Site Loader

Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. | План-конспект урока по информатике (2 класс) по теме:

Тема: Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации.

Цели: Познакомить с различными видами информации, со способами передачи информации и получения информации. Расширить информационную картину мира.

Оборудование: прикладная программа «Буквенное лото».

Ход занятия.

  1. Разминка

Давайте послушаем информацию, которая дается нам в стихах, и узнаем, о каких словах идет речь:

 В этом слове — тишина,

Плещет сонная волна.

Шепчут тихо камыши.

Здесь рыбалки хороши…

Без последней буквы слово

 Получаем смысл новый

-Здесь работа шумная.

Дружная и умная, (заводь, завод).

  1. Сообщение нового материала

Попросить ребят дать определение информации. Итак,  информация —   это  сведение  о  ком-то  или  о  чем-то, передаваемые с помощью знаков, звуков или сигналов.

С помощью знаков или сигналов можно передавать различи)ю информацию: тексты. рисунки. фотографии, звуковые, электрические сигналы, магнитные записи и т. д. (Предложить ребятам назвать другие виды передаваемой информации). Деятельность человека связана с передачей информации. В древности информацию люди передавали с помощью наскальных рисунков, с помощью зарубок на деревьях, которые указывали путь. Позже развилась речь, и человек мог передавать информацию с помощью устного рассказа.

Один из древних способов передачи информации — письмо, отправленное с помощью голубя.

До сих пор некоторые племена, проживающие в труднодоступных местах нашей планеты, передают сообщения друг другу с помощью дыма от костра или барабанным боем. Моряки пользуются для передачи информации флажковой азбукой. Военные используют сигнальные ракеты, люди, у которых дефекты речи и слуха, придумали свою азбуку жестов.

Передавать информацию могут не только люди, но и животные и растения.

Своим лаем собака-пастух может предупредить хозяина о том.

что на стаю может напасть волк.

Пчелы передают движениями тела, «в танце», в какую сторону надо лететь за медом.

Муравьи тоже могут передавать информацию друг другу. Передовая   информацию   друг   другу,   они   строят   муравейники (целые     подземные      города),     совместно     добывают     пищу, вскармливают   потомство   и   даже   умеют   глубоко   под   землей

выращивать грибы.

В Индии по берегам рек растут заросли удивительного растения, называемого «Стыдливая мимоза». Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя упадут хотя бы на одно растение, мимоза     спешит     свернуть     свои     листочки,     спасая     их     от разрушительной силы дождя. Самое интересное заключается в том: как  только   одно  растение  свернуло   свои  листочки  сигнал   о наступающем дожде передается от одного растения к другом), и все заросли стыдливой мимозы сворачивают свои листочки.

С возникновением письменности информация стала передаваться людьми не только устно или жестами. Умение писать и читать стало признаком грамотности людей. Выражение в письменной форме дало возможность не только передавать сведения и сообщения, но и накапливать человеческий опыт в виде рукописей. В дальнейшем, с изобретением в XV веке печатных станков, появилась возможность издания и широкого распространения человеческих знаний.

Человек способен получать информацию с помощью 5 органов

чувств.

1.        ‘Зрение    —    с    помощью    глаз    человек    получает

зрительную   информацию,  к  которой   относятся:   тексты.

рисунки, графики, числа.

2.        Слух — с помощью ушей человек получает слуховую
информацию, к которой относится речь, музыка, звуковые

сигналы, шум.

3.        Обоняние   —   с   помощью   носа   люди    получают

информацию о запахах окружающего мира.

4.        Вкус — с помощью языка человек получает
информацию о том. каков предмет на вкус — горький,
соленый, сладкий или кислый.

5. Осязание — кончиками пальцев человек получает информацию о том, каков предмет на ощупь — теплый или холодный, гладкий или шершавый.

3.  Работа в тетради

Запиши, с помощью каких органов чувств получает информацию:

  • Собака        
  • Кошка        
  • Крот        

Дополнительное задание

Нарисуй, какую информацию может получить человек на летней полянке с помощью зрения.

  1. Физкультминутка

Давайте действиями и словами передадим информацию.

На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» и жестом

показывают нужное движение (действие):

-Как живешь?        -Вот так! (Показ большого пальца)

  • Как идешь?        — Вот так!    (Прошагать двумя пальцами по ладони)
  • Как бежишь?        -Вот так!   (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)

Ночью спишь?        -Вот так!    (Руки под щеку и положить на них
голову.)

  • Как берешь?        -Вот так!
  • Как даешь?        -Вот так!        
  • Как шалишь?        -Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть  по ним ладошками. )
  • -А грозишь?        -Вот так!    (Погрозить пальчиком своему соседу.)
  1.   Работа на компьютере

Прикладная программа «Буквенное лото»

  1.  Итог
  1. Домашнее задание

Нарисуй в тетради пример информации, которую можно передать одноклассникам с помощью рисунка.

Передача информации

Цели урока:

  • Закрепить понятие информации.
  • Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
  • Рассказать о языке передачи информации.
  • Выяснить, с помощью каких технических средств можно передавать информацию.
  • Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.

Ход урока.

На доске написано число, тема урока: “Передача информации”, определение:

Информатика – это наука о способах передачи, хранения и переработки информации.

Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.

1. Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой?

Оказывается великий поэт, выразитель своей эпохи, оставил свидетельство о том, как в древности люди передавали информацию. Вспомните:

Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Кораблик доставлял моряков в разные страны, они вели торг своими товарами, узнавали новости из разных стран и рассказывали о своей стране. На суше все важные новости доставлял гонец – человек, передающий устные сообщения.

Развитие письменности породило — Почту.

2. Какими известными вам способами передвигалась почта с древних времён?

Известно, например, применение на Кавказе костровой связи. Два костровых сигнальщика находились на расстоянии прямой видимости на возвышенных местах или башнях. Когда приближалась опасность, сигнальщики, зажигая цепочку костров, предупреждали об этом население

Например, в Петербурге в начале XIX века была развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днём поднимался разноцветный флаг с той или иной геометрической фигурой, а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошёл пожар, а также степень его сложности.

Вопросы:

  1. В каких произведениях пожарная каланча как средство визуального
  2. наблюдения? (Кошкин дом.
    )
  3. В каких фильмах вы встречали передачу сведений об опасности через
  4. зажигание костров на башнях? (Мулан.)
  5. В каких фильмах использовалась передача информации через стражников на
  6. башнях? (Золушка.)

Рассмотрим ситуацию:

“Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.

Другой спрашивает:

— Ты что, на рыбалку собрался?

— Да нет, я на рыбалку.

— А я думал, ты на рыбалку…”

Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.

Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.

Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник(получатель).

Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником.

  1. Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку.
  2. Школьник учит уроки по учебнику.
  3. Мальчик играет на компьютере.
  4. Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить.
  5. Ты пишешь поздравительную открытку.
  6. Ты пишешь адрес и почтовый индекс на конверте.

Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.

3. В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто в какой момент становится то источником, то приёмником?

А может ли быть так, что:

1. Источник информации один, а приёмников – несколько? Привидите примеры.

 

2. Источников информации несколько, а приёмник один? Привидите примеры.

3. Привидите примеры с взаимным обменом информации.

При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Если я начну разговаривать с вами на английском языке, тогда несмотря на то, что вы изучаете английский язык с первого класса, вы не сможете понять меня, а поймёте только отдельные слова из моей речи.

А вот учащиеся лицеев с углублённым изучением английского языка, смогли бы понять мою речь, то есть восприятие информации от уровня подготовленности принимающего объекта.

Одну и ту же информацию можно передать разными сигналами и даже совсем разными способами. Для передачи информации не так уж существенно, каким образом передавать, а главное – заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. И если мы об этом договорились, то уже получается код или шифр. Так, например, если горит красный сигнал – это значит нельзя переходить улицу. Загорелся зелёный – иди и не бойся.

А какие коды ты знаешь?

Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. А другие для нас в новинку, а то и вовсе непонятны.

Например: В русском языке – СОБАКА; в польском – Рies; ванглийском – Dog; во французском – Chien; в немецком – Нund.

Для оценки твоих знаний в школе тоже используются коды:

Отличные знания – “5”; хорошие – “4”; удовлетворительные – “3”;плохие – “2”, а если ничего не знаешь, то можно и единицу получить. Скажем, получил ты “5” и радостный идёшь домой. А немецкий мальчик идёт с пятёркой и горько плачет, потому что в той стране, тот же самый код “5” означает плохие знания – как у нас “1”. Получается, что одни и те же цифры 1, 2, 3, 4, 5 – в разных странах имеют для оценки знаний разный смысл.

Второй вывод: Сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации.

Для общения друг с другом мы используем код – русский язык. При разговоре этот код передаётся звуками, при письме он передаётся условными знаками – буквами.

Водитель, передавая рассеянному пешеходу информацию о том, что он едет по дороге, может мигнуть светом фар или дать гудок.

Когда ты звонишь по телефону, ты тоже передаёшь на телефонную станцию код – набираешь номер телефона.

Одна и та же кодовая запись может обозначать совершенно разные вещи в зависимости от того, какой смысл мы связываем с этим кодом.

Например, набор цифр 120595 может обозначать:

— почтовый индекс;

— расстояние между городами в метрах;

— номер телефона;

— запись даты “12 мая 1995 года”.

Запиши несколько вариантов того, что могла бы означать запись 14-10?

Итак, в любом процессе передачи или обмена информацией существует её источник и получатель,а сама информация передаётся по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и других.

В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена – звуковой знак тревоги; звонок телефона – сигнал, чтобы взять трубку телефона; красный свет светофора – сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания – произошло событие – закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошёл пар – произошло событие – вода в чайнике закипела.

Привести ещё примеры событий из вашей жизни.

Итак, в передаче информации участвует “Канал связи”. Разберёмся с ним.

Рассмотрим наш урок с точки зрения передачи информации.

Я – источник, говорю с вами на русском языке, кодируя речь понятными для вас словами. Канал связи – воздушная среда, которая передаёт колебания, производимые мною. Вы – получатели информации. Ваше ухо воспринимает колебания воздуха, расшифровывает информацию и вы понимаете, о чём идёт речь на уроке. Представим себе, что вы отвлеклись, и тогда часть сказанного мною не дошла до вас, и вы уходите с урока так и не поняв, о чём говорилось на уроке. Знакомая ситуация, не правда ли? Именно поэтому вас постоянно просят учителя не отвлекаться и не отвлекать других, так как трудно усвоить материал, о котором ты не прослушал объяснения учителя.

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру: “Глухой телефон”. Ведущий передаёт слово первому игроку на ушко, чтобы никто не слышал. Тот, в свою очередь, передаёт следующему и так далее. Затем ведущий спрашивает услышанное слово у последнего игрока, затем у предыдущего и далее по цепочке. Выясняется, что первоначальная информация неимоверно исказилась. Причиной может быть и плохо услышанная информация, и специально неправильно переданное слово. На этом примере мы разбираемся, что не любая информация доходит до получателя в первоначальном виде.

Оказывается, чтобы попасть к своему адресату, информация проходит ещё более сложный путь. При разговоре люди кодируют свою речь понятными для окружающих словами. По воздуху колебания достигают уха собеседника, поступают в головной мозг, декодируются, и только тогда происходит процесс передачи информации. Вот так это происходит.

Полная схема передачи информации.

Если в качестве источника информации выступает техническое устройство (телефон, компьютер и что-то другое), то от него информация попадает на кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и так далее.

По каналу связи информация попадает на декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю.

Привести примеры кодирующих и декодирующих устройств.

Запишите, как происходит по этой схеме передача информации в компьютере от клавиатуры к экрану монитора.

Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться..

Это происходит из-за различных помех на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах. Вспомним опять сказку о царе Салтане, да и другие литературные произведения, когда героям всегда кто-нибудь мешает. Существует огромное количество способов кодирования, которыми пользуются органы разведки, а ещё больше людей работают над декодированием информации в органах национальной безопасности. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука – криптография.

Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.

В XVIII веке возник семафорный телеграф. Это световая связь.

Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество открытий. Сначала П.Л. Шеллинг в России в 1832 году изобрёл электрический телеграф. В 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку, которая теперь носит его имя. В 1876 году американец А. Белл изобрёл телефон.

В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи. Самым замечательным изобретением XX века можно считать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи. Среди самых последних новинок – оптоволоконная связь, но с ней мы познакомимся на выставке “Информатика и связь”. Самые современные средства связи будут представлены на ней, и вы увидите пока не реализованные проекты, которые составят гордость нашей науки и промышленности.

Домашнее задание: во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались, их частоту и причину.

Представление информации различными способами

Похоже, у вас отключен Javascript в браузере. Этот сайт использует Javascript для правильной работы, поэтому некоторые функции будут недоступны, пока вы не включите их.

Предложение по реализации стратегии «Использование общеклассных стратегий для поддержки учащихся с речевыми, языковыми и коммуникативными потребностями в 7–13 классах».

  • Представить все
  • Скачать
  • Предложение инструменты преобразования текста в речь
  • использовать технологии
  • Идеи для представления контента
  • Поддерживать понимание с визуальными эффектами
  • Находить видео с субтитрами
  • С использованием кино

На этой странице:

Предложение инструментов преобразования текста в речь

Руководство, которое поможет учащимся начать работу с Read and Write for Google.

Примечание. Функции преобразования текста в речь бесплатны для учащихся.

Видео размещено на Youtube http://youtu.be/YJ5N1BQc0bc

Источник: Текстпомощь (открывается в новой вкладке/окне)

Субтитры

Источник:

Текстовая помощь
https://www.youtube.com/channel/UC50ySjJFHy9ZJltP6S0AlHg

  • Подарок
  • Скачать

Использовать технологии

Использовать технологии для обучения.

  • Компьютер или планшет обеспечивают языковую и визуальную поддержку, к которым можно обращаться так часто, как это необходимо.
  • Информация может быть представлена ​​мультисенсорными способами, а представление может быть адаптировано к индивидуальным потребностям, поддерживая независимость.
  • Обеспечивается комбинация визуальных и слуховых стимулов.
  • Учащиеся могут учиться в своем собственном темпе и возвращаться к уроку так часто, как захотят.
  • Дифференцированная работа может быть представлена ​​гибко, чтобы соответствовать индивидуальным требованиям обучения.
  • Подарок
  • Скачать

Идеи для представления контента

Идеи для представления контента различными способами для поддержки понимания.

  • Используйте мультисенсорный подход – используйте реальный опыт, физическую активность и манипуляции.
  • Предоставьте несколько наглядных и конкретных примеров информации. Используйте инфографику, реальные объекты, изображения, видео и интерактивы на устройствах.
  • Поддержка текста с визуальными и звуковыми эффектами. Включите субтитры к видео.
  • Представляйте цифровой, а не печатный текст, чтобы учащиеся могли персонализировать способы доступа к нему.
  • Используйте блоги, вики и онлайн-инструменты, такие как Moodle, для объединения различных версий контента в одном месте, например, видео YouTube, графики и некоторого текста.
  • Подарок
  • Скачать

Поддержка понимания с помощью визуальных средств

Предлагайте информацию более чем одним способом.

Используйте символы и графику для иллюстрации текста.

Содержите макет в чистоте и порядке.

Источник: ОСНОВНОЕ образование

Просмотр полного изображения (218 КБ) (открывается в новой вкладке/окне)

  • Подарок
  • Скачать

Поиск видео с субтитрами

Как найти видео на YouTube с субтитрами с помощью ноутбука или настольного компьютера.

  • Найдите YouTube и откройте домашнюю страницу.
  • Введите тему поиска (например, «лягушки») в строку поиска YouTube и нажмите клавишу возврата.
  • В левой части экрана щелкните вкладку «Фильтры», и откроется окно меню.
  • Выберите «субтитры/CC» в списке «Функции».
  • Выберите видео из набора отфильтрованных видео, представленных YouTube.
  • Просмотрите выбранное видео с включенными субтитрами, чтобы проверить точность, прежде чем поделиться со студентами.
  • Поделитесь со студентами видео с субтитрами.
  • Подарок
  • Скачать

Использование фильмов

Учащиеся смотрят фильмы с субтитрами, чтобы улучшить понимание прочитанного и беглость речи.

Популярные фильмы помогают детям повышать грамотность

Исследование, проведенное Кентерберийским университетом (Новая Зеландия), показало, что использование субтитров не только значительно повысило уровень грамотности, особенно среди учащихся маори и пасифика, но и снизило прогулы учащихся из-за вовлеченности.

Издатель: Кентерберийский университет

Посетите вебсайт

  • Подарок
  • Скачать

Следующие шаги

Дополнительные предложения по реализации стратегии «Полезные стратегии в классе 9–13 лет»:

  • Поддержка участия и уверенность

  • Текущая страница Подавать информацию по-разному

  • Поддержка обработки и планирование

  • Предоставьте возможности для создания, изучения и делиться

Вернуться к руководству «Речь, язык и коммуникативные потребности»

Речь, язык и общение

Как использовать этот сайт

  • Советы по максимальному использованию нашего гиды
  • Что включено образование?

Руководство по академическим исследованиям

2 типа источников

Информация может быть количественной или качественной.

Один из наиболее очевидных способов категоризации информации — по тому, является ли она количественной или качественной. Некоторые источники содержат количественную или качественную информацию, но источники часто содержат и то, и другое.

Многие люди сначала думают об информации как о чем-то вроде таблицы или электронной таблицы, состоящей из чисел и слов. Но информация может быть передана не только в текстовом или числовом виде, но и другими способами.

Количественная информация – Включает измеримую величину – используются числа. Вот некоторые примеры: длина, масса, температура и время. Количественную информацию часто называют данными, но это могут быть и другие вещи, помимо чисел.

Качественная информация – Включает описательное суждение с использованием понятийных слов вместо чисел. Пол, название страны, вид животных и эмоциональное состояние являются примерами качественной информации.

Взгляните на приведенную ниже таблицу примеров. Другой способ отображения числовой информации в таблице — в графическом формате — например, перечисление возраста учащихся или среднего балла на гистограмме, а не в виде списка чисел. Или вместо этого всю информацию в таблице можно было бы отобразить в виде видеоролика, в котором каждый учащийся рассказывает эти сведения о себе.

Пример: Таблица данных с количественными и качественными данными В этой таблице показано, что информация может включать диапазон
форматов, включая изображения.

Все чаще другие форматы (например, изображения, звук и видео) могут использоваться в качестве информации или использоваться для передачи информации. Некоторые примеры:

  • Видео, на котором кто-то смотрит сцены из фильмов ужасов, с информацией о частоте сердечных сокращений и кровяном давлении, встроенной в видео. Вместо того, чтобы получать описание реакции человека на сцены, вы можете увидеть его реакцию.
  • База данных информации о птицах, включающая звуковой файл для пения каждой птицы. Что бы вы предпочли: словесное описание птичьей песни или аудиоклип?
  • Список цветов, включающий изображение фактического цвета. Такой список очень полезен, особенно когда МНОГО названий цветов.
  • Друг устно сообщает вам, что новая пиццерия находится в 3 кварталах от вас, цена за кусок 2 доллара, и что пицца вкусная. Возможно, это никогда не будет записано, но это может оказаться очень ценной информацией, если вы голодны!
  • Карта штата Огайо, на которой округа окрашены в красный цвет разной интенсивности в зависимости от среднего дохода жителей домохозяйств.
Упражнение: Количественные и качественные

Какие количественные и качественные компоненты данных вы могли бы использовать для описания себя? См. внизу страницы некоторые возможные ответы.

Активность: Несколько дисплеев данных

Взгляните на статью в Википедии о генеральных секретарях ООН. Прокрутите вниз и просмотрите таблицу людей, занимавших пост Генерального секретаря.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *