Тема №12988 Ответы к тесту по физике «Электромагнитное поле. Электромагн
Тема №12988
Здесь находится описание темы Ответы к тесту по физике «Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.» 2 варианта, изучаемой по предмету Физика. Ниже вы разберете ответы на все ваши разнообразные вопросы. Если представленный текст вам не помог, то вы смело можете задать свои вопросы ниже.
Вариант 1
Часть 1
1. Для существования электрического тока в проводнике необходимо наличие
1) свободных частиц
2) свободных заряженных частиц
3) электрического поля
4) свободных заряженных частиц и электрического поля
2. Индукционный ток в проводнике возникает
1) при изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый проводник
2) при наличии свободных заряженных частиц в проводнике
3) при наличии магнитного поля
4) при наличии заряженных частиц в проводнике
3. Источником электромагнитного поля служит
1) неподвижный заряд
3) ускоренно движущийся электрический заряд
4) постоянный магнит
4. Переменное электрическое поле является вихревым, так как силовые линии
1) у этого поля отсутствуют
2) начинаются на положительных зарядах
3) начинаются на отрицательных зарядах
4) замкнуты
5. Электромагнитное поле распространяется в пространстве в виде
1) продольной электромагнитной волны
2) поперечной электромагнитной волны
3) потока заряженных частиц
4) механических волн
6. В электромагнитной волне совершают колебания
1) частицы среды
2) вектор напряженности электрического тока
3) векторы напряженности и магнитной индукции
4) вектор магнитной индукции
7. Длина электромагнитной волны находится по формуле
1) λ = cT 2) λ =
3) λ = cν 4) λ =
8. Какие из волн не являются электромагнитными?
1) радиоволны
2) звуковые волны
3) световые волны
4) рентгеновские лучи
Часть 2
9. Установите соответствие между научным открытием или гипотезой и фамилией ученого.
Научное открытие Фамилия ученого
А) электромагнитная индукция 1) Попов
Б) электромагнитная волна 2) Фарадей
3) Герц
4) Максвелл
Часть 3
10. На какой частоте работает радиостанция, передающая информацию на волне длиной 250 м? Скорость радиоволны 300 000 км/ с.
Вариант 2
Часть 1
1. Вокруг проводника с током можно обнаружить
1) только электрическое поле
2) только магнитное поле
3) электрическое и магнитное поле
4) гравитационное поле
2. Электромагнитное поле образуют
1) электрическое и магнитное поля, существующие в данной области пространства
2) постоянные магниты
3) переменные электрическое и магнитное поля, порождающие друг друга
4) неподвижные заряды
3. Электромагнитное поле можно обнаружить около
1) неподвижного заряда
2) неподвижного магнита
3) движущегося с постоянной скоростью заряда
4) ускоренно движущегося электрического заряда
4. Переменное магнитное поле является вихревым, так как
1) у него нет силовых линий
2) силовые линии горизонтальны
3) силовые линии не замкнуты
4) силовые линии замкнуты
5. В вакууме электромагнитное поле распространяется в виде электромагнитной волны, скорость которой
1) уменьшается с течением времени
2) увеличивается со временем
3) постоянна и равна 3 000 000 м/ с
4) постоянна и равна 300 км/ с
6. Колебания векторов напряженности электрического поля и магнитной индукции происходят в плоскостях, которые
1) параллельны направлению распространения волны
2) перпендикулярны направлению распространения волны
3) не связаны с направлением распространения волны
4) постоянно меняют свою ориентацию по отношению к направлению распространения
волны
7. Длина электромагнитной волны находится по формуле
1) λ = 2) λ =
3) λ = cν 4) λ =
8. К электромагнитным волнам относится
1) звуковая волна
2) радиоволна
3) взрывная волна
4) ультразвуковая волна
Часть 2
9. Установите соответствие между фамилиями ученых и их вкладами в развитие науки
Фамилия ученого Вклад в науку
А) Фарадей 1) Обнаружил на опыте электромагнитную волну
Б) Максвелл 2) Ввел представление об электрическом и магнитном поле
В) Герц 3) Создал теорию электромагнитного поля
Часть 3
10. Какая длина волны соответствует сигналу SOS, если его частота 5 ∙ 105 Гц? Скорость радиоволны 300 000 км/ с.
Не являются электромагнитными — МегаЛекции
1. инфракрасные лучи
2. звуковые волны
3.радиоволны
4. рентгеновские лучи
Семь слоев половинного ослабления уменьшает интенсивность излучения
1. до 7.8%
2. до 2.5%
3. до 1.0%
4. до 0.78%
1 фотопленки
2 конденсаторной камеры
3. термолюминесцентного кристалла
4. сцинтилляционного датчика
Показания индивидуального рентгеновского дозиметра зависят
1 от мощности излучения
2. от жесткости излучения
3. от продолжительности облучения
4 все ответы правильны
В классическом случае рассеянное излучение имеет
1. более высокую энергию, чем исходное излучение
2 меньшую энергию, чем исходное излучение
3. ту же энергию, что и исходное излучение
4 правильного ответа нет
010. При увеличении расстояния фокус — объект в два раза интенсивность облучения
1. увеличивается в 2 раза
2. уменьшается на 50%
3. уменьшается в 4 раза
4. не изменяется
Чем меньше используемый фокус трубки, тем
1. меньше разрешение на снимке
2. больше геометрические искажения
3. меньше полутень
4. меньше четкость деталей
При рентгенографии расстояние фокус — пленка равно 120 см, а объект — пленка — 10 см. Процент увеличения действительных размеров в этом случае составляет
1. 9%
2. 15%
3. 20%
4. 25%
1. к уменьшению воздействия вторичного излучения и улучшению контрастности и разрешения
2. к уменьшению влияния вторичного излучения при снижении контраста снимка
3. к получению снимка большей плотности и контраста
4. к снижению вторичного излучения при том же контрасте снимка
Рассеянное излучение становится меньше при увеличении
1. кВ
2. отношения рентгеновского растра
3. толщины пациента
4. поля облучения
Действительный фокус рентгеновской трубки имеет форму
1. круга
2. треугольника
3. прямоугольника
4. квадрата
Излучение рентгеновской трубки стационарного аппарата
1. является моноэнергетическим
2. имеет широкий спектр
3. зависит от формы питающего напряжения
4. правильны все ответы
Малым фокусом рентгеновской трубки считается фокус размером приблизительно
1. 0.2х0.2 мм
2. 1 х 1 мм
3. 2х2 мм
4. 4х4 мм
Источником электронов для получения рентгеновских лучей в трубке служит
1 вращающийся анод
2. нить накала
3. фокусирующая чашечка
4 вольфрамовая мишень
019. Процент энергии электронов, соударяющихся с анодом рентгеновской трубки и преобразующийся в рентгеновское излучение составляет
1. 1%
2. 5%
3. 10%
4. 50%
5. 98%
Использование фильтров приводит
1. к повышению интенсивности пучка излучения
2. к снижению проникающей способности излучения
3. к расширению рентгеновского луча
4. все ответы неверны
Отношение рентгеновского отсеивающего растра представляет собой
1 количество свинцовых ламелей на 1 см растра
2. отношение ширины растра к его длине
3. отношение толщины свинцовой ламели в поперечном к лучу направление к толщине прокладки между ламелями
4. отношение высоты промежутка между свинцовыми ламелями к его ширине
Какой из следующих факторов безразличен при использовании рентгеновского отсеивающего растра?
1. частота растра
2. отношение растра
3 фокусное расстояние растра
4. правильного ответа нет
Отсеивающей решеткой называется
1. кассетодержатель вместе с неподвижным растрам
2 мелкоструктурный растр
3. растр с приводом и кассетодержателем
4. наложенные друг на друга перекрещивающиеся растры
На резкость рентгеновских снимков не влияет
1. толщина флюоресцентного слоя усиливающих экранов
2. размер кристаллов (зерен) люминофора
3. толщина подложки усиливающего экрана
4 контакт экрана с рентгеновской пленкой
Рентгеновский экспонометр с ионизационной камерой работает наиболее точно
1 при очень коротких экспозициях
2 при «жесткой» технике съемки
3 при безэкранной съемке
4 при достаточно длинных экспозициях
Для поддержания яркости на экране монитора УРИ используется
1. отдельный фотоприемник яркости свечения катодолюминесцентного экрана
2. уровень видеосигнала в телевизионных цепях УРИ
3. датчик яркости свечения экрана монитора
4. правильно 2 и 3.
027. При управлении рентгеновским реле экспозиции необходимо учитывать все перечисленное, кроме
1. расстояния фокус-пленка
2. жесткости излучения
3. типа рентгеновской пленки
4. размера кассеты
028. Следующее утверждение относительно преимуществ усилителей рентгеновского изображения по сравнению с экраном для рентгеноскопии неверно
1. изображение на флюороскопическом экране рассматривается посредством палочкового зрения, а на экране телевизионного монитора — колбочковым зрением
2. доза облучения пациента снижается
3. различимость деталей и контрастность изображения выше
4. выше долговечность и надежность аппаратуры
Наименьшую разрешающую способность обеспечивают
1. экраны для рентгеноскопии
2 усиливающие экраны для рентгенографии
3. усилители яркости рентгеновского изображения
4. безэкранная рентгенография
030. Минимально допустимая суммарная фильтрация при 100 кВ составляет
1. 1 мм Аl
2. 1 5 мм Аl
3. 3 мм Аl
4. 5 мм Аl
Глубинные диафрагмы применяют
1. для ограничения афокального излучения
2 для ограничения рассеянного излучения
3. для защиты от неиспользуемого излучения
4. все ответы правильные
На качество снимка влияют следующие параметры рентгеновской кассеты
1 материал корпуса
2. конструкция замка
3 упругий материал прижима экранов
4 масса кассеты
033. Целью применения свинцовых диафрагм в рентгеновском излучателе является
1 укорочение времени экспозиции
2. ограничение рентгеновского луча
3 уменьшение времени проявления
4 отфильтрование мягкого излучения
В качестве детектора в рентгеновском автомате экспозиции (рентгеноэкспонометре) используется
1. фотоэмульсия
2 ионизационная камера
3. сцинтилляционный кристалл
4. правильно 2. и 3.
035. Применение усиливающих экранов позволяет уменьшить экспозицию по крайней мере
1. в 1.5 раза
2. в 3 раза
3. в 10 раз
4. в 100 раз
Выберите один правильный ответ из числа представленных ниже. Одним из важнейших преимуществ 3-фазных аппаратов является
1. меньшая стоимость
2. большой рентгеновский выход трубки при очень коротких экспозициях
3. для снимков равной плотности и контраста облучение пациента ниже
4. правильного ответа нет
Наибольшую лучевую нагрузку дает
1. рентгенография
2. флюорография
3. рентгеноскопия с люминесцентным экраном
4. рентгеноскопия с УРИ
038. Разрешающая способность флюорографа в основном определяется
1. линзовой системой
2.пленкой
3. размером фокуса излучателя
4. правильно 1. и 3.
039. Режим «падающей нагрузки» позволяет
1. упростить включение и отключение высокого напряжения
2. более рационально использовать мощность трубки
3. укоротить экспозицию
4. правильно 2. и 3.
Необходимыми элементами рентгеновского ангиографического комплекса являются все перечисленные, кроме
1. стола с подвижной декой
2. излучателя с вращающимся анодом
3. серийной кассеты
4. все ответы правильные
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Квалификационные тесты по рентгенологии (2013 год) с ответами
содержание .. 1 2 3 ..
Раздел 2
Физико-техниЧеские основы рентгенологии и других методов луЧевой диагностики
001. Ослабление рентгеновского излучения веществом связано
а) с фотоэлектрическим эффектом
б) с комптоновским рассеянием
в) оба ответа правильны
г) правильного ответа нет
002. Формула ослабления рентгеновских лучей вещества J=J0e-mx, где «e»
а) энергия электрона
б) толщина слоя вещества
в) линейный коэффициент ослабления
г) основание натурального логарифма
003. Единица измерения мощности дозы рентгеновского излучения
а) Рентген
б) Рад
в) Рентген/мин
г) Грей
004. Слой половинного ослабления зависит
а) от энергии рентгеновских фотонов
б) от плотности вещества
в) от атомного номера элемента
г) все ответы правильны
005. Не являются электромагнитными
а) инфракрасные лучи
б) звуковые волны
в) радиоволны
г) рентгеновские лучи
006. Семь слоев половинного ослабления уменьшает интенсивность излучения
а) до 7.8%
б) до 2.5%
в) до 1.0%
г) до 0.78%
007. В индивидуальных дозиметрах используется все перечисленное, кроме
а) фотопленки
б) конденсаторной камеры
в) термолюминесцентного кристалла
г) сцинтилляционного датчика
008. Показания индивидуального рентгеновского дозиметра зависят
а) от мощности излучения
б) от жесткости излучения
в) от продолжительности облучения
г) все ответы правильны
009. В классическом случае рассеянное излучение имеет
а) более высокую энергию, чем исходное излучение
б) меньшую энергию, чем исходное излучение
в) ту же энергию, что и исходное излучение
г) правильного ответа нет
010. При увеличении расстояния фокус - объект в два раза
интенсивность облучения
а) увеличивается в 2 раза
б) уменьшается на 50%
в) уменьшается в 4 раза
г) не изменяется
011. Чем меньше используемый фокус трубки, тем
а) меньше разрешение на снимке
б) больше геометрические искажения
в) меньше полутень
г) меньше четкость деталей
012. При рентгенографии
расстояние фокус — пленка равно 120 см, а объект — пленка — 10 см.
Процент увеличения действительных размеров в этом случае составляет
а) 9%
б) 15%
в) 20%
г) 25%
013. Использование отсеивающего растра приводит
а) к уменьшению воздействия вторичного излучения
и улучшению контрастности и разрешения
б) к уменьшению влияния вторичного излучения
при снижении контраста снимка
в) к получению снимка большей плотности и контраста
г) к снижению вторичного излучения при том же контрасте снимка
014. Рассеянное излучение становится меньше при увеличении
а) кВ
б) отношения рентгеновского растра
в) толщины пациента
г) поля облучения
015. Действительный фокус рентгеновской трубки имеет форму
а) круга
б) треугольника
в) прямоугольника
г) квадрата
016. Излучение рентгеновской трубки стационарного аппарата
а) является моноэнергетическим
б) имеет широкий спектр
в) зависит от формы питающего напряжения
г) правильно б) и в)
017. Малым фокусом рентгеновской трубки считается фокус размером
приблизительно
а) 0,2х0,2 мм
б) 0,4х0,4 мм
в) 1х1 мм
г) 2х2 мм
д) 4х4 мм
018. Источником электронов для получения рентгеновских лучей в трубке
служит
а) вращающийся анод
б) нить накала
в) фокусирующая чашечка
г) вольфрамовая мишень
019. Процент энергии электронов,
соударяющихся с анодом рентгеновской трубки
и преобразующийся в рентгеновское излучение составляет
а) 1%
б) 5%
в) 10%
г) 50%
д) 98%
020. Использование фильтров приводит
а) к повышению интенсивности пучка излучения
б) к снижению проникающей способности излучения
в) к расширению рентгеновского луча
г) все ответы неверны
021. Отношение рентгеновского отсеивающего растра представляет собой
а) количество свинцовых ламелей на 1 см растра
б) отношение ширины растра к его длине
в) отношение толщины свинцовой ламели в поперечном
к лучу направлении к толщине прокладки между ламелями
г) отношение промежутка между ламелями к его ширине
022. Какой из следующих факторов безразличен
при использовании рентгеновского отсеивающего растра?
а) частота растра
б) отношение растра
в) фокусное расстояние растра
г) правильного ответа нет
023. Отсеивающей решеткой называется
а) кассетодержатель вместе с неподвижным растром
б) мелкоструктурный растр
в) растр с приводом и кассетодержателем
г) наложенные друг на друга перекрещивающиеся растры
024. На резкость рентгеновских снимков не влияет
а) толщина флюоресцентного слоя усиливающих экранов
б) размер кристаллов (зерен) люминофора
в) толщина подложки усиливающего экрана
г) контакт экрана с рентгеновской пленкой
025. Рентгеновский экспонометр с ионизационной камерой
работает наиболее точно
а) при очень коротких экспозициях
б) при «жесткой» технике съемки
в) при безэкранной съемке
г) при достаточно длинных экспозициях
026. Для поддержания яркости на экране монитора УРИ используется
а) отдельный фотоприемник яркости свечения
катодолюминесцентного экрана
б) уровень видеосигнала в телевизионных цепях УРИ
в) датчик яркости свечения экрана монитора
г) правильно б) и в)
027. При управлении рентгеновским реле экспозиции
необходимо учитывать все перечисленное, кроме
а) расстояния фокус-пленки
б) жесткости излучения
в) типа рентгеновской пленки
г) размера кассеты
028. Следующее утверждение
относительно преимуществ усилителей рентгеновского изображения
по сравнению с экраном для рентгеноскопии неверно
а) изображение на флюороскопическом экране рассматривается
посредством палочкового зрения, а на экране телевизионного монитора
— колбочковым зрением
б) доза облучения пациента снижается
в) различимость деталей и контрастность изображения выше
г) выше долговечность и надежность аппаратуры
029. Предельно допустимая мощность доз
облучения персонала рентгеновских кабинетов составляет
а) 15 мкГр/ч
б) 1.7 мР/ч
в) 0.12 мР/ч
г) 0.03 мР/ч
030. Наименьшую разрешающую способность обеспечивают
а) экраны для рентгеноскопии
б) усиливающие экраны для рентгенографии
в) усилители яркости рентгеновского изображения
г) безэкранная рентгенография
031. Минимально допустимая суммарная фильтрация при 100 кВ составляет
а) 1 мм AI
б) 1.5 мм AI
в) 3 мм AI
г) 5 мм AI
032. Глубинные диафрагмы применяют
а) для ограничения афокального излучения
б) для ограничения рассеянного излучения
в) для защиты от неиспользуемого излучения
г) все ответы правильные
033. На качество снимка влияют следующие параметры рентгеновской кассеты
а) материал корпуса
б) конструкция замка
в) упругий материал прижима экранов
г) масса кассеты
034. Целью применения свинцовых диафрагм в рентгеновском излучателе
является
а) укорочение времени экспозиции
б) ограничение рентгеновского луча
в) уменьшение времени проявления
г) отфильтрование мягкого излучения
035. В качестве детектора в рентгеновском автомате экспозиции
(рентгеноэкспонометре) используется
а) фотоэмульсия
б) ионизационная камера
в) сцинтилляционный кристалл
г) правильно б) и в)
036. Применение усиливающих экранов позволяет уменьшить экспозицию
по крайней мере
а) в 1.5 раза
б) в 3 раза
в) в 10 раз
г) в 100 раз
037. Выберите один правильный ответ из числа представленных ниже.
Одним из важнейших преимуществ 3-фазных аппаратов является
а) меньшая стоимость
б) большой рентгеновский выход трубки при очень коротких экспозициях
в) для снимков равной плотности и контраста облучение пациента ниже
г) правильного ответа нет
038. Кнопка для пульта аппарата обозначает следующую функцию
а) перемещение деки влево
б) выбор типа усиливающего экрана
в) поле ионизационной камеры
г) лампу светового центратора
039. На представленной схеме найдите обозначение следующим узлам:
1) вольтметр пульта, показывающий высокое напряжение
2) прибор, измеряющий ток, протекающий через нить канала
3) автотрансформатор
4) выпрямительный элемент
Ответ: 1 __в__, 2 __д__, 3 __б__, 4 __а__.
040. Наибольшую лучевую нагрузку дает
а) рентгенография
б) флюорография
в) рентгеноскопия с люминесцентным экраном
г) рентгеноскопия с УРИ
041. Разрешающая способность флюорографа в основном определяется
а) линзовой системой
б) пленкой
в) размером фокуса излучателя
г) правильно а) и в)
042. Режим «падающей нагрузки» позволяет
а) упростить включение и отключение высокого напряжения
б) более рационально использовать мощность трубки
в) укоротить экспозицию
г) правильно б) и в)
043. Необходимыми элементами рентгеновского ангиографического комплекса
являются все перечисленные, кроме
а) стола с подвижной декой
б) излучателя с вращающимся анодом
в) серийной кассеты
г) все ответы правильные
044. Признаком высоковольтного пробоя в трубке является
а) отсутствие показаний миллиамперметра во время экспозиции
б) треск и разряды в пульте управления
в) бросок стрелки миллиамперметра во время съемки
г) все перечисленное верно
д) правильно в) и г)
045. Информативность томографии определяется
а) размахом колебания излучателя
б) расстоянием фокус — пленка
в) мощностью излучения
г) все перечисленное верно
д) правильно только а) и в)
046. Наибольшую степень «размазывания» при томографии обеспечивает
а) прямолинейная траектория
б) эллипсоидная траектория
в) гипоциклоидная траектория
г) круговая траектория
Ответы — Раздел 2
Физико-техниЧеские основы рентгенологии
и других методов луЧевой диагностики
001 — в |
010 — в |
019 — а |
028 — г |
037 — б |
043 — г |
|
002 — г |
011 — в |
020 — г |
029 — б |
038 — в |
044 — д |
|
003 — в |
012 — а |
021 — г |
030 — в |
039 — 1-в |
045 — д |
|
004 — г |
013 — а |
022 — г |
031 — в |
039 — 2-д |
046 — в |
|
005 — б |
014 — б |
023 — в |
032 — г |
039 — 3-б |
|
|
006 — г |
015 — г |
024 — в |
033 — а |
039 — 4-а |
|
|
007 — г |
016 — б |
025 — г |
034 — б |
040 — в |
|
|
008 — г |
017 — в |
026 — г |
035 — г |
041 — г |
|
|
009 — б |
018 — б |
027 — в |
036 — в |
042 — г |
|
|
содержание .. 1 2 3 ..
Чем электромагнитное излучение отличается от поля? Является ли фотон квантом ЭМ поля? Если так, то почему он так по-разному ведёт себя в обеих случаях? Почему ЭМ излучение не взаимодействует с полем?
⧽ Чем электромагнитное излучение отличается от поля? Электромагнитное излучение (электромагнитные волны) — это распространяющееся в пространстве и во времени электромагнитное поле. Поведение электрических и магнитных полей в пространстве для линейно поляризованной электромагнитной волны, распространяющейся со скоростью света (v = c) в направлении оси Z, показано ниже.
Векторы напряженности электрического поля (E) и индукции магнитного поля (B) перпендикулярны друг к другу и синхронизировано осциллируют с равными объёмными плотностями энергий. Электромагнитное излучение связано с теми электромагнитными волнами, которые могут свободно распространяться («излучать») без постоянного влияния источника (движущихся зарядов).
⧽ Является ли фотон квантом ЭМ поля? Да. Фотон — элементарная частица, переносчик (или квант) ЭМ поля.
⧽ почему он (фотон) так по-разному ведёт себя в обеих случаях?
Как и все элементарные частицы, фотоны в настоящее время лучше всего объясняются квантовой механикой и демонстрируют корпускулярно-волновой дуализм, проявляя свойства как волн, так и частиц.
**⧽ Почему ЭМ излучение не взаимодействует с полем? **Одиночный фотон может преломляться линзой и демонстрировать волновое взаимодействие (интерференцию) с самим собой, и он может вести себя как частица (фотоэффект) с определенным и конечным измеряемым положением или импульсом, но не оба одновременно в соответствии с принципом неопределенности Гейзенберга.
Электромагнитное поле — Википедия
Электромагнитное поле (и его изменение со временем) описывается в электродинамике в классическом приближении посредством системы уравнений Максвелла. При переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой электрическое и магнитное поле в новой системе отсчета — каждое зависит от обоих — электрического и магнитного — в старой, и это ещё одна из причин, заставляющая рассматривать электрическое и магнитное поле как проявления единого электромагнитного поля.
В современной формулировке электромагнитное поле представлено тензором электромагнитного поля, компонентами которого являются три компонента напряжённости электрического поля и три компонента напряжённости магнитного поля (или — магнитной индукции), а также четырёхмерным электромагнитным потенциалом — в определённом отношении ещё более важным.
Действие электромагнитного поля на заряженные тела описывается в классическом приближении посредством силы Лоренца.
Квантовые свойства электромагнитного поля и его взаимодействия с заряженными частицами (а также квантовые поправки к классическому приближению) — предмет квантовой электродинамики, хотя часть квантовых свойств электромагнитного поля более или менее удовлетворительно описывается упрощённой квантовой теорией, исторически возникшей заметно раньше.
Возмущение электромагнитного поля, распространяющееся в пространстве, называется электромагнитной волной (электромагнитными волнами)[~ 1]. Любая электромагнитная волна распространяется в пустом пространстве (вакууме) с одинаковой скоростью — скоростью света (свет также является электромагнитной волной). В зависимости от длины волны электромагнитное излучение подразделяется на радиоизлучение, свет (в том числе инфракрасный и ультрафиолет), рентгеновское излучение и гамма-излучение.
История открытия
Известные ещё со времён античности электричество и магнетизм до начала XIX в. считались явлениями, не связанными друг с другом, и рассматривались в разных разделах физики.
В 1819 г. датский физик Г. Х. Эрстед обнаружил, что проводник, по которому течёт электрический ток, вызывает отклонение стрелки магнитного компаса, расположенного вблизи этого проводника, из чего следовало, что электрические и магнитные явления взаимосвязаны.
Французский физик и математик А. Ампер в 1824 г. дал математическое описание взаимодействия проводника тока с магнитным полем (см. Закон Ампера).
В 1831 г. английский физик М. Фарадей экспериментально обнаружил и дал математическое описание явления электромагнитной индукции — возникновения электродвижущей силы в проводнике, находящемся под действием изменяющегося магнитного поля.
В 1864 г. Дж. Максвелл создаёт теорию электромагнитного поля, согласно которой электрическое и магнитное поля существуют как взаимосвязанные составляющие единого целого — электромагнитного поля. Эта теория с единой точки зрения объясняла результаты всех предшествующих исследований в области электродинамики, и, кроме того, из неё вытекало, что любые изменения электромагнитного поля должны порождать электромагнитные волны, распространяющиеся в диэлектрической среде (в том числе, в пустоте) с конечной скоростью, зависящей от диэлектрической и магнитной проницаемости этой среды. Для вакуума теоретическое значение этой скорости было близко к экспериментальным измерениям скорости света, полученным на тот момент, что позволило Максвеллу высказать предположение (впоследствии подтвердившееся), что свет является одним из проявлений электромагнитных волн.
Теория Максвелла уже при своем возникновении разрешила ряд принципиальных проблем электромагнитной теории, предсказав новые эффекты и дав надежную и эффективную математическую основу описанию электромагнитных явлений. Однако при жизни Максвелла наиболее яркое предсказание его теории — предсказание существования электромагнитных волн — не получило прямых экспериментальных подтверждений.
В 1887 г. немецкий физик Г. Герц поставил эксперимент, полностью подтвердивший теоретические выводы Максвелла. Его экспериментальная установка состояла из находящихся на некотором расстоянии друг от друга передатчика и приёмника электромагнитных волн, и фактически представляла собой исторически первую систему радиосвязи, хотя сам Герц не видел никакого практического применения своего открытия, и рассматривал его исключительно как экспериментальное подтверждение теории Максвелла.
В XX в. развитие представлений об электромагнитном поле и электромагнитном излучении продолжилось в рамках квантовой теории поля, основы которой были заложены великим немецким физиком Максом Планком. Эта теория, в целом завершенная рядом физиков около середины XX века, оказалась одной из наиболее точных физических теорий, существующих на сегодняшний день.
Во второй половине XX века (квантовая) теория электромагнитного поля и его взаимодействия была включена в единую теорию электрослабого взаимодействия и ныне входит в так называемую стандартную модель в рамках концепции калибровочных полей (электромагнитное поле является с этой точки зрения простейшим из калибровочных полей — абелевым калибровочным полем).
Классификация
Электромагнитное поле с современной точки зрения есть безмассовое[~ 2] абелево[~ 3] векторное[~ 4] калибровочное[~ 5] поле. Его калибровочная группа — группа U(1).
Среди известных (не гипотетических) фундаментальных полей электромагнитное поле — единственное, относящееся к указанному типу. Все другие поля такого же типа (которые можно рассматривать, по крайней мере, чисто теоретически) — (были бы) полностью эквивалентны электромагнитному полю, за исключением, быть может, констант.
Физические свойства
Физические свойства электромагнитного поля и электромагнитного взаимодействия — предмет изучения электродинамики, с классической точки зрения оно описывается классической электродинамикой, а с квантовой — квантовой электродинамикой. В принципе, первая является приближением второй, заметно более простым, но для многих задач — очень и очень хорошим.
В рамках квантовой электродинамики электромагнитное излучение можно рассматривать как поток фотонов. Частицей-переносчиком электромагнитного взаимодействия является фотон (частица, которую можно представить как элементарное квантовое возбуждение электромагнитного поля) — безмассовый векторный бозон. Фотон также называют квантом электромагнитного поля (подразумевая, что соседние по энергии стационарные состояния свободного электромагнитного поля с определённой частотой и волновым вектором различаются на один фотон).
Электромагнитное взаимодействие — это один из основных видов дальнодействующих фундаментальных взаимодействий, а электромагнитное поле — одно из фундаментальных полей.
Существует теория (входящая в Стандартную модель), объединяющая электромагнитное и слабое взаимодействие в одно — электрослабое. Также существуют теории, объединяющие электромагнитное и гравитационное взаимодействие (например, теория Калуцы-Клейна). Однако последняя, при её теоретических достоинствах и красоте, не является общепринятой (в смысле её предпочтительности), так как экспериментально не обнаружено её отличий от простого сочетания обычных теорий электромагнетизма и гравитации, а также теоретических преимуществ в степени, заставившей бы признать её особенную ценность. Это же (в лучшем случае) можно сказать пока и о других подобных теориях: даже лучшие из них, по меньшей мере, недостаточно разработаны, чтобы считаться вполне успешными.
Безопасность электромагнитных полей
В связи со всё большим распространением источников ЭМП в быту (СВЧ-печи, мобильные телефоны, теле-радиовещание) и на производстве (оборудование ТВЧ, радиосвязь), большое значение приобретают нормирование уровней ЭМП и изучение возможного влияния ЭМП на человека[1]. Нормирование уровней ЭМП проводится раздельно для рабочих мест и санитарно-селитебной зоны.
Контроль за уровнями ЭМП возложен на органы санитарного надзора и инспекцию электросвязи, а на предприятиях — на службу охраны труда.
Предельно-допустимые уровни ЭМП в разных радиочастотных диапазонах различны.
См. также
Примечания
- ↑ Подразумевается распространение со слабым убыванием по интенсивности; в вакууме подразумевается убывание с расстоянием от источника медленнее, чем убывание статического (кулоновского) поля; плоская электромагнитная волна — пока приближение плоской волны верно и в пренебрежении поглощением (или в идеальном вакууме) — вообще не убывает по амплитуде, сферическая — убывает медленнее, чем соответственно напряженность или потенциал в законе Кулона.
- ↑ Параметр m (масса) в уравнении Клейна-Гордона для электромагнитного поля равен нулю (иначе говоря, это означает, что электромагнитный потенциал подчиняется — в определённой калибровке — просто волновому уравнению. С этим связан факт, что фотон (в вакууме) нельзя — как и любую безмассовую частицу — остановить, он всегда движется с одной и той же скоростью — скоростью света.
- ↑ В наиболее простой интерпретации это означает, что электромагнитное поле непосредственно не взаимодействует само с собой, то есть что электромагнитное не имеет электрического заряда. Фотон не может сам непосредственно излучить или поглотить другой фотон.
- ↑ При применении терминов в узком смысле калибровочными считаются только векторные поля; но мы, во всяком случае, обозначим здесь векторный характер электромагнитного поля явно.
- ↑ Калибровочным электромагнитное поле является при рассмотрении его во взаимодействии с электрически заряженными частицами; понятие калибровочного поля всегда подразумевает подобное взаимодействие (подобное в каком-то смысле; конкретный способ взаимодействия может заметно отличаться).
Литература
Ссылки
- ↑ Ю. А. Холодов. Мозг в электромагнитных полях. — М.: Наука, 1982. — P. 123. — (Человек и окружающая среда).
«Из чего состоит магнитное поле ? Магнитное поле материя?» – Яндекс.Кью
Понятие поля возникло как обходной маневр: мы можем определить математические закономерности, управляющие силовыми отношениями между токами (магнитное поле), между зарядами (электрическое поле), между массами (гравитационное поле и полене силс инерции), но не знаем, из чего «это» состоит. Идею «эфира» наука решила считать избыточной. Впрочем, понятие «физический вакуум» означает то же самое. Однако, развитие экспериментальных данных о строении вещества заставляет искать ответ на вопрос «из чего состоит». Так, когда стало ясно, что вещество состоит из заряженных электронов и заряженных ядер, а электроны имеют спиновый и орбитальный моменты (то есть, они являются токами), и могут в металлах перемещаться свободно, то некоторые парадоксы теории перестали быть парадоксами. Например, индукция в диске Фарадея. Одно дело объяснять на уровне мыслительных абстракций (вектор магнитной индукции поперек диска, скорость вращения диска ему перпендикулярна и т.д., и дальше барахтаемся, откуда индукция, если магнитное поле не меняется во времени). Совсем другое — понимать физический смысл процесса, а для этого надо знать, что из чего состоит. И тогда все проще: магнитный момент означает, что токи электронов в среднем сонаправлены и лежат в плоскости диска. Посколь мгновенная линейная скорость вращения этих токов всегда в точности равна скорости света (скорость электромагнитного импульса), то при вращении диска изменится радиальное распределение токов электронов; возникнет радиальная индукция. В случае электромагнитного поля уже можно ответить, что ИЗМЕНЕНИЕ поля состоит из бозонов: фотонов, частиц со спином единица. В веществе часть поля состоит из заряженных частиц фермионов: протонов и электронов. При этом частица, имеющая заряд, обязательно является током (имеет спин). Остается вопрос: из его состоит остальная часть поля, та самая, которая «в пустоте». Думаю, ответ на самом деле очевиден, но его принятие требует изменить само представление о пустоте. Если пустота это «не-частица» поля (не протон, не электрон), а для единства описания поле обязано состоять из фермионов не только в частицах, а его изменения описываются бозонами… то в стандартной модели есть всего одна подходящая частица. Нейтрино. Только тогда надо вернуться к представлению о том, что пустоты (вакуума) «вообще» не бывает. Есть конкретная пустота (пустота электрона = нейтрино). Нейтрино приобретает отрицательный заряд, становится электроном. При этом в так называемой пустоте (нейтринном веществе, оно же поле) возникает «дырка» это пи-плюс мезон. Дырка может стабилизироваться, это протон. При такой интерпретации понятно, что надо дальше изучать. Свойства нейтрино.
Электромагнитная индукция ч.5. Отражение, дифракция и другие эффектры
Кто-нибудь из вас задумывался, каким образом отражается свет и как он создаёт давление на предметы? Вот представьте себе: летит фотон света со скоростью света :), не то волна, не то частица, не имеющая массы, ударяется, например, в зеркало и отскакивает. А во что именно он ударяется и как отскакивает?Размер атомного ядра составляет несколько фемтометров – это 10Е-15 метров. Размер самого атома в 10000 раз больше и там практически пусто. Электроны в таком объёме ещё нужно хорошо поискать. Расстояние между атомами в жидких и твёрдых веществах примерно равно диаметру атома, т.е. расстояние между двумя соседними атомными ядрами составляет два диаметра атома и в 20000 раз больше диаметра самого ядра. Для наглядности, такая плотность твёрдого вещества соответствует плотности населения 1 человек на 10 квадратных километров. Вы не увидите своего соседа даже в бинокль.
Размер фотона такой же, как и его длина волны и для видимого света составляет 380-780 нм. Можно взять среднее значение в 550 нм, что равно 5.5Е-7 метра. Т.е. фотон больше атома примерно в 10000 раз (про атомное ядро я вообще молчу). И вот от такой «поверхности» (её даже решёткой назвать сложно) вдруг отражается огромный фотон. От чего, собственно он отражается? От пустоты? В принципе, да. Потому что тут появляется электромагнитная индукция со своими свойствами.
Фотон – это электромагнитная волна, которая при движении создаёт вокруг себя (хотя точнее было бы сказать, что состоит из) переменное магнитное поле, а как мы знаем, переменное магнитное поле в замкнутом проводнике создаёт ЭДС индукции и «индукционный ток, возникающий в замкнутом проводящем контуре, имеет такое направление, что создаваемое им магнитное поле противодействует тому изменению магнитного потока, которым был вызван данный ток».
Другими словами: электромагнитная волна создаёт возле проводника магнитное поле, от которого и отражается. Это как отталкивание одинаковых полюсов магнита. Вместе с этим индуцированное магнитное поле тоже отталкивается от волны с некоторой силой – это и есть сила давления электромагнитной волны. Эта сила будет зависеть как от длины волны, так и от свойств вещества. Чем короче волна, тем быстрее она меняет магнитное поле и тем больше ЭДС индукции, а значит и сила действия (давление). Чем меньше электрическое сопротивление вещества, тем больший ток может быть индуцирован и тем лучше оно будет отражать волны. Появляется сила без массы и тем самым нарушается закон сохранения импульса, а вернее, он не распространяется на электромагнитные волны. Я уже писал об этом эффекте в посте про гравицапу: «Про ЕМ-двигатель и не только».
Тут нужно пояснить пару интересных моментов:
1. На самом деле замкнутым проводником можно считать как некоторое количество атомов, соединённых друг с другом, так и отдельные атомы. Именно поэтому в любом веществе возникают индукционные кольцевые токи Фуко. Любое вещество является проводником, просто у различных веществ разное электрическое сопротивление и пока ещё не создано вещество, в котором не возникает индукционного тока. Этот ток в веществе никуда не пропадает, а превращается в тепло, что тоже является электромагнитной волной, только с другой длиной волны.
2. Все электромагнитные волны имеют одинаковую природу и свойства, а это значит, что любая электромагнитная волна состоит из фотонов. Размер фотона волны равен длине волны и если для видимого света размер фотона измеряется в нанометрах, то для радиодиапазона в миллиметрах, метрах и даже километрах. Для дециметрового диапазона волн довольно эффективной будет достаточно простая конструкция антенны, которая будет улавливать фотоны различного размера:
3. Ещё один интересный момент связан с энергией фотона. Т.к. любая электромагнитная волна состоит из отдельных фотонов (квантов), она оказывается дискретной. В том числе и радиоволны. Поэтому минимальная энергия радиоволны не может быть меньше определённого значения на сколь угодно большом удалении. Там будет либо ноль – отсутствие фотона волны, либо энергия фотона, точно так же, как и с обычным светом. Промежуточного значения быть не может, а это значит, что в принципе, радиосигнал, даже самый слабый, можно принять на любом расстоянии и для этого случая обычные формулы энергии поля не работают.
Думаю, что теперь понятно, каким образом работают полупроводниковые солнечные батареи. Полупроводник хорошо проводит ток только в одном направлении, а фотон света поочерёдно индуцирует ток с разным направлением. Половина этого тока уходит в цепь, а вторая половина не пропускается, нагревает поверхность батареи и создаёт дополнительное сопротивление для тока. Поэтому даже идеальная полупроводниковая панель при температуре абсолютного нуля никогда не сможет выдать больше 50% КПД и преобразовать всю энергию света в электричество. Хотя есть способы обхода этого ограничения.
В веществах, через которые свет может проходить, ЭДС индукции на поверхности возбуждается слабо, но по мере продвижения волны вглубь магнитное поле нарастает до определённого предела и тоже отклоняет волну. Так получается преломление света и коэффициент преломления зависит от самого вещества и длины волны (её энергии):
А так как в зависимости от длины волны в веществе индуцируется разное по плотности магнитное поле, то фотоны отклоняются на разный угол и получается дисперсия света по длинам волн:
При этом энергия фотонов не изменяется, а поле в веществе индуцируется, что ещё раз доказывает неверность современных представлений о природе электромагнитной индукции и нарушает закон сохранения энергии.
Дифракция света – это точно такой же процесс, как и дисперсия, только преломление угла луча света происходит не на границе прозрачных сред, а при его проходе через узкую щель, сравнимую с длиной волны, на стенках которой индуцируется магнитное поле:
Тут тоже есть один интересный момент: фотон света не может пройти через одиночную щель, которая уже его длины волны, однако проходит через две щели, разделённые тонкой перемычкой, если расстояние между их противоположными стенками больше длины волны. С этим вы теперь легко разберётесь и сами.
Фотон является частицей только в том смысле, что излучается и поглощается целиком. Его нельзя разделить на ещё меньшие части или волны. В определённых условиях он может изменить свой размер (длину волны), но так и останется целым, единичным квантом энергии.
Вообще же, описать все явления, где в основе лежит электромагнитная индукция практически невозможно, т.к. она будет присутствовать везде, где есть взаимодействие электромагнитных волн. А так как элементарные частицы, вроде протонов и электронов, из которых состоит обычная материя, тоже являются электромагнитными волнами, то можно сказать, что это один из основных принципов взаимодействия в природе. Надеюсь, что теперь вы стали понимать его лучше.
З.Ы. Из приведённых выше выкладок получается, что энергия электромагнитной волны практически никогда не пропадает, а сама волна постоянно создаёт новые волны с такой же энергией и общее количество энергии во вселенной постоянно растёт. Такое нарушение закона сохранения энергии может объяснить природу тёмной энергии, которую никак не могут обнаружить. Вот только получится не теория большого взрыва и охлаждения вселенной, а теория резонансного нагрева и взрыва пространства…
З.Ы.Ы. На этом пока всё. Если есть ещё вопросы – буду отвечать в комментах.
Анатомия электромагнитной волны
Энергия, мера способности выполнять работу, имеет множество форм и может трансформироваться из одного типа в другой. Примеры накопленной или потенциальной энергии включают батареи и воду за плотиной. Движущиеся объекты являются примерами кинетической энергии. Заряженные частицы, такие как электроны и протоны, при движении создают электромагнитные поля, и эти поля переносят энергию, которую мы называем электромагнитным излучением или светом.
Что такое электромагнитные и механические волны?
Механические волны и электромагнитные волны — два важных способа передачи энергии в окружающем нас мире.Волны в воде и звуковые волны в воздухе — два примера механических волн. Механические волны вызываются возмущением или вибрацией в веществе, будь то твердое тело, газ, жидкость или плазма. Материя, через которую распространяются волны, называется средой. Волны на воде образуются из-за колебаний жидкости, а звуковые волны из-за колебаний в газе (воздухе). Эти механические волны проходят через среду, заставляя молекулы сталкиваться друг с другом, как падающие домино, передавая энергию от одного к другому.Звуковые волны не могут распространяться в космическом вакууме, потому что нет среды для передачи этих механических волн.
Классические волны передают энергию, не перемещая материю через среду. Волны в пруду не переносят молекулы воды с места на место; скорее энергия волны проходит через воду, оставляя молекулы воды на месте, очень похоже на жука, покачивающегося на волнах в воде.
Когда воздушный шар трется о шевелюру, создается статический электрический заряд, заставляющий отдельные волосы отталкиваться друг от друга.Предоставлено: имбирный мясник
.ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ
Электричество может быть статическим, как энергия, от которой волосы встают дыбом. Магнетизм также может быть статическим, как в магните холодильника. Изменяющееся магнитное поле вызовет изменяющееся электрическое поле, и наоборот — они взаимосвязаны. Эти изменяющиеся поля образуют электромагнитные волны. Электромагнитные волны отличаются от механических волн тем, что для их распространения не требуется среда. Это означает, что электромагнитные волны могут распространяться не только через воздух и твердые материалы, но и через космический вакуум.
В 1860-х и 1870-х годах шотландский ученый по имени Джеймс Клерк Максвелл разработал научную теорию, объясняющую электромагнитные волны. Он заметил, что электрические и магнитные поля могут соединяться вместе, образуя электромагнитные волны. Он резюмировал эту взаимосвязь между электричеством и магнетизмом в то, что теперь называется «уравнениями Максвелла».
Генрих Герц, немецкий физик, применил теории Максвелла к производству и приему радиоволн.Единица частоты радиоволны — один цикл в секунду — названа герцем в честь Генриха Герца.
Его эксперимент с радиоволнами решил две проблемы. Во-первых, он продемонстрировал на бетоне то, что Максвелл только теоретизировал — что скорость радиоволн равна скорости света! Это доказало, что радиоволны были формой света! Во-вторых, Герц узнал, как заставить электрические и магнитные поля отделяться от проводов и становиться свободными, как волны Максвелла — электромагнитные волны.
ВОЛНЫ ИЛИ ЧАСТИЦЫ? ДА!
Свет состоит из дискретных пакетов энергии, называемых фотонами. Фотоны обладают импульсом, не имеют массы и движутся со скоростью света. Любой свет обладает как частицами, так и волнообразными свойствами. Как устроен инструмент для восприятия света, влияет на то, какие из этих свойств наблюдаются. Инструмент, который преломляет свет в спектр для анализа, является примером наблюдения волнообразного свойства света. Подобная частицам природа света наблюдается с помощью детекторов, используемых в цифровых камерах — отдельные фотоны высвобождают электроны, которые используются для обнаружения и хранения данных изображения.
ПОЛЯРИЗАЦИЯ
Одно из физических свойств света — то, что он может быть поляризованным. Поляризация — это измерение выравнивания электромагнитного поля. На рисунке выше электрическое поле (выделено красным) вертикально поляризовано. Представьте, что вы бросаете фрисби в частокол. В одной ориентации он пройдет, в другой — отвергнут. Это похоже на то, как солнцезащитные очки могут устранять блики, поглощая поляризованную часть света.
ОПИСАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ЭНЕРГИИ
Термины свет, электромагнитные волны и излучение относятся к одному и тому же физическому явлению: электромагнитной энергии.Эту энергию можно описать частотой, длиной волны или энергией. Все три связаны математически, так что, если вы знаете одно, вы можете вычислить два других. Радио и микроволны обычно описываются с точки зрения частоты (герцы), инфракрасного и видимого света с точки зрения длины волны (метры), а рентгеновские лучи и гамма-лучи с точки зрения энергии (электрон-вольт). Это научное соглашение, которое позволяет удобно использовать единицы с не слишком большими или слишком маленькими числами.
ЧАСТОТА
Число гребней, которые проходят заданную точку за одну секунду, описывается как частота волны.Одна волна — или цикл — в секунду называется Герцем (Гц) в честь Генриха Герца, который установил существование радиоволн. Волна с двумя циклами, которая проходит точку за одну секунду, имеет частоту 2 Гц.
ДЛИНА ВОЛНЫ
Электромагнитные волны имеют гребни и впадины, похожие на гребни и впадины океанских волн. Расстояние между гребнями — это длина волны. Самые короткие длины волн — это всего лишь доли размера атома, в то время как самые длинные волны, изучаемые в настоящее время учеными, могут быть больше диаметра нашей планеты!
ЭНЕРГИЯ
Электромагнитную волну можно также описать с помощью ее энергии — в единицах измерения, называемых электрон-вольтами (эВ).Электрон-вольт — это количество кинетической энергии, необходимое для перемещения электрона через потенциал в один вольт. Двигаясь по спектру от длинных волн к коротким, энергия увеличивается по мере того, как длина волны укорачивается. Представьте себе скакалку, концы которой тянутся вверх и вниз. Чтобы веревка имела больше волн, требуется больше энергии.
Начало страницы | Далее: Wave Behaviors
Цитата
APA
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Управление научных миссий.(2010). Анатомия электромагнитной волны. Получено [укажите дату — например, 10 августа 2016 г.] , с веб-сайта NASA Science: http://science.nasa.gov/ems/02_anatomy
MLA
Управление научной миссии. «Анатомия электромагнитной волны» NASA Science . 2010. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. [укажите дату — например, 10 августа 2016 г.] http://science.nasa.gov/ems/02_anatomy
,Электромагнитные поля и здоровье населения
Электромагнитная гиперчувствительность
По мере индустриализации общества и продолжения технологической революции наблюдается беспрецедентный рост числа и разнообразия источников электромагнитного поля (ЭМП). Эти источники включают блоки видеодисплея (VDU), связанные с компьютерами, мобильными телефонами и их базовыми станциями. Хотя эти устройства сделали нашу жизнь богаче, безопаснее и проще, они сопровождались опасениями по поводу возможных рисков для здоровья из-за их электромагнитного излучения.
В течение некоторого времени некоторые люди сообщали о различных проблемах со здоровьем, связанных с воздействием ЭМП. В то время как некоторые люди сообщают о легких симптомах и реагируют, стараясь избегать полей, как могут, другие страдают настолько сильно, что прекращают работу и полностью меняют свой образ жизни. Такую предполагаемую чувствительность к ЭМП обычно называют «электромагнитной гиперчувствительностью» или EHS.
Этот информационный бюллетень описывает, что известно об этом заболевании, и предоставляет информацию о том, как помочь людям с такими симптомами.Предоставленная информация основана на семинаре ВОЗ по гиперчувствительности к электричеству (Прага, Чешская Республика, 2004 г.), международной конференции по ЭМП и неспецифическим симптомам здоровья (COST244bis, 1998 г.), отчете Европейской комиссии (Bergqvist and Vogel, 1997) и недавних обзоры литературы.
Что такое EHS?
EHS характеризуется множеством неспецифических симптомов, которые люди связывают с воздействием ЭМП. Наиболее часто наблюдаемые симптомы включают дерматологические симптомы (покраснение, покалывание и жжение), а также неврастенические и вегетативные симптомы (утомляемость, усталость, проблемы с концентрацией внимания, головокружение, тошнота, учащенное сердцебиение и нарушения пищеварения).Набор симптомов не является частью какого-либо признанного синдрома.
EHS напоминает множественную химическую чувствительность (MCS), еще одно заболевание, связанное с низким уровнем воздействия химических веществ в окружающей среде. И EHS, и MCS характеризуются рядом неспецифических симптомов, которые не имеют явной токсикологической или физиологической основы или независимой проверки. Более общий термин для обозначения чувствительности к факторам окружающей среды — идиопатическая экологическая нетерпимость (IEI), возникший на семинаре, созванном Международной программой по химической безопасности (IPCS) ВОЗ в 1996 году в Берлине.IEI — это дескриптор, не имеющий никакого отношения к химической этиологии, иммунологической чувствительности или чувствительности к ЭМП. IEI включает в себя ряд расстройств, имеющих схожие неспецифические необъяснимые с медицинской точки зрения симптомы, которые неблагоприятно влияют на людей. Однако, поскольку термин EHS широко используется, он будет использоваться и здесь.
Распространенность
Существует очень широкий диапазон оценок распространенности EHS среди населения в целом. По оценке центров профессиональной медицины, распространенность EHS составляет несколько человек на миллион населения.Однако опрос групп самопомощи дал гораздо более высокие оценки. Приблизительно 10% зарегистрированных случаев EHS считались тяжелыми.
Также существует значительная географическая изменчивость распространенности EHS и регистрируемых симптомов. Зарегистрированная заболеваемость EHS была выше в Швеции, Германии и Дании, чем в Великобритании, Австрии и Франции. Симптомы, связанные с УВО, были более распространены в скандинавских странах и чаще были связаны с кожными заболеваниями, чем где-либо в Европе.Симптомы, аналогичные симптомам, о которых сообщают люди, страдающие EHS, распространены среди населения в целом.
Исследования лиц, страдающих EHS
Был проведен ряд исследований, в которых люди, страдающие EHS, подвергались воздействию ЭМП, аналогичных тем, которые они считали причиной своих симптомов. Целью было выявить симптомы в контролируемых лабораторных условиях.
Большинство исследований показывают, что лица, страдающие EHS, не могут определять воздействие ЭМП более точно, чем люди, не страдающие EHS.Хорошо контролируемые и проведенные двойные слепые исследования показали, что симптомы не коррелировали с воздействием ЭМП.
Было высказано предположение, что симптомы, испытываемые некоторыми людьми с EHS, могут возникать из-за факторов окружающей среды, не связанных с EMF. Примеры могут включать «мерцание» от флуоресцентных ламп, блики и другие проблемы со зрением с дисплеями, а также плохую эргономичность компьютерных рабочих станций. Другие факторы, которые могут иметь значение, включают плохое качество воздуха в помещении или стресс на рабочем месте или в жилой среде.
Есть также некоторые признаки того, что эти симптомы могут быть вызваны ранее существовавшими психическими заболеваниями, а также реакциями на стресс в результате беспокойства по поводу воздействия ЭМП на здоровье, а не самого воздействия ЭМП.
Выводы
EHS характеризуется множеством неспецифических симптомов, которые у разных людей различаются. Симптомы, безусловно, реальны и могут сильно различаться по степени тяжести. Какой бы ни была причина, EHS может быть проблемой для пострадавшего.EHS не имеет четких диагностических критериев, и нет научных оснований для связи симптомов EHS с воздействием ЭМП. Кроме того, EHS — это не медицинский диагноз, и неясно, что он представляет собой единственную медицинскую проблему.
Врачи: Лечение пострадавших должно быть сосредоточено на симптомах здоровья и клинической картине, а не на предполагаемой потребности человека в уменьшении или устранении ЭМП на рабочем месте или дома. Для этого требуется:
- медицинское обследование для выявления и лечения любых конкретных состояний, которые могут быть причиной симптомов,
- психологическая оценка для выявления альтернативных психиатрических / психологических состояний, которые могут быть ответственны за симптомы,
- оценка рабочего места и дома на предмет факторов, которые могут способствовать появлению представленных симптомов.К ним могут относиться загрязнение воздуха в помещении, чрезмерный шум, плохое освещение (мерцающий свет) или эргономические факторы. Могут быть уместны снижение стресса и другие улучшения в рабочей ситуации.
Для лиц, страдающих EHS с длительными симптомами и тяжелыми физическими недостатками, терапия должна быть направлена главным образом на уменьшение симптомов и функциональных нарушений. Это следует делать в тесном сотрудничестве с квалифицированным медицинским специалистом (для рассмотрения медицинских и психологических аспектов симптомов) и гигиенистом (для выявления и, при необходимости, контроля факторов окружающей среды, которые, как известно, оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье. актуально для пациента).
Лечение должно быть направлено на установление эффективных отношений между врачом и пациентом, помощь в разработке стратегий преодоления ситуации и побуждение пациентов вернуться к работе и вести нормальную социальную жизнь.
EHS: Помимо лечения профессионалами, группы самопомощи могут быть ценным ресурсом для EHS.
Правительства: Правительства должны предоставлять соответствующим образом адресную и сбалансированную информацию о потенциальных опасностях для здоровья, связанными с ЭМП, лицам, страдающим EHS, работникам здравоохранения и работодателям.Информация должна включать четкое заявление о том, что в настоящее время не существует научных оснований для связи между EHS и воздействием ЭМП.
Исследователи: Некоторые исследования показывают, что определенные физиологические реакции людей с EHS, как правило, выходят за пределы нормы. В частности, необходимо отслеживать гиперреактивность в центральной нервной системе и дисбаланс в вегетативной нервной системе в ходе клинических исследований, а результаты для людей должны использоваться в качестве исходных данных для возможного лечения.
Чем занимается ВОЗ
ВОЗ через свой Международный проект по ЭМП определяет потребности в исследованиях и координирует всемирную программу исследований ЭМП, чтобы лучше понять любой риск для здоровья, связанный с воздействием ЭМП. Особое внимание уделяется возможным последствиям для здоровья ЭМП низкого уровня. Информация о проекте EMF и эффектах EMF представлена в серии информационных бюллетеней на нескольких языках www.who.int/emf/.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ
Семинар ВОЗ по электромагнитной гиперчувствительности (2004 г.), 25-27 октября, Прага, Чешская Республика, www.who.int/peh-emf/meetings/hypersensitivity_prague2004/en/index.html
COST244bis (1998) Материалы международного семинара Cost 244bis по электромагнитным полям и неспецифическим симптомам здоровья. 19-20 сентября 1998 г., Грац, Австрия
Bergqvist U and Vogel E (1997) Возможные последствия для здоровья субъективных симптомов и электромагнитного поля. Отчет, подготовленный европейской группой экспертов для Европейской комиссии, DGV. Arbete och Hälsa, 1997: 19. Шведский национальный институт трудовой жизни, Стокгольм, Швеция.ISBN 91-7045-438-8.
Rubin GJ, Das Munshi J, Wessely S. (2005) Электромагнитная гиперчувствительность: систематический обзор исследований провокации. Psychosom Med. Март-апрель 2005 г .; 67 (2): 224-32
Seitz H, Stinner D, Eikmann Th, Herr C, Roosli M. (2005) Электромагнитная гиперчувствительность (EHS) и субъективные жалобы на здоровье, связанные с электромагнитными полями мобильной телефонной связи — обзор литературы, опубликованный между 2000 и 2004 годами. Total Environment, 20 июня (EPUB перед печатью).
Стауденмайер Х. (1999) Экологические заболевания, Lewis Publishers, Вашингтон, округ Колумбия, 1999, ISBN 1-56670-305-0.
,