Зарядное устройство своими руками для автомобильного аккумулятора
Я имею опыт создания множества схем зарядных устройств для различных типов аккумуляторов. Однако, в последнее время я заметил, что многие люди ищут простые схемы зарядных устройств
для автомобильных аккумуляторов, использующие доступные компоненты. Поэтому, я решил создать такую схему.
Эта схема была извлечена из радиожурнала и стала очень популярной. Она представляет собой тиристорный регулятор напряжения, не имеющий узла контроля тока, защиты и других современных функций. Некоторые люди могут осуждать мое решение использовать эту схему, но она была проверена мной и другими радиолюбителями множество раз и доказала свою эффективность.
Отличительной особенностью этой схемы являются транзисторы Q1 и Q2, на их базе собран генератор импульсов, который заряжает аккумулятор импульсами тока. Этот режим зарядки имеет множество преимуществ. Во-первых, силовой элемент схемы работает не в линейном, а в ключевом режиме, что снижает его нагрев и увеличивает срок его службы.
Генератор импульсов собран на маломощной комплементарной паре, и может использовать практически любые маломощные транзисторы, например, КТ 361 и КТ 315. Выходной ток может достигать 10 ампер, что позволяет эффективно заряжать аккумуляторы ёмкостью до 100 ампер-часов.
Советую использовать диодный мост с запасом, предпочтительно с диодами на 15-20 ампер.
Я использовал готовую сборку на 30 ампер. Сетевой понижающий трансформатор должен обеспечивать выходное напряжение не менее 15-16 вольт и соответствующий ток.
Важно учитывать, что эффективный ток заряда для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов должен составлять примерно 1/10 от ёмкости аккумулятора. Например, для аккумулятора ёмкостью 60 ампер-часов, эффективный ток заряда должен быть примерно 6 ампер и так далее.
Я использовал готовый трансформатор от источника бесперебойного питания, который, на мой взгляд, хороший вариант. Удачно, обмотки трансформатора были медными, а не алюминиевыми, как это бывает с бюджетными источниками бесперебойного питания.
Хотя в старом хламе удалось найти только один тиристор, он оказался нерабочим.
Вместо него, можно было собрать аналог, но я решил использовать обычный транзистор типа империи MJE13009 и всё прекрасно заработало.
Печатная плата получилась довольно компактной, исходный файл доступен для скачивания в конце статьи.
Транзисторы и диодный мост устанавливаются на радиатор, и рекомендуется дополнительно использовать кулер. Я использовал стрелочные индикаторы, амперметр на 1 ампер, который после замены шунта начал отображать ток до 10 ампер, и вольтметр на 15 вольт.
Я планирую собрать все компоненты в корпусе от блока питания компьютера, но сейчас работаю над несколькими проектами и времени попросту нет. Однако, в дальнейшем обязательно займусь изготовлением корпуса.
Выходное напряжение зарядного устройства может регулироваться от нуля.