Про азбуку Морзе / Хабр
В предыдущей статье мы говорили про развитие бумажной почты — её появление сыграло в истории немаловажную роль, но до изобретения электронной почты письма ходили очень уж долго. А ведь скорость передачи информации порой имеет первостепенное значение — ну, например, во время войны. Наращивали лошадиные силы у ямщиков? Не-не, однажды были придуманы технологии и без использования лошадей. Например, телеграфы — устройства для передачи сигнала по проводам, радио и другим каналам электросвязи. Но о телеграфах — в следующий раз, а пока — про используемый в них «язык», азбуку Морзе.
Верно ли утверждение, что изобретателем азбуки, да и телеграфа в целом, является американский художник Сэмюил Финли Бриз Морзе (1791-1872)? Вообще, да, но на самом деле — вроде как нет. По одной из версий, сам Морзе не разработал ни того, ни другого — мол, он гуманитарий и свободного времени на подобные вещи у него попросту не было.
Зато были два коллеги-инженера (Джозеф Генри и Альфред Вейл), рассказавшие однажды о придуманном в Европе устройстве, в котором катушка медной проволоки управляется дистанционными сигналами и передаёт возникающие электроимпульсы.
Вторая легенда более длинная, но и более красивая — в ней чувствуется атмосфера стартапа, а Морзе всё же стал изобретателем. Выбирайте сами, что вам больше нравится.
Итак, где-то 1830-ый год, Сэмюил возвращается из Европы на пароходе «Салли». У группы людей он подслушивает обсуждение экспериментов с электромагнетизмом, мол, электрический импульс можно мгновенно обнаружить в любой точке даже самого длинного провода. В голове гения сразу родилась мыслишка о передаче таким образом информации, и якобы уже на пароходе он набросал схему (а то и не одну) примитивной телеграфной системы. Более того, сходя с корабля, он сказал капитану: «Однажды вы услышите о таком чуде, как «телеграф» — знайте, оно родилось на вашем прекрасном корабле».
На деле, как и в случае со многими стартапами, оптимизма поубавилось — у Морзе не получилось толком сделать даже электромагнит, хотя позже ему подсказали, как изолировать провод и как аккуратно намотать его на подковообразный сердечник. В итоге получился примитивный аппарат, в котором электромагнит притягивал карандаш к движущейся ленте, нанося на нее точки и тире.
Но получившееся устройство передавало сигнал только на короткое расстояние, поэтому Морзе отправился за советом в Принстон (штат Нью-Джерси), к профессору Джозефу Генри. К слову, тот уже вовсю пользовался электрическим телеграфом, которым он соединил свой дом с лабораторией (с той лишь разницей, что вместо карандаша использовался колокольчик). Сенсей индуктивности едва удержался от произнесения фразы «Read The Fucking Manual», но потом не только рассказал об ошибках схемы Морзе, а ещё и познакомил того со своим замечательным изобретением — электромагнитным реле, позволявшим усиливать слабый сигнал при прохождении его по цепи (прообраз усилителя-репитера).
И всё бы шло хорошо, но «инвестор» не находился ни в Европе, ни в России, ни где-то ещё — это сейчас есть Хабр и Кикстартер, а тогда всё было несколько сложнее. История гласит, что 3 марта 1843 года конгресс США приступил к обсуждению проекта линии связи между Вашингтоном и Балтимором — изначально хотели делать сеть семафоров, но Морзе удалось пролоббировать свою идею, и ему решили дать шанс. Впрочем, не решили, а, скорее, повезло: 70 конгрессменов от голосования воздержались (сообщив, что не понимают, что это ещё за телеграф такой), остальные — 89 «За» и 83 «Против». Победа незначительного большинства принесла Морзе ни много ни мало $30.000 на строительство линии.
Работа (по прокладыванию проводов по деревьям, так как под землёй не получилось) кипела вплоть до 24 мая 1844 года — утром этого дня в одной из комнат Капитолия (Вашингтон) Морзе сел перед телеграфным аппаратом.
Незадолго до этого Морзе попросил Анну Элсворт (дочь главы патентного ведомства США) подобрать какую-нибудь прикольную фразу для первого телеграфного сообщения, а та не придумала ничего лучше, как взять фразу из Библии: «What hath God wrought!» (что-то вроде «Вот что творит Бог!», хотя чаще приводят перевод «Чудны дела твои, Господи!»). Отстучав эти слова, Сэмюил Морзе публично обозначил начало телеграфного века, а вся Америка вскоре покрылась сетью телеграфных линий. Стартап выстрелил: красный порш, шубохранилища — да-да, вот это всё )
“–––· ··– –·· –· –·–– –···– –·· · ·–·· ·– –···– – ·–– ––– ·· ·–·–·– –···– ––· ––– ··· ·––· ––– –·· ·· ––··––”
Впрочем, если верить другим источникам, то самая-самая первая телеграмма (без помпы и фанфар) вроде как была отправлена 6-ого января 1838 на расстояние в 2 мили (по проводам на сталеплавильне Спидвел, недалеко от Морристауна, Нью Джерси) и была фразой «A patient waiter is no loser» («Терпеливо ждущий – не лузер»).
·– ––·· –··· ··– –·– ·– –···– –– ––– ·–· ––·· · –···– ·–– –···– ·– ––·· –··· ··– –·– · –···– –– ––– ·–· ––·· · )
Аналогично, если говорить про телеграфы, то самый-самый первый электромагнитный телеграф вроде как изобрёл и создал (в Петербурге, между Зимним дворцом и зданием министерства путей сообщения) несколькими годами ранее (в 1830-32) барон Павел Львович Шиллинг фон-Канштатт, просто у него обстоятельства не сложились. Впоследствии электромагнитный телеграф был построен в Германии (Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером, 1833) и Великобритании (Куком и Уитстоном, 1837), хотя все три упомянутых телеграфных аппарата относятся к электромагнитным аппаратам стрелочного типа, в то время как аппарат Морзе являлся электромеханическим. Были и другие попытки создания подобных систем (чуть ли не с 16 века), но они интересны лишь с исторической точки зрения.
В общем, как всё было на самом деле, мы уже вряд ли узнаем. Тем не менее, в 1854 году после многочисленных слушаний, Верховный суд признал Морзе единственным изобретателем системы, а потому и устройство/азбука названы только его именем.
Телеграф Морзе
Конструкция устройства очень проста. Передатчиком аппарата Морзе является телеграфный ключ, приёмником — электромагнит, управляющий работой пишущего механизма.
Передатчик служит для замыкания/размыкания электрической цепи и представляет собой металлический рычаг, ось которого находится в сообщении с линейным проводом. Рычаг одним своим концом прижимается пружиной к металлическому выступу с зажимным винтом, посредством которого он соединяется проволокой с приёмным аппаратом станции и с землёю. Если нажать рукой на другой конец рычага, то он коснётся другого выступа, соединённого с батареей, при этом, понятно, ток пойдёт в линию на другую станцию.
Главными частями приёмника являются: вертикальный электромагнит, рычаг в виде коромысла и часовой механизм для протягивания бумажной ленты, на которой рычагом оставляются условные знаки. Электромагнит при пропускании через него тока притягивает к себе железный стерженёк, находящийся на конце рычага; другое плечо рычага при этом поднимается и придавливает стальное острие на его конце к бумажной ленте, которая непрерывно передвигается над ним посредством часового механизма.
Ключи:
Азбука Морзе
Все телеграфы используют так называемый телеграфный код — принятую условную систему обозначений, в которой каждой букве (или знаку) соответствует своя комбинация элементарных посылок электрического тока. Элементарная посылка (элемент кода) — наикратчайшая, из них составляются все остальные. Количество элементарных посылок для обозначения каждого знака в коде может быть различным (неравномерные коды, например, код Морзе) или одинаковым (равномерные коды, например, код Бодо). Число значений, которое может приобретать элементарная посылка в процессе передачи, называется основанием кода — по этому признаку коды делятся на бинарные (двоичные), троичные и какие-то ещё.
«Код Морзе» (он же «Морзянка») — ни что иное, как неравномерный телеграфный код, в котором знаки обозначаются комбинациями из посылок тока различной продолжительности. За единицу длительности принимается длительность точки, а длительность «тире» равняется длительности трёх точек. Пауза между знаками в букве — одна точка, а между буквами в слове — 3 точки. Пауза между словами составляет 7 точек. Все знаки в коде Морзе образуют так называемую азбуку Морзе:
Как это всё запомнить? Ну, как известно, Москва не сразу строилась… по буковке в день — и всё получится 🙂 К слову, на бескрайних просторах интернета полно радиолюбительских сайтов и форумов, на которых есть не только информация и дельные советы по запоминанию, но и всевозможные приложения (в том числе под Android/iOS) для тренировки.
Примечательно, что исходная таблица «кода Морзе» ощутимо отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. Во-первых, в ней использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы внутри своих кодов имели паузы. Кодировки современной и исходной таблиц совпадают только для половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода некоторых символов в оригинальной «морзянке» вообще использовались иные принципы. Так, помимо «точек» и «тире», были сочетания «двойное тире» (буква L) и даже «тройное тире» (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу. Латинская буква С, например, передавалась раньше как «две точки-пауза-точка», то есть как переданные последовательно буквы И и Е — подобные нюансы заметно осложняли приём радиограмм. В том числе по этой причине вскоре появились различные варианты телеграфной азбуки, не содержавшие кодов с паузами между посылками (Филлипса, Бална, «морской», «континентальный» и т.д.).
О телеграфах поговорим в следующей статьей
Современный вариант международного «кода Морзе» (International Morse) появился относительно недавно — в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (так называемого «континентального» варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. В современной телеграфии код Морзе применяется в основном радиолюбителями, так как был практически вытеснен равномерным телеграфным кодом буквопечатающими телеграфными аппаратами (о которых поговорим в следующей статье).
Сегодня пользователи, как сыр в масле: им не нужно ни телеграфов, ни магнитов, ни знания тайных языков и кодов. Вводишь текст, жмёшь кнопку «Отправить» и за мгновение он долетает до любой точки мира. Круто? Несомненно.
Остальные посты читайте на странице спец-проекта.
!important: Статья не претендует на полноту и достоверность всех данных.
·–– ··· · ––· ––– –···– –·· ––– –··· ·–· ––– ––· ––– ·–·–·– –···– ––– ··· – ·– ·–– ·– ·––– – · ··· –··– –···– –· ·– –···– ··· ·–– ·–·– ––·· ·· ······
Морзянка – язык погоды, которому учат только в Новосибирске
https://ria.ru/20130322/928445261.html
Морзянка – язык погоды, которому учат только в Новосибирске
Морзянка – язык погоды, которому учат только в Новосибирске — РИА Новости, 01. 03.2020
Морзянка – язык погоды, которому учат только в Новосибирске
Новосибирское училище №7 – единственное в России учебное заведение, где учат метеорологов для работы в труднодоступных местностях. Для этого здесь им преподают азбуку Морзе и радиодело. Благодаря навыкам гидрометнаблюдателей синоптики всегда получают с труднодоступных станций результаты наблюдений, даже если не работают все современные виды связи.
2013-03-22T07:52
2013-03-22T07:52
2020-03-01T09:50
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/928445261.jpg?9283876901583045443
новосибирск
европа
новосибирская область
сибирский фо
весь мир
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, образование — общество, экология, новосибирск, россия
Общество, Образование — Общество, Экология, Новосибирск, Европа, Новосибирская область, Сибирский ФО, Весь мир, Россия
НОВОСИБИРСК, 22 мар — РИА Новости, Григорий Кроних. Накануне Дня работника гидрометеослужбы корреспондент РИА Новости посетил новосибирское училище №7- единственное место, где готовят метеорологов для работы в труднодоступных местностях. Узнал, что самая надежная технология все еще — радиостанции и «морзянка», расспросил о том, что заставляет людей посвящать этому делу жизнь, и даже попробовал освоить некоторые навыки, связанные с профессией.
«А ну-ка, повторите. Это номер нашего училища на морзянке. Сможете?» — замдиректора училища Софья Дуденко подхватила корреспондентскую авторучку и отстучала дробь.
Собрался с духом и повторил.
«Вы нам подходите, — сделала вывод Дуденко. — Сколько вам лет?..»
Новосибирское училище №7 – единственное в России учебное заведение, где учат азбуку Морзе и радиоделу. Благодаря этому синоптики всегда получают с труднодоступных станций результаты метеонаблюдений, даже если не работают все современные виды связи. Тогда гидрометнаблюдатели разворачивают радиостанцию и передают данные с помощью морзянки. Выпускники обязаны уметь принимать и передавать не менее 60 знаков в минуту. Но сначала они должны эти данные собрать на метеоплощадке, обработать и закодировать.
Морзянка-свадьба-Якутия
Другая особенность училища – здесь выпускники часто создают пары и отправляются на работу уже семьей. На далекой «точке», куда лишь раз в год залетает вертолет, легче прожить с родным человеком.
«В училище по весне играют много свадеб. Мы их, получается, благословляем и профессионально, и по-человечески. В прошлом году было пар 6-7, а однажды целых 17 штук. Причем мало кто ошибается, разводов среди выпускников почти не бывает», — рассказывает Дуденко.
© РИА Новости / Павел КомаровДиректор училища в Новосибирске, где готовят меорологов для работы в трудоступных местносятях
Дмитрий и Екатерина Кулинич поженились еще до училища, теперь заканчивают годичный курс обучения. «На дальней станции лучше жить с мужем, — уверена Екатерина. — Он может охотиться, рыбачить, а это там необходимо». Супруги познакомились и поженились в Новосибирске, но родом из других мест, и надеются с помощью новой профессии заработать деньги на квартиру. Впрочем, если понравится, то, возможно, они останутся на северах и надолго, не исключает Дмитрий. В качестве будущего места работы чета выбрала Якутию. «Чем труднодоступнее станция, тем лучше платят, — поясняет Екатерина. – Училище мне рекомендовала моя подруга, и нам здесь все нравится. Только морзянку осваивать трудно, но мы стараемся, – приходим пораньше до занятий и тренируемся».
Будешь двоечником — поедешь в Казахстан
В Новосибирске училище №7 готовит специалистов с 1954 года, когда его перевели сюда из Риги. И тогда оно было единственным в своем роде – снабжало гидрометнаблюдателями для труднодоступных станций весь Советский Союз. Тогда бытовала присказка: «Будешь двоечником – поедешь в Казахстан». Сейчас выпускники работают только в России, а выпуск сократился с двухсот до сотни или чуть более человек. Ближайшие труднодоступные станции находятся в Горном Алтае. Всего почти за 60 лет выпущено более 10 тысяч специалистов. Выпускники имеют право выбора места работы, но первыми его получают те, кто лучше учился и сдал экзамены.
«Но даже если кто-то какие-то дисциплины не слишком освоил, я стараюсь обеспечить каждого выпускника распределением туда, куда он хочет. Там, куда он стремился, человек и работать будет с большим удовольствием», — считает Софья Дуденко.
Обязательно принимается во внимание, если у выпускника есть родственники, работающие на метеостанциях, – в профессии особенно ценятся династии. В училище много поступают жители Новосибирской области, Алтайского края и других близких регионов.
«Сейчас учатся порядка 30 человек из Тувы. Лучшую рекламу училищу создают его выпускники. Когда с демографией было получше, то у нас с набором проблем не было. Теперь посложнее стало, но в последний год мы все-таки набрали 96% от плана. При этом у нас есть отсев – по здоровью, например, не все годятся для жизни в суровых условиях», — поясняет Дуденко.
Зарплаты у гидрометнаблюдателей небольшие – от 7 до 20 тысяч, но зато на станции их тратить не на что. Нет расходов на ЖКУ и транспорт, специалистам выдают спецодежду и обеспечивают пайком. Так что весь заработок можно откладывать.
А вот Алексея Карпова привлекла экзотика именно в учебном процессе. «Здесь учат тому, о чем я совершенно ничего не знал, и мне это нравится. А еще здесь мне встретились очень хорошие люди. Я начинал учебный год в местном техническом университете, и там коллектив мне не понравился. А сюда пришел в декабре – чтобы не терять год – а встретили меня душевно. Я пока раздумываю – ехать мне на метеостанцию работать или нет, может быть и поеду».
Галина Никитина, начальник отдела кадров ФГБУ Якутского управления гидрометслужбы, довольна выпускниками новосибирского училища, их подготовкой. «Ежегодно в управление прибывает по 20-25 человек, 90 процентов отрабатывают положенные по договору три года, а треть остается на более долгий срок. На станции в Усть-Чаркы, например, много лет работает семья Гончаруков из Новосибирска. Старшему – Богдану – 63 года, его жене Ирине – 60, с ними же трудится сын Олег и его жена Ирина», — рассказала она.
В арсенале гидрометнаблюдателей появились компьютеры и автоматические комплексы, но они по-прежнему осваивают морзянку – за это их ценят не только «на гражданке», такие специалисты востребованы и в армии, и в спецслужбах. Говорят, что азбука Морзе, придуманная 175 лет назад, переживает ренессанс.
Как услышать шепот звезд
Кто-то отправляется на далекую станцию «за туманом и за запахом тайги» — куда же без романтики в северных широтах.
«Я, попав в Якутию, смотрела на все распахнутыми глазами, — вспоминает Софья Дуденко. – Представьте: зима, я первый раз иду ночью на метеоплощадку. Вокруг простор, луна яркая, бояться некого – волки могут приблизиться только при плохой видимости. И вдруг слышу – шорох вокруг при каждом шаге. И тут понимаю – мороз-то 54 градуса, дыхание замерзает в кристаллы льда, и они шуршат, постепенно оседая. Тогда я стала дуть – чтобы лучше расслышать свое дыхание. Потом узнала, что якуты называют это явление «шепотом звезд». От местных жителей мы многому, кстати, научились. Я на станции работала с еще одной девчонкой, а начальником был якут, он любил на охоту ходить. Вот он ушел, а мы долбим лед на реке – чтобы воду достать, а не можем – прям до слез! Там ведь лед может быть и метровым, как нам с нашими силенками до воды добраться? Увидел это местный парень, посоветовал: «Не то, девчонки, делаете. Не нужно в одном месте долбить, там, где лунка раньше была, льда больше намерзает». Попробовали мы в другом месте, и правда, – легче. С местным населением всегда дружить надо».
Этот совет – один из многих, которыми снабжают выпускников преподаватели училища. Гидрометнаблюдателям предстоит работать там, где можно надеяться только на себя, значит, и уметь надо все самому: и охотиться, и добычу разделать, и дрова колоть. С учащимися своими знаниями делятся специалисты: медсестра и повар.
«Мы хотели поварскую практику в нашей кухне организовать, да пока не получается, зато обязательно ребят рецептами снабжаем», — говорит Дуденко.
Старший мастер Николай Машутов ведет в училище кружок охотников и рыбаков. Он учит обращаться с оружием, правилам охоты и рыболовства. Пошагово с учениками разбирает: как зверя найти, как к нему подобраться, как выстрелить. «Кому-то надо рассказать, как добычу заготовить, засолить, — рассказывает Машутов. – Если человек не сталкивался с этим, то и не знает, а в тайгу надо ехать подготовленным».
Прежде всего, человек на удаленной точке должен обеспечить свою безопасность, считает Машутов. Свою профессию он знает досконально, недаром Николая Антоновича после работы в Северном управлении в 1984 году послали в Афганистан – учить радиотехнике местных жителей, как гражданских, так и военных. «Наша работа, прежде всего, требует от человека дисциплину труда. Там, где люди берут на себя ответственность – и в малом, и в большом – дело ведется надежно», — считает он.
Основным критерием подготовки, говорит Машутов, является учебная практика: «Когда выпускник поработает в смене на метеостанции, тогда он может ответственно сказать – справится с реальной работой или нет. Я, помню, через 2-3 суток после приезда на станцию уже пошел в смену работать – никаких проблем с этим не было. Вот только в то время у нас патриотизма было побольше, чем сейчас, — сетует он. – Нам и в голову не приходило, что отучившись, можно не поехать по распределению, остаться в стороне…»
Из словаря профессий:
Гидрометнаблюдатель
Содержание труда: С помощью устройств, приборов и визуально ведет наблюдения за атмосферными явлениями, берет пробы осадков, воды в водоемах и производит их анализ.
Должен знать: Основные сведения по метеорологии, методику обработки полученных данных, основы физики, химии, географии.
Профессионально важные качества:
• наблюдательность;
• оперативная и долговременная память;
• аналитический ум.
Медицинские противопоказания:
• частые простудные заболевания.
Азбука Морзе
Азбука МорзеАзбука Морзе
Международные символы кода Морзе:
| | |