ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ! Составитель Мелихова Наталья Гордеевна
1
Г ОТОВИМСЯ К ЕГЭ!
Орфоэпическая разминка
Расставьте ударение в словах:
Намерение
Оптовый
Средствами
Вручит
Занята
Обогнала
Согнутый
Включенный
Включим
Добела
Облегчить
Перезвонит
Одновременно
Сироты
Углубить
Жалюзи
Избалованный
Свекла
Цепочка
Торты
Эксперт
Опошлит
Дешевизна
Ненадолго
Красивее
Досуг
Принудит
Лексическая пятиминутка
Тоска по Родине – ________________________________________________________________________
Столкновение противоположных взглядов – ______________________________________
Богатый покровитель наук, искусств – _______________________________________________________
Место пребывания правительства – _________________________________________________________
Вознаграждение за труд – _________________________________________________________________
Торжественная церемония вступления нового президента в должность – ______________________
Преимущественное право, льгота – _____________________________________________
Круг избирателей, голосующих за кандидата или партию на выборах – ____________________________
Удаленная от центра местность – ___________________________________________________________
Полная независимость государства – _______________________________________________________
Восторженная похвала – _____________________________________
Музыкальное сопровождение -____________________________________________________
Контракт – ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Рейтинг – _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Вакансия – ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Антагонизм – ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Дебют – ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Имитация – _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Презент – _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Приоритет – _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Раритет – _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Ходатайство – ___________________________________________________________________________
Дилетант – ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Эксперимент – ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Полемика – _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Апелляция – ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Эволюция – _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Иллюзия – ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Грамматическая разминка
По обеим берегам — _______________________________________________________________
ООН объявил — _______________________________________________________________________
Баллотироваться депутатом — ______________________________________________________________
По окончанию школы — _______________________________________________________________
В двух тысяч пятом году- ___________________________________________________________
Самый умнейший человек — ________________________________________________________________
Около пятиста участников — _______________________________________________________________
Народные песни грузинов — _________________________________________________________
Семьдесят шести километров — ____________________________________________________________
На полноводном Миссисипи — _________________________________________________________
Двое близких подруг — __________________________________________________________________
Был более способнее — ____________________________________________________________________
Созданный роман молодым автором вызвал оживленные споры.
________________________________________________________________________________________
Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.
________________________________________________________________________________________
Редактирование
Руководители Москвы и Московской области должны в ближайшее время (представить, предоставить) на суд общественности планы по расширению границ столицы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работодатель должен (представить, предоставить) учебный отпуск тем сотрудникам, кто одновременно работает и учится.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите существительные, подходящие к прилагательным:
Генеральный-генеральский (сражение, директор, чин, уборка квартиры, погоны)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гармоничный-гармонический (человек, колебание, ансамбль, спектакль, ряд, общество)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Орфографическая диктовка
Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания:
На ещ… (ни,не) кем (не) коше…ой траве серебр…ыми грозд…ями бл…ста…т р. ..са а стел…щ…йся туман над дремл…щ…й реч…нкой нач..на…т (не) спеша таять.
Моему другу (не) (без)…звес…ному пут…шестве…нику (не) (сегодня) (завтра) уе…жать и (любо) (дорого) что он успел увид…ть этот лан…ша…т по…дернутый (в) дали бре…ж…щими лучами солнца этот смеш…ный лес занавеш…н…й дымчатой мглой и…чеза…щ…й ночи.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН:
Театр был огромный, с каме( 1 )ыми коло( 2 )ами: на крыше его взвивались на дыбы чугу( 3 )ые лошади, и их беше( 4 )ый порыв мужестве( 5 )о сдерживал человек с венком на голове, должно быть сильный и храбрый.
3
Вариант 3.
Обязательная часть
1.(1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.
бралА , начАтый , бантЫ , донельзЯ
2. (1 балл). Запишите, вставьте пропущенные буквы ы – и после ц в словах:
Крепкие мышц… , артисты ц…рка, надвигающийся ц…клон.
3. (1 балл) Запишите, вставьте нужное окончание в имена существительные:
Приказ о наступлени…, петь в консерватори…, узнать о зачислени…
4. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.
Пр…добрый человек ,пр…гадкий мальчуган, пр…ободрить товарища, пр…хорошенькая девица, пр…подавать урок, пр…бытие поезда.
с приставкой при- | с приставкой пре- |
5. (1 балл). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие – с двумя нн. Запишите их в две колонки:
Пчели…ый, кожа…ый, нефтя…ой, це..ая, безвреме..ая, стари..ый.
с н | с нн |
6. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Напишите правильно.
Несколько дворян, пара сапог, шесть апельсин, много басней.
7. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.
Умное шимпанзе, узкое авеню, вкусный кольраби, молотый кофе.
8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь?
Легко дышит…ся. Ему трудно извинит…ся. Всё сбудет…ся.
9. (1 балл) Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.
1) к..рикатура, погл..щать, вопл..тить, тр..нслировать;
2) благосл..влять, спарт..киада, об..гащать, р..сток;
3) декл..рация, предпол..гать, п..норама, огл..шать;
4) уд..литься, об..няние, выр..щенный, спл..титься.
10. (1 балл) Выпишите предложения, в которых вместо пропущенной должна стоять буква Е.
Вдруг как выпрыгн…т!
Не уме…шь дружить – один остан…шься.
От искры бор разгора…тся.
С кем хлеб-соль вод…шь?
11. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
— Грибоедов создал (не)традиционную для своего времени комедию.
— Девушка выглядела очень (не)весёлой.
— (Не)хотя мы поели и вышли на улицу.
— И, головы седой (не)поднимая, опять сидела тихо у огня.
12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить запятую перед союзом и.
1)Туман редел и становилось темнее.
2)На море не видно ни одного огонька и не слышно ни одного всплеска
3)Жара и усталость взяли свое,
13. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1.Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей
2.Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.
3. Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.
14. (1 балл). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, исправив ошибку.
1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.
2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.
15. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения , запишите.
Обнаружив в кометах органические вещества,
1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
2) это даёт основания для важных выводов.
3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.
16. (1 балл) В каком предложении вместо слова ОБОРОТНЫЙ нужно употребить слово ОБОРОТИСТЫЙ?
Выпишите это предложение, заменив в нем слово.
1) На ОБОРОТНОЙ стороне листа был написан телефон.
2) Фабрика не может класть на депозит ОБОРОТНЫЕ средства.
3) К тому времени Порфирий скопил немалый ОБОРОТНЫЙ капиталец.
4) Попандопуло был ОБОРОТНЫМ дельцом с сомнительной репутацией.
17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение , где нужно поставить одну запятую.
1) Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.
2) Море и ветер внезапно утихли.
3) Моряки как на кораблике так и в лодке почувствовали себя лучше но ещё долго не верили в своё спасение.
18. (1 балл) Укажите правильное объяснение постановки запятой перед и в предложении:
В горах ударил гром (?) и хлынули потоки воды.
1.Простое предложение, перед союзом И запятая нужна.
2.ССП, перед союзом И запятая не нужна.
3.Простое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 19–21
(1)… (2)Одним из главных обсуждавшихся там вопросов было ограничение морских вооружений. (З)Это произошло впервые в истории мировой политики. (4)Конференция установила предельное водоизмещение линейных кораблей, максимальный калибр их артиллерии, а также утвердила суммарное водоизмещение для флота каждой страны-
участницы. (5)Поскольку некоторые из стран уже заложили новые линейные корабли, которые, будучи достроенными, намного превысили бы лимит водоизмещения, было решено использовать эти корпуса для новой конструкции авианосцев, чья верхняя палуба представляет собой площадку для взлёта и посадки самолётов. (6)… появился ещё один класс кораблей, которым суждено было в будущем стать основной ударной
силой военных флотов, сменив в этом качестве линкоры.
19. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
После Вашингтонской конференции та роль, которая раньше отводилась морским флотам, всё чаще стала связываться с флотами авиационными.
В 1921 году в Вашингтоне состоялась международная конференция, на которую были приглашены представители всех стран-победительниц в Первой мировой войне.
Флот, созданный для утверждения могущества Германии, на деле стал фактором её поражения.
«Золотой век» линейных кораблей (броненосцев) остался в прошлом, но ещё почти два десятилетия они продолжали оставаться самыми сложными боевыми машинами, созданными человеком.
20 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Однако, Наоборот, Впрочем, Так.
21. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
ограничение было (предложение 2)
это произошло (предложение 3)
заложили корабли (предложение 5)
намного превысили (предложение 5)
Дополнительная часть
22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет
23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Берестяные грамоты Новгорода — бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, о котором говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Запишите предложение и расставьте отсутствующие знаки препинания.
Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
Я думал о людях, чья жизнь была связана с этой историей, и мне захотелось узнать, что с ними стало.
25. (3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Запишите предложения, раскрывая скобки.
1) Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.
2) Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.
3)Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО ЖЕ время не понимал, ОТЧЕГО дом стал таким пустынным.
4)Великий шёлковый путь начинался в Китае, ЗАТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а ОТТУДА в Европу.
26. (3 балла) Из приведенных в скобках слов выберите нужные:
Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).
Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, погоны, уборка квартиры).
Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль).
27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.
нетерпимый — нетерпеливый, заразный — заразительный,
28. (3 балла) Прочитайте текст.
Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.
Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте и выпишите его.
В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске.
Купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили.
Церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.
Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.
Помимо изменения климата, опасность для человечества представляет наблюдаемое сегодня исчезновение многочисленных видов растений и животных. Биологическое разнообразие планеты — это результат миллионов лет эволюции. Человек, несмотря на высокую ступень его развития, продолжает оставаться зависимым от окружающей среды и процессов, происходящих в
дикой природе, и снижение биологического разнообразия не может не повлиять на человека прямо или косвенно.
Гармония— Иногда я слышу верхнюю ноту, которой нет. Это связано с гармониками?
Это вообще не проблема. Они называются обертонами и воспроизводятся с каждой нотой без фактического воспроизведения. Возможно, у вас лучший слух, чем у большинства, но каждая отдельная нота, которую вы слышите, состоит из множества звуков. (Единственным исключением является синусоида, которая представляет собой чистый тон без гармоник. Камертон приближается, но все же имеет их.) Гармонический ряд математически говорит нам, какие ноты будут хорошо звучать вместе, а какие будут конфликтовать. Это объясняет, почему мажорный аккорд звучит иначе, чем минорный, и многие другие аспекты музыки и гармонии, которые мы часто принимаем как должное. Каждый инструмент, в зависимости от размера, формы, материала и т. д., подчеркивает разные гармоники, придавая ему отличное звучание даже между разными моделями одного и того же инструмента. (Конечно, существует множество других факторов, влияющих на создание определенного звука. )
Нота, которую вы играете, является основной. Самая заметная гармоника почти всегда на одну октаву выше основной, вибрирует в соотношении 2: 1, и ее может быть довольно трудно различить, поскольку все остальные колебания совпадают с основной.
Следующую гармонику часто легче всего услышать, так как она находится дальше от основной гармоники, но все же достаточно заметна и низка. Он вибрирует в соотношении 3:1 к основному тону, что ставит вас на октаву плюс квинту выше. Если C — наш фундамент, это будет G.
Продолжаем ряд вверх с соотношениями 4:1 (кварта выше предыдущей гармоники, на 2 октавы выше основной), 5:1 (еще одна большая терция вверх), 6:1 (еще одна малая терция вверх, теперь на 2 октавы выше второй гармоники) и так далее (7:1, 8:1, 9:1), пока они не станут слишком высокими для нас.
Обратите внимание, что наиболее согласные интервалы (октава, квинта, четвертая, большая терция, малая терция…) ближе всего к основному тону. Более диссонирующие гармонии встречаются выше и в основном незаметны. (Что на самом деле определяет, насколько согласны две ноты, так это количество высот, которые перекрываются в соответствующих гармонических рядах. Чем меньше они перекрываются, тем более диссонирующим является интервал.)
Настройка, основанная на гармоническом ряду, называется Just Intonation и является единственным способом идеальной настройки, но пропорции создают ноты, уникальные для каждой тональности. Чтобы избежать настройки на новый основной тон каждый раз, когда мы меняем тональность, мы создали систему настройки Equal Temperament, которая очень точно повторяет высоту тона из гармонического ряда, сохраняя при этом постоянное расстояние каждого полутона (но также не давая вам никогда по-настоящему настроиться! )
Человеческий голос невероятно хорош в создании обертонов, так как мы можем динамически изменять форму практически всех частей «инструмента» на лету и можем воспроизводить любой микротон, что позволяет нам (при большой и большой практике) точно Настройтесь на гармонический ряд того, что является основным в данный момент.
Ради интереса попробуйте спеть слово «мы» относительно низким, но удобным тоном (не обязательно ни с чем созвучным). Теперь повторите это снова, но ОЧЕНЬ медленно, переходя от звука «оо» в начале к звуку «и» в конце так плавно, как только сможете (также постарайтесь создать как можно больше места в задней части рта). Если все сделано правильно, вы должны услышать хотя бы часть гармонического ряда в порядке возрастания.
Пифагорейская перспектива – Университет Нью-Йорка в Праге
29 июня 2015
Эдель Сандерс
Заведующий кафедрой психологии UNYP
Я бы подарил детям музыку,
9000 2 физика и философия, но важнее всего музыка, ибо в закономерностях искусства являются ключом ко всему обучению.Платон, гр. 428-347 гг. до н.э.
Первый конкретный аргумент в пользу фундаментальной связи между математикой и музыкой был, возможно, выдвинут ранним философом и математиком Пифагором (569 г. -475 г. до н.э.), которого часто называют «отцом чисел». Его также можно считать «отцом гармонии», учитывая, что его открытие серии обертонов и анализ акустики и соотношений, связанных с музыкой, с тех пор служат основой гармонии в музыкальной композиции западного полушария. Пифагорейская, Quadrivium и платоновская классификации математики были основаны на иерархических измерениях, начиная с арифметики, затем геометрии, астрономии и, наконец, музыки.
Говорят, что Пифагор экспериментировал со звуками, издаваемыми при перещипывании струн разной длины. Он обнаружил, что некоторые определенные соотношения длин струн создают приятные комбинации («гармонии»), а другие — нет. Основываясь на своих тщательных наблюдениях, Пифагор определил физику интервалов или расстояний между нотами, которые формируют первичную гармоническую систему, которая используется до сих пор (Parker, 2009, стр. 3-5).
Музыка основана на пропорциональных отношениях. Математическая структура гармонического звука начинается с одного естественного тона, который содержит в себе ряд дополнительных частот выше его основной частоты («обертонов»), о которых мы обычно не знаем на сознательном уровне. В этом гармоническом или обертоновом ряду существует математическое соотношение между частотами — они являются определенными целыми кратными друг другу. Например, если самая медленная частота («основная») равна 100 Гц, то обертонов будет 2 х 100 (200 Гц), 3 х 100 (300 Гц) и так далее. (Последовательность обертонов часто называют гармониками.)
Пифагор наблюдал несколько соотношений частот звуковых волн и соответствующих интервалов между ними, в том числе 4:3 (известный музыкантам как интервал чистой четверти или двух нот, отстоящих друг от друга на пять полутонов) и 3:2 ( совершенная квинта, разделенная семью полутонами). Обратите внимание, что высота тона — это частота или скорость вибрации физического источника, такого как щипковая струна.
Самый заметный интервал, который наблюдал Пифагор, подчеркивает универсальность его открытий. Соотношение 2:1 известно как октава (8 тонов друг от друга в музыкальной гамме).
Когда частота одного тона в два раза превышает частоту другого, говорят, что первый тон на октаву выше второго тона, однако, что интересно, тона часто воспринимаются как почти идентичные. Например, женский голос может колебаться в районе 220 герц, а мужской — около 110 герц, что составляет примерно половину частоты женского голоса. Однако, если они поют вместе, может показаться, что они поют одну и ту же мелодию вместе в унисон, хотя на самом деле они находятся на расстоянии октавы друг от друга. Это соотношение 2:1 является настолько элементарным для того, что люди считают музыкой, что октава является основой всех музыкальных систем, которые были задокументированы, несмотря на разнообразие музыкальных культур по всему миру. Более того, это физическое явление настолько фундаментально, что его признают даже нечеловеческие виды, такие как обезьяны и кошки (Левитин, 2008, с. 31).
Неотъемлемые свойства физики и математики в музыке, обнаруженные так давно Пифагором, могут помочь объяснить, почему многие физики и математики также являются музыкантами. Этот момент иллюстрируется цитатой из Эйнштейна: «Теория относительности пришла ко мне интуитивно, и музыка была движущей силой этой интуиции… Мое новое открытие было результатом музыкального восприятия» (Сузуки, 1969, 90).