Site Loader

Всё об усилителе JLH. Часть I — рождение легенды.

В последнее время наблюдается новая волна интереса радиолюбителей к усилителю Джона Линсли Худа (John Linsley-Hood, в народе JLH). Этот интерес подогревается интернет-магазинами и аукционами, где появились в большом количестве разные вариации этого усилителя как в виде готовых конструкций, так и в виде наборов для самостоятельной сборки. Не утихают обсуждения схемы и на форумах.

Но порой, аббревиатуру JLH вешают на конструкции, которые ничего общего с легендарным усилителем не имеют!

Давайте попробуем разобраться в особенностях схемотехники этого усилителя, его достоинствах и недостатках. Творение британца безусловно заслуживает отдельного внимания, так как схема разработанная в далёком 1969 году успешно дожила до наших дней, пережила несколько реинкарнаций и до сих пор будоражит умы истинных аудиофилов.

История этой схемы началась в далёком 1969 году. Первая публикация была в журнале «Wireless World». Ниже представлен её перевод:

В последнее время на страницах разных изданий было опубликовано множество схем транзисторных усилителей мощности. К сожалению большинство этих конструкций малопригодны для повторений, так как либо имеют устаревшую элементную базу (это писалось в 1969 году!), либо очень сложные по схемотехнике, либо имеют слишком высокую выходную мощность, которая совершенно не нужна для комфортного прослушивания музыки в обычной жилой комнате типовых размеров.

Поэтому появилась идея создать простой, но качественный усилитель с разумной выходной мощностью.

Выходная мощность и искажения.

Ввиду огромной популярности лампового усилителя Mullard «5-10» можно сделать вывод, что 10Вт (в одном канале) выходной мощности вполне достаточно для озвучивания жилой комнаты в разумных пределах. В стереосистеме, где используются два таких усилителя, с акустическими системами средней чувствительности уровень громкости получался даже больше необходимого.

Основы стандартов по гармоническим искажениям для усилителей мощности были заложены D. T. N. Williamson в его серии статей в 1947-1949 годах, в которых он пришёл к выводу, что уровень искажений для высококачественного звуковоспроизведения не должен превышать 0,1% при номинальной выходной мощности. Поскольку в ламповых усилителях основную долю искажений вносит выходной трансформатор, а современные транзисторные схемы позволяют избавиться от этого очень нелинейного элемента, то требования по искажениям можно несколько ужесточить и принять за необходимую величину в 0,05% при максимальной мощности в полосе частот 30Гц-20кГц. Выходная мощность также должна быть постоянная в этой полосе частот.

Схемотехника.

Тут мы пропустим описание популярных в те годы усилителей класса «В» и их недостатков.

Альтернативным  подходом в конструировании усилителей мощности является использование класса «А» для транзисторов выходного каскада. Это позволяет получить высокие характеристики при простоте конструкции и, как следствие, мы имеем лучшую симметрию плеч, снижение коммутационных искажений, меньшие тепловые искажения (хотя усилитель класса «А» всегда довольно теплый, температура его транзисторов гораздо стабильнее, чем усилителя класса «В»). Самым существенным недостатком класса «А» является низкий КПД и необходимость использования радиаторов больших размеров.

Однотактные каскады в классе «А» с резистивной нагрузкой самые низкоэффективные. Замена резистора на дроссель улучшает характеристики каскада, но теряется главное преимущество — отсутствие дорогостоящих, громоздких и нелинейных моточных элементов.  Поэтому оптимальным как в плане производительности, так и в плане упрощения конструкции будет двухтактный каскад с противофазным возбуждением, как показано на рисунке:

Такое включение транзисторов даёт очень низкие искажения даже без использования отрицательной обратной связи за счёт взаимной компенсации нелинейности характеристик транзисторов, плюс каскады имеют высокое входное и низкое выходное сопротивления, что обеспечивает близкое к оптимальному согласование каскадов.

Самое время дать слово другому фанату «горячих» усилителей. Хотя Нельсон Пасс (Nelson Pass) является приверженцем полевых транзисторов, он не оставил без внимания легендарный усилитель JLH, несмотря на то, что тот полностью выполнен на биполярных транзисторах. Вот что он написал в своей статье:

Усилитель Джона Линсли Худа даже спустя 30 лет восхищает простотой конструкции и великолепным качеством звучания.

Центром топологии является средний каскад на транзисторе n-p-n структуры, который выполняет роль фазоинвертора и управляет и верхним, и нижним плечами усилителя.

Упрощенная схема усилителя представлена на рисунке:

Входной сигнал подается на базу транзистора Q1, а с его коллектора усиленный и проинвертированный поступает на базу Q2, который и усиливает сигнал и формирует противофазные сигналы для выходного каскада, выполненного на транзисторах Q3 и Q4. Транзистор Q3 включен по схеме с ОЭ, поэтому обеспечивает усиление и тока и напряжения. Транзистор Q4 включен по схеме с ОК, поэтому работает как повторитель и усиливает только ток.

Резисторы R3-R5 формируют напряжения смещения для транзисторов, а резисторы R1-R2 формируют общую отрицательную обратную связь по току.

Транзистор Q2 является сердцем этой топологии и на мой взгляд это очень простое и элегантное решение для управления выходным каскадом.

Этот дизайн родился в эпоху, когда эра ламповых усилителей подходила к концу (по крайней мере так казалось). Радиоинженеры старались проектировать транзисторные усилители с высокой выходной мощностью и предельно низкими искажениями. Но такие усилители в большинстве своем были очень сложны и отличались большим количеством цепей отрицательных обратных связей.

Прошло уже 46 лет и прогресс не стоит на месте. И кто-то может воспринимать усилитель JLH как упражнения в минимализме…пока не послушает его. Вы будете удивлены качеством звучания этого усилителя, несмотря на довольно скромную выходную мощность (по нынешним меркам). Если у вас есть высокочувствительные акустические системы и вас устраивает стерео-вариант домашней системы, то усилитель JLH  в этой «номинации» будет в топовых позициях.

Этот усилитель имеет разумные характеристики (ничего сверхнизкого или запредельного), в конструкции нет элементов дороже 3$, но воспроизводит настоящую музыку. Его недостатки незаметны и он извлекает больше музыки из современных записей и даже из mp3. Я не могу назвать другой топологии того времени, которая работала бы также хорошо.

Заметим, что Нельсон Пасс как-то обошёл стороной ещё одну особенность этой  топологии. Как известно, биполярные транзисторы управляются током базы (в отличие от полевых, которые управляются напряжением на затворе). В усилителе JLH выходной ток предыдущего каскада является входным током для последующего. На рисунке вверху: весь коллекторный ток транзистора Q1 втекает в базу (является управляющим) транзистора Q2. Аналогично и в других каскадах.

Для внимательных читателей: резистор R3 является источником стабильного тока (в поздних вариантах усилителя этот резистор был заменен на активный источник тока), поэтому все изменения коллекторного тока транзистора Q2 непосредственно отражаются на базовом токе транзистора Q4. То есть мы имеем практически идеальные условия управления транзисторами.

Для самых внимательных читателей: да, в практической схеме этого усилителя вы увидите дополнительные резисторы в базовых цепях транзисторов. Но, если вы знаете закон Ома, то простой расчёт покажет, что ток через эти резисторы практически НЕ течёт, а нужны они для защитных целей и привязки потенциалов. Так что принцип токового управления не нарушается.

Но вернёмся к статье самого Джона Линсли Худа.

На рисунке представлена оригинальная принципиальная схема усилителя мощности для практической реализации (схема публикуется в том виде, в каком она была в журнале 1969 года):

Общее усиление схемы для типовых параметрах транзисторов составляет порядка 600 при разорванной цепи общей отрицательной обратной связи. При замкнутой цепи ОООС усиление определяется соотношением (R3 + R4) / R4 и для указанных на схеме номиналах составляет около 13. Таким образом глубина общей ООС этого усилителя составляет 34dB, а выходное сопротивление 160 мОм.

На звуковых частотах импеданс конденсатора С3 очень мал по сравнению с номиналом резистора R4, поэтому влиянием этого конденсатора можно пренебречь. Однако, для постоянного тока, благодаря конденсатору С3, усилитель оказывается охвачен 100% обратной связью, что способствует жесткой стабилизации режимов работы.

Элементы C1, R1,R2 образуют источник стабильного тока. Изменяя номиналы резисторов R1 и R2, можно регулировать ток покоя оконечного каскада усилителя и сделать его оптимальным под разное сопротивление нагрузки.

Резисторы R6 и R5 формируют напряжение смещения первого каскада. Регулировкой резистора R5 необходимо установить в точке «Х» напряжение равное половине от напряжения питания усилителя для получения максимальной выходной мощности.

Теперь, когда мы знаем и топологию, и принципиальную схему усилителя JLH, посмотрим какой суррогат выдают в Интернете за клон легендарного усилителя.

На одном относительно популярном радио-портале активно обсуждается конструкция усилителя для наушников почему-то названная «Green JLH». Вот принципиальная схема одного канала:

На всякий случай напомним топологию классического JLH: каскад с ОЭ — фазовращательный каскад — двухтактный каскад в классе «А». Всего три каскада охваченных общей ООС по току.

В усилителе «Green JLH» имеем: каскад с ОЭ — ещё один каскад с ОЭ (хотя фазу сигнала он тоже вращает, но зачем?) — однотактный повторитель на полевом транзисторе. 

Да — здесь тоже три каскада, да- здесь тоже общая ООС по току. Но каким боком это JLH??? И с чего он позеленел? Теперь ко всем трёхкаскадным усилителям надо лепить аббревиатуру «JLH»?

Автор пишет: «на нагрузке 32 Ом усилитель развивает амплитуду сигнала «. Но позвольте, на выходе практически всех современных источников сигнала (CD- и DVD-проигрывателей, DAC, звуковых карт компьютеров и т.д.) амплитуда сигнала и так составляет 2В. Что тогда делают в схеме два каскада с ОЭ, которые в теории должны усиливать напряжение? Похоже именно для устранения излишнего усиления автору пришлось увеличить глубину общей ООС.

Хотя можно было бы просто исключить каскад на транзисторе Q2. Тогда и тракт бы стал короче, и глубину ООС можно было бы уменьшить, что должно благоприятно сказаться на звучании. Но тогда бы пришлось по другому организовать цепь ООС и усилитель абсолютно не напоминал топологию JLH…

Стабильность, мощность и сопротивление нагрузки.

Кремниевые планарные  NPN транзисторы обладают отличными высокочастотными свойствами (напомним, что это пишет человек в 1969 года про транзисторы с граничной частотой усиления в 4 МГц!), что способствует хорошей стабильности при работе на реактивную нагрузку. Автору не удалось найти комбинацию значений емкости и индуктивности для нагрузки, которые бы привели к возбуждению усилителя. Чисто индуктивная нагрузка может стать причиной неустойчивости усилителя, для устранения которой, достаточно зашунтировать резистор R3 конденсатором небольшой ёмкости, чтобы ограничить полосу частот на ВЧ.

Схема усилителя с указанными значениями номиналов элементов может без проблем работать с нагрузкой сопротивлением от 3 до 15 Ом. Тем не менее, для получения максимальной эффективности имеет смысл подобрать некоторые элементы под конкретное сопротивление нагрузки. В этом поможет таблица:

По таблице вы можете в зависимости от сопротивления нагрузки (ZL) определить необходимые напряжение питания и ток покоя, номиналы элементов, а так же чувствительность усилителя (Vin).

На каждом транзисторе выходного каскада рассеивается мощность порядка 17Вт. Чтобы температурный режим транзисторов не выход за безопасные пределы, их необходимо установить на ребристые радиаторы с достаточной площадью охлаждающей поверхности. Да, это будут довольно большие и массивные радиаторы. Такова плата за класс «А», простоту схемы и высокое качество звучания.

При напряжении питания от 30В и выше выходные транзисторы TR1 и TR2 следует заменить на MJ481s , а транзистор  ТR3 на 2N1613.

Выходное сопротивление предварительного усилителя, используемого совместно с усилителем мощности JLH не должно превышать несколько килоОм, иначе потребуются дополнительные каскады для согласования, что удлинит усилительный тракт и увеличит искажения.

Подбор транзисторов.

Автор провёл ряд экспериментов, чтобы выяснить, как зависят характеристики усилителя от коэффициента передачи тока базы используемых транзисторов(h31э). Как и ожидалось, минимальные искажения были получены при использовании транзисторов с максимальным значением h31э и с подобранными транзисторами в выходном каскаде. Достойной замены (напомним, это было в  1969 года) найти  не удалось, но транзисторы разных производителей показали одинаковые результаты. Аналогично и для транзистора первого каскада — замена  2N4058 от Texas Instruments на 2N3906 от Motorola на характеристиках усилителя не сказалась.

Наибольшее влияние на коэффициент искажений усилителя оказывают транзисторы выходного каскада. В таблице представлены результаты экспериментов для транзисторов с разными коэффициентами передачи тока базы:

Увеличение по клику

Как видно из таблицы, искажения усилителя минимальны, когда коэффициенты передачи тока базы транзисторов выходного каскада равны и максимальны. Если нет возможности подобрать идентичные транзисторы, то для минимизации искажений транзистор с максимальным коэффициентом усиления следует использовать в качестве TR1 (сравните строки 2- 3 и 4-5). В строке 6 приведены результаты для транзисторов 2S034 от Texas Instruments. Как видим, тип транзисторов не так критичен, как их коэффициент передачи тока базы.

Кстати, легко и с высокой точностью подобрать пары транзисторов для выходного каскада вы можете с помощью нашего прибора. Китайский тестер рассчитан на маломощные транзисторы и здесь не подходит.

Измерения показали, что до ограничения сигнала (то есть без перегрузки усилителя) в спектре искажений доминирует вторая гармоника, как у ламповых усилителей.

Характеристики и звучание.

Конечно, сухие цифры не дадут представления о звучании этого усилителя. Но раз принято измерять и указывать технические   характеристики, то и мы не будем отступать от этого правила.

На рисунке представлена амплитудно частотная характеристика усилителя JLH. Как видно, зависимость абсолютно линейна в диапазоне частот 50Гц-95кГц.

На рисунке представлена зависимость выходной мощности усилителя от чатоты:

Зависимость коэффициента гармоник от частоты:

Небольшой подъём на низких частотах обусловлен влиянием конденсатора С3.

Зависимость искажений (на частоте 1 кГц) от выходной мощности усилителя:

Хотя характеристики и звучание усилителя не сильно коррелированы друг с другом, тем не менее, полученные графики вселяют надежду на качественный звук, не хуже чем у ламповых усилителей.

Всё познаётся в сравнении! Поэтому был устроен сравнительный тест усилителей. В качестве эталонного использовался ламповый усилитель «Williamson», который построил сам Джон Линсли Худ, не жалея средств (использовались только самые высококачественные комплектующие) и времени (настройка усилителя была выполнена самым тщательным образом). Контрольная группа слушателей не смогла выявить в «слепом» тесте явного лидера.

Тогда был устроен тест, в котором принимали участие шесть различных усилителей: промышленные и самодельные, ламповые и транзисторные, в классе «А» и в классе «В». Разумеется в тесте остались усилитель «Williamson» и JLH и оба оказались лучше, чем другие ламповые усилители, участвующие в тестах. При использовании «быстрой коммутации» (когда не приходилось перекручивать на клеммах провода от акустических систем) удалось выявить нюансы в звучании этих усилителей. При общей схожести у транзисторного усилителя JLH оказались лучше проработаны самые верхние частоты спектра.

В звучании усилителей класса «В» и класса «А» различия были более заметны. У усилителя JLH не только отсутствовала «жёсткость» в верхнем регистре, особенно заметная на звучании струнных инструментов, но и в целом звук был более «лёгким», открытым.

Конечно, усилитель JLH по габаритам, массе, КПД и выделению тепла сильно проигрывал усилителям класса «В», но по мнению автора, разница в их звучании того стоит!

Справедливости ради стоит отметить, что у хорошего усилителя класса «В» указанные недостатки не сильно заметны и выявляются только при прямом тестировании усилителей, что называется «лоб  в лоб».

Продолжение следует…

Похожие статьи:

  • Всё об усилителе JLH. Часть IV — немного эзотерики.
  • Всё об усилителе JLH. Часть VI — Правильное питание — залог здоровья!
  • Всё об усилителе JLH. Часть II — после сборки обработать напильником.
  • Всё об усилителе JLH. Часть V — продолжение следует?
  • Всё об усилителе JLH. Часть III — второе пришествие.

Усилитель JLH 2005, 30W — Kit-Amp

За прошедшие 50 лет прогресс в электронной промышленности ушел далеко вперед. А вот про технику для воспроизведения звука такого сказать нельзя. За почти сто лет с момента изобретения электронного усилительного прибора – лампы, а за ней транзистора, вдруг выяснилось, что лучшее звучание имеют простые схемотехнические решения, известные уже много лет. И никакими современными технологическими изысками качество звучания почему-то не улучшается.
Дизайн усилителя JLH родился в то время, когда эра усилителей на лампах близилась к своему завершению, транзисторы быстро вытеснили электровакуумные приборы практически из всех областей электроники.

Не избежала этой участи и звуковая техника. Инженеры начали проектировать транзисторные усилители с оглядкой в первую очередь на параметры: высокую выходную мощность и предельно низкие искажения. Их разработки в большинстве своем были крайне сложны и отличались от ламповых схем применением многочисленных и глубоких обратных связей. А это, как в последствии выяснилось, качества звуку совсем не добавило.
Вся идеология построения усилителя Джона Ли Худа подчиняется идее минимализма, в ней нет ничего лишнего…
Со временем знаменитая схема усилителя мощности Джона Линсли Худа, несколько раз модернизировалась как самим автором, так и тысячами его последователей. Что интересно, несмотря на зрелый возраст и огромное количество других усилителей эта разработка прекрасно дожила до наших дней и сейчас пребывает на пике своей популярности.
В 2003 году друг Джона Линсли Худа классический музыкант – пианист, аудиофил и истинный радиолюбитель Тим Берн провел большую работу по модернизации конструкции усилителя мощности JLH-1969 и JLH- 1996. Идея доработки: Увеличить выходную мощность, перевести усилитель на современную элементную базу, улучшить параметры и температурную стабильность, и по возможности – улучшить звучание.
В результате получился усилитель мощности JLH-2005. Плюсом схемы 2005 года является возможность снять бОльшую мощность и отсутствие на выходе электролита. В минус несколько более сложный БП и
желательное наличие защиты АС от постоянного напряжения.
Применение оригинальных и качественных компонентов позволяет добиться того самого, «живого» звука, за который ценят данный усилитель. Отличием данного, конкретного модуля от подобных решений является продуманная топология печатной платы плюс небольшие доработки, призванные уменьшить влияние блока питания на уровень шума на выходе. Таким образом, модуль адаптирован для работы с нестабилизированным блоком питания, при работе с которым, фон в акустике полностью отсутствует. Практически все резисторы металлопленочного исполнения, мощностью 1Вт, что добавляет надежности устройству.

Настройка усилителя очень проста и сводится к:
1. Регулировке тока покоя (рекомендуется около 1,2А) с помощью много оборотистого потенциометра “quiescent current”, при этом вход должен быть замкнут;
2. Регулировке «0» на выходе усилителя. Выставляется с помощью много оборотистого потенциометра “ output voltage”
После регулировки тока покоя, при сборке законченного, стационарного усилителя, можно повысить уровень надежности, заменив подстроечный потенциометр резистором мощностью 1Вт с эквивалентным сопротивлением.
Для пассивного охлаждения при напряжении питания близкого к максимальному требуется радиатор не менее 2500кв.см
Звучит усилитель очень натурально и прозрачно на любой громкости в пределах 25 Вт своей мощности.
Модуль можно рекомендовать для построения высококачественного усилителя средней мощности , а также для ознакомления с «чистым» классом А.
Усилитель собран на 2 квазикомплементарных выходных транзисторах 2SC5200 TOSHIBA
Под заказ есть возможность собрать данный усилитель со следующими выходными транзисторами:
TTC5200 — TOSHIBA
2SC3281 — TOSHIBA (Демонтаж, разные партии)
MJL21194 — MOTOROLA
FJL4315 — MOTOROLA
NJW0281 — MOTOROLA

Измерения
Напряжение питания двухполярное-28В. ..0…+28В
Нагрузка4 Ом
Мощность максимальная, Вт30
Мощность при тестировании, Вт
9
Ток покоя3A
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ+0.01, -0.06
Уровень шума, дБ (А)-106,7
Динамические диапазон, дБ (А)106,7
Гармонические искажения, %0,0660
Гармонические искажения + шум, дБ(A)-70.5
Интермодуляционные искажения + шум, %0,0660
Интермодуляции на 10 кГц, %0,0630
Страница Измерений


Общие характеристики
Вес, кг0,073
Выходные транзисторы2SC5200
Класс усилителяA
Количество каналовmono
Напряжение питания, максимальное (двухполярное/постоянное) DC25V
Напряжение питания, минимальное (двухполярное/постоянное) DC15V
Размер модуля ДхШхВ, мм35x100x35

Ваше имя

Ваш отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.

Рейтинг     Плохо           Хорошо

Captcha

Enter the code in the box below

JLH 1969, проверка усилителя. Характеристики Измерение


Тестовое устройство Усилитель JLH 1969
Режим выборки 24 бита, 48 кГц
Интерфейс Э-МУ1616м
Тестовая цепь E-MU1616m>Усилитель JLH 1969>E-MU1616m
Постоянное напряжение постоянного тока 25В
Сопротивление нагрузке 4 Ом
Испытательная мощность 3W
Максимальная мощность 10 Вт
Выходные транзисторы 2SC5200 ТОШИБА
Ток покоя
   
   
Фильтр 20 Гц — 20 кГц НА
Нормализация амплитуды НА
Изменение уровня -0,3 дБ / -0,3 дБ
Монорежим НА
Калибровочный сигнал, Гц 1000
Полярность правильно/правильно
Сводка
Частотная характеристика (от 40 Гц до 15 кГц), дБ

+0,02, -0,32

Очень хорошо

Уровень шума, дБ(А)

-109,4

Отлично

Динамический диапазон, дБ(А)

-109,4

Отлично

КНИ, %

0,044

Хороший

КНИ + шум, дБ(А)

-64,8

В среднем

ИМД + шум, %

0,042

Хороший

ИМД на частоте 10 кГц, %

0,039

Хороший

Общее исполнение

 

Очень хорошо

Частотная характеристика
 

Левый

Справа

От 20 Гц до 20 кГц, дБ

-1,13, +0,02

-1,13, +0,02

От 40 Гц до 15 кГц, дБ

-0,32, +0,02

-0,32, +0,02

Уровень шума
 

Левый

Справа

Среднеквадратическая мощность, дБ

-106,6

-106,6

Среднеквадратичная мощность (А-взвешенная), дБ

-109,4

-109,4

Пиковый уровень, дБ полной шкалы

-90,1

-90,1

Смещение постоянного тока, %

-0,0

-0,0

Динамический диапазон
 

Левый

Справа

Динамический диапазон, дБ

+106,4

+106,4

Динамический диапазон (А-взвешенный), дБ

+109. 1

+109.1

Смещение постоянного тока, %

+0,00

-0,00

КНИ + шум (при -3 дБ полной шкалы)
 

Левый

Правый

КНИ, %

0,04410

0,04410

КНИ + шум, %

0,04410

0,04410

THD + шум (A-взвешенный), %

0,05749

0,05749

Интермодуляционные искажения
 

Левый

Справа

ИМД + шум, %

0,04191

0,04191

ИМД + шум (А-взвешенный), %

0,02496

0,02496

IMD (развертка тонов)
 

Левый

Справа

Интермодуляционные искажения + шум при 5000 Гц,

0,04857

0,04857

Интермодуляционные искажения + шум при 10000 Гц,

0,03401

0,03401

Интермодуляционные искажения + шум при 15000 Гц,

0,03461

0,03461

Выводы
  Классический случай, когда измерения о звуке практически ничего не могут сказать. Тем не менее в полученном Характеристики есть что обсудить: Оригинальная конструкция была взята за основу конструкции этого усилителя. Схема JLH 1969 года и переведена на современную элементную базу. Кроме того, внесены изменения в схему и улучшения для снижения шума и фона, в результате чего уровень шума стал рекордно низким -1090,4 дБ. Данная доработка позволяет отказаться от стабилизированного питания и для нормальной работы усилитель, достаточно обычного блока питания — диодный мост + сглаживающие конденсаторы 20000 мкФ, с соблюдением единственного правила для всех усилителей с трансформаторным питанием — максимально возможное расстояние от трансформатора до усилителя.

Правильно разведенная и спроектированная печатная плата, сверхкомпактная и минимально возможной длины дорожек позволяет использовать такие быстродействующие транзисторы как 2SC5200 абсолютно стабильно и без каких-либо возбуждение.

Использование только качественных комплектующих, включая оригинальные транзисторы всех каскадов и Резисторы мощностью 1 Вт обеспечивают надежность и долговечность модуля при условии его правильной эксплуатации и хорошего охлаждения.

Из-за малой мощности этого усилителя — 10 Вт создавался небольшой «завал» АЧХ от 50 Гц и ниже, так что задержать перегрузку НЧ. Нужно понимать, что 10 ватт, даже если честно, это не «басовая» мощность.

Что касается гармонических искажений, то преобладающая вторая гармоника на уровне -65дБ является скорее фирменной почерк усилителя, за который его так любят несколько поколений любителей качественного звука.

Резюме: все положительные отзывы об этом усилителе JLH 1969 соответствуют действительности. Легкий и кристально чистый (при правильном источнике) звук сразу выделяется на фоне других усилителей даже без сравнения «недвусмысленно». При этом нужно помнить, что это чистый А класс и при выходной мощности 2х10Вт усилитель будет потреблять от сети 100-150Вт (в зависимости от тока покоя) и главное чтобы радиатор был не прилично большой размер для пассивного охлаждения — около 3000 кв.см. на канал.

Этот усилитель можно рекомендовать для качественной полочной акустики с вуфером до 16см и широкополосные акустические системы. Купить усилитель можно в нашем магазине kit-amp.com. Также JLH 1969 можно рекомендовать в качестве драйвера твитера/среднечастотника в системах Bi-amping и Tri-amping в номера с кондиционером и если счета за электроэнергию не так важны. Раскройте потенциал усилителя возможно только при использовании источника сигнала и акустики достаточно высокого уровня

John Linsley-Hood 1969 Class A Amplifier aka Nobsound NS-02g

Original JLh2969 Class A amp schematic

The John Linsley-Hood 1969 Class A amplifier circuit is классическая полупроводниковая конструкция, тщательно изученная аудиодизайнерами. Даже великий Нельсон Пасс вновь обратился к этой схеме, когда приступил к разработке маломощных усилителей.

Он был описан как один из самых 9Лампа 0611 звучит как твердотельный усилитель , что неудивительно, поскольку Джон Линсли-Худ ссылался на ламповые усилители. Вот ссылка на статью 1969 года, опубликованную Wireless World.

Так как в глубине души я занимаюсь своими руками, я изначально рассматривал возможность покупки пары этих печатных плат на eBay. Но когда я заметил встроенный блок за 170 долларов США за доставку, я подсчитал, что к тому времени, когда я учел стоимость силового трансформатора и массивного корпуса с радиатором, идти по пути «сделай сам» не казалось разумным или экономически неэффективным.

Клон JLH 1969 класса A, который я получил, имеет марку Nobsound NS-02g, но я видел такое же шасси и кишки в серебре или золоте с логотипом Krell !


Он очень компактный — чуть более 13 дюймов в ширину, 8,25 дюймов в глубину и 3 дюйма в высоту — но весит 12 фунтов из-за массивного шасси, массивных радиаторов и силового трансформатора. Дискретные компоненты . Входное сопротивление задается Alps Blue Velvet Логарифмический потенциометр 10 кОм. В этом усилителе нет интегральных схем, только пара пар транзисторов, горсть резисторов и конденсаторов + много медного провода, намотанного на тороидальный трансформатор. Это настоящий дизайн класса А конца 60-х годов, построенный в конце второго десятилетия 21 века.

Когда я впервые включил усилитель, я услышал жужжание, когда регулятор входного уровня был на максимуме. Я проследил это до розетки IEC, которая не была заземлена. Привязав центральный штырек (провод с зеленой тканевой изоляцией) к земле, позаботился о гудении.


!!!ВНИМАНИЕ!!!


Напряжение в этой цепи потенциально опасно для жизни! Действуйте на свой страх и риск!

Настройка и регулировка

ПРИМЕЧАНИЕ: Красный щуп к контрольной точке, черный щуп к массе шасси
Idle Current

Из коробки усилитель звучал приятно, но я не услышал ничего волшебного. Я с подозрением отнесся к скудному потреблению переменного тока 0,5 А при напряжении 120 В, которое я контролировал на своем GenRad Variac. Поэтому снял верхнюю крышку, чтобы изучить схему и определить назначение двух потенциометров на плате каждого канала.

Регулятор ближе к середине печатной платы предназначен для регулировки тока холостого хода. Поскольку у меня не было руководства и я не смог найти его в Интернете, я воспользовался этим видео сборщиком комплектных усилителей JLH класса A 1969 года. Его печатная плата выглядела достаточно похожей, поэтому нужно правильное напряжение. ближе к 20 В (?). Я измерил 26,5 В и 26,2 В на своем блоке. Поэтому я повернул потенциометр по часовой стрелке, пока не получил около 24 вольт постоянного тока на обоих каналах. Потребление переменного тока теперь превысило 1 ампер, и я начал ощущать тепло, исходящее от шасси.

Баланс переменного тока

Следующим шагом была настройка баланса переменного тока. Я нагрузил выход каждого канала проволочным резистором 8 Ом, 20 Вт, а затем подал синусоиду 1 кГц на входные разъемы. Я отрегулировал потенциометры баланса переменного тока на обоих каналах, внимательно наблюдая за поведением отсечения для лучшей симметрии — обе фазы трассы должны «выравниваться» одновременно.


Настройка тока холостого хода
137℉ @ радиатор

Я еще раз проверил ток холостого хода и прислушался. 26 В давали почти 10 Вт на канал на стенде, но я чувствовал, что звук может быть слаще. При напряжении 21,5 В усилитель звучал превосходно. Но шасси работало физически слишком жарко. Просто чтобы быть консервативным, я немного отступил и на самом деле нашел золотую середину между 22 В и 24 В. Я также позаботился о том, чтобы вокруг усилителя всегда была достаточная вентиляция.

На испытательном стенде

Верхняя трасса = генератор сигналов

Bottom trace = amp output

100Hz
1kHz
10kHz

Не идеальные, но красивые и чистые прямоугольные волны полувековой твердотельной конструкции

Входная чувствительность = 0,25 В (среднеквадратичное значение) > ~ 6,8 Вт на канал (среднеквадратичное значение) при нагрузке 8 Ом с обоими задействованными каналами

Твики

Небольшие блики в верхней части среднего диапазона были уменьшены, когда я обошёл входные конденсаторы 2,2 мкФ с помощью PIO с витамином Q «Hyrel» на 0,47 мкФ и выходные конденсаторы на 2500 мкФ с KBG на 10 мкФ. Перед сборкой я также заменил красные светодиодные индикаторы на синие светодиоды. Гораздо легче для глаз, особенно в тускло освещенной комнате.

Усилитель-клон Nobsound провел большую часть своего времени в системе выше, управляя парой Altec 755C в кабинетах 618, а также парой умеренно эффективных Radio Shack LX4. Я также слушал его в основной системе, управляя Altec 2-полосным. В обоих случаях он никогда не переставал звучать сладко, без усталости, с ламповым звучанием.0611, как и , качество и глубина средних частот, может быть, не самый плотный бас, но четкость хорошая + воздушные верха.

Единственный раз, когда он выдал свою твердотельную идентичность, был, когда я включил LP Симфонии № 11 Шостаковича в основной системе. Во время оркестровых пиков он входил в неприятные клиппинги, как типичный полупроводниковый усилитель. Может быть, от усилителя класса А со среднеквадратичной мощностью 7 Вт на сторону требовалось слишком много, чтобы справиться с нагрузкой 16 Ом, представленной двухполосным усилителем Altec? Однако с той же частью и той же акустической системой мой стереофонический SE2A3dx мощностью 4 Вт на канал с Tango NY15s перешел в перегрузку с изяществом и самообладанием при аналогичном уровне звукового давления.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *