Карта высот центра Москвы
Авторская статья Константина Коновалова о семи холмах Москвы и о том, изменить Красную площадь, чтобы город стал удобным для людей.
Константин Коновалов:
Я уже давно хотел сделать удобную карту высот Москвы, чтобы комфортно ездить на велосипеде в незнакомых частях города. Да и чтобы друзьям, начинающим использовать велосипед в качестве транспорта, было проще объяснить, как лучше строить маршрут. Не многие осознают, что для велосипедиста важнее перепады высот, чем кратчайший путь. В этом посте я немного расскажу про карты высот и как нужно изменить Красную площадь, чтобы город стал удобным для людей.
OpenStreetMap с данными о высотах
Я пытался работать с разными выгрузками данных о высотах с различных картографических сервисов. Но эти данные были недостаточно точны и шаг горизонталей был слишком большим, да и не точным, не дающим представления о резких подъемах и спусках, таких как Рождественский бульвар.
Этим летом пришла идея, что есть смысл поискать данные не в современных веб сервисах, а в старых картах города. До революции качество карт было довольно высокое. И при этом еще не было автомобильного движения. Кареты, телеги и конки люди катили сами или с помощью лошадей. А значит вопрос перепада высот в таком холмистом городе как Москва стоял очень остро. Я довольно быстро нашел карту 1888 года, точно описывающую рельеф столицы.
План Москвы составлен на основании тригонометрической сети по съемке и нивелировки города в 1874-77 годах Н.Н. Смирновым и Д.П. Рашковым (2-ое издание Московской Городской Думы 1888 год)
Кто-то скажет, что это же старая карта, многое поменялось. С одной стороны да, город уже не узнать, но вот высоты практически не изменились, конечно, где-то переместились мосты через Москву-реку, а следовательно и рельеф в этих местах немного подкорректировался, но на самом деле никаких серьезных изменений в рельефе за полтора века не случилось. И это моё самое классное открытие в этом проекте.
Одним летним днем я сел под дерево в саду Эрмитаж и на ноутбуке перерисовал высоты со старой карты. А потом выдавил в трехмерную модель рельефа города.
3D модель высот Москвы
Семь холмов Москвы
Более светлые участки это вершины, темные — низины. Частая лесенка горизонталей — резкие перепады высот. Эта визуализация помогла мне быстро разобраться самому в некоторых местах города и различить основные холмы и способы на них въехать на велосипеде с минимальными усилиями.
Кстати о холмах. До сих пор многие любят повторять, что Москва это город на семи холмах, но мало кто знает где эти холмы находятся.
В действительности это всё не правда, где-то с 16 века стали про семь холмов упоминать, да и то лишь для того чтобы подчеркнуть связь Москвы и Рима. Я отметил на карте места, где находятся эти холмы. Легко заметить, что большинство из них это лишь части более крупных холмов.
Семь холмов Москвы
Мне лично интересно, что в действительности на самых высоких точках основных холмов внутри Садового кольца находятся два архитектурных памятника. Самой высокой точкой является внутренняя сторона Сретенского бульвара, в этом месте стоят здания страхового общества “Россия”, знаменитые не только своей архитектурой и жильцами, а тем, что здание строилось как автономное со своей собственной электростанцией в подвале, прототипом кондиционера, отоплением и даже с артезианским колодцем глубиной 45 метров. И при этом для строительства выбрали самую высокую точку. Может на случай полного затопления всего города? Не знаю. Но интересное совпадение. А на втором самом высоком холме находится конторский дом Сытина, который пережил нашествие Наполеона, а в 1979 году даже был передвинут на 33 метра в сторону.
Объезд холмов
Но вернемся к изначальной велосипедной теме. Карта высот нужна для построения маршрута и для проектирования велоинфраструктуры. Как строить маршрут по карте высот разобраться не сложно. Возьмем, например, один из самых неприятных участков велодорожки Бульварного кольца — Рождественский бульвар. Это один из самых заметных холмов в центре города. Те кто постоянно ездит на велосипеде, знают, что лучше держаться стороной и сразу продумывать маршрут вне этого участка, хоть и на Рождественском бульваре есть велодорожка.
Красный пунктир — резкий подъем, белые линии — велодорожки, желтые — линии объезда.
Чтобы не пришлось въезжать в слишком резкую гору можно проложить альтернативные маршруты (маршрут 1 или маршрут 2 на картинке), которые будут иметь более равномерное распределение перепада высот на своей длине, что снизит физические нагрузки.
Белая линия — маршрут по бульварам, желтая — альтернативный маршрут. Карта ориентирована на запад.
Карты высоты могут помочь объехать небольшой участок, а могут предлагать альтернативные пути минуя многокилометровые холмы. Например, если вы находитесь на Кропоткинской (точка А), а вам нужно добраться до Трубной (точка B), то самый логичный маршрут, что приходит в голову, это поездка по бульварному кольцу, да там еще и велополоса местами есть, кажется, что решение не плохое, но на самом деле есть более спокойный вариант движения. Можно поехать вдоль устья реки Неглинка, которая сейчас течет в трубе и таким образом объехать холм. Движение же по бульварному вас приведет на вершину одного из самых высоких холмов Москвы, на Пушкинскую площадь. А значит большую часть пути при этом придется ехать вверх, что не самое лучшее решение. Да и по дороге придется перетаскивать велосипед через подземный переход под Новым Арбатом.
Проектирование велоинфраструктуры
За последние годы мэрия Москвы много сделала для появления велоинфраструктуры в городе. Это очень хорошее начинание в сторону экологического и здорового города. Но, к сожалению, есть и обратная сторона. Город строит много велодорожек, но они все появляются в хаотичном порядке, они не связаны друг с другом. То есть они не образуют единую сеть с помощью которой можно добраться из точки А в точку Б. Когда вы едите по городу на велосипеде, вам может попасться несколько велодорожек по пути, но основное время вы будете двигаться по неприспособленным к велодвижению улицам.
По отчетам мэрии в Москве уже более 200 километров велодорожек. И это одна из главных проблем и недопониманий между мэрией и велосипедистами. В мэрии думают, что чем больше дорожек будет построено, тем более велосипедным станет город, но в реальности всё не так. Люди не поедут по велодорожкам как в Амстердаме, пока эти дорожки не будут связаны между собой в единую понятную сеть. Дорожки из ниоткуда в никуда никому не нужны, кроме людей, пишущих отчеты о километрах построенных дорожек в городе.
Москве нужные магистральные велодорожки, которые должны связывать части города между собой, быть максимально выпрямленными и сходиться в центре. А так же нужны второстепенные дорожки, которые будут проникать в кварталы и соединять магистральные линии между собой, образовывая единую непрерывную сеть.
Карта с основными POI
Вернемся к карте высот. Чем она может помочь в проектировании и обосновании строительства велодорожек? Давайте взглянем на текущее состояние “сети” велодорожек в центре Москвы.
Действующие велодорожки
Вот так выглядят существующие велодорожки в городе. Да, они помогают строить некоторые маршруты, но они идут из ниоткуда в никуда, да еще и по холмам вверх вниз, а порой просто прерываются парковкой. А следовательно велосипедистов на них не так много, как хотелось бы.
Поэтому люди пока не готовы пересесть из машины или метро на велосипед. Для того чтобы для многих людей велосипед смог стать реальной транспортной альтернативой нужно создать умную сеть велодорожек, которая будет соединена между собой, а так же будет комфортно огибать резкие подъемы рельефа.
Красная площадь
Сейчас на Красной площади совсем запрещено ездить на велосипеде, никто даже не знает причины этого запрета. Но полиция постоянно пытается останавливать там велосипедистов.
Если внимательно взглянуть на карту высот, то видно, что Красная площадь это низина холма, который можно хорошо объехать по ней, чтобы направится к Новокузнецкой или к Котельнической набережной. Но сейчас там не то что инфраструктуры нет, там просто нелепый запрет на движение велосипедов и запрещающие знаки висят.
Я бы хотел обратиться к мэру города, ФСО и руководству транспортного комплекса с предложением о развитии велотранспорта. Если от Цветного бульвара до Добрынинской (через Красную площадь) проложить прямую магистральную велодорожку, то она соединит две части города. С тех пор как в 30-х годах построили здоровенные мосты для автомобилей (Большой Каменный, Большой Москворецкий и Большой Устьинский) вместо комфортных старых мостов город разорвался на две части, между которыми пешеходу можно передвигаться только на метро нормально. Но если начать развивать велоинфраструктуру и перебросить велодорожки между двумя частями центра столицы, хоть и по этим автомобильным мостам, то велосипедный и пешеходный трафик возрастет.
Магистральная велодорожка через центр города. Белым отмечены существующие велодорожки.
Желтым цветом выделена предлагаемая мною первая магистральная велодорожка через центр. На всем её протяжении перепады высот незначительные, во всяком случае не сильно усложняющие кручение педалей велосипеда.
Половина этой велодорожки уже существует, нужно лишь соединить куски действующих дорожек вместе, а так же соединить её с набережными. Набережные очень подходящее место для велодорожек, потому что перепадов высот нет да и движение почти бессветофорное. Но на них не хватает инфраструктуры и велосипедисты, развивая большую скорость, мешают гуляющим пешеходам. А так же нет наземных переходов из-за чего на набережные тяжело съехать.
Для реализации такой велодорожки нужна лишь политическая воля. На автомобильное движение эта велодорожка почти не повлияет. На юг она может продолжаться по Люсиновской улице к Тульской, где уже существует односторонняя велодорожка, а на север по Олимпийскому проспекту к Фестивальному парку.
После появления такой велодорожки логичным будет ответвление новых магистральных дорожек на запад и восток от Кремлевского кольца.
Город для людей
Город в первую очередь создан для людей, машинам, конечно есть место, но если каждый сядет за руль авто, город встанет. Да собственно сейчас он стоит в пробках весь день. Так что если хоть 5% москвичей пересядут на велосипед, в городе станет легче дышать, и пробки уменьшатся. Я в основном езжу на велосипеде, что в большинстве случаев быстрее, чем на автобусе, такси, и на небольшие расстояния быстрее чем на метро. Но ни каждый сможет ехать по дорогам в крайнем ряду, то и дело натыкаясь на автомобильных хамов. Поэтому процесс перехода на велосипед пока сложен для большинства горожан. Городу не нужны велодорожки, городу нужна связанная продуманная сеть велодорожек.
А пока Москва грустит и ждет толпы велосипедистов.
Помимо веловопроса карта высот отвечает почему этим летом затопило Малую Бронную. Да, ливневая канализация Москвы не в самом лучшем состоянии, но если вы посмотрите на карту высот, увидите, что подтопленный кусок Малой Бронной, так же как и Патриарший пруд находятся в небольшой низине и там свойственно воде скапливаться. А следовательно мэрии следует обратить внимание на ливневую канализацию именно в таких местах в первую очередь.
Это картографическое исследование я проводил по собственной инициативе этим летом. Я разобрал только центральную часть города, но думаю нормальную карту высот можно собрать и для всей Москвы. Нужно лишь время.
Карта высот центра Москвы: gre4ark — LiveJournal
Отличное исследование и заметка Константина Коновалова о рельефе Москвы и его влиянии на велосипед и инфраструктуру. Будет отлично, если предложения по инфраструктуре и магистральному маршруту когда-нибудь материализуются, кроме того, рельеф должен как-то учитываться в велонавигации города. Далее приведён авторский текст:Я уже давно хотел сделать удобную карту высот Москвы, чтобы комфортно ездить на велосипеде в незнакомых частях города. Да и чтобы друзьям, начинающим использовать велосипед в качестве транспорта, было проще объяснить, как лучше строить маршрут. Не многие осознают, что для велосипедиста важнее перепады высот, чем кратчайший путь. В этом посте я немного расскажу про карты высот и как нужно изменить Красную площадь, чтобы город стал удобным для людей.
OpenStreetMap с данными о высотах
Я пытался работать с разными выгрузками данных о высотах с различных картографических сервисов. Но эти данные были недостаточно точны и шаг горизонталей был слишком большим, да и не точным, не дающим представления о резких подъемах и спусках, таких как Рождественский бульвар.
Этим летом пришла идея, что есть смысл поискать данные не в современных веб сервисах, а в старых картах города. До революции качество карт было довольно высокое. И при этом еще не было автомобильного движения. Кареты, телеги и конки люди катили сами или с помощью лошадей. А значит вопрос перепада высот в таком холмистом городе как Москва стоял очень остро. Я довольно быстро нашел карту 1888 года, точно описывающую рельеф столицы.
План Москвы составлен на основании тригонометрической сети по съемке и нивелировки города в 1874-77 годах Н.Н. Смирновым и Д.П. Рашковым (2-ое издание Московской Городской Думы 1888 год)
Кто-то скажет, что это же старая карта, многое поменялось. С одной стороны да, город уже не узнать, но вот высоты практически не изменились, конечно, где-то переместились мосты через Москву-реку, а следовательно и рельеф в этих местах немного подкорректировался, но на самом деле никаких серьезных изменений в рельефе за полтора века не случилось. И это моё самое классное открытие в этом проекте.
Одним летним днем я сел под дерево в саду Эрмитаж и на ноутбуке перерисовал высоты со старой карты. А потом выдавил в трехмерную модель рельефа города.
3D модель высот Москвы
Семь холмов Москвы
Более светлые участки это вершины, темные – низины. Частая лесенка горизонталей – резкие перепады высот. Эта визуализация помогла мне быстро разобраться самому в некоторых местах города и различить основные холмы и способы на них въехать на велосипеде с минимальными усилиями.
Кстати о холмах. До сих пор многие любят повторять, что Москва это город на семи холмах, но мало кто знает где эти холмы находятся.
В действительности это всё не правда, где-то с 16 века стали про семь холмов упоминать, да и то лишь для того чтобы подчеркнуть связь Москвы и Рима. Я отметил на карте места, где находятся эти холмы. Легко заметить, что большинство из них это лишь части более крупных холмов.
Семь холмов Москвы
Мне лично интересно, что в действительности на самых высоких точках основных холмов внутри Садового кольца находятся два архитектурных памятника. Самой высокой точкой является внутренняя сторона Сретенского бульвара, в этом месте стоят здания страхового общества “Россия”, знаменитые не только своей архитектурой и жильцами, а тем, что здание строилось как автономное со своей собственной электростанцией в подвале, прототипом кондиционера, отоплением и даже с артезианским колодцем глубиной 45 метров. И при этом для строительства выбрали самую высокую точку. Может на случай полного затопления всего города? Не знаю. Но интересное совпадение. А на втором самом высоком холме находится конторский дом Сытина, который пережил нашествие Наполеона, а в 1979 году даже был передвинут на 33 метра в сторону.
Объезд холмов
Но вернемся к изначальной велосипедной теме. Карта высот нужна для построения маршрута и для проектирования велоинфраструктуры. Как строить маршрут по карте высот разобраться не сложно. Возьмем, например, один из самых неприятных участков велодорожки Бульварного кольца – Рождественский бульвар. Это один из самых заметных холмов в центре города. Те кто постоянно ездит на велосипеде, знают, что лучше держаться стороной и сразу продумывать маршрут вне этого участка, хоть и на Рождественском бульваре есть велодорожка.
Красный пунктир – резкий подъем, белые линии – велодорожки, желтые – линии объезда.
Чтобы не пришлось въезжать в слишком резкую гору можно проложить альтернативные маршруты (маршрут 1 или маршрут 2 на картинке), которые будут иметь более равномерное распределение перепада высот на своей длине, что снизит физические нагрузки.
Белая линия – маршрут по бульварам, желтая – альтернативный маршрут. Карта ориентирована на запад.
Карты высоты могут помочь объехать небольшой участок, а могут предлагать альтернативные пути минуя многокилометровые холмы. Например, если вы находитесь на Кропоткинской (точка А), а вам нужно добраться до Трубной (точка B), то самый логичный маршрут, что приходит в голову, это поездка по бульварному кольцу, да там еще и велополоса местами есть, кажется, что решение не плохое, но на самом деле есть более спокойный вариант движения. Можно поехать вдоль устья реки Неглинка, которая сейчас течет в трубе и таким образом объехать холм. Движение же по бульварному вас приведет на вершину одного из самых высоких холмов Москвы, на Пушкинскую площадь. А значит большую часть пути при этом придется ехать вверх, что не самое лучшее решение. Да и по дороге придется перетаскивать велосипед через подземный переход под Новым Арбатом.
Проектирование велоинфраструктуры
За последние годы мэрия Москвы много сделала для появления велоинфраструктуры в городе. Это очень хорошее начинание в сторону экологического и здорового города. Но, к сожалению, есть и обратная сторона. Город строит много велодорожек, но они все появляются в хаотичном порядке, они не связаны друг с другом. То есть они не образуют единую сеть с помощью которой можно добраться из точки А в точку Б. Когда вы едите по городу на велосипеде, вам может попасться несколько велодорожек по пути, но основное время вы будете двигаться по неприспособленным к велодвижению улицам.
По отчетам мэрии в Москве уже более 200 километров велодорожек. И это одна из главных проблем и недопониманий между мэрией и велосипедистами. В мэрии думают, что чем больше дорожек будет построено, тем более велосипедным станет город, но в реальности всё не так. Люди не поедут по велодорожкам как в Амстердаме, пока эти дорожки не будут связаны между собой в единую понятную сеть. Дорожки из ниоткуда в никуда никому не нужны, кроме людей, пишущих отчеты о километрах построенных дорожек в городе.
Москве нужные магистральные велодорожки, которые должны связывать части города между собой, быть максимально выпрямленными и сходиться в центре. А так же нужны второстепенные дорожки, которые будут проникать в кварталы и соединять магистральные линии между собой, образовывая единую непрерывную сеть.
Карта с основными POI
Вернемся к карте высот. Чем она может помочь в проектировании и обосновании строительства велодорожек? Давайте взглянем на текущее состояние “сети” велодорожек в центре Москвы.
Действующие велодорожки
Вот так выглядят существующие велодорожки в городе. Да, они помогают строить некоторые маршруты, но они идут из ниоткуда в никуда, да еще и по холмам вверх вниз, а порой просто прерываются парковкой. А следовательно велосипедистов на них не так много, как хотелось бы.
Поэтому люди пока не готовы пересесть из машины или метро на велосипед. Для того чтобы для многих людей велосипед смог стать реальной транспортной альтернативой нужно создать умную сеть велодорожек, которая будет соединена между собой, а так же будет комфортно огибать резкие подъемы рельефа.
Красная площадь
Сейчас на Красной площади совсем запрещено ездить на велосипеде, никто даже не знает причины этого запрета. Но полиция постоянно пытается останавливать там велосипедистов.
Если внимательно взглянуть на карту высот, то видно, что Красная площадь это низина холма, который можно хорошо объехать по ней, чтобы направится к Новокузнецкой или к Котельнической набережной. Но сейчас там не то что инфраструктуры нет, там просто нелепый запрет на движение велосипедов и запрещающие знаки висят.
Я бы хотел обратиться к мэру города, ФСО и руководству транспортного комплекса с предложением о развитии велотранспорта. Если от Цветного бульвара до Добрынинской (через Красную площадь) проложить прямую магистральную велодорожку, то она соединит две части города. С тех пор как в 30-х годах построили здоровенные мосты для автомобилей (Большой Каменный, Большой Москворецкий и Большой Устьинский) вместо комфортных старых мостов город разорвался на две части, между которыми пешеходу можно передвигаться только на метро нормально. Но если начать развивать велоинфраструктуру и перебросить велодорожки между двумя частями центра столицы, хоть и по этим автомобильным мостам, то велосипедный и пешеходный трафик возрастет.
Магистральная велодорожка через центр города. Белым отмечены существующие велодорожки.
Желтым цветом выделена предлагаемая мною первая магистральная велодорожка через центр. На всем её протяжении перепады высот незначительные, во всяком случае не сильно усложняющие кручение педалей велосипеда.
Половина этой велодорожки уже существует, нужно лишь соединить куски действующих дорожек вместе, а так же соединить её с набережными. Набережные очень подходящее место для велодорожек, потому что перепадов высот нет да и движение почти бессветофорное. Но на них не хватает инфраструктуры и велосипедисты, развивая большую скорость, мешают гуляющим пешеходам. А так же нет наземных переходов из-за чего на набережные тяжело съехать.
Для реализации такой велодорожки нужна лишь политическая воля. На автомобильное движение эта велодорожка почти не повлияет. На юг она может продолжаться по Люсиновской улице к Тульской, где уже существует односторонняя велодорожка, а на север по Олимпийскому проспекту к Фестивальному парку.
После появления такой велодорожки логичным будет ответвление новых магистральных дорожек на запад и восток от Кремлевского кольца.
Город для людей
Город в первую очередь создан для людей, машинам, конечно есть место, но если каждый сядет за руль авто, город встанет. Да собственно сейчас он стоит в пробках весь день. Так что если хоть 5% москвичей пересядут на велосипед, в городе станет легче дышать, и пробки уменьшатся. Я в основном езжу на велосипеде, что в большинстве случаев быстрее, чем на автобусе, такси, и на небольшие расстояния быстрее чем на метро. Но ни каждый сможет ехать по дорогам в крайнем ряду, то и дело натыкаясь на автомобильных хамов. Поэтому процесс перехода на велосипед пока сложен для большинства горожан. Городу не нужны велодорожки, городу нужна связанная продуманная сеть велодорожек.
А пока Москва грустит и ждет толпы велосипедистов.
Помимо веловопроса карта высот отвечает почему этим летом затопило Малую Бронную. Да, ливневая канализация Москвы не в самом лучшем состоянии, но если вы посмотрите на карту высот, увидите, что подтопленный кусок Малой Бронной, так же как и Патриарший пруд находятся в небольшой низине и там свойственно воде скапливаться. А следовательно мэрии следует обратить внимание на ливневую канализацию именно в таких местах в первую очередь.
Это картографическое исследование я проводил по собственной инициативе этим летом. Я разобрал только центральную часть города, но думаю нормальную карту высот можно собрать и для всей Москвы. Нужно лишь время.
Оригинал заметки в фейсбуке
Советую также подписаться:
Посты по теме:
Изохроны: теперь в Москве
Карта высот центра Москвы — Let’s bike it!
Я уже давно хотел сделать удобную карту высот Москвы, чтобы комфортно ездить на велосипеде в незнакомых частях города. Да и чтобы друзьям, начинающим использовать велосипед в качестве транспорта, было проще объяснить, как лучше строить маршрут. Не многие осознают, что для велосипедиста важнее перепады высот, чем кратчайший путь. В этом посте я немного расскажу про карты высот и как нужно изменить Красную площадь, чтобы город стал удобным для людей.
OpenStreetMap с данными о высотах
Я пытался работать с разными выгрузками данных о высотах с различных картографических сервисов. Но эти данные были недостаточно точны и шаг горизонталей был слишком большим, да и не точным, не дающим представления о резких подъемах и спусках, таких как Рождественский бульвар.
Этим летом пришла идея, что есть смысл поискать данные не в современных веб сервисах, а в старых картах города. До революции качество карт было довольно высокое. И при этом еще не было автомобильного движения. Кареты, телеги и конки люди катили сами или с помощью лошадей. А значит вопрос перепада высот в таком холмистом городе как Москва стоял очень остро. Я довольно быстро нашел карту 1888 года, точно описывающую рельеф столицы.
План Москвы составлен на основании тригонометрической сети по съемке и нивелировки города в 1874-77 годах Н.Н. Смирновым и Д.П. Рашковым (2-ое издание Московской Городской Думы 1888 год)
Кто-то скажет, что это же старая карта, многое поменялось. С одной стороны да, город уже не узнать, но вот высоты практически не изменились, конечно, где-то переместились мосты через Москву-реку, а следовательно и рельеф в этих местах немного подкорректировался, но на самом деле никаких серьезных изменений в рельефе за полтора века не случилось. И это моё самое классное открытие в этом проекте.
Одним летним днем я сел под дерево в саду Эрмитаж и на ноутбуке перерисовал высоты со старой карты. А потом выдавил в трехмерную модель рельефа города.
3D модель высот Москвы
Семь холмов Москвы
Более светлые участки это вершины, темные – низины. Частая лесенка горизонталей – резкие перепады высот. Эта визуализация помогла мне быстро разобраться самому в некоторых местах города и различить основные холмы и способы на них въехать на велосипеде с минимальными усилиями.
Кстати о холмах. До сих пор многие любят повторять, что Москва это город на семи холмах, но мало кто знает где эти холмы находятся.
В действительности это всё не правда, где-то с 16 века стали про семь холмов упоминать, да и то лишь для того чтобы подчеркнуть связь Москвы и Рима. Я отметил на карте места, где находятся эти холмы. Легко заметить, что большинство из них это лишь части более крупных холмов.
Семь холмов Москвы.
Мне лично интересно, что в действительности на самых высоких точках основных холмов внутри Садового кольца находятся два архитектурных памятника. Самой высокой точкой является внутренняя сторона Сретенского бульвара, в этом месте стоят здания страхового общества “Россия”, знаменитые не только своей архитектурой и жильцами, а тем, что здание строилось как автономное со своей собственной электростанцией в подвале, прототипом кондиционера, отоплением и даже с артезианским колодцем глубиной 45 метров. И при этом для строительства выбрали самую высокую точку. Может на случай полного затопления всего города? Не знаю. Но интересное совпадение. А на втором самом высоком холме находится конторский дом Сытина, который пережил нашествие Наполеона, а в 1979 году даже был передвинут на 33 метра в сторону.
Объезд холмов
Но вернемся к изначальной велосипедной теме. Карта высот нужна для построения маршрута и для проектирования велоинфраструктуры. Как строить маршрут по карте высот разобраться не сложно. Возьмем, например, один из самых неприятных участков велодорожки Бульварного кольца – Рождественский бульвар. Это один из самых заметных холмов в центре города. Те кто постоянно ездит на велосипеде, знают, что лучше держаться стороной и сразу продумывать маршрут вне этого участка, хоть и на Рождественском бульваре есть велодорожка.
Красный пунктир – резкий подъем, белые линии – велодорожки, желтые – линии объезда.
Чтобы не пришлось въезжать в слишком резкую гору можно проложить альтернативные маршруты (маршрут 1 или маршрут 2 на картинке), которые будут иметь более равномерное распределение перепада высот на своей длине, что снизит физические нагрузки.
Белая линия – маршрут по бульварам, желтая – альтернативный маршрут. Карта ориентирована на запад.
Карты высоты могут помочь объехать небольшой участок, а могут предлагать альтернативные пути минуя многокилометровые холмы. Например, если вы находитесь на Кропоткинской (точка А), а вам нужно добраться до Трубной (точка B), то самый логичный маршрут, что приходит в голову, это поездка по бульварному кольцу, да там еще и велополоса местами есть, кажется, что решение не плохое, но на самом деле есть более спокойный вариант движения. Можно поехать вдоль устья реки Неглинка, которая сейчас течет в трубе и таким образом объехать холм. Движение же по бульварному вас приведет на вершину одного из самых высоких холмов Москвы, на Пушкинскую площадь. А значит большую часть пути при этом придется ехать вверх, что не самое лучшее решение. Да и по дороге придется перетаскивать велосипед через подземный переход под Новым Арбатом.
Проектирование велоинфраструктуры
За последние годы мэрия Москвы много сделала для появления велоинфраструктуры в городе. Это очень хорошее начинание в сторону экологического и здорового города. Но, к сожалению, есть и обратная сторона. Город строит много велодорожек, но они все появляются в хаотичном порядке, они не связаны друг с другом. То есть они не образуют единую сеть с помощью которой можно добраться из точки А в точку Б. Когда вы едите по городу на велосипеде, вам может попасться несколько велодорожек по пути, но основное время вы будете двигаться по неприспособленным к велодвижению улицам.
По отчетам мэрии в Москве уже более 200 километров велодорожек. И это одна из главных проблем и недопониманий между мэрией и велосипедистами. В мэрии думают, что чем больше дорожек будет построено, тем более велосипедным станет город, но в реальности всё не так. Люди не поедут по велодорожкам как в Амстердаме, пока эти дорожки не будут связаны между собой в единую понятную сеть. Дорожки из ниоткуда в никуда никому не нужны, кроме людей, пишущих отчеты о километрах построенных дорожек в городе.
Москве нужные магистральные велодорожки, которые должны связывать части города между собой, быть максимально выпрямленными и сходиться в центре. А так же нужны второстепенные дорожки, которые будут проникать в кварталы и соединять магистральные линии между собой, образовывая единую непрерывную сеть.
Карта с основными POI.
Вернемся к карте высот. Чем она может помочь в проектировании и обосновании строительства велодорожек? Давайте взглянем на текущее состояние «сети» велодорожек в центре Москвы.
Действующие велодорожки.
Вот так выглядят существующие велодорожки в городе. Да, они помогают строить некоторые маршруты, но они идут из ниоткуда в никуда, да еще и по холмам вверх вниз, а порой просто прерываются парковкой. А следовательно велосипедистов на них не так много, как хотелось бы.
Поэтому люди пока не готовы пересесть из машины или метро на велосипед. Для того чтобы для многих людей велосипед смог стать реальной транспортной альтернативой нужно создать умную сеть велодорожек, которая будет соединена между собой, а так же будет комфортно огибать резкие подъемы рельефа.
Красная площадь
Сейчас на Красной площади совсем запрещено ездить на велосипеде, никто даже не знает причины этого запрета. Но полиция постоянно пытается останавливать там велосипедистов.
Если внимательно взглянуть на карту высот, то видно, что Красная площадь это низина холма, который можно хорошо объехать по ней, чтобы направится к Новокузнецкой или к Котельнической набережной. Но сейчас там не то что инфраструктуры нет, там просто нелепый запрет на движение велосипедов и запрещающие знаки висят.
Я бы хотел обратиться к мэру города, ФСО и руководству транспортного комплекса с предложением о развитии велотранспорта. Если от Цветного бульвара до Добрынинской (через Красную площадь) проложить прямую магистральную велодорожку, то она соединит две части города. С тех пор как в 30-х годах построили здоровенные мосты для автомобилей (Большой Каменный, Большой Москворецкий и Большой Устьинский) вместо комфортных старых мостов город разорвался на две части, между которыми пешеходу можно передвигаться только на метро нормально. Но если начать развивать велоинфраструктуру и перебросить велодорожки между двумя частями центра столицы, хоть и по этим автомобильным мостам, то велосипедный и пешеходный трафик возрастет.
Магистральная велодорожка через центр города. Белым отмечены существующие велодорожки.
Жёлтым цветом выделена предлагаемая мною первая магистральная велодорожка через центр. На всем её протяжении перепады высот незначительные, во всяком случае не сильно усложняющие кручение педалей велосипеда.
Половина этой велодорожки уже существует, нужно лишь соединить куски действующих дорожек вместе, а так же соединить её с набережными. Набережные очень подходящее место для велодорожек, потому что перепадов высот нет да и движение почти бессветофорное. Но на них не хватает инфраструктуры и велосипедисты, развивая большую скорость, мешают гуляющим пешеходам. А так же нет наземных переходов из-за чего на набережные тяжело съехать.
Для реализации такой велодорожки нужна лишь политическая воля. На автомобильное движение эта велодорожка почти не повлияет. На юг она может продолжаться по Люсиновской улице к Тульской, где уже существует односторонняя велодорожка, а на север по Олимпийскому проспекту к Фестивальному парку.
После появления такой велодорожки логичным будет ответвление новых магистральных дорожек на запад и восток от Кремлевского кольца.
Город для людей
Город в первую очередь создан для людей, машинам, конечно есть место, но если каждый сядет за руль авто, город встанет. Да собственно сейчас он стоит в пробках весь день. Так что если хоть 5% москвичей пересядут на велосипед, в городе станет легче дышать, и пробки уменьшатся. Я в основном езжу на велосипеде, что в большинстве случаев быстрее, чем на автобусе, такси, и на небольшие расстояния быстрее чем на метро. Но ни каждый сможет ехать по дорогам в крайнем ряду, то и дело натыкаясь на автомобильных хамов. Поэтому процесс перехода на велосипед пока сложен для большинства горожан. Городу не нужны велодорожки, городу нужна связанная продуманная сеть велодорожек.
А пока Москва грустит и ждет толпы велосипедистов.
Помимо веловопроса карта высот отвечает почему этим летом затопило Малую Бронную. Да, ливневая канализация Москвы не в самом лучшем состоянии, но если вы посмотрите на карту высот, увидите, что подтопленный кусок Малой Бронной, так же как и Патриарший пруд находятся в небольшой низине и там свойственно воде скапливаться. А следовательно мэрии следует обратить внимание на ливневую канализацию именно в таких местах в первую очередь.
Это картографическое исследование я проводил по собственной инициативе этим летом. Я разобрал только центральную часть города, но думаю нормальную карту высот можно собрать и для всей Москвы. Нужно лишь время.
Запись первоначально размещена в Facebook.
comments powered by HyperCommentsНивелирный план Москвы 1888 года
Нивелирный план города Москвы был составлен Дмитрием Петровичем Рашковым в 1878—1879гг. на основе топографической съемки в 1874-1877 годах. В создании карты и нивелирной сети также принимали участие А.П.Захаров и Н.Н.Смирнов. Второе издание карты было обновлено в 1886 году и опубликовано Московской Городской Думой в 1888г.Эта огромная карта (190х183 см) печаталась в 6 красок, но до наших дней дошел только черно-белый вариант. С ее помощью впервые точно определили площади водосборных бассейнов, затопляемость при ливнях и половодье, т.е. впервые была получена картина рельефа города.
В названии этой карты присутствует забытое ныне слово «нивелирный», поэтому, для начала, расскажем, что это такое.
Термин «нивелирование» происходит от французского «niveau» — «уровень» и означает определение абсолютных (над уровнем моря) и относительных высот различных точек земной поверхности. Так называемые «Нивелирные марки» – это небольшие чугунные отливки, размером с ладонь, вмонтированные в стены каменных зданий или опоры мостов. Углубление в виде канавки в центре марки или верх небольшого выступа обозначают высоту марки относительно уровня Балтийского моря.
Нивелирная сеть Москвы начала создаваться с 1870 года и позволила создавать карты, на которых были указаны высоты и рельеф местности. Благодаря такой сети отметок высот была развенчана устоявшаяся легенда, что Москва стоит на семи холмах. По измерениям, в пределах старых границ Москвы по Камер-Коллежскому валу было выявлено одиннадцать возвышенностей (максимальный по высоте холм у Миюсской заставы).
Единственная, сохранившаяся с 1877 года нивелирная марка номер 688, располагается на северной стене храма Иоанна Воина на Большой Якиманке. Есть марка 1878 года на здании храма Петра и Павла в Лефортово.
Нивелировка Москвы продолжалась и в последующие года. Основательные работы были проведены в 1901 году Константиновским межевым институтом. Марки этой серии отличались от нивелиров Рашкова тем, что были не треугольные, а круглые.
Сейчас нивелирные марки стали восстанавливать, так в 2004 году была установлена марка в стене часовни преподобного князя Даниила Московского, близ Данилова монастыря. Именно на этом месте в 1877 году и была когда-то установлена первая нивелирная марка Москвы.
Географическое положение, координаты, геология и рельеф Москвы
Москва – столица России и крупнейший мегаполис в Европе. Где он расположен? Каковы географические координаты города? И какими особенностями отличается рельеф Москвы? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Географическое положение и координаты города
Москва находится в европейской части страны, в бассейне реки Волги. Климат здесь умеренно-континентальный, с четко выраженными сезонами года. За год в столице выпадает примерно 700 миллиметров атмосферных осадков (большая часть – летом).
Город расположен на берегах одноименной Москвы-реки. Кроме нее, в пределах мегаполиса протекают десятки других природных водотоков (Сходня, Химка, Неглинная, Нищенка, Пресня и прочие). Некоторые из этих речушек в ХХ веке были «загнаны» в подземные коллекторы. Москва – город прудов и ставов, коих здесь насчитывается более четырех сотен.
Общая площадь Москвы на сегодняшний день составляет около 2,5 тыс. кв. км (две трети из них – за пределами МКАДа). Российская столица находится в часовом поясе UTC+3. Ниже в таблице поданы точные географические координаты города.
Широта Москвы | 55° 45′ 21″ северной широты |
Долгота Москвы | 37° 37′ 04″ восточной долготы |
Геологическое строение и почвы
Почвенный покров в пределах столицы и ближайших ее окрестностей представлен главным образом дерново-подзолистыми грунтами. По берегам рек встречаются более плодородные луговые и лугово-болотные почвы. Но сейчас естественный почвенный покров сохранился лишь на некоторых участках столицы, не затронутых масштабным строительством. В остальных местах он сменился антропогенным слоем мощностью до 2-3 метров.
Геологическое строение этой территории отличается следующими общими особенностями. Москва расположена в пределах Русской (Восточно-Европейской) платформы на довольно мощном чехле осадочных пород (его толщина здесь достигает 1600 метров). В районе столицы находится одноименный прогиб – так называемая Московская синеклиза. Она заполнена преимущественно доломитами, мергелями, песчаниками и известняками. Около 70 % территории города покрывают отложения искусственного (техногенного) происхождения.
Примерно 130 тысяч лет назад территория современной Москвы была покрыта сплошным ледником. После себя это оледенение оставило многочисленные отложения в виде морены, песков и ледниковых суглинков. С ними связаны месторождения глин и строительных песков. Помимо этого, древнее оледенение оставило свои следы на современном рельефе Москвы.
Общие особенности столичного рельефа
Москва занимает очень интересное физико-географическое положение на карте Европы. Она находится на стыке сразу трех ландшафтных областей.
Рельеф Москвы довольно разнообразен. Север столицы находится в пределах Дмитровской моренной гряды ледникового происхождения. Восточные просторы города заняты плоской, местами заболоченной Мещёрской низменностью. А вот с юго-запада в мегаполис заходит Теплостанская возвышенность. Она также имеет ледниковое происхождение, очень сильно расчленена балками и оврагами. Возвышенность заканчивается у самого берега Москвы-реки очень живописным массивом – Воробьёвыми горами.
Почти вся Белокаменная находится в пределах моренной равнины, для которой характерны широкие и хорошо развитые речные долины с поймой и несколькими террасами. Территория, на которой вырос громадный город, почти полностью покрыта мощным чехлом наносов четвертичного возраста.
Наивысшая точка Москвы расположена на Теплостанской возвышенности (ее высота – 255 метров над уровнем моря). Самая низкая находится на юго-восточной окраине города, у Бесединских мостов.
Москва и ее знаменитые холмы
О том, что Москва стоит на семи холмах, не знает только ленивый. Но в реальности это всего лишь красивая легенда. Ее придумали в начале XVI века, дабы подчеркнуть сакральную связь Москвы с Римом. На самом деле никто точно не знает, какие именно столичные холмы входят в это число.
Рельеф Москвы и вправду очень холмистый. Эта особенность, к слову, отражена в названиях многих городских улиц и исторических местностей (например, Ивановская горка, Большие кочки, Воробьевы горы).
Самые известные холмы Москвы – Боровицкий, Сретенский, Тверской, Таганский, Лефортовский, Ваганьковский, Чертольский. И каждый из них чем-то да примечателен! Так, Боровицкий холм – это сердце Москвы. Именно здесь расположен столичный Кремль. Лефортовский холм – наиболее выразителен в рельефе, а на Сретенском сохранился красивейший одноименный монастырь.
географическое положение, рельеф, население, площадь территории, климат :: SYL.ru
Москва – это не только столица России, но еще и один из крупнейших мегаполисов нашей планеты. По численности населения она входит в тройку самых больших городов Европы, вместе с Лондоном и Стамбулом. Как можно оценить географическое положение Москвы? На скольких холмах она построена? Сколько людей проживает в границах российской столицы сегодня? В этой статье мы максимально подробно расскажем о географии Москвы и ее главных особенностях.
Москва: 7 главных фактов о городе
Москва – столица Российской Федерации, важный финансовый, научный, культурный и туристический центр Восточной Европы. Что мы еще знаем об этом городе? Вот несколько общих фактов и рекордов:
- Имя города произошло от названия местной речушки. Слово «москва», по одной из версий, имеет древнеславянские корни и переводится как «сырость» или «мокрое место».
- Год основания – 1147-й.
- Москва обслуживается шестью аэропортами и девятью железнодорожными вокзалами.
- В городе функционирует вторая по размеру система метро в Европе. Общая протяженность всех линий московского метрополитена – 365 километров.
- Общая площадь территории города Москва – 2561,5 кв. км.
- В столице России находится крупнейшая библиотека в мире – Ленинская.
- Распространенные поэтические названия Москвы: Белокаменная, Златоглавая, Третий Рим.
Географическое положение Москвы
Город находится в центре европейской части России и занимает площадь в 2,5 тысячи квадратных километров. К слову, территория Москвы примерно сопоставима с площадью такого государства как Люксембург. Столица Российской Федерации расположена в часовом поясе UTC+3 (разница во времени с Лондоном составляет три часа).
Город расположен в среднем течении Москвы-реки, на обоих ее берегах. Помимо этой реки, в пределах города протекают десятки других мелких водотоков (Химка, Пресня, Сетунь, Яуза, Нищенка и прочие). Многие из них заключены в коллекторы. В пределах Москвы также насчитывается не менее двух сотен водоемов – озер и прудов.
Географическое положение Москвы, в общем и целом, можно считать выгодным. Давайте перечислим главные его черты:
- Город расположен в регионе с благоприятными агроклиматическими условиями.
- Москва отличается крайне выгодным транспортно-географическим положением.
- Столица находится в междуречье Волги и Оки и, посредством речных путей, имеет выход в бассейны Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Общие особенности рельефа
Столица расположена в центре обширной Восточно-Европейской (Русской) равнины (см. карту ниже). При этом рельеф Москвы достаточно разнообразен. Город находится на стыке двух крупных орографических структур: Смоленско-Московской возвышенности на западе и Мещерской низменности на востоке. Последняя отличается плоской поверхностью и высокой степенью заболоченности.
Самая высокая точка Москвы (255 метров) находится на юго-западе города, в пределах Теплостанской возвышенности. Минимальная отметка (114 метров) зафиксирована в юго-восточной части столицы, около Бесединских мостов.
Для рельефа Москвы характерны флювиогляциальные равнины, широкие и хорошо развитые речные долины, а также моренные гряды. Практически вся территория города покрыта довольно мощным слоем (до 60 метров) четвертичных отложений, в том числе, ледникового происхождения.
Москва и ее холмы
Москва стоит не семи холмах. Эта, то ли легенда, то ли поговорка, известна каждому жителю российской столицы. Но сколько холмов на самом деле? Давайте разберемся.
Красивая легенда о семи холмах (по аналогии с Римом или Константинополем) своим корнями уходит в глубокое средневековье. Однако возвышенностей в пределах города гораздо больше. Хотя основных холмов и вправду семь – вот они:
- Таганский.
- Тверской.
- Боровицкий.
- Сретенский.
- Трехгорка.
- Лефортовский.
- Воробьевы горы.
Эти названия впервые были поданы в справочной энциклопедии «Москва», изданной в 1980 году. Если же учитывать все горки и холмики в современных границах мегаполиса, то их число наверняка превысит два десятка. Среди них – Псковская горка, Сущевский Вал, Варварина гора в районе Курского вокзала и другие.
Климат и погодные условия
Столичный регион целиком находится в зоне умеренно-континентального климата. В Москве при этом четко выражена сезонность. Так, средние температуры лета и зимы здесь отличаются друг от друга более чем на 24 градусов (для сравнения: в Париже эта разница вдвое меньше).
Лето в Москве ясное и временами знойное, осень – холодная и дождливая. Ноябрь и декабрь, как правило, сопряжены со слякотью и частыми оттепелями. А вот ближе к Новому Году в столице начинаются настоящие зимние морозы. Однако снегопады и метели не так часты и случаются всего 2-3 раза на месяц. Нередкими погодными явлениями для Москвы являются туманы и грозы. Летом иногда случаются мощные ураганы.
За год в городе выпадает около 700 миллиметров атмосферных осадков. Пик их приходится на июль и август, минимум – на март и апрель. Общее годовое количество солнечного сияния составляет 1731 час. Наиболее солнечный месяц в году – июль, а самые «хмурые» – ноябрь и декабрь.
Население
Какая численность населения в городе Москва на сегодняшний день? Однозначного ответа на этот вопрос никто дать не может. Проблема подсчета реального количества жителей актуальна для всех мегаполисов Земли. И Москва в этом плане – не исключение.
По данным Росстата на 2018 год население Москвы составляет 12,5 млн человек. Однако, по мнению мера столицы Сергея Собянина, официальная статистика не всегда отражает объективную реальность. По его словам, в пределах Московской агломерации (включая пригородную зону в 60-70 км от МКАД) проживает не менее 25 миллионов человек. А вот в жизнь огромного мегаполиса, так или иначе, втянуто как минимум 40 миллионов человек.
Если верить данным всероссийских переписей населения, рубеж в один миллион жителей Москва преодолела еще в конце XIX века. На сегодняшний день, это второй по населенности мегаполис в Европе после Стамбула.
В Москве проживает огромное количество различных национальностей и этносов. Это русские (92 %), украинцы (1,4 %), татары (1,3 %), армяне (1 %), азербайджанцы, евреи, белорусы, таджики, молдаване, узбеки и прочие. Процент русских в этнической структуре населения Москвы превышает средний показатель по России в 80 %.
Административное деление и архитектурная планировка
Согласно современному административно-территориальному делению, в Москве выделяются округа, районы и поселения. Последняя единица была учреждена лишь в 2012 году, в результате так называемого проекта по расширению столичной территории. Всего административных округов в Москве двенадцать:
- Центральный.
- Северный.
- Северо-Восточный.
- Восточный.
- Юго-Восточный.
- Южный.
- Юго-Западный.
- Западный.
- Северо-Западный.
- Новомосковский.
- Троицкий.
- Зеленоградский.
Планировка города Москвы – радиально-кольцевая. Причем, четко выраженная. Основные улицы лучами сходятся к историческому центру – Боровицкому холму, на котором возвышается краснокирпичный Кремль. Улицы-кольца делят городскую территорию на ряд отдельных частей – Арбат, Таганку, Китай-город, Замоскворечье и другие районы.
На протяжении последнего столетия Москва не один раз расширяла свои административные границы. Так, еще в 30-х годах прошлого века Битцевский лес считался глубокой окраиной города. Но позднее за ним вырос ряд новых микрорайонов и жилых кварталов. Последнее, и самое грандиозное расширение столицы произошло в 2011 году. Тогда к городской территории присоединили Люберцы и еще 160 тысяч гектаров земли. Таким образом, рубежи мегаполиса вышли к границе с Калужской областью.
Общественный транспорт Москвы
Москва – крупный мегаполис с хорошо развитой системой общественного транспорта. Здесь функционируют:
- Автобусы.
- Троллейбусы.
- Метрополитен.
- Трамваи.
- Легкое метро.
- Монорельсовая дорога.
- Такси.
- Речные трамвайчики.
- Фуникулеры.
Метро – оптимальный и наиболее удобный способ добраться из точки А в точку Б. Московский метрополитен ежедневно перевозит около 8 миллионов человек. Он включает в себя 14 линий и насчитывает 215 станций. Многие из них являются настоящими произведениями архитектуры и искусства. По годовому пассажиропотоку это первая система метро в Европе.
Наземный транспорт города представлен автобусами, троллейбусами, трамваями, а также маршрутными такси. Троллейбусы в Москве перевозят пассажиров с 30-х годов. Сегодня троллейбусная сеть насчитывает более сотни разных маршрутов. Московские автобусы делятся на регулярные (обычные) и скоростные, которые ездят по специально выделенным полосам. Существуют в российской столице и ночные автобусные маршруты.
Согласно статистике, в Москве насчитывается около 3,5 миллионов велосипедов. Однако первые километры велосипедных дорожек появились здесь лишь в 2011 году. Сегодня общая протяженность оборудованных велотрасс уже превысила отметку в 100 километров. В летний период в городе работают станции по прокату «железных коней».
В заключение…
Географическое положение Москвы можно охарактеризовать как крайне выгодное. Город расположен в центре европейской части России, в пределах обширной Русской равнины. Через него проходят важные транспортные пути, соединяющие Восточную Европу с Азией, Скандинавию с Кавказским регионом. Климат Москвы отличается достаточно высокими температурными амплитудами по сезонам. Так, летом температура воздуха нередко повышается до +25…28, а вот зимой может опускаться до 20-25 градусов, но уже со знаком «минус».
Карта высот центра Москвы | Facebook
Я уже давно хотел сделать удобную карту высот Москвы, чтобы комфортно ездить на велосипеде в незнакомых частях города. Да и чтобы друзьям, начинающим использовать велосипед в качестве транспорта, было проще объяснить, как лучше строить маршрут. Не многие осознают, что для велосипедиста важнее перепады высот, чем кратчайший путь. В этом посте я немного расскажу про карты высот и как нужно изменить Красную площадь, чтобы город стал удобным для людей.
OpenStreetMap с данными о высотах
Я пытался работать с разными выгрузками данных о высотах с различных картографических сервисов. Но эти данные были недостаточно точны и шаг горизонталей был слишком большим, да и не точным, не дающим представления о резких подъемах и спусках, таких как Рождественский бульвар.
Этим летом пришла идея, что есть смысл поискать данные не в современных веб сервисах, а в старых картах города. До революции качество карт было довольно высокое. И при этом еще не было автомобильного движения. Кареты, телеги и конки люди катили сами или с помощью лошадей. А значит вопрос перепада высот в таком холмистом городе как Москва стоял очень остро. Я довольно быстро нашел карту 1888 года, точно описывающую рельеф столицы.
План Москвы составлен на основании тригонометрической сети по съемке и нивелировки города в 1874-77 годах Н.Н. Смирновым и Д.П. Рашковым (2-ое издание Московской Городской Думы 1888 год)
Кто-то скажет, что это же старая карта, многое поменялось. С одной стороны да, город уже не узнать, но вот высоты практически не изменились, конечно, где-то переместились мосты через Москву-реку, а следовательно и рельеф в этих местах немного подкорректировался, но на самом деле никаких серьезных изменений в рельефе за полтора века не случилось. И это моё самое классное открытие в этом проекте.
Одним летним днем я сел под дерево в саду Эрмитаж и на ноутбуке перерисовал высоты со старой карты. А потом выдавил в трехмерную модель рельефа города.
3D модель высот Москвы
Семь холмов Москвы
Более светлые участки это вершины, темные – низины. Частая лесенка горизонталей – резкие перепады высот. Эта визуализация помогла мне быстро разобраться самому в некоторых местах города и различить основные холмы и способы на них въехать на велосипеде с минимальными усилиями.
Кстати о холмах. До сих пор многие любят повторять, что Москва это город на семи холмах, но мало кто знает где эти холмы находятся.
В действительности это всё не правда, где-то с 16 века стали про семь холмов упоминать, да и то лишь для того чтобы подчеркнуть связь Москвы и Рима. Я отметил на карте места, где находятся эти холмы. Легко заметить, что большинство из них это лишь части более крупных холмов.
Семь холмов Москвы
Мне лично интересно, что в действительности на самых высоких точках основных холмов внутри Садового кольца находятся два архитектурных памятника. Самой высокой точкой является внутренняя сторона Сретенского бульвара, в этом месте стоят здания страхового общества “Россия”, знаменитые не только своей архитектурой и жильцами, а тем, что здание строилось как автономное со своей собственной электростанцией в подвале, прототипом кондиционера, отоплением и даже с артезианским колодцем глубиной 45 метров. И при этом для строительства выбрали самую высокую точку. Может на случай полного затопления всего города? Не знаю. Но интересное совпадение. А на втором самом высоком холме находится конторский дом Сытина, который пережил нашествие Наполеона, а в 1979 году даже был передвинут на 33 метра в сторону.
Объезд холмов
Но вернемся к изначальной велосипедной теме. Карта высот нужна для построения маршрута и для проектирования велоинфраструктуры. Как строить маршрут по карте высот разобраться не сложно. Возьмем, например, один из самых неприятных участков велодорожки Бульварного кольца – Рождественский бульвар. Это один из самых заметных холмов в центре города. Те кто постоянно ездит на велосипеде, знают, что лучше держаться стороной и сразу продумывать маршрут вне этого участка, хоть и на Рождественском бульваре есть велодорожка.
Красный пунктир – резкий подъем, белые линии – велодорожки, желтые – линии объезда.
Чтобы не пришлось въезжать в слишком резкую гору можно проложить альтернативные маршруты (маршрут 1 или маршрут 2 на картинке), которые будут иметь более равномерное распределение перепада высот на своей длине, что снизит физические нагрузки.
Белая линия – маршрут по бульварам, желтая – альтернативный маршрут. Карта ориентирована на запад.
Карты высоты могут помочь объехать небольшой участок, а могут предлагать альтернативные пути минуя многокилометровые холмы. Например, если вы находитесь на Кропоткинской (точка А), а вам нужно добраться до Трубной (точка B), то самый логичный маршрут, что приходит в голову, это поездка по бульварному кольцу, да там еще и велополоса местами есть, кажется, что решение не плохое, но на самом деле есть более спокойный вариант движения. Можно поехать вдоль устья реки Неглинка, которая сейчас течет в трубе и таким образом объехать холм. Движение же по бульварному вас приведет на вершину одного из самых высоких холмов Москвы, на Пушкинскую площадь. А значит большую часть пути при этом придется ехать вверх, что не самое лучшее решение. Да и по дороге придется перетаскивать велосипед через подземный переход под Новым Арбатом.
Проектирование велоинфраструктуры
За последние годы мэрия Москвы много сделала для появления велоинфраструктуры в городе. Это очень хорошее начинание в сторону экологического и здорового города. Но, к сожалению, есть и обратная сторона. Город строит много велодорожек, но они все появляются в хаотичном порядке, они не связаны друг с другом. То есть они не образуют единую сеть с помощью которой можно добраться из точки А в точку Б. Когда вы едете по городу на велосипеде, вам может попасться несколько велодорожек по пути, но основное время вы будете двигаться по неприспособленным к велодвижению улицам.
По отчетам мэрии в Москве уже более 200 километров велодорожек. И это одна из главных проблем и недопониманий между мэрией и велосипедистами. В мэрии думают, что чем больше дорожек будет построено, тем более велосипедным станет город, но в реальности всё не так. Люди не поедут по велодорожкам как в Амстердаме, пока эти дорожки не будут связаны между собой в единую понятную сеть. Дорожки из ниоткуда в никуда никому не нужны, кроме людей, пишущих отчеты о километрах построенных дорожек в городе.
Москве нужные магистральные велодорожки, которые должны связывать части города между собой, быть максимально выпрямленными и сходиться в центре. А так же нужны второстепенные дорожки, которые будут проникать в кварталы и соединять магистральные линии между собой, образовывая единую непрерывную сеть.
Карта с основными POI
Вернемся к карте высот. Чем она может помочь в проектировании и обосновании строительства велодорожек? Давайте взглянем на текущее состояние “сети” велодорожек в центре Москвы.
Действующие велодорожки