Site Loader

по типу тел качения, принципу работы и количеству рядов

Существует много типов и видов подшипников, и они встречаются во множестве механизмов и машин. Поэтому для верного подбора подшипников нужно понимать их классификацию.
Первая крупная классификация подшипников — по типу тел качения
К подшипникам качения относятся шариковые, роликовые и комбинированные.  По названию можно определить, что служит телом качения — шарики, ролики или комбинация тех и других.
В подшипниках скольжения тела качения отсутствуют. Это разного рода втулки и шарнирные подшипники.
Подшипники линейного перемещения отличаются от двух предыдущих принципом работы. Он заключается в движении такого подшипника вдоль направляющей, например вала или рельса.
Вторая, не менее крупная классификация — по принципу работы подшипника.

  • Радиальные
  • Опорные или упорные
  • Радиально-упорные


Радиальными называются подшипники, способные нести только нагрузку перпендикулярно валу, то есть радиальную.
Опорными называются подшипники, способные нести только осевую нагрузку, то есть вдоль вала. Чтобы не путать с опорными роликами, этот тип подшипников чаще называют упорными.
Если же подшипники могут нести как радиальную, так и осевую нагрузку, они называются радиально-упорными. Если радиально-упорный подшипник при этом роликовый, его называют «конический роликовый подшипник». Это связано с особенностью конструкции — подшипник состоит из двух частей и под внешней обоймой располагается внутренняя с роликами в форме усеченного конуса.

И, наконец, третья классификация — по количеству рядов:

  • Однорядные
  • Двухрядные
  • Многорядные

Поскольку принцип работы и особенности конструкции у большинства подшипников совпадают, классифицировать их по этим признакам затруднительно. Но есть подшипники, отличающиеся от остальных как раз по этим признакам.
Сферические или самоцентрирующиеся подшипники представляют собой двухрядные шариковые или роликовые подшипники, способные компенсировать разницу высот вала в установке. Это возможно за счет того, что внутренняя обойма таких подшипников вместе с телами качения может довольно свободно менять свое положение относительно внешней обоймы. Такой тип подшипников получил широкое распространение в промышленности.

Шариковые подшипники с четырехточечным контактом внешне напоминают обычные радиальные шариковые подшипники, но имеют особенность — одна из обойм разделена вдоль пополам.
Меньше выделяются игольчатые подшипники. Они являются разновидностью роликовых подшипников, но длина ролика значительно превышает его диаметр.
Опорные ролики, о которых упоминалось ранее, по сути, радиальные роликовые или игольчатые подшипники, но отличаются специальной конструкцией.
Встречаются конструктивные изменения, как внешние, так и внутренние, произведенные с целью изменения характеристик или вследствие особенностей конструкции узла. Изменения могут быть самые разные, например подшипник с проточкой по внешней обойме и стопорным кольцом или измененный материал сепаратора.

П о д ш и п н и к и Назначение и классификация

Лекция 13.

Подшипники служат опорами для валов и вращающихся осей. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу, и передают их на раму машины. При этом вал должен фиксироваться в определенном положении и вращаться вокруг заданной геометрической оси. Во избежание снижения к.п.д. механизма потери в подшипниках должны быть минимальными. От качества подшипников в значительной степени зависит работоспособность и долговечность машин.

Подшипники различают по виду трения и по воспринимаемой нагрузке. По первому признаку все подшипники делят на две основные группы:

1. Подшипники скольжения, у которых опорный участок вала (цапфа – шип, шейка, пята) скользит по поверхности подшипника.

2. Подшипники качения, у которых трение скольжения заменяют трением качения посредством установки шариков или роликов между опорными поверхностями подшипника и вала.

По второму признаку различают:

  1. Радиальные подшипники, воспринимающие радиальные нагрузки.

  2. Упорные подшипники, воспринимающие осевые нагрузки.

  3. Радиально-упорные подшипники, воспринимающие радиальные и осе-

вые нагрузки.

Все типы подшипников широко распространены.

Форма рабочей поверхности подшипника скольжения так же, как и форма цапфы вала, может быть цилиндрической (рис.15.1,а) плоской (ритс.15.1,б), конической (рис.15.1,в) или шаровой (рис.15.1,г).

Цапфу, передающую радиальную нагрузку, называют шипом, если она расположена на конце вала, и шейкой при расположении в середине вала. Цапфу, передающую осевую нагрузку, называют пятой, а опору (подшипник) — подпятником.

Подпятники работают обычно в паре с радиальными подшипниками (рис.15.1,б). Большинство радиальных подшипников (рис. 15.1,а) может восприни-

Рис.15.1

мать также и небольшие осевые нагрузки (фиксируют вал в осевом направлении). Для этого вал изготовляют ступенчатым с галтелями, а кромки подшипника закругляют.

Подшипники с конической поверхностью (рис.15.1,в) применяют редко. Их используют при небольших нагрузках в тех случаях, когда необходимо систематически устранять зазор от износа подшипника.

Рис.15.2

Также применяют и шаровые подшипники. Эти подшипники допускают перекос оси вала, т.е. обладают свойством самоустановки.

Пример конструктивного оформления подшипника показан на рис.15.2. Основным элементом подшипника является вкладыш 1. Вкладыши изготовляют из антифрикционных материалов. Их устанавливают в специальном корпусе подшипника 2 или непосредственно в корпусе машины (станине, раме и т.д.).

Подшипники качения применяют очень широко и в целом ряде конструкций они незаменимы. К таким подшипникам относятся:

1. Разъемные подшипники, необходимые по условиям сборки, например, для коленчатых валов.

2. Высокоскоростные подшипники ( > 30 м/с), в условиях работы которых долговечность подшипников качения резко сокращается.

3. Подшипники прецизионных машин, от которых требуется особо точное направление валов и возможность регулировки зазоров.

4. Подшипники тяжелых валов (диаметром до 1 м и более), для которых не изготовляют стандартные подшипники качения.

5. Подшипники, работающие в особых условиях (воде, агрессивных средах и т.п.), в которых подшипники качения неработоспособны.

6. Подшипники, воспринимающие ударные и вибрационные нагрузки, в которых используется демпфирующее свойство масляного слоя.

7. Подшипники дешевых тихоходных механизмов и некоторые другие.

Различные типы подшипников и их характеристики