Арифметические, строковые и логические выражения
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича) | Арифметические, строковые и логические выражения
§ 1.4. Арифметические, строковые и логические выражения
Содержание урока
1.4. Арифметические, строковые и логические выражения
1.4. Арифметические, строковые и логические выражения
Арифметические выражения. В состав арифметических выражений могут входить переменные числового типа, числа, знаки арифметических операций, а также математические функции.
Порядок вычисления арифметических выражений производится в соответствии с общеизвестным порядком выполнения арифметических операций (возведение в степень, умножение или деление, сложение или вычитание), который может изменяться с помощью скобок.
Строковые выражения. В состав строковых выражений могут входить переменные строкового типа, строки (последовательности символов) и строковые функции.
Над переменными строкового типа и строками может производиться операция конкатенации. Она объединяет строки или значения строковых переменных в единую строку. Операция конкатенации обозначается знаком « + » (который не следует путать со знаком сложения чисел в арифметических выражениях) или знаком «&».
*Логические выражения. В состав логических выражений могут входить логические переменные, логические значения, операторы сравнения чисел и строк, а также логические операции. Логические выражения могут принимать лишь два значения:
Операторы сравнения =, <, >, <>, <= и >= сравнивают выражение в левой части оператора с выражением в правой части оператора и представляют результат в виде логического значения True или False. Например:
5>3 = True; «А»=»В» = False
Над элементами логических выражений могут производиться логические операции, которые на языках программирования обозначаются следующим образом: логическое умножение —
(5 > 3) And («А»=»В») = False
(5>3) Or («А»=»В») = True
Not (5>3) = False
Контрольные вопросы
1. Какие элементы могут входить в состав арифметических, строковых и логических выражений?
Cкачать материалы урока
Знак умножения — Википедия
×
⋅
Знак умножения (×) — математический знак операции умножения.
Знак умножения изображают как крестик (×), точку (⋅) или звёздочку (∗).
Самый старый из используемых символов — крестик (×). Впервые его использовал английский математик Уильям Отред в своём труде «Clavis Mathematicae» (1631, Лондон).
Немецкий математик Лейбниц отрицательно относился к крестику из-за его схожести с буквой и предпочитал точку (⋅). Этот символ он использовал в письме 1698 года.
Зачастую неверно вместо знака умножения (×) применяют букву .
Йоханн Ран ввёл звёздочку (∗) в качестве знака умножения. Вместе с символом для деления (÷) она появилась в его книге «Teutsche Algebra» 1659 г.
В таксономии знак умножения используется в качестве знака гибридного происхождения.
Знак | Unicode | HTML | LAΤΕΧ | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Код | Название | Шестнадцатеричное | Десятичное | Мнемоника | ||
* | U+002A | asterisk | * | * | — | * |
· | U+00B7 | middle dot | · | · | · | — |
× | U+00D7 | multiplication sign | × | × | × | \times |
⋅ | U+22C5 | dot operator | ⋅ | ⋅ | — | \cdot |
∙ | U+2219 | bullet operator | ∙ | ∙ | — | \bullet |
∗ | U+2217 | asterisk operator | ∗ | ∗ | ∗ | \ast |
| U+2062 | invisible times¹ | ⁢ | ⁢ | — |
¹ используется, чтобы сомножители не разбивались на разные строки, переносились вместе.
- Florian Cajori: A History of Mathematical Notations. Dover Publications 1993
| |
× — Знак умножения (U+00D7) times
Описание символа
Знак умножения — математический символ операции умножения. Может быть записан не только косым крестом, но и как звёздочка *. А для скалярного есть — точка ∙. Косой крест не эквивалентен латинской букве «x» или кириллической «х». Это отдельный символ Юникода. Комбинация ввода его с клавиатуры: Alt+0215. Вбивать с цифровой части клавиатуры при включенном Num Lock. В некоторых программах (Word) работает только в английской раскладке. Другой вариант — просто скопировать с этой страницы.
Знаки умножения появились в XVII веке. Разные математики применяли различные символы. Уильям Отред использовал косой крест, Лейбниц предпочитал точку, а Йоханн Ран ввёл звёздочку.
Согласно ГОСТ Р 54521 – 2011, символами умножения могут служить точка или косой крестик. Если ошибка невозможна, знак вовсе может быть опущен.
Кодировка
Кодировка | hex | dec (bytes) | dec | binary |
---|---|---|---|---|
UTF-8 | C3 97 | 195 151 | 50071 | 11000011 10010111 |
UTF-16BE | 00 D7 | 0 215 | 215 | 00000000 11010111 |
UTF-16LE | D7 00 | 215 0 | 55040 | 11010111 00000000 |
UTF-32BE | 00 00 00 D7 | 0 0 0 215 | 215 | 00000000 00000000 00000000 11010111 |
UTF-32LE | D7 00 00 00 | 215 0 0 0 | 3607101440 | 11010111 00000000 00000000 00000000 |
Наборы с этим символом:
«Система счисления. Сложение и умножение в двоичной системе счисления»
Цели:
- повторить навыки перехода из одной системы счисления в другую; изучить правила сложения и умножения в двоичной системе счисления;
- развивать вычислительные навыки;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду, внимательность, аккуратность, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, таблицы для фокуса, таблицы с типами систем счисления, рисунки к докладу.
План урока.
- Организационный момент
- Повторение
- Изучение новой темы
- Закрепление
- Подведение итогов
- Постановка домашнего задания
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Проверить готовность класса к уроку.
- Сообщить тему, цели и ход урока.
II. Повторение.
1) Ответить на вопросы:
- Что такое системы счисления?
- Какие системы счисления мы изучили.
- Как переходить из одной системы счисления в другую?
2) Фокусы (на повторение способа перехода из 2-ой системы в 10-ю систему счисления):
Фокус 1. (у доски два ученика: один загадывает число, другой отгадывает) Загадать число от 1 до 1000. Задавая 10 вопросов отгадать это число.
- Вопрос 1: Раздели задуманное число на 2. Сообщи получившийся остаток.
- Вопрос 2: Раздели неполное частное на 2. Сообщи получившийся остаток.
- Вопрос 3 – 10: Раздели неполное частное на 2. Сообщи получившийся остаток. Получиться 10 цифр, каждая из которых 0 или 1. Поучили 2-ую запись задуманного числа. Теперь остается только его перевести в 10-ую систему.
Фокус 2. На семи карточках записаны числа от 1 до 127 в таблицы 8 х 8 <Приложение 1>. Один ученик загадывает какое-либо число, и сообщает в каких таблицах это число находиться находится. Начинаем с таблицы 7. Если оно есть в таблице, то ставиться 1, если нет – то ставиться 0. Таким образом, получается двоичное число, которое нужно перевести в 10 систему.
У доски работают три ученика по карточкам:
- Карточка № 1: Перевести число 167 в 2-ую, 8-ую, 16-ую систему счисления.
- Карточка № 2: Перевести числа из одной системы в 10-ую: 111001102, 10648, А5С16.
- Карточка № 3:
- Перевести из 8-ой системы в 2-ую: 504
- Перевести из 16-ой в 2-ую: D55C
- Перевести из 2-ой в 8-ую: 1101011110000
- Перевести из 2-ой в 16-ую: 11100011101
III. Объяснение новой темы:
Историческая справка (доклад по теме “Возникновение различных систем счисления”)
По ходу доклада демонстрируются рисунки, связанные с возникновением 5-ой, 10-ой, 12-ой, алфавитной систем счисления и схема классификации систем счисления <Приложение 2>.
Тема объясняется с помощью презентации Power Point.
1. Сложение. В основе сложения чисел в двоичной системе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел.
0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10 | Сложение многоразрядных двоичных чисел
осуществляется в соответствии с этой таблицей с учетом возможных переносов из младшего разряда в старшие. |
№ 1.
2. Умножение. В основе умножения чисел в двоичной системе лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел.
0 · 0 = 0 0 · 1 = 0 1 · 0 = 0 1 · 1 = 1 | Умножение многоразрядных
двоичных чисел осуществляется в соответствии с этой таблицей по обычной схеме, которую вы применяете в десятичной системе. |
№ 2.
IV. Закрепление
№ 3.
101 + 11 [1000]
10110 + 101 [11011]
10101 + 1011 [100000]
№ 4
101 . 11 [1111]
1001 . 11 [11011]
101,01 . 101,1 [11100,111]
V. Подведение итогов:
- Повторить типы систем счисления;
- Правила сложения и умножения в двоичной системе счисления
VI. Постановка домашнего задания: дома повторить правила перехода из одной системы счисления в другую, правила сложения и умножения двоичных чисел; подготовиться к самостоятельной работе; выполнить № 1 (индивидуальные карточки)
Карточка для домашнего задания
Вариант 1 Вычислить: 10101 + 1101 = | Вариант 2 Вычислить: 10111 + 1011 = |