ЧОУ ВО «ИСГЗ» — Факультет управления, экономики и права
Об институте
Частное образовательное учреждение «Институт социальных и гуманитарных знаний» — первый негосударственный вуз г. Казани, созданный в 1991 году.
В ИСГЗ можно получить образование по таким программам как среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и аспирантура.
Обучение в институте по всем направлениям и специальностям ведется в очной, заочной и очно-заочной формах. Кроме того, осуществляется подготовка специалистов с ускоренным сроком обучения для лиц с высшим и средним профессиональным образованием, соответствующим профилю избранной специальности.
ИСГЗ — интернациональный вуз, в нем обучаются представители многих национальностей России и ближнего зарубежья. Наш институт — зеркало интернациональной политики Республики Татарстан. Сегодня Институт социальных и гуманитарных знаний — динамично развивающийся вуз, и главное, — здесь готовят настоящих специалистов, востребованных структурами разных уровней города Казани и Республики Татарстан.
Подробнее
Телефон: +7(843) 292-09-19 |
Декан факультета: Валиева Арина Рафаилевна, кандидат юридических наук |
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
|
Адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Профсоюзная, д. 13/16 |
Положение о факультете |
Главной целью
Факультет управления экономики и права создан в сентябре 2017 года и является структурным подразделением института.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТЕТА:
- Управление деятельностью входящих в состав факультета кафедр и предметно-цикловых комиссий (ПЦК) по реализации основных образовательных программ высшего образования и программ подготовки специалистов среднего звена;
- Организация, координация и контроль учебной, методической, научной и воспитательной работы входящих в состав факультета кафедр и ПЦК;
- Обеспечение качества образования, соответствующего современным потребностям гражданина и российского общества;
- Воспитание высоконравственных, физически и духовно развитых членов общества с активной гражданской позицией.
В настоящее время в структуре факультета работают следующие кафедры и ПЦК:
Юридическое отделение
- Кафедра конституционного и административного права;
- Кафедра теории и истории государства и права;
- Кафедра гражданского права и процесса;
- Кафедра уголовного права и процесса;
- Кафедра предпринимательского права;
- Кафедра международного и европейского права
Отделение управления и экономики
- Кафедра философии и гуманитарных дисциплин;
- Кафедра менеджмента;
- Кафедра бухгалтерского учета и финансов;
- Кафедра экономики и предпринимательства;
- Кафедра государственного и муниципального управления;
- Кафедра прикладной информатики и математики;
- Кафедра перевода и теоретической лингвистики
Отделение среднего профессионального образования
- ПЦК общеобразовательных и гуманитарных дисциплин;
- ПЦК учётно-экономических дисциплин и дисциплин банковского дела;
- ПЦК юридических дисциплин;
- ПЦК гостиничного сектора
- Назад
- Вперед
Атомная физика — Физическая энциклопедия
АТОМНАЯ ФИЗИКА — раздел физики, посвящённый изучению строения и свойств атомов и элементарным процессам, в к-рых участвуют атомы.
Теоретич. основа А. ф.- квантовая теория (см. Квантовая механика, Квантовая алектродинамика), позволяющая объяснить огромную совокупность микроскопич. явлений на атомно-молекулярном уровне. Существенно, что строение и свойства атома как системы, состоящей из ядра и электронов, и характеристики излучательных и безызлучательных элементарных процессов, протекающих на этом уровне, определяются эл—магн. взаимодействием (в отличие от ядерной физики и физики элементарных частиц, в к-рых фундам.
Предыстория и основные этапы развития атомной физики. Возникновению А. ф. предшествовало развитие атомистич. представлений о строении материи. Первонач. идеи о существовании атомов как мельчайших неделимых и неизменных частиц материи были высказаны в Древней Греции в 5-3 вв. до н. э. (Демокрит, Эпикур). В период становления точного естествознания в 17-18 вв. атомистич. представления в разл. формах развивали И. Кеплер (J. Kepler), П. Гассенди (P. Gassendi), P. Декарт (R. Descartes), P. Бойль (R. Boyle), И. Ньютон (I. Newton), M. В. Ломоносов, P. Бошкович (R. Boskovic) и др. Однако эти представления носили гипотетич. характер и лишь с кон. 18 — нач.
На основе установленных количественных
хим. законов и законов идеальных газов с начала 19 в. стала развиваться химическая
атомистика [Дж. Дальтон (J. Dalton), А. Авогадро (A. Avogadro di Quaregna),
Я. Берцелиус (J. Berzelius)], в сер. 19 в. чётко разграничены и определены понятия
атома и молекулы [С. Канниццаро (S.
Cannizzaro)], в 1869 Д. И. Менделеев открыл периодич. закон хим. элементов (см.
Возникновение совр. А. ф. связано с открытиями электрона (1897) и радиоактивности (1896). Они создали основу для построения моделей атома как системы взаимодействующих электрически заряженных частиц. Важнейшим этапом развития А. ф. стало открытие Э. Резерфордом (E. Rutherford) в 1911 атомного ядра и рассмотрение атома на основе квантовых представлений H. Бором (N.H.D. Bohr) в 1913. Резерфорд предложил модель атома, состоящего из центрального положительно заряж. ядра большой массы и размеров, малых по сравнению с размерами атома в целом, и из отрицательно заряженных электронов, имеющих по сравнению с ядром малую массу.
Строение последних определяет химические и большинство физ. свойств атома и периодичность этих свойств в зависимости от осн. характеристики атома в целом — величины положит. заряда его ядра. Однако на основе законов классич. физики не могли быть объяснены устойчивость атома (ускоренно движущиеся вокруг ядра электроны должны непрерывно излучать и очень быстро упасть на ядро) и линейчатые атомные спектры, закономерности в к-рых подчиняются комбинац. принципу Ритца. Выход из этих трудностей нашёл Бор, применив к атому квантовые представления, впервые введённые M. Планком в 1900 и развивавшиеся с 1905 А. Эйнштейном и др. учёными. Основу квантовой теории атома Бора составляют два постулата: 1-й постулат Бора о существовании стационарных состояний атома, находясь в к-рых он не излучает (стационарные состояния обладают опре-дел.
Постулаты Бора были всесторонне подтверждены экспериментально, оказались применимыми для др. микросистем (молекул, атомных ядер) и получили тео-ретич. обоснование в квантовой механике и квантовой электродинамике. Для определения возможных дискретных значений энергии простейшего атома — атома водорода — в стационарных состояниях Бор применил классич. механику и предположение о совпадении результатов квантовой и классич. теорий при малых частотах излучения, что представляло первонач. форму соответствия принципа ,к-рый Бор развивал в дальнейшем, придавая ему большое значение; принцип соответствия сыграл большую роль в становлении квантовой механики.
Рассмотрение, согласно модельной теории
атома Бора, движения электронов в стационарных состояниях по законам классич.
механики при дополнит. условиях квантования
(в частности, при условии равенства момента импульса электрона на круговой орбите
целому кратному постоянной ;
это условие часто неправильно включают в число постулатов Бора) позволило самому
Бору, А. Зоммерфельду (A. Sommerfeld) и др. учёным объяснить закономерности
в оптич. и рентгеновских спектрах и дать физ. истолкование периодич. закона
элементов. Однако модельная теория Бора встретилась с рядом трудностей при объяснении
свойств сложных атомов и простейших молекул (уже для атома гелия и молекулы
водорода), что было связано с использованием классич. механики и имело принципиальный
характер. Эти трудности были разрешены на следующем этапе развития А. ф. созданием
начиная с 1925 последоват. квантовой теории.
Лит.. Зубов В. П., Развитие атомистических
представлений до нач. XIX в., M., 1965; Кедров Б. M., Три аспекта атомистики,
ч. 2 — Учение Дальтона. Историч. аспект, M., 1969; Xунд Ф., История квантовой
теории, пер. с нем., К., 1980; Джеммер M., Эволюция понятий квантовой механики,
пер. с англ., M., 1985; Eльяшевич M. А., Развитие Нильсом Бором квантовой теории
атома и принципа соответствия, «УФН», 1985, т. 147, с. 253. M.
А. Елъяшевич.
Предметный указатель >>
Квантовая механика | Определение, разработка и уравнения
туннелирование
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Вернер Гейзенберг Джон фон Нейман П.А.М. Дирак Ричард Фейнман Паскуаль Джордан
- Похожие темы:
- квантовая теория поля квант S-матрица уровень энергии волновая механика
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
квантовая механика , наука о поведении материи и света в атомном и субатомном масштабе. Он пытается описать и объяснить свойства молекул и атомов и их составляющих — электронов, протонов, нейтронов и других более эзотерических частиц, таких как кварки и глюоны. Эти свойства включают взаимодействие частиц друг с другом и с электромагнитным излучением (т. е. со светом, рентгеновскими лучами и гамма-лучами).
Поведение материи и излучения в атомном масштабе часто кажется странным, и, соответственно, трудно понять выводы квантовой теории и поверить в них. Его концепции часто противоречат представлениям здравого смысла, полученным из наблюдений за повседневным миром. Однако нет причин, по которым поведение атомного мира должно соответствовать поведению знакомого крупномасштабного мира. Важно понимать, что квантовая механика — это раздел физики и что задача физики состоит в том, чтобы описывать и объяснять то, каким мир — как в большом, так и в малом масштабе — является на самом деле, а не так, как его представляют себе или хотели бы. это быть.
Изучение квантовой механики полезно по нескольким причинам. Во-первых, он иллюстрирует основную методологию физики. Во-вторых, он чрезвычайно успешно давал правильные результаты практически во всех ситуациях, к которым его применяли. Однако есть интригующий парадокс. Несмотря на ошеломляющие практические успехи квантовой механики, в ее основе лежат нерешенные проблемы, в частности вопросы о природе измерения. Существенной особенностью квантовой механики является то, что вообще невозможно, даже в принципе, измерить систему, не воздействуя на нее; детальная природа этого нарушения и точная точка, в которой оно возникает, неясны и противоречивы. Таким образом, квантовая механика привлекла некоторых из самых способных ученых 20-го века, и они построили, возможно, лучшее интеллектуальное здание того периода.
Исторические основы квантовой теории
Основные соображения
На фундаментальном уровне и излучение, и материя обладают характеристиками частиц и волн. Постепенное признание учеными того, что излучение обладает корпускулярными свойствами, а материи — волновыми, послужило толчком к развитию квантовой механики. Под влиянием Ньютона большинство физиков 18 века считали, что свет состоит из частиц, которые они называли корпускулами. Примерно с 1800 г. начали накапливаться свидетельства волновой теории света. Примерно в это же время Томас Юнг показал, что если монохроматический свет проходит через пару щелей, два выходящих луча интерферируют, так что на экране появляется бахрома из чередующихся ярких и темных полос. Полосы легко объясняются волновой теорией света. Согласно теории, яркая полоса образуется, когда гребни (и впадины) волн от двух щелей вместе достигают экрана; темная полоса образуется, когда гребень одной волны достигает впадины другой волны одновременно, и эффекты двух световых лучей компенсируются. Начиная с 1815 года, серия экспериментов Огюстена-Жана Френеля из Франции и других показала, что, когда параллельный пучок света проходит через единственную щель, выходящий пучок больше не является параллельным, а начинает расходиться; это явление известно как дифракция. Учитывая длину волны света и геометрию устройства (т. Е. Разделение и ширину щелей, а также расстояние от щелей до экрана), можно использовать волновую теорию для расчета ожидаемой картины в каждом случае; теория точно согласуется с экспериментальными данными.
Викторина «Британника»
Физика и естественное право
Ранние разработки
К концу 19 века физики почти повсеместно приняли волновую теорию света. Однако, хотя идеи классической физики объясняют явления интерференции и дифракции, связанные с распространением света, они не учитывают поглощение и испускание света. Все тела излучают электромагнитную энергию в виде тепла; на самом деле тело излучает излучение на всех длинах волн. Энергия, излучаемая на разных длинах волн, максимальна на длине волны, зависящей от температуры тела; чем горячее тело, тем короче длина волны для максимального излучения. Попытки рассчитать распределение энергии излучения абсолютно черного тела с использованием классических представлений не увенчались успехом. (Черное тело — это гипотетическое идеальное тело или поверхность, которая поглощает и переизлучает всю падающую на нее лучистую энергию.) Одна формула, предложенная немецким Вильгельмом Вином, не согласовывалась с наблюдениями на длинных волнах, а другая, предложенная лордом Рэлеем (Джон William Strutt) из Англии, не согласен с теми, кто работает на коротких волнах.
В 1900 году немецкий физик-теоретик Макс Планк сделал смелое предложение. Он предположил, что энергия излучения излучается не непрерывно, а дискретными порциями, называемыми квантами. Энергия E кванта связана с частотой ν соотношением E = ч ν. Величина ч , известная сейчас как постоянная Планка, представляет собой универсальную константу с приблизительным значением 6,62607 × 10 −34 джоуль∙секунду. Планк показал, что расчетный энергетический спектр согласуется с наблюдениями во всем диапазоне длин волн.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Структура материи
Мир статического электричества и повседневный мир, с которым вы сталкиваетесь, во многом пересекаются. Одежда кувыркается в сушилке и слипается. Вы идете по ковру, чтобы выйти из комнаты, и получаете удар дверной ручкой. В конце дня вы стягиваете шерстяной свитер и видите искры электричества. В засушливую зиму вы выходите из машины и получаете удар в дверь автомобиля, когда пытаетесь закрыть дверь. Видны искры электричества, когда вы стягиваете шерстяное одеяло с простыней своей кровати. Вы гладите кошачью шерсть и наблюдаете, как шерсть встает дыбом. Молнии несутся по вечернему небу во время весенней грозы. И самое трагичное, у тебя неудачный день с прической. Все это явления статического электричества — события, которые можно объяснить только пониманием физики электростатики.
Мало того, что электростатические явления пронизывают события повседневной жизни, без сил, связанных со статическим электричеством, жизнь, какой мы ее знаем, была бы невозможна. Электростатические силы — как притягивающие, так и отталкивающие по своей природе — удерживают мир атомов и молекул в идеальном равновесии. Без этой электрической силы материальные вещи не существовали бы. Атомы как строительные блоки материи зависят от этих сил. А материальные объекты, в том числе и мы, земляне, состоят из атомов, а акты стояния и ходьбы, осязания и осязания, обоняния и вкуса и даже мышления являются результатом электрического явления. Электростатические силы лежат в основе нашего существования.
Один из основных вопросов, которые необходимо задать в этом разделе курса физики: как объект может быть заряжен и какое влияние этот заряд оказывает на другие объекты поблизости? Ответ на этот вопрос начинается с понимания строения материи. Понимание заряда как фундаментальной величины требует от нас понимания структуры атома. Итак, мы начинаем этот раздел с того, что многим студентам может показаться кратким обзором раздела из курса химии.
История строения атомаПоиски атома начались как философский вопрос. Именно естествоиспытатели Древней Греции начали поиски атома, задавая такие вопросы, как: из чего состоит веществ ? Какова структура материальных объектов? Существует ли базовая единица, из которой состоят все объекты? Еще в 400 году до нашей эры некоторые греческие философы предположили, что материя состоит из неделимых строительных блоков, известных как атомов 9.0026 . ( Atomos по-гречески означает неделимый.) Для этих ранних греков материя не могла непрерывно разрушаться и делиться бесконечно. Скорее, существовала базовая единица или строительный блок, неделимый и лежащий в основе его структуры. Этот неделимый строительный блок, из которого состоит вся материя, стал известен как атом.
Древние греки были просто философами. Они не проводили экспериментов для проверки своих теорий. На самом деле наука как экспериментальная дисциплина не стала заслуживающей доверия и популярной практикой лишь где-то в 1600-х годах. Таким образом, поиск атома оставался философским исследованием в течение нескольких тысячелетий. С 1600-х годов до настоящего века поиск атома стал экспериментальным занятием. Известны несколько ученых; среди них Роберт Бойл, Джон Далтон, Дж.Дж. Томсон, Эрнест Резерфорд и Нильс Бор.
Исследования Бойля (середина-конец 1600-х годов) газообразных веществ способствовали выдвижению идеи о том, что существуют различные типы атомов, известных как элементы. Дальтон (начало 1800-х годов) провел множество экспериментов, чтобы показать, что различные элементы могут соединяться в фиксированных соотношениях масс с образованием соединений. Впоследствии Дальтон предложил одну из первых теорий поведения атомов, которая была подтверждена фактическими экспериментальными данными.
Английский ученый Дж.Дж. Эксперименты Томсона с катодными лучами (конец XIX в.век) привели к открытию отрицательно заряженного электрона и первым представлениям о строении этих неделимых атомов. Томсон предложил модель сливового пудинга , предполагая, что структура атома напоминает любимый английский десерт — сливовый пудинг. Изюм, рассеянный среди сливового пудинга, аналогичен отрицательно заряженным электронам, погруженным в море положительного заряда.
Почти через десять лет после Томсона знаменитые эксперименты Эрнеста Резерфорда с золотой фольгой привели к ядерной модели строения атома. Модель Резерфорда предполагала, что атом состоит из плотно упакованного ядра положительного заряда, известного как 9Ядро 0025 окружено отрицательно заряженными электронами. Хотя ядро было уникальным для атома Резерфорда, еще более удивительным было предположение, что атом состоит в основном из пустого пространства. Большая часть массы была упакована в ядро, которое было аномально маленьким по сравнению с реальным размером атома.
Нильс Бор усовершенствовал ядерную модель Резерфорда (1913 г.), объяснив, что электроны присутствуют на орбитах вне ядра. Электроны были ограничены определенными орбитами фиксированного радиуса, каждая из которых характеризовалась своими дискретными уровнями энергии. Хотя электроны могут быть перемещены с одной орбиты на другую, они никогда не смогут занимать пространство между орбитами.
Взгляд Бора на квантовые уровни энергии был предшественником современных квантово-механических взглядов на атомы. Математическая природа квантовой механики не позволяет обсуждать ее детали и ограничивает нас кратким концептуальным описанием ее особенностей. Квантовая механика предполагает, что атом состоит из множества субатомных частиц. Тремя основными субатомными частицами являются протон, электрон и нейтрон. Протон и нейтрон — самые массивные из трех субатомных частиц; они расположены в ядре атома, образуя плотное ядро атома. Протон заряжен положительно. Нейтрон не имеет заряда и называется нейтральным. Протоны и нейтроны тесно связаны друг с другом внутри ядра атома. За пределами ядра находятся концентрические сферические области пространства, известные как электронных оболочек . Оболочки являются домом для отрицательно заряженных электронов. Каждая оболочка характеризуется определенным энергетическим уровнем. Внешние оболочки имеют более высокие энергетические уровни и характеризуются меньшей устойчивостью. Электроны в более высоких энергетических оболочках могут перемещаться с вниз по к более низким энергетическим оболочкам; это движение сопровождается выделением энергии. Точно так же электроны в оболочках с более низкой энергией можно заставить двигаться к внешним оболочкам с более высокой энергией путем добавления энергии к атому. Если обеспечить достаточную энергию, электрон может быть удален из атома и освободиться от притяжения к ядру.
Этот краткий экскурс в историю атомной теории приводит к некоторым важным выводам о структуре материи, которые будут иметь первостепенное значение для нашего изучения статического электричества. Эти выводы суммированы здесь:
- Все материальные объекты состоят из атомов. Существуют различные виды атомов, известных как элементы; эти элементы могут объединяться, образуя соединения. Различные соединения обладают совершенно разными свойствами. Материальные объекты состоят из атомов и молекул этих элементов и соединений, что обеспечивает различные материалы с различными электрическими свойствами.
- Атом состоит из ядра и обширной области пространства вне ядра. Электроны находятся в области пространства вне ядра. Они отрицательно заряжены и слабо связаны с атомом. Электроны часто удаляются из атома и присоединяются к нему в результате обычных повседневных процессов. Эти события находятся в центре внимания этого блока статического электричества в классе физики.
- Ядро атома содержит положительно заряженные протоны и нейтральные нейтроны. Эти протоны и нейтроны не могут быть удалены или возмущены обычными повседневными методами. Потребовалась бы какая-то форма высокоэнергетического ядерного явления, чтобы потревожить ядро и впоследствии вытеснить его положительно заряженные протоны. Эти высокоэнергетические явления, к счастью, не являются повседневным явлением, и они, конечно же, не являются предметом этого раздела «Класс физики». Одна несомненная истина этой единицы состоит в том, что протоны и нейтроны останутся внутри ядра атома. Электростатическое явление никогда нельзя объяснить движением протонов.
Обзор субатомных частиц | ||
Протон | Нейтрон | Электрон |
В ядре Плотно связанные Положительный заряд Массивный | В ядре Плотно связанные Бесплатно Массивный | Вне ядра Слабосвязанный Отрицательный заряд Не очень массивный |
Различные явления будут рассмотрены, исследованы и объяснены в ходе этого курса Статического Электричества. Каждое явление будет объяснено с использованием модели материи, описанной тремя приведенными выше утверждениями. Явления будут варьироваться от резинового воздушного шара, прилипшего к деревянной двери, до слипшейся одежды, которая упала в сушилку, до молнии, увиденной в вечернем небе. Каждое из этих явлений будет объяснено с точки зрения движения электронов — как внутри атомов и молекул материала, так и от атомов и молекул одного материала к атомам и молекулам другого. В следующем разделе Урока 1 мы рассмотрим, как можно использовать движение электронов, чтобы объяснить, как и почему объекты приобретают электростатический заряд.
Используйте свое понимание заряда, чтобы ответить на следующие вопросы. Когда закончите, нажмите кнопку, чтобы просмотреть ответы.
1. ____ — заряженные части атома.
а. Только электроны
б. Только протоны
в.