Настройка и онлай расчёт фазоинвертора акустической системы
Как правильно спроектировать фазоинвертор? Какой должна быть частота резонанса фазоинвертора? Какими должны быть длина и диаметр? Онлайн калькулятор размеров тоннеля фазоинвертора.
Фазоинвертор (с точки зрения акустики) – это порт (труба, щель и т. д.) в корпусе акустической системы, обеспечивающий расширение воспроизводимого НЧ – диапазона за счёт резонанса этого порта на частоте более низкой, чем резонансная частота динамика.
Использование фазоинверторного типа даёт возможность не только расширить нижний частотный диапазон закрытого ящика, но и повысить коэффициент полезного действия. Тоннель фазоинвертора может выполняться различной формы и размещаться – на любой поверхности колонки.
При разработке акустической системы крайне важно правильно выполнить расчёт фазоинверторного короба, так как от этого зависит не только диапазон воспроизводимых частот, но и качество всего звука в целом.
Давайте индифферентно отнесёмся к многообразию теоретических аспектов, описывающих физику процессов в данном типе акустики, а сразу ответим на вопрос: «А почему, собственно?». Такой вопрос может возникнуть у энтузиаста, который рассчитал размеры фазоинвертора по известной формуле из умной книжки и убедился в её несостоятельности в процессе неудачного практического опыта!
Напрягаться сильно не придётся, потому как синьор Жан-Пьеро Матараццо (авторитетный специалист в области профессиональной акустики)
уже помог нам разобраться в этом актуальном вопросе.
Вот что уважаемый итальянский специалист-акустик написал в статье «Теория и практика
фазоинвертора»:
Рис.1 Конструкции фазоинверторов с тоннелем в виде трубы
Одним из наиболее часто встречающихся пожеланий в электронной почте автора является – привести «магическую формулу», по которой читатель
ACS мог бы сам рассчитать фазоинвертор.
Это, в принципе, нетрудно. Фазоинвертор представляет собой один из случаев реализации устройства под названием «резонатор Гельмгольца»
(Рис.1 а). Частоту настройки резонатора Гельмгольца (или фазоинвертора, что одно и то же) можно рассчитать по формуле:
где: Fb – частота настройки (Гц), с – скорость звука (344 м/с), S – площадь сечения тоннеля (кв. м), L – длина тоннеля (м), V – объем ящика (куб. м), π = 3,14.
Эта формула действительно магическая, в том смысле, что настройка фазоинвертора не зависит от параметров динамика, который будет
в него установлен. Объём ящика и размеры тоннеля частоту настройки определяют раз и навсегда. Всё, казалось бы, дело сделано.
Приступаем.
Пусть у нас есть ящик объёмом 50 л. Мы хотим превратить его в корпус фазоинвертора с настройкой на 50 Гц.
Диаметр тоннеля решили сделать 8 см. По только что приведённой формуле частота настройки 50 Гц получится, если длина тоннеля будет
равна 12,05 см.
И видим, к своему удивлению, что она равна не 50 Гц, как полагалось бы по формуле, а 41 Гц. В чем дело и где мы ошиблись? Да нигде. Наш свежепостроенный фазоинвертор оказался бы настроен на частоту, близкую к полученной по формуле Гельмгольца, если бы он был сделан, как показано на Рис.1 в). Этот случай ближе всего к идеальной модели, которую описывает формула: здесь оба конца тоннеля «висят в воздухе», относительно далеко от каких-либо преград. В нашей конструкции один из концов тоннеля приближается к стенке ящика. Для воздуха, колеблющегося в тоннеле, это небезразлично, из-за влияния «фланца» на конце тоннеля происходит как бы его виртуальное удлинение. Фазоинвертор окажется настроенным так, как если бы длина тоннеля была равна 18 см, а не 12, как на самом деле.
Казалось бы, если тоннель полностью разместить снаружи ящика, Рис1.а) – справа, у нас получается резонатор Гельмгольца в чистом
виде. Однако на практике и тут существует эмпирическая зависимость «виртуального удлинения» тоннеля в зависимости от его размеров.
Теперь, если подставить в формулу Гельмгольца все константы, ввести поправку на «виртуальное удлинение», а все размеры выразить в привычных
единицах, окончательная формула для длины тоннеля диаметром D, обеспечивающего настройку ящика объёмом V на частоту Fb, будет выглядеть
так:
Здесь частота Fb – в герцах, объем V – в литрах, а длина L и диаметр D тоннеля – в миллиметрах, как нам привычнее.
Геометрические размеры тоннеля имеют свои ограничения. Великий исследователь акустических систем Р. Смолл показал, что минимальное
сечение тоннеля зависит от диаметра динамика, наибольшего хода его диффузора и частоты настройки фазоинвертора. Смолл предложил совершенно
эмпирическую, но безотказно работающую формулу для вычисления минимального размера тоннеля:
Формулу свою Смолл вывел в привычных для него единицах, так что диаметр динамика Ds, максимальный ход диффузора Xmax и минимальный
диаметр тоннеля Dmin выражаются в дюймах. Частота настройки фазоинвертора – как обычно, в герцах.
Очень часто оказывается, что, если правильно выбрать диаметр тоннеля, он выходит невероятно длинным. А если уменьшить диаметр, появляется
шанс, что уже на средней мощности тоннель «засвистит». Помимо собственно струйных шумов, тоннели небольшого диаметра обладают ещё и
склонностью к так называемым «органным резонансам», частота которых намного выше частоты настройки фазоинвертора и которые возбуждаются
в тоннеле турбулентностями при больших скоростях потока.
Когда расчётная длина тоннеля получается такой, что он почти помещается в корпусе и требуется лишь незначительно сократить его длину
при той же настройке и площади сечения, я рекомендую вместо круглого использовать щелевой тоннель аналогичной площади,
причём размещать его не посреди передней стенки корпуса, как на Рис.2 а), а вплотную в одной из боковых стенок, как на Рис.2 б).
Рис.2 Конструкции фазоинверторов с щелевыми тоннелями
Тогда на конце тоннеля, находящемся внутри ящика, будет сказываться эффект «виртуального удлинения» из-за находящейся рядом с ним стенки.
Опыты показывают, что при неизменной площади сечения и частоте настройки тоннель, показанный на Рис.2 б), получается примерно на 15%
короче, чем при конструкции, как на Рис.2 а).
Ответ очень прост – на оптимальную частоту. Если частота резонанса фазоинвертора будет выше оптимальной, т. е. она будет находиться близко к резонансной частоте динамика в закрытом ящике, то мы получим на АЧХ выпячивающий горб, вследствие чего звучание будет бочкообразным.
Таким образом – частоту резонанса фазоинвертора следует выбрать немногим ниже частоты резонанса динамика в закрытом ящике, т. е. в той области, где у динамика происходит некоторый спад звукового давления. Этот спад компенсируется подъёмом фазоинвертора, что, в конечном итоге, приведёт к расширению нижней границы воспроизводимых частот.
В большинстве реальных конструкций –
А как легко и просто можно узнать частоту резонанса громкоговорителя в закрытом ящике – мы с вами подробно обсудили на этой странице . Итак:
КАЛЬКУЛЯТОР РАСЧЁТА ДИАМЕТРА И ПЛОЩАДИ СЕЧЕНИЯ ТОННЕЛЯ ФАЗОИНВЕРТОРА
Диаметр тоннеля – величина, имеющая практический смысл только для фазоинверторов круглого сечения Площадь сечения – характеризует как трубчатые, так и щелевые фазоинверторы.
Диаметр динамика D | дюймымиллиметры сантиметры | |
Максимальный ход диффузора X | дюймымиллиметры сантиметры | |
Частота настройки фазоинвертора Fb (Гц) | ||
Минимальный диаметр тоннеля (дюймы) | ||
Минимальный диаметр тоннеля (см) | ||
Минимальный диаметр тоннеля (мм) | ||
Минимальная площадь тоннеля (дюймы²) | ||
Минимальная площадь тоннеля (см²) | ||
Минимальная площадь тоннеля (мм²) |
Рассчитаем длину тоннеля фазоинвертора по объёму ящика, резонансной частоте фазоинвертора и диаметру/ площади сечения тоннеля:
РАСЧЁТ ДЛИНЫ ТОННЕЛЯ ФАЗОИНВЕРТОРА
Диаметр или площадь сечения тоннеля | диаметр (см) площадь (см²) | |
Частота настройки фазоинвертора Fb (Гц) | ||
Объём корпуса Vc (литр) | ||
Длина тоннеля (cм) |
Посчитанная длина тоннеля верна как для цилиндрических фазоинверторов, так и для щелевых фазоинверторов, находящихся на значительном расстоянии от стенки. Если щелевой фазоинвертор расположен вплотную к одной из стенок, как на Рис.2 б), то его длину следует укоротить на 15%.
Расчёт и проверка настройки фазоинвертора для акустической системы.
Проверка настройки фазоинвертора на примере нескольких АС.
Рассчитано на широкий круг радиолюбителей.
Если АС уже построена, можно сразу переходить к пункту 5.
1. Что такое фазоинвертор. Немного копипаста.
«Фазоинвертор (ФИ) представляет собой щель или трубу, находящуюся в корпусе звуковой системы. За счет резонанса этой трубы обеспечивается расширение низкочастотного диапазона. С конструктивной точки зрения фазоинвертор – это закрытый, но не полностью герметичный ящик.
Принцип работы фазоинвертора
Суть работы данного устройства заключается в том, что при помощи акустического резонатора осуществляется переворот (инверсия) фазы звуковой волны, исходящей от тыльной части диффузора. На выходе фазоинвертора эта уже инверсированная волна суммируется с волной, излучаемой фронтальной поверхностью диффузора. Это существенно увеличивает на частоте настройки прибора уровень звукового давления.
Достоинства и недостатки ФИ
Преимущества этого вида акустического оформления известны достаточно хорошо. Приблизительно 90% производимых в мире современных акустических систем оснащены фазоинвертором. Нижняя граница частоты в таких системах в 1,26 раза меньше, чем в закрытых аналогах (при одинаковых размерах корпуса и КПД).
Если взять акустику с одинаковыми габаритами и показателями нижней границы частоты, то системы с фазоинвертором будут обладать большим на 3 дБ КПД. И наконец, при одинаковых значениях нижней границы частоты и КПД, габариты такой системы будут значительно меньше.
К недостаткам фазоинвертора можно отнести невысокие переходные характеристики (по сравнению с системами закрытого типа) и более сложный процесс согласования усилителя с акустической системой. То есть длительность затухания и время нарастания звукового сигнала определяются лишь качеством исполнения самого фазоинвертора. На практике это проявляется в глухом звуке литавр, «бухающем» звучании барабана, размытости щипка при воспроизведении музыки от струнных инструментов и пр.
Стоит отметить, что достоинства существенно перевешивают вышеупомянутые недостатки. Поэтому большинство компаний, специализирующихся на производстве звукового оборудования, внедряют в свои модели данное устройство.
Простому меломану – пользователю акустических систем достаточно знать про фазоинвертор несколько простых, но очень важных вещей. В комнате площадью меньше 12 метров нельзя устанавливать колонки с фазоинвертором расположенным в задней части – получите отвратительное буханье вместо музыки. Для небольших помещений лучше выбирать колонки с передним расположением фазоинвертора или вовсе без него. Если ваши колонки оснащены фазоинвертором, и вам кажется, что бас «бубнит» — попробуйте заткнуть отверстие фазоинвертора любой плотной тряпкой – иногда это помогает. » ©
2. Прежде, чем браться за расчёт ФИ, необходимо измерить параметры Т/С для НЧ динамика.
Не вижу смысла повторяться или копировать всё в данный обзор.
Исчерпывающее описание — Как измерить параметры Тиля-Смолла динамиков с помощью ПК и выбрать для них правильный корпус.
Выбор размеров ФИ (ссылка на источник).
Много текста. Спрятано под спойлер.
Закономерным финалом саги о фазоинверторе будут практические аспекты его воплощения в жизнь. Ключевым элементом здесь становится именно труба, она же — тоннель, она же в результате рабской транслитерации с английского — порт. Именно она, труба, позволит реализовать на практике два главных параметра, определяющие акустический облик задуманного фазоинвертора: объём корпуса и частота его настройки. Эти две величины, одна в литрах, вторая — в герцах, становятся результатом либо самостоятельного расчёта, либо следования ранее сделанным калькуляциям. Их источником могут быть изготовители динамика, наши тесты или же советы специалистов, основанные на их практике. Во всех трёх случаях бывает, что даются готовые размеры тоннеля, обеспечивающие настройку известного объёма на нужную частоту, но, во-первых, не каждый раз, а во-вторых, слепое копирование не всегда возможно и всегда непохвально. Так что более общей и гораздо более продуктивной будет такая постановка задачи: известны объём и частота, а вопрос об их физической, в материале, реализации станем решать самодеятельно. Часть истории будет организована по принципу вопросов и ответов: номенклатура вопросов известна, в редакционной почте они повторяются с регулярностью, дающей повод для статистических выкладок, которые так любит наш тестовый департамент. Не стану отнимать у них любимую игрушку, у нас — свои. Итак, что вначале, рассчитываем тоннель или покупаем трубу, которой этим тоннелем предстоит стать? По идее надо вначале купить — трубы бывают не любого диаметра, а из некоторого ряда значений, если брать готовые, а не накручивать самому из бумаги на клею, как пионер из кружка юного космонавта. Но начать придётся всё же с хотя бы грубой прикидки, и дело здесь в том, что…
Толщина имеет значение
Если тоннель действительно труба (есть ведь и варианты), какой она должна быть в диаметре? Самый общий и самый грубый ответ: чем больше, тем лучше. Совет действительно радикален и может вызвать протестную реакцию: а если я возьму и сделаю тоннель диаметром вдвое больше динамика? Не возьмете и не сделаете, как бы ни старались, об этом больше ста лет назад позаботился некто Герман Гельмгольц, резонатором имени которого фазоинвертор и является, а позже — создатели автомобилей, сделавшие их по габаритам меньше существовавших в то время паровозов. Итак, по порядку, почему больше и почему что-то этот процесс остановит.
Во время работы вблизи частоты настройки, где, собственно, и выполняет свои функции тоннель фазоинвертора, добавляя от себя к звуковым волнам, порождаемым колебаниями диффузора, внутри тоннеля движется воздух. Движется колебательно, туда-сюда. Объём движущегося воздуха — точно такой же, какой во время каждого колебания приводится в движение диффузором, он равен произведению площади диффузора на его ход. Для тоннеля этот объём — произведение площади сечения на ход воздуха внутри тоннеля. Площадь сечения реально всегда меньше площади диффузора (если кто ещё не отказался от угрозы сделать такой же, а то и больше, скоро никуда не денутся и откажутся), и, чтобы переместить такой же объём, воздуху надо двигаться быстрее, скорость в тоннеле с уменьшением диаметра возрастает пропорционально уменьшению площади его сечения. Чем это плохо? Всем сразу. Прежде всего тем, что модель резонатора Гельмгольца, на которой всё основано, предполагает, что потери энергии на трение воздуха о стенки тоннеля отсутствует. Это, разумеется, идеальный случай, но чем дальше мы от него отойдём, тем меньше работа фазоинвертора будет походить на то, чего мы от него ожидаем. А потери на трение в тоннеле тем выше, чем больше скорость воздуха внутри. Теоретически формула, да и несложная программа, на ней основанная, этих потерь не учитывает и безропотно выдаст вам расчётную длину тоннеля при диаметре хоть в палец, но работать такой фазоинвертор не будет, всё умрёт в завихрениях воздуха, пытающегося стремительно летать по тесному тоннелю взад-вперёд. Текст когда-то виденного мной агитационного плаката ГАИ «Скорость это смерть» к движению воздуха в тоннеле подходит безусловно, если смерть отнести к эффективности фазоинвертора.
Впрочем, намного раньше, чем фазик погибнет как средство звуковоспроизведения, он станет источником звуков, для которых не предназначен, вихри, возникающие при излишне высокой скорости движения воздуха, создадут струйные шумы, нарушающие гармонию басовых звуков самым бессовестным и неэстетичным образом.
Что следует принять за минимальное значение площади сечения тоннеля? В разных источниках вы найдёте разные рекомендации, далеко не все из них авторами были когда-либо опробованы хотя бы путём вычислительного эксперимента, о других уж не говорим. Как правило, в такие рекомендации закладываются две величины: диаметр диффузора и максимальная величина его хода, то самое Xmax. Это разумно и логично, но в полной мере относится лишь к работе сабвуфера на предельном режиме, когда о качестве звучания говорить уже немного поздно. Основываясь на многочисленных практических наблюдениях, можно взять на вооружение куда более простое правило, оно небезупречно и не совсем универсально, но работает: для 8-дюймовой головки тоннель должен быть не меньше 5 см в диаметре, для 10-дюймовой —
7 см, для 12-ти и больше — 10 см. Можно ли больше? Даже нужно, но вот именно сейчас нас кое-что остановит. А именно — длина тоннеля. Дело в том, что…
Длина имеет значение
Как и было сказано, её скомандует великий Герман фон Гельмгольц. Вот он, у доски в Гейдельбергском университете, а на доске — та самая формула. Ну ладно, в этот раз её написал я, но придумал — он и написал бы точно так же. Эта немудрёная, поскольку выведена для идеального случая, зависимость показывает, какова будет частота резонанса некоей полости (нам привычнее ящик, хотя Герман фон делал эдакие пузыри с трубами-хвостиками) в зависимости от объёма V, длины L и площади сечения хвостика. Обратите внимание: параметров динамика здесь нет, и было бы странно, если бы они были. В любом случае полезно запомнить и никогда не поддаваться на провокации: настройка фазоинвертора полностью и исчерпывающе определяется размерами ящика и характеристиками тоннеля, соединяющего этот ящик с окружающей средой. Помимо этого в формулу входят только скорость звука в атмосфере планеты Земля, обозначенная «с», и число «пи», не зависящее даже от планеты.
Для практических целей, а именно — вычисления длины тоннеля по известным данным, формулу легко преобразовать, вспомнив родную школу, а константы подставить в виде чисел. Это делали многие. Многие же публиковали результаты этого волнующего процесса, и автору немного удивительно, как можно было зрелищно обделаться при операции с тремя-четырьмя числами. В общем, треть опубликованных на бумаге и в Сети преобразованных формул непостижимым образом являются ахинеей. Правильная приводится здесь, если подставлять величины в показанных чёрным единицах.
Эта же формула плюс некоторые поправки заложена и во все известные программы по расчёту фазоинверторов, но прямо сейчас формула для нас удобнее, всё на виду. Смотрите: что будет, если вместо минималистского тоннеля поставить другой, попросторнее (и потому получше)? Потребная длина возрастёт пропорционально квадрату диаметра (или пропорционально площади, но ведь мы трубу-то собрались по диаметру покупать, по-другому не продают). Перешли от 5-сантиметровой трубы к 7-сантиметровой, это к примеру, длина при той же настройке понадобится вдвое больше. Перешли на 10 см — вчетверо. Беда? Пока — полбеды. Дело в том, что…
Калибр имеет значение
Беда сейчас будет. Ещё раз глядим на формулу, на этот раз — в знаменатель, фокусируйте зрение. При всех прочих равных длина тоннеля будет тем больше, чем меньше объём ящика. Если для того, чтобы настроить на 30 Гц 100-литровый объём, имея в распоряжении 100-миллиметровую сантехническую трубу, надо открыжить и вклеить в ящик отрезок говнопровода протяжённостью 25 сантиметров, то при объёме ящика 50 л это будет полметра (что уже не меньше, чем полбеды), и при довольно распространённых 25 л тоннель такой толщины должен будет иметь метровую длину. Это уже беда, без вариантов.
В наших, практических условиях объём ящика в первую очередь определяется параметрами динамика, и в силу причин, читателям этой серии уже хорошо известных, для головок калибра 8 дюймов оптимальный объём редко превышает 20 л, для «десяток» — 30 — 40, лишь когда дело доходит до 12-дюймового калибра, мы начинаем иметь дело с объёмами порядка 50 — 60 л, и то не всегда.
Вот и получается какой-то парад суверенитетов: частота настройки ФИ определяется тем басом, который мы от него хотим получить, будь он на «восьмёрке» или на «пятнашке» — не важно. А частота настройки ящика опять не зависит от динамика, чем меньше объём, тем длиннее подавай тоннель. Итог парада: как мы неоднократно замечали в тестах малокалиберных сабвуферов, желательный и многообещающий вариант оформления в ФИ физически невозможно (или затруднительно) реализовать. Даже если не жалко места в багажнике, нельзя объём ящика ФИ делать больше оптимального, а оптимальный нередко оказывается настолько мал, что настроить его на инвариантную к прочим факторам частоту 30 — 40 Гц немыслимо. Вот пример из недавнего теста 10-дюймовых сабвуферных головок («А3» №11/2006): если взять за аксиому диаметр трубы 7 см, то для того, чтобы сделать фазоинвертор на головке Boston, понадобился бы её кусок длиной 50 см, для Rainbow — 70 см, А для Rockford Fosgate и Lightning Audio — около метра. Сравните с рекомендациями в тесте этого номера, относящимися к 15-дюймовым головкам: ни у одной таких проблем не отмечено. Почему? Не из-за динамика, как такового, а из-за исходного объёма, выбранного по параметрам динамика. Что делать? Встречать беду во всеоружии. Оружие нам выковали поколения специалистов (и не только). Знаете, в чём тут дело?
Форма имеет значение
Вы едва ли могли не заметить: я очень люблю копаться в патентах, поскольку считаю, пусть дорога от изобретения к реальной жизни не столь уж коротка, патент — отражение мысли в виде вектора, то есть — с учётом направления. Большинство новаций, предложенных (и неуклонно предлагаемых) неутомимыми умами в отношении фазоинвертора, сконцентрировано на борьбе с двумя мешающими факторами: длина тоннеля, когда его сечение велико, и струйные шумы, когда его сечение, стремясь сократить длину, попытались уменьшить. Первое, простейшее решение, о допустимости которого нас спрашивают в редакционной почте раз по пять в месяц: можно ли тоннель поместить не внутрь ящика, а снаружи? Вот ответ, окончательный, фактический и настоящий, как бумага на квартиру профессора Преображенского: можно. Хоть частично, хоть целиком, внутрь ящика тоннель запихнули исключительно из эстетических соображений, у фон Гельмгольца он торчал снаружи, и ничего, он это пережил. Да и современность наша даёт примеры: вот, скажем, ветераны car audio не могут не помнить (многие, честно говоря, не могут забыть) «басовые трубы» фирмы SAS Bazooka. Они ведь начались с патента на сабвуфер, который удобно поместить за сиденьем грузовика — любимого транспорта американцев. Для этого изобретатель протянул трубу фазоинвертора вдоль корпуса снаружи, заодно уж придав её распластанную по поверхности цилиндрического корпуса форму. Это — один пример, есть другой: некоторые фирмы, выпускающие встроенные сабвуферы для домашних кинотеатров, выводят наружу трубу-тоннель полосового сабвуфера-бандпасса. Тип сабвуфера в данном случае значения не имеет: это тот же резонатор имени сами знаете кого. Ещё одно решение тоже, судя по письмам, ищут, но опасаются. «Можно ли гнуть тоннель?» Ответ — в стиле Филиппа Филипповича и очевиден. Иначе не выпускали бы сразу несколько компаний (DLS, JL Audio, Autoleads, etc. etc.) гибкие трубы специально для этой цели. А в области патентной документации есть даже интересная подсказка, как можно эту задачу решить не без изящества и материальной экономии: была в своё время предложена конструкция модельного тоннеля, который бы собирался из типовых элементов в любой желаемой форме, иллюстрация поведает об остальном. От себя добавлю: большая часть изображённых в патенте деталей трогательно напоминает номенклатуру элементов канализационных сетей местного значения, что и является практическим рецептом внедрения интеллектуального эксцесса американского изобретателя.
Борясь с неуместной длиной тоннеля, часто идут по пути строительства так называемых «щелевых портов», их достоинство — в конструктивной интеграции с корпусом, что позволяет, при известном воображении, сделать тоннель довольно протяжённым, на прилагаемой схеме — сразу несколько вариантов, которым вопрос, разумеется, далеко не исчерпывается (три верхних эскиза принадлежат перу известного хай-эндщика Александра Клячина, остальное было делом техники).
Недостаток же щелей — в трудности подгонки длины, это не сантехнический ПВХ — махнул пилой, и дело в шляпе. Но есть решения и здесь: не так давно один из героев рубрики «Своя игра» пермяк Александр Султанбеков (не грех лишний раз напомнить стране имена её героев) продемонстрировал на практике, как можно настраивать щелевой порт, изменяя его сечение при неизменной длине, он это делал, укладывая внутрь фанерные проставки, как показано на фото где-то поблизости, поищите.
В сворачивании тоннеля фазоинвертора некоторые светлые умы дошли до крайностей: один светлый предложил, например, свернуть тоннель в виде спирали вокруг цилиндрического корпуса громкоговорителя, другой на хитрую формулу Гельмгольца ответил тоннелем-винтом, такая концепция нам здесь, в России, знакома…
Но вообще-то все эти решения (даже с винтом) — лобовые, здесь тоннель неизменной длины просто приделывается или складывается так, чтобы не мешал. Известны (и даже продаются в товарных количествах) реализации другого принципа. Здесь дело вот в чём.
Сечение имеет значение
Не площадь, как таковая, а характер её изменения по длине тоннеля. До сих пор мы, ведомые учением фон Гельмгольца в его самой простой, школьной форме, считали непременным, что поперечное сечение тоннеля постоянно. А нашлись люди, которые это условие нарушили и даже нажили на этом денег.
…
Уход от цилиндра как формы тоннеля предлагали очень и очень многие. Кто — в стиле Матарацци с вариациями, кто — в скромном, локальном масштабе, ограничиваясь приданием криволинейных обводов концам цилиндрического тоннеля с целью снижения струйных шумов от завихрений. Наиболее же радикальное средство борьбы и с длиной, и с шумами не только придумал, но и эксклюзивно пользуется им уже не один год Мэттью Полк, основатель компании своего имени. Суть устройства под названием PowerPort такова: часть функций тоннеля берёт на себя одна или две, на каждом конце трубы, кольцевая щель между стенкой ящика и поставленным на строго рассчитанном расстоянии от неё «грибком», впрочем, на рисунке всё видно. Такими тоннелями снабжаются практически все домашние громкоговорители Polk Audio. И ежели только кто покусится, плакали его 32 цента плюс ещё кое-что. Для себя же, любимых, никто не запретит такую штуку попробовать, тем более что когда-то давно Полк выложил на свой корпоративный сайт таблицу в «Экселе»…
К вопросу о толщине: проталкивая тот же объём воздуха через более тесный тоннель, его придётся разгонять до более высокой скорости. А «скорость — это смерть»
Гельмгольц написал бы свою формулу точно так же, просто в тот момент не было фотографа.
©
Надеюсь, я окончательно всех запутал.
Понимаю. Старался изо всех сил. )))
Процесс постройки АС с ФИ я, пожалуй, пропущу.
Тут хватит на дюжину обзоров с выбором динамиков, материалов для корпуса, столяркой, сборкой и т.д.
3. Формулы, которые понадобятся.
Формула определения резонансной частоты динамика одинаковая и для ЗЯ, и для ФИ:
Лично мне хватает расчёта ФИ и ЗЯ в программе JBL Speakershop.
«… Ни в какой программе не выскочит окно с надписью — парень, я, конечно, всё посчитаю, как ты хочешь, но ты делаешь дурь, и звук будет отстойный.» ©
Поэтому будет полезно проверить предлагаемые размеры ФИ и корпуса самостоятельно сторонними расчётами.
Например, онлайн расчёт ФИ.
4. Во время написания обзора мне попался материал
Сабвуфер с фазоинвертором: расчёт, настройка, типичные ошибки,
в котором автор весьма эмоционально рассказывает о недостатках акустического оформления типа ФИ.
Если вы по-прежнему хотите построить саб или АС с фазоинвертором, материал рекомендуется к прочтению.
5. Проверка настройки ФИ.
За основу взята методика, предложенная по ссылке:
измерение модуля полного электрического сопротивления Z акустической системы.
Какой должна быть частота настройки (резонанса) фазоинвертора?
Частота резонанса фазоинвертора (в общем случае) должна быть на 2/3 октавы ниже, чем частота резонанса того же динамика в том же ящике при закрытом отверстии ФИ.
Например:
Fc динамика в ЗЯ = 60 Гц, тогда частота настройки ФИ д.б. 60/1,5874 = 60*0,63 = 37,8 (Гц)
Обратите внимание на появление цифры 0,63 — это и есть «на 2/3 октавы ниже».
Исходная схема подключения НЧ динамика (или АС с ФИ):
Пояснения (изменения в схеме):
— рекомендуется использовать усилитель, обеспечивающий минимум 7,1 В RMS (10 В ампл.)
— в качестве источника сигнала для усилителя — программный генератор в SpectraLab
— вместо вольтметра — линейный вход звуковой карты ПК (подключить к динамику!).
Таким образом, из дополнительного оборудования потребуется всего лишь резистор на 1 кОм.
Общий порядок действий:
— собрать проверочную схему с учётом пояснений выше
— установить уровень вых. сигнала в микшере системы 50-70 %
— установить регулятор громкости на усилителе, чтобы выходное напряжение было 7,1..10 В RMS без клиппинга
— выбрать свип-тон в настройках программного генератора (диапазон 20-200 Гц, если требуется проверить ФИ, или 20-20к Гц для всего диапазона АС)
— нажать кнопку «поехали» )))
Если всё сделано правильно, получится вот такая картинка:
6. Проверка настройки ФИ сабвуфера 11,8л.
Расчёт в JBL Speakershop:
Размеры ФИ: ф50х150мм
Проверка расчётов (онлайн калькулятор):
По рекомендациям Т/С для размеров ФИ, полученных в JBL, частота настройки ФИ составляет 57,7 Гц.
По рекомендациям Виноградовой для тех же размеров ФИ получается частота 52 Гц.
Расчёт частоты Fc динамика FD115-7 в ЗЯ 11,8л (это не ошибка, считаем для ЗЯ; см. формулу в пункте 4 ):
Fc = 67,5 * sqrt ( 1+ 2,66/11,8 ) = 74,7 (Гц)
Далее собирается схема из п.5.
Результат: модуль полного электрического сопротивления саба:
график оранжевым цветом — саб 11,8л с открытым ФИ
график фиолетовым цветом — саб 11,8л с закрытым ФИ (ЗЯ 11,8л)
Разница частот двух пиков — 2-3 Гц — показатель неправильного расположения ФИ в корпусе:
срез трубы ФИ находится в непосредственной близости от тыльной стороны динамика.
Выводы:
— частота настройки ФИ — около 48 Гц, что ближе к расчётному значению по Виноградовой
— частота Fc = 82 Гц вместо расчётных 75 Гц
— соотношение частот 48/82 = 0,59, что близко к рекомендуемому значению 0,63
Для учебно-тренировочного саба, я считаю, нормально.
7. Проверка АС с щелевым ФИ.
Чтобы не мучиться в сомнениях, была проверена самодельная АС (проект «Дуб») по этой же методике.
Я не видел расчёты, да оно мне и не интересно.
Вот результат:
Частота настройки ФИ 58 Гц,
Fc = 105 Гц.
Соотношение частот 58/105 = 0,55.
Вывод: ФИ щелевого типа получился немного ниже отметки -2/3 октавы.
8. И снова SVEN.
На этот раз версия BF-21R с уничтоженными динамиками и пультом ДУ (киндер погрыз).
Из четырёх динамиков выжил только один НЧ.
В экспериментах с ФИ приняла участие пассивная колонка (естественно, после замены НЧ динамика на исправный).
После демонтажа динамиков:
При помощи нецензурных выражений волшебных заклинаний выковырял ФИ:
Внутренний диаметр в средней части — около 34 мм, длина 75 мм.
Примечание: размеры ФИ отличаются о ФИ в версии BF-11 (ф31 х 65 мм).
Внутренний объём колонки BF-21 составляет 7,2 л.
За вычетом объёма, занимаемого магнитной системой НЧ динамика (0,2л) и трубой ФИ (0,1л),
объём колонки составляет 6,9 литра.
Считаем Fc по формуле выше:
Fc = 67,5 * sqtr (1 + 2,66/6,9) = 79,5 (Гц)
Запускаем JBL Speakershop:
Для диаметра ФИ ф34мм предлагается длина 12,4 см.
За одно обращаем внимание на расчёт для ЗЯ объёмом 6,9л: Fc=79,4 Гц (совпадает со значением, полученным вручную).
Проверка расчётов в онлайн-калькуляторе:
По Т/С: 56,2 Гц
По Виноградовой: 51,5 Гц
И так, требуется удлинить трубу ФИ на 5 см (до длины 12,5 см).
В доме нашёлся цилиндрический флакон от таблеток:
Кот и таблетки
Распилил пополам:
Укоротил куски трубок до 5см, соединил с ФИ при помощи остатков изоленты:
Длина 12,5 см.
После сборки проверка настройки ФИ:
Частота настройки ФИ 49 Гц (против расчётных 51,5 Гц по Виноградовой),
Fc = 81 Гц (почти совпало с расчётным значением 79,5 Гц).
Соотношение частот 49/81 = 0,61. Тут всё ОК.
9. Выводы:
— метод измерения Z вполне работоспособен, можно пользоваться
— расчётные методы предсказывают, как гисметео выдают противоречивые цифры
— расчёт ФИ можно выполнять в программе JBL Speakershop
— проверку расчётов ФИ рекомендуется выполнять по Э. Л. Виноградовой
— проверка настройки ФИ по методу Z выдаёт цифры, очень близкие к тем, что получены по расчётам Э. Л. Виноградовой
При использовании метода Z проверена настройка ФИ трех самодельных АС.
Результаты положительные. ))
10. Приложение для апологетов Звука, неудержимо, но бестолково снимающих АЧХ сабвуфера (копипаст).
Я познакомлю вас с методом прямого измерения, который в отличие от компьютерного, не требует вычислений и даёт более достоверный результат.
Снятие АЧХ саба проводится в АБСОЛЮТОНО заглушенном помещении, вся внутренняя поверхность которого выложена матрасами, причём в два слоя. Но проще это сделать на открытом пространстве, чтобы до ближайшего гаража с розеткой было не менее 10 метров. Если динамик или ФИ направлены в пол, ставим сабвуфер на землю, на щит, если нет — садим как человека, на табуретку. Измерительный микрофон следует устанавливать сбоку от динамика и от ФИ одновременно, на примерно одинаковом расстоянии, и не ближе 1-1,5 метра от корпуса саба. В этом случае вы будете мерить совокупное звуковое давление динамика и ФИ.
Вот когда на открытом пространстве вы выровняете АЧХ саба, только после этого можно заносить его в комнату и выявлять влияние помещения на результирующую АЧХ. А до этого снятие АЧХ саба в ближнем поле и поднесение микрофона на 1 см к динамику, я считаю преждевременными. Да и вообще не нужными: вы ведь не прикладываете ухо к динамику саба и не слушаете саб «в ближнем поле» лёжа на полу? Это вам не СЧ и не ВЧ, которые измеряются и слушаются в пределах прямой видимости, это — Бас-с. Сильно сомневаюсь, что вы сможете правильно состыковать (срастить) АЧХ динамика и ФИ снятые по отдельности в ближних полях. Не получите вы истинную картину совокупного звукового давления ФИ и дина в окружающем сабвуфер пространстве, двигая графики по экрану компа, а саб по комнате.
Так что ступайте-ка ребята на свежий воздух, на травку. Оно и для музыки и для здоровья полезнее будет, т.к. измерения надо проводить в тёплую погоду, дабы подвес у дина не задубел. 🙂
Но и это не финиш. Игра продолжится, когда вы внесёте настроенный саб в комнату и начнёте бодаться с комнатными резонансами, модами. Очень увлекательно. 🙂
В этом заключается ещё один недостаток сабвуфера с ФИ: он капризен к месту своего расположения в комнате. Небольшое смещение саба приводит к заметному изменению комнатных резонансов, тогда как сабу типа ЗЯ практически по-фигу где стоять, лишь бы симметрия звука не нарушалась.
Сабвуферы с фазоинвертором — это какое-то недоразумение, игра фантазии инженеров-акустиков, которую подхватили и развили коммерсанты от музыки. Мода такая аудиофильская: да у меня в сабе трубы ФИ, как выхлопные в крутой тачке! Даже звук похож.
Поясню.
Саб с ФИ бессмысленно, а иногда и вредно подключать к ресиверу для просмотра фильмов и некоторых сортов музыки. В DVD-сигнале присутствуют частоты от 5-ти герц. Вся мощь ресивера ниже частоты настройки ФИ (от 5-ти до 30-40 гц) направлена на выблёвывание диффузора динамика на пол. Ни каких звуков в этой полосе саб не издаёт, в добавок можно покалечить динамик. Если же в ресивере или усилке саба стоит фильтр сабсоника, тогда динамик и диффузор останутся целы, но звуков от 5-ти до 30-40 гц, саб всё равно не издаст.
Вопрос: зачем тогда городить ФИ ?? Разве что для поп-музыки? Но для музыки гораздо лучше саб ЗЯ, к тому же он воспроизводит частоты ниже чем ФИ и при этом не идёт вразнос. Саб ЗЯ не бубнит, у него меньше ГВЗ, прекрасные переходные характеристики, он проще в расчётах и не требует настройки. А на КПД мне начихать, я не собираюсь экономить на громкости и качестве музона 30 ватт из розетки.
Так что по всем параметрам саб типа ЗЯ лучше, чем ФИ.
НО!
Только при условии, что в ЗЯ стоИт хороший, качественный динамик с F резонанса 18-25 гц, желательно с малой массой диффузора (и возможно двукратным запасом мощности для корректора Линквица). Вот мы и подошли к сути. Китайцы такие дины делать не умеют, а европейские хорошие динамики стОят ох, не дёшево. Вывод очевиден: в сабвуферах типа ФИ почти наверняка стоИт паршивый динамик и саб имеет все перечисленные выше недостатки. Зато он громко бУхает, дёшев для невзыскательного потребителя (а таких большинство) и на нём можно сделать прибыльный бизнес. Массовый бизнес. Сабвуфер с ФИ — дешёвка, изделие для тугоухих, скаредных или малообеспеченных.
Акустический фазоинвертор был изобретён Альбертом Турасом в 1932 году, во времена, когда не было приличных басовых динамиков, но сейчас-то зачем?
Во времена винила и живых инструментов с нижней частотой 30-40 Гц фазоинвертор был очень кстати. Но в век электронных синтезаторов и DVD-записи, когда диапазон уходит в область инфразвука, фазоинвертор, мягко говоря, устарел и неспособен воспроизводить современный диапазон частот. Сабвуфер с ФИ — это атавизм, пережиток прошлого. Я ещё раз напоминаю: фазоинвертор — это резонатор. Для прослушивания музыки акустические резонансы вещь вредная и неприятная, от них стараются избавиться всяческими способами: и демпфирование, и эквализация, и фильтры, и пр.
А вот так взять, и своими руками врезать в сабвуфер диджериду..?
И потОм уверять себя, что всё звучит хорошо? Нет уж, увольте.
Моё личное предпочтение: саб ЗЯ.
Наличие ФИ может быть в некоторой степени оправдано применением в малогабаритной акустике, но это уже не Звук, и тем более не Бас. Единственное применение сабвуфера с фазоинвертором с минимальным ущербом для качества звука, это имитация взрыво- и громоподобных эффектов в кинушках и игрушках. Там высокий КПД себя оправдывает. Для музыки же ФИ неприемлем. ИМХО. ©
Всем удачных разработок!
Скоро на наших экранах:
Расчет акустического фазоинвертора онлайн
Расчет короба для сабвуфера
Итак, вы определились с сабвуфером, подобрали к нему усилитель, выбрали акустическое оформление и решили самостоятельно изготовить корпус. Перед тем как создать чертеж вам нужно рассчитать короб для сабвуфера, то есть получить исходные данные. Для закрытого ящика — это объем; для фазоинвертора — это объем корпуса, площадь сечения порта и его длина; для четвертьволнового резонатора — длина и площадь сечения тоннеля; для бандпассов — объем отсеков, площадь и длина портов, форма корпуса. Все эти параметры нужно рассчитать и для этого применяются специальные программы. Основой для всех калькуляций являются параметры Тиля — Смолла.
Смысл правильного расчета сабвуфера заключается в том, что бы спроектировать такое оформление, в котором динамик будет выдавать бас, подходящий для ваших вкусов и музыкальных предпочтений. Например, для закрытого ящика плавность АЧХ и характер звучания будет зависеть от объема корпуса, который вам нужно будет подобрать исходя из характеристик вашего сабвуферного динамика; для фазоинвертора частота настройки и горб АЧХ зависит от объема корпуса, объема порта, его длины формы и сечения и т.д.
Программы для расчета корпуса сабвуфера
Speaker Box Lite
Одна из самых современных и удобных программ для расчета сабвуферов. Speaker Box Lite поможет вам быстро и удобно рассчитать корпус для сабвуфера, а так же нарисовать его эскиз и сделать раскрой материала. Cтроит графики АЧХ, учитывает передаточную функцию салона, основывается на параметрах Тиля — Смолла, дополнительно отображает импеданс системы, фазовую характеристику, групповые задержки и т.п.
JBL speaker shop
Программа для расчета оформления динамиков и сабвуферов в частности. Программка старая и не работает с последними операционками, но до сих пор лучше ничего не придумано, по этому приходится применять небольшие ухищрения для работы. Программа строит графики АЧХ, учитывает передаточную функцию салона, учитывает параметры Тиля — Смолла — то есть все что нужно, чтобы правильно рассчитать короб для сабвуфера.
BassBox 6 Pro
Программа для расчета сабвуферов, работает на основах JBL speakershop, в 5й версии у них был даже одинаковый интерфейс — в 6й его изменили. Но программа работает хорошо и кому-то возможно будет удобнее работать с ней.
Bassport
Узконаправленная программа, предназначена для расчета портов фазоинвертора для определенного объема, полноценно корпус в ней не рассчитать. Все внимание направлено на проектирование портов, учитывает воздушные потоки, формы, расстояния до стенок и перегородок.
UniBox (Unified Box Model)
Очень простая программка, работает на Microsoft Windows Excel 2000. Может симулировать уровень звукового давления, кривую импеданса динамиков, АЧХ и т.п.
Расчета сабвуфера при помощи программы jbl speakershop
Содержание
Чтобы сделать хороший сабвуфер нужна специальная программа jbl speakershop, недостаточно только рекомендаций производителя. Потому что они не учитывают, где будет установлен ящик, и какую музыку он будет играть. Конечно, можно изготовить короб согласно схеме, которая идет в комплекте с сабвуфером. Играть он будет хорошо, если соблюдать все рекомендации, и делать работу качественно. Но, добиться максимальной отдачи можно только в том случае, если вы рассчитываете «саб» под себя, свою музыку и свой автомобиль. Поэтому очень желательно под каждый конкретный динамик рассчитывать свой короб.
Для того, чтобы это сделать, существует множество специализированных программ. Старейшая и одна из самых известных — SpeakerShop от компании JBL. Несмотря на то, что программа jbl speakershop достаточно древняя, большинство людей, занимающихся изготовлением сабвуферов, до сих пор ей пользуются. И получают отличные результаты в виде шикарно играющий «сабов».
Для новичка разобраться в программе jbl speakershop бывает немного сложно, потому что она хоть и небольшая, но содержит в себе массу полей, графиков и показателей, в которых, с непривычки, легко запутаться.
Установка программы jbl speakershop
Начнем с установки. SpeakerShop работает под Windows. Причем только со старыми версиями, не новее ХP. Для того, чтобы установить SpeakerShop на 7-ку, 8-ку или 10-ку, нужны виртуальные машины, на которых будет установлена «винда». А уже на нее можно будет поставить jbl speakershop. Из виртуальных машин можно рекомендовать Oracle Virtual Box. Она бесплатная и простая в установке, и настройке.
Начало работы с программой JBL SpeakerShop
После установки JBL SpeakerShop вы получаете два модуля: один для расчета сабвуферных коробов, второй — для расчета кроссоверов. Запустив SpeakerShop Enclosure Module, мы можем начинать расчет. Смоделировать АЧХ в «спикершопе» можно для фазоинверторного корпуса, закрытого ящика, бандпасса и пассивного радиатора. В подавляющем большинстве случаев рассчитывают первые два.
Несмотря на то, что программа jbl speakershop предлагает ввод множества параметров, нам нужно ввести только три основные:
- Fs (резонансная частота),
- Qts (полная добротность),
- Vas (эквивалентный объем).
Ввод необходимых параметров
Если у вас, в руководстве к динамику, есть много других характеристик, и вы их введете в поля программы, хуже не будет. Но обязательны лишь три первые и основные, которые называются параметрами Тиля-Смолла. Ввести их можно выбрав пункт меню Loudspeaker → Parameters minimum, или просто нажав Ctrl+Z. Подтвердив ваши данные кнопкой Accept, можно приступать к моделированию АЧХ.
Расчет фазоинвертерного корпуса
Фазоинверторный ящик
Сделаем это на примере расчета фазоинверторного корпуса. Для этого надо нажать кнопку Custom из раздела Vented Box. Программа уже предлагает готовый расчет под кнопкой Optimum. Но часто он оказывается не таким, как как нам нужно, поэтому нажимаем Custom и вводим примерный объем короба (обозначается, как Vb), и настройку (Fb).
Стоит сказать, что настройку нужно выбирать под музыку, которую вы чаще всего слушаете. Более низкая настройка, в 30-35 Гц выбирается, когда вы слушаете жанры с обилием низких частот: рэп, дабб и прочее. Более высокая, 40 и больше — когда вы предпочитаете живую музыку, рок, транс, клубную музыку. И если слушаете всего понемногу, выбирайте что-то среднее.
Объем короба выбирается в зависимости от размера динамика. Для 12-дюймового динамика в фазоинверторном коробе нужно, примерно, от 40 до 80 л «чистого» объема. Вводите разные цифры, нажимайте Ассеpt, а потом Plot — и вы увидите графическое изображение АЧХ вашего динамика в определенном коробе. Меняя цифры частоты настройки и объема, можно наблюдать, как меняется графическая кривая. Хорошим графиком можно считать АЧХ в виде пологого холма, поднимающегося примерно до 6 Дб, без резких пиков и спадов, верхняя часть которого находится в районе частоты настройки, которую вы выбрали (35-40 Гц, например).
Расчета сабвуфера при помощи программы jbl speakershop
Да, не забудьте включить передаточную функцию салона, если вы рассчитываете сабвуфер для автомобиля! Она учитывает подъем низких частот, который происходит за счет салона автомобиля. Функция отображается в виде «флажка» в правой части окна программы, возле маленькой иконки автомобиля.
ЕЩЁ Автозвук
Как сделать сабвуфер своими руками
Когда вы добились нужного вида АЧХ, осталось рассчитать порт. Для этого заходим в пункт меню Box → Vent, или же просто нажимаем Ctrl+V. Так же вводим цифры в разделе Custom. Если вам нужен круглый порт, выбираем Diameter, если щелевой, то Area.
К примеру, вы хотите щелевой порт. Как подобрать площадь? Нужно объем короба умножить на цифру от 3 до 3,5, примерно. Если «чистый» объем ящика у вас 60 л, то 60 л нужно умножить на 3. Получается 180 см². Вводим эту цифру в поле, а программа автоматически считает длину порта. Допустим, она получилась 60 см.
Все, расчет готов! Но помните, что у вас есть только «чистый» объем короба и объем порта. Чтобы знать, какой будет «грязный», то есть общий объем, надо к «чистому» объему добавить объем порта, объем стенки порта и объем, вытесняемый динамиком. Может легко получиться еще литров 20.
Расчет корпуса типа «закрытый ящик»
Закрытый ящик
Рассчитать корпус типа «закрытый ящик» еще проще. Для этого в правой части программы jbl speakershop, в разделе Closed Box, так же нужно нажать кнопку Custom. В поле Vc вводите требуемый объем. Для закрытого ящика он будет меньше, чем для фазоинверторного корпуса.
Например, для 12-дюймового динамика, оптимальный объем от 20 до 30 л, примерно. Варьируя вводимые цифры и запуская прорисовку кнопкой Plot, вы можете видеть, как меняется график АЧХ. Для ЗЯ хорошей может считаться АЧХ с небольшим подъемом в области низких частот, без пиков и, тем более, провалов.
Теперь остается нарисовать чертеж на листочке, или в программе для 3D-моделирования, добавив толщину стенок, сделать деталировку, распилить фанеру и собрать короб! Стоит сказать, что все расчеты рекомендуется делать еще до покупки сабвуферного динамика, чтобы понять, сможет ли он играть ту музыку, которая вам нравится и делать это так, как вы хотите.
Объем корпуса и площадь порта для сабвуфера
Фундаментом для расчета является объем предполагаемого корпуса, а от него зависит площадь порта.
Любой корпус содержит в себе какой-то объем воздуха. Так вот на определение оптимального размера влияет большое количество факторов: это ход динамика, резонансная частота, мощность, передаточная функция салона, сама настройка корпуса и т. п. Тем не менее, проходя через воронку всех этих зависимостей, на выходе проявляются какие-то общие результаты и диапазоны, которые и применяются для первоначального определения объема. Диапазоны эти привязаны к площади диффузора динамика, как к одному из основных параметров. Даны они в кубофутах, это результаты множества опытов энтузиастов АЗ по всему миру, но нужно отметить что наибольший вклад внесли конечно американские коллеги. Такие диапазоны стали формироваться на американских форумах с начала 2000 годов, так же сюда замешаны общие рекомендации разных производителей и вот выведены примерные значения, которые все это время проверялись практикой и незначительно корректировались.
Если перевести в понятные нам литры, то получатся вот такие цифры.
Это лишь примерные рамки для отправной точки расчетов. Так как зависимостей очень много, и разные динамики в одном и том же объеме будут играть по разному. Так же один и тот же корпус в разных системах так же будет звучать по разному. Так вот для нахождения оптимального объема нужно учесть основные факторы, которые влияют на поведение сабвуфера.
Расчет корпуса закрытого ящика
Объем закрытого ящика влияет на итоговую резонансную частоту и добротность динамика. И от этого будет зависеть на сколько динамик будет низко играть и какой будет характер звучания.
Как ориентироваться в представленном диапазоне.
1) Смотрите на линию рассчитанной АЧХ в программе для расчета и подбирайте тот предполагаемый график звучания, который вам подходит.
2) Так же ориентируйтесь на такой объем, что бы итоговая добротность была близка к 0,7.
3) Учитывайте мощность. В случае если усилитель у вас чуть меньше РМС сабвуфера и соответственно связка будет настроена на номинал усилителя. Двигайтесь в большую сторону, если же усилитель настроен на номинал динамика или просто равен по заявленной мощности сабвуферу – берите среднее значение. Если же вы очень опытный любитель АЗ и учли подъемы импеданса понижения напряжения и тп. и настроили мощный усилитель выше заявленного номинала динамика, что бы выжать из сабвуфера максимум, тогда ужимайте объем.
Чем больше объём ящика, тем легче двигаться диффузору и тем эффективность больше что и нужно на сравнительно малой мощности. Меньший же объем имеет большую упругость и будет являться своего рода подушкой безопасности для динамика, что нужно на повышенных мощностях. Это относится не только к ЗЯ но и к ФИ так как большой объем при высокой мощности может приводить к не достаточному демпфированию динамика на частоте настройки или превышению хода на других частотах.
К примеру, возьмем 10 саб с RMS 300 Вт, а усилитель — 250 Вт. В таком случае ориентируйтесь на объем в районе 18-20 литров.
Но при этом не забывайте про добротность и примерную АЧХ. Вот среди этих параметров и нужно искать компромисс.
Расчет корпуса фазоинвертора
В случае с объемом действуйте так же как с ЗЯ. Только вместо добротности добавляется зависимость объема от настройки корпуса. Настройкой называют частоту, на которой сабвуфер будет наиболее эффективно работать, а соответственно и громче играть.
Настройка корпуса выбирается из музыкальных предпочтений. Если грубо то Low, srewed и всевозможные заниженные треки это 27-33 Гц; рэп, дабстеп и тп. 30-37 гц; джаз, рок инструментал, клубная музыка 40-45 Гц; а если всего понемногу – это 35-40 Гц.
Общее такое правило, чем ниже настройка, тем больше объем. Это связано с резонансной частой, а так же дает меньшее удлинение порта при понижении настройки.
Ориентируйтесь на максимум объема для настройки ниже 30 Гц и на минимум при настройке свыше 40 Гц.
Таким образом, при определении объема в представленных диапазонах ищите компромисс между мощностью настройкой и формой АЧХ.
Для фазоинвертора нужно еще определять площадь порта. Вообще основная задача, сделать порт таким, чтобы скорость в нем не превышала определенных значений, после которых, могут появляться шумы или чтобы он не запер ящик. Либо чтобы порт не был слишком большим, для правильной нагрузки сабвуфера.
Существует общая рекомендация 12 – 16 дюймов на кубофут. То опять же примерный диапазон. И площадь порта зависит, в том числе от мощности сабовой связки и чем итоговая мощность выше, тем больше нужен порт и наоборот. На слабых мощностях большой порт не нужен. Но это не все, тут еще нужно учитывать форму порта, внутреннюю его площадь, шероховатость и тп. Как видите, опять все уходит гораздо глубже и из теории можно не выбраться. К счастью существует безопасное значение это как раз верхнее значение рекомендаций 16 квадратных дюймов на 1 кубофут объема или 3,65 кв.см. на 1 литр объема для щели. Для круглого порта можно использовать 3,2 3,65 кв.см. на литр. Эти значения гарантированно дадут вам порт, который будет хорошо работать в абсолютном большинстве переменных, даже не смотря на некоторые допущения и опускание некоторых зависимостей.
В принципе с опытом приходит понимание, где можно уменьшить порт, возможно для экономии места или иногда нужно правильно нагрузить связку на малой мощности. Но и данные рекомендации на 1 литр не разочаруют и это отношение можно применять практически всегда.
Непосредственный алгоритм создания самого корпуса для сабвуфера автомобиля
Вот, что нужно знать:
- Наиболее оптимальной формой будет усеченная пирамида, поскольку она является наиболее универсальной;
- Скос задней стенки должен составлять примерно 23 градуса, так как абсолютное большинство современных легковых автомобилей имеют салон с наклоном спинок задних сидений именно под этим углом;
- Обязательно необходимо рассчитать объём корпуса в соответствии с размерами свободного пространства багажника(см.Шумоизоляция багажника в комплексе мер по снижению шума в салоне).
Рекомендации по расчетам корпусов, труб сабвуфера
Расчет корпуса громкоговорителя с параметром Thiele Small
Цвета кривых на диаграммах частотной характеристики, переходной характеристики, групповой задержки и импеданса звуковой катушки имеют следующее значение:
- Черный: Vented-Box с Thiele/Small-Parameter (выравнивание Bullock).
- Синий: Closed-Box (без наполнителя), совмещенный с параметром Тиле/Смолл и желаемым значением Qtc.
- Красный: любая конструкция вашего шкафа с использованием того же параметра Тиле/Смолл. Вы также можете рассчитать Closed-Box, если сделаете значение диаметра вентиляционного отверстия очень маленьким (например, 0,01).
Малый параметр ТилеВнимание: Вы можете ввести свой собственный параметр Thiele/Small, только если выбран «parameterinput» для выбора динамика. Для отображения диаграмм необходимо заполнить все соответствующие поля (нули отключают кривые).
| Корпус
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат: | Вентилируемая коробка | Closed-Box без наполнения | Ваш собственный ящик | Ваш собственный параметр Box для Spice Simulation | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем корпуса | 40,19 л | 24,39 литра | 22,22 литра | | | f S = 22,22 Гц | V B = 22,22 литра | | | S d = 0,00 см 2 |
Резонансная частота | 43,43 Гц | 70,65 Гц | 116,45 Гц | | | V AS = 222,20 л | Q L =3,00 | | | X макс. = 0,00 мм |
Частота половинной мощности | 54,58 Гц | 70,71 Гц | 95,90 Гц | | | Q ТС =0,22 | ч=5,24 | | | P ном. =0,00 Вт |
Диаметр вентиляционного отверстия | 5 см (19,63 см 2 ) | — | 22,22 см (387,77 см 2 ) | | | Q МС =0,00 | | | SPL макс. =INF дБ | |
Длина вентиляционного отверстия | 4,07 см | — | 22,22 см | | | R E =0,00 Ом | |||
Эталонная эффективность | 0,00 % | 0,00 % | 0,00 % | | | L E =0,00 мГн | |||
Уровень звукового давления (SPL) | 0,00 дБ/Вт/м | 0,00 дБ/Вт/м | 0,00 дБ/Вт/м | | | Р г = 0,00 Ом |
последнее изменение: 11 июня 2014
Посетители:
Besucherzähler
Калькуляторы корпуса сабвуфера, параллели, серии, длины порта и объема
Чтобы рассчитать внутренний объем, сначала преобразуйте все дроби до десятичных (½ = 0,5) перед вводом ширину, высоту, глубину или диаметр и толщину в любой из наших калькуляторов акустических систем ниже. Дополнительные варианты подключения сабвуфера см. в мастере подключения сабвуфера.
Калькулятор корпуса сабвуфера:
• Калькулятор дроби в десятичную дробь• Параллельный калькулятор
• Калькулятор длины порта (круглый)
• Калькулятор длины порта (слот)
• Калькулятор серии
• Калькулятор объема — прямоугольные корпуса
• Калькулятор объема — клиновые корпуса 1
• Калькулятор объема — клиновые корпуса 2
• Калькулятор объема — корпуса цилиндров
Ваш блокировщик рекламы препятствует правильному отображению этой страницы.
Калькулятор дроби в десятичную дробь
|
Параллельный вычислитель
|
Калькулятор серии
|
Round Port Length Calculator
Slot Port Length Calculator
Volume Calculator — Rectangular/Square Enclosures
Volume Calculator — Wedge Enclosures 1
Volume Calculator — Wedge Enclosures 2
Volume Calculator — Tube/Cylinder Корпуса
Сабвуферы, корпуса и калькуляторы:
• Второй орден / Бесконечная перегородка / Свободный воздух
• Второй порядок / Акустическая подвеска и герметичные корпуса
• Корпуса четвертого порядка / Bass Reflex и Bandpass
• Корпуса шестого и восьмого порядка
• Параллельные и последовательные калькуляторы
• Калькулятор корпуса сабвуфера
• Мастер подключения сабвуфера
• Тиле — малые параметры
Справка и дополнительные ресурсы:
• Автозвук Форум
• Домашняя автомобильная аудиосистема
• Горячие темы автомобильной аудиосистемы
• Руководства по автомобильным аудиосистемам
• Пассивные кроссоверы и калькуляторы
• Стерео в мостовые монофонические переключаемые выходы
• Серия переключателей на параллельную и обратную
• Переключить стерео на мостовое моно, а последовательное на параллельное
Подпишитесь на the12volt.