Site Loader

Содержание

L (Тетрадь смерти) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. L (значения).

L (яп. エル эру) — один из главных персонажей манги, аниме-сериала и фильмов «Тетрадь смерти». По сюжету, считается лучшим детективом мира и противостоит серийному убийце Кире, который обладает этой самой тетрадью.

Раскрыл множество дел, однако брался лишь за те дела, где на кону стояло больше миллиона долларов или жизни 10 людей, и, конечно, только за те, которые его интересовали. В аниме его озвучивает Каппэй Ямагути (яп. 山口勝平 Ямагути Каппэй). Актёр — Кэнъити Мацуяма (яп. 松山ケンイチ Мацуяма Кэнъити).

Успешно скрывал своё имя, происхождение и лицо даже от Интерпола, однако в процессе расследования дела Киры открыл своё лицо наиболее надёжным полицейским и двум подозреваемым. Со всеми остальными общался, скрывая лицо за буквой L, написанной шрифтом Old English Text MT. Единственное известное зрителям доверенное лицо к началу сериала — Ватари. Кроме псевдонима «L» персонаж пользуется ещё под двумя псевдонимами — «Эральд Койл» (яп. エラルド=コイル эрарудо коиру) и «Денёв» (яп. ドヌーヴ дону:ву), которые известны как другие выдающиеся детективы. Перед следственной группой и Ягами Лайтом просит звать себя Рюдзаки (яп. 竜崎), по его словам, для конспирации. Настоящее имя, согласно манге, — Эл Лолайт (яп. エル・ローライト

эру ро:райто, L Lawliet)[2].

Буква, используемая L вместо своего изображения

Обладает рядом необычных привычек, в частности сидит, поджав ноги, практически не спит, любит сладкое, но, несмотря на это, обладает худощавым телосложением. L утверждает, что если будет сидеть в нормальном положении, то его мозговая активность снизится на 40 %. Очевидно, по этой же причине он постоянно сутулится. В одной из серий говорит Мисе, что если много думать, от сладкого не поправишься. Вероятно, любовь к сладкому обусловлена и тем, что L вырос в приюте, и тем, что глюкоза влияет на улучшение работы мозга. Отличается прямолинейностью, беспристрастностью, честностью. Свои рассуждения строит исключительно на логике и дедукции. Сам L о себе говорил, что обидчив и не любит проигрывать, как и Кира. Достаточно смел, поскольку не побоялся показать своё лицо тому, кого с самого начала считал Кирой. Несмотря на довольно слабый вид, обладает хорошими физическими данными. Умеет пилотировать вертолёт, но, как сказал сам L, «Это хобби». Внешне неопрятен, носит одинаковую одежду каждый день, по возможности ходит босиком. Также характерной чертой L являются чёрные растрепанные волосы и синяки под глазами (вероятно, результат хронического недосыпа). С внешним миром предпочитает связываться через Ватари.

Вскоре после начала расследования L уверяется, что Кира — это Лайт. В течение всего сюжета ведёт с ним двойную игру, но в результате понимает, что что-то упустил, и осознаёт, что его смерть неизбежна. L погиб, подозревая Лайта и Мису, в 25-й серии сериала (в 58-й главе манги) от руки Рэм. Но даже такой исход был предусмотрен: он отправил все данные по делу Киры в приют, где воспитывались его преемники Мэлло и Ниа, которые и закончили его дело. В фильме же L победил Киру самостоятельно, однако ценой собственной жизни.

Первое поколение[править | править код]

L понимал, что если с ним что-то случится, то кто-то должен будет занять его место величайшего детектива планеты и продолжить бороться с преступниками. Естественно, это должен быть воспитанник приюта Вамми для одаренных детей. Самым первым претендентом был A, но он покончил жизнь самоубийством, не выдержав жизни в тени великого L. Следующим в списке преемников был B (Бейонд Бёздей), но у него таинственным образом с рождения были глаза Бога Смерти и, несколько лет спустя после суицида A, он стал серийным убийцей из-за желания завести в тупик великого сыщика серией таинственных убийств. L смог поймать Бейонда Бёздея с помощью Наоми Мисоры, эти события описаны в книге «Death Note Another Note: The Los Angeles BB Murder Cases». Через семь лет маньяк был убит в своей камере с помощью Тетради смерти Кирой. Также в романе кратко упоминаются X, Y и Z, которые описаны как последние воспитанники первого поколения.

Лайт Ягами[править | править код]

Расследование дела Киры, в связи с опасностью, снова поставило вопрос о наследнике, но новые кандидаты на роль L были пока ещё не готовы. В процессе расследований L заметил, что сын Соитиро Ягами очень умён. Но Лайт Ягами являлся подозреваемым в деле Киры, причём единственным подозреваемым. Против него было много улик: за ним следил убитый позже агент ФБР Рей Пенбер, он как сын заместителя начальника полиции Японии мог иметь информацию по делу Киры, что неоднократно демонстрировал убийца. То, что девушка Лайта также была подозреваемой, но уже на роль Второго Киры, только увеличивали подозрения L. Но никого другого, достойного быть новым L, не было. Тем более что Лайт был единственным, кого L мог назвать другом. Великий сыщик неоднократно говорил, что у Лайта необыкновенно острый ум и большие дедуктивные способности. Эти качества Ягами-младший отлично проявил в поисках Х-Киры. Благодаря способностям Лайта и помощи его девушки Мисы был пойман Кёсукэ Хигути, бывший на тот момент Кирой. Вскоре после действительно произошедшей смерти L членами штаба расследования дела Киры было решено, что единственным достойным продолжателем дела L может быть только Лайт Ягами, несмотря на подозрения L.

Четвёртое поколение[править | править код]

Из текста книги «Death Note Another Note: The Los Angeles BB Murder Cases» известно, что A и B — это первое поколение кандидатов, а Ниа, Мэлло и Мэтт — четвёртое, об остальных двух поколениях ничего не известно.

После смерти L в приют «Дом Вамми», где воспитывался сам L, а также и другие гениальные дети, пришло сообщение самого L. Послание содержало всю известную детективу информацию о Кире. Но даже в своём последнем письме L не указал, кто из двух основных претендентов — воспитанников приюта, имевших прозвища «Ниа» и «Мэлло», должен быть преемником. Заместитель Ватари — Роджер Рювье, предложил Мэлло и Ниа работать вместе, но из-за разногласий в характере они отказались сотрудничать. И каждый стал по-своему вести дело Киры.

В последнем томе манги авторы привели официальные данные персонажа: рост, вес, группу крови и т. д. Также наконец стало известно настоящее имя героя — Эл Лолайт. Кроме того, можно узнать и такую информацию как, то что L любит больше всего (сладости) и что больше всего не любит (носки). Характеристики L: интеллект: 8, активность: 8, мотивация: 10, креативность: 10, социальность: 0, любовь к сладостям: 10.

Герой появляется во всех трёх фильмах о Тетради смерти. Кроме того, фильм L: Change the World — это спин-офф, в центре повествования которого именно L. Во всех трёх фильмах роль исполнил японский актёр Кэнъити Мацуяма (яп. 松山ケンイチ Мацуяма Кэнъити).

В одноимённой дораме — Кэнто Ямадзаки.

Многие рецензенты манги и аниме комментировали характер L. Обозреватель сайта IGN описывает его как «самого крутого и полноценного персонажа аниме на сегодняшний день»[3]. Он также отметил качественный дубляж и перевод реплик персонажа в американской версии[4]. Терон Мартин из Anime News Network нашёл противостояние L и Лайта привлекательным для зрителей, поскольку они одновременно пытаются выяснить личность друг друга и скрыть собственную[5]. Сотрудники журнала Hyper и Mania Entertainent согласились с этой точкой зрения, отметив, что соперничество L и Лайта — один из лучших моментов в манге, делающий её оригинальной

[6].

Хотя обозреватель PopCultureShock также высоко оценил сюжетную линию Лайта и L, он счел последнего «слишком умным» и написал, что внимательный зритель, обладающий навыками критического мышления, сразу увидит пробелы в якобы сверхчеловеческой логике L, чего, учитывая характер персонажа, не должно быть[7]. Рецензент Mania Entertainment, оценивая третий том манги, называет L «двигателем тома»: он подбирается чрезвычайно близко к Лайту в кратчайший срок и заставляет обычно невозмутимого Лайта потерять самообладание[8].

L занимает 12 строчку в списке 25 лучших аниме-персонажей по версии IGN[9].

L | Death Note вики

Л. Лоулайт エル・ローライト


Появление

4 глава манги, 2 (только упоминается) и 6 (показывает свое лицо перед зрителем) серия аниме.


Исчезновение

58 глава, 25 серия.


Причина

Сердечный приступ


Сэйю

Каппэй Ямагути


Прозвище

L, Рюдзаки, Рюга Хидеки, Эральд Койл, Денёв


Пол

Мужской

Группа крови

Неизвестна


Возраст

25 лет (на момент смерти).


Рост

179 см

Вес

50 кг


Дата рождения

31 октября 1979 года (манга) 31 октября 1982 года (аниме)


Дата смерти

5 ноября 2004 года (манга) 5 ноября 2007 года (аниме)


Род занятий

Детектив


Звание

Лучший в мире детектив


Формирование

Все мировые правоохранительные службы


Родственники


Неизвестны; Воспитывался в приюте. Фактическим опекуном стал Ватари.


Число серий

(с появлением)6-25 серии аниме-сериала + 2 полнометражных аниме-фильма


Число глав

4-58


Есть в манге

Да


Есть в аниме

Да



L (яп. エル эру) — один из главных персонажей манги, аниме-сериала и фильмов «Тетрадь смерти». Считается лучшим детективом мира. По сюжету он противостоит серийному убийце Кире, который обладает сверхъестественными способностями.

Раскрыл множество дел, однако брался лишь за те дела, где на кону стояло больше миллиона долларов или жизни 10 людей, в редких случаях только за те, которые его интересовали. В аниме его озвучивает Каппэй Ямагути (яп. 山口勝平 Ямагути Каппэй?). Актёр — Кэнъити Мацуяма (яп. 松山ケンイチ Мацуяма Кэнъити?).

Успешно скрывал своё имя, происхождение и лицо даже от Интерпола, однако в процессе расследования дела Киры открыл свое лицо наиболее надёжным полицейским и двум подозреваемым. Со всеми остальными общался, скрывая лицо за литерой L, написанной шрифтом Old English Text MT. Единственное известное зрителям доверенное лицо к началу сериала — Ватари. Кроме псевдонима «L» персонаж пользуется ещё под двумя псевдонимами — «Эральд Коил» (яп. エラルド=コイル эрарудо коиру?) и «Донув» (яп. ドヌーヴ дону:ву?), которые известны как другие выдающиеся детективы. Перед следственной группой и Ягами Лайтом просит звать себя Рюдзаки (яп. 竜崎?), по его словам, для конспирации. Настоящее имя, согласно манге, — Л. Лоулайт (яп. エル・ローライト эру ро:райто?, L. Lawliet)

Характеристика:

Обладает рядом необычных привычек, в частности сидит, поджав ноги, практически не спит, любит сладкое, но, несмотря на это, обладает худощавым телосложением. L утверждает, что если будет сидеть в нормальном положении, то его мозговая активность снизится на 40 %. Очевидно, по этой же причине он постоянно сутулится. В одной из серий говорит Мисе, что если много думать, от сладкого не поправишься. Вероятно, любовь к сладкому обусловлена и тем, что L вырос в приюте, и тем, что глюкоза влияет на улучшение работы мозга. Отличается прямолинейностью, беспристрастностью, честностью. Свои рассуждения строит исключительно на логике и дедукции. Сам L о себе говорил, что обидчив и не любит проигрывать, как и Кира. Достаточно смел, поскольку не побоялся показать своё лицо тому, кого с самого начала считал Кирой. Несмотря на довольно слабый вид, обладает хорошими физическими данными. Умеет пилотировать вертолёт, но, как сказал сам L, «Это хобби». Внешне неопрятен, носит одинаковую одежду каждый день, по возможности ходит босиком. Также характерной чертой L являются чёрные растрепанные волосы и синяки под глазами (вероятно, результат хронического недосыпа). С внешним миром предпочитает связываться через Ватари.

L и Лайт:

Вскоре после начала расследования L уверяется, что Кира — это Лайт. В течение всего сюжета ведёт с ним двойную игру, но в результате понимает, что что-то упустил, и осознаёт, что его смерть неизбежна. L погиб, подозревая Лайта и Мису, в 25-й серии сериала (в 58-й главе манги) от руки Рэм. Но даже такой исход был предусмотрен: он отправил все данные по делу Киры в приют, где воспитывались его преемники Мэлло и Ниа, которые и закончили его дело. В фильме же L победил Киру самостоятельно, однако ценой собственной жизни.

Преемники L: Первое поколение L понимал, что если с ним что-то случится, то кто-то должен будет занять его место величайшего детектива планеты и продолжить бороться с преступниками. Естественно, это должен быть воспитанник приюта Вамми для одаренных детей. Самым первым претендентом был A, но он покончил жизнь самоубийством, не выдержав жизни в тени великого L. Следующим в списке преемников был B (Бейонд Бёздей), но у него таинственным образом с рождения были глаза Бога Смерти и, несколько лет спустя после суицида A, он стал серийным убийцей из-за желания завести в тупик великого сыщика серией таинственных убийств. L смог поймать Бейонда Бёздея с помощью Наоми Мисоры, эти события описаны в книге «Death Note Another Note: The Los Angeles BB Murder Cases». Через семь лет маньяк был убит в своей камере с помощью Тетради смерти Ки

Михаэль Кэл | Тетрадь смерти вики

«{{{1}}}»

— К Ниа.

Михаэль Кель

Оригинальное имя

ミハエル・ケール

Настоящее имя

Михаэль Кель

Прозвище

Мелло
M

Родился

Манга: 13 декабря 1989
Аниме: 13 декабря 1992

Умер

Манга: 26 января 2010
Аниме: 26 января 2013

Родственники

Неизвестно

Группа крови

А (II)

Род занятий

Детектив
Мафиози

Принадлежность

Преемники L
Мафия

Эпизоды

11 + 2 полнометражных фильма

Первое появление

Последнее появление

Манга: 106 глава
Аниме: 2 сезон 16 серия

Русское дублирование

Андрей Левин

Михаэль Кэль (англ.Mihael Keehl) или просто Мэлло (англ.Mello) — один из персонажей Тетради Смерти, был одним из преемников L’a, часто «соревновался» с Ниа, гонялся за Кирой

Как и L, вырос в Доме Вамми (приюте Ватари для одаренных детей), в Винчестере, Англии. Там же вырос и Ниа. После смерти L, который так и не определил своего единственного преемника, уступает право быть им Ниа, а сам сбегает из приюта. Через 4 года становится известно, что он подался в мафию и параллельно с Ниа ведёт поиск Киры.

    Мэлло эмоционален и вспыльчив, и эта эмоциональность, по мнению многих, мешает ему. Крайне напорист и упрям, к поставленной цели будет идти любыми путями, не заботясь о том, насколько они законны. Самостоятелен, по натуре лидер, быть первым и лучшим — вот его идея фикс, ненавидит проигрывать. Находчив, изобретателен, решителен, смел и самонадеян. Его планы могут граничить с безумием, но он никогда не отступит. Любит шоколад и не переносит тех, кто лучше его.

    Подобно тому, как L обожает сладкое, Мэлло не может жить без шоколада, поэтому съедает в день не менее одной плитки. Обладает высокими интеллектуальными способностями, но вынужден всю жизнь бороться за первое место против Ниа, которого из-за этого и ненавидит.

    Не остановится ни перед чем, чтобы найти и убить Киру. Также, как и L, готов на рискованные мероприятия для достижения цели, даже немного превосходя L в этом начинании.

    В отличие от Ниа, Мэлло способен быстро думать и находить самый оптимальный выход из экстремальных ситуаций. Уверенность в себе в его поведении граничит с самоуверенностью. Живёт по принципу «Все или ничего», не остановится ни перед чем, чтобы найти и убить Киру.

    Приют ВаммиПравить

    О Мэлло, как и о любом из воспитанников Ватари, известно немного. Он — сирота, но будучи очень одаренным ребенком, в приюте, где готовили смену Эл, сразу же поставил себе целью быть лучшим. И достиг бы ее, если бы не Ниа.

    Несмотря на все старание и усердие Мэлло, бессонные ночи, проведенные за книгами, Ниа всегда был впереди него. Из-за этой вечной второй позиции, у Мэлло развился комплекс неполноценности, главным для него стала эта постоянная гонка за звание лучшего в приюте.

    Но в отличие от своего соперника, Мэлло рос активным ребенком, легко сходился со сверстниками и любил подвижные игры.

    Уход из приюта. Поиск Киры. СмертьПравить

    Узнав, что L был убит Кирой, Мэлло решает отомстить, чего бы это ему не стоило. L был для него авторитетом, он всегда стремился быть похожим на него и надеялся, что L сделает его своим преемником. Однако после смерти L оказывается, что тот не сказал, кто же займёт его место, поэтому Роджер (их «воспитатель») предлагает Мэлло и Ниа объединиться, на что Мэлло отвечает, что не собирается этого делать.

    Покинув приют, приступает к самостоятельному расследованию дела Киры, больше полагаясь на свою интуицию, чем на интеллект. Также действует, не задумываясь о последствиях, следуя порывам мести, похищает людей и не ценит человеческих жизней.

    Получил Тетрадь смерти, обменяв её на похищенную сестру Лайта. Когда же Лайт с командой детективов решает вернуть тетрадь, взрывает себя вместе с ними, после чего умирает отец Лайта, а у Мэлло остаётся ожог, занимающий почти треть его лица. Но и это его не останавливает.

    Решив похитить японскую теле-звезду Такаду Киёми, которая по совместительству является глашатаем Киры, умирает от сердечного приступа (Киёми записала его имя, которое ей сказал Лайт, на листе, вырванном из Тетради Смерти).

    Несмотря на видимое поражение, Мэлло не проиграл. Все действия, которые остальные считали безрассудными, оказались планом Мэлло. И даже ненавидя Ниа, в итоге он ему помог. Благодаря его смерти Ниа понимает, какая же из всех Тетрадей Смерти является настоящей.

    «Ниа сказал, что эта девушка может быть Кирой-2. Но как такая пустоголовая женщина может быть Кирой?»
    «Мэтт, я не думал что тебя убьют… мне очень жаль.»
    «Ниа, я не средство для решения твоих головоломок!»
    «Ты знаешь… иногда, я очень хочу убить тебя своими собственными руками… — Иногда… Я очень хочу, чтоб ты это сделал.» — Мэлло и Ниа
    • Иные считают, что внешность Мэлло напоминает скорее женскую, нежели мужскую, однако стереотип этот о «блондинке с голубыми глазами» тотчас рассеивается при первых его активных действиях против Киры.

    Эл Лоулайт | Anime Characters Fight вики

    Имя: Эл Лоулайт, «L», «Самый лучший детектив в мире», «Денёв», «Эральд Койл», «Рьюга Хидеки», «Рюзаки»

    Происхождение: Death Note

    Уровень сил: 10

    Пол: Мужской

    Классификация: Человек, частный детектив, тролль, псевдо-преступник

    Возраст: 25 года

    Умения, силы и способности: рукопашный бой, гениальный интеллект (стратегический, тактический, детективный), аура (харизмы), ментальные манипуляции (с помошью навыков психолога), пафос, троллинг

    Слабые стороны: Если он будет сидеть привычно, то его мыслительные способности снижаются на 40%;  внешность и привычки дикаря, боги смерти 

    Разрушительный потенциал: Хороший человеческий уровень

    Диапазон: Ближний бой

    Прочность/защита: Хорошая человеческая

    Скорость: Хорошая человеческая

    Сила на подъём: Хорошая человеческая

    Сила на удар: Хорошая человеческая

    Выносливость: Высокая

    Интеллект: Очень высокий; гениальный детектив, стратег и тактик, отличный лжец, манипулятор и психолог. 

    Боевые навыки: Высокие, предпочитает использовать боевые искусства только ногами.

    Экипировка: Ноутбук

    Атаки, техники и способности:

    Умения/навыки/таланты/атаки/техники/силы и способности:

    Humanその人: Человек – живое существо, которое имеет строго определенный срок жизни, предрешенный ещё с момента рождения, обладающее разумом, личностью и предрасположенностью к определенным видам деятельности.

    • Жизненная сила – духовная сила Человека, выражающаяся в оставшимся ему Сроке Жизни, который позволяет развиваться во время существования, постигая всё новые и новые границы своих возможностей, развиваясь и становясь сильнее как в физическом, так и в духовном плане. Также, данная энергия поглощается Шинигами для того, чтобы откладывать момент своей смерти.
    • Личность – совокупность черт характера, делающие каждого человека, своего рода, уникальным, в зависимости от особенностей сознания оного.
      • Харизма — Способность Эла быстро завоевать доверие. С помощью своего обычного ноутбука и опечника Ватари, которыми можно связаться с остальным миром — может влиять на этот мир и подчинять. Хоть его харизма не так развита, ведь он годами сидел на одном месте, но этой харизмой может стать надеждой для отдельных людей. Например, в 6 серии легко завоевал доверие и подчинил группу по борьбе с Кирой, особенно сам Соитиро согласился, что он настоящий L
      • Мировоззрение – каждый Человек имеет своё мировоззрение, дающее ясное представление о его взглядах на жизнь.
    • Навыки детектива – умственные способности, позволяющие разгадывать различные тайны, загадки, преступления. Человек, обладающий данной интеллектуальной особенностью, владеет множеством талантов, а также имеет огромный багаж знаний в самых различных областях как гуманитарных, так и технических дисциплин.
      • Наблюдательность – способность Детектива, проявляющаяся в умении подмечать существенные или малозаметные свойства предметов и явлений, для того чтобы строить теории и гипотезы, что позволяет находить ответы на самые трудные вопросы и распутывать самые загадочные и сложные преступления.

    Психолог и ментальный манипулятор — Имея блестящие навыки психолога может заставить кого-то признаться в чем-то, может прочитать мысли , может запугать кого-то для своей выгоды.  Например, мастерски допрашивал Лайта и Мису; легко заманил Лайта в ловушку

    • Актёрский талант – Навыки Эла, позволяющие играть ту или иную роль в спектакле под названием жизнь, скрывая истинные чувства и намерения. Этим мастерством он хорошо лгал и был под маской «спокойствия»

    Экстрасенсорное восприятие — Эл коснулся тетради смерти и его восприятие начал видеть, слушать, чувствовать Шинигами Рэма. И у него появилась возможность общаться с Шинигами

    Отличные физические характеристики:

    • Боевые навыки — Эл дрался с Лайтом.. и в тот момент он показал свою физическую силу. Как показано в аниме, Эл мастерски использует ноги в драке.
    • Хорошая реакция — Эл быстро реагировал, чтобы чемпионски играть в теннис. Также когда Лайт хотел ударить его, рефлексы Эла сработали, что удар Эла на милисекунд опоздал удару Лайта.
    • Выносливость — Эл долго играл с Лайтом в теннис и ни разу не показал признаки усталости, только после игры показал маленький признак усталости 


      

    Электра — Википедия

    Эле́ктра (др.-греч. Ἠλέκτρα) — в древнегреческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, излюбленная героиня греческих трагедий. В юности стала свидетельницей убийства отца матерью и её любовником Эгисфом. Смогла организовать бегство маленького брата Ореста из Микен. Последующие семь лет своей жизни провела в трауре, не скрывая ненависти и презрения к виновникам смерти Агамемнона. После возвращения Ореста стала вдохновительницей мести и сумела организовать убийство матери и Эгисфа.

    Электра действующее лицо в трагедиях Эсхила «Хоэфоры», Софокла «Электра», Еврипида «Электра» и «Орест», а также Сенеки «Агамемнон». По мнению современных литературоведов песня из произведения Еврипида, являющаяся ответом Электры на приглашение хора девушек пойти на праздник, одна из самых печальных в античной греческой трагедии. Согласно Плутарху после Пелопоннесской войны, когда победители решали судьбу потерпевших поражение Афин, часть спартанских военачальников предлагала разрушить город, а жителей продать в рабство. Судьбу Афин решил не рациональный, а эмоциональный аргумент. Один из воинов запел парод «Электры» Еврипида. Участники совета были растроганы и сочли невозможным уничтожить город, давший Греции столько великих людей.

    Миф об Электре и Оресте относится к таковым, которые пользовались особым вниманием в западноевропейской культуре. На его основе создано множество драм, опер и фильмов. Так, к примеру, «Элегия» Жюля Массне, которую исполняли Фёдор Шаляпин, Энрико Карузо, Монсеррат Кабалье и другие всемирно известные певцы представляет грустную песнь Электры из драмы «Эринии» Леконт де Лиля 1873 года.

    Происхождение. Ранние годы[править | править код]

    Во всех античных произведениях, которые пишут об Электре, её представляют дочерью царя Микен Агамемнона и его жены Клитемнестры. В «Илиаде» Гомера среди законных детей микенского царя называют Ореста, Ифианассу, Хрисофемиду и Лаодику[1]. Так как у более поздних древнегреческих драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида Лаодику и Ифианассу не упоминают, то их отождествляют с Электрой и Ифигенией[2].

    В детстве принцессу, согласно Еврипиду, помолвили с сыном благодетеля Агамемнона спартанского царя Тиндарея Кастором[3]. Ранние годы девочка провела без отца. Агамемнон руководил объединёнными войсками греков во время осады Трои. Дома Агамемнона ждала законная супруга Клитемнестра. У женщины было много затаённых обид на мужа. Ещё в юности Агамемнон убил её первого мужа и ребёнка, царь принёс в жертву их дочь Ифигению, отсутствовал более десяти лет и верностью не отличался. Из похода Агамемнон привозил свою новую наложницу-рабыню из царского рода Кассандру с детьми[4].

    Этим воспользовался двоюродный брат Агамемнона Эгисф, изгнанный ранее из Микен вместе со своим отцом Фиестом. Он не только стал любовником Клитемнестры, но и уговорил участвовать в заговоре. Когда Агамемнон прибыл на родину, Клитемнестра сделала вид, что рада его возвращению и отвела в баню, где молодые рабыни подогревали воду. Обладающая даром пророчества Кассандра забилась в экстазе, предвидя скорую гибель. В своё время, когда Кассандра отвергла домогательства Аполлона, получив перед этим дар пророчества, на неё наложили проклятие. Троянской принцессе было дано видеть будущее, но все предсказания игнорировали, что делало её несчастной[5][6][7]. Так же случилось и на этот раз. Когда Агамемнон выходил из бани, его ждала Клитемнестра с полотенцем. Вместо того, чтобы вытереть супруга от влаги она накинула ткань на голову царя. Пойманного Агамемнона дважды ударил мечом Эгисф. Царь упал в бассейн, после чего Клитемнестра отрубила своему супругу голову[8].

    После убийства Агамемнона[править | править код]

    После убийства Агамемнона Клитемнестра с Эгисфом захотели убить десятилетнего Ореста. Мальчика спасли кормилица Арсиноя с Электрой. По одной версии Арсиноя послала в детскую комнату своего сына, которого и убил Эгисф. Электра в свою очередь завернула Ореста в плащ и вместе с престарелым воспитателем своего отца вывела из города. По другой версии Электра уговорила Строфия увезти брата из Микен, за что навлекла на себя гнев матери и Эгисфа[9][10].

    Эгисф официально правил в Микенах семь лет. Хоть он и пользовался внешними атрибутами царя, настоящей правительницей была Клитемнестра. Несмотря на власть, свершившая преступление пара жила в страхе, опасаясь мести Ореста[11].

    Эгисф боялся и Электры, которая не скрывала своего презрения и ненависти к убийцам отца. Клитемнестра запретила своему новому супругу убивать свою дочь из-за страха навлечь гнев богов. К молодой принцессе сватались знатные царевичи. Однако Эгисф, по версии Еврипида, опасаясь появления нового могущественного врага, выдал Электру замуж за простого крестьянина. Тот оказался честным человеком и позволил своей жене остаться девственной[12][13]. В произведениях Софокла Электра всё время правления Эгисфа оставалась незамужней и влачила жалкое существование взаперти в отцовском дворце «С пустых столов крохи яств сбирая»[14]. Также она подвергалась постоянным упрёкам и унижениям за то, что помогла спастись Оресту, который мог бы отомстить за смерть Агамемнона[15].

    В какой-то момент Эгисфу с Клитемнестрой надоели оскорбления со стороны Электры. Они решили, что если она не поступит по примеру Хрисофемиды, которая смирилась со своей судьбой, заточить Электру в темницу. Эту новость ей рассказала сама Хрисофемида. Электра с презрением отвергла увещевания сестры. Более того она обвинила Хрисофемиду в предательстве памяти отца. Девушка, согласно Софоклу, была готова провести остаток жизни в тюрьме, но не выбрать путь покорности своей сестры[16][17].

    Возвращение Ореста. Убийство Клитемнестры и Эгисфа[править | править код]

    Античные трагики по-разному передают сцены возвращения Ореста в Микены, его встречи с сестрой и мести убийцам Агамемнона. В трагедии Эсхила «Хоэфоры» Клитемнестра посылает Электру на могилу Агамемнона вместе с женщинами хора. Девушка молит тень отца послать мстителя. В это время она обнаруживает жертвоприношения, которые оставил, спрятавшийся неподалёку, Орест. Узнав сестру он открывается ей и они совместно составляют план мщения, который затем Орест с Пиладом претворяют в жизнь[18].

    В трагедии Софокла «Электра» Клитемнестре приснился сон о том, что из царского посоха, который воткнули на могиле Агамемнона вырос побег, который разросся по всему микенскому краю. Тогда царица отправила свою дочь Хрисофемиду, чтобы совершить возлияния на могиле убитого ею же царя[19]. В это время к царице пришёл посланный Орестом гонец с вестью о том, что её сын от Агамемнона мёртв[20]. Эту весть Клитемнестра и Электра восприняли по-разному. Царица решила, что теперь угроза мести в прошлом, в то время как её дочь потеряла последнюю надежду[21]. Через некоторое время к Электре приходят Орест с Пиладом. Он открывается сестре[22]. Вместе с братом Электра участвует в убийстве матери, которой Орест под видом вестника приносит амфору якобы с прахом её сына[23]. Затем они убивают и прибывшего Эгисфа[24].

    В трагедии Еврипида «Электра» Орест со своим другом Пиладом приходят к дому, где живёт сестра со своим фиктивным мужем-пахарем. Он представляется ей посланцем Ореста. Затем, после того как он был узнан воспитателем Агамемнона, брат с сестрой разработали план мести. Клитемнестре отправили сообщение о том, что у Электры родился ребёнок. Орест под видом чужестранца принял участие в жертвоприношении, которое совершал Эгисф. Во время оного он убил царя Микен жертвенным ножом. Рабы, которые бросились отомстить за своего царя, отступили, когда Орест сообщил им о своём происхождении[25]. После убийства Эгисфа Орест пришёл к Электре. Юноша пребывал в нерешительности относительно того, как следует поступить с матерью. Электра настояла на том, что с Клитемнестрой следует поступить так же, как и с Эгисфом[26]. Когда не подозревающая о судьбе своего мужа царица приехала к Электре, та её пригласила в дом, чтобы показать внука, где и убила вместе с Орестом[27][28].

    Дальнейшая жизнь[править | править код]

    Наиболее драматичная версия дальнейшей жизни Электры описана в трагедии Еврипида «Орест». После убийства Клитемнестры и Эгисфа к Оресту явились богини мести эринии. Юноша упал на ложе, где и пролежал без сознания несколько дней. Всё это время за ним ухаживала сестра[29]. Из Спарты приехал отец Клитемнестры и дед Ореста с Электрой Тиндарей. Он обвинил внуков в матереубийстве. Также спартанский царь потребовал под страхом наказания, чтобы до решения суда обвиняемым не помогали[30][31].

    Менелай, узнав о происшествии, отправил свою жену и одновременно сестру Клитемнестры Елену Прекрасную в Микены. Сам же он поехал к Тиндарею. Спартанский царь считал, что Клитемнестру за свершённое ею преступление надо было изгнать, но никак не убивать. Он приказал своему приёмному сыну сделать всё, чтобы наказать убийц своей дочери[32]. Боясь гнева Тиндарея, Менелай не внял мольбам Ореста о помощи. Во время суда был высказан ряд предложений. В конечном итоге судьи приговорили Электру и Ореста к смерти, учтя при этом мольбы Агамемнонова сына, и присудили ему покончить жизнь самоубийством[33]. Из здания суда Ореста увёл Пилад, от которого после совершённого убийства отказался отец Строфий[34][35].

    Посовещавшись, Орест, Пилад и Электра решили, что раз им всё равно умирать, то следует перед смертью отомстить Менелаю, убив его жену Елену, из-за измены которой вся Эллада и их семья претерпели столько бед[36]. Электра решила воплотить в жизнь собственный план, а именно взять в заложницы дочь Менелая и Елены Гермиону[37]. Их планы почти удались. Орест с Пиладом смогли приблизиться к Елене и обнажить мечи, а Электра — схватить Гермиону и запереть во дворце. Однако в ход событий вмешался сам Аполлон. Он перенёс Елену на Олимп, где она стала бессмертной. Также он повелел Менелаю найти новую жену, Гермиону обручить с Орестом, а Электру с Пиладом[38][39].

    От Пилада у Электры родилось двое сыновей, Медон[de] и Строфий[de]. Согласно древнегреческому писателю и географу II века Павсанию могила Электры находилась среди развалин её родных Микен[40].

    Античная драма[править | править код]

    Впервые в литературных произведениях Электра появилась в трагедии Эсхила «Хоэфоры» 458 года до н. э. В ней дочь Агамемнона занимает важное, но не центральное положение[18]. Согласно В. А. Жуковскому образ Ореста, колеблющегося между желанием отомстить и ужасом от матереубийства, уступившего Электре, которая клянётся быть убийцею; хладнокровное убийство Клитемнестры и, наконец, исступление окружённого богинями мести Ореста приводит зрителя в ужас[41].

    Софокл, для того чтобы показать особенности характера Электры в одноимённой трагедии, противопоставил ей сестру Хрисофемиду. Эта дочь Агамемнона видела и осознавала зло, которое была вынуждена терпеть их семья, но не обладала внутренней силой для ненависти и мести, а тем более для того, чтобы рисковать жизнью. С помощью данного приёма античный трагик подчёркивает неспособность Электры видеть в справедливости лишь отвлечённое понятие. Она должна воздать убийцам отца по заслугам вне зависимости от цены, которую придётся заплатить за свой поступок. Электра предстаёт в качестве твёрдой, пылающей жаждой мести, окружённой несчастьями и в то же время величественной в своём унижении женщины. Софокл на первых постановках пьесы поручил эту роль актёру, у которого незадолго до этого погиб сын. Он смог, по утверждениям древних греков, передать в своей игре подлинное страдание, что в том числе обеспечило успех и известность пьесы[41][42].

    Еврипид представляет Электру в одноимённой трагедии 413 года до н. э. не только мстительницей, но и рачительной хозяйкой. Автор отводит Электре основную роль в убийстве матери, сделав её коварной вдохновительницей и организатором мести. В конце произведения брат с сестрой раскаиваются в матереубийстве. Таким образом они, выполнив свой долг перед отцом, погибают в моральном плане и сами[43]. Еврипид перенёс события пьесы из дворца в хижину пахаря. В своём произведении он полемизирует с другими античными писателями. Приведя признаки, по которым Электра узнала Ореста в трагедиях Софокла и Эсхила, он указывает на их неправдоподобность. В споре с Клитемнестрой Электра настаивает на порочном характере матери. Она утверждает, что та начала изменять отцу ещё до того, как тот забрал Ифигению для жертвоприношения. В этот диалог античный драматург привносит особенности обычной семейной перебранки[44].

    Согласно Плутарху после Пелопоннесской войны, когда победители решали судьбу потерпевших поражение Афин, некоторые предлагали разрушить город, а жителей продать в рабство, судьбу Афин решил не рациональный, а эмоциональный аргумент. Один из воинов запел парод «Электры» Еврипида. Союзники были растроганы и сочли невозможным уничтожить город, давший Греции столько великих людей. Данная песня, являющаяся ответом Электры на приглашение хора девушек пойти на праздник, по мнению современных литературоведов, одна из самых печальных в античной греческой трагедии[45][46].

                                О, душа не рвется, девы,
                                Из груди моей к веселью.
                                Ожерелья золотого
                                Не хочу я, и ногою
                                Гибкой я меж дев аргосских
                                В хороводе уж не буду
                                Попирать родимой нивы.
                                Пляску мне заменят слезы…
                                Посмотри: где локон нежный?
                                Видишь — пеплос весь в лохмотьях…
                                Это ль доля дочки царской,
                                Гордой дочери Атрида?
                                И на то ли Агамемнон
                                Трою царственную рушил?[47]

    В трагедии «Орест» Еврипид представляет Электру нежной сестрой, для которой жизнь брата составляет всю её жизнь. Будучи покинутой и осуждённой на смерть, она пять дней подряд не смыкая глаз заботится о больном Оресте. В разговоре с Еленой Еврипид противопоставляет их характеры, на которых построено всё произведение. Елену окружают блеск и нега, в то время как Электра живёт в горе и нищете. У спартанской царицы есть муж и дети, а у Электры лишь брат, да и тот на грани жизни и смерти. Несчастная дочь Агамемнона сетует на жизнь за её несправедливость[48].

    Трагедия Сенеки «Агамемнон» написана под влиянием Эсхила. По сути она повторяет его одноимённую трагедию, а расхождения незначительны. В отличие от эсхиловского произведения Сенека вводит в состав действующих лиц Электру. Трагедия рассчитана на читателя и зрителя, хорошо знакомого с мифом. Появление в конце отца Пилада Строфия, которому Электра перепоручает маленького Ореста, и последующий гнев Клитемнестры и Эгисфа указывают на дальнейшее развитие событий[49].

    Новое и Новейшее время[править | править код]

    Миф об Электре и Оресте относится к таковым, которые пользовались особым вниманием в западноевропейской культуре. В XVI—XVII веках софокловский вариант трагедии перевели на свои языки французский гуманист Лазар де Баиф[en] (1537), венгерский епископ Петер Борнемисса[en] (1558) и нидерландский поэт и драматург Йост ван ден Вонден (1639). Причём уже П. Борнемисса перевёл античный текст в вольном стиле, приблизив описание происходящих событий к реалиям венгерской жизни того времени[50].

    В XVIII веке этому мифу посвятили девять драм, пять опер и один балет. Драматурги и композиторы наибольшее внимание уделяли Электре. Часть произведений обладала низким художественным уровнем. Античный сюжет в них трансформирован настолько вольно, что он имеет слабую связь с древнегреческими трагедиями. Драматурги того времени обходили стороной сознательное матереубийство Ореста. В «Оресте» Вольтера (1750) образ Клитемнестры более женственный, по сравнению с трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида. В ней материнское чувство вступает в противоречие с супружеским долгом по отношению к Эгисфу. Орест соглашается уступить матери, но под влиянием горящей жаждой мести Электры заносит меч над Эгисфом и случайно убивает Клитемнестру, которая бросается между ними, чтобы защитить супруга[50].

    «Орест» итальянского поэта и драматурга Витторио Альфьери прославляет борьбу с тиранией. В его трагедии Орест с Пиладом не прибегает к заговору, а сам открывается узурпатору Эгисфу. Вследствие этого он, вместе с Пиладом и Электрой, попадает в тюрьму. Заключённые совершают побег, после чего Орест убивает узурпатора. Клитемнестра погибает под воздействием аффекта Ореста, который видит мать, оплакивающую тирана и убийцу отца Эгисфа[50].

    Среди драматических произведений XIX века следует выделить «Эринии» Леконт де Лиля 1873 года, известную тем, что в написанную к ней музыку Жюлем Массне вошла знаменитая «Элегия». Элегию Массне, представляющую собой грустную песнь Электры, исполняли Фёдор Шаляпин, Энрико Карузо, Монсеррат Кабалье и другие всемирно известные певцы. Отказавшись от «случайности», из-за которой погибала Клитемнестра в произведениях драматургов XVIII века, Леконт де Лиль переосмысливает образ мстителей за смерть отца[50].

    Гуго фон Гофмансталь в драме 1904 года «Электра» переосмысливает античный сюжет с учётом произведений Фридриха Ницще и Зигмунда Фрейда. В этом произведении Электра по истечении многих лет не перестаёт оплакивать отца. Он создаёт образ одержимой ненавистью и злобой девушки, которая проникнута непримиримостью и отчуждённостью с истерическим надломом. Электра Гофмансталя имеет мало общего с преисполненной достоинства трагической героиней Софокла. По либретто произведения Гофмансталя Рихард Штраус написал одноимённую оперу[50].

    В 1931 году американский драматург Юджин О’Нил создал одно из самых значительных произведений американской драматургии: трилогию «Траур — участь Электры». Он перенёс событие в Новую Англию, в дом бригадного генерала, возвратившегося после окончания Гражданской войны домой. Сюжет произведения американского писателя, хоть и описывает США XIX века, имеет явные параллели с античными мифами. Главным действующим лицом, вокруг которого развивается сюжетная нить, является ипостась Электры Лавиния[50].

    Из европейских произведений XX столетия наибольшее культурное значение имеют трагедии «Электра» Жана Жироду (1934) и Герхарта Гауптмана 1944 года, а также «Мухи» Жана-Поля Сартра[50].

    Античный сюжет о мести убийцам Агамемнона нашёл отображение и в нескольких фильмах. В частности, фильм «Электра» 1962 года Михалиса Какояниса, где главную роль сыграла Ирен Папас, получил ряд премий на Каннском фестивале, международном кинофестивале в Салониках и номинировался на «Оскар»[51][52][53].

    Образ Электры и историю её жизни использовал в своих трудах швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг. Он впервые описал комплекс Электры, который представляет собой неосознанное влечение девочек к отцу, враждебность к матери, соперничество с ней за внимание. Зигмунд Фрейд считал нецелесообразным выделять комплекс Электры, предпочитая рассматривать его как вариант Эдипова комплекса у девочек[54].

    Именем Электры назван один из астероидов главного пояса, открытый в 1873 году[55].

    1. Гомер. Песнь девятая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 284—287
    2. ↑ Agamemnon // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
    3. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 312—314».
    4. ↑ Грейвс, 1992, «Агамемнон и Клитемнестра», с. 264.
    5. ↑ Эсхил, 1989, «Агамемнон. 1202—1212».
    6. ↑ Гигин Мифы, 2000, «91. Кассандра».
    7. ↑ Мифы народов мира, 1990, «Кассандра», с. 512—513.
    8. ↑ Грейвс, 1992, «Агамемнон и Клитемнестра», с. 264—265.
    9. ↑ Сенека, 1983, «Агамемнон. 945—1030».
    10. ↑ Грейвс, 1992, «Месть Ореста (a)», с. 266—267.
    11. ↑ Грейвс, 1992, «Месть Ореста (c)», с. 267.
    12. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 250—270».
    13. ↑ Грейвс, 1992, «Месть Ореста (d)», с. 267.
    14. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 184—192».
    15. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 296—309».
    16. ↑ Софокл, 1990, «Электра.340—400».
    17. ↑ Грейвс, 1992, «Месть Ореста (e)», с. 267.
    18. 1 2 История греческой литературы, 1946, «Произведения Эсхила», с. 317.
    19. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 418—430».
    20. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 688—763».
    21. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 810—812».
    22. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 1232—1235».
    23. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 1401—1413».
    24. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 1501—1511».
    25. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 774—858».
    26. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 880—988».
    27. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 1148—1171».
    28. ↑ Теперик, 2011, с. 497—505.
    29. ↑ Грейвс, 1992, «Суд над Орестом (a)», с. 271.
    30. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 491—541».
    31. ↑ Грейвс, 1992, «Суд над Орестом (b)», с. 272.
    32. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 621—628».
    33. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 947—958».
    34. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 763—767».
    35. ↑ Грейвс, 1992, «Суд над Орестом (c, d, e)», с. 272.
    36. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 1131—1152».
    37. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 1191—1203».
    38. ↑ Еврипид, 1999, «Орест. 1620—1665».
    39. ↑ Грейвс, 1992, «Суд над Орестом (e, f)», с. 272.
    40. ↑ Павсаний, 1996, «Описание Эллады. Книга II. Глава 16 (7)».
    41. 1 2 Жуковский, 2012, с. 57.
    42. ↑ История греческой литературы, 1946, «Произведения Софокла», с. 363.
    43. ↑ Шалаева, 2003, с. 514.
    44. ↑ История греческой литературы, 1946, «Произведения Эврипида. Трагедии», с. 392—393.
    45. ↑ Плутарх, 1994, «Лисандр. 15».
    46. ↑ Теперик, 2011, с. 500.
    47. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 175—189».
    48. ↑ История греческой литературы, 1946, «Произведения Эврипида», с. 388—390.
    49. ↑ Сенека, 1983, «Примечания. Агамемнон», с. 418.
    50. 1 2 3 4 5 6 7 Ярхо, 2001.
    51. ↑ Electra (англ.). Greek Film Archive. Дата обращения 29 июня 2016.
    52. ↑ Electra (фр.). Festival de Cannes. Дата обращения 29 июня 2016.
    53. Ebert R. The Trojan Women (англ.) (4 June 1972). Дата обращения 29 июня 2016.
    54. ↑ Erwin, 2002, p. 174.
    55. Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names. — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N. Y.: Springer, 2003. — P. 27. — ISBN 3-540-00238-3.

    Античные источники[править | править код]

    • Гомер. Илиада (рус.) / Перевод Н. И. Гнедича. Издание подготовил А. И. Зайцев. — Л.: Наука, 1990.
    • Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0.
    • Еврипид. Трагедии в 2 томах (рус.) / пер. И. Ф. Анненский ; отв. ред. М. Л. Гаспаров ; вступит. ст. В. Н. Ярхо ; Российская академия наук [РАН]. — М.: Ладомир, 1999. — ISBN 5-86218-157-1.
    • Павсаний. Описание Эллады / Перевод С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2.
    • Плутарх. Лисандр // Сравнительные жизнеописания в двух томах / Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова. — М.: Наука, 1994. — Т. I.
    • Сенека. Трагедии (рус.) / Издание подготовили С. А. Ошеров, Е. Г. Рабинович. — М.: Наука, 1983.
    • Софокл. Драмы (рус.) / В переводе Ф. Ф. Зелинского под ред. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо. Издание подготовили М. Л. Гаспаров и В. Н. Ярхо. — М.: Наука, 1990. — (Литературные памятники).
    • Эсхил. Трагедии / Перевод Вячеслава Иванова. Издание подготовили Н. И. Балашов, Дим. Вяч. Иванов, М. Л. Гаспаров, Г. Ч. Гусейнов, Н. В. Котрелев, В. Н. Ярхо.. — М.: Наука, 1989.

    Литература[править | править код]

    • Грейвс Роберт. Мифы Древней Греции. — М.: Прогресс, 1992. — 624 с. — (Антропология, этнография, мифология, фольклор). — ISBN 5-01-001587-0.
    • Жуковский В. А. «Электра и Орест» // Статьи по эстетике и критике (рус.). — Директ-Медиа, 2012. — С. 54—62. — 185 с. — ISBN 978-5-4458-1925-7.
    • Обнорский В. Электра // Энциклопедия классической греко-римской мифологии. — Остеон-Групп, 2014. — 2400 с. — ISBN 978-5-85689-024-1.
    • История греческой литературы (рус.) / под редакцией С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга, Ф. А. Петровского, С. И. Радцига. — Москва • Ленинград: Издательство академии наук СССР, 1946. — Т. I.
    • Теперик Т. Ф. «Электра» Еврипида в переводе М. Л. Гаспарова // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2011. — Т. XV. — С. 497—506. — ISSN 2306-9015.
    • Еврипид // Кто есть кто в мире (рус.) / Гл. ред. Г. П. Шалаева. — М.: Филологическое общество «Слово», 2003. — С. 512—514. — 1680 с. — ISBN 5-8123-0088-7.
    • Ярхо В. Н. Электра // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 1116—1117.
    • Ярхо В. Н. Миф об Оресте и Электре в западноевропейской литературе XVIII-XX вв // Эмилий Блоссий Драконций. Мифологические поэмы (рус.). — М.: Лабиринт, 2001. — С. 181—217. — 218 с. — (Античное наследие: Мифология. Поэзия). — ISBN 5-87604-143-2.
    • Erwin Edward. Electra Complex // The Freud Encyclopedia: Theory, Therapy, and Culture (англ.). — New York & London: Routledge, 2002. — P. 174. — ISBN 0-415-93677-2.
    • Grafton A., Most G. W., Settis S. Electra // The Classical Tradition. — Cambridge, Massachussets, and London, England: The Belknap Press of Harvard University Press, 2010. — P. 302—303. — ISBN 978-0-674-03572-0.

    Джерро, Эл — Википедия

    Эл Джерро
    англ. Al Jarreau
    Полное имя Элвин Лопес Джерро
    Дата рождения 12 марта 1940(1940-03-12)
    Место рождения Милуоки, Висконсин, США
    Дата смерти 12 февраля 2017(2017-02-12) (76 лет)
    Место смерти
    Похоронен
    Страна Al Jarreau (2006).jpg США
    Профессии музыкант, певец, джазмен
    Годы активности 1968—2017
    Инструменты ударный музыкальный инструмент
    Жанры джаз, поп, соул, фанк, ритм-н-блюз
    Лейблы Reprise, Warner Bros., GRP[en], Concord, Rhino[en]
    Награды Грэмми (1978, 1979, 1981, 1982, 1993, 2007)
    Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

    Эл Джерро́ (англ. Al Jarreau; 12 марта 1940, Милуоки — 12 февраля 2017, Лос-Анджелес) — американский джазовый музыкант и певец, достиг широкой известности в середине 1970-х годов, семикратный лауреат премии «Грэмми», один из редчайших исполнителей, удостоившийся наград в трёх различных категориях: джаз, поп-музыка и ритм-н-блюз. Особенности исполнительского стиля Джерро заключаются в талантливых импровизациях, звуковых имитациях и экспериментах в жанре мейнстрим-фьюжн. Джерро использовал разнообразные тембровые эффекты и приёмы интонирования (крик, плач, стон, смех, парландо и так далее), юмористические трюки, а также скэт, благодаря чему внёс большой вклад в популяризацию «инструментального пения». По отзывам прессы, «харизматичный Джерро умеет петь на тысячу голосов»[3]. В марте 2001 года получил звезду на легендарной «Аллее славы» в Голливуде[4].

    Детство и юность[править | править код]

    Commons-logo.svg На джазовом фестивале в Монтре (1986)

    Эл Джерро родился в 1940 году, в городе Милуоки, штат Висконсин, во франко-креольской семье. Отец служил священником в местной церкви адвентистов седьмого дня, мать работала пианисткой в том же приходе, и с самого детства Эл со своими пятью братьями принимали участие в церковных песнопениях[5].

    В 1958 году, после окончания средней школы Линкольна[en], поступил в колледж Рипон[en] для изучения психологии[6]. В период учёбы занимался спортом и музыкой, в частности, был задействован в джазовом квартете The Indigos. После окончания колледжа по специальности «психология» продолжил обучение в Айовском университете, затем работал консультантом по реабилитации в Сан-Франциско. Там же произошло его знакомство с Джорджем Дюком, с которым они вместе создали джазовое трио.

    В 1967 году Эл Джерро и гитарист Хулио Мартинес образовали дуэт и стали выступать в клубе Gatsby’s в городе Саусалито, а затем в Лос-Анджелесе. Мини-коллектив привлёк к себе внимание, и тогда же Джерро решил сделать музыку своим основным занятием.

    Творческий путь[править | править код]

    С 1968 года, совместно с Мартинесом, Джерро пел в таких ночных клубах Лос-Анджелеса, как Dino’s, The Troubadour, Bitter End West и The Improv[en] перед выступлениями Бетт Мидлер, Джимми Уокера, Джона Белуши и других. Популярность Джерро возрастала и благодаря обратившим на него внимание журналистам и артистам вроде Джонни Карсона, Мерва Гриффина и Дэвида Фроста. В этот же период Джерро увлёкся саентологией (однако позднее отказался от изучения данной теории)[7] и начал писать песни, в которых находила отражение его христианская духовность.

    Дебютный альбом Джерро был выпущен, когда музыканту было уже 35 лет. Пластинка We Got By была записана в соавторстве с пианистом Томом Каннингом на студии Warner Bros. Records и получила высокую оценку критиков. В Германии альбом удостоился «Грэмми» в номинации «Лучший новый иностранный сольный исполнитель»[8].

    После записи в 1976 году своего второго диска Glow Джерро отправился в мировое турне, в результате чего выпустил двойной концертный альбом Look to the Rainbow (1977), благодаря которому в полной мере продемонстрировал талант импровизатора. Одним из самых коммерчески успешных альбомов Эла Джерро стала следующая пластинка Breakin’ Away (1981), принёсшая музыканту две награды Американской академии звукозаписи «Грэмми».

    На протяжении 1980-х Джерро часто принимал участие в записи саундтреков к фильмам, его песни звучат, в частности, в таких картинах, как «Ночная смена» (1982), «Брейк-данс» (1984), «Из Африки» (1985) и «Делай как надо!» (1989), а также в телевизионном шоу «Детективное агентство „Лунный свет“» (получившие одобрение критиков песни «Moonlighting» и «Since I Fell for You»).

    Commons-logo.svg На международном джазовом фестивале в Молде (1996)

    1980-е были значимым периодом для Джерро ещё и потому, что в это время он начал активно сотрудничать с различными известными музыкантами, среди которых были Чик Кориа, Джо Сэмпл[en], Дэвид Сэнборн, Майлс Дейвис, Рик Брон[en] и Джордж Бенсон. Одной из самых масштабных совместных работ стал благотворительный проект «We Are the World» — песня, спродюсированная Куинси Джонсом, в записи которой принимали участие около 70 музыкантов, включая Джерро.

    После выпуска своего десятого альбома Heaven and Earth в 1992 году музыкант сделал перерыв в студийной работе и стал много времени посвящать выступлениям на концертных площадках и участию в фестивалях. В 1996 году сыграл одну из ролей в бродвейском мюзикле «Бриолин».

    В 2000 году Джерро вновь вернулся в студию, чтобы записать пластинку Tomorrow Today, а через год музыкант удостоился собственной звезды на «Аллее славы» в Голливуде. В течение нескольких лет Эл Джерро активно занимался шоу-бизнесом, принимал участие в музыкальных шоу — в том числе спел дуэтом с финалисткой American Idol Пэрис Беннетт, а также выступил с Чичем Марином в проекте Celebrity Duets[en].

    Эл Джерро несколько раз приезжал в Россию, принимал участие в фестивале Parliament Jazz Festival (Москва, 2003)[9], сотрудничал с российскими музыкантами Игорем Бутманом и Ларисой Долиной[10].

    Личная жизнь[править | править код]

    Эл Джерро был дважды женат, с 1964 по 1968 состоял в браке с актрисой Филлис Холл; в 1977 женился на модели Сюзан Плеер, с которой у них позднее родился сын Райан.

    В 2009 году детская писательница Кармен Рубин издала рассказ под названием «Ashti Meets Birdman Al», поводом к созданию которого послужила музыка Эла Джерро. Помимо этого, Кармен совместно с Джерро активно занималась популяризацией детской литературы и поддержанием интереса к музыке у детей[11]. Также Эл Джерро задействован в программе Verizon, направленной на ликвидацию безграмотности среди американского населения; музыкант оказывает содействие организации, помогает в приобретении книг, компьютеров и обучении волонтёров[12][13].

    23 июля 2010 года, незадолго до планируемого концерта во французском городе Барселоннет, поступило сообщение о том, что Джерро был помещён в больницу из-за серьёзных проблем с дыханием и аритмии[14], впоследствии проходил интенсивную терапию и восстановил здоровье[15]. Однако в 2012 году из-за поставленного диагноза — пневмония — певец вновь был вынужден отложить намечаемые выступления во Франции[16].

    Скончался 12 февраля 2017 года около 6.00 утра в больнице Лос-Анджелеса в кругу семьи.

    Премии Американской академии звукозаписи «Грэмми»[править | править код]

    Год Номинированная работа Категория Результат
    1978 Look to the Rainbow Лучший вокальный джазовый альбом Победа
    1979 All Fly Home Лучший вокальный джазовый альбом Победа
    1981 In Harmony[en] Лучший альбом для детей Победа
    Never Givin’ Up Лучшее мужское вокальное R&B-исполнение Номинация
    1982 Breakin’ Away[en] Лучшее мужское вокальное поп-исполнение Победа
    Blue Rondo à la Turk[en] Лучшее мужское джазовое исполнение Победа
    Breakin’ Away Альбом года Номинация
    1984 Step by Step Лучшая инструментальная аранжировка в сопровождении вокалиста Номинация
    1985 Edgartown Groove (совместно с Кашифом[en]) Лучшее вокальное R&B-исполнение дуэтом или группой Номинация
    1986 High Crime Лучшее мужское вокальное R&B-исполнение Номинация
    1987 Since I Fell for You Лучшее мужское вокальное R&B-исполнение Номинация
    1988 Moonlighting Лучшее мужское вокальное поп-исполнение Номинация
    Лучшая песня, написанная для кино, телевидения или другого визуального представления Номинация
    1990 Heart’s Horizon Лучшее мужское вокальное R&B-исполнение Номинация
    1993 Heaven and Earth[en] Лучшее мужское вокальное R&B-исполнение Победа
    1995 Wait for the Magic Лучшее мужское вокальное R&B-исполнение Номинация
    2005 Accentuate the Positive[en] Лучший вокальный джаз-альбом Номинация
    2007 God Bless the Child (совместно с Джорджем Бенсоном) Лучшее вокальное исполнение традиционного R&B Победа
    Breezin’ (совместно с Джорджем Бенсоном) Лучшее вокальное R&B-исполнение дуэтом или группой Номинация

    Студийные альбомы[править | править код]

    Концертные альбомы[править | править код]

    Год Альбом Высшие позиции в чартах[17][18][19] Лейбл
    США США
    R&B
    США
    Джаз
    Великобритания
    1977 Look to the Rainbow 49 19 5 Warner Bros.
    1985 In London 125 55 10
    1994 Tenderness 114 25 2
    «—» альбом не попал в чарты или не был выпущен на территории страны

    Синглы[править | править код]

    Год Сингл Высшая позиция
    США Hot 100 США R&B США A.C. Великобритания
    1976 «Rainbow in Your Eyes» 92
    1977 «Take Five» 91
    1978 «Thinkin’ About It Too» 55
    1980 «Distracted» 61
    1980 «Gimme What You Got» 63
    1980 «Never Givin’ Up» 26
    1981 «We’re in This Love Together» 15 6 55
    1982 «Breakin’ Away» 43 25
    1982 «Teach Me Tonight[en]» 70 51
    1982 «Your Precious Love[en]» 16
    1982 «Roof Garden»
    1983 «Boogie Down» 77 9 63
    1983 «Mornin’» 21 6 28
    1983 «Trouble in Paradise» 63 6 36
    1984 «After All» 69 26
    1985 «Raging Waters» 42
    1986 «L Is for Lover» 42
    1986 «Tell Me What I Gotta Do» 37
    1986 «The Music of Goodbye» 16
    1987 «Moonlighting[en]» 23 32 1 8
    1988 «So Good» 2
    1989 «All of My Love» 69
    1989 «All or Nothing at All[en]» 59
    1992 «Blue Angel» 74
    1992 «It’s Not Hard to Love You» 36
    2001 «In My Music»
    «—» сингл не попал в чарты

    Электра (фильм) — Википедия

    «Электра» (англ. «Elektra») — супергеройский фильм в жанре фэнтезийного боевика, поставленный режиссёром Робом Боуманом на основе одноимённых комиксов издательства Marvel и являющийся спин-оффом фильма «Сорвиголова». Слоган фильма «Before she can find peace she will wage war» («Прежде, чем она сможет найти мир, она будет вести войну»). Премьера состоялась 8 января 2005 года (в России 10 марта 2005).

    Действие фильма разворачивается через два года после событий, произошедших в «Сорвиголове». Сюжет в фильме рассказывается мужским голосом (позже оказывается, что это сэнсэй Стик). Выясняется, что существует древняя война между добром и злом. Зло — это «Орден Руки», в то время как воины Камогури защищают добро.

    Фильм начинается со смерти главного персонажа — Электры. Но её воскресил старик по имени Стик, обучил боевому искусству Путь Камогури (способность контролировать время, будущее, жизнь и смерть). Электра получает задание убить Марка Миллера и его 14-летную дочь Эбби. В рамках контракта, она должна остаться в течение нескольких дней на острове в убежище, и убить их в определённый момент. Сначала Электра не знает, кого ей нужно убить, а когда узнает, то не может их убить и решает покинуть остров. Но она замечает, что помимо неё, есть ещё двое убийц. Она решает вернуться к Марку и Эбби и защитить их.

    После провала убийства, руководитель «Ордена Руки», поручает эту задачу своему сыну Кириги и его соратникам, каждый из которых имеет уникальные возможности: Стоун обладает сверхчеловеческой прочностью и физической неуязвимостью; Татту — вызывать бессмертных животных от татуировок на своем теле; Кинкоу — невероятную скорость и маневренность, Тиф — смертельный поцелуй.

    Электра убивает Стоуна, в то время как Эбби и Марк убивают Кинкоу одним из его собственных кинжалов. В процессе драки, Электра обнаруживает, что Эбби имеет навыки боевых искусств и тоже знает Путь Камогури. Отвлекаясь на это, Электра подвергается нападению Тиф, которая отравляет её. Эбби пытается вмешаться, но Кириги останавливает её. Появляется Стик со своими учениками и спасает всех. Он приводит их в свой лагерь, вылечивает Электру и оставляет Эбби под своей защитой до тех пор, пока будет жить Кириги. Он также рассказывает, что первое задание Электры было испытанием, а Эбби является «сокровищем».

    Между Электрой и Кириги происходит бой за судьбу Эбби. Если Электра проигрывает, то Эбби передают Кириги. Если Кириги проигрывает — Эбби навсегда свободна. Электра возвращается в дом, где была убита её мать (как выясняется, её убил Кириги), где ей первый раз приходится сражаться с ним. Она проигрывает ему, Эбби в это время прячется в зелёном лабиринте. Электра убивает Татту, затем в центре [лабиринт]а снова вступает в битву с Кириги. Кириги передвигается в пространстве едва уловимыми глазом моментальными бросками, избегая ударов Электры. Казалось бы, Электра окончательно проигрывает схватку, то в какой-то момент она угадывает ту точку пространства, где спустя мгновение возникнет Кириги и направляет туда сай. Кириги, пронзённый саем, падает в колодец и погибает.

    Тем временем Эбби подверглась нападению Тиф, которая испытывает ревность к Эбби, так как сама была раньше «сокровищем». Своим мёртвым дыханием она убивает девочку. Шестым чувством Электра понимает, что происходит. Она бросает сай, который, пролетая сквозь многочисленные стенки зелёного лабиринта, вонзается в горло Тиф.

    Электра несет тело Эбби обратно в дом, где она успешно возрождает её и становится её сэнсэем Пути Камогури. Фильм заканчивается тем, что Электра и Стик обсуждают схожесть её и Эбби жизней. Стик говорит ей о том, что вторая жизнь часто может быть лучше, чем первая.

    Кассовые сборы[править | править код]

    Электра был показан в 3204 кинотеатрах в США. В первую неделю он занял пятое место, собрав $12,804,793[1], а за вторую $3,964,598[2]. Внутренние сборы составили $24,409,722, что сделало фильм наименее прибыльным проектом Marvel Comics, сравнимым с Говард-утка. В общей сложности фильм собрал $56,681,566[3].

    Критика[править | править код]

    Фильм получил в целом отрицательные отзывы от кинокритиков. На основе 150 рецензий, собранных Rotten Tomatoes, Электра заработал 10% гнилого рейтинга. Metacritic дал фильму 34 из 100 Metascore, что значит, если фильм имеет «вообще отрицательные отзывы».

    Электра была выпущена на DVD 5 апреля 2005 года. Оно включало в себя несколько удалённых сцен, таких как появления Бена Аффлека в образе Мэтта Мердока.

    Расширенная версия[править | править код]

    Расширенная двухдисковая версия фильма была выпущена в октябре 2005 года. В отличие от расширенной версии Сорвиголовы, включающей в себя тридцать минут дополнительного времени, расширенная версия Электры включала в себя только три минуты, что было раскритиковано за плохую передачу видео[4].

    На Blu-ray Disc Электра вышел 19 октября 2009 года в Великобритании и во Франции. Американская версия была выпущена 4 мая 2010 года.

    Электра: Альбом был выпущен в 2005 году Wind-up Records для фильма Электра.

    Подобно многим другим саундтрекам Wind-up, практически ни одна представленная песня не была задействована в фильме.

    Список композиций[править | править код]

    1. «Never There (She Stabs)» 3:44
    2. «Hey Kids» 2:58
    3. «Everyone is Wrong» 3:28
    4. «Sooner or Later» 4:09
    5. «Thousand Mile Wish (Elektra Mix)» 4:00
    6. «Wonder» 3:53
    7. «Your Own Disaster» 5:42
    8. «Breathe No More» 3:48
    9. «Photograph» 3:58
    10. «Save Me» 3:27
    11. «Beautiful» 3:03
    12. «Hollow» 4:04
    13. «Angels With Even Filthier Souls» 2:55
    14. «5 Years» 3:52
    15. «In The Light» 4:13
    • Съемки проходили в Ванкувере, поближе к съемочному процессу сериала «Шпионка», в котором Гарнер снималась параллельно.
    • Героя Горана Вишнича зовут в фильме Майк Миллер, что является отсылкой к имени Фрэнка Миллера, художника некоторых выпусков комиксов об Электре и создателя самой героини.
    1. ↑ Must Have Content
    2. ↑ Elektra (2005) — Weekend Box Office Results Accessed 2008-08-31
    3. ↑ Хотя оба эти фильма и не достигли планируемых сборов, оба окупили свои бюджеты и принесли хоть и небольшую, но прибыль («Электра» около 12 млн. долларов, «Говард-утка» чуть больше миллиона). Вообще, единственной экранизацией, основанной на персонаже Marvel Comics, выпущенной в прокат в США и в остальном мире и не только не принесшей ожидаемых прибылей, но и не окупившей свой бюджет, стал фильм «Каратель: Территория войны» в 2008 году.
    4. ↑ IGN: Electra (Unrated Director’s Cut) Review. Accessed 2008-08-30

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *