МЛТ-0.125 (МЛT-0.25), переменные резисторы СПЗ-12, группы В -(R1, R6) и СП3-12а группы А (R2). конденсаторы K50-12 (C1, C2). K50-6 (С4, С5) и КМ-6 (СЗ) Транзисторы V1, V2 необходимо подобрать по статическому коэффициенту передачи тока h31э, который при токе коллектора 0.8 А должен быть не менее 90. Дроссель 1,1 намотан (до заполнения каркаса) проводом ПЭВ-1 0,5.
Налаживание усилителя, как уже говорилось, несложно. Подав на входы синусоидальный сигнал частотой 1 кГц и напряжением 0,1 В (регулятор громкости R1 в положении максимального усиления, регулятор стереобаланса — в среднем положении) подбором резистора R3 в одном из каналов добиваются одинаковых напряжений на эквивалентах нагрузки, подключенных к разъему X1 вместо громкоговорителей. Затем увеличивают напряжение испытательного сигнала до 0,3 В и с помощью осциллографа контролируют форму сигналов на выходах обоих каналов.
И. БОРОВИК, Москва, РАДИО №8, 1983 г., с.41-42.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Список элементов для одного канала | |||||||
A1 | Микросхема ОУ | К548УН1А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
V1 | Биполярный транзистор | КТ817Г | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
V2 | Биполярный транзистор | КТ818Г | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
C1, C2 | Электролитический конденсатор | 5 мкФ 25 В | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
C3 | Конденсатор | 0. 1 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
C4 | Электролитический конденсатор | 500 мкФ 25 В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
C5 | Электролитический конденсатор | 500 мкФ 15 В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
C6 | Конденсатор | 3300 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R1 | Переменный резистор | 100 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R2 | Переменный резистор | 100 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R3 | Резистор | 510 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R4 | Резистор | 3. 6 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R5 | Резистор | 12 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R6 | Переменный резистор | 47 кОм | 1 | Сдвоенный (для двух каналов) | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R7 | Резистор | 1 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
L1 | Дроссель | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |||
F1 | Плавкий предохранитель | 2 А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
B1, B2 | Динамическая головка | 4ГД-8Е | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
X1 | Разъём | СГ-5 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Добавить все |
Скачать список элементов (PDF)
Теги:
- УНЧ
Схема усилителя звука на микросхеме TDA7294
Содержание
- Схема усилителя звука на микросхеме — Hi-Fi усилитель на TDA7294
- Простая и эффективная схема
- Входной тракт
- Коэффициент усиления
- Уменьшение искажений
- Устойчивость усилителя
- Управление режимами Mute и StdBy
- Разделение входной и выходной земли
- Источник питания
- Мощность блока питания
- Разводка печатной платы
- Теплоотвод для микросхемы
- Схема усилителя звука на микросхеме — налаживание
- Ток покоя микросхемы
- Дополнительное тестирование
- «Настольная» проверка усилителя
Схема усилителя звука на микросхеме — несмотря на относительную простоту, обеспечивает довольно высокие параметры. Вообще-то, по правде говоря, у «микросхемных» усилителей есть ряд ограничений, поэтому усилители на «рассыпухе» могут обеспечить более высокие показатели. В защиту микросхемы (а иначе почему я и сам ее использую, и другим рекомендую?) можно сказать:
Простая и эффективная схема
- схема очень простая
- и очень дешевая
- и практически не нуждается в наладке
- и собрать ее можно за один вечер
- а качество превосходит многие усилители 70-х … 80-х годов, и вполне достаточно для большинства применений (да и современные системы до 300 долларов могут ей уступить)
- таким образом, усилитель подойдет и начинающему, и опытному радиолюбителю (мне, например, как-то понадобился многоканальный усилитель проверить одну идейку. Угадайте, как я поступил?).
В любом случае, плохо сделанный и неправильно настроенный усилитель на «рассыпухе» будет звучать хуже микросхемного. А наша задача — сделать очень хороший усилитель. Надо отметить, что звучание усилителя очень хорошее (если его правильно сделать и правильно питать), есть информация, что какая-то фирма выпускала Hi-End усилители на микросхеме TDA7294! И наш усилитель ничуть не хуже!!!
Схема усилителя звука на микросхеме — это практически повторение схемы включения, предлагаемой производителем. И это неслучайно — уж кто лучше знает, как ее включать. И наверняка не будет никаких неожиданностей из-за нестандартного включения или режима работы.
Входной тракт
Входная цепочка R1C1 представляет собой фильтр нижних частот (ФНЧ), обрезающий все выше 90 кГц. Без него нельзя — ХХI век — это в первую очередь век высокочастотных помех. Частота среза этого фильтра довольно высока. Но это специально — я ведь не знаю, к чему будет подключаться этот усилитель. Если на входе будет стоять регулятор громкости, то в самый раз — его сопротивление добавится к R1, и частота среза снизится (оптимальное значение сопротивления регулятора громкости ~10 кОм, больше — лучше, но нарушится закон регулирования).
Далее цепочка R2C2 выполняет прямо противоположную функцию — не пропускает на вход частоты ниже 7 Гц. Если для вас это слишком низко, емкость С2 можно уменьшить. Если сильно увлечься снижением емкости, можно остаться совсем без низких. Для полного звукового диапазона С2 должно быть не менее 0,33 мкф. И помните, что у конденсаторов разброс емкостей довольно большой, поэтому если написано 0,47 мкф, то запросто может оказаться, что там 0,3! И еще. На нижней границе диапазона выходная мощность снижается в 2 раза, поэтому ее лучше выбирать пониже:
С2[мкФ] = 1000 / ( 6,28 * Fmin[Гц] * R2[кОм])
Резистор R2 задает входное сопротивление усилителя. Его величина несколько больше, чем по даташиту, но это и лучше — слишком низкое входное сопротивление может «не понравиться» источнику сигнала. Учтите, что если перед усилителем включен регулятор громкости, то его сопротивление должно быть раза в 4 меньше, чем R2, иначе изменится закон регулирования громкости (величина громкости от угла поворота регулятора). Оптимальное значение R2 лежит в диапазоне 33…68 кОм (большее сопротивление снизит помехоустойчивость).
Схема усилителя звука на микросхеме , а именно схема включения усилителя — не инвертирующая. Резисторы R3 и R4 создают цепь отрицательной обратной связи (ООС). Коэффициент усиления равен:
Ку = R4 / R3 + 1 = 28,5 раза = 29 дБ
Коэффициент усиления
Это почти равно оптимальному значению 30 дБ. Менять коэффициент усиления можно, изменяя резистор R3. Учтите, что делать Ку меньше 20 нельзя — микросхема может само возбуждаться. Больше 60 его также делать не стОит — глубина ООС уменьшится, а искажения возрастут. При значениях сопротивлений, указанных на схеме, при входном напряжении 0,5 вольт выходная мощность на нагрузке 4 ома равна 50 Вт. Если чувствительности усилителя не хватает, то лучше использовать предварительный усилитель.
Значения сопротивлений несколько больше, чем рекомендовано производителем. Это во-первых, увеличивает входное сопротивление, что приятно для источника сигнала (для получения максимального баланса по постоянному току нужно чтобы R4 было равно R2). Во-вторых, улучшает условия работы электролитического конденсатора С3. И в-третьих, усиливает благотворное влияние С4. Об этом поподробнее. Схема усилителя звука на микросхеме работает в такой последовательности: конденсатор С3 последовательно с R3 создает 100%-ю ООС по постоянному току (так как сопротивление постоянному току у него бесконечность, и Ку получается равным единице). Чтобы влияние С3 на усиление низких частот было минимально, его емкость должна быть довольно большой. Частота, на которой влияние С3 становится заметной равна:
f [Гц] = 1000 / (6,28 * R3 [кОм] * С3 [мкФ] ) = 1,3 Гц
Уменьшение искажений
Эта частота и должна быть очень низкая. Дело в том, что С3 — электролитический полярный, а на него подается переменное напряжение и ток, что для него очень плохо. Поэтому чем меньше значение этого напряжения, тем меньше искажения, вносимые С3. С этой же целью его максимально допустимое напряжение выбирается довольно большим (50В), хотя напряжение на нем не превышает 100 милливольт. Очень важно, чтобы частота среза цепи R3С3 была намного ниже, чем входной цепи R2С2. Ведь когда проявляется влияние С3 из-за роста его сопротивления, то и напряжение на нем увеличивается (выходное напряжение усилителя перераспределяется между R4, R3 и С3 пропорционально их сопротивлениям). Если же на этих частотах выходное напряжение падает (из-за падения входного напряжения), то и напряжение на С3 не растет. В принципе, в качестве С3 можно использовать не полярный конденсатор, но я не могу однозначно сказать, улучшится от этого звук, или ухудшится: не полярный конденсатор это «два в одном» полярных, включенных встречно.
Конденсатор С4 шунтирует С3 на высоких частотах: у электролитов есть еще один недостаток (на самом деле недостатков много, это расплата за высокую удельную емкость) — они плохо работают на частотах выше 5-7 кГц (дорогие лучше, например Black Gate, ценой 7-12 евро за штуку неплохо работает и на 20 кГц). Пленочный конденсатор С4 «берет высокие частоты на себя», тем самым снижая искажения, вносимые на них конденсатором С3. Чем больше емкость С4 — тем лучше. А его максимальное рабочее напряжение может быть сравнительно небольшим.
Устойчивость усилителя
Цепь С7R9 увеличивает устойчивость усилителя. В принципе усилитель очень устойчив, и без нее можно обойтись, но мне попадались экземпляры микросхем, которые без этой цепи работали хуже. Конденсатор С7 должен быть рассчитан на напряжение не ниже, чем напряжение питания.
Схема усилителя звука на микросхеме , и в частности конденсаторы С8 и С9 осуществляют так называемую вольт-добавку. Через них часть выходного напряжения поступает обратно в пред оконечный каскад и складывается в напряжением питания. В результате напряжение питания внутри микросхемы оказывается выше, чем напряжение источника питания. Это нужно потому, что выходные транзисторы обеспечивают выходное напряжение вольт на 5 меньше, чем напряжение на их входах. Таким образом, чтобы получить на выходе 25 вольт, нужно подать на затворы транзисторов напряжение 30 вольт, а где его взять? Вот и берем его с выхода. Без цепи вольт-добавки выходное напряжение микросхемы было бы вольт на 10 меньше, чем напряжение питания, а с этой цепью всего на 2-4. Пленочный конденсатор С9 берет работу на себя на высоких частотах, где С8 работает хуже. Оба конденсатора должны выдерживать напряжение не ниже, чем 1,5 напряжения питания.
Управление режимами Mute и StdBy
Резисторы R5-R8, конденсаторы С5, С6 и диод D1 управляют режимами Mute и StdBy при включении и выключении питания (см. Режимы Mute и StandBy в микросхеме TDA7294/TDA7293). Они обеспечивают правильную последовательность включения/выключения этих режимов. Правда все отлично работает и при «неправильной» их последовательности , так что такое управление нужно больше для собственного удовольствия.
Конденсаторы С10-С13 фильтруют питание. Их использование обязательно — даже с самым наилучшим источником питания сопротивления и индуктивности соединительных проводов могут повлиять на работу усилителя. При наличии этих конденсаторов никакие провода не страшны (в разумных пределах)! Уменьшать емкости не стОит. Минимум 470 мкФ для электролитов и 1 мкФ для пленочных. При установке на плату необходимо, чтобы выводы были максимально короткими и хорошо пропаяны — не жалейте припоя. Все эти конденсаторы должны выдерживать напряжение не ниже, чем 1,5 напряжения питания.
Разделение входной и выходной земли
И, наконец, резистор R10. Он служит для разделения входной и выходной земли. «На пальцах» его назначение можно объяснить так. С выхода усилителя через нагрузку на землю протекает большой ток. Может так случиться, что этот ток, протекая по «земляному» проводнику, протечет и через тот участок, по которому течет входной ток (от источника сигнала, через вход усилителя, и далее обратно к источнику по «земле»). Если бы сопротивление проводников было нулевым, то и ничего страшного. Но сопротивление хоть и маленькое, но не нулевое, поэтому на сопротивлении «земляного» провода будет появляться напряжение (закон Ома: U=I*R), которое сложится со входным. Таким образом выходной сигнал усилителя попадет на вход, причем эта обратная связь ничего хорошего не принесет, только всякую гадость. Сопротивление резистора R10 хоть и мало (оптимальное значение 1…5 Ом), но намного больше, чем сопротивление земляного проводника, и через него (резистор) во входную цепь попадет в сотни раз меньший ток, чем без него.
В принципе, при хорошей разводке платы (а она у меня хорошая) этого не произойдет, но с другой стороны, что-то подобное может случиться в «макромасштабе» по цепи источник_сигнала-усилитель-нагрузка. Резистор поможет и в этом случае. Впрочем, его можно вполне заменить перемычкой — он использован исходя из принципа «лучше перебдеть, чем недобдеть».
Источник питания
Схема усилителя звука на микросхеме питается двухполярным напряжением (т.е. это два одинаковых источника, соединенных последовательно, а их общая точка подключена к земле).
Минимальное напряжение питания по даташиту +- 10 вольт. Я лично пробовал питать от +-14 вольт — микросхема работает, но стОит ли так делать? Ведь выходная мощность получается мизерной! Максимальное напряжение питания зависит от сопротивления нагрузки (это напряжение каждого плеча источника):
Эта зависимость вызвана допустимым нагревом микросхемы. Если микросхема установлена на маленьком радиаторе, напряжение питания лучше снизить. Максимальная выходная мощность, получаемая от усилителя приблизительно описывается формулой:
где единицы: В, Ом, Вт (я отдельно исследую этот вопрос и опишу), а Uип — напряжения одного плеча источника питания в режиме молчания.
Мощность блока питания
Мощность блока питания должна быть ватт на 20 больше, чем выходная мощность. Диоды выпрямителя рассчитаны на ток не менее 10 Ампер. Емкость конденсаторов фильтра не менее 10 000 мкФ на плечо (можно и меньше, но максимальная мощность снизится а искажения возрастут).
Нужно помнить, что напряжение выпрямителя на холостом ходу в 1,4 раза выше, чем напряжение на вторичной обмотке трансформатора, поэтому не спалите микросхему! Простая, но довольно точная программа для расчета блока питания:
Скачать —>> PowerSup (zip-файл около 230 кБайт ). И не забывайте, что схема усилителя звука на микросхеме требует вдвое более мощный блок питания (при расчете по предлагаемой программе все учитывается автоматически).
От импульсного источника схема тоже работает, но тут высокие требования предъявляются к самому источнику — малые пульсации, возможность отдавать ток до 10 ампер без проблем, сильных «просадок» и срывов генерации. Помните, что высокочастотные пульсации подавляются микросхемой гораздо хуже, поэтому уровень искажений может повысится в 10-100 раз, хотя «на вид» там все в порядке. Хороший импульсный источник, пригодный для Hi-Fi аудио — это сложное и недешевое устройство, поэтому изготовить «старомодный» аналоговый блок питания будет зачастую проще и дешевле.
Печатная плата односторонняя и имеет размеры 65х70 мм:
Разводка печатной платы
Схема усилителя звука на микросхеме, плата которого разведена с учетом всех требований, предъявляемых к разводке высококачественных усилителей. Вход разведен максимально далеко от выхода, и заключен в «экран» из разделенной земли — входной и выходной. Дорожки питания, обеспечивают максимальную эффективность фильтрующих конденсаторов (при этом длинна выводов конденсаторов С10 и С12 должна быть минимальна). В своей экспериментальной плате я установил клеммники для подключения входа, выхода и питания — место под них предусмотрено (может несколько мешать конденсатор С10), но для стационарных конструкций лучше все эти провода припаять — так надежнее.
Широкие дорожки кроме низкого сопротивления обладают еще тем преимуществом, что труднее отслаиваются при перегреве. Да и при изготовлении «лазерно-утюжным» методом если где и не «пропечатается» квадрат 1 мм х 1 мм, то не страшно — все равно проводник не оборвется. Кроме того, широкий проводник лучше держит тяжелые детали (а тонкий может просто отклеиться от платы).
Дорожки рекомендуется облудить — и сопротивление меньше, и коррозия.
На плате всего одна перемычка. Она лежит под выводами микросхемы, поэтому ее нужно монтировать первой, а под выводами оставить достаточно места, чтобы не замкнуло.
Резисторы все, кроме R9 мощностью 0,12 Вт, Конденсаторы С9, С10, С12 К73-17 63В, С4 я использовал К10-47в 6,8 мкФ 25В (в кладовке завалялся… С такой емкостью даже без конденсатора С3 частота среза по цепи ООС получается 20 Гц — там, где не нужно глубоких басов, одного такого конденсатора вполне достаточно). Однако я рекомендую все конденсаторы использовать типа К73-17. Использование дорогих «аудиофильских» я считаю неоправданным экономически, а дешевые «керамические» дадут худший звук (это по идее, в принципе — пожалуйста, только помните, что некоторые из них выдерживают напряжение не более 16 вольт и в качестве С7 их использовать нельзя). Электролиты подойдут любые современные. Схема усилителя звука на микросхеме имеет на печатной плате нанесенные значки полярности подключения всех электролитических конденсаторов и диода. Диод — любой маломощный выпрямительный, выдерживающий обратное напряжение не менее 50 вольт, например 1N4001-1N4007. Высокочастотные диоды лучше не использовать.
В углах платы предусмотрено место для отверстий крепежных винтов М3 — можно крепить плату только за корпус микросхемы, но все же надежнее еще и прихватить винтами.
Теплоотвод для микросхемы
Микросхему обязательно установить на радиатор площадью не менее 350 см2. Лучше больше. В принципе в нее встроена тепловая защита, но судьбу лучше не искушать. Даже если предполагается активное охлаждение, все равно радиатор должен быть достаточно массивным: при импульсном тепловыделении, что характерно для музыки, тепло более эффективно отбирается теплоемкостью радиатора (т.е. большая холодная железка), нежели рассеиванием в окружающую среду.
Металлический корпус микросхемы соединен с «минусом» питания. Отсюда возникают два способа установки ее на радиатор:
Через изолирующую прокладку, при этом радиатор может быть электрически соединен с корпусом.
Напрямую, при этом радиатор обязательно электрически изолирован от корпуса.
Первый вариант рекомендуется, если вы собираетесь ронять в корпус металлические предметы (скрепки, монеты, отвертки), чтобы не было замыкания. При этом прокладка должна быть по возможности тоньше, а радиатор — больше.
Второй вариант (мой любимый) обеспечивает лучшее охлаждение, но требует аккуратности, например не демонтировать микросхему при включенном питании.
В обоих случаях нужно использовать теплопроводящую пасту, причем в 1-м варианте она должна быть нанесена и между корпусом микросхемы и прокладкой, и между прокладкой и радиатором.
Схема усилителя звука на микросхеме — налаживание
Общение в интернете показывает, что 90% всех проблем с аппаратурой составляет ее «не налаженность». То есть, спаяв очередную схему, и не сумев ее наладить, радиолюбитель ставит на ней крест, и во всеуслышание объявляет схему плохой. Поэтому наладка — самый важный (и зачастую самый сложный) этап создания электронного устройства.
Правильно собранный усилитель в налаживании не нуждается. Но, поскольку никто не гарантирует, что все детали абсолютно исправны, при первом включении нужно соблюдать осторожность.
Первое включение проводится без нагрузки и с отключенным источником входного сигнала (лучше вообще закоротить вход перемычкой). Хорошо бы в цепь питания (и в «плюс» и в «минус» между источником питания и самим усилителем) включить предохранители порядка 1А. Кратковременно (~0,5 сек.) подаем напряжение питания и убеждаемся, что ток, потребляемый от источника небольшой — предохранители не сгорают. Удобно, если в источнике есть светодиодные индикаторы — при отключении от сети, светодиоды продолжают гореть не менее 20 секунд: конденсаторы фильтра долго разряжаются маленьким током покоя микросхемы.
Ток покоя микросхемы
Если потребляемый микросхемой ток большой (больше 300 мА), то причин может быть много: КЗ в монтаже; плохой контакт в «земляном» проводе от источника; перепутаны «плюс» и «минус»; выводы микросхемы касаются перемычки; неисправна микросхема; неправильно впаяны конденсаторы С11, С13; неисправны конденсаторы С10-С13.
Убедившись, что схема усилителя звука на микросхеме держит нормальный ток покоя, смело включаем питание и измеряем постоянное напряжение на выходе. Его величина не должна превышать +-0,05 В. Большое напряжение говорит о проблемах с С3 (реже с С4), или с микросхемой. Бывали случаи, когда «межземельный» резистор либо был плохо пропаян, либо вместо 3 Ом имел сопротивление 3 кОм. При этом на выходе была постоянка 10…20 вольт. Подключив к выходу вольтметр переменного тока, убеждаемся, что переменное напряжение на выходе равно нулю (это лучше всего делать с замкнутым входом, или просто с не подключенным входным кабелем, иначе на выходе будут помехи). Наличие на выходе переменного напряжения говорит о проблемах с микросхемой, или цепями С7R9, С3R3R4, R10. К сожалению, зачастую обычные тестеры не могут измерить высокочастотное напряжение, которое появляется при самовозбуждении (до 100 кГц), поэтому лучше всего здесь использовать осциллограф.
Если и тут все в порядке, подключаем нагрузку, еще раз проверяем на отсутствие возбуждения уже с нагрузкой, и все — можно слушать!
Дополнительное тестирование
Но лучше все же провести еще один тест. Дело в том, что самым, на мой взгляд, мерзким видом возбуждения усилителя, является «звон» — когда возбуждение появляется только при наличии сигнала, причем при его определенной амплитуде. Потому что его трудно обнаружить без осциллографа и звукового генератора (да и устранить непросто), а звук портится колоссально из-за огромных интер-модуляционных искажений. Причем на слух это обычно воспринимается как «тяжелый» звук, т.е. без всяких дополнительных призвуков (т.к. частота очень высокая), поэтому слушатель и не знает, что у него усилитель возбуждается. Просто послушает, и решит, что микросхема «плохая», и «не звучит».
Еслиcхема усилителя звука на микросхеме правильно собрана и нормальный источник питания такого быть не должно.
Однако иногда бывает, и цепь С7R9 как раз и борется с такими вещами. НО! В нормальной микросхеме все ОК и при отсутствии С7R9. Мне попадались экземпляры микросхемы со звоном, в них проблема решалась введением цепи С7R9 (поэтому я ее и использую, хоть в даташите ее и нет). Если подобная гадость имеет место даже при наличии С7R9, то можно попробовать ее устранить, «поигравшись» с сопротивлением (его можно уменьшить до 3 Ом), но я бы не советовал использовать такую микросхему — это какой-то брак, и кто его знает, что в ней еще вылезет.
Проблема в том, что «звон» можно увидеть только на осциллографе, это когда схема усилителя звука на микросхеме получает сигнал со звукового генератора (на реальной музыке его можно и не заметить) — а это оборудование есть далеко не у всех радиолюбителей. (Хотя, если хотите эти делом хорошо заниматься, постарайтесь такие приборы заметь, хотя бы где-то ими пользоваться). Но если желаете качественного звука — постарайтесь провериться на приборах — «звон» — коварнейшая вещь, и способен повредить качеству звучания тысячей способов. Мои платы:
печатка изготовлена с помощью ЛУТ
«Настольная» проверка усилителя
Схема усилителя звука на микросхеме после предварительного включение на столе, показала, что схема и печатная плата абсолютно рабочие! Дополнительных настроек после сборки по схеме не производились! очень доволен, рекомендую!
Предварительное включение усилителя на столе, показала, что схема и печатная плата абсолютно рабочие! Дополнительных настроек после сборки по схеме не производились! очень доволен, рекомендую!
Скачать вложения: HiFi7294
Хороший и простой чип-усилитель на 2-омную нагрузку?
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
- Статус
- Эта старая тема закрыта. Если вы хотите повторно открыть эту тему, свяжитесь с модератором, нажав кнопку «Пожаловаться».
Перейти к последнему
#1
- #1
Проект, который я имею в виду, состоит в том, чтобы использовать мои старые кабинеты для динамиков линии передачи с 8-дюймовыми сабвуферами, оставшимися от моих старых вещей. Поверх TL я бы поставил 3½-дюймовые полнодиапазонные устройства Vifa, возможно, тоже в TL, но меньше, конечно. Так что это будет «1½»-полосная акустическая система. Vifa будет управляться с Rotel ra-931. Активный кроссовер между ними.
Но сабвуферы все еще нуждаются в некотором планировании. У них двойные звуковые катушки по 4 Ом каждая. Я думаю, что я собираюсь подключить их параллельно, так что это два Ома на динамик. Вопрос в том, может ли, например, LM3875 управлять этим низким импедансом? Или просто соединить катушки последовательно?
Также блоки питания надо сделать из уже имеющихся у меня трансформаторов. Это 2 x 33,6 В переменного тока, что-то около 120-150 ВА, 1 x 33 В переменного тока, около 120-150 ВА, и большой 1200 ВА, который имеет выходы 1 x 48, 1 x 42 и 1 x 36 В переменного тока.
Приветствуются любые советы и мысли
#2
- #2
Поскольку для GC лучше всего подходит трансформатор с двойной вторичной обмоткой, я бы выбрал LM3886, а не LM3875, и отрегулировал бы питание до безопасного уровня, а катушки подключил последовательно до 8 Ом. 33,6 В переменного тока слишком много, чтобы использовать его напрямую для чипа. Для управления 2-омной конфигурацией было бы нормально, если бы вы соединили 3 микросхемы LM3886 falvour, но, к сожалению, тогда у вас нет подходящего трансформатора, так как 150 ВА слишком мало, ИМХО. 92/R = 32 Вт.
Лучше LM3886 с Imax=7А, а у мясистого LM12CL 13А. Параллельные устройства, очевидно, дадут вам больше текущих возможностей.
При работе с такими нагрузками с низким импедансом вам потребуется низковольтный трансформатор с высоким током, чтобы уменьшить рассеяние усилителя. На шинах постоянного тока должно быть немного меньше напряжения, необходимого для управления максимальным током. Используя LM3886 в качестве примера, V = IR = 7 * 2 = 14 В, поэтому трансформатор, который дает от +/- 16 В до 18 В, будет в порядке, если предположить, что рассеивание устройства LM3886 не превышено.
Наконец, поскольку вы планируете управлять сабвуферами с помощью этого усилителя, вам необходимо принять во внимание реальный импеданс драйвера в том диапазоне, в котором вы собираетесь его использовать. Вы, вероятно, будете управлять сабвуфером вокруг его резонансной частоты, поэтому импеданс будет выше 2R.
Красавчик,
Дэвид.
#4
- #4
Возможно, вы захотите использовать OPA549, так как он может поглотить пиковый ток 10 А и имеет встроенное ограничение тока, чтобы убедиться, что ничего не выйдет из строя
#5
- #5
Имеет ли приложение с одной поставкой больше недостатков, чем то, что оно состоит из нескольких частей? Трансформатор 1200 ВА просто «ждет использования»
#6
- #6
2×36,6 В потребляют всего 150 ВА, поэтому ваши питающие шины будут падать, когда они будут подавать большой ток. 1×48 В @ 1200 ВА даст только одну шину питания, поэтому для хорошего баса потребуется большой выходной конденсатор (блок постоянного тока).
Вы можете использовать трансформатор на 1200 ВА со схемой для создания разделенных шин, но это добавит много сложности и затрат.
Pinkmouse,
Не знаю, почему я не предложил использовать два усилителя для управления сабвуфером DVC — я как раз собираю его прямо сейчас!!
Красавчик,
Дэвид.
#7
- #7
Я планировал создать версию соответствующего сабвуфера для динамиков JBL, которые я получил, используя LM3886. Я буду использовать схему управления, которая у них есть, но с усилителями на микросхемах для управления каждым VC, так как настоящий драйвер практически невозможно получить в данный момент, и я могу довольно легко получить драйвер Audax DVC.дааткинс сказал:
Не знаю, почему я не предложил использовать два усилителя для управления сабвуфером DVC — я как раз собираю его прямо сейчас!!
Нажмите, чтобы развернуть…
Схема JBL для входной стороны выглядит довольно гибкой для использования с любым сабвуфером, она называется LSR12P, и схема доступна здесь вместе с множеством других полезных вещей.
Реальная схема усилителя мощности, которую использует JBL, имеет двойную шину, я, может быть, когда-нибудь соберу одну, но не сейчас!
#8
- #8
Показать скрытый контент низкого качества
- Статус
- Эта старая тема закрыта. Если вы хотите повторно открыть эту тему, свяжитесь с модератором, нажав кнопку «Пожаловаться».
Фейсбук Твиттер Реддит Пинтерест Тамблер WhatsApp Электронная почта Делиться Связь
Верх Нижний
Базовый чип-усилитель | diyAudio
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
- Статус
- Эта старая тема закрыта. Если вы хотите повторно открыть эту тему, свяжитесь с модератором, нажав кнопку «Пожаловаться».
Перейти к последнему
#1
- #1
Недавно я погрузился в DIY в Audio Universe, поэтому я начал с действительно простого синтезатора.
После этого я решил построить Talkbox, используя компрессионный рупорный драйвер, в частности компрессионный драйвер Pyle Pro 772 мощностью 600 Вт, 8 Ом.
Это ведет к моему сообщению…
Я пытаюсь построить усилитель для питания драйвера сжатия сигналом от виртуального синтезатора через мой аудиоинтерфейс, который имеет выход 1/4 с инструментальным уровнем 2,0 В среднеквадратичного значения. .
Я пытаюсь добиться 30-40 Вт усиления.
У меня есть 2 микросхемы LM741, которые я не использовал для своего синтезатора.
Мне интересно, делал ли кто-нибудь усилитель на чипах 741, кто может дать какие-нибудь схемы или информацию о его сборке.
Подойдет любая информация, советы, руководства.
Заранее спасибо за ваше время.
#2
- #2
Посмотрите на микросхему Nat Semi LM3886. Это позволит легко достичь 30-40 Вт с минимумом вспомогательных компонентов и низкой ценой. Вы можете найти много тем здесь и даже веб-сайты в других местах, посвященные сборке усилителей на базе 3886. В серии Nat Semi Overture есть множество других микросхем с различной выходной мощностью. Один из них подойдет для ваших целей лучше, чем дизайн с использованием 741-х.
с
#3
- #3
Я использую 741 в основном в качестве чертежных кнопок, так как они не стоят многого. Хорошо, их можно использовать в округе Колумбия, но не более того.MrDG9 сказал:
ПриветНедавно я погрузился в DIY в Audio Universe, поэтому я начал с действительно простого синтезатора.
После этого я решил построить Talkbox, используя компрессионный рупорный драйвер, в частности компрессионный драйвер Pyle Pro 772 мощностью 600 Вт, 8 Ом.
Что ведет к моему посту…
Я пытаюсь создать усилитель для подачи на драйвер сжатия сигнала от виртуального синтезатора через мой аудиоинтерфейс, который имеет выход 1/4 с уровнем инструмента 2,0 В (среднеквадратичное значение).
Я пытаюсь добиться 30-40 Вт усиления.
У меня есть 2 микросхемы LM741, которые я не использовал для своего синтезатора.
Мне интересно, делал ли кто-нибудь усилитель на чипах 741, кто может дать какие-нибудь схемы или информацию о его сборке.
Подойдет любая информация, советы, руководства.
Заранее спасибо за ваше время.
Нажмите, чтобы развернуть…
Г²
#4