Как проверить аккумулятор мультиметром | Автомолл
Даже если автомобилист доверяет диагностику машины только профессионалам, некоторые вещи он должен делать сам. Поэтому в его распоряжении должен быть мультиметр – устройство, которое используется для измерения напряжения, сопротивления и силы тока. Заодно владельцу авто надо знать, как проверить аккумулятор мультиметром и в каком случае это необходимо. Этот вопрос особенно актуален зимой, когда батарея разряжается значительно быстрее, и может случиться так, что машина откажется заводиться в самый ответственный момент.
Проверка напряжения
С помощью мультиметра проверяются определенные показатели. Хороший способ – оценка напряжения, для этого прибор должен работать в режиме вольтметра. Многие автомобилисты знают, как проверить аккумулятор автомобиля с помощью вольтметра, но все равно стоить напомнить. Черный щуп прибора подсоединяется к минусовой клемме. К батарее подключается красный щуп. На дисплее отображаются показатели напряжения.
Если батарея заряжена полностью, то все показатели – и напряжение, и плотность электролита – находятся в норме. Значение напряжения составляет 12,7 В. Небольшая погрешность допускается. Если напряжение значительно снижается, то аккумулятор нуждается в подзарядке.
Как проверить аккумулятор мультиметромПроверка емкости и внутреннего сопротивления
Мультиметр – универсальный прибор, его можно использовать и как тестер. В этом случае он станет ответом на вопрос, как проверить заряд аккумулятора, ориентируясь на его емкость. Однако для этого нужно специально проверить показатели батареи, когда она полностью заряжена, то есть надо провести замеры и записать нормативные значения напряжения и плотности.
Затем к аккумулятору подключают какое-нибудь устройство, мощность которого известна, например, лампочку на 24 Вт. Обязательно нужно засечь время, когда вы начнете эксперимент. Когда напряжение снизится на 50% от нормы, отключите эту нагрузку.
Емкость не получится измерить напрямую. Но можно умножить силу тока, которую вы зафиксировали при известной нагрузке, на время контрольного разряда батареи. Если полученный показатель будет близок к нормальному значению, указанному в технической документации, с батареей все в порядке. Способ это сложный и трудозатратный, поэтому сейчас его используют нечасто. Проще проверить внутреннее сопротивление с помощью мультиметра.
Как проверить плотность электролита
Автомобилисту нужно знать, как проверить плотность аккумулятора. Это альтернативный вариант, он используется не слишком часто. Мультиметр для этого не нужен, понадобится другой прибор – ареометр. Принцип основан на том, что показатель плотности электролита при условии заряженной батареи должен находиться в диапазоне 1,24 – 1,27 г/куб.см. Чтобы измерить ее, нужно опустить ареометр в банку аккумулятора и закачать туда электролит, а потом записать показания, ориентируясь на положение поплавка устройства.
Если плотность снизилась до 1,20 г/куб. см, то аккумулятор разряжен на 25%. Если плотность составила 1,16 г/куб.см, то батарея наполовину разряжена. Если опускается ниже этих показателей, аккумулятор нужно срочно подзаряжать.
Метод подходит не для всех аккумуляторов, потому что на рынке представлено много моделей, относящихся к числу необслуживаемых, их просто нельзя разобрать, чтобы измерить плотность.
Как проверить плотность электролитаПриобрести мультиметр или ареометр, так же как и другие инструменты для ремонта и диагностики, можно в Автомолле. Здесь же можно купить новый аккумулятор. А при необходимости вы можете записаться на СТО, где диагностикой займутся уже специалисты, имеющие соответствующий опыт и навыки.
Как проверить и измерить утечку тока аккумулятора автомобиля
Электрическая система любого автомобиля использует элемент питания – аккумулятор. Если АКБ часто разряжается , то одной из причин этой проблемы может быть утечка тока. Ток утечки в аккумуляторе машины может привести к короткому замыканию и риску возникновения пожара, поэтому проблему нужно решить быстро, и сделать это можно самостоятельно.
Признаки утечки тока
После того как автомобиль простоит двое-трое суток с включенной массой и под сигнализацией, АКБ разряжается, и запустить двигатель практически невозможно. Иногда разрядка происходит уже через одни сутки. Причина может быть несколько:
- оставлено включенным энергоемкое электрическое оборудование, например, водитель поставил машину в гараж и забыл выключить габариты;
- проблемы непосредственно с аккумуляторной батареей, которая уже не держит заряд;
- утечка тока через электрические системы автомобиля.
С третьей проблемой приходится встречаться чаще всего и, чтобы ее решить, нужно сначала определить факт утечки, а затем найти источник утечки тока.
Замыкание может происходить на любом потребителе, на проводке с поврежденной изоляцией, непосредственно на колодках предохранителей. Поиск источников утечки тока в авто производится при помощи мультиметра.
Проблемы с аккумулятором
Поскольку главный признак утечки тока – быстрая разрядка аккумуляторной батареи, нужно знать причины, по которым это может происходить.
- Замыкание банки батареи вследствие повышенной нагрузки или брака.
- Оплывание активных элементов цепи в силу длительности и интенсивности эксплуатации.
- Повреждение пластикового корпуса из-за механического удара или низкой температуры.
- Обрыв цепи при ударах, перегрузках и т.д.
В этом случае надо замерить напряжение на аккумуляторе, и, если оно не отвечает номинальному, проблема не в утечке тока на потребителе и нужно менять АКБ.
Еще одна распространенная проблема – поломка одного из двух основных элементов электрической цепи – стартера или генератора. Стартер является самым мощным потребителем, в пиковые моменты сила тока в нем превышает 200 А. При неисправности обмотки стартера, он может потреблять ток, который не может обеспечить батарея, в результате чего двигатель не прокручивается. В этом случае требуется проверить стартер. С генератором проблема в другом – он может просто недостаточно заряжать аккумулятор, что не позволит получить нужную мощность для запуска двигателя.
Замер тока мультиметром
Перед началом работы нужно выключить все электрооборудование авто, в том числе магнитолу и сигнализацию. Если этого не сделать, то результаты замеров тестера будут неверные.
Мультиметр нужно включить в режиме работы амперметра с максимальным измеряемым значением 10 А. В разных моделях это можно сделать своим способом, как правило, измерительные провода подключаются в верхнее и нижнее гнездо.
Чтобы точно проверить ток утечки, рекомендуется доработать провода мультиметра, установив на щупы стандартные крокодильчики. Это поможет получить устойчивый контакт с клеммами аккумулятора, избегая искажения данных. Сделать это несложно, а крокодильчики можно приобрести в любом автомагазине.
Перед тем как проверить потерю тока на автомобиле, требуется снять минусовую клемму аккумуляторной батареи и отвести ее в сторону, чтобы избежать случайного контакта. После этого проверить надежность прикрепления массы на кузов, на снятую клемму подключается один крокодильчик, а на клемму аккумулятора подключается другой провод.
В результате проведенной процедуры на мультиметре появятся показания. Норма тока утечки на автомобиле составляет 0,08 А или 80 мА. Это означает, что все системы заизолированы нормально и при отключении нет замыкания на массу.
В идеальном варианте показатель составляет от 0,01 до 0,02 А или 10-20 мА. В случаях, когда ток на мультиметре превышает пороговое значение допустимой утечки в 0,08 А, необходимо найти, где это случилось, чтобы устранить проблему.
Определение места утечки тока
Чтобы найти ток утечки, потребуется определить, какой из потребителей не работает в штатном режиме, для чего потребуется обследовать всю электрическую систему автомобиля.
Сначала еще раз убедитесь в том, что все электрооборудование отключено, например, магнитола, включенная в режиме ожидания может потреблять ток до 0,3 А. При этом мультиметр оставляем подключенным к разомкнутой минусовой клемме аккумулятора.
Убедившись, что все электрооборудование отключено, можно приступать к дальнейшей проверке. Для этого нужно найти коробку с предохранителями и схему их цепей. Самостоятельно запомнить то, за какие потребители отвечает каждый из предохранителей нереально.
Поэтому просто вынимаем каждый предохранитель по очереди, продолжая замер утечки тока мультиметром. Если показания не меняются, значит, можно устанавливать предохранитель на место, поскольку через его цепь ток не утекает. Если после изъятия предохранителя показания тестера нормализовались, то есть ток понизился до 0,08 А и ниже, нужно отметить этот предохранитель и узнать по схеме, за какие потребители он отвечает.
Далее нужно продолжить работу методом исключения. Для этого предохранитель вставляется обратно, внимательно обследуются все потребители, запитанные от него . Для этого они последовательно отключаются, а цепь соединяется напрямую. На том потребителе или проводе, где показатели тока нормализовались, и происходит утечка. Тогда этот элемент подлежит ремонту или замене. Нередко случается утечка на клеммах предохранителя, которые заржавели и окислились, поэтому обследование начинайте с колодки предохранителей.
Видео:Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром (тестером).
Заключение
Чтобы определить утечки тока в электрической системе автомобиля, не нужно специальных знаний или навыков. Для полной диагностики понадобится только мультиметр – прибор, который имеется у большинства автолюбителей, а если нет, приобретите его за небольшие деньги в любом хозяйственном магазине.
Аккумуляторы
. Безопасно ли измерять ток батареи AAA напрямую с помощью мультиметра?
Нет, это небезопасно. Идеальный амперметр — это полное короткое замыкание. Идеальная батарея имеет нулевое внутреннее сопротивление. Таким образом, в идеальном мире измерение батареи путем прямого подключения к измерителю тока создаст бесконечную величину тока.
В реальном мире почти во всем есть некоторое сопротивление. Так что ток будет ограничен. Но в большинстве случаев это приведет либо к перегоранию предохранителя в счетчике, либо к повреждению счетчика. В некоторых редких случаях батарея может выйти из строя. Что для некоторых химических элементов батареи было бы очень плохо.
Тем не менее, давайте посмотрим на настройки мультиметра и на то, что показывает мультиметр.
Прочтите инструкции. Это должно быть последнее слово. Но интерпретация изображения установки показывает, что вы подключили щупы к розетке 10А. И циферблат установлен на 10А. Предположительно, альтернативная метка 20 м предназначена для случая, когда датчик подключен к порту мА.
На дисплее отображается 5.38. Предположительно, это основано на шкале 10 А и говорит нам, что батарея выдает 5,38 А. Это очень хорошо для 1,5-вольтовой ячейки.
Хотя то, что вы сделали, не рекомендуется, давайте не будем терять информацию!
Мы предполагаем, что химический состав батареи рассчитан на 1,5 вольта. И вы измерили 5,4 ампера. Затем мы можем рассчитать общее сопротивление, через которое проходит ток.
В = I x R 1,5 = 5,38 х R R = 0,28 Ом
Итак, теперь мы знаем сопротивление вашего амперметра на 10 А плюс внутреннее сопротивление батареи. Если бы вы использовали второй измеритель для измерения сопротивления амперметра на 10 А, мы могли бы вычесть его из 0,28 Ом и найти внутреннее сопротивление батареи.
Внутреннее сопротивление батареи — это совершенно другая (интересная) область в отношении вашего вопроса, которая показывает, насколько эффективно будет работать ваша батарея.
(Редактировать: добавлен текст о шунтирующих резисторах и тестировании источника питания.)
Как было сказано ранее, идеальный амперметр имеет сопротивление, равное нулю Ом. Поскольку амперметр на самом деле является измерителем напряжения (в идеале с бесконечным сопротивлением) параллельно с шунтирующим резистором, мы выбираем шунтирующий резистор как можно меньше.
Такое расположение позволяет получить хороший измеритель тока. Но это плохой способ проверить источник питания.
При тестировании источника питания используется «нагрузка». Как правило, это резистор, способный рассеивать мощность, которую мы собираемся передать в него от источника питания. Мы выбрали сопротивление нагрузки, чтобы оно было эквивалентно тому, для чего мы обычно используем источник питания. Например, лампа накаливания на 1,5 вольта может иметь сопротивление 100 Ом. Таким образом, мы можем выбрать «нагрузочный» или «шунтирующий» резистор на 100 Ом для проверки 1,5-вольтовой батареи.
Вот откуда взялась приведенная выше диаграмма. Вы можете узнать больше об измерителях напряжения и шунтирующих резисторах, перейдя по ссылке.
Почему мультиметр не может измерить собственный ток и напряжение?
Задавать вопрос
спросил
Изменено 11 лет, 8 месяцев назад
Просмотрено 3к раз
\$\начало группы\$
Наконец-то я приобрел еще один мультиметр, так что теперь у меня есть Mastech MS8226T и Ben Electronic M92A. Я решил измерить, при каких напряжениях будет появляться предупреждение о низком заряде батареи и какой ток потребляет каждое из них.
Итак, вот моя установка: Блок питания->
Я использовал M92A для измерения тока и хотел использовать MS8226T для измерения напряжения. К сожалению, мне не удалось измерить напряжение питания с помощью MS8226T. У меня всегда было 0 В. Когда я переключал счетчики, M92A показывал напряжение вне диапазона для каждой шкалы.
Поэтому я решил использовать включенный измеритель для измерения тока и второй измеритель для измерения напряжения. Я получил ноль в результате на обоих счетчиках, когда хотел использовать их для измерения собственного потребления тока.
Почему так?
РЕДАКТИРОВАТЬ Вот схемы.
На этом изображении XMM1 — это счетчик, измеряющий ток, и он питается от своей батареи. Счетчик XMM2 питается от источника питания V1. Я использовал R1 в качестве вилки питания измерителя.
На этом изображении измеритель XMM1 питается от внутренней батареи, измеряет напряжение и показывает ожидаемые значения. Счетчик XMM2 измеряет ток и показывает ноль. Здесь я использую резистор R1 вместо вилки питания измерителя.
- измеритель тока
- измеритель напряжения
- мультиметр
\$\конечная группа\$
\$\начало группы\$
Это связано со схемой, используемой внутри мультиметра для создания виртуального заземления приблизительно при напряжении Vbat — 6,2 В или около 2,8 В для 9-вольтовой батареи; в основном это означает, что клемма COM на измерителе находится на уровне 2,8 В относительно земли аккумулятора, и показания будут смещены из-за этого.