Site Loader

Опорный конспект «Электрическое поле»

Электростатическое поле

Электростатическое поле — поле, созданное неподвижными в пространстве и неизменными во времени электрическими зарядами (при отсутствии электрических токов).

Электрическое поле представляет собой особый вид материи, связанный с электрическими зарядами и передающий действия зарядов друг на друга.

Если в пространстве имеется система заряженных тел, то в каждой точке этого пространства существует силовое электрическое поле. Оно определяется через силу, действующую на пробный заряд, помещённый в это поле. Пробный заряд должен быть малым, чтобы не повлиять на характеристику электростатического поля.

Свойства электрического поля:

— действует на заряд с некоторой силой;

— порождается зарядом;

— способно совершить работу по перемещению заряда.

Основные характеристики:

Напряженность (силовая характеристика)

Потенциал (энергетическая характеристика)

Напряжённость электрического поля — векторная физическая величина, характеризующая электрическое поле в данной точке и численно равная отношению силы действующей на неподвижный точечный заряд, помещенный в данную точку поля, к величине этого заряда:

hello_html_160f4eef.gif;

Единицы измерения: [Е] = В/м = Н/Кл

Из закона Кулона следует: hello_html_m1137196b.gif

Напряжённость электростатического поля шара: hello_html_64aec2b3.gif

Принцип суперпозиции полей:

Если поле создано простейшей совокупностью зарядов, которая состоит из положительного и отрицательного зарядов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга, то результирующее поле в точке наблюдения находится, с помощью правила параллелограмма.

hello_html_cfc90c8.png

В случае если поле создается заряженным телом, имеющим протяжённые линейные размеры. То его необходимо мысленно разбить на небольшие участки, действие которых можно считать аналогичным действию точечных зарядов. И провести геометрическое суммирование полей этих отдельных участков.

Однородное поле — это электрическое поле, в котором напряжённость одинакова по модулю и направлению во всех точках пространства. Приблизительно однородным является поле между двумя разноимённо заряженными плоскими металлическими пластинами. В однородном электрическом поле линии напряжённости направлены параллельно друг другу.

Направление линий напряжённости между двумя разноимённо заряженными пластинами

hello_html_m725ef940.png

Силовые линии электростатического поля – линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора напряжённости.

Свойства силовых линий:

1.Всегда незамкнуты: начинаются на положительных и заканчиваются на отрицательных зарядах;

2.Не пересекаются;

3.Густота линий тем больше, чем больше напряженность, то есть напряженность поля прямо пропорциональна количеству силовых линий, проходящих через единицу площади поверхности.

Силовые линии начинаются на положительном заряде и заканчиваются на отрицательном или в бесконечности, где нет поля.

На рисунке в изображены поля двух равных разноимённых зарядов.

На рисунке г изображены поля двух равных одноимённых зарядов;

Конспект урока по теме «Электрическое поле. Напряженность электрического поля»

Тема: Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

Цель урока: продолжить формирование понятия «электрическое поле», ввести его основную характеристику; изучить принцип суперпозиции электрических полей.

Ход урока:

1.Оргмомент. Постановка цели и задач урока.

2.Проверка знаний:

Физический диктант

Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона

  1. Как называется раздел физики, изучающий неподвижные заряженные тела? /электростатика/

  2. Какое взаимодействие существует между заряженными телами, частицами? /электромагнитное/

  3. Какая физическая величина определяет электромагнитное взаимодействие? /электрический заряд/

  4. Зависит ли величина заряда от выбора системы отсчета? /Нет/

  5. Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих в систему? /Можно/

  6. Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов? /

    Электризация/

  7. Если тело электрически нейтрально, означает ли это, что оно не содержит электрических зарядов? /Нет/

  8. Верно ли утверждение, что в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех тел системы остается постоянной? /Да/

  9. Если в замкнутой системе число заряженных частиц уменьшилось, то означает ли это, что заряд всей системы тоже уменьшился? /Нет/

  10. Создаем ли мы при электризации электрический заряд? /Нет/

  11. Может ли заряд существовать независимо от частицы? /Нет/

  12. Тело, суммарный положительный заряд частиц которого равен суммарному отрицательному заряду частиц, является… /Нейтральным/

  13. Как изменится сила взаимодействия заряженных частиц с увеличением заряда любой из этих частиц? /Увеличится/

  14. Как изменится сила взаимодействия при перемещении зарядов в среду? /

    Уменьшится/

  15. Как изменится сила взаимодействия с увеличением расстояния между зарядами в 3 раза? /Уменьшится в 9 раз/

  16. Как называется величина, характеризующая электрические свойства среды? /Диэлектрической проницаемостью среды/

  17. В каких единицах измеряется электрический заряд? /В кулонах/

3.Изучение нового материала

Электрическое поле

Взаимодействие зарядов по закону Кулона является экспериментально установленным фактом. Однако не раскрывает физической картины самого процесса взаимодействия. И не отвечает на вопрос, каким путем осуществляется действие одного заряда на другой.

Фарадей дал следующее объяснение: Вокруг каждого электрического заряда всегда существует электрическое поле. Электрическое поле – материальный объект, непрерывный в пространстве и способный действовать на другие электрические заряды. Взаимодействие электрических зарядов есть результат действия поля заряженных тел.

Электрическое поле – поле, создаваемое неподвижными электрическими зарядами.

Обнаружить электрическое поле можно, если внести в данную точку пробный (положительный) заряд.

Пробный точечный заряд – такой заряд, который не искажает исследуемое поле (не вызывает перераспределения зарядов, создающих поле).

Свойства электрического поля:

  • Действует на заряды с некоторой силой.

  • Электрическое поле, создаваемое неподвижным зарядом, т.е. электростатическое не меняется со временем.

Электрическое поле – особый вид материи, движение которой не подчиняется законам механики Ньютона. У этого вида материи свои законы, свойства, которые нельзя спутать с чем-либо другим в окружающем мире.

Напряженность электрического поля

Физическая величина, равная отношению силыhello_html_2c1c391d.gif, с которой электрическое поле действует на пробный заряд q, к значению этого заряда, называется напряженностью электрического поля и обозначается hello_html_m53d4ecad.gifhello_html_m6f3e4b4.gif:

hello_html_m334b73b3.gif

.

Единицей напряженности является 1Н/Кл или 1В/м.

Векторы напряженности электрического поля и кулоновской силы сонаправлены.

Электрическое поле, напряженность которого одинакова во всех точках пространства, называется однородным.

Линии напряженности (силовые линии) – линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением вектора hello_html_m6f3e4b4.gif.

Чтобы с помощью линий напряженности можно было характеризовать не только направление, но и значение напряженности электростатического поля, их проводят с определённой густотой: число линий напряженности, пронизывающих единицу площади поверхности, перпендикулярную линиям напряженности, должно быть равно модулю вектора hello_html_m6f3e4b4.gif

.

Если поле создается точечным зарядом, то линии напряженности — радиальные прямые, выходящие из заряда, если он положителен, и входящие в него, если заряд отрицателен.

hello_html_m26df28d6.gif

Принцип суперпозиции полей

Опыт показывает, что если на электрический заряд q действуют одновременно электрические поля нескольких источников, то результирующая сила оказывается равной сумме, действующей со стороны каждого поля в отдельности.

Электрические поля подчиняются принципу суперпозиций:

Напряженность результирующего поля, создаваемого системой зарядов, равна геометрической сумме напряженностей полей, создаваемых в данной точке каждым из зарядов в отдельности:

hello_html_20172f7a.gifили hello_html_m6e7108fc.gif

4. Закрепление материала

Решение задач из сб. задач под ред. Рымкевич №№ 696,697,698

Домашнее задание: §92,93,94

Презентация и конспект по теме «Электрическое поле»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вьюнки

План-конспект урока физики в 8 классе.

Тема урока: Электрическое поле.

Учитель физики — Жаркова Л.С.

с. Вьюнки 2014 г.

План-конспект урока физики в 8 классе.

Тема урока: Электрическое поле.

Цели:

-формировать представления обучающихся об электрическом поле и его свойствах;
— воспитывать интерес к физике;

— создать геометрический образ электрического поля.

Развивающая задача: развитие устной речи, внимательности, самостоятельности в изучении нового материала.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, таблички с химическими знаками NaCl,HCl, электрометр, стеклянная и эбонитовая палочки, два шарика на штативе, компас, камертон на резонаторном ящике, султаны электрические, электрофорная машина, стаканы с водой, металлические предметы, кусочки пенопласта, кусочки парафина.

Ход урока.

I.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

СЛАЙДЫ 1, 2, 3.

II. Опрос (На доске приклеиваются таблички с химическими знаками NaCl,HCl.)

а) Я подслушала разговор.

Спорил NaCl c HCl.

Ковалентность иль ионность?

Что сильней? Рассудим спор.

(Идет обсуждение химической связи между элементами в соединениях.)

б)СЛАЙД 4,5.Тест в презентации.

в) СЛАЙД 6.стишок в презентации.

Эбонитовая палочка кается.

Отрицательный знак на ней получается,

Как норковой шубой утрется,

То сразу сильный треск раздаётся.

А стеклянная тоже мается.

От бумаги трением «+» на ней получается.

Не может «+» от «-»-са никак убежать,

А «+» «+», «-» «-» нельзя удержать.

Они хотят друг друга оттолкнуть,

А на других вину спихнуть.

III. Изучение нового материала

В 1. Что называется материей? (Материя – это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания).

Эксперимент 1: С двумя теннисными шариками, подвешенными на нитях, для наблюдения взаимодействия тел. Механическое действие тел друг на друга происходит при непосредственном соприкосновении тел. Так, при ударе шаров осуществляется непосредственный контакт обоих взаимодействующих тел.

Эксперимент 2:Камертон на ящике. Действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух, распространяющийся с конечной скоростью. Воздух – третье тело — посредник).Материя как вещество.

Эксперимент 3:компас вращается на ладони, а стрелка не меняет положение. В чем причина? (Магнитное поле Земли). Материя как поле.

М А Т Е Р И Я

↓ ↓ ↓

вещество поле физический вакуум(понятие высшей

школы, сложное, до конца не изученное)

Эксперимент 4:Не касаясь электроскопа, подносим заряженную эбонитовую палочку к электрометру, наблюдаем отклонение стрелки от вертикального положения. Чем ближе подносим палочку, тем сильнее взаимодействие.

— Что происходит? (Контакта нет, но стрелка отклонилась от вертикали.) Так происходит взаимодействие на расстоянии. Может дело в воздухе, который находится между телами?

СЛАЙД 7 электроскоп под колоколом.

Заряженный электроскоп помещают под колокол воздушного насоса. Воздух выкачивают. В безвоздушном пространстве электрометр по-прежнему заряжен.

— Какой можно сделать вывод? (Во взаимодействии воздух не участвует.)

— Как же тогда осуществляется взаимодействие?

СЛАЙД 8Фарадей, Максвелл.

СЛАЙД 9 слова Фарадея.

Согласно учению английских физиков Майкла Фарадея и Джеймса Максвелла, вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. «Вокруг каждого электрического заряда всегда существует электрическое поле».

СЛАЙД 10определение и свойства электрического поля.

Определение .Электрическое поле — материальный объект, непрерывный в пространстве и способный действовать на другие электрические заряды.

Электрическое поле порождается электрическим зарядом. Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой.

Силу, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называют электрической силой.

Опыт показывает, что если в пространстве существует несколько электрических зарядов, то одновременно взаимодействуют несколько электрических полей.Результирующая сила оказывается равной сумме, действующей со стороны каждого поля в отдельности.

ОПЫТ с электрофорной машиной и с султанами, соединенными к разным зарядам, расположенными на большом расстоянии

СЛАЙД 11 с линиями напряженности.

Приближаем султаны.

СЛАЙД 12(заряды + и — ).

ОПЫТ с электрофорной машиной и с султанами, соединенными к одинаковым зарядам.

СЛАЙД 13 (заряды + +или — — ).

IV. Закрепление

СЛАЙД 14 с тестами.

И Т О Г : подводят дети с помощью сочиненного стишка.

СЛАЙД 15 со стишком.

На уроке в школе изучили поле.

Но не то, где пашут, где заряды «пляшут».

И особенность здесь вот такая.

Получаем, её тело заряжая.

И вне всякого суеверия

Это особая форма материи.

Да чтоб никто её не спутал,

Заряд электрический «шубой» укутал.

V. СЛАЙД 16.

Домашнее задание§28, вопросы

V1. РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД 17.

Каждому ученику выдается стакан с водой и три предмета с разной плотностью. Если знанияполучил поверхностные, в стакан опускает пенопласт (всплывает), достаточные – парафин (плавает внутри), углубленные знания, все на уроке понравилось, опускает металлический предмет.

ОЦЕНКИ за урок

СЛАЙД 18.

Спасибо за урок!
И он как раз кончается.
А на сегодня – всё,
Но тема продолжается.

Конспект по физике. Модуль 5. Электрическое поле

Просмотр содержимого документа
«Конспект по физике. Модуль 5. Электрическое поле»

18 Электрическое поле

Электрическое поле — это вид материи, посредством которой происходит взаимодействие электрических зарядов.

Поле, создаваемое неподвижными зарядами, называют электростатическим.

Свойства электрического поля: а) порождается электрическими зарядами; б) обнаруживается по действию на заряд; в) действует на заряды с некоторой силой.

Напряженность электрического поля в данной точке численно равна силе, с которой поле действует на единичный положительный заряд, помещенный в эту точку.

Напряженность силовая характеристика электрического поля. ,

Единица измерения — . Напряженность поля точечного заряда

Принцип суперпозиции(наложения)полей: напряженность Е результирующего поля, создаваемого системой зарядов, равна геометрической сумме напряженностей полей, создаваемых в данной точке каждым из зарядов в отдельности.

Силовые линии электрического поля. Линии напряженности электростатического поля — линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают по направлению с вектором напряженности поля. Направление линий соответствует направлению силы, действующей на положительный заряд


Силовые линии однородного электрического поля параллельны и расположены на одинаковом расстоянии друг от друга.

Применение электростатического электричества: 1) копчение продуктов, 2) очистка воздуха, 3) смешивание сыпучих веществ, 4) окраска.

Конспект урока на тему «Электрическое поле» (10 класс)

hello_html_441e9e56.gifhello_html_441e9e56.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_m3c754eb4.gifУрок по физике 10 класс

Электрическое поле

Цели

— Расширить знания относительно понятия «электрическое поле»

— Исследовать его свойства.

— Развитие логического мышления.

— Развитие умения преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

— Развитие познавательного интереса.

— Продолжить формирование научного мировоззрения путем ознакомления со вторым видом материи.

Тип урока: Комбинированный.

Методы: Диалогический.

Формы: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

— Штатив

— Металлический цилиндр из фольги

— Пластина пенопласта

— Ткань — шерсть

— Компьютер

— Проектор

— Экран

— Мультимедийное учебное издание. 10 класс. Физика

— Чайнворд «Взаимодействие неподвижных электрических зарядов»

— Презентация ученика

Литература:

1.Физика. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев. — М.: Дрофа, 2007.- 255 с.

2. Мультимедийное учебное издание. 10 класс. Физика.

3. Журнал «Физика в школе» №1, 2010.

4. Ресурсы интернет.

Хронометраж урока

п/п

Этапы урока

Время

1

Организационный момент

1 мин

2

Проверка домашнего задания

6 мин

3

Постановка проблемы

3 мин

4

Изучение новой темы

20 мин

5

Закрепление новой темы

9 мин

6

Проверка знаний

4 мин

7

Подведение итогов

2 мин

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин).

(Приветствие, проверка отсутствующих и готовности к уроку, психологическая подготовка).

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Я вижу, учебные принадлежности у всех приготовлены, значит, мы можем приступать к учебному процессу.

2. Проверка домашнего задания (6 мин).

1 СЛАЙД

Прежде чем заняться изучением новой темы, проверим, насколько вы усвоили материал предыдущего урока.

Для этого вам предстоит выполнить следующее задание.

Приложение№1.

ЗАДАНИЕ.

В чайнворде «Взаимодействие неподвижных электрических зарядов», который находится у вас на партах, зашифрована фамилия ученого. Фамилию прочтете в выделенном вертикальном столбце.

На листочках напишите свою фамилию и класс. Время выполнения задания ограничено – 4 мин.

Если вы правильно определите фамилию ученого, при этом, не допустите ни одной ошибки в ответах на вспомогательные вопросы, получите оценку «5». Те, кто справится с основным заданием, но будут иметь 2 ошибки во вспомогательных вопросах, зарабатывают оценку «4». У детей, имеющих от 3-х до 5-ти неправильных ответов – оценка «3». Остальные результаты оцениваются только в 2 балла.

Прошу приступать к выполнению задания. Наблюдение за выполнением обучающимися задания.

я

и

ц

н

а

р

ф

н

о

к

з

а

е

ы

н

т

и

н

г

а

м

о

э

л

е

к

т

р

с

и

л

а

к

в

а

т

а

р

д

к

р

у

т

и

л

ь

н

ы

е

т

о

ч

е

ч

н

ы

й

1. В какой стране родился Шарль Кулон?

2. В результате обобщения данных многочисленных экспериментов Кулон сформулировал это …?

3. Для создания теории, каких явлений экспериментальные исследования Кулона имели важное значение?

4. Во время проведения опытов Кулон выяснил, что произведение зарядов прямо пропорционально некоторой физической величине, что это за физическая величина?

5. В какую степень необходимо возвести расстояние между точечными зарядами в формуле закона Кулона?

6. Для выяснения зависимости силы взаимодействия электрических зарядов от их модуля и расстояния между ними Кулон использовал специальные весы. Как они называются?

7. Как называется заряд, который является подобием материальной точки?

2 СЛАЙД

Проверка выполнения задания обучающимися.

Время выполнения задания истекло. Прошу всех отложить ручки в сторону и посмотреть на экран, сверив свои ответы.

Поднимите руки у кого оценка «5», — «4», — «3». Молодцы! Все справились с заданием.

3. Постановка проблемы (3 мин)

К деятельности Фарадея, фамилия которого была зашифрована в чайнворде, мы с вами ещё вернёмся, а пока я вам продемонстрирую опыт.

Демонстрационный опыт 1.

На нитке я подвесила легкую металлическую гильзу из фольги.

Беру пластину пенопласта и заряжаю ее, натирая шерстью.

Вопрос: Какой при этом заряд приобретет пенопласт?

Ответ: отрицательный.

Медленно приближаю к гильзе вертикально расположенную пластину пенопласта.

Вопрос: Что происходит? Выскажите свои наблюдения.

Ответ: При отсутствии непосредственного контакта гильза на нити отклонилась от вертикального положения.

Вывод: заряженные тела могут взаимодействовать и на расстоянии. Может быть, все дело в воздухе, находящимся между телами?

Демонстрация опыта с диска 2.(Мультимедийное учебное издание. 10 класс. Физика)

Поместим заряженный электроскоп под стеклянный колокол. Воздух выкачали. В безвоздушном пространстве электрометр по-прежнему заряжен.

Вопрос: О чем нам свидетельствует данный опыт?

Ответ: В передаче электрического взаимодействия воздух не участвует.

Возникает проблема: Как же тогда осуществляется взаимодействие?

3 СЛАЙД

Демонстрация портрета Фарадея.

Фарадей дал следующее объяснение:

Вокруг каждого электрического заряда всегда существует электрическое поле, которое действует на другие заряды.

Вопрос: Так почему же взаимодействуют цилиндр из фольги и заряженный пенопласт?

Ответ: Электрическое поле заряженного пенопласта действует на цилиндр из фольги.

4. Изучение новой темы (20 мин)

4 СЛАЙД

Поэтому

Цель нашего урока: ввести понятие электрического поля и исследовать его свойства.

Открываем рабочие тетради и записываем тему урока: «Электрическое поле».

Электрическое поле – особая форма материи, существующая вокруг тел или частиц, обладающих электрическим зарядом, а также в свободном виде в электромагнитных волнах.

Запишите себе в тетрадь определение электрического поля.

Вопрос: Хотелось бы вам увидеть электрическое поле?

Ответ: Да.

5 СЛАЙД

Мне тоже, но электрическое поле отличается от вещества – другого вида материи, прежде всего тем, что его невозможно непосредственно воспринимать с помощью органов чувств. В реальности существования электрического поля можно убедиться только по его действиям: заряды, создающее поле, притягивают или отталкивают заряды, которые в него вносятся.

Мало того, электрическое поле существует независимо от нас, например, радиоволны — электромагнитные поля. Они распространяются в пространстве, даже когда их источник не работает.

Первые попытки практического применения электричества относятся к середине ХVIII века. Но учение об электрических явлениях начало играть существенную роль в практической жизни лишь начиная с середины ХХ века.

Содержание презентации интересное, поэтому вам будут задаваться вопросы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (4 мин)

Вопросы:

1. Что такое молния?

2. Насколько опасна молния?

3. Что изобрел Бенджамин Франклин?

4. Назовите основные части молниеотвода?

Учитель: Мы с вами убедились, что данная тема важна для нас, поэтому продолжим ее изучение.

6 СЛАЙД

Благодаря электрическому полю осуществляется взаимное притяжение или отталкивание заряженных тел, т.е. силовое взаимодействие согласно закону Кулона.

О наличии электрического поля и о его интенсивности можно судить по механической силе F, действующей на заряженную частицу q, находящуюся в этом поле. Отношение данной силы F к значению этого заряда q есть величина постоянная. Это отношение является силовой характеристикой электрического поля. Обозначается буквой Е и называется напряженностью поля. Напряженность поля – величина векторная. Направление напряженности поля совпадает с направлением силы Кулона, действующей на положительный электрический заряд.

Вопрос: Назовите мне единицу измерения силы и заряда?

Ответ: Ньютон и кулон.

Вопрос: Зная это и беря во внимание данную формулу, назовите единицу измерения для напряженности поля?

Ответ: 1hello_html_d88db74.gif.

7 СЛАЙД

Формула для напряженности электрического поля и закон Кулона дают нам возможность, вычислить напряженность поля точечного заряда вычисляется по формуле:

Е= khello_html_149b8904.gif

8 СЛАЙД

Поскольку напряженность является силовой характеристикой поля, то можно считать, что принцип суперпозиции справедлив и для напряженности:

Если в определенной точке пространства электростатическое поле создается несколькими источниками, напряженности которых в данной точке Е1, Е2 и т.д., то результирующая напряженность в этой точке равна

Е = Е1+ Е2+ …+Еn, где n- число источников поля.

9 СЛАЙД

Воспользуемся принципом суперпозиции и определим напряженность поля в точке А, если оно создано двумя точечными электрическими зарядами противоположных знаков q1 и —q2. Напряженность поля заряда q1 в точке А — Е1 , а зарядаq2Е2. Результирующая напряженность поля Е в точке А равна геометрической сумме напряженностей Е1 и Е2.

10-11 СЛАЙД

5. Закрепление новой темы (9 мин)

А теперь открываем учебник на странице 225, упражнение 31 (3).

Решаем самостоятельно, а потом сверяем выполнение задания с решением на экране

В электростатическом поле, напряженность которого 1,6Х105 Н/Кл, находится заряд 4Х10-7 Кл. Чему равна сила, действующая на заряд со стороны электростатического поля?

Записываем в ДАНО то, что известно по условию задачи.

ДАНО: РЕШЕНИЕ:

Е= 1,6*105 Н/Кл Е=F/q

q= 4*10-7 Кл F=Е*q

НАЙТИ: F-? F= 1,6*105 Н/Кл* 4*10-7 Кл =

= 6,4* 10-2 Н

Следующая задача.

Упражнение 31 (4)

Чему равен заряд, создающий электростатическое поле, если на расстоянии 1 см от заряда напряженность поля равна 3,6*105 Н/Кл?

ДАНО: СИ: РЕШЕНИЕ:

Е= 3,6*105 Н/Кл Е=khello_html_149b8904.gif

r= 1 см 0,01 м q= hello_html_m689644fb.gif= (3,6*105*0,0001)/9*109 =

НАЙТИ: q =4*10-9 Кл

k =9*109 (Н*м2)/Кл2

Ответ: q=4*10-9 Кл

6. Проверка знаний (4 мин)

А сейчас, проверим, насколько каждый из вас усвоил новый материал.

Приложение №2.

Блиц-опрос.

На поставленные вопросы вы должны ответить: ДА или НЕТ.

1. Участвует ли воздух в передаче электрического взаимодействия?

НЕТ

2. Существует ли вокруг каждого электрического заряда электрическое поле?

ДА

3. Электрическое поле – это особая форма материи?

ДА

4. Можем ли мы воспринимать электрическое поле с помощью органов чувств?

НЕТ

5. Напряженность поля является векторной величиной?

ДА

6. Справедлив ли принцип суперпозиции для напряженности электрического поля?

ДА

7. Подведение итогов (2 мин)

Сегодня на уроке, мы с вами разобрали вопросы, связанные с электрическим полем, а именно: что такое электрическое поле и каковы его особенности по сравнению с веществом; ввели понятие силовой характеристики поля – напряженность; научились решать задачи.

Несмотря на то, что электрическое поле, создается крошечными зарядами порядка 10-19 не нужно забывать о непредсказуемости последствий, которые возникают и в природе и в быту.

Выставление оценок в журнал.

Записываем домашнее задание:

1. § 51

2. 1 уровень:

упражнение 31 (1)

2 уровень:

упражнение 31 (2)

3. Подготовить сообщение:

А) «История развития электрического поля»

Б) «Электростатика и живые организмы. Может ли возникать электрическое поле в живых организмах»

4. Эксперимент: предложить варианты – опыты, которые помогли бы обнаружить электрическое поле.

Конспект урока «Электрическое поле»

Дата класс 8А, Б

Урок 29 Тема: «Электрическое поле»

Тип урока: проблемно-развивающий

Цель урока: Создавать условия для:

  • формирование представлений об электрическом поле и его действии на тело; электрической силе и ее зависимости от расстояния между телами.

  • развития коммуникативной компетентности через умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • воспитания толерантности и сознательного отношения к учению.

Оборудование:

  • линейка деревянная,

  • стеклянная и эбонитовая палочка,

  • электростатические гильзы,

  • видеоурок.

Технология урока: диалог,просмотр.

Формы обучения: фронтальная, групповая

Методы обучения: словесные, практические.

Ход урок

  1. Организационный момент (9 мин.)

Опрос по рисунку

— кроссворд

Вопросы:

  1. Маленькая масса (молекула).

  2. Кинетическая, внутренняя, потенциальная… (энергия).

  3. Величина, которую на Руси измеряли в верстах в час (скорость).

  4. Элемент периодической таблицы Менделеева под номером три (литий).

  5. Прибор для измерения температуры (термометр).

  6. Тепловой процесс, интенсивное испарение жидкости по всему объему (кипение).

  7. Единица измерения времени (час).

  8. Создатель температурной шкалы (Цельсий).

  9. Мера инертности и гравитации (масса).

  10. Тепловой процесс, переход из газообразного состояния в жидкое (конденсация).

  11. Составляющий молекулы (атом).

  12. …внутреннего сгорания (двигатель).

  13. Процесс обратный кристаллизации (плавление).

  14. Первый химический элемент (водород).

  15. Единица измерения количества теплоты (джоуль).

Один из примеров конвекции воздуха в огромных масштабах (ветер).

Ключевое слово ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

3. Опыт: ложится на спинку стула линейка так, чтобы была в равновесии. Берется эбонитовая заряженная палочка и поносится к линейке, не прикасаясь ее. Линейка выходит из состояния покоя.

2. Актуализация знаний.

При изучении механики мы узнали, что действия одного тела на другое происходит непосредственно при взаимодействии тел, а в данном опыте не наблюдаем контакта, но наблюдаем движение.

Записываем опорные слова на доске: сила, взаимодействие.

  • Можно предположить о существовании вокруг заряженного тела пространство с особыми свойствами. Возникла проблема, которую нужно решить.

Запись на доске слева (знак?).

Обозначим цели нашего урока (учащиеся формулируют цель урока, а учитель конкретизирует). Для разрешения проблемы показывается опыт. К спокойно висящей гильзе приближается заряженное тело эбонитовая палочка, а затем стеклянная при этом меняется расстояние между гильзой и заряженным телом. Результаты опыта анализируют учащиеся.

3. изучение нового материала

Просмотр видеофрагмента «Электрическое поле»

 На доске появляется опорный конспект.

Работа с учебником, со справочной литературой (учащиеся дают определение электрического поля, особенности электрического поля).

4. Систематизация знаний.

Учитель: сегодня на уроке мы познакомились с особым видом материи, которая существует независимо от нас и наших знаний о нем. И это называется электрическим полем, которое существует вокруг заряженного тела и поле одного заряда действует на поле другого заряда с некоторой силой и эту силу называют электрической силой (работа с опорным конспектом).

Работа за одну минуту вы должны найти решение задачи, которое вам будет предложена.

  1. Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающее незаряженное тело? 

(Существованием электрического поля)

  1. Как можно обнаружить электрическое поле?

 (При внесении электрического заряда)

  1. Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему? 

(Так как человек хороший проводник)

  1. Достаточно ли просто прикоснуться электрометра заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка отклонилась?

(Да)

  1. В пространстве, где находится электрический заряд, существует…

  2. Сила, с которой электрическое поле действует на внесённый в него электрический заряд, называется …

  3. Вблизи электрически заряженных тел действие поля …, а при удалении от них поле …

4. Домашнее задание. Параграф 28. Приготовить доклад «Открытие эл поля»

Урок по теме «Электрическое поле»

Тема урока: «Электрического поля.

Силовые линии электрического поля».

8-й класс.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

Образовательная: Сформировать у учащихся основное понятие — электрического поля; исследовать его свойства.

Развивающая: способствовать развитию мышления, познавательного интереса, навыков работы с простейшим оборудованием; совершенствовать умения выделять главное.

Воспитательная: Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе, воспитывать познавательную самостоятельность и интерес к физике.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательны

е ресурсы

Знания

Умения

I.Организационный момент.

2 мин

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II. Проверка усвоения основных понятий предыдущих уроков

5 мин

Проверка знаний

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Каково назначение и устройство электрометра?

2. Как называются вещества, по которым заряды перемещаются? Можно ли в этом случае понятие «вещество» заменить «телом»?

3. Почему незаряженная гильза всегда притягивается к телу, заряженному любым по знаку зарядом?

Отвечают на вопросы.

II. Изучение нового материала

20 мин

Сформировать у учащихся основное понятие — электрическое поле. Показать графическое изображение электрического поля.

Понятия

–электрическое поле, силовые линии электрического поля

Делать предположения, выводы.

объяснительно-иллюстративный

частично-поисковый

Фронтальная

Парная.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Электрическое поле

Мы знаем, что разноименные заряды притягиваются, одноименные отталкиваются. Такое взаимодействие (взаимное действие) возможно при наличии сил. Силы, возникающие при взаимодействии зарядов (заряженных тел) называются электрическими силами.

Взаимодействие наэлектризованных тел происходит без соприкосновения, т.е. на расстоянии. Такое возможно только при наличии электрического поля.

Электрическое поле – это особая форма материи, существующая в пространстве вокруг заряженных тел, и проявляющаяся в том, что на любой заряд, помещенный в любую точку этого поля, будет действовать сила.

Электрические заряды действуют друг на друга на расстоянии, и закон

Кулона, определяющий количественную меру этого взаимодействия, не дает ответа на вопрос о его механизме. Объяснение этого явления дал английский физик Майкл Фарадей, выдвинувший гипотезу о существовании электрического поля. Согласно гипотезе Фарадея электрические заряды не действуют друг на друга непосредственно. Каждый из них создает в окружающем пространстве электрическое поле. Поле одного заряда действует на поле другого.

Поле неподвижного заряда называют электростатическим.

Оно не меняется со временем.

hello_html_m5ae9a501.png

Графическое представление электрических полей.

Силовые линии поля – Силовые линии поля начинаются на положительном (+) и заканчиваются на отрицательном (–) заряде или на ?.

С помощью силовых линий можно показать графическое представление электрических полей. Практически наглядное получение силовых линий поля можно показать с помощью электрофорной машины и электрических султанов.

Поочерёдно, соединяя электрические султаны с электрофорной машиной, получаем наглядную демонстрацию графического представления электрических полей. Одновременно с опытом, с помощью кодоскопа на экран проецируется графическое представление поля.

  1. Поле одиночного заряда: (демонстрация)

hello_html_mb2ecd07.png

а) поле одиночного положительного заряда: (графическое представление)

hello_html_m2c7368a8.png

б) Поле одиночного отрицательного заряда: (графическое представление)

в) поле двух разноимённых зарядов (опыт)

hello_html_m20304278.png

г) поле двух разноимённых зарядов (графическое представление)

д) поле двух одноименных зарядов (опыт)

hello_html_m6731fdd8.png

Силовые линии электрического поля, созданного неподвижными зарядами не замкнуты: они начинаются на положительных зарядах и заканчиваются на отрицательных. Густота линий больше вблизи заряженных тел. Силовые линии одного и того же поля не пересекаются.

Учащиеся. Записывают в тетради новую тему.

Учащиеся. Ученики отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III. Первичная проверка понимания, закрепления новых знаний и способов деятельности

15 мин

Усвоение правильности и осознанности усвоения нового материала, выявления пробелов, неверных представлений и их корректировка

Понятие

электрического поля, силовые линии

Уметь определять какие

репродуктивный

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самостоятельный эксперимент:

На столах у учащихся простейшее оборудование. Задание отпечатано на карточках.

1). Поднесите заряженный предмет к незаряженной гильзе. Пронаблюдайте явление. Сделайте вывод.

2) Коснитесь наэлектризованной гильзы сначала потертой слегка о бумагу стеклянной палочкой; потом этой же палочкой, потертой более сильно; затем палочкой, которой не натирали о бумагу. Сделайте вывод.

3). Определите, как зависит воздействие электрического поля заряженного предмета от расстояния до гильзы. Сделайте вывод.

4). Проверьте на опыте, оказывает ли влияние на электрическое поле экран из бумаги (дерева) и металла. Сделайте вывод.

Учащиеся. Выводы записываем на доску и в тетрадь:

1. В пространстве, где находится электрический заряд, есть электрическое поле.

2. Главное свойство электрического поля – действие его на электрические заряды с некоторой силой.

3. Чем больший заряд накоплен на теле, тем сильнее вокруг него электрическое поле.

4. Чем дальше от наэлектризованного тела, тем слабее притягивается внесенное в это поле заряженный предмет (зависит от расстояния)

5) Электрическое поле не проникает через металл.

Учащиеся. Участвуют в обсуждении вопросов вызываемых затруднения.

Этап учебного занятия

Прямая соединительная линия 91

IV. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании

Время

5 мин

Цель

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Компетенции

Методы

Формы

фронтальная

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель задает вопросы на закрепление.

  • Как можно обнаружить электрическое поле? Ответ подтвердите опытом.

  • ОПЫТ: Подносим к шару электрометра наэлектризованное тело, не касаясь его. Стрелка отклоняется. ВОПРОС: Как же зарядился прибор, ведь наэлектризованное тело находилось от него на расстоянии?»

  • Опыт с «плавающей» ваткой. Наэлектризованная ватка «плавает» над наэлектризованной эбонитовой палочкой. Объяснить явление.

Учитель задает домашнее задание для всех учащихся

Учитель благодарит всех за урок.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают информацию о домашнем задании.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *