Схема трехполосного лампового УМЗЧ Г. Мудрецова на 6Н1П, 6П14П
Свою схему трехполосного высококачественного УМЗЧ Г. Мудрецов (МРБ-1974) предварил пространными рассуждениями о необходимости разделения частот на каналы. В одних усилителях это разделение осуществляется на выходе: усилитель усиливает всю полосу частот, а на две полосы сигнал разделяется только громкоговорителями. В других усилителях разделение происходит на входе или перед оконечным каскадом.
Когда усиление разделено на несколько полос, низшие частоты усиливаются одним каналом усиления, высшие — другим. В этом случае даже при нелинейных искажениях на выходе каждого канала наиболее вредных комбинационных частот не возникнет.
При разделении частот на выходе усилителя уменьшаются только комбинационные частоты, возникающие в громкоговорителях, а искажения, созданные усилителем, полностью остаются. Поэтому разделение частотного диапазона на входе усилителя дает более высокое качество звучания, так как уменьшаются комбинационные частоты, возникшие не только в громкоговорителе, но и в усилителе.
Применение нескольких громкоговорителей уменьшает искажения, вызванные эффектом Доплера. При воспроизведении одним громкоговорителем одновременно низших и высших частот сигнала диффузор медленно колеблется с большой амплитудой на низших частотах и в то же время совершает быстрые колебания с мало амплитудной на высших частотах. Высокочастотное звучание по частоте оказывается промодулированным низкочастотным. Подобная частотная модуляция воспринимается на слух подобно нелинейным искажениям.
Многополосные системы воспроизведения звука эффективно уменьшают наиболее вредные виды искажений — комбинационные частоты и частотную модуляцию от эффекта Доплера в громкоговорителях.
При трехполосном усилении отпадает необходимость в особом регуляторе тона; регулировка частотной характеристики в широких пределах осуществляется обычным регулятором усиления на входе низкочастотного и высокочастотного каналов. Отсутствие отдельного регулятора тона заметно упрощает схему. По сравнению с двухполосным усилителем, у которого оба канала имеют одинаковую мощность и одинаково высокое качество воспроизведения, в трехполосном добавлены всего два каскада канала высших частот. Высокое качество воспроизведения, удобство регулировки при незначительном усложнении — таковы преимущества трехполосного усилителя.
Принципиальная схема трехполосного усилителя приведена на рис.53. Первый каскад усиления, выполненный на левой (по схеме) половине лампы Л1, о6щкй для всех трех каналов; он усиливает всю полосу частот. После него происходит разделение диапазона усиливаемых частот на три полосы. Частота разделения каналов низших и средних частот 300 Гц, средних и высших — 2500 Гц.
В канале высших звуковых частот (лампы Л2 и Л3) для ослабления низших и средних частот переходные конденсаторы С1 и С3, а также конденсатор в цепи смещения первого каскада С2 имеют емкость значительно меньше обычной величины. Оконечный и предоконечный каскады охвачены отрицательной обратной связью, напряжение которой подается в цепь катода второго каскада.
Канал средних частот имеет два каскада усиления напряжения, выполненных на правой половине лампы Л1 и лампе Л4 и двухтактный оконечный каскад на лампах Л5 и Л6. Цепь частотного разделения имеет здесь наиболее сложную задачу: необходимо ослабить низшие и высшие частоты при хорошем усилении средних частот. Ослабление низших частот достигается за счет уменьшения емкости переходных конденсаторов С11 и С14 и конденсатора цепи смещения C13, т. е. такими же средствами, как в канале высших частот, но емкости конденсаторов здесь больше.
Может показаться, что при такой схеме обратная связь будет действовать только на правый триод лампы Л4. Однако это не так. Правый и левый триоды лампы Л4 включены совершенно симметрично. На сетку левого триода подается прямой сигнал; из-за сопротивления связи между каскадами он действует и на сетку правого триода. Глубина обратной связи зависит от соотношения величин сопротивлений R22 и R24.Конденсатор С20 предотвращает возникновение высокочастотной генерации. Для подъема низших и высших частот усиление среднечастотного канала в несколько раз занижено делителем напряжения R14, R15. Чем больше ослабление этого делителя, тем выше может быть относительный подъем частотной характеристики в области высших и низших частот.
Обозначение на схеме | Количество витков | Марка и диаметр провода, мм | Сердечник | |
Тр1 | ||||
I | 1500 | ПЭЛ | 0.14 | Ш-12х12 |
II | 41 | ПЭЛ | 0,74 | |
ТР2 | ||||
I | 1000х2 | ПЭЛ | 0.14 | Ш-16х24 |
II | 40+5 | ПЭЛ | 0,74 | |
ТР3 | ||||
I | 1500х2 | ПЭЛ | 0.14 | Ш-20х30 |
I | 45+45 | ПЭЛ | 0,74 | |
Тр4 | ||||
I | 286 | ПЭЛ | 0,68 | Ш-25х64 |
II | 44 | ПЭЛ | 0,68 | |
III | 285 | ПЭЛ | 0,68 | |
IV | 44 | ПЭЛ | 0. 68 | |
V | 600 | ПЭЛ | 0,41 | |
VI | 18 | ПЭЛ | 2,1 | |
Др1 | 1200 | ПЭЛ | 0,34 | Ш-16х 24 |
Канал низших частот выполнен по аналогичной схеме, за исключением цепи частотного разделения. Для ослабления высших и средних частот в первом каскаде канала (лампа Л7а) введена отрицательная обратная связь, напряжение которой подается с анода на сетку лампы Л7а через конденсаторы С23, С24, С22. Кроме того, вход второго каскада (лампа Л8а) зашунтирован конденсатором С28.
Выпрямитель (рис.54) имеет фильтр для оконечных каскадов низших и средних частот и всех остальных каскадов усиления.
Детали усилителя расположены на монтажных платах (рис.55). Данные трансформаторов и дросселей приведены в таблице.
Источник: Радиоаматор 1999.
Типы и мощности усилителей для трёхполосного активного усиления — Усилители, Лампы, Трансформаторы
wizard
AUDIO Team
- #21
andrejro написал(а):
Что хотелось бы узнать от вас? … взять вашу старую схему и облегчить её, выкинув регуляторы тембра, баланса, фильтра частот. И заменить (может запараллелить) лампу 6-п-14п на более мощную работающую в однотакте. В изменении схем я не силён, то что нарисовано соберу, а вот с настройкой уже будут проблемы (недостаток опыта). То есть схему упростить для достижения лучшего качества на этой элементной базе. Она и так достаточно Технологична (одинаковое анодное, и накал) и усилив достоинства убрать недостатки.
Нажмите для раскрытия…
«Облегчить» мою схему, конечно, можно. Но не нужно. Это было приемлемо 30 лет назад. Сейчас — это нонсенс. Оставшаяся после «облегчения» часть схемы — это просто три отдельных традиционных усилителя, которым несть числа в любом справочнике радиолюбителя.:sad:
ТОГДА, в условиях абсолютного дефицита, такой усилитель имел смысл и цель победить своим качество те, что продавались в «Берёзках».
Поэтому, если уж так хочется продолжить многополосные изЫски, то просто возьмите ЛЮБЫЕ нравящиеся Вам схемы усилителей на конкретных симпатичных Вам лампах. Их полно в Инете и на Портале, в частности. Лучше, если ВСЕ эти усилители будут схемно одинаковые и, максимум, двухкаскадные.
Например, РР-усилитель для НЧ (хотя в Вашем случае можно и все усилители применить однотактные) и два SE-усилителя для СЧ и ВЧ.
Питание каждого из них лучше сделать индивидуальным — это проще с регулировкой режимов, они не будут влиять друг на друга, что даже у опытных рукоделов вызывает некоторые трудности. Первоначальное усложнение работ окупится эксплуатационными удобствами.
Для простоты изготовления и, особенно, регулировки, рекомендую сделать простенький (без кокетства!) Триумвират. Схема опубликована. Он даже в одноканальном варианте будет работать лучше любого трехполосника, ГАРАНТИРУЮ. 🙂 (А теперь на минутку представьте, что таких усилителей Вам нужно ШЕСТЬ!!!). 😯
Как вы относитесь к гибридным усилителям с лампой на входе?
Нажмите для раскрытия…
С уважением, но без пиетета. Удобно, когда автомобиль не только ездит, но плавает и летает.
(Моё мнение можно не принимать в расчёт, поскольку внутри меня сидит ТОЛЬКО ХАЙЭНДНЫЙ «камертон» звука). 🙄
Говорят есть 6-канальные киношные ламповые уси, или это сказка?
Нажмите для раскрытия…
Тоже слышал об этом. Например, Губин делает так: берёт несколько автономных своих усилителей и объединяет их в стойке.
(Примерно так я и рекомендую Вам сделать трёхполосную систему, если так хочется именно многополоску. Но, по-прежнему, ОЧЕНЬ не рекомендую её делать). 😯
Кажется, ещё и Грибанов (Нейчурал) делает (делал) ламповые многоканальники.
Разумеется, если таким конструкциям приделать на входе фильтры, то получатся многополосные (вместо многоканальных) усилители.
А регуляторы громкости каналов — это и будут регуляторы тембра.
Так и у моей схемы сделано. Без, хотя бы, подстройки по уровню сигнала Вам не обойтись. Лучше такие регуляторы сделать дискретными, чтобы всегда было можно вернуться в КОНКРЕТНУЮ точку. С потенциометром это не получится, даже при наличии какой-то шкалы — неточность установки будет всегда.
С высоты вашего опыта…
Нажмите для раскрытия…
Среди такого количества компонентов — разных пространственно разнесённых динамиков, усилителей, кабелей их соединяющих, без специальных знаний, без специального измерительного оборудования, только на слух…!?:sad: Число сочетаний и перестановок столь велико, что никакой продолжительности жизни не хватит.
Выход из замкнутого круга — активные мониторы, сделанные СПЕЦИАЛИСТАМИ.
Там — и многополосное усиление, и цвет можно подобрать (один, пардон, два черных ящика).Нажмите для раскрытия…
Из того, что мне доводилось слышать на Росхайэнде, рекомендовать что-то точно не могу. Но опять же с МОИХ позиций понимания ХАЙЭНДНОГО звука.
Повторюсь, но… Двухполосные «никакие» АС от моего кухонного микроСониевского центра, будучи установленными в комнату прослушивания и подключёнными в хайэндный-таки тракт, давали прекрасный саундстейдж, чего в родном включении от них получить принципиально невозможно. Вот, в родном включении они работают примерно так, как многополосные системы звукоусиления — спутанно, «расфазированно» и потому монофонично. ИМХО несколько утрированно для полемического эффекта. Вот это я и стремлюсь «донести» до сознания всех желающих понять.
Возжелай необходимого. Ниспошлется требуемое.
Ал.Д.
Местный
- #22
Двухполосные «никакие» АС от моего кухонного микроСониевского центра
врядли можно сравнивать со студийными мониторами.
Игорь Гапонов
Эксперт
- #23
Alex Torres написал(а):
Игорь, где водятся электростаты со 100 децибеллами?
Мне почему-то все время 82-85 попадаются…Нажмите для раскрытия…
Игорь Гапонов написал(а):
….для обеспечения и равного МАКСИМАЛЬНОГО воспроизводимого уровня… необходим УМ с мощностью 100W и более, со скормным таким давлением до 100дБ.
Нажмите для раскрытия…
Очевидно, чувствительность приводится «к 1 Ватту». Вы, наверное, говорите «82-85» именно о такой чувствительности? Думаю, вопрос исчерпан
(Но всё же. Для Вашего значения чувствительности 85дБ/Вт. До 100дБ давления не хватает 15. Что соответствует 5,2 кратному увеличению НАПРЯЖЕНИЯ, которое в свою очередь соответствует 27 кратному увеличению мощности на той же нагрузке, т.е. 27 Ваттам (в случае 82дБ/Вт- 54 Ватта). Обращаю внимание, что такие ШП-панели, как в Вашем примере, имеют площадь меньшую, меньший зазор, меньшую поляризацию и меньшее напряжение возбуждения для «1-го Ватта», чем в моём примере.)
Электричество дисциплинирует.
Архип
Member
- #24
andrejro: Рад, что смог Вам хоть чем-то помочь. Ну, и сам Автор статьи Вам ответил. Так, что выбирайте.
Если спаять по схеме можете — это уже хорошо. Тогда, для начала: не гонитесь за ваттами. Тем более, что стены как Вы пишите не метровые. В обычной квартире 2…3 Вт на канал при использованиии лампового усилителя достаточно.
Лампы ГМ-70, Г-807 да и ГУ-50 скажем так — достаточно «высоковольтны». Требуют большого анодного напряжения. Тут нужен опыт. Опять же — это силовой трансформатор с напряжением под 1 кВ!
Если всё же решитесь делать на лампах, то может лучше для начала сделать на 6V6-GT (наша 6П6С). Приятный, тёплый, чистый, домашний звук.
Ясный Сокол
Местный
- #25
Предлагаю сделать все без проходных конденсаторов в кроссовере.
Драйвер ламповый общий для НЧ и СЧ с низким Ri, например E55L в триоде, Ri=600 ом. Прямонакальные триоды с низкой крутизной и Ri=700-900 ом приветствуются. Нагрузка лампы — послед. резистор R плюс межкаскадный трансформатор. Например, R= 3 ком. Индуктнивость первички L относительно невелика, частота среза
f=(R+Ri)/(L*2*Pi) порядка 100-200 Гц, исходя и деления полосы НЧ-СЧ. Для подстройки частоты в небольших пределах резистор R проволочный переменный. Со вторички межкаскадника сигнал идет на второй ламповый каскад, либо транзисторный повторитель по вкусу (особенно с прямонакальным триодом в драйвере), на выходе — СЧ динамик подключен напрямую.
Замер спектра на макете с 6ж4 (спасибо Сергею Васянину), нагруженной так на дроссель с резистором показал очень неплохие результаты, гармоники порядка 1% лишь на самой НЧ и потом хорошо убывают с частотой, что и требуется, так как это СЧ звено.
НЧ звено подключается вторым межкаскадником на тот резистор, который между анодом и первым межкаскадником. Выхлоп полностью повторяет выхлоп СЧ канала для совпадения спектра гармоник.
Соответсветственно,
первый межкаскадник маленький, секционированный, имеет мало витков, низкую индуктивность рассеяния и высокую полосу до самых верхов (вспоминаем ПСН Макарова), низкую индуктивность первички.
Второй межкаскадник большой и пузатый, имеет высокую индуктивность. На индуктивнсоть рассеяния его нам почти наплевать, поэтому мотаем его без секционирования. Паразитные резонансы шунтируем резистором в первичке и вторичке + тонким проводом намотки.
Выгода — НЧ ГГ не имеет индуктивности, то есть его легко будет качать выходному каскаду.
Другой вариант — НЧ звено с отдельным обычным драйвером, но на выходе катушка индуктивности перед НЧ ГГ.
Третий упрощенный вариант — НЧ сигнал снимается через емкость с СЧ драйвера с анода до резистора, плюс катушка на выходе перед ГГ. Смысл — это сигнал НЧ, поэтому окраска емкостью не так важна до 100-200 Гц.
Это всего лишь идеи, требующие проверки.
С уважением, Александр
Alex Torres
Active member
- #26
А регуляторы громкости каналов — это и будут регуляторы тембра.
Нажмите для раскрытия…
Не будут.
Юрий Анатольевич, Вы как прямо никогда 3-х полоску не слушали
Как-то не верится….
Очевидно, чувствительность приводится «к 1 Ватту». Вы, наверное, говорите «82-85» именно о такой чувствительности? Думаю, вопрос исчерпан
Нажмите для раскрытия…
А, конечно. Если то была отдача при 100вт 100дб, то на 1вт как раз 80 и получится :ku)
А где все люди? Здесь еще кто-то остался?
Дак, ото-ж…
<—http://altor.sytes.net OR http://altor1.narod.ru—>
andrejro
Местный
- #27
Всем добрый вечер и спасибо за участие. Далее я снова задам вопросы. поскольку многое не понятно.
Сергееву Сергею большое спасибо, насколько я понял пассивные фильтры на входе немного занижают сигнал, но вносят меньше шума чем активные, тем паче что СЧ-ВЧ прут заметно сильнее НЧ. В будущем хочу ограничится для НЧ активный с обрезанием сверху, СЧ- обрезание только снизу если возможно, и ВЧ как и СЧ.
Игорю Гапонову отвечу только то, что электростаты «вещь в себе» на любителя, да и Мартины Логаны достаточно дороги, а изготовлять самостоятельно нужен опыт и немалый. Мне «бумажка» по шуршанию ближе к телу.
Юрию Макарову
«Облегчить» мою схему, конечно, можно. Но не нужно. Это было приемлемо 30 лет назад. Сейчас — это нонсенс. Оставшаяся после «облегчения» часть схемы — это просто три отдельных традиционных усилителя, которым несть числа в любом справочнике
радиолюбителя.
У вашей схемы есть несколько важных преимуществ: в ней есть сквозная логика, которая позволяет существовать «телу» и с одёжкой и без. Я думаю из всех регуляторов должны остатся только регуляторы громкости, а кроссовер вынесен в отдельный блок, поскольку скоро при использовании последних разработок в акустике он окажется ВООБЩЕ ненужным. лишним местом портящим и фазу и амплитуду исходного сигнала. Пассивные фильтры в акустике это вообще песня! Как кондёр на пищалку не подбирай, у него всегда будут диапазоны громкости где «играем», а где так-себе. Про размеры и нелинейность отставания фазы в катушке НЧ и говорить нечего, и надеятся,что в каком то диапазоне частот и громкости фаза совпадёт с собственной динамика мне лично фантазия не позволяет.
А вот ваша идея создания единого блока питания для одинаковых напряжений, но разных ламп мне очень нравится.
Повторюсь, я не ставлю своей задачей Хай- энд, нужна душа на каждый день, а она живёт в простых обыденных вещах, её и желательно раскрыть, а на «горизонты» мне плевать, всё одно там не буду. Вы для меня профессор, а я вечно ищущий студент, и если у вас есть схема для студента, то подкиньте пожалуйста ссылочку с вашим коментарием.
Всё моё увлечение акустикой жизнь подкинула, люди отдавали старьё с каждым разом всё круче и круче. и тренируясь на этом старье я понемногу стал понимать откуда берётся звук. К сожалению специального образования и опыта работы нет, но тяга к экпериментам не угасает с годами, наоборот начинаешь видеть много незаслуженно забытых классных вещей и решений.
Кстати очень понравилась идея о выносе выходника ближе к динамику в колонку(щит), сколько узлов рубится разом!!!
Ясному Соколу: если можно подкиньте ссылку на схему, надеюсь схему пойму быстрее чем описание. Всем ещё раз спасибо за участие, с уважением
Андрей
Прошу не считать ветераном, я ещё поживу…
Alex Torres
Active member
- #28
Сергееву Сергею большое спасибо, насколько я понял пассивные фильтры на входе немного занижают сигнал, но вносят меньше шума чем активные,
Нажмите для раскрытия…
Нет.
Шумы активных компонентов при таких уровнях сигналов пренебрежимо малы, и никакого воздействия на соотношение сигнал/шум не оказывают.
Важнее другое — вносимые ими погрешности в сигнал.
да и Мартины Логаны достаточно дороги,
Нажмите для раскрытия. ..
Не дороже обычной акустики приемлимого качества.
Только к сожалению у МЛ (и прочих электростатов) есть два больших недостатка — недолгоживучесть при повышенной влажности, и очень низкая чувствительность, что требует очень мощных усилителей.
Я думаю из всех регуляторов должны остатся только регуляторы громкости, а кроссовер вынесен в отдельный блок, поскольку скоро при использовании последних разработок в акустике он окажется ВООБЩЕ ненужным
Нажмите для раскрытия…
Каких именно разработок ?
P.S. и напоминаю еще раз — регуляторы грромкости полос — никоим образом не являются аналогом регулятора тембра. когдя я вдохносленый Юрием Макаровым и другими первый раз попробова многополосную систему, лет 30 назад, я тоже наступил на те же самые «грабли — думал оно как тембр будет. На практике — это возможно толко при фильтрах даже не 1-го а где-то 0.5-порядка (если такое реально), иначе при уменьшении громкости напрмер НЧ, кажется не как тембр уменьшили а как вообще НЧ все исчезли.
А где все люди? Здесь еще кто-то остался?
Дак, ото-ж…
<—http://altor.sytes.net OR http://altor1.narod.ru—>
wizard
AUDIO Team
- #29
В Выпуске №60 В помощь радиолюбителю за 1977 г. приведены результаты измерений выходных напряжений по каждой из полос для трёх положений регуляторов так называемого тембра.
Можно назвать эти регуляторы иначе, — подстроечными регуляторами усиления полОс, — но изменения в частотных пропорциях сигнала мне лично было прекрасно слышно в тогдашней моей виниловой системе.
Например, на частоте 30 Гц от номинального (!) до максимального уровня глубина регулировки составляла 20*log(3,5 / 1,5) = +7,36 дБ.
На частоте 10 кГц эта регулировка составляла +9,0 дБ.
Номинальный уровень выставлялся на слух при оптимальной громкости и при конкретных по чувствительности и числу излучателей. Короче, это полная анархия и волюнтаризм. 😯
У меня тогда были НХ403, 6ГД2, 8ГД1-РРЗ, 4ГД28, 2ГД36 и т.п.
Возможно, такая глубина регулировок невелика и недостаточна в конкретных каких-то случаях.
Других трёхполосных систем я не слушал, поэтому не могу оценить работу подстроечных регуляторов усиления полос в них.
Возжелай необходимого. Ниспошлется требуемое.
andrejro
Местный
- #30
Каких именно разработок ?
На ветке динамики AIE человек купивший НЧ динамик 18″ приводит и замер характеристики и свои впечатления от «саморежущегося» саба Дмитрия Рутковского. Учитывая, что его ШП как и других мастеров резать тоже особо нет нужды, осталось подождать создания пищали с самоограничением снизу. Вот тогда и встанет вопрос-а зачем и что резать то?
Юрию Макарову
Сейчас как раз эксплуатирую такую систему, и со всей анархией и волюнтаризмом достаточно быстро поставил тембры в «ноль». Достаточно громкостью на слух по уровню СЧ добавить ВЧ, затем плотность баса как получается достаточно слитное воспроизведение музыки (на мои уши). Поэтому зачем ставить, если потом это всё не пригодится? Понятно что выставить частотку по микрофону и анализатору гораздо точнее, но пока это недоступная роскошь, да и надо ли оно в быту?
Речь то идёт о том, что хочется в многополосном усилении прочувствовать преимущества ламп над транзюками, и сверхзадача покорения высот инженерной мысли не стоит (пока). С уважением
Андрей
Прошу не считать ветераном, я ещё поживу…
Сергей Банковский
Местный
- #31
Ясный Сокол написал(а):
Предлагаю сделать все без проходных конденсаторов в кроссовере.
Это всего лишь идеи, требующие проверки.
Нажмите для раскрытия…
. …….Александр!
Идеи c м.т.з. на правильном пути .
Предлагаю уточнить и конкретизировать некоторые отправные точки:
-драйверную ( первый каскад УМЗЧ) лампу Е55 заменить на ЕЛ84 Телефункен (пару штук я тебе доставлю), как вариант 6п14п, в триоде, поскольку это изначально ЭВП для звукового применения, ку тр.каскада в триодном включении ~ 16.
-на сч/вч выход также ЕЛ84, на НЧ ел34 (se / pp , возможность организации триодного или пентодного включения выходного каскада удовлетворит сторонников каждого из из них:ku) .Требуемая величина смещения позволит организовать хорошее согласование по уровням сигнала.
-поскольку я рассматриваю только вариант моно, то НЧ через С на SE EL34 с м.т.з. более предпочтителен.
-сч\вч выводим на 8″/10″ с подмагничиванием в ОЯ/щите/рупоре
-нч на динамик с Fs-20 Hz/ 95-98 дБ/1Вт/1м ОЯ/ФИ с широким портом.
-направления и типы проводников, иные эзотерические приемы легко вписываются в рассматриваемую концепцию:shock:
Ясный Сокол
Местный
- #32
andrejro написал(а):
Ясному Соколу: если можно подкиньте ссылку на схему, надеюсь схему пойму быстрее чем описание. Всем ещё раз спасибо за участие, с уважением
Нажмите для раскрытия…
Андрей, вот что я имел в виду.
С уважением, Александр
С уважением, Александр
Ясный Сокол
Местный
- #33
Сергей Банковский написал(а):
……..Александр!
Идеи c м.т.з. на правильном пути .
Предлагаю уточнить и конкретизировать некоторые отправные точки:
-драйверную ( первый каскад УМЗЧ) лампу Е55 заменить на ЕЛ84 Телефункен (пару штук я тебе доставлю), как вариант 6п14п, в триоде, поскольку это изначально ЭВП для звукового применения, ку тр.каскада в триодном включении ~ 16.Нажмите для раскрытия…
Спасибо, Сергей. Хорошо, давай обсудим.
Эта идея у меня бродит несколько лет. Я списывался с Сергем Васяниным, и он по моей просьбе измерил спектры искажений для входного каскада на примере 6ж4 в триоде с индуктивной и резистивной нагрузкой — в двух точках — на аноде и между резистором и дросселем. Но к сожалению, графики за давностью я сечйас найти не могу, может быть, у Сергея остались?
Также помню я послушал как звучит мой старый усилитель, с добавленным в анод 6ж4 промежуточным резистором. Лампа правда была не совсем в режиме из-за дополнительного резистора. Но не суть. Слушал я тогда фостекс FE207E, и мне это все очень понравилось, широкополосник звучал намного предпочтительней с отрезанным таким образом низом.
Ксати, обрати внимание, что добавление резистора в анод
режим работы лампы на НЧ. Без него (при той же индуктивности первички) перегрузка на НЧ больше.
С уважением, Александр
Игорь Гапонов
Эксперт
- #34
Ясный Сокол написал(а):
Андрей, вот что я имел в виду.
С уважением, АлександрНажмите для раскрытия…
Вторая схема- фонтастишь!
Но надо бы как-то УПТ по первому каскаду пришпандорить с нагрузкой на LR (R холодным концом в питании) скомпенсированной RC (R холодным концом в земле), чтоб полосы формировались через LR- без частотн. ограничений по низу, а через CR- без частотных огр. по верху. При этом каскад имеет чисто активное сопротивление- R. Трансформаторов совсем не надо, однако, появляется двухэтажное питание (по нижней полосе), что для настоящего индейца не проблема!
Преимущества «скомпенсированности»: настройка частоты среза фильтра МАЛО зависит от выходн. сопр. лампы, и нелинейщина от частоты не зависит. Но фильтрующего RLC Т-моста чего-то у меня навскидку не получается, а то совсем хорошо было бы.
Электричество дисциплинирует.
Александр Бокарёв
Местный
- #35
Не зная картины поведения динамиков , бессмысленно затевать постройку как активной трёхполоски, так и с пассивными фильтрами. Где делить- не знаем, что давить- не знаем, почему резать здесь а не выше- тоже.Набор фантазий и чужих заблуждений. Незнающий просит совета у такого же незнающего , так примерно обстоит дело. Прошу прощения за жёсткость и жестокость.
Усилители любые подойдут, можно50 W транзюк на нч и однотакт 5Wлампочный на сч-вч. Соотношение мощностей там как 100 на десять к одному.
wizard
AUDIO Team
- #36
andrejro написал(а):
Юрию Макарову
Сейчас как раз эксплуатирую такую систему, и со всей анархией и волюнтаризмом достаточно быстро поставил тембры в «ноль». Достаточно громкостью на слух по уровню СЧ добавить ВЧ, затем плотность баса как получается достаточно слитное воспроизведение музыки (на мои уши). Поэтому зачем ставить, если потом это всё не пригодится? Понятно что выставить частотку по микрофону и анализатору гораздо точнее, но пока это недоступная роскошь, да и надо ли оно в быту?
Речь то идёт о том, что хочется в многополосном усилении прочувствовать преимущества ламп над транзюками, и сверхзадача покорения высот инженерной мысли не стоит (пока). С уважениемНажмите для раскрытия…
Разумеется, на слух выставить «квазилинейку» (в пределах данной точности и гибкости регулирующих элементов) можно. И когда-то давно я так и делал тоже. И я полагаю, что это будет лучше даже, нежели посредством микрофона и анализатора.
И для решения тривиальной задачи простого прослушивания звуков музыки это самодостаточная система. Но ОЧЕНЬ не высшего уровня КАЧЕСТВА.
И демонстрация преимуществ лампового усиления перед транзисторным тоже может быть явлена достаточно легко. Хотя есть и другие мнения на этот счёт. 🙄
Но звучание правильно организованной системы многополосных ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ АС, даже с внутренними фильтрами, и с ОДНИМ широкополосным, но опять-таки правильным усилителем, — это нужно просто услышать один раз, чтобы навсегда отказаться от идеи традиционного полиампинга. Нынешнее в Мировом Времени ИМХО. 🙂
Я Вас не уговариваю — я просто предупреждаю.
Когда УСЛЫШУ (!!!) обратное — срочно вернусь в лоно полиампинга. («…А когда я вернусь?…») 🙁
Вот, Ясный Сокол, например, рисует многообещающую систему полиампинга. Хотелось бы дожить до прослушивания! Придётся срочно выводить все клеммы излучателей Монтаны наружу, минуя внутренние фильтры. 😯
Возжелай необходимого. Ниспошлется требуемое.
Александр Бокарёв
Местный
- #37
Юрий Анатольевич, можно скажу крамолу…..
И Моноампинг и полиампинг даст успех только при грамотной его реализации. И больше- ничего.
wizard
AUDIO Team
- #38
Александр Бокарёв написал(а):
Юрий Анатольевич, можно скажу крамолу…..
И Моноампинг и полиампинг даст успех только при грамотной его реализации. И больше- ничего.Нажмите для раскрытия…
Это не крамола — это ИСТИНА!
Термин «успех» для каждого слушателя очень разный в интерпретации.
Одна и та же АС с разными усилителями даёт «успех» разного «размера».
А с каким усилителем «успех» правильнее?!
Вчера демонстрировал Андрею Никитину (он оказался самым первым непредусмотенным слушателем) черновую работу М.Г.-2 на Монтану. Звуки музыки через М.Г.-2 и Триумвират очень по-разному показывают возможности одной и той же АС, источника, комнаты, системы питания и соединительных кабелей.
Понадобится не один месяц, чтобы выявить наилучшее их сочетание.
В полиампинге таких компонентов намного больше и задача приобретает нереальное требуемое время для её решения.
Возжелай необходимого. Ниспошлется требуемое.
Alex Torres
Active member
- #39
Придётся срочно выводить все клеммы излучателей Монтаны наружу, минуя внутренние фильтры.
Нажмите для раскрытия…
Юрий Анатольевич, да Вы бы хоть схему этих фильтров срисовали бы, сколько уже раз все просили….
А где все люди? Здесь еще кто-то остался?
Дак, ото-ж…
<—http://altor.sytes.net OR http://altor1.narod.ru—>
Игорь Гапонов
Эксперт
- #40
wizard написал(а):
….Вот, Ясный Сокол, например, рисует многообещающую систему полиампинга. Хотелось бы дожить до прослушивания! Придётся срочно выводить все клеммы излучателей Монтаны наружу, минуя внутренние фильтры. 😯
Нажмите для раскрытия…
Ага!!! задело?
Электричество дисциплинирует.
КОМПЛЕКТ Усилители и динамики
Однотактные триодные усилители
Статья Дарио Де Соуза Мело
Предварительный
Аудиоусилители A делятся на несколько типов, с основным Типы:
Ламповый несимметричный триод (SET)
Ламповый несимметричный OTL (без выходного трансформатора)
Ламповый двухтактный OTL (без выходного трансформатора)
Ламповый двухтактный
Транзисторный однотактный
Транзисторный двухтактный
Транзисторный цифровой
Однотактный гибридный
Двухтактный гибридный
Большинство из этих типов далее предлагаются в вариантах в зависимости от класса эксплуатации («Класс A», «Класс AB», «Класс D» и т. д.), а также с различными выходными лампами или транзисторами. занятые виды. С обратной связью или без, количество ступеней и с межкаскадными трансформаторами или без них. В случае однотактных ламповых усилителей одна выходная лампа или более могут быть подключены параллельно триоду с прямым нагревом (ДГТ) или нет. Прибавьте к этому тот факт, что усилители будут производиться в версиях: только силовые, интегрированные с активным или пассивным усилителем. предварительный усилитель, и у нас есть моно, стерео, три, четыре или более каналов для специальных приложений, таких как, например, домашний кинотеатр.
Сначала нельзя сказать, что какой-то тип лучше Другая. Просто посмотрите на несколько статей, которые появляются в специализированных журналах и интернет. Кроме того, личные обзоры, которые оправдывают каждый тип и его варианты аргументами, которые иногда достигают религиозного или фанатичного статуса. Вы просто не можете сомневаться в этих людях, поскольку они могут честно сообщать о том, что они слышат, в той музыке, которая им нравится, и в их расположение с их акустические системы , кабели, предварительный усилитель и внешний интерфейс (проигрыватель компакт-дисков, поворотный стол и др. ).
Как правило, самые известные дизайнеры аудиоусилителей в мире ламповых усилителей используются однотактные или двухтактные, с появлением OTL время от времени. Только недавно появились гибридные однотактные, однотактные OTL и однотактные транзисторы. вышли на поверхность. Это были новаторские усилия Нельсона Пасса (Pass Labs), которые создали первый коммерческий однотактный усилитель на транзисторах. Вероятно, именно Гилберт Йенг из Blue Circle создал первый коммерческий гибридный однотактный усилитель. усилитель мощности. Кроме того, выходной бестрансформаторный дизайн (OTL) принадлежит жителю Нью-Йорка Юлиусу. Футтерманн с его однотактным усилителем OTL, а также в некоторой степени Дэвиду Бернингу. Первый ламповый однотактный триодный усилитель был построен американским изобретателем (это должны знать все) Ли де Форестом в 1912.
Не так много лет назад на наиболее влиятельных аудиорынках по всему миру люди говорили только о ламповых двухтактных усилителях, а несколько преданных аудиофилов об OTL Футтерманн славы ламповых однотактных триодных усилителей, используемых лишь очень небольшой частью аудиофилов всего мира. Возможно, из-за того, что после Второй мировой войны экономика в некоторые страны компенсировали восстановление или покупку по низкой цене каждого имеющегося в распоряжении усилителя SET. везде. Во-первых, потому что они любят высокоэффективные экспоненциальные рупорные громкоговорители и во-вторых, из-за того, что американцы и британцы-аудиофилы просто переняли недавно появившуюся транзисторную шестерню и отпустить по очень низким ценам свои наборы трубок другим.
Немного истории
Примерно в 1750 году британский изобретатель сэр Уильям Уотсон и другие построили первый грубый трубообразный устройство. Стеклянная оболочка, содержащая как катод (эмиттер), так и анод.
(коллектор), но с откачкой только части воздуха. Сложные вакуумные насосы стали доступны только после
1912. До этого считалось, что прохождение электричества по трубке вызвано ионизацией или газовым разрядом. Тем не менее, эти первые лампы способствовали открытию катодных лучей. (1858) и рентгеновские лучи (1895).
После 1880 года американец Томас Алва Эдисон, работая над своей лампочкой, заметил странную вхождение. Он отметил, что темное пятно появилось на внутренней стеклянной стенке его ламп, когда использовалась угольная нить, и правильно предположил, что электрические частицы дрейфуют через лампочку и приземляются на стеклянную стенку. Это заставило его вставить в колбу металлическую пластину, смещенную с положительным потенциалом относительно нити накала. Эффект положительной пластины заключался в том, чтобы отводить частицы от стеклянной стенки. Это называлось «Эдисон эффект» и не мог объяснить, почему это произошло. Он все равно нашел ему практическое применение: запатентовал прибор как амперметр для измерения тока поток!
Поскольку Эдисон не видел далеко идущих последствий этого устройства, другим — в частности, британскому ученому Джону Амброузу Флемингу — была предоставлена возможность разработать дополнительные приложения для «эффекта Эдисона». Эксперименты Флеминга привели его в 1904 году к разработке лампового диода, способного обнаруживать беспроводные радиосигналы. Флеминг предположил, что, подключив антенну к положительной пластине, он сможет таким образом модулировать ток через трубку с помощью беспроводных сигналов. Это был первый практический пример радиоприемной трубки.
15 января -го 1907 года Ли де Форест пытался улучшить фламандский диод и запатентовал свой знаменитый Audion (первая когда-либо созданная звуковая лампа). Этот представляла собой трехэлектродную трубку, содержащую третий элемент, известный как сетка. В 1908 году Де Форест усовершенствовал сетку и переместил ее прямо на путь между катодом и анодом. Это нововведение считается одним из самых ценных в патентной литературе.
Как и итальянец Маркони, Форест планировал, что его новое устройство сыграет решающую роль в замене телеграфного кабеля беспроводной передачей данных. Идея мгновенного общения между континентами будоражила воображение Де Фореста как ничто другое. еще «Я рано решил, будь то черт или высокая вода, чтобы достичь завидного положения в почти нетронутой области, изобретя выдающиеся беспроводные приемо-передающие устройства», — сказал Де Форест. «Я предвидел, что беспроводная телефония в конечном итоге дополнит, если не вытеснит, телеграф, что человеческий голос и, возможно, музыка заменят проверенные временем точки и тире азбуки Морзе». Это были поистине пророческие слова!
В 1912 году Де Форест завершил свой ранний эксперимент с трехэлементной лампой в качестве усилителя с Усиление 42 дБ, которое привлекло большой интерес технических специалистов AT&T к использованию в качестве телефонного ретранслятора. В 1913 Де Форест выпустил стильный четырехламповый усилитель, который, как и его более ранний, был лишь научным курьезом из-за того, что трубки не были полностью исправен.
Дополнительные разработки ламп происходили быстрыми темпами по мере того, как все больше и больше воздуха, а вместе с ним и примесей, ограничивающих производительность, долговечность или и то, и другое, удалялось из последовательных конструкций трубок. Большой коммерческий интересы, признающие огромный потенциал трубки, и вскоре расширили свои значительные возможности. Гарольд Арнольд из Western Electric (к тому времени являвшейся дочерней компанией AT&T) и Ирвинг Ленгмюр из General Electric возглавили команды, которые вскоре сделали лампы жизнеспособными коммерческими продуктами. К 1915 Western Electric разработала лампу с очень долгим сроком службы 4000 часов! В частности, тип L, позже известный как 101B. Это было незадолго до того, как всерьез началась гонка за беспроводным приемом в домашних условиях.
Усилители, разработанные в это время, начали использоваться в качестве телефонной межконтинентальной линии. повторители. Их первое коммерческое приложение! Первая книга, посвященная теориям ламп, появилась в 1920 году и была опубликована старшим физиком-исследователем Western Electric Х. Дж. Ван дер. Бейл. Любопытно, что первая схема лампового двухтактного усилителя была разработана в том же году, что и однотактный триодный усилитель De Forest, 1912, и был работой исследователя Western Electric Э. Х. Колпитца. главный. Концепция уменьшения искажений с помощью обратной связи была предложена в 1922 году Х. С. Блэком. также В.Е. работник. В 1925 году Эдвард Келлог, один из изобретателей громкоговорителя с подвижной катушкой, опубликовал схему двухтактного лампового усилителя для управления своим изобретением, а в 1928 году еженедельный британский журнал Wireless World опубликовал интересный анализ двухтактной работы.
К этому времени американская компания Thordarson предложила к продаже несколько комплектов более мощных однотактных и двухтактных ламповых усилителей взамен встроенных усилителей продаваемых в то время домашних радиоприставок. Для этих же целей в то время предлагалась однотактная модель A7 компании Western Electric на триодах прямого накала с межкаскадными трансформаторами, усилителем (!!!) и специальным рупором. В начале 19В 30-х годах в театрах и кинотеатрах стали использовать усилители, чтобы увеличить громкость голоса диктора, чтобы достичь общественный. В больших домах использовались мощные десятиваттные двухтактные ламповые усилители! Маленькие предпочитали более чистый звук однотактной трехваттной лампы. усилители, такие как знаменитый WE 91A с выходом 300A и более поздние версии, теперь известный выход 300B трубка.
По мере того как театры и кинотеатры становились все больше, потребность в более мощных усилителях привела к поиску лучших двухтактных ламп. усилители и в 1934 У. Т. Кокинг опубликовал в Wireless World основополагающую статью «Высококачественное усиление» с новыми идеями и лучшей схемой лампового двухтактного усилителя. до этой даты, и это повлияло на D.T.N. Уильямсон опубликовать в 1947 году свою статью «Конструкция высококачественного усилителя», которая проложила путь к настоящим ламповым усилителям PP.
Новое открытие одностороннего
Триодные усилители
Японские аудиофилы (известные как аудиоманьяки) используют
Усилители SET уже давно. В шестидесятые годы Кей Икэда поделился хорошими новостями о компании Western Electric.
НАБОРЫ. В 1970 Нобу Шишидо опубликовал в журнале «Сделай сам» статью об однотактной схеме усилителя, использующей выходную лампу прямого нагрева 2А3, которую он назвал
Лофтин-Уайт. Позже, в 1972 году, Исаму Асано идет дальше, привлекая внимание к классическим усилителям на триодах, созданным до Второй мировой войны.
Жан Хирага из Франции опубликовал статью в журнале DIY L’Audiophile о другой однотактной выходной ламповой схеме 2A3 и несколько статей на эту тему, повлиявших на европейское аудиофильское сообщество отличными звуковыми результатами, о которых сообщил в том числе британец Питер Квортруп, который, в свою очередь, повлиял на американцев Денниса Хада, Дона Гербер, Рон Уэлборн, Херб Райхерт, Нори Комуро, Ральф Карстен, Дж. К. Моррисон, Джим Рикеттс, Стив Бергер, Линн Олсон и другие, чтобы начать проектировать и создавать свои собственные ламповые усилители.
Ностальгия Or Performance
В подавляющем большинстве отзывов об аудиошоу многие
журналисты считали ламповые конструкции лучшими звуковыми системами от
таких производителей, как Cary Audio, Art Audio, Wavelength Audio, Wawac и т.д. Это подтверждает мое подозрение, что SETs имеет
наибольший потенциал, в зависимости от громкоговорителя, с которым они работают, чтобы быть лучшими усилителями.
Исключением являются усилители SET мощностью более 60 Вт на канал, которые могут управлять громкоговорителями средней и высокой эффективности с
номинал импеданса 6 Ом, остальные должны быть подключены только к высоким
эффективность с акустическими системами с номинальным сопротивлением более 6 Ом. Лилипутские усилители SET
(от 0,5 до 3 Вт на канал) должны
использовать только громкоговорители мощностью 100 дБ/Вт/м с номинальным сопротивлением от 8 Ом и выше (обычно рупорная нагрузка
акустических систем), если мы хотим получить уровни звукового давления до 80 дБ в средних и средних помещениях (от 70 до 100 кв. футов).
Существует большое количество разнообразных усилителей SET, которые производятся и продаются в нескольких странах наряду со многими проектами, опубликованными в аудиожурналах DIY и в Интернете ( Glass Audio , Sound Practices , Mujjen to Jink , Construire HIFI , Audio Amateur , Musique et Technique , L’Audiophile и др.). Поскольку невозможно перечислить все усилители и схемы СЭТ, имеющиеся в мире, я не пытайтесь дать полный список, так как это может занять более 30 страниц. каталог сам по себе!
Почти каждый день я нахожу новые бренды, модели или проекты в журналах или на Интернет, которые подтверждают мою точку зрения, что в настоящее время они являются наиболее популярными из всех ламповых усилителей мудрыми меломанами, которые хотят получить максимально реалистичное воспроизведение звука. Комплекты варьируются от очень недорогих за 359 долларов до полностью собранного Audio Note Gaku-On за 292 500 долларов. Гаку-Они самые дорогие в мире сегодня. От более простых к более сложным проектам с три шасси, моноблок до шести шасси в стерео (Эд Биллечи 212) и весит более 500 фунтов в целом система! Я постараюсь показать в листинге ниже акустические системы, более подходящие для работы с SET. усилители. Давать советы, чтобы позаботиться о многих факторах, которые может раздражать брак. По примеру; очень низкий импеданс, очень большой диапазон импеданса, количество каналов (четырех- или пятиполосные системы) и, следовательно, сопротивление, обеспечиваемое требуемым сложным кроссовером, недостатком конструкции корпуса в случае нагруженных рупоров, что дает большое количество искажений и т. д.
SET усилитель от 0,5 до 1,9 Вт и громкоговоритель от 104 до 108 дБ/Вт/м
от 2 до 5 Вт от 100 до 1039
от 20 до 40 Вт
от 92 до 97
от 45 до 60 Вт
от 90 до 97
от 65 до 100 Вт
от 89 до 97
< 100 Вт от 87 до 94
Маломощные усилители SET требуют высокоэффективных громкоговорителей. Желающие получить высокие уровни SPL последних нескольких октав глубокого баса в акустически мертвых помещениях или воспроизведение музыки с большим содержанием звуков, таких как симфонии, коралловая музыка, рок-концерты и т. д. на высоких тома могут захотеть соответствующим образом дополнить свою систему. В этом случае Кажется, лучше использовать какую-нибудь подходящую рупорную акустическую систему (Lowther, Tannoy, Altec, Fostex и т. д.) или более мощные усилители со средними и большими громкоговорителями. или , чтобы приобрести один или два сабвуфера с выделенными усилителями для получения необходимых низких басов и увеличения общей динамики в целом. система. Поэтому двух- или трехполосный ламповый кроссовер (например, Marchand XM26), несколько усилителей и регулировка громкости обоих громкоговорителей (основной системы и сабвуфера) на один уровень.
Для выбора подходящего усилителя SET в нашей стране (Бразилия) порекомендую модель с лампой 300В на выходе (комплект Sonic Frontiers Assemblage ST300B, Audio Note Kit One, Audiopax 300B или Aetherius AMAT300B и т. д.) и предложу перспективный покупатель, чтобы получить набор запасных трубок, таких как два KR Enterprises 300BXLS, два Western Electric WE300B и два JJ Electronics (Tesla) 300B, что подразумевает возможность иметь свой усилитель звука для каждого типа ламп. используется и позволяет владельцу регулировать звуковое небо по своему желанию.
С таким количеством вариантов адекватных акустических систем для использования с усилителями SET какой бы ни была мощность, большинство из них исчерпывающе объяснено в Интернете или в специализированных журналах DIY. Они могут быть построены настоящим аудиофилом с небольшими затратами. Оно стало довольно легко выбрать подходящий для вашей конкретной комнаты, персонального варианта или мощности усилителя SET. Как и в Бразилии, дело не в ладах покрытый. Только несколько аудиофилов, знающих эту тему, я думаю, что лучшие варианты — это те, что поставляются Audiopax Эдуардо де Лимы из Рио-де-Жанейро. Жанейро из-за того, что он продает усилители SET в упаковке с парой адекватных динамиков система (или вариант, включающий высокоэффективные полнодиапазонные блоки от британской Лоутер). Eduardo в основном предлагает новые типы DX2, DX3 и DX4 с неодимовыми магнитами. магниты. В других странах (особенно в Японии) существует огромный культ рупорных громкоговорителей. системы с самыми дорогими типами от Tannoy (Westminster Royal, Westminster TW и Kingdom) и моделями, производными от Lowther (Audiovector, Bel Canto, Academy, Fidelio, Side Vivace, Bio Mauhorn) заслужившие большое уважение. В конце концов, усилители SET, используемые с правильным динамиком, могут дать великолепное звучание. Музыка. Ведь самое главное это музыка.
Я хочу поблагодарить г-на Скотта Франкленда за его работы, а также книги «Вкус трубок» и «Немного История», так как они были моим основным ориентиром во время секции истории вышеуказанная статья.
Ссылки и загрузки
Музыкальные колонки акустический Аудио измерения Аудио форумы Проигрыватель | |||
Ламповые усилители своими руками Аппаратное и программное обеспечение Интернет-аудио журналы Аудиоинтернет-сайты | |||
Некоторые из моих проектов Скачать планы строительства рога Советы и настройки | |||
|
|
|
|