Система счисления. Позиционная система счисления.
Содержание:
- Унарная система счисления
- Непозиционная система счисления
- Позиционная система счисления
- Представление числа в позиционной системе счисления
Задумывались ли вы над тем, почему при сложении тех или иных чисел получается строго определённое число? А почему мы обходимся всего десятью цифрами? Странные вопросы… Дело в том, что мы привыкли проводить вычисления, используя всего одну и ту же систему счисления. Однако это было так не всегда.
Системой счисления принято называть знаковую систему, в которой были приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записывают числа, мы называем цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления.
Для любой системы счисления, цифры которые служат для обозначения чисел, называемые узловыми; остальные числа (алгоритмические) получаются в результате операций над узловыми числами.
В Древнем Вавилоне узловыми числами выступали 1,10,60;
Системы счисления отличаются друг от друга выбором узловых чисел и способами образования алгоритмических чисел. В информатике выделяют такие виды систем счисления, как:
- унарная система;
- непозиционная система;
- позиционная система.
Унарная система
В самой древней и простой унарной системе счисления, для записи любых чисел использовался всего лишь один символ — в виде зарубки, выемки, узелка или камушка.
Чем больше зарубок — тем больше число. По сути, эта система является основой любого счёта. Унарная система, по-другому, ещё называется системой бирок.
Если вы думаете, что не пользуетесь этой системой счисления, тогда не считайте на пальцах!
Непозиционная система счисления
Для такой системы счисления количественный эквивалент (количественное значение) цифры в числе не зависит от её положения в записи числа.
Примерно в III тысячелетии до н.э. древние египтяне разработали десятичную непозиционную систему счисления, в которой для обозначения узловых чисел 1, 10, 100 использовались символы – иероглифы.
В большинстве непозиционных систем счисления новые числа образуются путём сложения узловых чисел.
Каноническим примером непозиционной системы счисления всегда приводится римская система счисления. В качестве узловых цифр здесь применялись заглавные буквы латинского алфавита:
I = 1,V = 5,
X = 10,
L = 50,
C = 100,
D = 500,
M = 1000
Например, II = 1 + 1 = 2
здесь символ I обозначает единицу независимо от места в числе.
Однако римская система не может быть полностью непозиционной, так как меньшая цифра, которая стоящая слева перед большей, должна вычитаться из неё:
IV = 4, в то время как:
VI = 6
Непозиционной системой счисления являлась и кириллическая система счисления — система счисления, применяемая на территории Древней Руси до XVIII века, основанная на алфавитной записи чисел с использованием кириллицы.
Позиционная система счисления
В позиционной системе счисления, количественный эквивалент цифры как раз зависит от её положения в записи числа. Основание позиционной системы счисления соответствует количеству цифр, которые составляют её алфавит.
Основным примером позиционной системы счисления является десятичная система записи чисел, к которой мы все так уже привыкли с детства, и в которой производим все основные математические вычисления.
Алфавитом десятичной системы являются цифры от 0 до 9. Образование чисел в ней происходит следующим образом: значения цифр умножаются на их «веса» соответствующих разрядов, а затем все полученные значения складываются.
Числительными русского языка, такое значением хорошо отражается, к примеру: «пять-сот семь-десят два».
Основанием позиционной системы счисления является любое натуральное число q>1. Алфавитом произвольной позиционной системы счисления с основанием q служат числа 0,1,…,q−1, каждое из которых записывается при помощи одного уникального символа; младшей цифрой всегда выступает 0.
Основными преимуществами любой позиционной системы счисления являются простота выполнения арифметических операций и небольшое количество символов, используемых в записи чисел.
Представление числа в позиционной системе счисления
В позиционной системе счисления с основанием q всякое число может быть представлено по формуле (развёрнутая форма записи):
где:
А — число;q — основание системы счисления;
ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;
n — количество целых разрядов числа;
m — количество дробных разрядов числа;
qi — «вес» i-го разряда.
Свёрнутой формой записи числа называется его представление в виде:
в качестве примера, возьмём десятичное число 21466,12. Его свёрнутая форма записи настолько привычна, что мы не замечаем, как в уме мы переходим сразу к развёрнутой записи, умножая цифры числа на «веса» разрядов и суммируя все полученные перемножения:
Десятичная система счисления, несмотря на свою универсальность, имеет большой недостаток — она избыточна, так как имеет большой алфавит. Для компьютерной техники наиболее удобной оказалась двоичная система счисления, поэтому мы рассмотрим её в следующем уроке.
Кодирование информации Двоичная система счисления
Перевод систем счисления – таблица, правила, формулы
В решении определенного класса задач иногда удобно записывать числовые значения в разных системах счисления. Разработан ряд унифицированных правил перевода чисел между системами. О том, как выполняется перевод систем счисления, рассказано в статье.
Что такое перевод систем счисления
Основанием системы счисления является величина, определяющая количество символов для записи числового значения. Например, основанием двоичной системы является число 2, пятеричной, соответственно – 5.
Рис. 1. Таблица: основание и алфавит различных систем счисления.Число 15 в десятичной системе при переводе в пятеричную равно 30, а в восьмеричной будет равно 17. Шестнадцатеричный эквивалент пятнадцати представляет собой букву F. Как так получается?
Рис. 2. Таблица соответствия десятичных и шестнадцатеричных чисел.Перевод чисел с участием десятичной системы счисления
В преобразовании чисел с участием десятичной системы приняты три строгих правила перевода.
1. Пересчет числового значения из десятичного формата в эквивалент другой системы счисления заключается в делении целой части и полученных частных, на величину основания будущей системы счисления. При этом остатки от деления записываются начиная с последнего.
Например, 15 из десятичной системы в восьмеричную переводится так: 15 / 8 = 1 (в остатке 7). Записываем итог, начиная с конечного и в данном случае единственного частного, и затем остаток. Получим 17.
Еще один пример: десятичное 125 в восьмеричной системе: 125 / 8 = 15 (5). Полученное частное больше, чем основание 8.
Продолжаем делить: 15 / 8 = 1 (7). Ответ записывается с последнего частного, а затем остатки от деления: 175.
Следует запомнить, что запись результата всегда начинает с последнего частного и остатков от деления в обратном порядке.
2. Преобразование части десятичного числа, записанной после запятой, выполняется с помощью обратной процедуры, то есть умножения, вычисляя одно за другим произведения дробных частей на основание будущей системы счисления и записывая последовательно цифры, полученные в целой части. Например, дробная часть числа 0,134 в двоичную систему переводится так (удобнее это делать столбиком):
0,134 * 2 = 0,268 (в целой части 0)
0,268 * 2 = 0,536 (0)
0,536 * 2 = 1,072 (слева от запятой 1)
0,072 * 2 = 0,144 (в целой части 0)
0,144 * 2 = 0,288 (0)
Произведения вычисляют до тех пор, пока не будет обеспечена заданная точность или в остатке не получится ноль. 4. Перевод между этими системами и двоичной системой удобнее всего выполнять с помощью таблицы перевода систем счисления:
Рис. 3. Таблица соответствия чисел в 2-, 8- и 16-й системах счисления.Каждое восьмеричное число представляется триадой (тремя элементами) двоичных знаков, каждое шестнадцатеричное – двоичной тетрадой (четыре элемента).
Например, 8 → 2: 134 ⇔ 001011100
16 → 2: 8F ⇔ 10001111
2 → 8: 110101 ⇔ 65
2 → 16: 11011000 ⇔ D8
Что мы узнали?
Переход между различными системами счисления выполняется по строго определенным правилам. Десятичные числа преобразуются в другие системы путем последовательного деления целой части и умножения дробной, обратный перевод выполняется с помощью полинома. Перевод между 2-, 8- и 16-ми системами выполняется по таблице.
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
CBSE Class 9 Математические системы счисления Формулы
Вам трудно справиться с математическими формулами и уравнениями? Математические формулы кажутся сложными для запоминания? Не о чем беспокоиться. Что, если мы скажем вам, что вам больше не нужно изо всех сил ломать все математические формулы 9-го класса? Да! Вы получите формулы системы счисления в таблицах формул по математике для класса 9, разработанных экспертами в предметной области Веданту. Этот лист включает все формулы системы счисления класса 9главы мудрые.
Где найти математические формулы для 9 класса?
CBSE Class 9 Математические формулы Все главы доступны для свободного доступа и пересмотра на Vedantu.com. Вы можете просто загрузить важные математические формулы и уравнения в формате PDF для 9-го класса, чтобы легко и быстро решать задачи и получать более высокие оценки на экзаменах Совета CBSE 9-го класса в Vedantu.
Система счисления Класс 9
Натуральные числа: Имеют числовую форму -1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10………обозначаются буквой N
Целые числа: представлены в числовой форме – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10….. …..обозначаются буквой W.
Целые числа : -9, -8, -7, -6, -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 обозначаются Z
Рациональные числа: Все числа, которые математически могут быть записаны в виде p/q, q ≠0, известны как рациональные числа, где p и q относятся к целым числам.
Иррациональные числа. Число s называется иррациональным, если его нельзя математически записать в виде p/q, где p и q — целые числа, а q ≠ 0,9.0003
Десятичное расширение: такое алгебраическое расширение в десятичной форме рационального числа является либо завершающим, либо не прекращающимся повторением. Следовательно, мы можем сказать, что число, чье десятичное представление является либо конечным, либо неконечным/повторяющимся, является тем, что мы называем рациональным числом. Имеются следующие свойства десятичного расширения:
Для иррационального числа десятичное расширение не прекращается и не повторяется.
Все рациональные и иррациональные числа можно сложить вместе.
Мы можем составить набор действительных чисел.
Вещественное число может быть как рациональным, так и иррациональным.
Если r рационально, а s иррационально, то r + s, r — s, r . s всегда будет иррациональным числом, однако r/s может быть как рациональным, так и иррациональным
Мы можем представить каждое иррациональное число на числовой прямой, используя теорему Пифагора.
Рационализация — это метод извлечения квадратных корней из знаменателя. Например, для математического выражения 2 + √6/√4, чтобы удалить, мы умножим как числитель, так и знаменатель на √4.
Важная система счисления Формула класса 9
1. Формулы полиномиальных выражений
Биномиальная | (2x + 3y), (3x − 2y) и т. д. |
Одночлен | 3, 2x, 23y и т.д. 5 и т. д. |
Линейный многочлен | x+2, 3x + 5 и т. д. |
Квадратичный полином | ax2 + bx + c и т. д. |
Биквадратный полином | х4 + 5х3 + 2х2 + 3 |
Кубический многочлен | x3 + 4×2 + 5 и т. д. |
0058
Уравнение прямой
ax + by + c = 0
Уравнение окружности
x² +y² =r²
Здесь ‘r’ обозначает радиус окружности
Уравнение эллипса
x²/a²+y²/b²=1
Уравнение параболы
y² = 4ax
Уравнение гиперболы
x²/a² — y²/b² =1
Угол между двумя линиями
Формула расстояния
√(x2−x1)²+(y2 −y1)²
3. Формулы для окружностей
Площадь круга | πr² |
Диаметр окружности | 2r |
Длина окружности | 2πr | 900 71
Угол сектора окружности | θ = (360/(πr) |
Площадь сектора | (θ/ 2)×r² |
Площадь кругового кольца | π × (R²−r²) |
r = радиус внутренней окружности. R = радиус внешней окружности. θ = Угол между двумя радиусами. |
Как выучить все формулы математических систем счисления 9 класса CBSE?
Системы счисления включают в себя различные формулы, такие как длина окружности, полиномиальные выражения, формула расстояния и т. д. Если вы не выучите все формулы должным образом, вы можете запутаться и не сможете решить вопрос. Вот несколько советов о том, как выучить все формулы CBSE Class 9.Системы счисления по математике:
Когда вы изучаете любую формулу Системы счисления по математике 9 класса CBSE, вы должны просмотреть ее определения и пояснения, данные в учебнике, чтобы понять, о чем эта формула.
После изучения формулы необходимо использовать решенные примеры в учебниках и справочниках, чтобы понять, как ее применять и правильно решить вопрос.
Математика CBSE класса 9 Формулы систем счисления — Система счисления, Важная формула системы счисления и часто задаваемые вопросы, доступные на Vedantu, содержат объяснения простым языком. Вы можете использовать нашу платформу, чтобы пересмотреть эти формулы и улучшить свое понимание систем счисления.
После того, как вы выучите все формулы, попробуйте решить вопросы на основе математических систем счисления 9 класса CBSE. Практикуя эти вопросы, вы научитесь использовать формулу в вопросе и улучшите свои математические навыки.
Изучая формулы математических систем счисления 9 класса CBSE, вы также должны узнать, как они были получены. Изучив вывод формулы, вы сможете более четко понять ее концепцию.
Почему системы счисления важны для учащихся 9 класса CBSE, изучающих математику?
Математика является важным предметом для учащихся 9 класса CBSE. Учебная программа CBSE Class 9 по математике включает в себя множество важных понятий, которые необходимо изучить. Системы счисления являются одним из таких понятий. Изучение систем счисления действительно полезно, поскольку облегчает понимание других концепций математики для 9-го класса.
Ниже приведены некоторые другие причины, по которым вам следует изучать системы счисления:
CBSE Class 9Математические формулы систем счисления — Система счисления, Важная формула системы счисления и часто задаваемые вопросы помогут вам лучше понять действительные числа, целые числа, натуральные числа и целые числа.
Знакомство с системами счисления по математике 9 класса CBSE поможет вам с легкостью освоить другие понятия из вашей программы по математике.
Системы счисления содержат множество формул, включая полиномиальные функции, окружности и геометрию. Таким образом, изучение систем счисления по математике класса 9 CBSE также поможет вам в решении вопросов, основанных на этих темах.
Системы счисления CBSE по математике класса 9 имеют значительный вес на экзамене по математике класса 9.
Если вы тщательно изучите эту концепцию, вы сможете хорошо набрать баллы на экзамене.
Натуральные, целые, рациональные, иррациональные, вещественные и другие ,2,3,4,5 и т.д. Там бесконечно много натуральных чисел. Набор натуральных чисел {1,2,3,4,5,…}, иногда пишется
N для краткости.целых чисел являются натуральными числами вместе с 0.
(Примечание: некоторые учебники расходятся во мнениях и говорят, что натуральные числа включают 0.)
Сумма любые два натуральных числа также являются натуральным числом (например, 4+2000=2004), а произведение любых двух натуральных чисел — натуральное число (4×2000=8000). Этот однако это неверно для вычитания и деления.
Целые числа
Целые числа представляют собой набор действительных чисел, состоящий из натуральных чисел, их аддитивных инверсий и нуля.
{…,−5,−4,−3,−2,−1,0,1,2,3,4,5,…}
Набор целых чисел иногда пишется J или Z для краткости.
сумма, произведение и разность любых двух целых чисел также являются целыми числами. Но это неверно для деления… просто попробуйте 1÷2.
Рациональные числа
Рациональные числа те числа, которые могут быть выражены как отношение между два целых числа. Например, дроби 13 и −11118 равны рациональное число. Все целые числа входят в число рациональных, так как любое целое число z может быть записано как отношение z1.
Все десятичные дроби, которые заканчиваются, являются рациональными числами (поскольку 8.27 можно записать как 827100). которые имеют повторяющийся шаблон после некоторого момента, также являются рациональными: например,
0,0833333….=112.
Множество рациональных чисел замкнуто относительно всех четырех основных операций, то есть для любых двух рациональных чисел их сумма, разность, произведение и частное также являются рациональными числами (если мы не делим на 0).
Иррациональные числа
иррациональное число — это число, которое нельзя записать в виде отношения (или дроби). В десятичной форме оно никогда не заканчивается и не повторяется. древние греки обнаружили, что не все числа рациональны; там уравнения, которые нельзя решить, используя отношения целых чисел.
Первое такое уравнение для изучения было 2=x2. Что число, умноженное на себя, равно 2?
2=1.41421356237309…
Другие известные иррациональные числа золотое сечение , число с большим значение для биологии:
1+52=1,61803398874989…
π (пи), отношение длины окружности к ее диаметру:
π=3,14159265358979…
и e, самое важное число в исчислении:
e=2,71828182845904…
Иррациональные числа могут быть далее подразделены на алгебраических чисел, которые являются решениями некоторых полиномиальных уравнений (таких как 2 и золотое сечение), и
Вещественные числа
Вещественные числа — это набор чисел, содержащий все рациональные числа и все иррациональные числа. Настоящие числа — это «все числа» на числовой прямой. Существует бесконечно много действительных чисел, так же как бесконечно много чисел в каждом из других наборов чисел. Но можно доказать, что бесконечность действительных чисел равна 9.0351 больше
«Меньший», или исчисляемое бесконечность целых чисел и рациональные числа иногда называют ℵ0 (алеф-ноль), и несчетная бесконечность реалов называется ℵ1 (алеф-один).
Есть еще «большие» бесконечности, но для этого вам нужно пройти курс теории множеств!
Комплексные числа
Комплексные числа множество {a+bi | a и b — действительные числа}, где i — мнимая единица, −1. (нажмите здесь для подробнее о мнимых числах и операциях с комплексными числами).
Комплексные числа включают множество действительных чисел.