Site Loader

Содержание

Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа № 6 «Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности» (обучающая)

5 класс. Урок 12.

Тема: Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа № 6 «Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности» (обучающая)

Цель урока:

Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использование географических карт, ЭОР, ПК, умение ориентироваться в окружающем мире овладение элементарными практическими умениями и знаниями работы с различными планами.

Предметные: усвоение понятий  «высота точки», «изогипсы», научиться читать план местности различных поверхностей Земли.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,  работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о поверхности Земли при работе с планом местности, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Оборудование:

Карточки с терминами: горизонталь, берг-штрихи, относительная высота, абсолютная высота; раздаточный топографический материал; уменьшенная копия (модель) нивелира; альбомные листы с изображением холмов, ям с разной крутизной склонов.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка темы и целей урока

  • Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

  • Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

На доске — тема урока:

Изображение неровностей рельефа на топографической карте

— Запишите дату и тему урока в тетрадь.

II. Изучение нового материала

— Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров, до точки 2 м. Заливает ли дом, который вам предложили купить? Учитель демонстрирует на интерактивной доске:

Есть у учеников две версии: 1) затопит; 2) не затопит.

  • Сколько в вашем классе мнений? (Два: 1. Затопит. 2. Не затопит.)

  • Почему Вы не можете дать точный ответ? (Не знаем, на какой высоте находится домик по отношению к реке.)

— Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1 м с
прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середину
планки вбивают гвоздь и привязывают к нему отвес — тонкую,
но крепкую нить с небольшим грузом.

Учитель показывает уменьшенную модель нивелира и объясняет принцип его использования.

Чтобы измерить высоту склона, нивелировщик устанавливает нивелир у его подошвы, в данном случае у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, нивелировщик замечает, в какую точку она направлена. В эту точку помощник нивелировщика вбивает кол. Поскольку высота нивелира 1 м, вбитый колышек показывает превышение в 1 м над уровнем воды. Затем нивелировщик переносит транспортир в место первого колышка и указывает помощнику, куда вбить второй колышек, и проводит измерение холма, таким образом, пока не достигнут домика. В данном случае, какая высота оказалась? (3 м.)

— Зальет ли домик во время весеннего половодья? (Нет.)

Мы нашли высоту домика относительно реки, прочтите учебник
(Г.: с. 36;) и ответьте на вопрос — какую высоту мы нашли — относительную или абсолютную? Ответ поясните. (Относительная высота — превышение одной точки над другой.)

Учитель демонстрирует на интерактивной доске изображение другого холма с асимметричными склонами:

К доске вызываются два ученика: первый ученик вычисляет с помощью нивелира относительную высоту западного склона, а второй — восточного.


  • Итак, у западного склона относительная высота 5 м, а у восточного — 2,5 м. Так какая же все-таки высота этого холма? (Ученики высказывают различные мнения.)

  • Чтобы разрешить этот спор, мы должны узнать еще и о втором типе высоты — абсолютной высоте. Прочитайте в учебниках.

Абсолютная высота — превышение точки над уровнем океана.

  • Чего не хватает на этом рисунке? (Уровня Мирового океана.)

  • В чем возникает проблема? (Мировой океан далеко и каждый раз измерять относительно его очень трудоемкая работа.)

  • А вам и не надо этого делать, достаточно взглянуть в топографическую карту. За вас всю работу сделали топографы. Как изображается высота? (Коричневыми линиями и точками отметок высот.)

  • Взгляните на следующий рисунок:

159,3 м .

1 40 м

Восток

  • Определите абсолютную высоту холма. (159,3 м.)

  • Определите относительную высоту относительно западной подошвы. (159,3 — 127 32,3 м.)

  • Относительно восточной подошвы. (159,3 — 140 19,3 м.)

  • Итак, подводим итог, чем отличается абсолютная и относительная высота.

Абсолютная высота измеряется относительно уровня моря. Относительная высота холма измеряется относительно его подошвы.

  • Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы.)

  • Как вы определяете абсолютную высоту? (По отметкам высот на карте.)

Учитель рисует на доске или вывешивает готовое изображение.

  • Какова абсолютная высота холма? (159,3 м.)

  • А какова абсолютная высота точки А? (Ученики затрудняются ответить.)

  • Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнить отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей — линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Учитель вывешивает на доске табличку с термином.

  • Горизонтали на топографических картах проводят через 1,5, 10, 25, 50 метров. Как же их строят?

  • Представьте, что вы ггошли на экскурсию и вам предложили разделиться на 4 группы: одна измеряет высоту северного склона, другая — южного, третья — восточного, четвертая — западного. Все группы вбивали колышки. Один ученик взял ведро с краской (или клубок с черной нитью) и пробежал от колышка до колышка по всей окружности холма. Затем второй ряд, третий и т. д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидите на месте холма?

Обратите внимание на то, что одна линия соединяла колышки с высотой 1 м, т. е. на всей линии высота 1 м, у второй линии высота 2 м и т. д. Про такие горизонтали говорят, что они проведены сечением в 1 м. Подпишите высоту горизонталей


— Если бы сечение было 5 м, как бы вы подписали горизонтали?

(5, 10, 15,20,25.)

  • Какой склон круче на холме? (Западный.)

  • Сделайте вывод о связи расстояний между горизонталями и крутизной склона. {Чем чаще расположены горизонтали, тем круче склон; чем расстояние между горизонталями больше, тем склон более пологий.)

Учитель вывешивает на доске две таблицы с изображением холма и ямы и просит определить, где яма, а где холм.

Ученики затрудняются.

  • Чем отличаются эти рисунки? {На первом черточки на горизонталях направлены наружу, а во втором внутрь.)

  • Эти черточки называют берг-штрихами. Это короткие линии, показывающие направление склона. Так в каком случае изображен холм? (В первом.)

III. Закрепление

Практическая работа.

— Какая форма рельефа изображена? (Холм.)

  • Какова абсолютная высота этого объекта? (49 м.)

  • Через сколько метров проведены горизонтали? (10 м.)

  • Определите относительную высоту объекта (49-30=39 м.)

  • Какой склон объекта крутой? {Северо-западный.)

  • Какая форма рельефа изображена на рисунке? (Впадина.)

  • Какова абсолютная высота объекта? (37 м.)

  • Определите относительную глубину объекта. (55-37=18 м.)

  • Через сколько метров проведены горизонтали? (5 м. )

  • Какой склон объекта пологий? (Юго-восточный.)

Домашнее задание

.Г.: § 10. Задание с.37 1-5 письменно, определения наизусть

Подведение итогов.

Рефлексия

4

Trojden | Изображение высот на плане и карте: Петрова Н. Н.

Относительная и абсолютная высота точки. Относительная высота показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой. Для определения ее можно воспользоваться школьным нивелиром. Чтобы с помощью нивелира определить, например, на какой высоте от уровня воды в реке находится какая-либо точка, поступают так: устанавливают нивелир у самой воды и по отвесу проверяют, вертикально ли он стоит. Затем один из учащихся направляет нивелир на нужную точку. Другой ученик вбивает в это место колышек. Если высота нивелира равна 1 м, то точка, куда вбит колышек, будет на 1 м выше того места, где стоит нивелир (рис. 100). Теперь нивелир переносят туда, где был вбит колышек, и находят вторую точку, которая уже на 2 м выше уровня воды в реке.

Рис. 100. Измерение высоты холма и изображение его горизонталями

Так, пройдя весь склон, можно точно определить относительную высоту холма от подошвы до вершины.

Абсолютная высота. Высота точки над уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань — ниже его на 26 м.

Горизонтали. Кроме местных объектов на топографических планах показаны неровности поверхности суши, называемые, как вы знаете, рельефом. Рельеф на топографических планах и картах изображается горизонталями. Горизонтали — это линии на карте, соединяющие точки поверхности суши, которые имеют одинаковую высоту над уровнем моря, т. е. одинаковую абсолютную высоту.

Изображение холма горизонталями. На рисунке 100, а показан вид местности: река, мост через нее, по обе стороны от реки — луг, восточнее — холм. У южного склона холма — редкий лес. С северо-запада на юго-восток идет проселочная дорога. На вершине холма растет дерево. Как же изобразить холм на плоской поверхности?

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту. Сначала надо провести нивелирование по западному склону от подошвы до вершины, потом по южному, затем по северному и восточному (рис. 100, б). Во всех точках, где был установлен нивелир, вбиваются колышки. Таким образом, будут вбиты 4 колышка у подошвы холма, 4 колышка на высоте 1 м от подошвы, 4 колышка на высоте 2 м и т. д. Последний колышек вбивают на вершине холма.

После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д. (рис. 100, в). Вот и получилось на плане изображение холма горизонталями.

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям (бергштрихи), показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают и впадины. При этом бергштрихи будут обращены во внутреннюю сторону. Крутые склоны обрывов или оврагов обозначают мелкими зубцами. Так, например, видно, что левый берег реки Соть (см. рис. 102) обрывистый.

Решение практических задач. По топографическим планам, на которых неровности земной поверхности изображены горизонталями, можно решать практические задачи. На плане местности (см. рис. 102) вы видите, что холм имеет абсолютную высоту 160,7 м, юго-западный склон его пологий, а восточный — крутой.

Или другой пример. По этому плану вам надо определить, будет ли виден от ветряной мельницы паром через реку Соть. Ответ будет утвердительным. Паром будет виден, ведь место, где построена мельница, выше уровня воды в реке Соть.

Ответьте на вопросы и выполните задания, используя рисунок 102

  • 1. В каком направлении и на каком расстоянии от плотины на реке Луч находится ветряная мельница? Масштаб плана: в 1 см — 50 м.
  • 2. Чему равна относительная высота холма, изображенного на топографическом плане?
  • 3. Будет ли виден кустарник, растущий на северном склоне холма, если встать у плотины на реке Луч?
  • 4. Велосипедист от деревни Ивы доехал до парома и вернулся обратно. В каком направлении ему было ехать легче?

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

относительная высота

нивелир

абсолютная высота

горизонталь

бергштрих

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. Чем относительная высота отличается от абсолютной?
  • 2. Где находится уровень, от которого в России исчисляют все абсолютные высоты?
  • 3. По карте России в атласе определите: а) абсолютную высоту самой высокой горы Урала; б) абсолютную высоту, на которой расположен город Нижний Новгород.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница