Site Loader

Содержание

Как Александр Скрябин открыл миру светомузыку

Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки. Именно ей, основанной на способности человека ассоциировать звук с цветом, музыкант посвятил большой период своего творчества. Александр Скрябин стал первым, кто в истории мировой музыкальной культуры совместил в одном произведении звук, цвет и свет.

Что такое «цветной слух»

В конце XIX века музыкально-цветовой синестезией ученые называли разновидность хроместезии или «цветного слуха», то есть особенности, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. «Цветным слухом» обладали многие музыканты: русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков, А.А. Кенель и Б.В. Асафьев, литовский художник и композитор М.К. Чюрленис, француз О. Мессиан и австриец А. Шенберг. Каждый музыкант «видел» тональности, окрашенными по-разному. Например, у Б.В. Асафьева ре-мажор приобретал изумрудный оттенок, а у Н.М. Римского-Корсакова он был золотистым. Ре-бемоль мажор в представлении А.А. Кенеля был лимонно-желтым, в то время как Б.В. Асафьев изображал его красным, пылающим словно огненное зарево.

Система «раскрашивания» музыки у каждого композитора тоже была своя. Н.А. Римский – Корсаков делал музыку очень изобразительной, наделял ее «графической звукописью», основываясь на собственных чувствах и задумках, тогда как австрийский композитор Арнольд Шенберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами различных инструментов симфонического оркестра.

Синтез искусств

Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.

Еще до создания своего первого светомузыкального произведения А.Н. Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют». А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года. Полностью воплотить замысел синтеза искусств композитору удалось в 1910 году в музыкальной поэме «Прометей» («Поэме огня»), которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории.


Титульный лист партитуры «Поэмы огня», художник Жан Дельвиль. Из фондов Музея А.Н. Скрябина

Загадка световой строки

По замыслу А.Н. Скрябина, Прометей олицетворял собой символ творческого начала, образ ницшеанского «сверхчеловека», который на пути к идеалу преодолевает все трудности и препятствия. Александр Николаевич хотел визуально воссоздать в произведении «образ пламени» — некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты. И для этого композитор «изобрел» новые музыкальные средства выразительности — свет и цвет, которые воплотил в «световой строке».

Для исполнения поэмы «Прометей» нужны были оркестр, хор, орган, фортепиано и специальный световой аппарат. Последнему отводилась особая роль – воспроизвести партию света «Luce», в которой обычными нотами были записаны условные обозначения цветов. В партитуре произведения А.Н. Скрябин расписал «световую строку» для исполнения двумя голосами. Верхний голос был более подвижным и отвечал за смену гармонии. Нижний – за философскую составляющую. В световой строке также доминировали два цвета – фиолетовый и красный. Первый ассоциировался со сферой духа и нематериальным началом, второй выступал как его противоположность и обозначал материю. По задумке композитора, в конце партии света происходил выход за пределы материального мира, поэтому финал произведения был решен в фиолетовом цвете. А систему всего «Прометея» музыкант представлял в виде кольца «дух-материя-дух».

Трудности исполнения светомузыки

Первое исполнение «Прометея» состоялось в марте 1911 года в Москве под управлением дирижера Сергея Кусевицкого, за фортепиано сидел сам А.Н. Скрябин. Но на московской премьере для зрителей не сыграли «световую строку» – в последний момент Александр Николаевич сделал в партитуре «Поэмы огня» пометку: «Может исполняться без световой строки». Композитор объяснил это тем, что светомузыкальный аппарат не успели изготовить в срок, так как его устройство оказалось слишком сложным для воплощения.

Из-за отсутствия необходимой техники «Прометей» долгое время исполнялся как обычная симфоническая поэма. Однако близкие друзья Александра Николаевича все же могли увидеть «Поэму огня» с цветом и светом, но только в домашних условиях. По эскизам композитора его друг, профессор А.Э. Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей». Это был деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и кнопочной приставкой. Семь лампочек располагались в последовательности чередования цветов спектра, а остальные пять соединяли крайние спектральные цвета, обеспечивая переход от одного оттенка к другому. Этому кругу соответствовал квинтовый тональный круг, согласно которому каждая нота имела свой цвет. Световой круг А.Н. Скрябин подвесил к потолку в своем кабинете. Во время игры за кнопочной панелью сидела жена композитора Татьяна Шлецер и «сопровождала» фортепианные партии Александра Николаевича световыми эффектами.


Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке А.Н. Скрябина его другом, инженером А.Э. Мозером. Из экспозиции Музея А.Н. Скрябина

И все же такой световой круг был несовершенен. Во времена Скрябина использовались лампочки накаливания, которые изначально обладали желтым спектром, поэтому достичь нужного цветового оттенка было очень сложно. Более того, с помощью обычных лампочек невозможно было плавно «перевести» один цвет в другой, например, красный в желтый. Как и плавно изменить напряжение — заставить одну и ту же лампочку гореть или более тускло, или более ярко. Работа с домашним световым кругом создавала много проблем, поэтому было необходимо создать более совершенный световой аппарат, чтобы исполнять произведения не только в кругу друзей, но и для широкой публики.

«Прометей» со световой партитурой в исполнении академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Петербургского камерного хора, Концертного хора Санкт-Петербурга. Дирижер — Николай Алексеев, солист — Мирослав Култышев, художник по свету — Александр Кибиткин.


Материал подготовлен совместно с Музеем А.Н. Скрябина и МОСГОРТУРом.

Следствие и суд: Силовые структуры: Lenta.ru

Пересмотра приговора Вилора Струганова в Верховном суде РФ добилась прокуратура. Там посчитали слишком мягким вердикт Красноярского краевого суда, который 27 апреля приговорил его к 18 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Фактически осужденному предстояло провести в неволе только половину этого срока, потому что суд засчитал как отбытое предыдущее наказание Струганову — в 2004 году его приговорили к девяти годам лишения свободы за организацию двух взрывов в Красноярске.

За убийство пяти человек прокуратура требовала 25-летнего приговора, но Верховный суд пошел на компромисс, добавив к сроку лишь год. Паша Цветомузыка проведет в колонии десять лет за устранение конкурентов во времена «алюминиевых войн» в 90-х годах.

Жертвы Паши

По всем пяти эпизодам убийств Вилор Струганов проходил как заказчик. По его указанию, как полагает следствие, в период с 1994 по 1998 год были убиты криминальные тузы того времени Юрий Толмачев по кличке Толмач, Анатолий Артюшков — Артюшок и Владимир Филиппов — Филипп. Мотивом преступлений следствие считает устранение конкурентов. Они якобы пытались возглавить красноярский криминальный мир.

17 ноября 2001 года Вилор Струганов, ранее дважды судимый и известный по прозвищу Паша Цветомузыка, зарегистрирован как кандидат в депутаты Законодательного собрания Красноярского края. Организацию убийства именно этого человека вменяют в вину предпринимателю, бывшему председателю совета директоров Красноярского алюминиевого завода, депутату законодательного собрания Анатолию Быкову.. Фото: Виталий Иванов / ТАСС

Местный предприниматель Сергей Михайленко поплатился жизнью из-за того, что вызвал у Цветомузыки подозрения. Авторитет решил, что тот хочет убить его бизнес-партнера. В ликвидации предпринимателя участвовал охранник Виталий Тельпяков, которого потом убрали по указанию Цветомузыки как ненужного свидетеля.

Двое подручных Струганова, оказавшихся рядом с ним на скамье подсудимых, Владимир Ошаров по кличке Ошара и Игорь Еловский — Елка, проходили по делу как соучастники двух убийств.

Прокуратуре не удалось доказать в суде виновность Цветомузыки во всех эпизодах. Судья в приговоре от 27 апреля указал, что его причастность к убийству Толмача в 1994 году не подтвердилась. В тот период авторитет находился в колонии, где отбывал срок за похищение человека. Следствие же утверждало, что Цветомузыка неоднократно появлялся в Красноярске, организовал убийство и передал киллеру автомат АК-74. Свидетель Анатолий Быков, считавшийся в былые времена «алюминиевым королем» региона, рассказал в суде, что неоднократно играл в футбол с Пашей в Красноярске. В свою очередь, администрация колонии клятвенно заверила судью, что осужденный не покидал спецучреждение. Исходя из этого суд исключил убийство Толмача из обвинения. Эпизод с Михайленко был переквалифицирован на более мягкую статью, по которой срок давности истек и также отпал.

В итоге суд наказал авторитета только за три убийства из пяти. Вместо 25 лет заключения, запрошенных прокуратурой, Цветомузыка получил 18 лет. Минус 9 лет, которые он уже отсидел. Его подельники Ошаров и Еловский приговорены к восьми и десяти годам заключения соответственно.

Подсудимые оспаривали приговор, настаивая на полной невиновности, и просили Верховный суд отменить вердикт.

Приговор 2004 года

Пашу Цветомузыку признали виновным в организации двух терактов 21 декабря 2001 года. Тогда прогремели взрывы в школе, где размещался избирательный участок кандидата в депутаты заксобрания Красноярского края Вилора Струганова, и в его квартире. Суд пришел к выводу, что обвиняемый сам организовал эти теракты, чтобы поднять свой рейтинг накануне выборов. Также его обвиняли в покушении на убийство друга Валерия Михеева по кличке Рембо.

Главный свидетель Вилор Струганов (Паша Цветомузыка) на слушаниях по уголовному делу бывшего главы Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова в Мещанском суде.. Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

На скамье подсудимых Цветомузыка оказался благодаря показаниям некоего Андрея Дударева, которого, как утверждало следствие, он нанял для совершения подрывов. Дударев рассказал, что вместе со своим знакомым Григорием Проскуряковым заминировал школу, но произошла случайная детонация, и его напарник погиб. Сам он в результате взрыва ослеп.

На процессе адвокаты авторитета заявляли о фальсификации дела и называли Быкова заказчиком уголовного преследования. В подтверждение этой версии на слушания были вызваны свидетели в масках, которые сообщили, что оговорили Цветомузыку под давлением. Тем не менее суд вынес обвинительный приговор — девять лет лишения свободы.

Цветомузыка вышел из колонии условно-досрочно в 2011 году. После освобождения в криминальных сводках замечен не был. В январе 2014 года его объявили в розыск в связи с новым уголовным делом об убийствах 90-х годов. Опять же Цветомузыку сдал его бывший подручный, отбывавший срок в местах лишения свободы. Эти убийства со времен криминальных разборок оставались нераскрытыми и теперь их приписали Цветомузыке. 24 марта 2014 года его задержали в Москве и этапировали в Красноярск, где он вновь предстал перед судом.

Паша и «король»

Паша Цветомузыка плотно ассоциируется с Анатолием Быковым. Их отношения знали взлеты и падения. Они знакомы с начала 90-х годов, а в разгар «алюминиевых войн» Паша Цветомузыка стал правой рукой Быкова, который за короткий период из начальника охраны Красноярского алюминиевого завода вырос в председателя совета директоров с солидным пакетом акций в 28 процентов. В конце 90-х «алюминиевому королю» пришлось бежать из России от уголовного преследования в Венгрию. Быков утверждал тогда, что дело сфабриковано «Русалом», чтобы «отжать» у него предприятие.

Депутат законодательного собрания Красноярского края Анатолий Быков идет под конвоем на заседание Лефортовского суда. Быков обвиняется в организации покушения на убийство и в незаконном обороте оружия.. Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

По слухам, Паша Цветомузыка остался в регионе представлять интересы патрона и даже вел от его имени переговоры о продаже пакета акций «КрАЗа». Злые языки говорят, что широкие полномочия вскружили ему голову, он стал публичной фигурой и даже замахнулся на сбор дани, которую местный бизнес платил прежде Быкову.

В 2000 году теперь уже c бывшего главы «КрАЗа» сняли обвинения, и он вернулся в Красноярск. Свидетели вспоминают, что в тот период между друзьями пробежала кошка.

Затем была громкая история с инсценировкой убийства Паши Цветомузыки. Якобы его труп был найден в квартире на Кутузовском проспекте в Москве. В прессе растиражировали фотографии и видео предполагаемого тела Паши Цветомузыки, прикрытого простыней. Потом выяснилось, что ловушка предназначалась для Быкова. У следствия оказались признательные показания киллера Александра Василенко. Он утверждал, что получил приказ на устранение от Быкова. Позже, правда, этот свидетель отказался от признания и заявил, что все придумал Цветомузыка. Тем не менее в 2002 году суд приговорил Быкова к шести с половиной годам заключения условно, а через год его обвинили в убийстве красноярского предпринимателя Олега Губина. Но суд признал бывшего «алюминиевого короля» виновным лишь в укрывательстве преступления и тут же амнистировал.

Быков добился в Европейском суде по правам человека признания нарушений в деле о мнимом убийстве Цветомузыки. Ему присудили компенсацию в 26 тысяч евро.

После череды судебных процессов Быков сосредоточился на политике. Еще находясь в СИЗО «Лефортово», он был избран депутатом местного заксобрания. Парламентскую деятельность Быков совмещает с руководством красноярским отделением партии «Патриоты России». Он не оставляет своих политических амбиций и даже заявлял о намерении баллотироваться на пост губернатора края. Когда Цветомузыку задержали в марте 2014 года, политика спросили о бывшем друге. Выяснилось, что воспоминания о лихих 90-х не вызывают ностальгии у Быкова. «Не хочу об этом человеке говорить и даже давать ему оценку. Неприятно», — сказал тот, кого когда-то знали как Толя-Бык или Челентано. Впрочем, Быков дважды давал показания на разных процессах над бывшим другом и, вопреки ожиданиям, не свидетельствовал против него.

Вилор Струганов тоже пытался сделать политическую карьеру. Но ему не удалось пройти в местное заксобрание, даже подрыв собственного избирательного штаба не помог.

Истоки

Паша Цветомузыка появился на свет 24 сентября 1964 года в женской колонии, где отбывала наказание его мать Елена Струганова. Она получила срок за хищение продуктов из столовой. Замысловатое имя Вилор расшифровывается как «Владимир Ильич Ленин — организатор революции». Повзрослев, он предпочел называть себя Павлом. Кличку ему дали за частое моргание. Первый срок — в 1986 году за кражу джинсов, второй в 1990 году — за похищение человека.

Анатолий Быков родился в райцентре Назарово Красноярского края. Еще в школе увлекся боксом и впоследствии стал учителем физкультуры. Именно на этом поприще он сколотил группу единомышленников из студентов и бывших спортсменов, чтобы шерстить мелких бизнесменов.

Выставка «Скрябин. Запомните это имя!», отзывы на спектакль – Афиша-Театры

Спектакль

О спектакле

19 марта в 15.00 в рамках 60 Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» в выставочных залах Квартиры-музея семьи Ульяновых открывается выставка, посвящённая юбилею Александра Николаевича Скрябина (06.01.1872 – 14.04.1915), одного из крупнейших представителей русской художественной культуры рубежа XIX-XX веков. 150 лет назад, в рождественскую ночь появился на свет Александр Скрябин, композитор, пианист, философ и новатор Серебряного века. Ему отведена была не слишком долгая, но очень насыщенная и яркая жизнь, о чём и рассказывают материалы выставки, предоставленные для экспонирования в Ульяновске Мемориальным музеем А. Н. Скрябина (г. Москва) и дополненные предметами эпохи из фондов Ленинского мемориала. Годы жизни Александра Николаевича Скрябина — время, когда художникам пришлось уступить место фотографам и, благодаря этому, жизнь Скрябина оказалась фиксированной достаточно подробно. Сохранилось множество его фотопортретов: трогательного малыша, юного кадета, студента, молодого щёголя, признанного музыканта. Уникальные фотографии, документы, страницы дневниковых записей Скрябина откроют интересные факты его биографии, позволят ближе познакомиться с культурной жизнью Серебряного века, помогут слушателям окунуться в атмосферу творчества композитора и настроиться на восприятие музыки этого гениального композитора и великого мечтателя. Другом Скрябина и своеобразным «Третьяковым для музыкантов» был меценат Митрофан Петрович Беляев. Услышав игру почти неизвестного пианиста-композитора, он сразу поверил в его дарование и на протяжении всей своей жизни помогал Александру Николаевичу: оплачивал музыку, лечение в Германии, организовал его первый тур по Европе.

О нём и других благотворителях рассказывают документы и фотографии специального раздела выставки «Музыкант и меценаты». Скрябин – личность во многом неординарная. В определённый момент своей жизни он перестаёт быть только композитором, пианистом, воплощая собой популярную в то время идею синтеза. Современники называли его философом музыки. Именно он создал особую систему, по которой каждому звуку соответствует определенный цвет, и разработал первый аппарат светомузыки. Понятие «цветомузыка» придумал великий композитор Александр Скрябин, тем самым опередив свое время. Среди его друзей были знаменитейшие поэты, художники, театральные деятели. Об их отношениях со Скрябиным, а также о взаимодействии творчества композитора с художественно-философскими исканиями Серебряного века можно узнать в тематическом разделе «Круг Скрябина». Открытие выставки будет сопровождаться музыкальными фрагментами произведений композитора в записи. Выставка работает с 19 марта по 10 мая 2022 г.
в Квартире-музее семьи Ульяновых (пл. Ленина, 1В).

Возраст6+

Специальные предложения

Подборки «Афиши»

 

спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами

«Горький в парке Горького»: чем заняться с детьми и подростками

недавно объединенных московских театров, в которых идут спектакли для детей

Агрегаторы для поиска репетиторов: 10 лучших сайтов

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск,
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Программа празднования юбилея композитора охватит все континенты.

Кроме Антарктиды

Александр Лазарев, директор музея Скрябина / Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

Вечером в пятницу, 14 января, в Большом зале концертного зала «Зарядье» состоится официальное открытие Года Александра Скрябина — композитора, пианиста, философа и поэта. Недавно исполнилось 150 лет со дня его рождения. Как выбирали основную площадку, какие сюрпризы подготовили организаторы юбилейной программы, почему она продлится ровно пять месяцев и другие секреты «Вечерней Москве» раскрыл директор музея Скрябина Александр Лазарев.

— Александр Иванович, как проходила подготовка к празднованию 150-летия Александра Скрябина? Ведь вам пришлось работать в условиях ограничений, связанных с пандемией.

— Для начала подчеркну, что Александр Николаевич — выдающийся москвич, причем он москвич по рождению, крещению, по образованию, преподаванию в консерватории, по женитьбе, написанию лучших работ и даже по упокоению. Поэтому, конечно, подготовку к празднованию его 150-летия мы начали за три года, когда еще никто и не подозревал, что мир столкнется с коронавирусом. Мэрия Москвы дала нам карт-бланш, мы были готовы организовать и провести массовые мероприятия в Центральном Манеже и других самых лучших выставочных залах города, в парках, но вдруг случилось то, что случилось. Отменять все было бы неправильно, поэтому, чтобы не снижать градус празднования, мы немного сменили формат наших акций. Вместо большого фестиваля проведем культурно-просветительскую юбилейную программу. Но, поверьте, содержание у нее достойное.

— И даже две даты официального старта. Как так получилось?

— Дань традиции. Вот уже больше 100 лет 6 января, в день рождения Скрябина, как, к слову, и 27 апреля, в день его памяти, в мемориальной квартире композитора, где и находится наш музей, звучит знаменитый рояль фирмы «Бехштейн». К сожалению, из-за действующих ограничений, мы бы не смогли собрать у нас большое количество гостей, поэтому решили провести камерное мероприятие. В день рождения композитора в квартире, где он жил и творил, прозвучала его музыка в исполнении известных пианистов, среди которых, конечно же, Борис Березовский.

А вот уже 14 января в зале «Зарядье» состоится более массовое мероприятие. Это будет концертное представление, которое организовал Москонцерт, а наш музей как научно-просветительское учреждение выступил в роли главного консультанта. Мы говорили, что хорошо, а что плохо, что нужно, а что нет, потому как может опорочить имя композитора. Поэтому для нас это будет не только культурное, но и научное, очень точное событие. Иногда Скрябина пытаются пристроить к магазинам вроде «Лента» или «Ашан». Если вы придете туда в преддверии праздников, то увидите, как посетители совершают покупки под светомузыку — такая дискотека. Но Скрябин не про это. Он придумал светомузыку, где каждому цвету соответствует своя тональность. Не случайно, все кто играет его «Прометея», — а оркестр в «Зарядье» исполнит именно это произведение – приходят к нам. В наших фондах хранятся оставленные Александром Николаевичем черновики, нотные записи, где прописана шестая строка Luce — точная партитура Скрябина для света.

Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

— Почему из всех музыкальных площадок столицы вы выбрали именно зал «Зарядье»?

— О, это довольно любопытная история. Конечно, нам хотелось бы открыть юбилейный год в помещении, в котором играл сам Александр Николаевич Скрябин. Естественно, у него должна быть хорошая акустика. И такое помещение есть: Колонный зал Дома Союзов, где Скрябин играл все свои лучшие произведения. Шикарная акустика после капитального ремонта в Большом зале Московской консерватории, но, поскольку его перестраивали, то там уже немного другое звучание, не то, какое было при Скрябине. Поэтому остановились на Колонном зале, еще до пандемии начали вести переговоры и уже практически договорились, как в Государственной Думе случился капитальный ремонт, и часть парламентариев временно обосновались в Доме Союзов. Вот уже два года в Колонном зале проходят заседания депутатов. И раз уж нам не удалось заполучить лучший акустический зал со времен Скрябина, то пусть это будет что-то новое. И тут уж, без сомнений, только «Зарядье». Сегодня это одна из самых популярных концертных площадок города, над акустикой которой работали лучшие специалисты мира.

— Как вы думаете, если бы Скрябин жил в наше время, ему бы понравился зал «Зарядье»?

— Очень. Это нестандартный зал, а Скрябин — композитор нестандартный. Ему всегда хотелось выйти за рамки каких-то типовых проектов. Об этом говорят, прежде всего, его лучшие произведения последнего периода: «Предварительное действо», задумки о «Мистерии»… Ее он, кстати, хотел сыграть в Индии, рядом с храмом Тадж-Махал, потому что вся его философия была направлена на то, что мир должен объединиться вокруг каких-то нестандартных явлений. И зал «Зарядье» отлично вписывается в эту концепцию, особенно сейчас, когда там появились места за сценой. Теперь публика сидит фактически по кругу. Зрители, занимающие места на амфитеатре за сценой, смотрят в спины музыкантам, зато видят лицо дирижера. Но мы-то с нашими партнерами из Москонцерта задумали вообще фантастическое действо: музыкальную поэму «Прометей» Скрябина исполнит оркестр-персимфанс. Такого не могло быть при Скрябине, потому что сама идея создания такого симфонического ансамбля появилась через несколько лет после смерти композитора. Персимфанс — это оркестр, который играет без дирижера. Он состоит из музыкантов-индивидуалов, они садятся в круг — так, чтобы видеть, чувствовать друг друга и исполнять произведения на одном дыхании. Современный Персимфанс собрал очень интересный композитор, пианист Петр Айду. Сотня музыкантов разучили «Прометея» и впервые в мире исполнят его оркестром без дирижера. При этом все зрители будут видеть примерно одну и ту же картинку: круг из играющих музыкантов. Я не знаю, как публика отреагирует на это. Но чем острее будет эта реакция, тем мне, например, интереснее.

Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

— Вернемся к исполнителям, которые выступили в день рождения Скрябина. Полагаю, для любого пианиста за честь сыграть на рояле, который принадлежал выдающемуся композитору. Как вы выбираете, кто это будет?

— Крышка рояля «Бехштейн» открывается только для известных исполнителей. В свое время на нем играли Эмиль Горовец и Ван Клиберн. Из современных пианистов такой чести удостоились, например, Николай Луганский и Екатерина Мечетина. Все это исполнители высшего класса. Но нам также важно, чтобы была преемственность поколений, поэтому иногда за инструмент садятся начинающие музыканты — победители конкурса на лучшее исполнение произведений Скрябина среди детей и подростков. Эта творческая акция существует в нашем музее уже 30 лет. Конечно, ребята играют не огромные произведения, а легкие прелюдии и мазурки, но многие из тех, кто сдает у нас такой музыкальный экзамен, потом становятся большими мастерами. Наш самый первый победитель, Юрочка Богданов, сейчас заслуженный артист России, профессор Академии музыки имени Гнесиных. И такие таланты живут не только в Москве, а по всему миру. Несколько лет назад в нашем конкурсе победила девочка из Токио, и сегодня она помогает организовывать концерты, посвященные юбилею Скрябина, у себя на родине.

— Музыка Скрябина так популярна?

— Скрябинские общества есть во многих странах. В Италии, например, сразу два. Одно находится недалеко от Генуи, где Александр Николаевич провел год и написал очень интересные произведения, в том числе «Поэму экстаза», второе — под Римом. Благодаря вот таким обществам, культурная программа в Год Скрябина охватит все континенты. Кроме Антарктиды. Впрочем, у России там есть своя Южная полярная станция, теплый надувной зал, но пока нет музыкального инструмента. Скажу по секрету вашим читателям, мы сейчас ведем переговоры и, как только компания, которая обслуживает станцию, сможет доставить туда хотя бы небольшой рояль (на пианино мы не согласны, Скрябин на нем не звучит, он писал для рояля), наш музей, уверяю вас, будет там. У нас уже есть передвижная выставка, которую можно показать не просто в любом зале Москвы, а упаковать и отправить в любой регион России или в другую страну. Как я уже сказал, Скрябина играют и слушают почти на всех континентах, я не шучу. Специально к юбилею композитора мы создали сайт 150scriabin.ru. Это самостоятельная площадка, на которой собрана мировая афиша праздничных мероприятий. Каждый может зайти на него и посмотреть, что каждый день исполняется из произведений Скрябина в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, в Токио, Париже, Лондоне, Мадриде, Софии, в Сан-Франциско и так далее.

Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

— К этим выступлениям, концертам можно будет подключиться онлайн?

— Все зависит от местных условий, если какая-то площадка ведет трансляцию в прямом эфире, то, наверное, да. Но чаще всего мероприятия записываются и потом размещаются на различных интернет-ресурсах, в тех же социальных сетях. Мы, например, свой камерный концерт от 6 января выложим у себя на YouTube-канале. Как музею нам важно, чтобы все это осталось в истории. Не сомневаюсь, что архив по окончанию Года Скрябина будет колоссальный, и мы обязательно все соберем, разложим по полочкам и сохраним в своих фондах.

— Кстати, о фондах. Что самое ценное попало к вам, может быть, за последние несколько лет?

— Сложный вопрос. Дело в том, что наш музей — старейший среди городских художественных музеев, он существует уже больше века. Плюс ко всему, мы самый богатый мемориальный музей. Что это значит? Мемориальных музеев много, но почти все они держатся за счет типологических предметов — вещей, которые относятся к тому времени, когда жил и творил человек. Квартира же Скрябина на 100 процентов мемориальная. Если какие-то вещи не принадлежали Александру Николаевичу или его семье, то мы выставляем их в так называемой экспозиционной комнате. Уже после смерти Скрябина в ней случился пожар, там поменяли обои, паркет, то есть она уже не мемориальная. В остальных комнатах все точно так, как было при жизни композитора. И это — чудо, других таких мемориальных квартир не то, что в Москве, да и в мире, скорее всего, нет. В Зальцбурге, например, в музее Моцарта всего две мемории, одна из которых его волос. А у нас только выставлено больше тысячи подлинных вещей, все остальное хранится в фондах.

Все возможные мемории мы уже давно собрали, поэтому сейчас если что-то к нам и попадает, то это связано не столько с самим Скрябиным, сколько с историей его исполнителей — какие-то афиши, воспоминания, копии писем… Хотя, иногда случаются редкие находки. Около десяти лет назад, меня только назначили на должность директора музея Скрябина, я попал на конференцию в Питер. И вот во время одной из прогулок по Невскому я наткнулся на букинистический магазин. Мое внимание привлекла открытка, которая лежала за стеклянной витриной. Это был портрет Скрябина с дарственной надписью Рубинштейну. Я к продавцу: «Это подлинник?» — «Подлинник». Уточнил сколько стоит, у меня таких денег с собой в кармане не бывает. Договорился, чтобы этот раритет для меня отложили. Вернулся в Москву, переслал деньги коллегам из Санкт-Петербурга и до сих пор очень счастлив, что эта открытка с подлинным автографом Александра Николаевича хранится в нашем основном фонде.

— Еще один сложный вопрос: из всех экспонатов какой для вас самый особенный?

— Рояль «Бехштейн». Когда я сюда пришел, очень за него переживал — инструменту больше 100 лет. Боялся, а вдруг дека треснет, нельзя будет подтягивать струны… Вызвал специалиста фирмы «Бехштейн», он приехал, все хорошо посмотрел и сказал: «Господин директор, не дергайтесь, вы имеете лучший инструмент той поры. Вы за ним хорошо ухаживаете, вы на нем играете, так что этот рояль проживет еще минимум 100 лет». Для нас это самая главная мемория. Когда Скрябину подарили этот рояль в 1912 году, у него открылось второе дыхание, появились какие-то новые идеи. Ранний Скрябин, до «Бехштейна», и поздний Скрябин, произведения, написанные на «Бехштейне», — это два совершенно разных композитора.

Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

— Когда вы впервые познакомились с музыкой Скрябина?

— Откровенно говоря, осознанно к Скрябину я пришел достаточно поздно, на слуху все время были более традиционные мелодии. Но, что интересно, со Скрябиным я столкнулся задолго до того, как стал директором музея. Это было около 30 лет назад, я тогда был первым замминистра культуры столицы и поехал вместе с делегацией в Париж на культурное событие по типу Дней Москвы. Незадолго до нашего отъезда коллеги из Музея Скрябина случайно узнали, что в Парижской национальной библиотеке хранятся подлинные скрябинские тетради, и попросили меня привезти копии тех нот. Сказал, что попробую. Мэром Парижа тогда был Жак Ширак. На одной из неформальных встреч я подошел к нему и за разговором попросил копии ценностей. Он перепоручил это своему заму по культуре. Так я попал в святую святых — редкие фонды Парижской библиотеки, где специально для нас сделали копию «Предварительного действа» Александра Скрябина.

— Сейчас как директор музея композитора вы часто слышите его музыку, может, появились какие-то любимые произведения?

— С возрастом я стал поклонником «Поэмы экстаза». Это очень эмоциональная и, простите, очень сексуальная музыка.

— Для Скрябина мелодии звучали разными цветами. Но есть мнение, что он не был настоящим синестетиком. Как вы к этому относитесь?

— Так же, как к истории, что однажды он кому-то сказал: «У меня, как и у Вагнера, нет абсолютного слуха». Я в это не верю. Просто у него был нестандартный слух. Он одну и ту же ноту в исполнении разных пианистов мог услышать в разных цветах. Может быть, поэтому не все его понимают. И, кстати, не все умеют играть. Есть довольно известные пианисты, которые говорят, что Скрябин как композитор бездарен, его произведения не звучат. Знаете, кто так говорит? У кого плохо развита левая рука. У нас в музее хранятся посмертные слепки рук Александра Николаевича. И если вы обратите внимание, то правая рука немного усохшая. Он переиграл ее, еще будучи студентом консерватории, соревновался с пианистом Левиным. Потом ездил в Европу лечиться, проходил какие-то процедуры, но все равно так до конца жизни правая рука у Скрябина была немного слабее левой, которой он играл гениально.

— Помимо музыкальных сюрпризов, что еще вы подготовили для почитателей таланта Скрябина?

— После концерта в «Зарядье» культурная программа разольется по всей Москве. В филармониях, концертных залах, музеях, школах искусств и высших музыкальных учебных заведениях будут проходить скрябинские вечера, творческие встречи, лекции, мастер-классы. Кроме того, в начале февраля мы откроем фундаментальную научную выставку «Вселенная Скрябина». Для ее проведения мы задействуем все 500 квадратных метров наших выставочных площадей. Что интересно, когда мы готовим какие-то рекламные брошюры, афиши, каждый раз нравятся разные фотографии композитора. Мы даже к выставке решили напечатать набор открыток «Скрябин разный». А он мог быть холеным, потому что был очень требовательным к себе: голова должна быть всегда уложена, усики причесаны. И в то же время, он мог, написав какое-то произведение, взлохматить волосы, позвать к себе своего друга-помощника Мозера, который тут же брался его фотографировать. А еще есть смешные карикатуры на Скрябина. Когда мы показываем их, нас часто спрашивают, не обижался ли он. Думаю, нет. Александр Николаевич был слишком умным для этого: на человека, который никому не интересен, карикатуры не рисуют.

— Если посмотреть на программу, то официально она завершится через пять месяцев. Почему именно такой срок?

— Пять месяцев или 150 дней. Это креатив наших творческих специалистов. Когда мы обсуждали подготовку к юбилею, они придумали такой хэштег — #150Скрябин150. Что это значит? 150 лет Скрябину, жизнь и творчество композитора и 150 дней празднования его юбилея. Концерт закрытия запланирован на 4 июня. Он также пройдет в «Зарядье», правда, уже не в зале, а в парке, под открытым небом.

— Если кто-то еще не знаком с творчеством Скрябина, с каких произведений вы бы посоветовали начинать?

— С прелюдий, мазурок – с простейших произведений. Скрябин же — это сплошные эмоции! Всплески! Тому, кто не настроился на эту волну, слушать его музыку трудно. Поэтому начинайте с малого, потом захочется чего-то большего.

Интервью Композиторы Музеи

ARDUINO — Настоящая Цветомузыка и Настоящий Разработчик Цветомузык — какие они?

Allkor
★✩✩✩✩✩✩