Индикатор разряда аккумуляторной батареи на двух транзисторах
Известно, что аккумуляторные батареи всех типов «не любят» глубокого разряда. реч идет о практически любых типах аккумуляторов, никель метал гидридных, свинцово-кислотных, литий-ионных и т.д. Конечно, используемые в современных гаджетах литий-ионные (Li-ion) или литий-полимерные (LiPo) батареи так или иначе используются с контроллерами заряда и наш телефон всегда предупредит нас о том, что батарею уже пора бы и зарядить. Но если мы, радиолюбители, используем литий ионный аккумулятор в какой-то своей, не очень «интеллектуальной» (по сравнению со смартфоном) конструкции, то в этом случае тоже нужно использовать индикатор разряда.
Предлагаемая схема сигнализатора разряда очень проста. Содержит всего несколько деталей, которые можно найти в любой куче электронного хлама. В схеме всего два кремниевых транзистора, четыре резистора, светодиод и один подстроечный резистор, которым устанавливается порог срабатывания устройства. Порог срабатывания мы устанавливаем в зависимости от типа аккумулятора и количества аккумуляторов в батарее.
Схема индикатора разряда аккумуляторной батареи
При использовании сигнализатор просто подключается к цепи питания устройства, которое работает от нашего аккумулятора. Когда аккумулятор разрядится и напряжение на нем уменьшится до определенного уровня, установленного подстроечником R2, начнет светиться светодиод HL1.
С точки зрения схемотехники устройство представляет собой разновидность триггера Шмидта на двух транзисторах. Триггер Шмидта изобрел американский инженер Отто Герберт Шмитт. Это — пороговая схема или двухуровневый триггер с гистерезисом. Это означает, что напряжение включения этого триггера отличается от напряжения его выключения.
Для повышения точности натройки порогового напряжения в качестве подстроечника R2 желательно использовать многооборотный подстроечный резистор.
Купить многооборотники…
Также для улучшения точности работы схемы лучше использовать транзисторы с высоким коэффициентом усиления. Кроме указанных на схеме КТ3107 можно использовать yfghbvth транзисторы BC559. В данной схеме использованы транзисторы структуры PNP, но вы можете легко использовать и более распространенные транзисторы NPN, например КТ3102 или BC547 — BC549. Схема на транзисторах NPN приведена ниже:
Схема индикатора разряда аккумуляторной батареи на транзисторах NPN
Как видите, схема отличается только полярностью подключения светодиода и полярностью подключения схемы к источнику питания. Гистерезис схемы (разницу между напряжением включения и отключения светодиода) можно изменить, подбирая номинал резистора R4. Не следует слишком занижать сопротивление этого резистора, так как ухудшится пороговость работы триггера, светодиод будет загораться постепенно, а не скачком. С другой стороны, при номинале резистора в районе нескольких десятков Ом, у схемы будет слишком большой гистерезис. При светящемся светодиоде схема потребляет от аккмулятора около 3 миллиампер, а с погашенным светодиодом — меньше миллиампера. Ток измерялся при напряжении питания 5V.
Творчески настроенные радиолюбители могут попробовать доработать схему, включив вместо светодиода звуковую сигнализацию или пойти дальше — добавить автоматическое включение какой-либо цепи заряда аккумулятора.
тэги: переразряд, защита от переразряда, защита аккумулятора
battery indicatorLi-IonPower SupplyИндикатор разрядаисточники питания
Самодельный индикатор уровня заряда аккумулятора: Часть 2
В прошлом месяце я писал про создание простейшего индикатора уровня заряда li-ion батарейки. В комментариях многие сокрушались, зачем мне это нужно, ведь можно легко купить готовый модуль. Сегодня я расскажу и покажу, зачем мне понадобился именно свой вариант модуля и расскажу о некоторых обновлениях.Что поменялось
Я прислушался к советам комментаторов и внес некоторые изменения в прошивку. Теперь замеры проводятся при выключенных светодиодах, что в теории должно повысить точность. Также я реализовал программный ШИМ на все 4 канала, так что яркость отдельных светодиодов можно регулировать, не меняя резисторы (константы LED1_MAX, LED2_MAX и т.д.). Раз ШИМ уже есть, то грех было не запилить эффект плавного переключения светодиодов (строка FADE_LEDS):Больше никаких изменений нет, так что предлагаю посмотреть, куда я уже успел встроить эти поделки.
Пример использования №1
Есть у меня дешевый микшер для караоке, вот такой:Он весьма плюшевый и шумный, но для использования под градусом сойдет)) Работает он от собственного блока питания на 12В, что доставляет некоторые неудобства, так как нужна свободная розетка, а шнур БП короткий:
Я уже успел пошаманить над ним и заменил ненужные AV выходы на 3.5мм гнезда. Следующим шагом был перевод на литий по классической схеме: повышайка до 12В на MT3608 + 4056 для зарядки лития. Type C разъем для зарядки и герой предыдущего обзора разместились на задней панели: Получилось просто и на мой взгляд не очень колхозно, какой-нибудь простой LED вольтметр здесь бы выжигал глаза, причем не только светом.
Пример использования №2
На днях я писал про простенький усилитель для наушников. Мне не понравилось, что в нем полностью отсутствует какая-либо индикация текущего уровня заряда, он просто отключается при падении напряжения на аккумуляторе до критических значений. Первым делом я выпаял бесполезный родной светодиод и его ограничительный резистор:Места в корпусе очень мало, поэтому мне пришлось побыть Левшой и собрать микроскопическую версию индикатора на SMD компонентах, спичка рядом для масштаба:
Собирал на коленке и тыкал паяльником, поэтому строго не судим) Залив для надежности каплей эпоксидки и одев модуль в термоусадку, разместил на плате усилителя и закрепил это дело клеем:
Питание на модуль подается при включении усилителя и берется с выключателя. В работе выглядит так:
Пример использования №3
У многих есть bluetooth колонки, но немногие из таких колонок умеют отображать свой заряд на телефоне, индикация на самом устройстве тоже мало где предусмотрена. Одна из таких есть у меня — SVEN PS-250BL:У нее есть 2 индикатора: синий слева горит/мигает при работе, красный справа — горит лишь при зарядке. Так как при обычной работе левый индикатор не задействован, я решил приспособить его для отображения уровня батарейки. Разбираем колонку:
Я решил его не трогать, т.к. в целом его работа с новым модулем не пересекается. Для колонки мне потребовался такой же маленький модуль, как и для усилителя. Располагаем индикатор и подпаиваем минусовой контакт к дорожке GND на плате с кнопками:
Положительный контакт подпаиваем к конденсатору на входе преобразователя, напряжение с аккумулятора присутствует на нем только при работе колонки:
В работе:
Итог
Самопальный индикатор позволил добавить недостающий функционал в некоторые устройства без нанесения ущерба их внешнему виду, чего сложно было бы добиться готовыми модулями из Китая. В некоторых случаях это было бы вообще невозможно, т.к. иногда встречаются жесткие ограничения на размеры (как в случае с усилителем). Возможный круг применения не ограничивается моими тремя примерами, индикатор можно задействовать еще много где: в наушниках, самодельных повербанках и т.п., единственное ограничение здесь — фантазия.Цепь индикатора заряда батареи с использованием двух транзисторов
Вы здесь: Home / Battery Chargers / Actulet Full Charge Cuptor с использованием двух транзисторов
Поиск этого веб -сайта
Последнее обновление от Swagatam 104 Комментарии
Эта небольшая схема предупредит пользователя о том, что батарея достигает уровня полной зарядки (перезарядки) во время зарядки, загораясь светодиодом. В качестве основных активных компонентов в схеме используется всего пара транзисторов.
Основная характеристика
Главной особенностью этой конструкции является не только ее мини-дизайн, но и характеристики напряжения питания, которые могут составлять всего 2 В, что означает, что ее можно использовать со всеми батареями в диапазоне от 2 В до, вероятно, 60 В с небольшими изменениями
Я уже обсуждал подобное понятие, предназначенное для прямо противоположной функции, то есть для индикации нижнего порога разрядки батареи.
Теперь давайте посмотрим, как устроена данная схема и как ее можно настроить для выполнения требуемой индикации предупреждения о разряде батареи.
Мы изучим две простые конструкции, первая из которых включает светодиод при полном уровне заряда батареи, а вторая может использоваться для противоположного действия, то есть выключать его при установленном предустановленном значении.
Включение светодиода при полной зарядке батареи
Принципиальная схема, показанная ниже, предназначена для включения светодиодного индикатора, как только подключенная батарея достигает полного уровня заряда.
Как исправить предустановки
Чтобы настроить схему, пользователь должен подать в схему желаемый верхний уровень заряда и настроить предустановку таким образом, чтобы светодиод только начинал ярко светиться на этом уровне.
Видеоклип:
youtube.com/embed/2D0dF7jgq1Q?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Выключение светодиода при полном заряде батареи
Следующая схема сконфигурирована для принудительного выключения светодиода, когда батарея достигает максимального уровня заряда.
Для пользователей, которые хотят, чтобы светодиод выключался при достижении верхнего порога, можно использовать показанную выше конструкцию, работа которой может быть понята со следующими пунктами:
В соответствии с требованием светодиодная подсветка должна начать уменьшаться, как только батарея достигает примерно близкого к установленному порогу полного заряда.
Процедура настройки пресета на самом деле очень проста.
Пользователь должен подать напряжение питания, которое может быть равно желаемому высокому уровню заряда батареи, а затем осторожно отрегулировать предустановку с помощью отвертки, чтобы светодиод просто отключился на желаемом уровне.
Для Например, предположим, что схема индикатора была установлена для контроля уровня перезарядки 12-вольтовой батареи на уровне 14,3 В, тогда предустановка может быть изменена, чтобы убедиться, что светодиод начинает отключаться только при напряжении около 14 В.
Проектирование печатных плат
О компании Swagatam
Я инженер-электронщик (dipIETE), любитель, изобретатель, разработчик схем/печатных плат, производитель. Я также являюсь основателем веб-сайта: https://www.homemade-circuits.com/, где я люблю делиться своими инновационными схемами и учебными пособиями.
Если у вас есть какие-либо вопросы, связанные со схемой, вы можете ответить через комментарии, я буду очень рад помочь!
Индикатор аккумулятора на автомобиле: что это значит
Как и большинство водителей, вы, вероятно, тратите больше времени на размышления о плейлистах для поездок, чем о аккумуляторе вашего автомобиля. Но когда на машине загорается индикатор аккумулятора, нужно знать, как реагировать. Здесь мы ответим на самые распространенные вопросы о батареях, в том числе о том, что делать, если вы видите, что индикатор батареи горит.
ДЛЯ ЧЕГО НАЗНАЧЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОГО СВЕТИЛЬНИКА В АВТОМОБИЛЕ?
Индикатор аккумулятора, также называемый индикатором аккумулятора на приборной панели, предназначен для того, чтобы сообщить вам о проблеме с аккумулятором или системой зарядки вашего автомобиля. Это может указывать на то, что ваша батарея повреждена или изношена, или что система зарядки каким-то образом неисправна. Когда у вашего автомобиля возникают эти проблемы, вы часто замечаете и другие симптомы неисправности аккумулятора. Возможно, машина не переворачивается, или машина глохнет при включении. Вы можете услышать щелчок при попытке запустить двигатель. У вас также может быть радио, которое не включается, или электрические стеклоподъемники, которые медленно поднимаются.
ПОЧЕМУ ГОРИТ ЛАМПОЧКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В АВТОМОБИЛЕ?
- Ослабленный или корродированный кабель батареи
- Проблема с генератором или регулятором напряжения
- Поврежденные элементы или пластины внутри батареи
- Неисправность проводки в системе электрозарядки автомобиля
Независимо от того, какие симптомы вы заметите, индикатор аккумулятора говорит вам простую истину: у вас проблемы с аккумулятором, и ваш автомобиль не получает от аккумулятора достаточного тока для правильной работы. Это означает, что пришло время действовать, начиная с простого обслуживания.
У МЕНЯ ГОРИТ ЛАМПОЧКА АККУМУЛЯТОРА. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?
Если в машине горит индикатор аккумулятора, не беспокойтесь. Есть несколько простых шагов, которые вы можете предпринять, прежде чем пытаться запустить аккумулятор или отдать его в ремонт. Сначала определите, горит ли индикатор батареи всего несколько секунд или горит постоянно. Это нормально, когда свет на мгновение загорается, когда вы заводите машину, и вскоре после этого он обычно гаснет. Если индикатор продолжает гореть, это означает, что требуется дополнительное внимание.
КАК Я МОГУ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТРАНИТЬ ПРОБЛЕМЫ С АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ?
Если вам удобно работать с автомобилем самостоятельно, вы можете решить проблему без профессиональной помощи, особенно если это незначительная проблема, такая как коррозия или ослабленные хомуты. Прежде чем приступать к ремонту, не забудьте ознакомиться с руководством пользователя и надеть защитные перчатки. Затем выполните следующие действия, чтобы начать устранение неполадок.
1. ПРОВЕРКА НА КОРРОЗИЮ
В жаркие летние месяцы или в регионах с более теплой погодой в некоторых автомобилях на клеммах аккумуляторной батареи может появиться коррозия. Чтобы найти коррозию, осторожно снимите все крышки с клемм в верхней части аккумулятора. Если вы видите белое или зеленоватое вещество на клеммах или рядом с ними, это коррозия. Коррозия может помешать правильному прохождению тока от аккумулятора к критическим системам вашего автомобиля.
К счастью, очистить батарею и удалить коррозию самостоятельно несложно и недорого. Во-первых, купите чистящее средство для аккумуляторов в местном магазине или смешайте собственный раствор с пищевой содой и водой. Сняв крышки клемм, отсоедините кабели аккумуляторной батареи, начиная с отрицательного (черного) кабеля в первую очередь и заканчивая положительным (красным) кабелем. Протирайте клеммы аккумулятора и концы кабелей раствором до тех пор, пока коррозия не исчезнет.