Site Loader

Скалярное произведение векторов — Студопедия

Поделись  

Определение скалярного произведения векторов на плоскости Скалярным произведением двух векторов называется число, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними: Важно! Произведение вектора на число – это вектор Произведение двух векторов, — это число ( числа часто называют скалярными)
Угол между векторами на плоскости     Угол между векторами острый   Угол между векторами тупой   Угол между векторами – прямой ( векторы перпендикулярны)      Угол между векторами равен 00  Векторы сонаправлены      Угол между векторами равен 1800  Векторы противоположно  направлены   Если один из векторов или оба вектора нулевые, то угол между ними будет равен 0°.
Знак скалярного произведения 1. Если угол между векторами острый, то скалярное произведение будет положительным числом (так как косинус острого угла — положительное число).   Если векторы сонаправлены, то угол между ними будет равен 0°, а косинус равен 1, скалярное произведение также будет положительным.   2. Если угол между векторами тупой, то скалярное произведение будет отрицательным (так как косинус тупого угла — отрицательное число).   Если векторы направлены противоположно, то угол между ними будет равен 180°. Скалярное произведение также отрицательно, так как косинус этого угла равен −1.   Справедливы и обратные утверждения: 1. Если скалярное произведение векторов — положительное число, то угол между данными векторами острый.   2. Если скалярное произведение векторов — отрицательное число, то угол между данными векторами тупой.
Особенный третий случай 3. Если угол между векторами прямой, то скалярное произведение векторов равно нулю, так как косинус прямого угла равен 0. Обратное суждение: если скалярное произведение векторов равно нулю, то эти векторы перпендикулярны.  
Квадрат вектора Вектор, умноженный на самого себя будет числом, которое называется скалярным квадратом вектора. Скалярный квадрат вектора равен квадрату длины данного вектора и обозначается как a⃗
2
=
Свойства скалярного произведения
Направляющие векторы Вектор называют направляющим вектором прямой, если он находится на прямой или параллелен этой прямой.
Координаты произведения вектора на число Если векторы заданы координатами: a⃗ {x1;y1;z1}, b⃗ {x2;y2;z2}, то скалярное произведение векторов вычисляется по правилу: a⃗
b
⃗ = x1x2+ y1y2+ z1z2
Основные формулы скалярного произведения в пространстве Если векторы заданы координатами: a⃗ {x1;y1;z1}, b⃗ {x2;y2;z2},  



9 класс.

Геометрия. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. — Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов».
Комментарии преподавателя

По­вто­ре­ние тео­рии нач­нем с пе­реч­ня ос­нов­ных тео­рем.

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к тео­ре­мам

1. Пло­щадь тре­уголь­ни­ка:

,

пло­щадь тре­уголь­ни­ка равна по­ло­вине про­из­ве­де­ния двух сто­рон на синус угла между ними.

            

2. Тео­ре­ма си­ну­сов и след­ствие из неё:

,

сто­ро­на а от­но­сит­ся к си­ну­су про­ти­во­ле­жа­ще­го угла α так же, как сто­ро­на b от­но­сит­ся к си­ну­су про­ти­во­ле­жа­ще­го угла β так же, как сто­ро­на с от­но­сит­ся к си­ну­су сво­е­го про­ти­во­ле­жа­ще­го угла γ. Все эти от­но­ше­ния равны 2R, где R – это ра­ди­ус опи­сан­ной окруж­но­сти.

Чтобы найти ра­ди­ус, до­ста­точ­но знать сто­ро­ну и синус про­ти­во­ле­жа­ще­го угла.

3. Тео­ре­ма ко­си­ну­сов:

,

квад­рат сто­ро­ны равен сумме квад­ра­тов двух дру­гих сто­рон без удво­ен­но­го про­из­ве­де­ния этих сто­рон на ко­си­нус угла между ними.

В ос­нов­ных тео­ре­мах фи­гу­ри­ру­ет синус и ко­си­нус угла тре­уголь­ни­ка. Но угол тре­уголь­ни­ка может быть тупым. По­это­му вспом­ним опре­де­ле­ние си­ну­са и ко­си­ну­са для угла .

На ри­сун­ке 2 изоб­ра­же­на по­лу­окруж­ность ра­ди­у­сом 1, угол α ост­рый, точка М со­от­вет­ству­ет этому углу. У точки М есть две ко­ор­ди­на­ты ().

Можно дать опре­де­ле­ние си­ну­са и ко­си­ну­са. Рас­смот­рим пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник (вы­де­лен­ный на рис. 2) с ги­по­те­ну­зой 1. Си­ну­сом угла на­зы­ва­ет­ся от­но­ше­ние ка­те­та про­ти­во­ле­жа­ще­го к ги­по­те­ну­зе, т. е. это, ор­ди­на­та точки М. Ко­си­ну­сом угла на­зы­ва­ет­ся от­но­ше­ние при­ле­жа­ще­го ка­те­та к ги­по­те­ну­зе, т. е. , абс­цис­са точки М.

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

На ри­сун­ке 3 угол α тупой. У точки М есть две ко­ор­ди­на­ты ().

Сле­до­ва­тель­но, , т. е. абс­цис­са точки, а , то есть ор­ди­на­та точки. Таким об­ра­зом, мы рас­про­стра­ни­ли синус и ко­си­нус угла от 0 до 180 гра­ду­сов.

Ис­хо­дя из этого, ко­ор­ди­на­ты ка­кой-ли­бо точки А будут сле­ду­ю­щи­ми:

Дано: в тре­уголь­ни­ке АВС сто­ро­на АВ=8см, угол А=, угол В= (рис. 4).

Найти: сто­ро­ну АС и ВС, угол С, то есть ре­шить тре­уголь­ник.

Ре­ше­ние:

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Так как сумма углов тре­уголь­ни­ка равна , угол С равен  минус 2 из­вест­ных угла:                                                                              

С=

Все углы из­вест­ны.

Далее ис­поль­зу­ем тео­ре­му си­ну­сов:

 , где 8 – длина сто­ро­ны АВ, то есть сто­ро­ны с.

По­лу­чи­ли урав­не­ние от­но­си­тель­но a

а=

=

Сто­ро­на ВС4 см

По тео­ре­ме си­ну­сов на­хо­дим сто­ро­ну b=AC

 

b

Сто­ро­на АС6 см

Ответ: угол С=105, сто­ро­на ВС4 см, сто­ро­на АС6 см.

Тре­уголь­ни­ки вхо­дят в со­став мно­гих фигур, на­при­мер тра­пе­ций, па­рал­ле­ло­грам­мов. По­это­му ре­ше­ние тре­уголь­ни­ков поз­во­ля­ет ре­шать за­да­чи с этими фи­гу­ра­ми.

Дано: смеж­ные сто­ро­ны па­рал­ле­ло­грам­ма равны а и b, один из углов равен γ (рис. 5).

Найти: диа­го­на­ли па­рал­ле­ло­грам­ма.

Ре­ше­ние:

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

АВСD – па­рал­ле­ло­грамм, сто­ро­на АВ=b, сто­ро­на AD=a, угол γ – угол между сто­ро­на­ми a и b (рис. 5). Сле­до­ва­тель­но, тре­уголь­ник ABD задан пол­но­стью. Найти BD и AC.

Ре­ше­ние дан­ной за­да­чи для па­рал­ле­ло­грам­ма пол­но­стью ос­но­ва­но на тео­ре­ме ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка. Диа­го­наль BD вхо­дит в тре­уголь­ник АВD. В этом тре­уголь­ни­ке из­вест­ны две сто­ро­ны и угол между ними. Сле­до­ва­тель­но:

 

 

Одна диа­го­наль най­де­на.

Вто­рая диа­го­наль АС вхо­дит в тре­уголь­ник АСD. Ис­поль­зу­ем свой­ство па­рал­ле­ло­грам­ма. Про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны па­рал­ле­ло­грам­ма равны. AB=CD=b. Сумма углов, при­ле­жа­щих к одной сто­роне, равна 180º. Cле­до­ва­тель­но, ∠ADC=180.

 

При­ме­ня­ем тео­ре­му ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка ACD:

 

AC=

За­да­ча ре­ше­на.

Тео­ре­ма ко­си­ну­сов для тре­уголь­ни­ка поз­во­ля­ет вы­ве­сти важ­ное мет­ри­че­ское свой­ство для па­рал­ле­ло­грам­ма.

До­ка­жи­те, что сумма квад­ра­тов диа­го­на­лей па­рал­ле­ло­грам­ма равна сумме квад­ра­тов всех его сто­рон.

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Дано: ABCD-па­рал­ле­ло­грамм, =BD и =AC — его диа­го­на­ли, a=BC=AD и b=AB=DC – cто­ро­ны па­рал­ле­ло­грам­ма, ∠BAD=γ, ∠ADC=180 (рис. 6).

До­ка­зать: 

До­ка­за­тель­ство:

Най­дём  из тре­уголь­ни­ка ABD, то есть вы­пи­шем для этого тре­уголь­ни­ка тео­ре­му ко­си­ну­сов.  най­дём из тре­уголь­ни­ка ADC, также вы­пи­сав для него тео­ре­му ко­си­ну­сов.

Скла­ды­ва­ем два ра­вен­ства:

За­да­ча ре­ше­на, свой­ство до­ка­за­но.

Из преды­ду­щей за­да­чи мы уви­де­ли, что свой­ство тре­уголь­ни­ка поз­во­ля­ет ре­шать за­да­чи для па­рал­ле­ло­грам­ма и даже уста­нав­ли­ва­ет свой­ство па­рал­ле­ло­грам­ма. Это свой­ство па­рал­ле­ло­грам­ма поз­во­ля­ет ре­шать за­да­чи для тре­уголь­ни­ка.

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Дано:Тре­уголь­ник АВС, АВ=с, CA=b, BC=a.

Найти: Ме­ди­а­ну А=  тре­уголь­ни­ка АВС.

Ре­ше­ние:

Про­ве­дём пря­мую = (рис. 7). По­лу­чи­ли че­ты­рёх­уголь­ник ABDC. До­ка­жем, что он па­рал­ле­ло­грамм.

В этом че­ты­рёх­уголь­ни­ке диа­го­на­ли пе­ре­се­ка­ют­ся и точ­кой пе­ре­се­че­ния де­лят­ся по­по­лам, сле­до­ва­тель­но, этот че­ты­рёх­уголь­ник – па­рал­ле­ло­грамм. По­это­му вос­поль­зу­ем­ся свой­ством па­рал­ле­ло­грам­ма:

 

По­лу­чи­ли урав­не­ние для ис­ко­мой ме­ди­а­ны:

 

Ответ: 

 

До­ка­жи­те:

1. Ме­ди­а­на рас­се­ка­ет тре­уголь­ник на 2 рав­но­ве­ли­ких тре­уголь­ни­ка. Рав­но­ве­ли­ких – зна­чит, име­ю­щих оди­на­ко­вую, рав­ную пло­щадь.

2. Три ме­ди­а­ны рас­се­ка­ют тре­уголь­ник на 6 рав­но­ве­ли­ких тре­уголь­ни­ков.

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Дано: тре­уголь­ник АВС,  – се­ре­ди­ны сто­рон (рис. 8)

До­ка­зать: 1.,

2. .

До­ка­за­тель­ство:

 – ме­ди­а­ны, сле­до­ва­тель­но, ис­поль­зуя свой­ства ме­ди­а­ны, имеем:

1. Рас­смот­рим тре­уголь­ни­ки   (рис. 9). Каж­дый из них имеет сто­ро­ну  и оди­на­ко­вую вы­со­ту h. Сле­до­ва­тель­но, пло­щадь каж­до­го:

,

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

пло­щадь тре­уголь­ни­ка АВС, по­это­му пло­ща­ди тре­уголь­ни­ков  равны

по­ло­вине пло­ща­ди тре­уголь­ни­ка АВС. Сле­до­ва­тель­но, ме­ди­а­на рас­се­ка­ет тре­уголь­ник на два рав­но­ве­ли­ких тре­уголь­ни­ка.

2. Рас­смот­рим тре­уголь­ник : угол γ – угол между сто­ро­на­ми , где .

 

 

Най­дём от­но­ше­ние этих пло­ща­дей:

           

 =  =  

Сле­до­ва­тель­но:

 

А так как:

,

То:

По­лу­ча­ем, что ме­ди­а­ны рас­се­ка­ют тре­уголь­ник на 6 рав­но­ве­ли­ких тре­уголь­ни­ков.

На дан­ном уроке мы по­вто­ри­ли тео­рию по теме со­от­но­ше­ние сто­рон и углов в тре­уголь­ни­ке и ре­ши­ли ти­по­вые за­да­чи по дан­ной теме.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov/reshenie-zadach-po-teme-razdela-2

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov/prosteyshie-zadachi-po-teme-razdela

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov/reshenie-zadach-po-teme-razdela-prodolzhenie-1

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov/reshenie-zadach-po-teme-razdela-prodolzhenie-2

http://www. youtube.com/watch?v=DIeo71CR4fY

линейная алгебра. Почему скалярное произведение вектора и само по себе равно длине вектора в квадрате?

Задать вопрос

спросил

1 год, 8 месяцев назад

Изменено 1 год, 8 месяцев назад

Просмотрено 1к раз

$\begingroup$

Итак, интуитивно понятно, что скалярное произведение двух векторов показывает, насколько один вектор движется в направлении другого.

Следуя этой логике, можно было бы подумать, что скалярное произведение вектора а и самого себя будет равно длине заданного вектора, поскольку вектор движется полностью в своем собственном направлении, но это не похоже на то, что дело.

Кто-нибудь, пожалуйста, объясните ошибку в моей логике, и, пожалуйста, не используйте алгебраические доказательства, потому что их трудно понять интуитивно. Я благодарю вас заранее! 92$, длина в квадрате. В $2$-мерном случае мы снова получаем квадрат длины по теореме Пифагора. Каждый раз, когда размерность увеличивается на $1$, это остается верным, опять же по теореме Пифагора. Например, если $x$ является трехмерным вектором, его можно рассматривать как самую длинную диагональ прямоугольного треугольника и, следовательно, как гипотенузу прямоугольного треугольника, две другие стороны которого являются ребром и гипотенузой прямоугольного треугольника. еще один прямоугольный треугольник.

Интуитивная причина, по которой длина возводится в квадрат, заключается в том, что $x\cdot x$ является произведением двух $x$s и имеет единицы длины, возведенные в квадрат. У него может быть не больше единиц длины, чем у площади основания и высоты прямоугольника. Еще один способ понять это: если $x$ удваивается, $x\cdot x$ становится $$(2x)\cdot(2x)=4x\cdot x. $$Удвоение вектора увеличивает его квадрат вчетверо, а не сама длина.

Как заметил @Joe, проекция $x$ на $y$ имеет длину $\frac{x\cdot y}{\Vert y\Vert}$ и равна $\frac{x\cdot y}{\ Vert y\Vert}\frac{y}{\Vert y\Vert}=\frac{x\cdot y}{y\cdot y}y$, поэтому проекция $x$ на себя равна $\frac{x \cdot x}{x\cdot x}x=x$. Обратите внимание, что $x\cdot x$ здесь не имеет значения.

$\endgroup$

$\begingroup$

Здесь может быть полезно различать три разные вещи:

Скалярное произведение $A$ и $B$ равно $A\cdot B = |A||B| \cos\тета$.

векторная проекция $B$ на $A$ равна $|B| \cos \theta \cdot \frac{A}{|A|} = |B| \cos\theta\cdot\hat A$.

Скалярная проекция

$B$ на $A$ равна $|B| \cos\тета$.

Если у вас есть два вектора, указывающих в одном направлении, скажем, $A = (3,0)$ и $B = (5,0)$, их скалярное произведение равно $15$, то есть произведению их величин.

Векторная проекция $B$ на $A$ будет равна $(5,0)$. Скалярная проекция будет $5$.

$\endgroup$

Для любых двух чисел a и b произведение a−b на себя равно a2−2ab+b2. Справедлив ли этот знакомый алгебраический результат для скалярных произведений вектора u − v с самим собой?

РЕШЕНИЕ: Для любых двух чисел a и b произведение a−b на себя равно a2−2ab+b2. Справедлив ли этот знакомый алгебраический результат для скалярных произведений вектора u − v с самим собой?

Алгебра -> Настраиваемые средства решения задач Word -> Геометрия -> РЕШЕНИЕ: Для любых двух чисел a и b произведение a−b на себя равно a2−2ab+b2. Справедлив ли этот знакомый алгебраический результат для скалярных произведений вектора u − v с самим собой? Войти

Объявление: Более 600 словесных задач по алгебре на edhelper. com


Задачи Word: GeometryWord

РешателиРешатели

УрокиУроки

Архив ответовОтветы

   


  • Щелкните здесь, чтобы просмотреть ВСЕ задачи по геометрии Word Problems

Вопрос 1163684: Для любых двух чисел a и b произведение a−b на само себя равно a2 −2ab+b2.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *