Site Loader

Каталог радиолюбительских схем. Автоматическое цветомузыкальное устройство.

Каталог радиолюбительских схем. Автоматическое цветомузыкальное устройство.

Автоматическое цветомузыкальное устройство.

Да-да, именно цветомузыкальное, а не светомузыкальное, как оказалось в конце разработки. Принцип работы устройства основан на учете изменения частот в наиболее интенсивном спектре звучания, а не на частотной выборке из общей гаммы звука. Да, наворочено, аж 20 ИМС (но оно того стоит) и всего 1 транзистор (хе-хе).

Управление данным устройством заключается в нажатии кнопки “Вкл.”. Все остальное оно делает само по себе.

И уж простите мне скудное описание работы схемы, но понять меня тоже можно — было это где-то году в 1994, всего ведь не упомнишь. Собственно, глядя на схему, и так все понятно. Единственное, что может вызывать вопросы — это номиналы резисторов в некоторых каскадах. Да просто нет объяснения — подобрано экспериментально по тому, как лучше выглядит цветовая картина. В качестве исполнительного устройства на период испытаний, использовались клубные 4-цветные софиты, с излучением на потолок. Даже в этом виде наблюдались такие цветосочетания, которых на обычных мигалках никогда не достигнуть. А если применить более-менее приличный экран? Кроме того, при относительно постоянном уровне освещенности глаза практически не устают. При отсутствии музыкального сигнала, в качестве фона, горят все 4 лампы.

Следует отметить, что схема и описание работы выполнено по принципу “As is…”. И рассматривать эту конструкцию следует как шаг для дальнейшей разработки. Можно применить оптосимисторы, в конце концов применить микроконтроллеры, но это уже Вам виднее. Итак:

Основная часть схемы представлена на рис. 1.


Рис. 1.

Входной сигнал поступает на ограничитель уровня VD1-VD2. Это сделано для исключения перегрузки входного компаратора DA1. Опорное напряжение для него формируется цепочкой делителя напряжения R1,R2. Емкости С1 и С2 предназначены для увеличения помехоустойчивости устройства. Для доработки устройства в целом, можно сказать, что на входе лучше установить еще и микрофонный усилитель — с проводами возни меньше.

Прямоугольные импульсы с выхода компаратора поступают на делитель f/10, выполненный на D1. Кроме того с выхода компаратора цепочкой C3R6 формируется сигнал сброса (можно сказать и остановки) для схемы в целом при отсутствии сигнала на входе.

Далее, деленный сигнал, через D4A и D4B с учетом сигнала остановки поступает на счетчик D6, который своими выходами благодаря матрице R2R на резисторах R29-R48 формирует пилообразный сигнал, который для дальнейшей схемы является сигналом для сравнения со средней частотой, который вырабатывает каскад на D2, D5.

Кроме того деленный D1 сигнал поступает на вход счетчика D2, который обеспечивает деление входного сигнала на 3. Сигнал с выхода 0 заполняется частотой 32768 Гц с генератора на D3B,D3C и поступает на вход D5, работающий аналогично каскаду на D6. Появление на выходе 3 уровня лог. 1 приводит к сбросу через D3D,D4D счетчика D5.

Кроме того сброс при окончании сигнала производится через D4D. В целом пилообразная последовательность на выходе матрицы R2R является усредненным сигналом с счетчика D1. Задержка составляет 3 цикла счетчика D1. Этот сигнал и является как бы средней частотой звукового сигнала (относительно, конечно, так как звука там естессно нету) для сравнения с сигналом с матрицы счетчика D6.

Далее сигналы с матриц счетчиков подаются на схему сравнения, выполненную на компараторах DA2 типа К1401СА2 ( компараторы с однополярным питанием). Причем сигнал с матрицы счетчика D5 подается в середину резистивного делителя R49-R53 (формирователей опорных напряжений) для того чтобы засечь изменение звукового сигнала как в положительную, так и в отрицательную сторону. Сигнал с выхода матрицы R2R счетчика D6 подается непосредственно на вторые входа компараторов. Поскольку К1401СА2 компараторы с “открытым коллектором”, то необходимы нагрузочные резисторы R54-R57.

Далее сигналы с выходов компараторов поступают на схему взаимоисключения выполненную на элементах D7. По выходам элементов D7 установлены RC-фильтры для исключения пиковых сигналов (“тычков”) при переходе из состояния 1 в 0 одного компаратора, и соответственно наоборот его ближайшего соседа.

Следует отметить, что измерение изменения частоты производится в небольших пределах (порядка десятков — единиц сотен герц). Изменение этих пределов осуществляется изменением номиналов R49-R53. Но на мой взгляд, существующие в схеме номиналы — оптимальны. Голос певца или какого-либо инструмента не может резко измениться на килогерцы в единицу времени. Сигналы с выходов фильтров схемы исключения подаются на накопительные счетчики второй части схемы, которая представлена на рис. 2.


Рис. 2.

Как видно из схемы, она состоит из 4 аналогичных частей. Предназначение данной части схемы в том что бы формировать симметричный пилообразный сигнал подаваемого на вход широтно-импульсного модулятора. Это сделано для того, что бы нарастание и угасание ламп накаливания происходило как можно плавней.

Хотя не стоит думать, что это схема для оформления симфоний. Для “тяжёлого” она еще как подходит. И не “краснотой долбит” как в мигалках, а всеми цветами сразу.

Рассмотрим работу одной ячейки.

Счетные импульсы поступают на вход СК D8. При отсутствии сигнала Reset на выходах реверсивного D8 начинают появляться импульсы последовательности, которые формируют на все той же пресловутой матрице R2R на R62-R69 нарастание пилы. Далее по достижении значения 16, на выходе СО (переполнение) появляется импульс, опрокидывающий делитель f/2 D10A в состояние 1, который дает команду на обратный счет для D8. Происходит плавное падение “пилы” на выходе матрицы. Конечно, насколько будет плавным нарастание и падение “пилы” полностью зависит от музыкального сигнала.

Резистор R70 предназначен для создания смещения относительно + питания, для более четкого срабатывания схемы ШИМ.

Широтно-импульсные модуляторы описаны в огромном количестве литературы, поэтому описывать как работают компараторы DA3 не буду. Резисторы R98-R101 нагрузки для открытых коллекторов DA3. Сигналы с них подаются на входы включенных параллельно элементов D15 и D16. Они являются инверторами и усилителями тока для светодиодов оптронов. Силовая часть схемы представлена на рис. 3.


Рис. 3.

Эта часть схемы и может вызвать наибольшее количество споров. Выполнена она из расчета, что в случае чего, тиристор поменять куда как проще по деньгам, чем скажем оптосимистор. Хотя с другой стороны, этого “в случае чего” в течении нескольких лет, как-то не наблюдалось. И все равно, “в нашей местности” данное решение дешевле, чем искать другие опто-каскады. Каскад на D17 вкупе с VT1 (пресловутым и единственным) формирует “пилу” с частотой сетевого напряжения. Хотя впрочем если еще немного подумать, то и от транзистора так же можно избавиться.

Стабилизатор на 142ЕН8Е (В) если и требует радиатора, то минимального, так как основное токопотребление устраивают только светодиоды оптронов. Соответственно и трансформатор может быть минимальной габаритной емкости, 25 Вт вполне достаточно.

R134 — выполняет роль впаянного предохранителя для логической части схемы. Он куда как более быстродействующий чем обычные проволочные, хотя можно и не ставить вовсе. Величина FU1 — на Ваше усмотрение, только нужно определиться с суммарной мощностью ламп.

Если применять более мощные лампы, то мосты КЦ405А лучше заменить на что-либо более мощное, или на самом деле применить оптосимисторы.

Успехов!




Содержание
© Каталог радиолюбительских схем
Все права защищены. Радиолюбительская страница.

Перепечатка разрешается только с указанием ссылки на данный сайт.
Пишите нам. E-mail: [email protected] или [email protected].
Я радиолюбитель


ТОНКОМПЕНСИРОВАННЫЙ РЕГУЛЯТОР ГРОМКОСТИ

В литературе много схем аналоговых тонкомпенсированных регуляторов громкости (ТКРГ).

Однако все они имеют свои недостатки – о чем так же отражено в литературе, часть которой в списке в конце. В этой статье сделана попытка создать улучшенный ТКРГ, призванный максимально устранить недостатки существующих схем и поднять качество звучания при регулировке громкости. Причем регулировать громкость будет простой переменный резистор без отводов. Вот схема предлагаемого ТКРГ (рис.1):

Рис.1. Схема тонкомпенсированного регулятор громкости.

ТКРГ состоит из двух узлов. На операционном усилителе (ОУ) А1.1 построен собственно регулятор громкости с пропорциональной добавкой ВЧ и НЧ в сигнал при уменьшении громкости (тонкомпенсация). Смешение сигналов (при включенной тонкомпенсации) происходит в точке «Ж». Причем добавляемые сигналы ВЧ и НЧ можно настраивать по частоте и амплитуде с целью получения идентичности АЧХ регулятору тембра и кривым равной громкости. 

При среднем положении регулятора R4 громкость будет средней. В точку «Ж» приходят все три смешиваемых сигнала: с бегунка R4 (основной сигнал) + с ВЧ цепи + с НЧ цепи и, собственно, смешиваются. Суммарный сигнал будет со средней добавкой ВЧ и НЧ. В левом положении бегунка R4 подача основного сигнала в точку «Ж» будет минимальной, так как выход ОУ А1.1 (основной сигнал) пойдет в точку «Ж» через всю резистивную дорожку R4, а подача ВЧ и НЧ остается прежней – то есть в суммарном сигнале становится меньше основного сигнала и больше ВЧ и НЧ. В правом же положении бегунка R4 цепи добавки ВЧ и НЧ замыкаются через R9 бегунком R4 и практически не влияют на основной сигнал – никакой добавки НЧ и ВЧ в основной сигнал нет. Соответственно получается плавная пропорциональная тонкомпенсация по уровню громкости.

На ОУ А1.2 построен усилитель-смеситель с коэффициентом усиления необходимым для согласования с последующим устройством. Изменяя номинал резистора R11  можно в широких пределах регулировать усиление ТКРГ. Номинал резисторов R9+R10 взят как приемлемая нагрузка для ОУ А1.1 и резистора R4, ведь на инвертирующем входе 6 ОУ А1.2 всегда почти нулевой потенциал. Если будет использоваться старая микросхема ОУ, то резисторы R9 + R10 необходимо увеличить до 5 кОм (суммарно), не менее. Иначе ОУ возможно будет перегружаться и искажать сигнал. 

Основным достоинством предлагаемого ТКРГ является возможность подстройки его АЧХ под АЧХ регулятора тембра. Эта подстройка нужна по трем причинам. 

  1. Во-первых, АЧХ усилителя всегда должна быть плавной без каких-либо волн. Только в этом случае звук получается качественным. Мне, например, никогда не приходилось слышать достойный звук, прошедший эквалайзер. А если темброблок дает одну характеристику, а ТКРГ – другую, то на суммарной АЧХ появятся волны – как шторм на море – ничего хорошего. Звук будет подпорчен. 
  2. Во-вторых, (из практики) на большой громкости необходимо уменьшать уровень НЧ, чтобы не перегружались колонки (НЧ динамики). То есть положение регулятора тембра НЧ заранее должно быть несколько снижено, а на средних громкостях именно ТКРГ должен обеспечивать добавку НЧ, сниженную темброблоком. На максимальной громкости действие ТКРГ прекратится. Останется несколько заниженный тембр НЧ. Вот и получается, что добавка НЧ от ТКРГ должна быть идентична самому тембру, чтобы не было волн.  
  3. В-третьих, входной сигнал может быть разным по амплитуде или сопротивление колонок может быть разным. Соответственно регулятор громкости будет установлен в различных положениях на той же фактической громкости – АЧХ ТКРГ будет с меньшей или большей добавкой НЧ и ВЧ. Здесь обязательно потребуется подстройка тембра, ну и, чтобы не было волн АЧХ. И тут так же требуется соответствие АЧХ ТКРГ и РТ.

Это триединое требование соответствия АЧХ ТКРГ регулятору тембра затрудняет возможность применения обычных ТКРГ, использующих вырезание частот одной или несколькими ветками (конденсатор + резистор) в качественной аппаратуре – как на Рис. 2.

Рис.2  ТКРГ на резисторах с отводами (из интернета).

Про их недостатки написано в [3]. АЧХ у них волнистая, сильно меняется от положения бегунка (сопротивления) переменного резистора. Да и не соответствует ни регулятору тембра, ни кривым равной громкости. Я, например, всегда слышу момент прохождения бегунка мимо отвода на тонкомпенсацию при регулировке громкости на УНЧ, где резистор с отводом (даже ALPS). Так же волны будут давать ТКРГ, представленные в [1], [3], [5], [7], [10].

Конечно, кроме соответствия АЧХ ТКРГ регулятору тембра, необходимо, чтобы АЧХ тонкомпенсации соответствовала одновременно и кривым равной громкости (рис.3). Благо, что между графиками кривых равной громкости и РТ нет принципиальных, антагонистических противоречий и две ветки – НЧ и ВЧ могут обеспечить АЧХ усредненную между кривыми равной громкости и РТ.

Рис.3  График кривых равной громкости, приведенный к уровню 90 фон (из [1]). 

Наверное самый большой недостаток многих ТКРГ (во всяком случае из моей практики) – это трески и хрипы при регулировке громкости. Особенно при минимальной громкости. Вероятно в том числе и для исключения этих тресков даже в промышленных усилителях ставился переключатель «Интим». Трески были в основном в ТКРГ, построенных по схеме рис.4 и вызывались слишком большим током через ползунок переменного резистора. 

Рис. 4  Схема ТКРГ на резисторе без отводов (взята из интернета).

Посмотрите – составляющая НЧ и ВЧ входного напряжения – постоянной максимальной амплитуды – через резисторы R2, С2, R3, R4, R5 попросту «давят» током на бегунок переменного резистора, особенно на низкой громкости. Бегунок не выдерживает такого тока и дает трески или шорохи.

В предлагаемой схеме рис.1 с уменьшением громкости уменьшается и амплитуда сигнала, идущего с выхода ОУ на цепи НЧ и ВЧ, а через них и на бегунок переменного резистора. Этот сигнал, а точнее ток, резистор на малой громкости запросто терпит. На большой громкости ток по бегунку так же небольшой, так как ограничивается резистором R9, R10. 

Это – второе достоинство предлагаемого ТКРГ – снижение тресков и, соответственно возможность применения не самых дорогих переменных резисторов. Хотя отечественные переменные резисторы вряд ли вообще можно применять. Они трещат всегда.

Третьим достоинством предлагаемого ТКРГ является больший динамический диапазон регулировки громкости, чем у подавляющего большинства ТКРГ. Здесь над этим диапазоном трудятся сразу два ОУ (рис.1): А1.1 – в основном снижает уровень сигнала, а А1.2 – увеличивает. Очень хороший тандем получается. Еще хорошо то, что при уменьшении громкости до нуля практически отсутствует ступенька, возникающая на токосъемнике некачественного резистора (то есть резкое изменение громкости к нулю). Раньше приходилось ставить резистор (здесь – R3 рис.1) для снижения заметности ступеньки. Сейчас же ступенька находится на такой маленькой громкости, что ее просто не слышно. Ну и есть абсолютная нулевая громкость. R3 можно перемкнуть. Громкость от нуля идет очень плавно. Максимальную громкость можно установить любую требуемую – изменением сопротивления R11. Динамический диапазон данного ТКРГ 80 дБ, дальше сложно измерить. Даже с китайскими резисторами (с неизвестной характеристикой) изменение громкости в очень высокой степени пропорционально углу поворота. 

Четвертым достоинством предлагаемого ТКРГ является равномерная и пропорциональная добавка тонкомпенсирующих частот НЧ и ВЧ по мере поворота (угла) переменного резистора. Это лучше, чем на резисторах с отводами или переключателях. То есть сохраняется необходимая частотная характеристика независимо от угла поворота переменного резистора. А ведь почти все указанные в ниже перечисленной литературе ТКРГ очень сильно искажают (изменяют) необходимую частотную характеристику при изменении  громкости, так как меняется настройка частоты фильтров добавки НЧ или ВЧ от изменения сопротивления самого переменного резистора (участка до бегунка).

Пятым достоинством предлагаемого ТКРГ является то, что частотоформирующие цепи не находятся в обратной связи ОУ. В качественной аудиотехнике в обратной связи ОУ, на мой взгляд, не должно быть конденсаторов. Все фильтры и частотные корректоры должны быть только пассивными (как в предлагаемом ТКРГ). Ну или требуется применять очень дорогие конденсаторы.

Теперь о кажущемся недостатке  – это меньшая глубина тонкомпенсации НЧ, чем требуют кривые равной громкости рис.3. Однако мое мнение, что где-то в теории звука вкралась ошибка. Ведь кривые равной громкости составлены на основании восприятия человеческим ухом чистых тонов (одиночных частот). А музыкальный звук содержит спектр частот и именно как идет восприятие (громкость) нескольких рядом стоящих частот или участков НЧ не вполне понятно.

Мне не удалось найти информацию об этом, но представляется, что в реальной музыке нет смысла на малой громкости делать такой высокий подъем НЧ, как на рис.3. Это слишком много – слушается неестественно, да и создаются большие проблемы по схемотехнике (раньше пробовал – плохо получалось). Именно прослушивание показывает, что близкие частоты НЧ, их гармоники, как бы помогают друг другу быть услышанными. Да и многие усилители вообще не имеют тонкомпенсацию и люди же их слушают – и довольные. А кривые равной громкости требуют подъема низких частот на малой громкости в сотню раз! В сотню! – удивительно. Зачем? 

На рис.5 представлен график АЧХ предлагаемого ТКРГ, снятый практически.

Рис. 5  График АЧХ ТКРГ. 

Ниже -60 дБ моими приборами уже невозможно измерить уровень сигнала. Прослушивание показало, что такой подъем уровня НЧ (+12 дБ) даже несколько великоват. Слышится, что с уменьшением громкости, НЧ начинают «выпирать», хочется уменьшить добавку НЧ. В окончательном варианте подъем НЧ сделан поменьше, примерно +10 дБ. Для меня это однозначно показывает, что кривые равной громкости просто неприемлемы для воспроизведения музыки. 

О назначении элементов схемы. Резистор R8 регулирует глубину тонкомпенсации. Может быть в пределах 10…18 кОм. При 10 кОм глубина тонкомпенсации слишком большая. При 18 кОм несколько маловата. Но, конечно, регулировка этого резистора повлияет и на ВЧ цепь. Придется корректировать и С3, R6. Конденсатор С4 сдвигает частоту НЧ. Если звуковые колонки большие, то ставить 0,15 мкФ, если маленькие, то 0,1 мкФ или меньше. Конденсатор С3 – уровень добавки ВЧ. Его регулировка в последнюю очередь. Резистором R11 устанавливается усиление ТКРГ под дальнейшие узлы. Может меняться в очень широких пределах. 

Вместо просто ОУ А1.2 может применяться цельный усилитель например на наушники или небольшие динамики. У меня на месте А1.2 был усилитель на наушники. Работала такая связка неплохо.  

Конденсаторы и резисторы лучше использовать качеством повыше – об этом много и лучше написано в интернете. Очень рекомендую в качестве ОУ использовать LM4562 – его звук просто ласкает слух – значительно лучше, чем у всех стареньких аудио ОУ. 

Входное сопротивление ТКРГ равно сопротивлению резистора R1. Если предшествующий каскад относительно мощный, то сопротивление R1 можно уменьшить. Тогда динамический диапазон регулировки громкости еще расширится. Резистор R2 является «предохранителем» от тресков, если бегунок переменного резистора вдруг потеряет контакт. Например самые дешевые переменные резисторы с Алиэкспресса (Рис.6 слева) ни на что не годятся – они дают потрескивания на краях регулировки. А, вот, недорогие резисторы с отводом на тонкомпенсацию с того же Алиэкспресса уже работают получше (вторые на рис. 6). Их можно ставить на тембр и, за неимением лучшего, на громкость. Третий резистор на рис.6 с маркировкой «WL» подойдет на тембр, но не на громкость. Резисторы подороже везде подойдут, в т.ч. который на рис.6 справа, даже не ALPS. 

Рис. 6 Некоторые опробованные переменные резисторы.

Специально для точного подгона номиналов резисторов и конденсаторов, для возможности согласования с другими узлами и для оценки работы данного ТКРГ в составе полного усилителя пришлось собрать полный усилитель по схеме рис.7. 

Рис. 7 Схема полного усилителя с предлагаемым ТКРГ (в центре).

На рис. 8 представлено как реализован ТКРГ практически в усилителе по схеме рис.7.

Рис. 8 Фото платы ТКРГ + РТ при регулировке. 

Эскиз печатной платы представить не могу, так как она экспериментальная и не вполне соответствует окончательному варианту схемы.

Предлагаемый ТКРГ хорошо согласуется с «Регулятором тембра с псевдообходом» (Рис. 7, слева. Статья есть в интернете). Такая связка становится как бы единым узлом без лишних связующих элементов. Так же ТКРГ хорошо согласуется с УНЧ из статьи «УНЧ с двойной термостабилизацией» (Рис.7, справа. Статья есть в интернете). УНЧ и ТКРГ имеют общий узел – усилитель напряжения. Соответственно несколько сокращено количество радиодеталей, усиления и ослабления сигнала по сравнению с обычным построением усилителей.

На рис. 9 показан момент прослушивания данного ТКРГ (в составе самодельного усилителя – серого цвета на фото) в сравнении с ТКРГ фирменного Грюндига R1. Там переменный резистор ALPS с одним отводом.

Рис. 9  Сравнение ТКРГ предлагаемого и «Grundig R1».

Прослушивание показало, что предлагаемый ТКРГ:

  • имеет тонкомпенсацию более равномерную при повороте регулятора громкости – ее просто не чувствуешь – как будто и нет ее. У Грюндига ясно слышно, на каком угле поворота регулятора громкости она действует;
  • имеет более правильную, понятную и слышимую частотную характеристику. Нет никаких бубнений, лишних призвуков. У Грюндика добавленные тонкомпенсацией низкие и высокие частоты слышатся какими – то комками. Непонятно, что добавляется – то ли просто гул на НЧ, а на ВЧ жесткость.
  • имеет больше очень низких и очень высоких частот;
  • имеет более линейную характеристику от угла поворота регулятора громкости на простом китайском резисторе. Это, даже, удивительно – резистор ALPS оказывается в середине очень слабо изменяет громкость, а резко на краях. Только сейчас это заметил.
  • у Грюндига общая глубина тонкомпенсации меньше и не дотягивает до оптимальной, установленной в предлагаемом ТКРГ. 
  • динамический диапазон регулировки громкости примерно одинаков. Но надо учитывать, что если на громкость предлагаемого ТКРГ поставить то же резистор ALPS, то, наверное, диапазон регулировки будет поболее. Хотя и существующие  диапазоны регулировки, думаю, удовлетворят любого меломана при любых прослушиваниях.
  • на предлагаемом ТКРГ иногда проскакивают слабо слышимые потрескивания на краях регулировки громкости. Лучше ставить переменные резисторы качеством повыше. Шуршаний ни тут ни там нет;
  • общее качество звука данного ТКРГ с усилителем значительно выше, чем у  Грюндига, но здесь кроме ТКРГ еще и УНЧ с темброблоком, так что не совсем корректно сравнивать, да и громкость предлагаемого УНЧ ниже. 

Вообще, по жизни, мне пришлось собрать и слушать много различных ТКРГ и про предлагаемый скажу, что он получше. Тем же, кому «лишь бы танцевать» будет абсолютно безразлично какой применен ТКРГ. И еще хочется возразить тем, кто считает, что ТКРГ не нужен вообще: при включении ТКРГ переключателем на малой громкости восприятие музыки значительно облегчается, музыка становится более доходчивой, не надо прислушиваться к звукам, крутить тембр, музыка явно красивее. Да и добавка тембров до самого упора иногда не полностью компенсирует недостаток НЧ. А вот отсутствие ТКРГ требует постоянной подстройки тембра под конкретную громкость. Думаю, что тот, кто повторит именно предлагаемый ТКРГ со мной согласится и будет очень доволен его звуком и качеством регулировки.

  1. Радио 1980 – 04 с. 38 регулир в ОС, транзисторный;
  2. Радио 1982 – 09 с. 42 график КРГ;
  3. Радио 1984 – 09 с. 43 недостатки различных ТКРГ;
  4. Радио 1986 – 08 с. 49 на переключателях;
  5. Радио 1993 – 12 с. 21 резисторы с отводами;
  6. Радио 1994 – 06 с. 39 резист без отводов;
  7. Радио 2000 – 10 с. пассивные разница недостатки;
  8. Радио 2002 – 09 – с.16 на транзисторе резистор без отводов;
  9. Радио 2003 – 06 с.13 на ОУ бас коррекция недостатки;
  10. Схема ТКРГ усилителя «Корвет У50-068»,  «Корвет У100-068».
  11. Регулятор тембра с псевдообходом

Вот пожалуй и все про данный ТКРГ. Буду рад прочитать отзывы, а так же об усовершенствованиях данного регулятора. Успехов в творчестве и да прибудет с нами совершенство! Желаю удачи, Волков Игорь, г. Пермь. 2021 г. Пишите на [email protected] или [email protected]

   Форум

Каковы стандартные номиналы резисторов?

Автор Сэмюэл Л. Гарбетт

Очень важно использовать резисторы правильного номинала для ваших электронных проектов. Узнайте все о стандартных номиналах резисторов.

Выбор правильного резистора для любого приложения требует некоторых базовых знаний. Понимание сопротивления вашего резистора имеет решающее значение, но вы также должны иметь представление о стандартных номиналах резисторов. Но каковы наиболее распространенные номиналы резисторов и что они означают?

Что такое стандартный номинал резистора?

Значения резисторов, впервые определенные в 1952 году IEC (Международной электротехнической комиссией), направлены на стандартизацию сопротивления и допусков резисторов во всем мире. Это облегчает потребителям и инженерам-электрикам выбор правильных компонентов для своих цепей. Он также предоставляет производителям шаблон для подражания.

Использование резисторов неправильных номиналов может привести к неожиданным результатам в цепи. Например, если вы используете резистор с плохими допусками с чувствительным светодиодом, вы рискуете получить слишком большую мощность, поступающую на светодиод. Это может привести к выходу из строя цепей и даже к повреждению компонентов. Сопротивление и допуск стандартного резистора для поверхностного монтажа можно узнать, прочитав цветовую маркировку резистора.

Стандартные номиналы резисторов

Предпочтительные значения, также известные как серия E, разбиты на группы в зависимости от допуска. Допуск резистора описывает разность потенциалов между его номинальным сопротивлением и его фактическим сопротивлением.

Например, резистор серии E3 имеет допуск 40 %. Это означает, что резистор E3 с номинальным сопротивлением 100 Ом будет фактически иметь сопротивление от 60 до 140 Ом. Каждая серия далее разбивается на набор значений сопротивления.

Серия E и значения сопротивления

Каждая серия E имеет собственный набор значений сопротивления от одного до десяти, при этом количество шагов (по логарифмической шкале) равно числу E. Эти значения представляют собой различные варианты сопротивления, доступные в данной серии, и их можно умножать на 10, 100, 1000 и т. д. для всего диапазона сопротивлений.

Например, резисторы E3 имеют следующие три номинала; 1.0, 2.2 и 4.7. Это означает, что резисторы E3 могут иметь сопротивление 1 Ом, 2,2 Ом или 4,7 Ом, но они также могут иметь сопротивление 10 Ом, 22 Ом и 47 Ом или 100 Ом, 220 Ом и 470 Ом. Это продолжается до миллионов ом.

Допуски и значения сопротивления серии E6

Резисторы серии

E6 имеют допуск 20% и следующие шесть значений.

  • 1.0, 1.5, 2.2, 3.3, 4.7 и 6.8

Допуски и значения сопротивления для серии E12

Резисторы серии

E12 имеют допуск 10% и следующие 12 значений.

  • 1.0, 1.2, 1.5, 1.8, 2.2, 2.7, 3.3, 3.9, 4.7, 5.6, 6.8 и 8.2

Допуски и значения сопротивления для серии E24

Резисторы серии

E24 имеют допуск 5% и следующие 24 значения.

  • 1. 0, 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.8, 2.0, 2.2, 2.4, 2.7, 3.0, 3.3, 3.6, 3.9, 4.3, 4.7, 5.1, 5.6, 6.2, 6.8, 7.5 и 9.12

Допуски и значения сопротивления серии E48

Резисторы серии

E48 имеют допуск 2% и следующие 48 значений.

  • 1,00, 1,05, 1,10, 1,15, 1,21, 1,27, 1,33, 1,40, 1,47, 1,54, 1,62, 1,69, 1,78, 1,87, 1,96, 2,05, 2,15, 2,26, 2,97, 2,97, 2,61, 2,74, 2,87, 3,01, 3,16, 3,32, 3,48, 3,65, 3,83, 4,02, 4,22, 4,42, 4,64, 4,87, 5,11, 5,36, 5,62, 5,90, 6,19, 6,49, 6,81, 7,15, 7,50, 7,87, 8,25, 8,25, , 8.66, 9.09 и 9.53

Допуски и значения сопротивления серии E96

Резисторы серии

E96 имеют допуск 1% и следующие 96 значений.

  • 1,00, 1,02, 1,05, 1,07, 1,10, 1,13, 1,15, 1,18, 1,21, 1,24, 1,27, 1,30, 1,33, 1,37, 1,40, 1,43, 1,47, 1,50, 1,54, 1,58, 1,62, 1,65, 1,69, 1,74, 1,54, 1,58, 1,62, 1.65, 1,69, 1,74, 1,54, 1,58, 1,62, 1,65, 1,69, 1,74, 1,54, 1,58, 1,62, 1.65, 1. 1,78, 1,82, 1,87, 1,91, 1,96, 2,00, 2,05, 2,10, 2,15, 2,21, 2,26, 2,32, 2,37, 2,43, 2,49, 2,55, 2,61, 2,67, 2,74, 2,80, 2,87, 2,94, 3,01, 3,4, 3,2, 3,2, 3,1, 3,1 3. 48, 3,57, 3,65, 3,74, 3,83, 3,92, 4,02, 4,12, 4,22, 4,32, 4,42, 4,53, 4,64, 4,75, 4,87, 4,99, 5,11, 5,23, 5,36, 5,49, 5,62, 5,76, 5,90, 6,04, 6,19, 5,49, 5,62, 5,76, 5,90, 6,04, 6,19, 6,34, 6,49, 6,65, 6,81, 6,98, 7,15, 7,32, 7,50, 7,68, 7,87, 8,06, 8,25, 8,45, 8,66, 8,87, 9,09, 9,31, 9,53 и 9,76

E192 Серии. Резисторы серии

E192 имеют допуск 0,5% или ниже и следующие 192 значения.

  • 1,00, 1,01, 1,02, 1,04, 1,05, 1,06, 1,07, 1,09, 1,10, 1,11, 1,13, 1,14, 1,15, 1,17, 1,18, 1,20, 1,21, 1,23, 1,24, 1,26, 1,27, 1,29, 1.30, 1,32, 1,24, 1,26, 1,27, 1.29, 1.30, 1,32, 1,24, 1,26, 1.27, 1.29, 1.30, 1,32, 1,24, 1,26, 1.27, 1.29, 1.3 1,33, 1,35, 1,37, 1,38, 1,40, 1,42, 1,43, 1,45, 1,47, 1,49, 1,50, 1,52, 1,54, 1,56, 1,58, 1,60, 1,62, 1,64, 1,65, 1,67, 1,69, 1,72, 1,74, 1,76, 1,78, 1,67, 1,69, 1,72, 1,74, 1,76, 1.78 1,80, 1,82, 1,84, 1,87, 1,89, 1,91, 1,93, 1,96, 1,98, 2,00, 2,03, 2,05, 2,08, 2,10, 2,13, 2,15, 2,18, 2,21, 2,23, 2,26, 2,29, 2,32, 2,34, 2,37, 2,40, 2,26, 2,29, 2,32, 2,37, 2, 2,43, 2,46, 2,49, 2,52, 2,55, 2,58, 2,61, 2,64, 2,67, 2,71, 2,74, 2,77, 2,80, 2,84, 2,87, 2,91, 2. 94, 2.98, 3.01, 3.05, 3.09, 3.12, 3.16, 3.20, 3.24, 3.28, 3.32, 3.36, 3.40, 3.44, 3.48, 3.52, 3.57, 3.61, 3.65, 3.9, 3.8, 3.8, 3.70, 3.8 3.92, 3,97, 4,02, 4,07, 4,12, 4,17, 4,22, 4,27, 4,32, 4,37, 4,42, 4,48, 4,53, 4,59, 4,64, 4,70, 4,75, 4,81, 4,87, 4,93, 4,99, 5,05, 5,17, 5,17, 5,23, 5.30, 5,36, 5,42, 5,49, 5,56, 5,62, 5,69, 5,76, 5,83, 5,90, 5,97, 6,04, 6,12, 6,19, 6,26, 6,34, 6,42, 6,49, 6,57, 6,65, 6,73, 6,81, 6,90, 6,98, 7,06,. 7,15, 7,23, 7,32, 7,41, 7,50, 7,59, 7,68, 7,77, 7,87, 7,96, 8,06, 8,16, 8,25, 8,35, 8,45, 8,56, 8,66, 8,76, 8,87, 8,98, 9,09, 9,20, 9,31, 9,42, 9,53, 9,65, 9,76 и 9,88

Выбор правильного номинала резистора

Значение, которое вы выбираете для своего резистора, должно основываться на нескольких факторах. Цена важна, так как резисторы серии E с более высокими характеристиками обычно имеют более высокую стоимость из-за их более низкого допуска (т. Е. Более высокой точности значения сопротивления). Наряду с этим, вам также необходимо учитывать требования вашей схемы.

Подписывайтесь на нашу новостную рассылку

Похожие темы

  • Сделай сам
  • Электроника

Об авторе

Сэмюэл — британский писатель, увлекающийся технологиями и увлеченный своими руками. Начав бизнес в области веб-разработки и 3D-печати, а также много лет работая писателем, Сэмюэл предлагает уникальное понимание мира технологий. Сосредоточившись в основном на технических проектах DIY, он любит делиться забавными и захватывающими идеями, которые вы можете попробовать дома. Вне работы Сэмюэля обычно можно встретить на велосипеде, за компьютерными видеоиграми или отчаянно пытающимся общаться со своим домашним крабом.

Стандартное значение резистора Сингапур | Общедоступный Ом

Ваша инженерная проблема — наша забота

При проектировании электронной схемы нам часто приходится сталкиваться с необходимостью принятия проектного решения по выбору номинала резистора. Если конструкция позволяет, лучше выбрать общедоступное значение. Это сделано для того, чтобы вы могли легко приобрести номинал резистора по конкурентоспособной цене.

Ниже приведена справочная таблица номиналов резисторов SMD. Число ниже указывает на популярность номинала резистора. Популярность ниже 40 не показана на этом графике.

Самый распространенный номинал резистора (1%) SMD со склада Farnell, датированный октябрем 2013 г. 100 Ом
100 1 кОм
132 10 кОм
132 100 кОм
122 1 МОм
70 10 Ом
81 1 кОм
48 11 кОм
52 110 кОм
41 12 Ом
50 120 Ом
61 1 кОм
67 12 кОм
70 120 кОм
47 1 к3Ом
43 13 кОм
45 130K Ом
44 15 Ом
66 150 Ом
79 1 к5Ом
89 15 кОм
88 150 кОм
68 18 Ом
44 180 Ом
59 1 кОм 8 Ом
64 18 кОм
63 180 кОм
46 200 Ом
48 2 кОм
69 20 кОм
63 200 кОм
49 22 Ом
62 220 Ом
67 2 кОм 2 Ом
80 22 кОм
75 220 кОм
57 2 кОм 4 Ом
45 24 кОм
40 27 Ом
49 270 Ом
60 2K7Ом
64 27 кОм
61 270 кОм
46 3 кОм
39 33 Ом
59 330 Ом
70 3 кОм 3 Ом
76 33 кОм
73 330 кОм
58 39 Ом
51 390 Ом
53 3K9Ом
63 39 кОм
62 390 кОм
46 47 Ом
62 470 Ом
78 4K7 Ом
87 47 кОм
79 470 кОм
55 5 кОм
41 51 кОм
39 56 Ом
51 560 Ом
56 5 кОм
67 56 кОм
61 560 кОм
46 6 кОм
39 62 кОм
39 68 Ом
60 680 Ом
62 6K8Ом
80 68 кОм
63 680 кОм
51 75 Ом
41 750 Ом
48 7 к5Ом
51 75 кОм
48 82 Ом
54 820 Ом
64 8 кОм 2 Ом
63 82 кОм
57 820 кОм
44

 

Рубрики Электронные справочники

Copyright © 2006-2019 PIC-CONTROL Pte.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *