Site Loader

Электронный ЛАТР своими руками

Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
В настоящее время производится много регуляторов напряжения и большинство из них изготовлены на тиристорах и симисторах, которые создают значительный уровень радиопомех. Предлагаемый регулятор помех не даёт совсем и может использоваться для питания различных устройств переменного тока, без каких – либо ограничений, в отличие от симисторных и тиристорных регуляторов.
В Советском Союзе выпускалось очень много автотрансформаторов, которые, в основном, применялись для повышения напряжения в домашней электрической сети, когда по вечерам напряжение очень сильно падало, и ЛАТР (лабораторный автотрансформатор) был единственным спасением для людей, желающих посмотреть телевизор. Но главное в них то, что на выходе из этого автотрансформатора получается такая же правильная синусоида, как и на входе, не зависимо от напряжения. Этим свойством активно пользовались радиолюбители.
Выглядит ЛАТР так:
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

Напряжение в этом приборе регулируется при помощи качения графитового ролика по оголённым виткам обмотки:
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Помехи в таком ЛАТРе, всё же были из — за искрения, в момент качения ролика по обмоткам.
В журнале «РАДИО», №11, 1999г на странице 40 была напечатана статья «Беспомеховый регулятор напряжения».
Схема этого регулятора из журнала:
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
В предлагаемом журналом регуляторе не искажается форма выходного сигнала, но низкий коэффициент полезного действия и невозможность получения повышенного напряжения (выше напряжения сети), а также устаревшие комплектующие, которые найти сегодня проблематично, сводят на нет все преимущества данного прибора.

Схема электронного ЛАТРа


Я решил по возможности избавиться от некоторых недостатков регуляторов, перечисленных выше и сохранить их главные достоинства.
От ЛАТРа возьмём принцип автотрансформации и применим его на обычном трансформаторе, тем самым повысим напряжение выше напряжения сети. Мне понравился трансформатор от блока бесперебойного питания. В основном тем, что его не нужно перематывать. Всё нужное в нём есть. Марка трансформатора: RT-625BN.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Вот его схема:
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

Как видно из схемы, в нём присутствует, помимо основной обмотки на 220 вольт, ещё две, выполненные обмоточным проводом того же диаметра, и две вторичные мощные. Вторичные обмотки отлично подходят для питания цепи управления и работы кулера охлаждения силового транзистора. Две дополнительные обмотки соединяем последовательно с первичной обмоткой. На фотографиях видно, как это сделано по цветам.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
На красный и чёрный провода подаём питание.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

Добавляется напряжение с первой обмотки.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Плюс две обмотки. Итого получается 280 вольт.
Если нужно большее напряжение, то можно домотать ещё провода до заполнения окна трансформатора, предварительно сняв вторичные обмотки. Только мотать нужно обязательно в том же направлении, что и предыдущая обмотка, и соединять конец предыдущей обмотки с началом следующей. Витки обмотки должны, как бы продолжать предыдущую обмотку. Если намотаете навстречу, то при включении нагрузки будет большая неприятность!
Повышать напряжение можно, лишь бы регулирующий транзистор выдержал это напряжение. Транзисторы из импортных телевизоров встречаются до 1500 вольт, так что простор есть.
Трансформатор можно взять и любой другой, подходящий вам по мощности, удалить вторичные обмотки и домотать провод до нужного вам напряжения. В этом случае, напряжение управления можно получить от дополнительного вспомогательного маломощного трансформатора на 8 – 12 вольт.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Если кому – то захочется повысить КПД регулятора, то можно и здесь найти выход. Транзистор бесполезно расходует электроэнергию на нагрев тогда, когда ему приходится сильно убавлять напряжение. Чем сильнее нужно убавить напряжение, тем сильнее нагрев. В открытом состоянии, нагрев незначителен.
Если изменить схему автотрансформатора и сделать на нём много выводов нужных вам уровней напряжения, то можно при помощи переключения обмоток подать на транзистор напряжение близкое к нужному вам в данный момент. Ограничения в количестве выводов трансформатора не имеется, нужен только соответствующий количеству выводов переключатель.
Транзистор в этом случае будет нужен только для незначительной точной корректировки напряжения и КПД регулятора повысится, а нагрев транзистора уменьшится.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

Изготовление ЛАТРа


Можно приступать к сборке регулятора.
Схему из журнала я немного доработал, и получилось вот что:
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

С такой схемой можно значительно повышать верхний порог напряжения. С добавлением автоматического кулера, снизился риск перегрева регулирующего транзистора.
Корпус можно взять от старого компьютерного блока питания.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Сразу нужно прикинуть порядок размещения блоков устройства внутри корпуса и предусмотреть возможность их надёжного закрепления.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Если нет предохранителя, то обязательно нужно предусмотреть другую защиту от короткого замыкания.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

Высоковольтный клеммник надёжно крепим к трансформатору.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
На выход я поставил розетку для подключения нагрузки и контроля напряжения. Вольтметр можно поставить любой другой, на соответствующее напряжение, но не меньше 300 Вольт.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

Понадобится


Нам понадобятся детали:
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

  • Радиатор охлаждения с кулером (любой).
  • Макетная плата.
  • Контактные колодки.
  • Детали можно подбирать исходя из наличия и соответствия номинальным параметрам, я ставил то, что первым под руку попало, но выбирал более или менее подходящее.
  • Диодные мосты VD1 – на 4 — 6А – 600 В. Из телевизора, кажется. Или собрать из четырёх отдельных диодов.
  • VD2 — на 2 — 3 А – 700 В.
  • T1 – C4460. Транзистор я поставил от импортного телевизора на 500V и мощностью рассеяния 55W. Можете попробовать любой другой подобный высоковольтный, мощный.
  • VD3 – диод 1N4007 на 1A 1000 В.
  • C1 – 470mf х 25 В, лучше ёмкость ещё увеличить.
  • C2 – 100n.
  • R1 – 1 кОм потенциометр любой проволочный, от 500 Ом и выше.
  • R2 – 910 — 2 Вт. Подбор по току базы транзистора.
  • R3 и R4 — по 1 кОм.
  • R5 – подстрочный резистор на 5 кОм.
  • NTC1 — терморезистор на 10 кОм.
  • VT1 – любой полевой транзистор. Я поставил RFP50N06.
  • M – кулер на 12 В.
  • HL1 и HL2 – любые сигнальные светодиоды, их можно вовсе не ставить вместе с гасящими резисторами.

Первым делом нужно приготовить плату для размещения деталей схемы и закрепить её на месте в корпусе.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

Размещаем на плате детали и припаиваем их.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения

Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Когда схема собрана, настаёт время её предварительного испытания. Но нужно это делать очень осторожно. Все детали находятся под напряжением сети.
Для испытания устройства я спаял две лампочки на 220 вольт последовательно, чтобы они не сгорели, когда на них пойдёт напряжение 280 вольт. Одинаковой мощности лампочек не нашлось и поэтому накал спиралей сильно различается. Нужно иметь ввиду, что без нагрузки регулятор работает очень некорректно. Нагрузка в данном устройстве является частью схемы. При первом включении лучше поберегите глаза (вдруг что – то напутали).
Включаем напряжение и потенциометром проверяем плавность регулировки напряжения, но не долго, во избежание перегрева транзистора.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
После испытаний начинаем собирать схему автоматической работы кулера, в зависимости от температуры.
У меня не нашлось терморезистора на 10 кОм, пришлось взять два по 22 кОм и соединить их параллельно. Получилось около десяти кОм.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Крепим терморезистор рядом с транзистором с применением теплопроводной пасты, как и для транзистора.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Устанавливаем остальные детали и припаиваем. Не забудьте удалить медные контактные площадки макетной платы между проводниками, как на фото, иначе при включении высокого напряжения может произойти замыкание в этих местах.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Осталось отрегулировать подстроечным резистором начало работы кулера, когда температура радиатора возрастёт.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Помещаем всё в корпус на штатные места и закрепляем. Окончательно проверяем и закрываем крышку.
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Беспомеховый автотрансформатор с электронной регулировкой напряжения
Смотрите, пожалуйста, видео работы беспомехового регулятора напряжения.
Удачи вам.

Смотрите видео


ЛАТР (Лабораторный автотрансформатор) | Виды, описание работы

Что такое ЛАТР

Помните, мы как-то с вами рассматривали блок питания и даже делали его сами. Блок питания выдавал нам постоянное напряжение от нуля и до какого-то значения, которое, конечно же, зависит от крутизны блока питания. Согласитесь, очень удобная штука. Но есть  один минус  –  он нам выдает только постоянное напряжение.

Но, раз есть блок питания на постоянное напряжение, то должен быть блок питания и на переменное напряжение. И называется такой блок питания лабораторный автотрансформатор или сокращенно ЛАТР. Что это за вещь и с чем ее едят?

ЛАТР – это тот же трансформатор. Он преобразовывает переменное напряжение одной величины в переменное напряжение другой величины. Но вся фишка в том, что мы можем  менять при необходимости напряжение на выходе ЛАТРа.

Виды ЛАТРов

ЛАТРы бывают:

однофазные

однофазный латр

и трехфазные

трехфазный латр

Трехфазный ЛАТР – это три однофазных ЛАТРа, запиханные в один корпус.

Описание ЛАТРа РЕСАНТА

Давайте рассмотрим однофазный ЛАТР латвийского производства РЕСАНТА (читается по-русски) марки TDGC2-0.5 kVA.

Сверху наш ЛАТР выглядит вот так:

Мы видим крутилку, с помощью которой можем выставлять нужное нам напряжение.

На лицевой стороне видим какое-то подобие вольтметра переменного напряжения. На клеммы слева заводим напряжение из розетки 220 Вольт, ну а с клемм справа выводим нужное нам напряжение, покрутив крутилку в нужном направлении ;-).

Работа ЛАТРа на практике

Давайте проведем опыты с лампочкой накаливания в 95 Ватт 220 Вольт. Для этого цепляем ее к клеммам справа.

Интересно, при каком напряжении начнет светится спираль лампочки? Давайте узнаем! Крутим крутилку, пока не заметим слабое свечение лампочки.

Смотрим на шкалу крутилки. 35 Вольт!

А вы знаете, что в США  в розетке 110 Вольт? Интересно, как бы светилась наша лампочка в США? Выставляем 110 Вольт.

Светится, как говорится, в пол накала.

А вот теперь посмотрите, как она светится при 220 Вольтах

Дальше повышать напряжение нет смысла. Лампочку жалко.

Если хотите выставить напряжение с большой точностью, то конечно же, здесь не обойтись без мультиметра. Для этого ставим крутилку мультиметра  на положение измерения переменного напряжения

Цепляемся и меряем переменное напряжение. Заодно подгоняем с помощью крутилки ЛАТРа  нужное напряжение

Техника безопасности при работе с ЛАТРом

Хочется также добавить пару слов о технике безопасности. Есть ЛАТРы без гальванической развязки. Это означает, что фазный провод из сети идет прямо на выход ЛАТРа. Схема ЛАТРа без гальванической развязки выглядит вот так:

В этом случае на выходной клемме ЛАТРа может появиться напряжение сети 220 Вольт с вероятностью 50/50. Все зависит от того, как вы воткнете сетевую вилку ЛАТРа в розетку 220 Вольт.

Если присмотреться к схемотехническому изображению на самой лицевой панели ЛАТРа, то можно увидеть, что клемма “Х” и “х”  (те, которые два нижних) связаны между собой простым проводом:

То есть если на клемме “Х” фаза, то и на клемме “х” тоже будет фаза! Вы ведь не будете каждый раз замерять фазу в розетке, чтобы воткнуть правильно вилку? Поэтому БУДЬТЕ крайне ОСТОРОЖНЫ! Старайтесь не задевать голыми руками выходные клеммы ЛАТРа!

В принципе я задевал и ничего со мной такого не произошло. Дело оказалось в том, что у меня деревянный пол, который почти является диэлектриком. Замерял напряжение между мной и фазой – вышло около 40 Вольт. Поэтому я и не чувствовал эти 40 Вольт. Если бы я взялся одной рукой за батарею или встал бы голыми ногами на землю, а другой рукой взялся бы за выход “х” ЛАТРа, то меня тряхануло бы очень сильно, так как через меня прошли бы полноценные 220 Вольт.

Разделительный трансформатор и ЛАТР

Есть также более безопасные виды ЛАТРов. В своем составе они имеют развязывающий трансформатор. Схема такого ЛАТРа выглядит примерно вот так:

Как мы видим, фазный провод изолирован от выходных клемм такого ЛАТРа, благодаря трансформатору, принцип работы которого вы можете прочитать в этой статье. В этом случае нас может тряхануть, если мы на выходе  ЛАТРа с помощью крутилки выставим высокое напряжение и возьмемся сразу за два выходных провода ЛАТРа.

Заключение

ЛАТР – прибор очень полезный.  Я бы посоветовал начинающему электронщику ЛАТР на 500 ВА. Такие ЛАТРы очень компактные и удобные. Работает ЛАТР по принципу трансформатора. Чем меньше витков во вторичной обмотке, тем меньше напряжение  на выходе. Когда мы крутим крутилку, мы добавляем витки, а следовательно и напряжение. Принцип работы трансформатора подробно рассмотрен в этой статейке. Думаю, говорить про применение ЛАТРа нет смысла, так как он используется везде, где надо понизить переменное напряжения или даже чуточку его повысить.

Где купить ЛАТР

ЛАТР выгоднее всего купить либо в ближайшем радиомагазине, либо все-таки заказать в российском интернет-магазине, так как тяжелые товары из Китая обойдутся дороже. Можете присмотреть по этой ссылке.

где купить латр

Автотрансформатор ЛАТР-2М | 9 шт в наличии на складе

Автотрансформатор ЛАТР-2М есть в наличии на складе предприятия ООО «Приборы и радиокомпоненты» в количестве 9 шт.

Гарантия на автотрансформатор ЛАТР-2М составляет 2 года. Срок гарантии исчисляется с момента отгрузки прибора. Предприятие-изготовитель предоставляет гарантию соответствия автотрансформаторов всем требованиям технических условий при соблюдении потребителем правил и условий эксплуатации, хранения и транспортирования, установленных документацией по эксплуатации.

Гарантия качества

После получения заказа мы перепроверяем все автотрансформаторы ЛАТР-2М, ровно, как и все другие измерительные приборы и изделия, в нашем отделе технического контроля (ОТК).

Эта проверка дает нам 100% гарантию того, что мы отправили заказчику на 100% рабочие устройство. Это обязательная процедура, которая хоть и несколько увеличивает время отгрузки товара заказчику, но в конечном итоге значительно экономит время, деньги и нервы сотрудников заказчика.

Мы проводим эту процедуру потому, что бывали случаи получения новых устройств с завода-изготовителя, которые не соответствовали техническим требованиям или банально имели косметические дефекты. Мы по максимуму стараемся обезопасить наших клиентов от таких случаев.

Высокое качество поставляемого оборудования на нашем предприятии обеспечивается двумя важными факторами:

  • работой квалифицированного персонала высшего уровня, качеством работы которых мы не перестаём гордиться;
  • наличием в нашей лаборатории высокоточных поверочных установок, калибраторов, стандартов и эталонов разных физических величин.

Надежная упаковка

После положительной проверки в отделе ОТК все устройства отдаются на упаковку. Поскольку высокоточная измерительная техника требует бережливого отношения к себе, то к подготовке к транспортировке отводятся повышенные требования. Наша упаковка включает в себя:

  • заводские коробки, в которых поставляются автотрансформаторы ЛАТР-2М;
  • транспортные коробки;
  • пенопласт как уплотнитель;
  • несколько слоев твердого гофрокартона;
  • пупырчатый полиэтилен;
  • гидроизоляционная пленка;
  • ручка для удобства транспортировки (эта деталь значительно уменьшает вероятность случайного падения товара во время транспортировки).

При габаритных поставках могут использоваться паллеты и обрешетка. По запросу заказчика также возможна поставка таких устройтаких как автотрансформатор ЛАТР-2М в деревянных ящиках.

Доставка

 Доставка по России.

Перепроверенный и надежно упакованный товар отдается в наш логистический отдел. В зависимости от региона страны поставка транспортными компаниями осуществляется на протяжении от 2-х до 10-и дней. Транспортные компании, с которыми мы работаем:


Также возможно сокращение срока поставки за счет использования специализированных курьерских служб.

Доставка в другие страны.

Срок доставки от 3 до 14 дней. На экспорт ЛАТР-2М отправляется только в картонной упаковке (то есть невозможна поставка в деревянном ящике), при необходимости на паллете. 

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на сайт pribor2000.ru, и только с письменного разрешения правообладателя ООО «Приборы и радиокомпоненты». Скопированные материалы с описания на прибор ЛАТР-2М должны обязательно сопровождаться ссылкой pribor2000.ru/latr-2m_avtotransformator.

Автотрансформатор ЛАТР-2М

Описание

Автотрансформатор ЛАТР-2М регулировочный лабораторный — предназначены для плавного регулирования напряжения от 0В до 250В без разрыва цепи в различных электротехнических устройствах.

Автотрансформатор ЛАТР-2М регулировочный лабораторный (ЛАТР2М, ЛАТР-2-М, ЛАТР 2 М, ЛАТР 2М)

 

    Автотрансформатор ЛАТР-2М регулировочный лабораторный — предназначены для плавного регулирования напряжения от 0В до 250В без разрыва цепи в различных электротехнических устройствах.

 

    Технические характеристики приборов автотрансформаторы ЛАТР-2М регулировочные лабораторные:

 

    Пределы регулирования вторичного напряжения — 0В-250В;

    Ток холостого хода прибора автотрансформатор ЛАТР-2М регулировочный лабораторный — 0,8А;

    Потеря холостого хода — 15Вт;

    Номинальное значение силы тока нагрузки прибора автотрансформатор ЛАТР-2М регулировочный лабораторный при кратковременном (не более 1 часа) режиме работы указано в таблице 1;

 

    Таблица 1 Номинальное значение силы тока нагрузки при кратковременном (не более 1 часа) режиме работы

Напряжение сети

220В

127В

Пределы регулирования

0В-220В

220В-250В

0В-140В

140В-250В

Допустимый ток нагрузки

1,2А

    Примечание. При длительных (более 1 часа) нагрузках допустимые токи, указанные в таблице 1 снижаются на 20%.

 

    Габариты — 130х130х156мм;

    Масса прибора автотрансформатор регулировочный лабораторный ЛАТР-2М — не менее 3,55кг.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *