Паронимы гармонический и гармоничный — в чём разница
существительное — существительное
Паронимы
Все слова парыгармоническийгармоничный
гармонический
Словарь Ефремовой
гармонический
- Соотносящийся по знач. с сущ.: гармония (3), связанный с ним.
- Основанный на принципах гармонии (3).
- То же, что: гармоничный (1).
Примеры:
в музыке — гармонический обертон, ряд, мажор, диссонанс;
гармоническое построение, сопровождение;
гармонические ноты, колебания, тоны;
в математике — гармонический ряд, синтезатор, анализатор, баланс;
гармоническое среднее деление;
гармонические колебания.
гармоничный
Словарь Ожегова
гармоничный
ГАРМОНИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна.
1. Благозвучный, стройный. Гармоничные звуки.
2. Исполненный гармонии
| сущ. гармоничность, и, ж.
Словарь Ефремовой
гармоничный
- Преисполненный гармонии (1).
- Благозвучный, приятный на слух.
Примеры:
гармоничный голос, тембр;
гармоничная мелодия, музыка;
гармоничный человек;
гармоничная личность, фигура.
Добавить свой пароним
гармоничный — это… Что такое гармоничный?
гармоничный — гармонический, мелодичный, мелодический, музыкальный, благозвучный, сладкозвучный, сладкогласный; слаженный, согласный, согласованный, стройный, правильный; дружный, сладкопевный, ладный, сладкоголосый, пластичный, складный, пропорциональный. Ant … Словарь синонимов
ГАРМОНИЧНЫЙ — [Словарь иностранных слов русского языка
ГАРМОНИЧНЫЙ — ГАРМОНИЧНЫЙ, гармоничная, гармоничное; гармоничен, гармонична, гармонично (книжн.). Исполненный гармонии (во 2 и 3 знач.). Гармоничное пение. Гармоничное расположение. Гармоничное настроение души. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГАРМОНИЧНЫЙ — ГАРМОНИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. Благозвучный, стройный. Гармоничные звуки. 2. Исполненный гармонии 1 (во 2 знач.), стройности. Гармоничные движения. Гармоничные краски. | сущ. гармоничность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
гармоничный — ая, ое. harmonique adj. 1. Приятный слуху, благозвучный. Сл.18. Давид, Иоасаф тогда свои псалтры Мне с радостью дадут, да в них бряцав, Во гармоничные созвучны лиры Сольются Ангелов, сам Ангел став. Держ. Соч. 5 82. Стих его <гомера> очень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
гармоничный — • удивительно гармоничный … Словарь русской идиоматики
Гармоничный — прил. 1. Преисполненный гармонии [гармония I 1.]. 2. Приятный на слух; благозвучный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
гармоничный — гармоничный, гармоничная, гармоничное, гармоничные, гармоничного, гармоничной, гармоничного, гармоничных, гармоничному, гармоничной, гармоничному, гармоничным, гармоничный, гармоничную, гармоничное, гармоничные, гармоничного, гармоничную,… … Формы слов
гармоничный — гармон ичный; кратк. форма чен, чна … Русский орфографический словарь
гармоничный — кр.ф. гармони/чен, гармони/чна, чно, чны; гармони/чнее … Орфографический словарь русского языка
гармоничный — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | гармони́чный | гармони́чное | гармони́чная | гармони́чные | |
Рд. | гармони́чного | гармони́чного | гармони́чной | гармони́чных | |
Дт. | гармони́чному | гармони́чному | гармони́чной | гармони́чным | |
Вн. | одуш. | гармони́чного | гармони́чное | гармони́чную | гармони́чных |
неод. | гармони́чный | гармони́чные | |||
Тв. | гармони́чным | гармони́чным | гармони́чной гармони́чною | гармони́чными | |
Пр. | гармони́чном | гармони́чном | гармони́чной | гармони́чных | |
Кратк. форма | гармони́чен | гармони́чно | гармони́чна | гармони́чны |
гар-мо-ни́ч-ный
Прилагательное, качаственное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — гармони́чнее, гармони́чней.
Корень: -гармон-; суффикс: -ичн; окончание: -ый [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [ɡərmɐˈnʲit͡ɕnɨɪ̯]
Семантические свойства
Значение
- преисполненный гармонии ◆ Ум, сердце озарялись необыкновенным светом; все волнения, все сомнения его, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной, гармоничной радости и надежды, полное разума и окончательной причины. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Всё это вместе сливалось в такое гармоничное, такое радостное и светлое впечатление, что глаза Холщевникова невольно начали щипать благодарные слёзы. А. И. Куприн, «Сказка», 1896 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ А жизнь хочет гармоничного человека, человека, в котором интеллект и инстинкт сливались бы в стройное целое.
- приятный на слух; благозвучный ◆ Голос его, гармоничный, густой и струнный, звучал, как целый хор, и плыл по всем комнатам. Скиталец (С. Г. Петров), «Октава», 1900 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Звонили часы непрестанно, колебля глухую тишину; и в этот гармоничный, отдалённо прекрасный звук вливались мысли и тоже начинали звенеть; и музыкою становились плавно скользящие образы. Л. Н. Андреев, «Рассказ о семи повешенных», 1908 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В удивительном и чаще всего нерасторжимом синтезе его песен-монологов несущей конструкцией, как, возможно, определил бы сам автор, инженер-строитель по образованию, является не стихотворная строка, а сложная и гармоничная мелодия, придающая каждой его песне яркую авторскую окраску.
А. М. Городницкий, «И жить еще надежде», 2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Библиография
| Для улучшения этой статьи желательно:
|
Гармония — Википедия
Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία, лат. harmonia, а также лат. coaptatio, convenientia и др. переводы[1]) в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса).
В философии гармония — категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы. В эстетике гармония — одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности.
Слово «гармония» встречается в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее».
Философская трактовка гармонии (без самого слова «гармония») у греков впервые отмечается у Гераклита (первая половина V в. до н. э.):
Слоги: звонкие и незвонкие [буквы], согласное разногласное, созвучное несозвучное, из всех — одно, из одного — всё.
— Гераклит. О природе[2]
Автор трактата «О мире», известный как Псевдо-Аристотель (I в. до н.э.), опираясь на Гераклита, находил согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности (занятиях, «искусстве») человека и в самой Вселенной:
… природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное (др.-греч. τὸ σύμφωνον). Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство (др.-греч. τέχνη), подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию (др.-греч. ἁρμονίαν). Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. <…> Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал.
— [Аристотель]. О мире, 395b[3]
Такое понимание гармонии у греков получило всеобщее распространение — особенно у пифагорейцев (и неопифагорейцев). Например, в трактате «Арифметика» Никомаха из Герасы (II в. н. э.):
Гармония всегда рождается из противоположностей, ведь гармония — это единение многосмешанных [сущностей] и согласие разногласных (др.-греч. Ἁρμονία δὲ πάντως ἐξ ἐναντίων γίνεται· ἔστι γὰρ ἁρμονία πολυμιγέων ἕνωσις καὶ δίχα φρονεόντων συμφρόνησις).
— Nic. Arithm. II, 19
В латинской науке то же определение впервые регистрируется в «Арифметике» Боэция (ок. 500 г.):
Всё, что состоит из противоположностей, связано некой гармонией и сложено с её помощью, ведь гармония — это единение многого и согласие разногласного (лат. Est enim armonia
plurimorum adunatio et dissentientium consensio).
— Boeth. Arithm. II, 32
В классической художественной литературе гармония (без самого этого слова) описывалась как concordia discors (буквально «разногласное согласие») у Горация (в «Посланиях», 23—20 до н. э.) и Лукана («Гражданская война», 48—65 н. э.):
Cum tu inter scabiem tantam et contagia lucri
Nil parvum sapias et adhuc sublimia cures:
Quae mare conpescant causae, quid temperet annum,
Stellae sponte sua iussaene vagentur et errent,
Quid premat obscurum lunae, quid proferat orbem,
Quid velit et possit rerum concordia discors,
Empedocles an Stertinium deliret acumen.— Horat. Epist. I,12
Temporis angusti mansit concordia discors
Paxque fuit non sponte ducum <…>
— Lucan. Bell. civ. I, vers.98-99
С античности гармония (без самого слова) описывалась не только как concordia discors (разногласное согласие), но и в инверсии, как discordia concors (согласное разногласие), например в «Астрономии» Марка Манилия (I в. н. э.). Четыре элемента мироздания.
Символическое изображение гармонии (discordia consors) в «Гармонических письмах» А.Банкьери (1628)…faciuntque deum per quattuor artus
Et mundi struxere globum prohibentque requiri
Ultra se quicquam, cum per se cuncta crearint:
Frigida nec calidis desint aut umida siccis,
Spiritus aut solidis, sitque haec discordia concors
Quae nexus habilis et opus generabile fingit
Atque omnis partus elementa capacia reddit:
Semper erit pugna ingeniis, dubiumque manebit
Quod latet et tantum supra est hominemque deumque.— Manilius. Astronomica, I.137-146
В эпоху Средних веков, Ренессанса и барокко гармонию продолжали описывать и тем и другим клише — и как concordia discors, и как discordia concors[4]. Например, на фронтисписе трактата Ф.Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518) автор изображён на кафедре, вещающий ученикам «древнюю истину» о гармонии, во второй (инвертированной) формулировке: Harmonia est discordia concors (цифровое факсимиле фронтисписа см. в статье Гафури). Такая же формулировка в эпистолярии А. Банкьери «Гармонические письма» (1628, p. 131) сопровождается гравюрой, призванной символически иллюстрировать приложение этого эстетического принципа к музыке (см. цифровое факсимиле).
В преобразованной форме идея гармонии продолжила существование в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).
Основная статья — Гармония (музыка).
Музыкальная гармония со времён античности непосредственно выводилась из общего (философско-эстетического) представления гармонии — у греков см., например, третью книгу «Гармоники» Птолемея (особенно гл.3), у латинян, например, — первую книгу фундаментального труда «Основы музыки» Боэция. Термином «гармония» (др.-греч. ἁρμονία) в платоновско-пифагорейской традиции также обозначались виды октавы как интервала, объемлющего все звуковысотные различия (отсюда оригинальное название октавы — др.-греч. διὰ πασῶν, «через все»).
В Средние века, в знаменитом трактате Псевдо-Хукбальда «Musica enchiriadis» (IX в.) «согласное различие» (diversitas concors) подаётся как фундаментальное основание музыкальной целостности тетрахорда, звуки которого объемлют всё разнообразие монодических ладов (точнее, их финалисов). Действие фундаментального принципа в том же источнике распространяется и на многоголосие «диафонии» (органума), которое определяется как «согласно-разнозвучная слаженность» (concentus concorditer dissonus)[5]. Определение музыкальной гармонии как «слаженного объединения разных голосов»[6] (с вариантами) — ещё одно клише во многих средневековых музыкальных трактатах[7]. Другое популярное определение музыкальной гармонии дал в VII в. Исидор Севильский: «Гармония — это соразмерное движение голоса, согласование, или слаженность, различных звуков [мелодии]»[8]. Характерно, что в этих определениях гармонии «разные/различные» не означает одновременности взятия разновысотных звуков, т.е. определение музыкальной гармонии никак не связано с фактурой (с тем, сколько голосов звучит в одновременности).
Традиции экстраполяции гармонии «онтологической» на гармонию музыкальную в Европе долго держались и в последующие времена — на всём протяжении эпохи Ренессанса и (особенно) в эпоху барокко; например, в «Синопсисе новой музыки» — Иоганн Липпий, в «Универсальной музургии» — Афанасий Кирхер, в «Универсальной гармонии» — Марен Мерсенн и многие другие музыканты, философы, богословы и писатели иного рода.
- ↑ Haec enim congruentia (sive convenientia vel concinentia vel consonantia commodius dicitur quod est unum ad duo), in omni compaginatione vel si melius dicitur coaptatione creaturae valet plurimum. Hanc enim coaptationem, sicut mihi nunc occurrit, dicere volui quam graeci ἁρμονίαν vocant. Августин. Trin. 4.2.4.
- ↑ Цит. по: Лебедев А.В. Логос Гераклита. СПб.: Наука, 2014, с.191.
- ↑ Перевод А.В.Лебедева. Цит. по: Лебедев А.В. Логос Гераклита. СПб.: Наука, 2014, с.191.
- ↑ Как, например, в труде «De ortu scientiarum» (2-я пол. XIII в.) Роберта Килвардби: «Harmonia autem nihil aliud est quam rerum diversarum concors ad invicem coaptatio sive modificatio».
- ↑ Mus. ench., XIII «De proprietate symphoniarum».
- ↑ Оригинал: Armonia est diversarum vocum apta coadunatio.
- ↑ См. напр., «Musica enchiriadis» Хукбальда (IX в.), Enchiridion Uchubaldi (X в.), Маркетто Падуанский Lucidarium (нач. XIV в.), Николай Капуанский (1415), Франкино Гафури («Extractus parvus musicae», ок.1474), Иоанн Чикония, Николай Бурци, Бьяджо Россетти, Стефан Ваннео и др.
- ↑ Harmonia est modulatio vocis, et concordantia plurimorum sonorum, vel coaptatio. См., например, у Аврелиана из Реоме (IX в.), Иеронима Моравского (XIII в.), Уолтера Одингтона («De speculatione musicae», начало XIV в.) и мн. др.
- Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Москва, 1973.
- Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.
- Flotzinger R. Harmonie: um einen kulturellen Grundbegriff. Wien, 2016. ISBN 978-3-205-78556-9.
Предложения со словосочетанием ГАРМОНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО
Но ломать — не строить: агрессия, цинизм, презрение к людям, на мой взгляд, не могут стать фундаментом для гармоничного общества. Я уверен, что с распространением этого знания в нашем мире воцарится гармоничное общество. Человечество должно осмыслить свою космическую задачу, осознать своё назначение и понять, что перед лицом опасности социальных потрясений и войн оно должно вырабатывать «Вселенское сознание», найти пути «приспособления» к современным условиям и таким образом создать единое универсальное гармоничное общество. Её конечной целью объявлялась задача превращения людей в счастливых граждан гармоничного общества. Да, действительно гармоничное общество.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова лярд (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Неточные совпадения
Близким понятием является «интернационализация хозяйственной жизни», но глобализация — высший этап интернационализации, когда якобы будет обеспечено гармоничное сочетание интересов развитых и развивающихся, богатых и бедных стран, достаточно устойчивое развитие всей глобальной системы и восстановлено равновесие между обществом и природной средой. Нужно иметь в виду, что этот лозунг не есть плод какого-то произвольного человеческого измышления, а констатация объективного факта — того, что гармонично устроенное общество должно содержать в своей основе три важнейших элемента: духовный, государственный, национальный. По мусульманским канонам, основными целями построения цивилизованного общества являются равномерное и гармоничное развитие человеческих ресурсов и полезных производств, улучшающих качество жизни, а также укрепление единства и социальной справедливости. В обществе, основанном на воле индивидуума, нет места фатализму, как в обществах восточного типа, где всё предопределено «ходом вещей», оно является самодетерминирующейся системой и не космоцентрично, как восточное; человек и природа в нём не связаны в единое гармоничное, неразрывное целое, как в обществах восточного типа. Вместе с реабилитацией смертного тела росли и надежды на то, что и земную жизнь человека можно, если постараться, улучшить, усовершенствовать и — когда-нибудь в будущем — построить общество, где жизнь будет счастливой и гармоничной. Цель физического воспитания, как и общего образования, — содействие разностороннему гармоничному развитию личности, как того требуют социально-экономические условия дальнейшего развитие современного общества.Ответы Mail.ru: Как правильно — гармоничное, или гармоническое развитие личности?
гармоническое развитие личности
гармоничное. Русский язык тем и хорошо, Что в нем уйма слов, способных заменить то или иное. Можешь сказать: «Всесторонне развитая личность»
гормонное или гормональное
и то и то правильно
не грузись и напиши — РАЗВИВАЮЩАЯСЯ БЕЗ ПАТОЛОГИЙ (БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ) ЛИЧНОСТЬ )))))))
Значение слова ГАРМОНИЧЕСКИ. Что такое ГАРМОНИЧЕСКИ?
ГАРМОНИ́ЧЕСКИ. Нареч. к гармонический (во 2 знач.). Молодые читатели понимают его и с восхищением в его произведениях узнают собственные чувства и мысли, выраженные ясно, живо и гармонически. Пушкин, Баратынский.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кисэн (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить