Как проверить варистор мультиметром — пошаговая инструкция с видео
Один из этапов ремонта любого радиотехнического (электронного) устройства – диагностика всех его элементов. Это объясняется тем, что во многих случаях визуально «вычислить» неисправную деталь невозможно. Варистор в различных схемах встречается довольно часто, так как обеспечивает эффективную защиту отдельных участков цепи от резких скачков напряжения, что нередко происходит в процессе эксплуатации аппаратуры.
Проверку варистора рекомендуется проводить обычным мультиметром, который всегда под рукой у хорошего хозяина. С тем, как это сделать, мы и разберемся.
Варистор – одна из разновидностей сопротивления, имеющая нелинейную характеристику. Данный резистор, включаемый параллельно участку схемы, который он должен защищать, в обычном режиме бездействует, не оказывая никакого влияния на ее параметры. Но при возникновении резкого скачка напряжения, превышающего допустимые пределы рабочего значения, сопротивление варистора уменьшается (иногда чуть не до нуля), и он «принимает» на себя этот импульс (шунтирует цепь). То есть излишек энергии электрической из схемы «удаляется» и преобразуется на данном резисторе в тепловую. В этом и заключается принцип защиты эл/цепи от перегрузки.
Проверка варистора мультиметром
Критерий оценки исправности детали – ее сопротивление. Коротко можно сказать так – чем его значение выше, тем лучше. Если оно сравнительно небольшое, то целесообразность дальнейшего использования радиодетали довольно сомнительна. Необходимо заменить.
Что сделать:
- Отпаять хотя бы один вывод варистора. Его проверка мультиметром в схеме, как правило, дает неверный результат. Причина понятна – «прозвонка» может идти по другим цепям.
- Переключатель тестового прибора перевести в режим «измерение сопротивления» (предел – максимальный).
После этого достаточно приложить щупы мультиметра к выводам варистора и посмотреть на индикатор (шкалу). Измерение производится дважды, со сменой полярности подключения прибора.
Что учесть при проверке
Во многих источниках указывается, что номинал любого сопротивления имеет определенный допуск, в пределах которого он может отклоняться от обозначенного на корпусе значения. Здесь чистая арифметика. Если резистор на 150 Ком, а погрешность 10%, это значит, что при проверке мультиметром сопротивление может лежать в пределах от 135 до 165 (КОм).
Этим нередко и руководствуются малоопытные радиолюбители. Варисторы же обозначаются по-другому. После литер «СН» (сопротивление нелинейное) стоят цифры, указывающие на особенности использованного материала и конструкции этого резистора. Следующее за ними число, после которого стоит символ «± … %», показывает предельное напряжение и допуск. Поэтому исправность варистора определяется приблизительно, по величине измеренного сопротивления. Оно должно быть как можно больше (о чем уже сказано выше).
Если номинал всего несколько КОм, то варистор следует заменить. Даже при отсутствии обрыва токопроводящего слоя велика вероятность того, что с такой радиодеталью схема в некоторых случаях будет работать некорректно. Как результат – сбои во всей аппаратуре.
Как проверить варистор тестером — Морской флот
Если при ремонте кондиционера вы обнаружили на плате сгоревший предохранитель не спешите его тут же менять, вначале выясните причину по которой он сгорел.
Скорее всего это произошло из-за скачков напряжения в сети.
При измерении в сети напряжение питания оно постоянно колеблется,причём не всегда в пределах безопасных для кондиционеров.
Плюс к этому в сети всегда присутствуют короткие импульсы напряжением в несколько киловольт. Происходит это из-за постоянного отключения и включения индуктивной и ёмкостной нагрузки (электродвигатели,трансформаторы и т. д.), а также из-за атмосферного электричества.
Кондиционеры, как и любую другую электронную технику защищают на этот случай варисторами. Точнее электронную начинку кондиционера-плату управления.
Стандартная схема подключения варистора
параллельно защищаемой нагрузке подключают варистор VA1, а перед ним ставят предохранитель F1:
Принцип действия варистора
По сути варистор представляет собой нелинейный полупроводниковый резистор, проводимость которого зависит от приложенного к нему напряжения. При нормальном напряжении варистор пропускает через себя пренебрежительно малый ток, а при определённом пороговом напряжении он открывается и пропускает через себя весь ток. Таким образом он фильтрует короткие импульсы, если же импульс будет более длинным, и ток идущий через варистор превысит номинальный ток срабатывания предохранителя, то он попросту сгорит, обесточив и защитив нагрузку.
Маркировка варисторов
Существует огромное количество варисторов разных производителей, с разным пороговым напряжение срабатывания и рассчитанные на разный ток. Узнать какой стоял варистор можно по его маркировке. Например маркировка варисторов CNR:
CNR-07D390K , где:
- CNR- серия, полное название CeNtRa металлоксидные варисторы
- 07- диаметр 7мм
- D — дисковый
- 390 — напряжение срабатывания, рассчитываются умножением первых двух цифр на 10 в степени равной третьей цифре, то есть 39 умножаем на 10 в нулевой степени получатся 39 В, 271-270 В и т. д.
- K — допуск 10 %, то есть разброс напряжения может колебаться от номинального на 10 % в любую сторону.
Как же найти на плате варистор?
По схеме приведённой выше, видно что этот элемент находится рядом с предохранителем в месте прихода на плату проводов питания. Обычно это диск жёлтого или тёмно-зелёного цвета.
На фото варистор указан красной стрелкой. Можно было подумать что варистор это синяя деталь, покрытая чёрной копотью, но на увеличении видно трещины на корпусе варистора, от которого покрылись нагаром расположенные рядом детали.Хорошо это видно и с обратной стороны, где написаны условные обозначения. Даже если их не будет, распознать варистор можно, зная что он подсоединён параллельно нагрузке или по маркировке на его корпусе.
VA1- это варистор, а синяя деталь рядом это конденсатор-С70.
Не путайте их, по форме они одинаковые, так что ориентируйтесь на маркировку и условные обозначения на плате.
После того как вы нашли варистор, его нужно выпаять, чтобы потом на его место установить новый.Для выпаивания варисторов я обычно использую газовый паяльник, потому что не всегда в месте ремонта есть электропитание — на строящемся объекте, на крыше, например.Ещё очень удобно пользоваться оловоотсосом -разогреть место пайки и оловоотсосом удалить расплавившийся припой.
Но для этих целей вполне подойдёт пинцет или обычные плоскогубцы-нужно захватить ножку детали и вытянуть когда припой расплавится.Если у вас плохо плавится припой, то скорее всего он на плате высокотемпературный-так называемый бессвинцовый (может заметили на моей плате надпись PbF — плюмбум фри). В этом случае нужно или увеличить температуру жала паяльника или же капнуть сверху другого более низкотемпературного, место пайки расплавится и можно будет удалить деталь. После этого вставляем новый варистор и припаиваем его.
Для пайки очень удобно пользоваться припоем в виде проволоки у которого внутри уже есть флюс.
Ещё обратите внимание, что большинство плат — двусторонние, поэтому припаивать ножки детали нужно с обеих сторон платы, так как нередко бывает что ножка детали выполняет роль перемычки между дорожками с разных сторон платы.
После замены варистора остаётся только поставить новый предохранитель и установить плату на место.
Обычно в платах кондиционера стоят варисторы на напряжение 470 В, и предохранители номиналом от 0.5 А до 5 А. Поэтому рекомендую всегда иметь при себе небольшой запас этих деталей.
Для тех, кто хочет нагляднее увидеть процесс , выкладываю видео урок:
Для тех кому требуется отремонтировать плату, путём замены варистора, помогут наши сервисные специалисты, цены смотрите здесь.
Проверка варистора с помощью тестера или мультиметра – это полезный навык для радиолюбителей и людей, которые сами с руками и любят заняться ремонтом сломанной техники самостоятельно. Речь об этом пойдет в данной статье.
Для чего предназначен варистор и что он делает, достаточно подробно расписано в данной статье – статья о варисторе.
Но немного вспомним: варистор предназначен для защиты переменных либо постоянных цепей от перенапряжения. Он стоит параллельно защищаемой цепи и в обычном состоянии имеет высокое сопротивление. При достижении порогового напряжения, которое зависит от марки варистора, у него понижается сопротивление с очень большого, до очень маленького. Варистор поглощает это перенапряжение и рассеивает его в атмосфере в виде тепла. Тем самым он удаляет из схемы излишек энергии, тем самым защищает цепь от выхода из строя.
Теперь приступим к проверке. Перед тем как использовать тестер осмотрите внимательно радиоэлемент. Возможно на нем будут следы подгорания, сколы или он вовсе разломался. Внимательный осмотр избавит вас от лишнего труда, хоть проверка с помощью прибора не занимает много усилий, но все же. Так же варистор может терять свои свойства в течении времени, от внешних условий и в процессе старения – на это тоже стоит обратить внимание.
Проверка по сопротивлению
Перед проверкой нам нужно выпаять один из выводов варистора, делает это для того, чтобы предотвратить утечку тока по другим элементам цепи, что сделает наши измерения не верными, а результат будет ложным.
Теперь переключим наш мультиметр в режим измерения сопротивления на максимальное значение и измерим сопротивление варистора. Если тестер показывает единицу, либо очень высокое сопротивление(МоМы) – то варистор исправен. Но если там низкое сопротивление, то такой радиоэлемент использовать не стоит, иначе в аварийном режиме может сгореть вся схема.
Проверка по ёмкости
Если ваш прибор обладает такой функций как проверка емкости, то вы можете попробовать второй метод проверки исправности варистора, но для этого нужно иметь справочник. У каждого варистора есть своя емкость. Смотрим указанную для вашей модели и сравниваем справочное значение в реальным. Если емкость примерно такая (не стоит забывать о отклонениях), как указана в описании, то варистор тоже исправен.
Заключение
Мы разобрали два варианта как прозвонить варистор с помощью тестера. Кроме мультиметра можно использовать приборы для измерения сопротивления или емкости. Как видно, ничего сложного в этом нет.
Причины неисправности
Варисторы устанавливают параллельно защищаемой цепи, а последовательно с ним ставят предохранитель. Это нужно для того, чтобы, когда варистор сгорит, при слишком сильном импульсе перенапряжения сгорел предохранитель, а не дорожки печатной платы.
Единственной причиной выхода из строя варистора является резкий и сильный скачок напряжения в сети. Если энергия этого скачка большая, чем может рассеять варистор — он выйдет из строя. Максимальная рассеиваемая энергия зависит от габаритов компонента. Они отличаются диаметром и толщиной, то есть, чем они больше — тем больше энергии способен рассеять варистор.
Скачки напряжения могут возникать при авариях на ЛЭП, во время грозы, при коммутации мощных приборов, особенно индуктивной нагрузки.
Способы проверки
Любой ремонт электроники и электрооборудования начинается с внешнего осмотра, а потом переходят к измерениям. Такой подход позволяет локализовать большую часть неисправностей. Чтобы найти варистор на плате посмотрите на рисунок ниже — так выглядят варисторы. Иногда их можно перепутать с конденсаторами, но можно отличить по маркировке.
Если элемент сгорел и маркировку прочесть невозможно — посмотрите эту информацию на схеме устройства. На плате и в схеме он может обозначаться буквами RU. Условное графическое обозначение выглядит так.
Есть три способа проверить варистор быстро и просто:
- Визуальный осмотр.
- Прозвонить. Это можно сделать муьтиметром или любым другим прибором, где есть функция прозвонки цепи.
- Измерением сопротивления. Это можно сделать омметром с большим пределом измерений, мультиметром или мегомметром.
Варистор выходит из строя, когда через него проходит большой или длительный ток. Тогда энергия рассеивается в виде тепла, и если её количество больше определённого конструкцией — элемент сгорает. Корпус этих компонентов выполняется из твердого диэлектрического материала, типа керамики или эпоксидного покрытия. Поэтому при выходе из строя чаще всего повреждается целостность наружного покрытия.
Можно визуально проверить варистор на работоспособность — на нем не должно быть трещин, как на фото:
Следующий способ — проверка варистора тестером в режиме прозвонки. Сделать это в схеме нельзя, потому что прозвонка может сработать через параллельно подключенные элементы. Поэтому нужно выпаять хотя бы одну его ножку из платы.
Важно: не стоит проверять элементы на исправность не выпаивая из платы – это может дать ложные показания измерительных приборов.
Так как в нормальном состоянии (без приложенного к выводам напряжения) сопротивление варистора большое — он не должен прозваниваться. Прозвонку выполняют в обоих направлениях, то есть два раза меняя местами щупы мультиметра.
На большинстве мультиметров режим прозвонки совмещен с режимом проверки диодов. Его можно найти по значку диода на шкале селектора режимов. Если рядом с ним есть знак звуковой индикации — в нем наверняка есть и прозвонка.
Другой способ проверки варистора на пробой мультиметром является измерение сопротивления. Нужно установить прибор на максимальный предел измерения, в большинстве приборов это 2 МОма (мегаомы, обозначается как 2М или 2000К). Сопротивление должно быть равным бесконечности. На практике оно может быть ниже, в пределах 1-2 МОм.
Интересно! То же самое можно сделать мегаомметром, но он есть далеко не у каждого. Стоит отметить, что напряжение на выводах мегаомметра не должно превышать классификационное напряжение проверяемого компонента.
На этом заканчиваются доступные способы проверки варистора. В этот раз мультиметр поможет радиолюбителю найти неисправный элемент, как и в большом количестве других случаев. Хотя на практике мультиметр в этом деле не всегда нужен, потому что дело редко заходит дальше визуального осмотра. Заменяйте сгоревший элемент новым, рассчитанным на напряжение и диаметром не меньше чем был сгоревший, иначе он сгорит еще быстрее предыдущего.
Как проверить варистор мультиметром не выпаивая
Скачки напряжения – бич электрических сетей, поэтому существует различные приборы, которые защищают последние от перепадов. Так как скачки могут быть разными по величине, то и приборы специально подбираются под данное значение. К примеру, варисторы устанавливаются в электрических цепях для их защиты от скачков значительной величины. Но, как и все элементы, варисторы иногда выходят из строя, и причин тому несколько. Но нас в этой статье будет интересовать другой вопрос – как проверить варистор мультиметром? На него и будем отвечать, дополняя информацией о самом радиоэлементе.
Защита электрических схем
Перед тем как отвечать на вопрос, как проверить варистор, необходимо понять, в каких конкретных целях он используется. Наверное, не стоит говорить о том, что защита электрических цепей – это основное требование их корректной работы. Все дело в том, что проводка и приборы в сети обладают определенной изоляцией, которая соответствует номинальному напряжению. То есть, превышение этого показателя тут же влияет на качество изоляции. И если высокое напряжение будет действовать долго, то изоляция будет пробита. Так что до короткого замыкания не так и долго остается.
Но существует такое понятие, как рабочее напряжение. Оно отличается от номинального, и разница (в большую или меньшую сторону) не должна превышать определенный уровень, который обычно называется максимальное рабочее напряжение. В электрических сетях появляются и другие разновидности, которые действуют краткосрочно, правда их величина может быть очень большой. Такое напряжение называется импульсным. Именно для защиты от него в электрические сети устанавливается варистор.
Варистор – применение и проверка
Варистор – это полупроводниковый резистор нелинейного типа. Принцип работы варистора очень прост. Его обычно подключают к защищаемой цепи, участку, приборам параллельно. Он совершенно бездействует, пока в цепи напряжение не переходит черту максимально допустимого значения. То есть, когда возникает импульс, сопротивление самого радиоприбора резко уменьшается, через него проходит ток, нагрузка шунтируется и поглощенная таким образом электроэнергия переходит в энергию тепловую.
Проверка варистора мультиметром
Теперь о том, как правильно проверить данный радиоприбор на его пригодность. Самый лучший вариант – это проверка мультиметром. Варисторы проверяются на сопротивление. Если эта характеристика, показываемая мультиметром, большая, то сам прибор находится в отличном состоянии. Если величина малая, то этот элемент лучше нигде не использовать.
Итак, давайте рассмотрим, как пользоваться мультиметром, для определения сопротивления. Запомните, что этот тестовый прибор может измерять напряжение и силу тока. Напомним, что при проверке постоянного напряжения, тестер выставляется в позицию «ACV», при проверке переменного в позицию «DCV». Но нас интересует именно проверка сопротивления.
Если варистор впаян в схему, то его один конец надо обязательно отпаять, чтобы другие элементы цепи не влияли на корректность снятия показаний. Тестер переключается в режим сопротивления. С помощью рукоятки на мультиметре выставляется величина, обозначенная в кОм, соответствующая величине сопротивления самого варистора, которое указывается на корпусе прибора. Обязательно надо учитывать допуск величины. К примеру, если данный показатель варистора составляет 200 кОм, то с учетом допуска (15%) проверку можно проводить в пределах от 170 до 230 кОм. Если выявляется, что параметр элемента больше или меньше этих значений, то его можно считать неисправным.
Если при ремонте кондиционера вы обнаружили на плате сгоревший предохранитель не спешите его тут же менять, вначале выясните причину по которой он сгорел.
Скорее всего это произошло из-за скачков напряжения в сети.
При измерении в сети напряжение питания оно постоянно колеблется,причём не всегда в пределах безопасных для кондиционеров.
Плюс к этому в сети всегда присутствуют короткие импульсы напряжением в несколько киловольт. Происходит это из-за постоянного отключения и включения индуктивной и ёмкостной нагрузки (электродвигатели,трансформаторы и т. д.), а также из-за атмосферного электричества.
Кондиционеры, как и любую другую электронную технику защищают на этот случай варисторами. Точнее электронную начинку кондиционера-плату управления.
Стандартная схема подключения варистора
параллельно защищаемой нагрузке подключают варистор VA1, а перед ним ставят предохранитель F1:
Принцип действия варистора
По сути варистор представляет собой нелинейный полупроводниковый резистор, проводимость которого зависит от приложенного к нему напряжения. При нормальном напряжении варистор пропускает через себя пренебрежительно малый ток, а при определённом пороговом напряжении он открывается и пропускает через себя весь ток. Таким образом он фильтрует короткие импульсы, если же импульс будет более длинным, и ток идущий через варистор превысит номинальный ток срабатывания предохранителя, то он попросту сгорит, обесточив и защитив нагрузку.
Маркировка варисторов
Существует огромное количество варисторов разных производителей, с разным пороговым напряжение срабатывания и рассчитанные на разный ток. Узнать какой стоял варистор можно по его маркировке. Например маркировка варисторов CNR:
CNR-07D390K , где:
- CNR- серия, полное название CeNtRa металлоксидные варисторы
- 07- диаметр 7мм
- D — дисковый
- 390 — напряжение срабатывания, рассчитываются умножением первых двух цифр на 10 в степени равной третьей цифре, то есть 39 умножаем на 10 в нулевой степени получатся 39 В, 271-270 В и т. д.
- K — допуск 10 %, то есть разброс напряжения может колебаться от номинального на 10 % в любую сторону.
Как же найти на плате варистор?
По схеме приведённой выше, видно что этот элемент находится рядом с предохранителем в месте прихода на плату проводов питания. Обычно это диск жёлтого или тёмно-зелёного цвета.
На фото варистор указан красной стрелкой. Можно было подумать что варистор это синяя деталь, покрытая чёрной копотью, но на увеличении видно трещины на корпусе варистора, от которого покрылись нагаром расположенные рядом детали.Хорошо это видно и с обратной стороны, где написаны условные обозначения. Даже если их не будет, распознать варистор можно, зная что он подсоединён параллельно нагрузке или по маркировке на его корпусе.
VA1- это варистор, а синяя деталь рядом это конденсатор-С70.
Не путайте их, по форме они одинаковые, так что ориентируйтесь на маркировку и условные обозначения на плате.
После того как вы нашли варистор, его нужно выпаять, чтобы потом на его место установить новый.Для выпаивания варисторов я обычно использую газовый паяльник, потому что не всегда в месте ремонта есть электропитание — на строящемся объекте, на крыше, например.Ещё очень удобно пользоваться оловоотсосом -разогреть место пайки и оловоотсосом удалить расплавившийся припой.
Но для этих целей вполне подойдёт пинцет или обычные плоскогубцы-нужно захватить ножку детали и вытянуть когда припой расплавится.Если у вас плохо плавится припой, то скорее всего он на плате высокотемпературный-так называемый бессвинцовый (может заметили на моей плате надпись PbF — плюмбум фри). В этом случае нужно или увеличить температуру жала паяльника или же капнуть сверху другого более низкотемпературного, место пайки расплавится и можно будет удалить деталь. После этого вставляем новый варистор и припаиваем его.
Для пайки очень удобно пользоваться припоем в виде проволоки у которого внутри уже есть флюс.
Ещё обратите внимание, что большинство плат — двусторонние, поэтому припаивать ножки детали нужно с обеих сторон платы, так как нередко бывает что ножка детали выполняет роль перемычки между дорожками с разных сторон платы.
После замены варистора остаётся только поставить новый предохранитель и установить плату на место.
Обычно в платах кондиционера стоят варисторы на напряжение 470 В, и предохранители номиналом от 0.5 А до 5 А. Поэтому рекомендую всегда иметь при себе небольшой запас этих деталей.
Для тех, кто хочет нагляднее увидеть процесс , выкладываю видео урок:
Для тех кому требуется отремонтировать плату, путём замены варистора, помогут наши сервисные специалисты, цены смотрите здесь.
Как гласит вездесущая Википедия — варистор — это резистор, сопротивление которого способно изменяться в зависимости от входящего на него напряжения, обладает нелинейной характеристикой и имеет два вывода. Может резко уменьшать сопротивление в случае увеличения величины подаваемого на него напряжения. В нашей статье, мы расскажем, как использовать мультиметр в проверке варистора, если есть подозрения, что он вышел из строя.
Свойства варистора
Основное свойство варистора заключается в его особенности сокращать своё собственное сопротивление в зависимости от поступающего на него напряжения. Чем выше подаётся напряжение, тем более меньшим сопротивлением он начинает обладать. Варисторы подключаются в электрическую плату параллельно защищаемому устройству, в штатном режиме варистор работает при номинальном напряжении того устройства, которое он защищает.
В обычном режиме электричество проходящее сквозь варистор ничтожно мало, и поэтому он в подобных условиях выполняет роль изолятора.
Если возникает резкий скачок электричества варистор из-за нелинейной своей характеристики мгновенно сокращает значение своего сопротивления до десятых долей Ома и снимает нагрузку с общей сети, защищая ее, излучая теплом излишек полученной энергии. В подобных ситуациях сквозь варистор может мгновенно проходить напряжение силой в тысячи ампер.
Варистор совершенно безынерционный прибор, как только увеличивается напряжение в сети, в нём тотчас же падает его сопротивление.
Принцип действия и применение
Варисторы, это особый вид резисторов, главное свойство которых, способность менять свое напряжение в диапазоне от тысячи мега Ом, до нескольких десятков Ом при подаче через них тока, сила которого выше их пороговой величины.
Благодаря параллельному включению их в цепь, в случае резкого скачка напряжения весь ток проходит сквозь варисторы, минуя основную цепь прибора.
Точно, как и газоразрядник, варистор прибор многократного использования, только он намного быстрее возвращает свое первоначальное значение сопротивления падения напряжения.
После изучения теоретических основ, можно заняться тестированием
Проведение проверки варистора мультиметром
Для проведения этой уникальнейшей операции, нам необходимы следующие приспособления:
- Первым делом, конечно же отвертка (обычно требуется фигурная). Чтобы пробраться до платы, необходимо вскрыть корпус устройства, а тут как известно без неё не обойтись.
- Требуется запастись будет еще и щёткой. Она нужна будет, чтобы очистить плату от накопившейся пыли. Из практики уже известно, что в блоках питания всегда ее скапливается очень много, особенно если устройство оснащено собственным охлаждением (вентилятором), характерный пример, – блок питания компьютера.
- Важная вещь в подобной процедуре — паяльник. Без него никак. Нужно отпаять и обратно припаять варистор. Как правило внутри силовых блоков большие дорожки на платах и совершенно нет мелких деталей, поэтому можете смело пользоваться паяльником до 75 Вт.
- Канифоль и припой (наверное, наиболее необходимое. Припаять обратно деталь без них не получится).
- Мультиметр (электронный или аналоговый), чтобы иметь возможность замерить сопротивление.
Как только весь инструментарий будет готов, можно приступать к операции. Главное придерживайтесь схемы и все получится как нужно:
- Вскрываем устройство. Детально рассказать, как это сделать сложновато, ведь конструкции разных приборов разнятся между собой. В любом случае, всю эту техническую информацию Вы можете найти в паспорте устройства, в интернете (на различных тематических форумах и сайтах).
- Как только доберётесь до печатной платы, постарайтесь очистить её от пыли. Работайте как можно более аккуратно, чтобы не нанести вред радиодеталям. Отмечены случаи, когда излишнее усердие наносило больше вреда, чем пользы, так как щетина на щетке царапала тот или иной компонент схемы.
- Когда с пылью будет покончено, найдите варистор. Его отличает настолько специфический вид, что перепутать его невозможно.
- Найдя на плате варистор, прежде всего тщательно осмотрите его. Если видны трещинки, какие-либо сколы, либо другие механические повреждения корпуса, то это уже говорит о неисправности.
- Если были обнаружена какие-либо нарушения целостности корпуса, то выпаиваем повреждённый элемент, а вместо него ставим точно такой же или аналогичный. Найти замену Вы можете самостоятельно, ориентируясь на указанную на варисторе информацию, либо обратитесь к специалисту.
- Если при тщательном зрительном осмотре видимых повреждений не обнаружено, то следует пустить в ход мультиметр, конечно предварительно будет необходимо выпаять деталь с платы. Цепляем щупы мультиметра к нашей детали и выставляем режим замера максимального сопротивления.
- Щупы тестера прижимаем к ножкам варистора и замеряем сопротивление. В идеале мультиметр должен показать высокие значения до бесконечности. Если перед Вами другое значение, то это говорит о неисправности варистора и его необходимо заменить.
- Во время измерений, внимательно следите, чтобы не коснуться руками щупов мультиметра. Иначе он будет показывать сопротивление вашего тела. Если есть необходимость заменяем варистор и собираем корпус устройства обратно.
Измерение сопротивления и проверка варистора, может быть осуществлена двумя способами.
Вариант 1
Первоначально проводим визуальный осмотр. Для этого отключаем аппарат от питания, вскрываем корпус и определяем где находится предохранитель. Далее извлекаем его и проверяем. Если предохранитель перегорел или негоден, то он заменяется. И только когда мы проверили предохранитель и заменили, переходим к нахождению и тестированию варистора. Его сложно не заметить, так как он выкрашен обычно в красные, синие или жёлтые цвета. Это маленький дискообразный элемент. Обычно крепится на предохраняющем держателе.
Далее отсоединяем любой из проводов, для этого нагреваем его паяльником и извлекаем варистор с платы при помощи плоскогубцев.
Сама проверка основана на замере показателя сопротивления: включаем тестер, переводим его в позицию замера сопротивления; фиксируем жала щупов на выводах варистора. Далее проводится замер.
Вариант 2
Другой способ берет за основу данные из инструкции или спецификации устройства для определения показателей нормальной работы варистора. За символом «CH», которым обозначается нелинейное сопротивление, указано значение, которое производитель заложил в конструкцию или которые свойственны тому материалу, из которого изготовлен варистор. Значения, сопровождаемые маркировкой «B±…%», показывают уровень предельного сопротивления и допуск.
Если для элемента не предоставлена спецификация, наиболее подходящим будет именно первый вариант.
Трактовка результатов
Проведя наружный осмотр и проверку мультиметром, мы можем определиться с исправностью детали либо убедиться в необходимости его замены. Сопротивление неисправного варистора как правило выше 100 Ом. Если в результате тестирования прибор показывает свыше 1 миллиона Ом, то такой варистор замене не подлежит.
Как проверить варистор мультиметром не выпаивая — Строительные инструменты
Если при ремонте кондиционера вы обнаружили на плате сгоревший предохранитель не спешите его тут же менять, вначале выясните причину по которой он сгорел.
Скорее всего это произошло из-за скачков напряжения в сети.
При измерении в сети напряжение питания оно постоянно колеблется,причём не всегда в пределах безопасных для кондиционеров.
Плюс к этому в сети всегда присутствуют короткие импульсы напряжением в несколько киловольт. Происходит это из-за постоянного отключения и включения индуктивной и ёмкостной нагрузки (электродвигатели,трансформаторы и т. д.), а также из-за атмосферного электричества.
Кондиционеры, как и любую другую электронную технику защищают на этот случай варисторами. Точнее электронную начинку кондиционера-плату управления.
Стандартная схема подключения варистора
параллельно защищаемой нагрузке подключают варистор VA1, а перед ним ставят предохранитель F1:
Принцип действия варистора
- По сути варистор представляет собой нелинейный полупроводниковый резистор, проводимость которого зависит от приложенного к нему напряжения. При нормальном напряжении варистор пропускает через себя пренебрежительно малый ток, а при определённом пороговом напряжении он открывается и пропускает через себя весь ток.
- Таким образом он фильтрует короткие импульсы, если же импульс будет более длинным, и ток идущий через варистор превысит номинальный ток срабатывания предохранителя, то он попросту сгорит, обесточив и защитив нагрузку.
Маркировка варисторов
- Существует огромное количество варисторов разных производителей, с разным пороговым напряжение срабатывания и рассчитанные на разный ток. Узнать какой стоял варистор можно по его маркировке.
- Например маркировка варисторов CNR:
Как проверить варистор? — Diodnik
Любой ремонт техники связан с проверкой различных радиодеталей. Сегодня в статье мы расскажем о том, как проверить варистор, а также о его назначении в схеме.
Назначение варистора
Варистор представляет собой резистор, который способен резко изменить свое сопротивление в зависимости от напряжения. Имея нелинейную характеристику, варистор очень быстро изменяет свое сопротивление от сотен МОм до десятков Ом. Такое свойство применяется для поглощения коротких всплесков напряжения, а при более длительных всплесках варистор уже взрывается с громким хлопком и кучей дыма. Включение варистора производиться после предохранителя параллельно напряжению сети. При коротком скачке – варистор поглощает энергию импульса, а при длительном – сопротивление варистора станет настолько малым, что сработает предохранитель.
Как проверить варистор?
Первым делом производится осмотр варистора на плате, ищем наличие на нем сколов и трещин, почернения, следов нагара. При выявлении внешних дефектов варистор необходимо заменить, можно на некоторое время его выпаять из основной платы, схема будет работать и без него. Но в таком случае необходимо помнить, что при всплеске напряжения будут выходить из строя уже другие компоненты схемы и это повлечет за собой более дорогой ремонт.
Если внешний осмотр дефектов не выявил, в таком случае необходима проверка варистора мультиметром.
Наглядно покажем, как проверить варистор k275 мультиметром.
Тестер переключаем в режим измерения максимального сопротивления. В нашем случае сопротивление варистора значительно больше, чем диапазон измерения мультиметра. На этом проверка варистора тестером окончена.
VK
Odnoklassniki
comments powered by HyperCommentsS14 k275 варистор как проверить — Строительные инструменты
Если при ремонте кондиционера вы обнаружили на плате сгоревший предохранитель не спешите его тут же менять, вначале выясните причину по которой он сгорел.
Скорее всего это произошло из-за скачков напряжения в сети.
При измерении в сети напряжение питания оно постоянно колеблется,причём не всегда в пределах безопасных для кондиционеров.
Плюс к этому в сети всегда присутствуют короткие импульсы напряжением в несколько киловольт. Происходит это из-за постоянного отключения и включения индуктивной и ёмкостной нагрузки (электродвигатели,трансформаторы и т. д.), а также из-за атмосферного электричества.
Кондиционеры, как и любую другую электронную технику защищают на этот случай варисторами. Точнее электронную начинку кондиционера-плату управления.
Стандартная схема подключения варистора
параллельно защищаемой нагрузке подключают варистор VA1, а перед ним ставят предохранитель F1:
Принцип действия варистора
- По сути варистор представляет собой нелинейный полупроводниковый резистор, проводимость которого зависит от приложенного к нему напряжения. При нормальном напряжении варистор пропускает через себя пренебрежительно малый ток, а при определённом пороговом напряжении он открывается и пропускает через себя весь ток.
- Таким образом он фильтрует короткие импульсы, если же импульс будет более длинным, и ток идущий через варистор превысит номинальный ток срабатывания предохранителя, то он попросту сгорит, обесточив и защитив нагрузку.
Маркировка варисторов
- Существует огромное количество варисторов разных производителей, с разным пороговым напряжение срабатывания и рассчитанные на разный ток. Узнать какой стоял варистор можно по его маркировке.
- Например маркировка варисторов CNR:
Как проверить варистор, тестируем с помощью мультиметра
Как проверить варистор на готовность противостоять перегрузкам и скачкам напряжения в цепи должен знать не только профессионал, но и каждый рядовой потребитель, ведь от исправности данного устройства зависит защищенность бытовой техники от перегорания и поломок. Перед знакомством с процессом тестирования полезной будет информация о специфике работы и характеристиках варистора.
Главные свойства
В общем виде речь идет о своеобразном шунте, замыкающем на себе энергию, которая в избытке образуется при повышенном напряжении. Материал изготовления обычно служит оксид цинка или распространенный вариант с карбидом кремния. Для последнего характерны более низкая нелинейность характеристик.
Элементы низковольтного типа функционируют в таком диапазоне – 2-200 В. А вот высоковольтные аналоги применяются при параметрах напряжения до 20 000 В.
Несмотря на внешнюю схожесть по своей внутренней конструкции варистор кардинально отличается от конденсатора.
На схеме обозначены следующие компоненты:
- А – паре электродов, имеющих форму диска;
- В – расположенные внутри кристаллы оксида цинка;
- С – изготовленная на основе эпоксидов полупроводниковая оболочка;
- D – изолятор из керамического материала;
- Е – рабочие выводы.
Под цифрой 2 показано схематическое изображение варистора.
Порог срабатывания элемента напрямую зависит от содержания в его изоляционном керамическом слое оксида цинка. Параметры сопротивления при переходе напряжения за допустимый порог мгновенно снижаются. При этом показатели тока повышаются. Образующуюся в этот период тепловая энергия рассеивается в окружающем воздухе.
Краткосрочные скачки напряжения благодаря такому принципу действия не станут причиной выхода из строя бытовой техники. При значительном по времени импульсе возможно перегревание с последующим разрушением варистора. За несколько долей секунды в большинстве случаев успевает сработать предохранитель из плавкого материала.
Изложенная информация подтверждает необходимость, после каждой замены предохранителя, выполнять визуальный осмотр и тестирование с помощью мультиметра находящегося в составе схемы варистора. Небольшие дефекты в элементе при последующей эксплуатации приводят к поломке электронного устройства.
Пример срабатывания защиты
Часть схемы БП компьютера с типовым использованием варистора показана на следующем рисунке.
Как вариант расшифровки имеющейся маркировки берем обозначенный элемент TVR 10471К:
- тип изделия – это 3 начальных буквы;
- далее две цифры (в нашем случае 10) – диаметр корпуса;
- 471 – действующее напряжение. Расшифровка – XXY = XX*10y, что для нашего элемента обозначает 470 вольт;
- «К» – соответствующий 10% класс точности.
Теперь можно переходить к изучению процедуры тестирования.
Как проверить варистор мультиметром
Существует подробная инструкция по диагностике работоспособности, расписанная до мельчайших деталей. В первую очередь ознакомимся с перечнем инструментов:
- Необходимая для разборки корпуса крестовая отвертка. Без нее не получится проникнуть к плате питания.
- Очистка производится щеткой. Скопление пыли в этом месте происходит достаточно быстро, что особенно характерно для устройств с компонентами охлаждения.
- Паяльник с мощностью до 75 Вт – для работы с силовой частью блока питания.
- Припой и канифоль.
- Необходимый для замера напряжения мультиметр.
Алгоритм тестирования включает такие операции:
- в инструкции, прилагаемой к конкретному устройству, указана схема разборки корпуса. Для каждого варистора данная процедура будет индивидуальной. Нужную информацию можно также получить на сайтах производителей, форумах определенной тематики;
- очистка от пыли является обязательным мероприятием после вскрытия печатной платы. Процедура выполняется очень осторожно во избежание повреждений на расположенных в этой зоне деталях. При большом усилии нередки случаи нанесения вреда тиристорам и транзисторам;
- после окончания очистки нужно найти варистор. Внешне он может показаться похожим на конденсатор, поэтому внимательно изучите маркировку;
- после того, как вы окончательно убедились в том, что нужный элемент найден, проведите тщательный визуальный осмотр. Неисправность довольно часто обнаруживается именно так, ведь сколы и трещины сразу видны. Фактором неполадок будут также почернение в отдельных местах и наличие нагара. В такой ситуации сразу выпаиваем и заменяем устройство. Выбор нового варистора поможет сделать консультант в радиоотделе магазина или расшифровка маркировки изделия;
- не обнаружив внешних нарушений, производим выпайку варистора для его проверки мультиметром. Без этого получить объективные данные не удастся. Ведь варистор соединен с любым модулем системы параллельным способом;
- щупы подключаются к зеленым гнездам тестера для выполнения требуемых измерений. Далее следует перевод по красному кругу в режим наибольшего сопротивления при измерении. Есть приборы другого типа, рассматриваемую операцию делают согласно прилагаемой к ним инструкции;
- делаем соприкосновение щупов к выводам и начинаем замер сопротивления нашего устройства. Данный параметр при правильной настройке всегда бесконечно большой. Если данное условие не выполняется, можно утверждать, что варистор непригоден к работе. Исправить ситуацию может только его замена,
Обратите внимание! Тщательно проследите за тем, чтобы пальцы не контактировали с наконечниками щупов. В противном случае будут выданы результаты по сопротивлению кожи, а не варистора.
Завершающий этап – после замены неисправной детали происходит сборка устройства.
При четком соблюдении всех пунктов инструкции по тестированию вы сумеете сберечь дорогостоящие электронные приборы от поломок и не понесете непредвиденных финансовых расходов.