Site Loader

РадиоКот :: Микшерный пульт для диджея.

РадиоКот >Схемы >Аудио >Разное >

Микшерный пульт для диджея.

Привет всем!!! Хочу представить вашему драгоценному вниманию очень интересный и полезный дэвайс.
Трам-тарам, встречайте, полноценный микшерный пульт для диджея Ukrainian Audio. Но перед тем как начать вам рассказывать как это добро собирать, хочу сразу же заявить следующее:
Что при сборе этого девайса вы можете вносить любые изменения, я же предлагаю тот вариант, который мне удобен и который испытан на деле. А началось все где-то год назад, когда я соорудил 4-канальный пульт. В качестве темброблоков я использовал TDA1524. После испытаний пришел к выводу, и вы к ним тоже придёте, что такого рода девайсы надо делать только на операционных усилителях. И это подтвердилось после того как я разобрал, чтобы изучить, пульт Stanton 202 или 200, и был весьма удивлен, что там все просто. Темброблоки собраны по-простому, регель два кандера, два резюка и звук бомба. Тогда я начал рыть и думать, как это сообразить в домашних условиях? Итак, первое, что надо было родить, это блок-схему:

А дальше каждый узел разбирать детально. Здесь все просто — в качестве одного канала используем активный темброблок, который состоит из входного усилителя, темроблока, выходного усилителя.
К этой схеме я печатку не даю, так как плата была разведена не очень правильно и требовала доработки, порезать, допаять. Переразводить неохота.

Таких модуля паяем два, так как канала два. А чтобы их свести в одну точку используем такой коммутатор:

После коммутатора ставим еще один усилитель на ОУ, что бы еще дополнительно усилить звук. Вот его схема.

Также рассмотрим микрофонный модуль. Вы удивитесь почему именно такая схема, повторюсь если она вам не нравится, нагуглите свою, соберите и будет вам счастье.
А я привожу такую схему:

Здесь вроде понятно, надо просто брать и паять. Но теперь встает задача — как же прослушывать треки, чтобы их сводить. Здесь я эту проблему решаю так, вы можете по-своему:

А работает она так — берем микроконтроллер и к нему цепляем через транзисторы совдеповский коммутатор К561КТ3, так как показано на схеме.
Да вы все правильно поняли, прослушка моновская. А вот тут уже надо строго соблюдать блок-схему. Варианта два:

Первый — включаем прослушку после темброблока;
Второй — до темброблока.
Выбор за вами, я же включаю до темброблока, в фирменных пультах — после. Почему так, соберете увидите, а профессиональный диджей меня поймет.
Ах да, чуть не забыл, усилитель который усиливает звук в наушниках я не даю, так как использовал готовый. А вы можете выбрать любой удобный по карману и сложности для вас, ну а включать его так:

Идем дальше. Для красоты работы пульта понадобится индикатор уровня сигнала, я выбрал такой и вам советую:

Включать согласно блок-схеме.

Когда все схемы есть, постает вопрос о дизайне, тут я тоже кое-что предлагаю:

На последней картинке показано сколько вам понадобится материала типа дюраль. Дно я делал из дерева — удобно к нему платы крепить.
Некоторые печатные платы я даю, остальные будете разводить сами.
Ну и канешно же фото девайса:

Видео работы
Микс, записанный с помощью этого пульта.

Файлы:
Печатная плата в формате SL 5.0.
Прошивка МК с исходником.

Вопросы, как обычно, складываем тут.


Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

МИКШЕР АУДИОСИГНАЛОВ

Причиной создания этого устройства была необходимость смешивать несколько аудио сигналов от микрофонов, причём собрать схему хотелось быстро и дешево. В итоге вышла простая конструкция, в ней нет ничего особого. Всего несколько известных операционных усилителей 5532. Входы симметричны и не могут быть подключены напрямую к конденсаторному микрофону. Сюда могут быть подключены только динамические микрофоны или другие аналогичные источники звукового сигнала. Скачать файлы схемы

Схема входного усилителя микшера

Сначала сигнал поступает на фильтр верхних частот 6 дБ / октава и частотой примерно 50 Гц (C1, C2, R1, R2). C3 подавляет ВЧ составляющие аудиосигнала, конденсаторы аналогичного значения также могут быть установлены параллельно с R5 и R6 для той же цели. 

Дальше сигнал усиливается примерно в 20 раз (что исключает подачу сигнала на уровне линии 0 дБ — 0,707 В или выше).

Второй ОУ сверху на схеме в этой системе не используется.

Третий сверху ОУ вместе с элементами R9-13, C4, транзистором PNP (любой маломощный, например BC556) и светодиодом образуют индикатор псевдо-перегрузки. Это не означает ограничение, а только свидетельствует про увеличение сигнала выше уровня установленного делителем R10, R11. 

Последний элемент ОУ вместе с R7 и P1 создают еще одну ступень усиления сигнала, что приводит к регулировке от 0 до примерно 66 дБ при R7 = 3 кОм, но его можно безопасно уменьшить даже до 1 кОм, что даст максимальное усиление в 200 дБ.

Конденсатор C7 разделяет постоянную составляющую, которая в этом случае может быть весьма заметной при таких значениях усиления. R8 является частью следующего каскада, то есть сумматора миксера.

Выходной каскад / сумматор

Любое количество входных каскадов можно подключить к входу IN, просто подключив выходы OUT входных каскадов. 

P1 — это потенциометр с логарифмическими характеристиками, который используется для регулировки уровня сигнала на выходе смесителя. Первый ОУ вместе с R1 и R8 образуют сумматор. Второй ОУ вместе с R2, R3 образуют инвертор, благодаря чему получаем симметричный сигнал на выходе.

Для всей схемы требуется стабилизированный симметричный источник питания +/- 12 В или другое значение, учитывая максимальное и минимальное напряжение питания операционных усилителей и возможно скорректировать значение резистора R13, ограничивающего ток светодиода (по яркости). 

Корпус самодельного микшерского пульта

Корпус вырезается и сгибается, а затем окрашивается, корпус берите от блока питания ATX ПК. 

Гнездо БП находится на задней панели, а блок питания представляет собой отдельный универсальный адаптер.

Конечно при таких высоких усилениях шум будет, вопрос только в том насколько он высок, он будет зависеть в основном от параметров операционных усилителей TL074 и TL072, с максимальным усилением всех каналов выходной шум на уровне 20 мВ.

Уровень шума может быть уменьшен в несколько раз путем установки в схему малошумящих усилителей, например NE5532 / 5534.

Второй вариант схемы микшера

Как вариант можно сделать это так (сверху сумматор, снизу канальный усилитель). Тут используется операционный усилитель LM4558.

Схема простейшего микшера

Ну и ещё одна самая простая структура аудио смесителя, где есть только два источника звука, причём без всяких транзисторов и микросхем.

Двойной потенциометр (если не хотите регулировать каналы отдельно) ставьте в диапазоне 50-250 кОм. Конденсаторы имеют обозначение как электролитические, но лучше неполярные, номиналом около 1-5 мкФ.

   Форум по микшерам

   Обсудить статью МИКШЕР АУДИОСИГНАЛОВ


схема » Изобретения и самоделки

Аудио микшер с несколькими элементами управления.

При записи звука с нескольких оркестровых инструментов, на которых играют разные музыканты с использованием одного микрофона, единственный способ отрегулировать баланс звука – это изменить положение музыкантов относительно микрофона. При прямой записи на стерео мастер-ленту важно убедиться, что все голоса и инструменты звучат прямо перед тем, как вы нажмете кнопку записи. Здесь представлена ​​схема микшера с восемью входами с регуляторами низких, высоких частот, громкости и баланса, которые вы можете использовать для балансировки звуков из всех источников, пока не получите желаемый микс. Для захвата звука из разных источников в микшере аудио используется до восьми микрофонов.

Схема звукового микшера

На рис. 1 показана блок-схема системы микширования звука вместе с усилителем мощности звука , тогда как схема микшера звука вместе с регулятором тона показана на рис. 2. Схемы источника питания и усилителя мощности звука показаны на рис. 3 и 4 соответственно.

Рис. 1: Блок-схема звукового микшера с регуляторами низких, высоких частот, громкости и балансаРис. 1: Блок-схема звукового микшера с регуляторами низких, высоких частот, громкости и баланса

Здесь двойной операционный усилитель IC 747 (IC3) используется для микширования нескольких входов без какого-либо взаимного взаимодействия. Два внутренних усилителя имеют общую сеть смещения и источник питания. ИС имеет защиту от короткого замыкания и широкий диапазон синфазного и дифференциального напряжения.

47C_part-лист

В этом приложении для работы IC 747 используются регулируемые источники постоянного тока + 12 В и –12 В. Выходные сигналы микрофона с M1 по M4 после их индивидуальных настроек уровня смешиваются и подаются на клеммы дифференциального входа (контакты 1 и 2). Аналогичным образом, выходы микрофона с M5 по M8 подаются на дифференциальные входные клеммы (контакты 7 и 6) второго усилителя внутри операционного усилителя IC 747 после их индивидуальных настроек уровня.

Схема работы

Для регулировки уровня используются логарифмические переменные резисторы VR1-VR4 и VR5-VR8, соответственно, при подаче выходного сигнала от соответствующих микрофонов на вход двух усилителей внутри IC 747 . Выходы двух усилителей, снятых с выводов 12 и 10 соответственно, объединяются на стыке резисторов R9 и R10 перед подачей на следующую ступень (регулятор тона) через конденсатор C12 (10 мкФ). Общее усиление отдельных усилителей можно отрегулировать с помощью измерителей VR9 и VR10 соответственно.

Выход усиленного смешанного сигнала IC 747 подается на закороченные входные контакты 15 и 4 контроллера стереотонов IC TDA1524A (IC4). TDA1524A разработан в качестве активного регулятора стерео-тона / громкости для автомобильных радиоприемников, телевизионных приемников и сетевого оборудования. Включает в себя функции управления низкими и высокими частотами, регулировку громкости со встроенным контуром (можно отключить) и баланс. Все эти функции могут контролироваться напряжением постоянного тока или одиночными линейными потенциометрами. Эта микросхема служит эффективным регулятором тона. Хотя он может работать достаточно хорошо с источником питания 9 В постоянного тока, для лучшего отклика низких частот можно использовать источник питания 12 В. Хороший радиатор необходим для увеличения срока службы и повышения эффективности IC.

Рис. 2: Схема звукового микшера с регулировкой низких, высоких частот, громкости и балансаРис. 2: Схема звукового микшера с регулировкой низких, высоких частот, громкости и баланса

Особенности TDA1524A:

  1. Простая конструкция
  2. Низкий уровень шума и искажения
  3. Переключаемый контур (для быстрого изменения тонального отклика)
  4. Его выход может управлять большинством усилителей мощности.
  5. Усиление низких частот может быть увеличено за счет использования двухполюсного фильтра нижних частот
  6. Широкий диапазон напряжения питания

Общие технические характеристики:

  1. Вход постоянного тока: 12 В (типично)
  2. Батарея постоянного тока: 35 мА
  3. Максимальная мощность: 3 В RMS
  4. Максимальный вход: 2,5 В
  5. Максимальное усиление: 21,5 дБ
  6. Диапазон регулировки громкости: от –80 до + 121,5 дБ
  7. THD при 1 кГц: 0,3%
  8. Отклонение пульсации при 100 Гц: 50 дБ

VR11, VR12, VR13 и VR14 предназначены для регулировки громкости, баланса, низких и высоких частот соответственно. Переключатель S2 является контурным переключателем, который можно использовать для изменения тонального отклика ИС. Выходы доступны на контактах 8 и 11 для правого и левого канала соответственно. ( Примечание. Поскольку входные контакты 15 и 4 левого и правого каналов были закорочены в этом приложении, микросхема действует как моно-схема управления громкостью / тоном.)

Усилитель мощности звука

Схема усилителя звука, показанная на рис. 4, является дополнительной. Можно использовать намного более мощный аудио усилитель вместе со схемой аудио микшера.

Усилитель звука с низким энергопотреблением, использующий IC LM386 (IC5), показанный на рис. 4, может выдавать максимальную мощность звука 1 Вт. Он получает питание +12 В постоянного тока на своем выводе 6. Аудиовход от таких источников, как Walkman и аудиомикшер, можно подавать на вывод 3 IC5 через регулятор громкости VR15.

Рис. 3: Цепь питанияРис. 3: Цепь питания

Усиление LM386 внутренне установлено на 20, чтобы поддерживать низкий счетчик внешней части. Тем не менее, чтобы сделать LM386 более универсальным усилителем, предусмотрены контакты 1 и 8 для установки усиления – внешне на любое значение между 20 и 200 – с использованием соответствующей комбинации резистора и конденсатора. Если между выводами 1 и 8 подключить только конденсатор, используя переключатель S3, как показано на рис. 4, коэффициент усиления увеличится до 200 (46 дБ). Усиленный выходной сигнал берется с контакта 5 и подается на громкоговоритель через электролитический конденсатор C39 (100 мкФ). Чем выше значение C39, тем выше уровень звуковой частоты в динамике.

Рис. 4: Схема усилителя звука с низким энергопотреблениемРис. 4: Схема усилителя звука с низким энергопотреблением

Источник питания

Блок питания для схемы показан на рис. 3. Он состоит из понижающего трансформатора (230 В переменного тока первичной обмотки до 12 В-0-12 В, 1 А вторичной обмотки), мостового выпрямителя, фильтровальной сети и ИС 7812 и 7912 регулятора для обеспечения + 12В и –12В регулируемые выходы постоянного тока соответственно. Когда переключатель S1 замкнут, на наличие питания указывает свечение светодиода 1.

строительство

Соберите схему на любой универсальной печатной плате. Смонтируйте базы IC на PCB. Не существует метода пайки, который идеально подходит для всех пакетов микросхем. Использование оснований микросхем предотвращает повреждение микросхем во время пайки, а также облегчает их замену. Используйте разъемы аудиовхода для точек входа M1 – M8. Также используйте разъемы аудиовыхода на выходах IC4.

Рис. 5: Комбинированная односторонняя печатная плата фактического размера для звукового микшера и цепей питанияРис. 5: Комбинированная односторонняя печатная плата фактического размера для звукового микшера и цепей питанияРис. 6: Компоновка компонентов для печатной платы на рис. 5Рис. 6: Компоновка компонентов для печатной платы на рис. 5
Загрузите PDF-файлы для печатных плат и компонентов: нажмите здесь

Комбинированная односторонняя схема печатной платы фактического размера для рисунков 2 и 3 показана на рис. 5, а компоновка ее компонентов на рис. 6. Схема печатной платы на стороне пайки для рисунка 4 показана на рис. 7 и ее компоненты макет на рис. 8.

Запись

Если вы не используете основание IC для TDA1524A, максимально допустимая температура припоя составляет 260 ° C; Припой при этой температуре не должен контактировать с соединением более пяти секунд. Общее время контакта последовательных паяных волн не должно превышать пяти секунд при использовании пайки волной.

Рис. 7: Схема платы со стороны пайки для схемы усилителя звукаРис. 7: Схема платы со стороны пайки для схемы усилителя звукаРис. 8: Компоновка компонентов для печатной платы на рис. 7Рис. 8: Компоновка компонентов для печатной платы на рис. 7

Процедура тестирования

  1. После сборки печатной платы проверьте соединения цепей, прежде чем включать источник питания.
  2. Используйте стандартный микрофон в первой точке входа M1, а затем держите его рядом с источником звука. Вы можете использовать приведенную здесь схему усилителя мощности для тестирования или другой усилитель мощности с более высокой выходной мощностью.
  3. Медленно изменяйте VR1, пока не получите четкий и без искажений усиленный выход.
  4. Если звук нечеткий и VR1 не помогает, измените коэффициент усиления VR9.
  5. Если проблема не устранена, проверьте регуляторы громкости, баланса, низких и высоких частот.
  6. Проверьте различные элементы управления в разделе аудио усилителя мощности.
  7. Повторите шаги с 2 по 5 для остальных входов. После проверки всех входов звуковой микшер готов к использованию.

Радиосхемы. — Модульный микшерный пульт

категория

Самодельная аудиотехника

материалы в категории

Э. КУЗНЕЦОВ, г. Москва
Радио, 2003 год, № 2- 3

Микшерный пульт «МИКРО РТВ», описание которого приведено в [1], непросто изготовить в любительских условиях. В этой статье предлагается упрощенный вариант модульного стереофонического пульта (выходы AUX, INSERT исключены), разработанного без применения дефицитных микросхем. Некоторое снижение требований к глубине обработки входных сигналов и числу каналов вполне оправдано и допустимо, поскольку для студийных условий он не предназначен и очень высокие технические параметры практически не нужны. Однако модульная конструкция пульта позволяет быстро трансформировать его для решения различных задач, а возможность работы его от сетевого адаптера или аккумулятора с напряжением 12 В расширяет область его применения.

Предлагаемая конструкция при работе от аккумулятора с напряжением 12 В безопасна даже для детей и может использоваться на школьных дискотеках или при выступлении детских ансамблей. А при выездах «на природу» можно, например, через «прикуриватель» подключиться к автомобильному аккумулятору. Под платами на дне пульта можно разместить аккумуляторы, позволяющие ему работать некоторое время вообще автономно.

Структурная схема устройства показана на рис. 1

Для увеличения кликните по изображению (откроется в новом окне)

Входные шесть модулей выбирают в зависимости от требуемых задач. Для этого разработано несколько вариантов входных блоков.

Микрофонный модуль (его схема показана на рис. 2,а) с входным разъемом CANNON (XLR), применяемым с профессиональными микрофонами. Этот блок удобен для вокалистов; он позволяет усилить сигнал от микрофона с напряжением 1…240 мВ (при соотношении сигнал/шум 60 дБ и Кг = 0,2 %). Модуль имеет регулятор усиления (переменный резистор R3), изменяющий чувствительность усилителя на 14 дБ, панорамный регулятор «PAN» (R35), а также регуляторы выходного уровня сигнала (R25) и тембра по высоким и низким частотам (соответственно R17 и R19). На частотах 30 Гц и 15 кГц глубина регулировки тембра достигает ±12 дБ. Светодиодный индикатор перегрузки — красный светодиод — зажигается при уровне на 2 дБ ниже допустимого.

Для увеличения кликните по изображению (откроется в новом окне)

Модуль имеет вполне приличные технические параметры и в работе немного уступает соответствующим модулям профессиональных пультов. Симметричный вход значительно снижает уровень внешних наводок при применении длинного микрофонного кабеля. При удалении перемычки между точками а и b возможно подключать «фантомное» питание для конденсаторных микрофонов. Но, учитывая, что в самом пульте напряжение 48 В просто неоткуда взять, предполагается использование только динамических микрофонов. Они значительно прочнее механических, т. е. не боятся ударов, тряски и, самое главное, значительно дешевле. Даже профессионалы применяют конденсаторные микрофоны только в студийных условиях.

К сожалению, из-за относительно низкого напряжения питания запас по перегрузке микрофонного усилителя составляет всего около 16 дБ, но при применении динамических микрофонов, особенно если не очень увлекаться частотной коррекцией (подъемом низких или высоких частот), этого запаса вполне достаточно. Первый каскад (DA1) собран на микросхеме LM381 (отечественный аналог — К548УН1А). Во входной цепи нужно использовать резисторы с разбросом не более ±1 %. Подбор резисторов R6 и R7 необходим для того, чтобы на выходах микросхемы получить постоянное напряжение, близкое к половине напряжения питания. Существенное различие в сопротивлении подобранных резисторов может повлиять на симметрию входа, поэтому лучше подобрать микросхемы с небольшим разбросом в режиме по постоянному току.

Остальные каскады выполнены на счетверенном ОУ типа TL084 (TL074 или К1401УД4). Превышение максимально допустимого уровня отмечает красный светодиод HL1. Порог срабатывания двухстороннего компаратора DA2.3 выбирается подбором резистора R22. Лучше установить его немного ниже максимально допустимого уровня сигнала (рекомендуется на 2…3 дБ).

Потребляемый модулем ток — 18…20 мА.

Универсальный входной модуль является разновидностью микрофонного усилителя, поскольку имеет ту же схему и параметры, но на входе установлен разъем JACK 6,3 и переключатель чувствительности (отличия в схеме модуля показаны на рис. 2,б). При снижении усиления одновременно в 10 раз увеличивается входное сопротивление усилителя до 30 кОм. Эти блоки очень удобны для вокально-инструментальных ансамблей. Такой разъем используется для подключения многих микрофонов; в этот же разъем можно включить электрогитару, переведя переключатель в положение «высокий» (уровень).

Линейный двухканальный усилитель с несимметричными входами (схема этого модуля показана на рис. 3) удобен для усиления стереофонических сигналов от внешнего устройства воспроизведения фонограмм: проигрывателя, магнитофона, плейера.

Подключение электрогитары к одному из каналов стереофонического входа привело бы к нарушению стереопанорамы. Поэтому такие модули предназначены для пультов, используемых на дискотеках, танцплощадках, когда в систему одновременно подключено несколько внешних источников звукового сигнала. Модуль позволяет регулировать тембр звучания на низких и высоких частотах (на частотах 30 Гц и 15 кГц диапазон регулировки превышает 30 дБ), а также усиление и баланс. Входное сопротивление — более 20 кОм. Нормированное значение напряжения выходного сигнала 240 мВ может быть получено, если входной сигнал имеет напряжение в интервале 20 мВ… 3 В. Наибольшее выходное напряжение — не менее 3 В. Единственным отличием от обычных схем является включение в каждый канал такого же, как у микрофонного усилителя, дополнительного звена R1C9 (R2C10), значительно снижающего уровень шумов за счет небольшого (на 2 дБ) уменьшения подъема высоких частот. Коэффициент нелинейных искажений не превышает 0,2 %. Отношение сигнал/шум — не менее 70 дБ.

Потребляемый модулем ток достигает 40 мА, что нужно учитывать при питании от батарей или маломощного сетевого адаптера.

Еще один вариант входного модуля — с использованием для связи с радиомикрофоном малогабаритного тюнера с диапазоном УКВ-2 (FM). Хотя недорогие радиомикрофоны и работают на расстоянии до нескольких десятков метров, они очень удобны благодаря отсутствию проводов. Обычные радиоприемники для этой цели малопригодны из-за больших шумов при отсутствии несущей частоты передатчика. Поэтому на основе тюнера из радиоконструктора КЕ127 фирмы «Каскад» был разработан модуль (см. схему на рис. 4). В его структуру входят шумоподавитель [3] DA1 (LM358N), темброблок с регулировкой по высоким и низким частотам на DA2.1 (TL082) и контрольный усилитель (DA3) с регулятором уровня. Сигнал с тюнера контролируют через головные телефоны, включаемые в гнездо «TLF» (JACK 3,5). После настройки тюнера на частоту радиомикрофона при отсутствии помех сигнал через тумблер «ON» с усилителя DA2.2 можно подать на сборные шины пульта (MIX1, MIX2). Регулятор «GAIN MONITOR» (R17) обеспечивает независимую регулировку громкости прослушивания. В контрольном усилителе входы двух каналов объединены, поскольку для приемника сигналов от радиомикрофона нет необходимости обеспечивать стереофоническое звучание.

Для увеличения кликните по изображению (откроется в новом окне)

Тюнер можно использовать и по прямому назначению, включив на прием вещательной радиостанции в перерыве каких-то мероприятий. Надо заметить, что для модуля можно использовать также тюнер радиоконструктора КЕ-103, в котором чувствительность несколько ниже из-за отсутствия дополнительного усилителя радиочастоты.

Некоторым недостатком модуля для радиомикрофона является довольно большой потребляемый ток при батарейном питании — около 40 мА (даже при минимальной громкости).

До установки платы тюнера следует проверить наличие на выходе НЧ резистора сопротивлением 100 кОм. Желательно также заменить в той же цепи оксидный конденсатор 4,7 мкФ керамическим с емкостью 0,22… 1 мкф. Эта цепь в тюнере предназначена для вывода комплексного стереосигнала (КСС), и вместо резистора часто устанавливают перемычку. Переменный резистор настройки тюнера заменяют переменным резистором (например, типа СПЗ-4), устанавливаемым на передней панели модуля Еще для управления шумоподавителем нужно соединить проводом вывод 9 микросхемы К174ХА34 с выводом 2 платы. Порог срабатывания компаратора шумоподавителя DA1.1 выбирают подстройкой резистора R5: можно снижать шумы при отсутствии несущей частоты передатчика или даже «подавлять» сигнал при снижении уровня несущей ниже выбранного уровня. При включении шумоподавителя светится красный индикатор HL1.

В модуле плата тюнера закреплена на уголках (со стороны расположенных на ней компонентов), а переменный резистор R17 размещен между основной платой и платой тюнера.

Кроме входных модулей в пульте есть два выходных модуля «MASTER», собранных по одинаковой схеме (рис. 5). Каждый из них имеет сумматор (DA1.2), регулятор выходного уровня сигнала «LEVEL» и светодиодный десятиуровневый квазипиковый измеритель уровня, в основном отвечающие требованиям, предъявляемым к профессиональным измерителям уровня второго типа, т.е. имеют время интеграции 5 мс и время возврата около 3 с [2]. Контролируются уровни выходных сигналов в диапазоне от -20 дБ (0,1 номинального значения) до +3 дБ (превышение в 1,41 раза). На участке от -3 дБ до +3 дБ погрешность шкалы не превышает 1 дБ, что облегчает контроль уровней сигнала, когда они близки к нормированному значению. Выведенным под шлиц регулятором «0» возможно выбрать номинальное значение выходного напряжения от 240 мВ до 1,55 В.

Для увеличения кликните по изображению (откроется в новом окне)

В пульте можно использовать четыре выхода: два — от модулей «MASTER» и два — от разъема «MONITOR» («TLF»). При необходимости к выходам «MONITOR» допустимо подключать длинную соединительную линию. Измеритель уровня к этим выходам не подключен, но качественные параметры позволяют использовать их и для прослушивания сигнала, и для подачи его на вход усилителя или звукозаписывающего устройства. При Uвых. ном = 0,775 В отношение сигнал/шум превышает 75 дБ, а Кг — не более 0,04 %. Без сигнала потребляемый выходным модулем ток составляет 16 мА; на сигнале, когда горят светодиоды измерителя (свечение «точкой»), ток увеличивается до 28 мА. Настройка модуля сводится к установке свечения индикатора «0» дБ с помощью подстроечного резистора R8 при достижении сигналом номинального уровня.

В отличие от большинства пультов «бытового» назначения, где в лучшем случае есть индикатор средних значений, квазипиковым измерителем можно контролировать максимальные уровни выходного сигнала. В выходной линейке используются микросхемы ОУ (DA1) типа TL082 (или TL072), а в измерителе уровня — LM3914. Уровень сигнала отмечается светящейся точкой. Для режима индикации «столбиком» достаточно соединить проводом точки «a» и «b»; при этом увеличится потребляемый платой ток. Верхние светодиоды, отмечающие перегрузку (HL8—HL10), целесообразно использовать красного цвета, HL7 — желтого, а остальные — зеленого (все из серии КИПМО). Можно применять светодиоды и других типов, по возможности сохраняя цветовое различие. Детектор измерителя выполнен на специализированной микросхеме К157ДА1 (DA2). Второй канал микросхемы не используется. Стабилизатор напряжения DA3 собран на КР1158ЕН12 или КР1170ЕН12, но при изготовлении блока для применения только в пульте допустимо поставить вместо микросхемы перемычку.

Чтобы обеспечить возможность подавать питающее напряжение с адаптера или с аккумулятора на модуль или плату непосредственно, например, при подключении микрофонного модуля напрямую к внешнему усилителю мощности, на платах каждого из блоков предусмотрены свои собственные стабилизаторы напряжения. Если модуль предназначен только для установки в пульт, то вместо микросхемы интегрального стабилизатора устанавливают перемычку.

Поскольку большинство сетевых адаптеров имеют на выходе нестабилизированное выпрямленное напряжение, то в пульте есть свой внутренний стабилизатор напряжения (DA2 на рис. 6), который работает уже при напряжении всего на 0,6 В, превышающем 12 В. С учетом падения напряжения на защитном диоде на пульт должно быть подано выпрямленное напряжение не ниже 13,2 В. Адаптеры при переключателе, установленном в положение «+12 В», обычно обеспечивают выходное напряжение 15… 17 В, а заряженные кислотные аккумуляторы — 13,4 В. При установке в пульт аккумуляторов в модуль блока питания можно встроить зарядное устройство и светодиодный сигнализатор разрядки батарей.

Вместе со стабилизатором напряжения в модуле контроля размещен двухканальный усилитель «MONITOR» («TLF») с независимой регулировкой усиления в каждом канале. Микросхема TDA2822M (ее выходная мощность 2×1 Вт) позволяет подключать к его выходам головные подключения адаптера. Напряжение питания подается через защитный диод VD1 и самовосстанавливающийся предохранитель FI1 типа MF-R025 на ток 0,5 А. Сигнал снимается через разъем JACK 6,3, причем разводка печатной платы допускает устанавливать на ней три типа из имеющихся в продаже разъемов.

Базовая конструкция рассчитана на установку девяти модулей, поэтому стальной корпус имеет размеры 280x183x65 мм. Пульт можно поставить на столе или повесить на стене, где он не будет никому мешать. На правой боковой панели установлен разъем для включения сетевого адаптера с выходным выпрямленным напряжением 12,6… 16 В. Отдельные блоки (модули) имеют ширину 30 мм, каждый из них соединяется с остальными модулями через разъем и закрепляется в корпусе двумя винтами. В большинстве случаев, учитывая возможность оперативной замены блоков в зависимости от возникающих потребностей, девять модулей обычно достаточно, и питание такого числа блоков обеспечивают адаптеры с максимальным током нагрузки не менее 0,5 А. При необходимости можно спроектировать корпус с иными размерами. Также очевидно, что платы модулей возможно устанавливать и в другую аппаратуру как обычные платы радиоконструктора.

Особое внимание следует уделить выбору адаптера. Нужно иметь в виду, многие из них просто не могут обеспечить заявленный ток. Есть адаптеры с конденсаторами фильтра на напряжение 10 В, хотя рабочее напряжение на них превышает 15 В. Встречаются в продаже даже адаптеры со «стабилизированным» выходным напряжением, у которых не только нет стабилизатора, но даже конденсатора!

Достаточное представление о конструкции дает рис. 7, на котором приведен эскизный сборочный чертеж одного из входных модулей пульта. Модули крепят к верхней и нижней П-образным стенкам корпуса винтами М2.5. При толщине стенок более 1 мм резьбу в крепежных отверстиях можно нарезать непосредственно в самом корпусе. Для крепления плат к лицевым панелям использованы уголки шириной 5 мм, которые согнуты из той же стали; в них тоже отверстия с резьбой М2.5. Все платы через разъемы типа МРН-4 подключаются к кросс-плате со сборными шинами. Дно корпуса с отверстиями для охлаждения и для винтов крепления к стене может быть более тонким. К нему же привинчены ножки для установки на столе. Предлагаемая конструкция позволяет изготовить пульт даже в домашних условиях.

Для увеличения кликните по изображению (откроется в новом окне)

Все печатные платы пульта выполнены из односторонне фольгированного текстолита, поэтому в некоторых местах использованы перемычки. Рисунки печатных плат модулей пульта размещены на ftp-сервере редакции (см. прим. ред.).

Немного о модификациях пульта. Например, есть простой способ резкого расширения возможностей аппарата. Для этого на плате сборных шин нужно разместить еще две дополнительные шины «MIX3» и «MIX4», а под входными модулями — кнопочные переключатели (SB1, SB2 на рис. 8), которые позволят подавать сигнал с этих модулей на шины «MIX1», «MIX2» или «MIX3», «MIX4».

Можно предусмотреть просто параллельное соединение шин. При этом кнопки на боковой стенке пульта не мешают установке пульта на стол либо креплению на стене, но появляется возможность применения целого ряда модулей («SERVICE MODULE») — средств динамической и частотной обработки сигналов. Это могут быть лимитеры (ограничители), компрессоры, экспандеры, различные шумоподавители, ревербераторы или многополосные эквалайзеры и другие устройства. Возможности такого пульта даже с небольшим числом каналов окажутся вполне достаточными даже для требовательного звукооператора при работе во внестудийных условиях.

На первой странице обложки журнала показан внешний вид изготовленного в домашних условиях монофонического модульного пульта, предназначенного для системы звукоусиления.

Можно разработать вариант пульта с блоком двухканального усилителя мощности 2×22 Вт, сократив число входных каналов. Но такой пульт будет потреблять ток до 4 А, и обычным адаптером обойтись не удастся, и потребуется более мощный разъем для подачи напряжения питания.

Такой «трансформирующийся» пульт окажется очень удобным, поскольку возможно легко менять его конфигурацию в зависимости от возникающих задач и легко проводить модернизацию. Имея несколько сменных блоков, можно максимально использовать возможности пульта на собраниях, на дискотеках и на концертах. Кстати, модульное исполнение перспективно и для создания любительских комбинированных измерительных приборов со сменными блоками.

От редакции журнала Радио Рисунки печатных плат и конструкции модулей пульта можно найти на нашем ftp-сервере по адресу: ftp://ftp.radio.ru/pub/2003/03/mixerpuft.
Чертежи и рисунки плат приведены в оболочке системы проектирования Circad. Демоверсия программы условно бесплатная и доступна на сайте http://www.circad.net.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузнецов Э. Микшерный пульт. — Радио, 2001, № 7—9.
  2. Кузнецов Э. Измерители уровня звуковых сигналов. — Радио, 2001, № 2, с.16, 17.
  3. Кузнецов Э. Микрофон без проводов. — Радио, 2001, № 3, с. 15—17.

 

Активный аналоговый звуковой микшер с микрофонным входом

Задача микшера состоит в микшировании (смешивании) музыки из любого источника, например со смартфона, ноутбука или mp3-плеера, со звуком, исходящим из обычного электретного микрофона. Как правило, это простая, портативная конструкция, работающая от батарей и приспособленная для использования наушников с микрофоном от смартфона (4-контактный штекер).

Схема микрофонного микшера стерео

В этом самодельном проекте использовались популярные и дешевые операционные усилители TL072N для конструкции смесителя, конденсаторы MKT, пластиковый корпус с батарейным отсеком 9 В.

3-х контактный разъем (универсальный вход AUX) и 4-контактный разъем для наушников и микрофона, должны быть хорошего качества, чтобы избежать каких-либо проблем во время эксплуатации. Поворотные потенциометры также должны быть хорошего качества, чтобы избежать шорохов или отсутствия контакта (это случается в самых дешевых микшерах).

При повторении схемы спроектировать печатную плату для вас не составит труда, тем более у всех будет своя конфигурация корпуса.

Описание работы микрофонного микшера

  1. Операционный усилитель А служит усилителем микрофона. Усиление сигнала микрофона регулируется поворотным потенциометром 50 к. Кроме того, коэффициент усиления можно изменить, выбрав значение резистора, работающего в контуре обратной связи между контактами 1 и 2 операционного усилителя А.
  2. Усилители B и C усиливают музыкальный стереосигнал, поступающий с универсального входа. Усиление каналов L и P контролируется потенциометром 100 к (все регуляторы группы B).
  3. Операционный усилитель D используется для создания искусственной массы (так называемая BIAS), благодаря которой можно правильно поляризовать операционные усилители при работе с несимметричным источником питания.

Схема не требует настройки и работает правильно после правильной сборки.

Протестировался проект на новых наушниках HTC и Sony, правда перед тем как подключить другие модели, всегда стоит проверить штекеры мини-джека:

  • L-масса, R-масса 16-32 Ом, микрофон на массу около 1,5 — 2 кОм.

Более подробно о цоколёвке различных 3,5 мм разъёмов вы можете узнать в этом справочнике.

Схема шестиканального микшера — Схема шестиканального микшера — Аудио схемы — Каталог схем

Микшер предназначен для суммирования и регулировки уровней, звуковых сигналов от пяти электродинамических микрофонов или других источников звуковых сигналов с малым уровнем. С выхода микшера сигнал можно подать на вход усилителя мощности либо на устройство звукозаписи. Микшер имеет раздельную регулировку усиления по каждому из пяти входов, а также общую регулировку усиления и тембра по низким и высоким частотам. 


      Как видно из схемы микшера , звуковые сигналы через входные разъемы поступают на регуляторы громкости каждого канала (на все пять или несколько из них) и далее через суммирующие резисторы Р6-В10 на инвертирующий вход ОУ ОА1. Его неинвертирующий вход соединен с общим проводом (средней точкой стабилизатора) через резистор для уменьшения напряжения смещения на выходе ОУ Этот ОУ обеспечивает усиление по напряжению около 200 и является основой активного регулятора тембра по низким и высоким частотам в пределах ±19 дБ. Резистор Я16 предназначен для общей регулировки усиления (громкости). ОУ ОА2 — буферный повторитель, согласующий усилитель с нагрузкой микшера. Выходное напряжение микшера при максимальном усилении — не менее 1 В. 

      Как видно из схемы микшера (рис. 1), звуковые сигналы через входные разъемы поступают на регуляторы громкости каждого канала (на все пять или несколько из них) и далее через суммирующие резисторы Р6-В10 на инвертирующий вход ОУ ОА1. Его неинвертирующий вход соединен с общим проводом (средней точкой стабилизатора) через резистор для уменьшения напряжения смещения на выходе ОУ Этот ОУ обеспечивает усиление по напряжению около 200 и является основой активного регулятора тембра по низким и высоким частотам в пределах ±19 дБ. Резистор Я16 предназначен для общей регулировки усиления (громкости). ОУ ОА2 — буферный повторитель, согласующий усилитель с нагрузкой микшера. Выходное напряжение микшера при максимальном усилении — не менее 1 В.

       При работе от электретных микрофонов, не имеющих встроенного источника питания, его можно получить от микшера, стабилизировав напряжение на уровне 1,5….3В. В стабилизированном или светодиодном, который можно использовать для индикации работы микшера. Для этой цели можно применять светодиоды, например. АЛЭ07БМ или АЛЗЗбБ, подключив их к источнику постоянного напряжения через резистор, ограничивающий ток светодиодов в пределах 5…10 мА,поскольку в качестве основы конструкции микшера автором был использован корпус от старого калькулятора «Электроника БЭ-02*, то от него же заимствованы выпрямитель, выключатель, предохранитель и шнур питания от сети 220 В,50 Гц. Однако источник питания микшера может быть любым, обеспечивающим стабилизированное напряжение ±10…13 при токе потребления до 50 мА, Микшер можно расположить и в самодельном металлическом ими пластмассовом корпусе. 

      Все элементы устройства, кроме регулировачных резисторов располагают на печатной или макетной плате, устанавливаемой внутри корпуса на стойках. Соединения платы с остальными элементами выполнены монтажным проводом. Корпусы регулировочных резисторов следует обязательно соединить с общим проводом устройства. Входные и выходные гнезда могут быть любого типа — «Тюльпан»(RCA),ОНЦ-ВГ,ОНЦ-ВН,В регуляторах тембра применены регулировочные резисторы СПЗ-4аМ или любые другие с регулировочной характеристикой типа Б (или е крайнем случае А). В качестве регуляторов уровня использованы движковые резисторы СПЗ-23а или СПЗ-236 с линейной характеристикой (А). Номинальное сопротивление регуляторов Я1-Я5 некритично и может быть увеличено до 33 кОм, Остальные резисторы — С2-33 или аналогичные. Конденсатор С2 — оксидный неполярный К50-6 или его аналог, выполненный из двух полярных, включенных встречно — последовательно,С11-С13 — оксидные К50-3. Разделительные конденсаторы С4-С8 — пленочные К73-9, К73-17, остальные -керамические. Микросхемы DA1 и DA2 можно заменить на любые, современные ОУ Общего назначения.


Плата + подключение


Ремонт блока питания микшерного пульта

Принесли блок питания, а точнее даже с микшерским пультом, проблема в том что резко стал большой фон во всех каналах пульта. Подключил питание, послушал – действительно порядком фонит! Начал с блока питания, он выполнен в крепком корпусе с защитной системой вентиляции, с красивыми наклейками – открываем и видим что не так тут уж все дорого внутри, плата порядком потемнела, перегрев на лицо, проверяем конденсаторы по выходу – тут двухполярка по 15 вольт на плече, но с рахным немного током по нагрузке. Так вот, проверив конденсаторы по выходу, нашлось несколько которые имели повышенное значение ЭПС, и падение напряжение выше нормы было, емкость чуть меньше указанного номинала, таких конденсаторов не нашлось поэтому поставил вместо 470 мкф – 1 000 мкф. Думал что это решит проблему и фильтрация станет лучше, но проблема ушла только частично.

Смотрел-смотрел на печатную плату, и не мог понять: что же тут еще не так. Решил пропаять хорошенько так как от длительных перегревов было много видов колечек, поэтому пропаял, но и тут проблема не решилась, тогда решил промыть плату – взял дорогой обезжириватель и начал мыть во всю плату, и заметил что под сетевого конденсатора в фильтре на горячей части блока потекла какая-то грязь, ковырнул в бок отверткой и стало ясно что надо его срочно выпаивать – снял и увидел что один из выводов просто отгнил от времени и подтекающего электролита, и таким образом не было практически емкости после выпрямителя у блока!

Поискав подобный не нашел и поставил емкость на 10 мкф 400 В, подключил – проблема решилась – кристальный звук и никаких шумов и фонов, прибор заработал как надо. Минусы блока питания в том, что при разборке, чтобы снять плату, приходится отпаивать трехконтактный разъем к сетевому шнуру, причем неаккуратным движением можно отломать часть корпуса. Собирать уже проще, запайка и сборка проходит куда легче, когда уже понимаешь что и где стоит. В итоге всё работает — и БП, и естественно микшерский пульт.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *