Усилители на лампах, схемы и описания ламповых унч
Hughes & Kettner Tube 100
Hughes & Kettner Tube 100 — это 100-ваттный гитарный усилитель. Оконечный усилитель собран на лампах, предварительное усиление сделано по «гибридной» технологии «лампа-транзистор». Имеет встроенный эффект Distortion и пружинный ревербератор, каналы можно комбинировать между собой, все функции выведены на «foot switch». Усилитель может работать также и с миди-конроллером, если поставить дополнительную плату расширения (в комплект не входит). Усилитель имеет разрыв для подключения других предварительных усилителей и эффектов. Лампы: 12ах7 — 3шт, EL34 — 4шт. Рабочее напряжение на анодах выходных ламп — 420 вольт, класс AB.
Плюсы усилителя:
- низкий уровень шума и фона;
- правильная разводка монтажа деталей на плате, паразитные ёмкостные связи минимальны;
- мягкий по тембру Distortion, если не использовать режим HI GAIN;
- необычно для стандартных усилителей реализован PRESENCE. Работает не только в плюс, но и в минус, что позволяет получить яркое звучание с преукрасом верней середины для ритмических рисунков, и плотный, певучий тембр на соло;
- наличие ручек Master в каждом канале;
- регулировка уровня сигнала посыла-возврата сделана на лицевой панели;
- яркий чистый звук с хорошо слышимым моментом атаки.
Минусы усилителя:
- небольшой для 100 ваттного усилителя пакет выходного трансформатора, поэтому в схемотехнике оконечного усилителя используются различные «хитрости» для эффекта плотно-звучащих низких частот;
- предварительный усилитель (чистый звук) имеет «задранную» в сторону высоких частот характеристику, поэтому плохо согласуется с отдельными педалями эффектов Distortion, которые дают много высоких;
- в коробке ревербератора стоят короткие пружины, задержка маленькая и с механическими призвуками;
- «бубнящий» звук в режиме HI GAIN, это становится заметно при использовании кабинета 4х12 и с гитарой, обладающей плотным тембром.
Евгений Удалов
01.08.2006
Принцип работы
Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования. Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы. При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.
Так работает тетрод
Но и этим дело не ограничилось. В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора. Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.
Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.
Обозначение разных типов ламп по ГОСТу
В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов. Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull). В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения. На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.
Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А. В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.
Однотактные и двухтактные ламповые усилители
Прежде, чем перейти к рассмотрению преимуществ этих устройств, стоит разобраться в специфике их классификации. И в этом плане первым пунктом является их разделение на две большие группы – однотактовые и двухтактные приборы.
Однотактный ламповый усилитель отличается простотой конструкции и имеет всего два усиливающих компонента (два каскада усиления). Они стимулируют увеличение как положительной, так и отрицательной полуволн звукового сигнала. В итоге на выходе из прибора такой конструкции звук приобретает высокую прозрачность и практически не имеет постороннего окрашивания. Однотактовые модели на лампах принадлежат к классам усиления А1 и реже – А2.
EL84
EL84 очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение EL84 — 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые
Electro Harmonix EL84
Лампа EL84 — это основа звучания “Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах
Заключение
Итак, мы охватили 4 самых популярных типа ламп. Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы — это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике — это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ — послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!
Кстати, какие лампы используете вы?
Максим Иванов, (с) KOMBIK.COM
Источник воспроизведения
Очень часто в спорах про качество звука забывают о самом источнике звука. Усилитель, на самом деле, лишь усиливает сигнал. И если качество сигнала будет плохим, например с шумами, он усилит его также с шумами и звук будет плохим.
Еще недавно ходили споры о том, что цифровой звук совершенно не пригоден для воспроизведения и поэтому аудиофилы слушали звук с пластинок или бобинных магнитофонов. Они проиграли эту войну. Ведь теперь большинство перешли на цифровой звук, поскольку так лучше и удобнее. Сейчас они спорят о том, какие преобразователи цифрового сигнала лучше. Возможно они просто любят спорить?
Udaloff 50
Udaloff 50 — это 50-ваттный ламповый гитарный усилитель с простым одноканальным предусилителем, без встроенного Distortion эффекта. Предусмотрен разрыв для подключения внешних Pre-Amps и дополнительных эффектов. Небольшая серия этих усилителей была сделана на основе элементной базы усилителей фирмы Benor (Эстония), выпускавшихся в начале 90-х годов прошлого века. От оригинала был использован корпус, шасси, плата усилителя мощности, сетевой и выходной трансформаторы. Конфигурация шасси и выходной трансформатор необычны для серийных усилителей — было любопытно посмотреть, что из этого получится. В оригинале стоял предварительный усилитель по схеме Marshall JCM 800bass с некоторыми изменениями схемы и активной тембровкой на базе ламп 6н17б. В ранних сериях BENOR GT50 в фазоинверторе тоже использовалась аналогичная лампа. Наша сборка радикально изменила звучание этих усилителей. Новый предварительный усилитель собран почти по классической для электрогитары схеме. При сборке использовался навесной монтаж, как делали усилители в далеких 60-х годах прошлого столетия. Заменили разделительные конденсаторы и лампу в фазоинверторе на ECC85. Лампы: предварительный усилитель 6н2п-ев — 1шт, фазоинвертор — ЕСС85, выходной каскад — 6п3с-е или EL34. Рабочее напряжение на анодах выходных ламп — 495 вольт, класс — AB. На большой громкости можно получить эффект OVERDRIVE от выходных ламп усилителя, предварительная часть тоже может быть слегка «подгружена», если ручку Gain поставить в положение «3-5 часов». Органы управления: Gain, Treble, Middle, Bass, Presence, Master.
Плюсы усилителя:
O плюсах и минусах этого усилителя пусть говорят те, кто их использует.
Акустика для лампового усилителя
Про акустику часто забывают при выборе усилителя, хотя на самом деле это самое главное
Неправильно подобранная пара «акустика — усилитель» может испортить звук, при этом неважно за сколько денег вы ее купили
Например, если усилитель рассчитан на акустику 8 Ом, а вы подключите 4 Ом, то усилитель будет работать с несвойственной для него нагрузкой. Или если однотактный 5-ваттный ламповый усилитель подключить к слабочувствительной акустике, то вы получите не тот звук, который должен быть, и сделаете выводы, что усилитель плохой.
Ламповые тетроды и пентоды плохо работают с многополосной акустикой из-за высокого выходного сопротивления, поэтому их нужно слушать на широкополосной акустике. Ламповый триодный усилитель не так требователен к этому и нормально звучит практически на любой акустике, как и большинство транзисторных.
Так же не стоит забывать, что если ваша комната пустая, то, при прослушивании, звук будет отражаться от стен и будет звучать плохо, но это уже другая тематика.
Практика
Ламповая схемотехника — дело тонкое, поэтому большинство производителей упражняются в совершенствовании какого-то одного сочетания режима работы ламп и класса усиления. Стремление разработчиков получать идеальный (согласно их представлениям) звук и следующий за этим отказ от любых альтернативных способов включения ламп вполне понятны, но при поиске испытуемого наша задача состояла как раз в обратном: иметь возможность сравнить один и тот же набор ламп как минимум в двух вариантах включения.
Это существенно сократило выбор кандидатов, однако, подходящий вариант был найден. Им стал Cayin CS-100A — аппарат, буквально созданный для разного рода экспериментов. Его конструкция допускает использование выходных ламп двух типов: тетродов KT88 и пентодов EL34. При этом есть возможность выбора между триодным и ультралинейным режимом с выходной мощностью 50 или 80 Вт на канал, соответственно. При этом схемотехника усилителя в обоих случаях двухтактная, и работает он в классе АВ.
Кроме прочего, Cayin CS-100A является хорошим примером современной реализации традиционного лампового усилителя. Он имеет классическую компоновку со съемной решеткой закрывающей лампы, несет на борту выходные трансформаторы солидных размеров, обеспечивающие не только достаточную мощность, но и широкий диапазон воспроизводимых частот. Комплектующие соответствуют современным требованиям качества: в усилителе применяются угольные резисторы, аудиофильские конденсаторы, тороидальный трансформатор питания и проводка серебряным кабелем. Монтаж при этом реализован навесным способом — так же, как это делали более полувека назад. Это является не столько данью истории, сколько способом сокращения путей сигнала. В целом, Cayin CS-100A — это аппарат, в полной мере попадающий под определение лампового High End.
Усилители Unison Research
Другой известный бренд-производитель девайсов, о которых идет речь — Unison Research. К самым эффективным решениям, которые разработаны данной корпорацией, можно отнести усилитель S6. Возможно, он — лучший ламповый усилитель, или, по крайней мере, относящийся к лидирующим решениям, с точки зрения сочетания характеристик, что свойственны для девайсов класса A: высокой мощности, составляющей 35 Вт, а также значительного коэффициента демпфирования. Устройство задействует по 2 прямоканальных триода, размещенных в каждом канале.
Как отмечают эксперты, рассматриваемый усилитель характеризуется самым высоким качеством звучания с точки зрения детализации и чистоты воспроизводимой мелодии.
Следующий известный продукт, выпускаемый под брендом Unison Research — усилитель P70. В свою очередь, он является двухтактным. Меломаны, задающиеся вопросом, почему однотактный ламповый усилитель играет лучше двухтактного, несколько меняют свое восприятие эффективности соответствующих устройств, послушав музыку при использовании рассматриваемого девайса. Разработчикам усилителя P70 удалось обеспечить исключительно высокое качество звука при весьма внушительной мощности устройства — более 70 Вт.
Как отмечают специалисты, девайс может подключаться к акустической инфраструктуре, формирующей достаточно внушительную нагрузку. Устройство, о котором идет речь, характеризуется также жанровой универсальностью. Если рассматривать лучшие ламповые усилители для прослушивания рок-музыки — девайс P70 правомерно отнести к лидирующим решениям.
В числе известных однотактных продуктов, выпускаемых под брендом Unison Research — устройство Preludio. Он также функционирует в классе A. В нем задействуются мощные тетроды KT88. Мощность девайса составляет 14 Вт. Поэтому усилитель требует подключения к акустической инфраструктуре, обладающей в достаточной мере высоким уровнем чувствительности.
Мощь и фон: 2 стороны дешевой «лампы»
Все это только цветочки. Ягодки — выходы LynePAudio A962. Пара выходов на наушники, джек и мини-джек, связаны в одну цепь. Выбрать можно оба, но итоговая мощность разделится в соответствии с нагрузкой (импедансом наушников). И даже так этого хватит для любых настольных вариантов головных телефонов.
Ламповый каскад может работать на полной мощности без серьезных искажений. Так даже правильнее: на пиковой мощности лампы загораются до красного свечения, а звук приобретает ту самую, ярко выраженную окраску. Ее можно сравнить с легким, теплым фуззом. Да, звук не чистый — но ведь именно это нам и нужно?
LynePAudio A962 может раскачать любые, даже самые высокоомные наушники. Причем, с достаточной для любого слушателя громкостью. Главное — не выкрутить потенциометр громкости на максимум, чтобы не сжечь наушники и не выбить барабанные перепонки. Среднестатистические портативы с импедансом 16-32 Ома потребуют только половину мощности для максимума.
Второй выходной канал превращает LynePAudio A962 в ламповый предусилитель. В данном случае его единственная роль — придать окраску звучанию. И без дополнительного усилителя такой вариант окажется малопригоден.
В любом случае, звук этой коробки именно такой, как ждешь. Это хороший ламповый однотактный усилитель для наушников. Не больше. Но и не меньше. Чистый, теплый звук и масса приятных впечатлений.
Испортить его может только комплектный блок питания. Дело в том, что лампы серии 6ж могут питаться от постоянного источника тока. И китайцы не преминули этим воспользоваться. В комплекте с LynePAudio A962 поставляется обычный импульсный блок питания на 12 В, который становится причиной фона.
Фон не зависит от громкости, прогрева или способа включения усилителя. Требуется либо стабилизация питания, либо замена блока на более качественный. И все проблемы исчезают, оставляя идеальный, теплый звук.
Ламповые УНЧ
Экспромт — ламповый УМЗЧ на 50 Ватт (6С41С, 6Ж9П) Схемы ламповых усилителей мощности в представленных авторами статьях (см. перечень литературы) отличаются оригинальностью, продуманностью и хорошими параметрами. Вот и в этой статье предложен несложный 50-ваттный УМЗЧ, в котором можно применить готовые выходной и унифицированный сетевой …
4 3846 0
Трехламповый стерео усилитель звуковой частоты на 6Н23П и 6П14П (ECC88, EL84)
Схема самодельного стереофонического усилителя мощности низкой частоты, собранного на лампе 6Н23П и двух 6П14П. Зарубежные аналоги этих ламп — ECC88 и EL84. Предлагаемый ламповый УНЧ имеет следующие характеристики: Диапазон воспроизводимых частот — от 20Гц до 80кГц; Выходная мощность в триодном режиме — 2 х 2,75Вт; Выходная мощность в пентодном режиме — 2 х 4,5Вт.
1 3795 0
Ламповый усилитель звуковой частоты на 6С2П, 6П18П (12Вт)
Добрый день, уважаемые радиолюбители. Как известно, история развивается по спирали, и история развития аудиотехники в этом не исключение. Если взглянуть на рынок усилителей воспроизведения, то можно заметить, что в последние несколько лет вновь произошла реинкарнация ламповых усилителей, а некоторые производители возобновили производство радиолам. Сегодня мы хотели бы предложить вам конструкцию несложного лампового усилителя, предназначенного …
3 4658 0
Однокаскадный ламповый УМЗЧ на 4Вт (6П9), схема и описание
В статье описана конструкция однокаскадного лампового УМЗЧ небольшой мощности, используемого автором совместно с АС, построенной на основе широкополосных головок повышенной чувствительности. В усилителе применено параллельное включение двух пентодов 6П9, отличающихся высоким усилением. Это и позволило получить выходную мощность до 4 Вт при работе с источником сигнала, обеспечивающим напряжение сигнала до 1,5…2 В, т. е. от любого проигрывателя компакт-дисков или смартфона …
1 4954 1
Домашний ламповый винил-корректор (EF86, 6Н2П)
Эта статья предназначена для любителей винила, имеющих хотя бы начальные знания по радиотехнике и умеющих держать паяльник в руках. Несмотря на обилие цифровых источников звука, у многих из нас сохранилась большая коллекция виниловых пластинок. Более того, качество звучания прилично записанной …
1 4870 0
Ламповый усилитель с трансформаторами ТПП-258-127/220-50 (6Н8С и 6П3С)
Принципиальная схема самодельного лампового усилителя мощности на 6Н8С и 6П3С, в котором использованы фабричные трансформаторы типа ТПП-258-127/220-50. Автор рассказывает как он изготовил усилитель и какие изменения вносил в схему УМЗЧ, также предоставлены фото разобранного и готового устройства.
1 6099 5
Схема двухтактного лампового усилителя мощности на 6П14П (8 Ватт)
Двухтактный выходной каскад стереоусилителя отличается использованием в цепи катодов общего генератора тока на микросхеме, благодаря которому и обеспечивается парафазное управление пентодами 6П14П. Выбором коэффициента трансформации сопротивления нагрузки можно в некоторой степени изменять …
2 7467 16
Простой ламповый усилитель мощности на 14-20 Ватт (6Н2П, 6П14П)
Усилитель мощности ЗЧ, схема которого показана на рисунке выполнен на лампах от старых черно-белых телевизоров или радиол. Это предварительный усилитель с фазоинвертором на двойном триоде 6Н2П и двухтактный выходной каскада на двух лампах 6П14П. Использование таких старых компонентов, часто …
14 11886 20
Лампово-транзисторный УНЧ для наушников и колонок (6Н23П)
Всем ценителям лампового звука выношу на суд свою конструкцию лампово полупроводникового усилителя. Источником для творчества послужили залежи германиевых транзисторов, пролежавших в коробке и успешно позабытыми хороший десяток лет. Наверное немногим известен тот факт,что именно германий дает звучание максимально приближенное к ламповому…
4 7853 24
Схема лампового УНЧ с пятиполосным эквалайзером (6Н3П, 6П14П, 6П45С)
Предлагаю хорошо отработанную схему унч на 6п45с, с пятиполосным темброблоком. Усилитель выполнен по классической однотактной схеме.за основу была взята схема А.Манакова. В описании работы схема ненуждается. В процессе сборки и наладки были изменены некоторые номиналы резисторов.в процессе…
3 7862 0
1 …
ДВУХТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
Соорудил недавно двухтактный усилитель без межкаскадных емкостей. Звук – бомба. Но в настройке требует тщательности. На входе УНЧ использовал тесловскую лампочку EF22. Даю для начала схему оригинальную на 6Ж8 и 6П6С, а желающие могут поэкспериментировать с другими типами ламп. Выходная мощность при 0,5 В на входе получилась 10 Вт в классе А. В выходном каскаде использовал 6П3С-Е, с 6П6С будет уровень мощности поменьше.
Схема на 6Ж8
Из принципиальной схемы усилителя видно, что между анодом предоконечного каскада Л1 и выходным двухтактным каскадом Л2, Л3 отсутствует переходной конденсатор, который вносил бы фазовый сдвиг. Это обстоятельство позволило применить весьма глубокую отрицательную обратную связь без опасности самовозбуждения усилителя. Большая величина отрицательной обратной связи резко снижает коэффициент нелинейных искажений, который при выходной мощности около 6 Вт не превышает 1%. Напряжение обратной связи снимается с обмотки II выходного трансформатора и через сопротивление R8 подается на катод лампы Л1. Цепь обратной связи также не содержит реактивных элементов, которые вносили бы фазовый сдвиг.
Вследствие того что анод лампы Л1 связан гальванически с сеткой лампы Л2, нормальная работа ламп Л2 и Л3 обеспечивается тщательным подбором их режима при помощи сопротивлений R3, R6 и R7 таким образом, чтобы напряжение на управляющих сетках ламп Л2 и Л3 по отношению к их катодам было равно—12 В. При этом оконечный двухтактный каскад работает в режиме класса А. Напряжение на экранную сетку лампы Л1 подается с общего катодного сопротивления R7 ламп Л2 и Л3. Усилитель потребляет ток около 100 мА. Напряжение НЧ, усиленное лампой Л1, подается на сетку лампы Л2. На катоде этой лампы возникает напряжение низкой частоты в – такой же фазе, что и на ее управляющей сетке.
Если заземлить управляющую сетку лампы Л3, то между ней и катодом будут действовать напряжение в противофазе с напряжением между управляющей сеткой и катодом лампы Л2, что и требуется для нормальной работы двухтактного каскада. Непосредственно заземлять управляющую сетку лампы Л3 нельзя, так как при этом нарушится режим работы ламп Л2 и Л3, поэтому она заземлена по низкой частоте через конденсатор С3.
Трансформаторы звука поставил ТВЗ-1-6, с ними на всех приводимых АЧХ всегда подъем от 10 кГц. Это результат действия функции компенсации. Из результата измерений «усилитель + соединительные кабеля» вычитается результат кабелей, что приводит к такому эффекту. Надо сделать себе хороший кабель, тогда такого не будет. При снижении анодного напряжения Кни слегка увеличивается, при увеличении уменьшается.
Схема на EF22
Блок питания
Если нет опыта построения ламповых усилителей, делать эту схему не советую. Здесь нет развязок по постоянному напряжению, все режимы ламп завязаны между собой вкруговую. Он несколько сложноват в настройке. Схема – двухтакт-сэлфсплит с непосредственной связью каскадов на EF22 и 6П3С-Е.
Не удержался – таки прилепил подсветку зеркала.
Измерения при 8 Вт выходной мощности. При 10 Вт КНИ возрастает до 1,2%.
Несмотря на корявенький спектр, звук просто убойный: живой, натуральный. Бас можно руками потрогать, настолько он рельефный и выразительный. Вот записал видео:
Видео работы УНЧ
Если надумаете повторять эту схему – почитайте вначале оригинальную статью.
Звук ламповый, мягкий, особенно бас. О натуральности звучания говорить не буду, это понятно. Как уже сказал когда-то, барабаны как будто у меня в комнате 🙂 В общем если будут вопросы – спрашивайте на конференции. С вами был Gamzan.
Форум по аудио
Проектирование входного каскада интегрального лампового усилителя
Входной каскад интегрированного лампового усилителя в основном представляет собой усилитель напряжения, который уже обсуждался в Главе 3:.
Пример входного каскада показан на рисунке 27. Резистивная нагрузка R a подключена к аноду вакуумной лампы. Выходное напряжение снимается на самом аноде, перед нагрузкой. Напряжение смещения сетки для входного каскада получается с помощью самосмещения с катодным резистором R k на катоде электронной лампы. Катодный резистор зашунтирован конденсатором C k для уменьшения локальной отрицательной обратной связи, создаваемой катодным резистором, и для увеличения коэффициента усиления.
Входной каскад представляет собой усилитель напряжения. Он принимает входной сигнал, поступающий от внешнего источника, и подает его на сетку электронной лампы. На этом этапе обычно используется катодное смещение, а катодный резистор обычно шунтируется конденсатором, чтобы уменьшить локальную отрицательную обратную связь и увеличить коэффициент усиления.
В следующем примере показано, как нарисовать линию нагрузки, установить рабочую точку покоя и выбрать катодный резистор для самосмещения входного каскада.
Пример 12 : Линия нагрузки и смещение входного каскада Предположим, например, что входной каскад построен на электронной лампе 12AX7, высоковольтное напряжение V+ составляет 300 В, а нагрузка R a составляет 220 кОм. Когда вакуум не проходит, напряжение между анодом и катодом составляет 300 В. В теоретическом случае, когда вакуумная лампа не оказывает никакого сопротивления, анодный ток составляет 300 В/220 кОм = 1,35 мА. Соединив эти две точки, мы получим грузовую линию, показанную на рис. 28. Хорошая рабочая точка обозначена красной точкой. Это соответствует току смещения |
Шунтирующий конденсатор C k предназначен, как обсуждалось в разделе 3. 6.2, для уменьшения локальной отрицательной обратной связи и увеличения коэффициента усиления. Малые значения емкости увеличивают усиление только на высоких частотах, большие увеличивают усиление и на низких частотах. Например, в нашем случае, используя расчеты, описанные в разделе 3.6.3, мы определяем, что значения 100 мкФ достаточно для обхода и увеличения усиления на всех слышимых частотах.
Ограничитель сетки R g используется для блокировки очень высоких частот, которые могут попасть в цепь, и паразитных колебаний, путем формирования фильтра нижних частот с внутренней емкостью вакуумной лампы. Как мы уже говорили, значения около 47 кОм обычно используются с электронными лампами 12AX7.
Использование стопорного резистора сетки особенно важно на входном каскаде интегрального лампового усилителя. Мы находимся в самом начале каскадов усилителя, и сигналы, которые должны быть усилены, очень малы. Все шумы, помехи, паразитные колебания здесь значительно усиливаются через все остальные каскады. Например, учтите, что провод, соединяющий входное гнездо с решеткой, не может быть очень коротким для практических целей сборки. Поэтому он действует как антенна, улавливая электромагнитные помехи, которые перед усилением должны быть заблокированы.
Потенциометр R v используется для регулировки громкости усилителя, то есть количества входного сигнала, подаваемого на сетку вакуумной лампы входного каскада. Потенциометр также действует как резистор утечки сетки и вместе с конденсатором связи C c образует фильтр верхних частот, который блокирует нежелательные низкие частоты. Конденсатор связи C c также изолирует входной каскад от возможного постоянного тока, поступающего от внешнего источника входного сигнала.
Пример 13 : Конденсатор связи входного каскада интегрального лампового усилителя Значение конденсатора связи C c можно рассчитать с помощью формулы фильтра верхних частот. Предположим, потенциометр R v сопротивление 100 кОм, и мы хотим остановить все частоты ниже 7 Гц. У нас есть: . |
Линия нагрузки и рабочая точка, полученные с вакуумной лампой 12AX7, с нагрузкой анода 220 кОм и сопротивлением катода 2,2 кОм.
4.3.1 Гармошка с прямой связью
В Примере 9 мы определили, что напряжение покоя катода гармошки составляет 100 В. Чтобы получить напряжение смещения -1,4 В по отношению к катоду, нам пришлось довести напряжение сетки до 100 В — 1,4 В = 98,6 В с помощью делителя напряжения. Конденсатор связи имел основное назначение — изолировать напряжение сетки от анодного напряжения входного каскада. Фактически, в Примере 12 напряжение покоя анода составляло 160 В. Конденсатор связи, в основном, предназначался для изоляции 9Напряжение сети покоя 8,6 В гармоники от напряжения покоя анода 160 В входного каскада. Таким образом, только сигнал переменного тока мог проходить от анода входного каскада к сетке гармоники.
Рис. 29. Концертина с прямым соединением.В гармошке с прямой связью напряжение смещения для сетки фазовращателя может сниматься непосредственно с анода входного каскада. Для этого нагрузочные линии и рабочие точки как входного каскада, так и каскада делителя должны быть выбраны так, чтобы в спокойном состоянии напряжение на аноде было ниже напряжения на катоде делителя на величину, соответствующую требуемое напряжение смещения сетки. Это позволяет исключить разделительный конденсатор между входным каскадом и фазовращателем, а также делитель напряжения, необходимый для установки смещения сетки. Устранение разделительного конденсатора особенно актуально, поскольку меньшее количество компонентов на пути прохождения сигнала всегда улучшает качество звука усилителя.
Тем не менее, во многих случаях можно установить рабочие точки покоя как каскада гармошки, так и входного каскада интегрированного лампового усилителя, так что напряжение покоя анод-земля входного каскада будет именно тем, что необходимо для сетка концертина. Это позволяет напрямую соединить входной каскад и каскад гармошки. Напряжение покоя анода входного каскада используется для смещения гармошки, тем самым исключая разделительный конденсатор и делитель напряжения. Устранение этих компонентов не только делает схему проще и дешевле. Это также улучшает качество звука усилителя. На самом деле помните, что все компоненты на пути прохождения сигнала немного ухудшают качество звука усилителя. Получившаяся схема гармошки с прямым соединением показана на Рис. 29..
Пример 14 : Смещение для прямой связи Concertina Предположим, мы используем конфигурацию из Примера 9 для сцены-гармошки. Мы определили, что необходимое напряжение сетки к земле составляет 98,6 В, чтобы получить напряжение смещения сетки (напряжение сетки к катоду) -1,4 В. Этого можно добиться путем правильной настройки входного каскада и прямого подключения анода входного каскада к сетке каскада-гармошки без разделительного конденсатора. При высоком напряжении входного каскада V i + 300 В и нагрузке 220 кОм мы получаем линию нагрузки входного каскада, изображенную фиолетовой линией на рисунке 30. При смещении сетки -0,7 В мы получаем анод к напряжению на катоде 98 В и току покоя 0,9 мА, как показано синим пятном на рисунке. Необходимое смещение сетки -0,7 В можно получить, используя метод смещения катода (см. Раздел 3.6.2). Подбирая катодный резистор 820 Ом получаем катодную высоту 820 Ом∙0,9мА=0,73 В, что близко к тому, что нужно. Напряжение анод-земля входного каскада составляет 98 В + 0,73 В = 98,73 В, что также очень близко к напряжению, которое нам нужно на сетке каскада гармошки. Используя эти значения, мы можем напрямую соединить входной каскад и каскад с разветвителем, экономя компоненты, затраты и улучшая качество звука усилителя. Помните, что мы также должны учитывать линию нагрузки переменного тока, чтобы убедиться, что гармоника работает линейно при обработке сигнала. Предположим, что номинал резисторов утечки сетки силового каскада составляет 180 кОм. Эти резисторы, параллельные анодному и катодному резисторам гармошки, дают примерно 65 кОм и создают линию нагрузки переменного тока, показанную зеленой линией на Рисунке 30, которая показывает, что гармошка работает в довольно линейной области. |
Допустим, мы установили высоковольтное напряжение гармоники на 380 В, а анодный и катодный резисторы на 100 кОм. Мы получаем линии нагрузки постоянного и переменного тока, изображенные красными и зелеными линиями на графике. Предположим, мы установили рабочую точку покоя на ток 1 мА. Этого можно добиться при напряжении смещения сетки -1,4 В. При токе покоя 1 мА катодное напряжение гармошки составляет 100 В, поэтому напряжение сетки должно быть 100–1,4 В = 98,6 В. Для прямой связи входного каскада и гармошки анодное напряжение входного каскада должно быть установлено на это значение. Этого можно добиться, установив напряжение высокого напряжения входного каскада на 300 В, нагрузку на 220 кОм и смещение сетки на 0,7 В. Таким образом, мы получаем линию нагрузки, показанную фиолетовой линией, и требуемое напряжение покоя анода, обозначенное синей точкой.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Страница указателя схем лампового усилителя
Страница указателя схем лампового усилителяДля корректной работы этой страницы требуется JavaScript
В библиотеке схем EL34World имеется более 3500 схем ламповых усилителей и других типов схем.
Существует также огромная библиотека эффектов и твердотельных схем.
Если вы видите проблему с любой из схем, пожалуйста, напишите мне, чтобы я мог исправить проблему.
Если у вас есть схема, которой нет в списке, и вы хотите ее отправить, следуйте инструкциям внизу этой страницы
Или вы можете отправить мне ссылку на файл схемы, и я пойду за файлом и загружу его в нашу библиотеку
Раздел «Разное» содержит огромный выбор схем, поэтому обязательно просмотрите его. схема должна быть схемой, которая заинтересует людей
Для 19 нет необходимости представлять схему.Телевизор 60-х годов
Старые музыкальные усилители и усилители, такие как dukanes, хороши
Сначала просмотрите библиотеку, чтобы убедиться, что схема уже находится в библиотеке
.
Если у вас есть файл лучшего качества, чем тот, что есть в библиотеке, вы можете отправить файл
Пожалуйста, следуйте этим строкам руководства по имени файла
В имени файла нет пробелов.
Пожалуйста, используйте символ подчеркивания вместо пробела.
Неправильно — Gibson ga5.pdf
Правильно — Gibson_ga5.pdf
Название бренда должно быть первой частью имени файла.
Неправильно — ga5.pdf
Правильно — Gibson_ga5.pdf
Напишите мне, используя ссылку электронной почты в нижней части этой страницы, чтобы отправить схему в библиотеку.
Вы можете прикрепить файл схемы к электронному письму
Вы можете отправить мне файл схемы в формате PDF
по электронной почте.
Пожалуйста, убедитесь, что вы следовали приведенным выше инструкциям по имени файла.
Схемы ламповых усилителей и схемы расположения ламповых усилителей в библиотеке в основном представляют собой файлы Adobe PDF.
Для просмотра PDF-файла у вас должен быть установлен Adobe Reader.
Вы можете скачать Adobe PDF reader бесплатно здесь
Войдите в мой магазин запасных частей для ламповых усилителей
Мобильные пользователи Войдите в мой магазин запасных частей для ламповых усилителей
Информационная библиотека ламповых усилителей
Нажмите на ссылку выше, чтобы получить информацию о ламповом усилителе, схемы, информацию о сборке платы, проекты, модификации, схемы трансформаторов, фотографии, звуковые клипы.