Site Loader

Коротко о республике | Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл

Марийский край родной,

На карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах, марийский край мой милый,

Ты, как цветок, прекрасен, юн и чист.

А сколько звезд на небе светят вместе!

Ах, сколько звезд!

Я счет им не веду.

Свою звезду найду среди созвездий –

Счастливую марийскую звезду.

 

С. Вишневский

География Марий Эл

Республика Марий Эл (мар. Марий Эл Республик)  — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.

Республика Марий Эл расположена в центре европейской части России, преимущественно на левобережье реки Волги. С севера, северо-востока и востока она граничит с Кировской областью, с юго-востока – с Республиками Татарстан и Чувашия, а на западе и северо-западе – с Нижегородской областью.

По занимаемой территории и численности населения Республика Марий Эл относится к числу небольших субъектов Российской Федерации. Общая же площадь – более 23 тысяч кв. км.

История

Вопрос об автономии народов Поволжья стал решаться практически с окончанием гражданской войны. В феврале 1920 г. он был поставлен на Всероссийском совещании активных работников мари, которое высказалось за образование административно-территориальных единиц на территориях проживания марийского народа.

Более конкретно вопрос о марийской автономии обсуждался на Первой Всероссийской конференции коммунистов-мари в июле 1920 г. в Казани. Назначенный заведующим Центральным отделом мари (переименованным в Марийское представительство) при Наркомнаце С. А. Черняков представил подготовленные материалы в Правительство. Вопрос об образовании Марийской автономной области рассматривался на заседаниях СНК РСФСР 19-20 октября, 2 ноября и получил положительное решение.

На исторической территории расселения марийцев 4 ноября 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «Об образовании автономной области марийского народа». Этим были заложены основы марийской  государственности.

25 ноября 1920 г. декретом ВЦИК и СНК «Об автономной области марийского народа» был определен административно — территориальный состав области с центром в г. Краснококшайске (с 1927 г. – г. Йошкар-Ола). С ноября 1920 г. по июнь 1921 г. проводилось организационное оформление области. Для временного управления (до областного съезда Советов) – декретом ВЦИК от 5 января 1921 г. – был образован революционный Комитет во главе с И. П. Петровым.

В 1929-1932 гг. Марийская автономная область входила в состав Нижегородского, в 1932-1936 гг. – Горьковского краёв.

5 декабря 1936 г. Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР и в настоящее время является полноправным субъектом Российской Федерации – Республикой Марий Эл.

21 июня 1937 г. чрезвычайный 11-й съезд Советов республики утвердил Конституцию Марийской АССР.

Марийский народ в составе Российского государства сохранил свой язык и обрел свою письменность. В 1775 г. в свет вышло первое издание грамматики «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка», что означило рождение марийской письменности. В наше время марийский язык, наряду с русским, имеет статус государственного языка Республики Марий Эл. Марийцы сохранили свои традиционные религиозные верования и обряды. В настоящее время священные молельные рощи марийцев-язычников охраняются государством.

За годы довоенных пятилеток (1929-1940 гг.) в области построено и введено в действие 45 промышленных предприятий. На новостройки и предприятия были направлены из промышленных центров страны, особенно из г. Горького, инженеры, техники, квалифицированные рабочие. В Москве, Ленинграде, Горьком и других городах подготавливались национальные кадры для промышленности и сельского хозяйства республики. Выпуск продукции крупной промышленности Марийской АССР в 1940 г. по сравнению с 1913 г. увеличился в 7,4 раза. К 1941 г. колхозы объединяли 94,2% крестьянских хозяйств. Началось строительство железных дорог (первая из них Зеленый Дол — Йошкар-Ола закончена в 1928 г. ). Осуществлялась культурная революция: в основном ликвидирована неграмотность, исчезли родовые феодальные и религиозные пережитки; выросли национальные кадры рабочего класса и народной интеллигенции; сложились национальные литература и искусство.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала огромным испытанием на прочность для миллионов советских людей как на фронте, так и в тылу, испытанием, которые наши деды и отцы с честью выдержали, обеспечив в своей стране и всему человечеству десятилетия мирной жизни.

В послевоенные пятилетки экономика и культура Марийской АССР получила дальнейшее развитие. В республике возникли новые крупные предприятия машиностроительной, приборостроительной и других отраслей промышленности. Значительно повысился материальный и культурный уровень жизни народа. Подъем экономики и культуры сопровождался всесторонним расширением взаимопомощи и углублением связей Марийской АССР с другими республиками.

Марийский народ входит в братское содружество родственных финно-угорских народов России. Из года в год укрепляются общественные, культурные и научные связи народов финно-угорского мира. Республика приобретает широкую известность, мировая общественность получает возможность познакомиться с самобытной культурой народа мари.

Знаменательные исторические даты

4 ноября 1920 года декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных комиссаров РСФСР была образована Марийская автономная область.

25 ноября 1920 года декретом ВЦИК и СНК «Об автономной области марийского народа» был определен административно-территориальный состав области с центром в г. Краснококшайске (с 1927 года – г. Йошкар-Ола).

5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

22 декабря 1990 года Верховный Совет Марийской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, которая имеет Государственный Флаг, Герб, Гимн.

В конце 1991 года была введена должность Президента, с июня 2011 года – Глава Республики Марий Эл.  

22 марта 1992 года Республика Марий Эл в числе других субъектов Российской Федерации подписала Федеративный договор.

С 8 июля 1992 года республика официально стала называться Республика Марий Эл.  

За успехи в развитии народного хозяйства Марийская АССР награждена в 1965 г. орденом Ленина, в 1970 г. – орденом Октябрьской Революции; в ознаменование 50-летия Союза ССР в 1972 г. – орденом Дружбы народов.

Органы государственной власти

Система органов государственной власти определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл (1995). Государственная власть в республике осуществляется Государственным собранием Марий Эл, главой республики, правительством и иными органами в соответствии с Конституцией республики. В 2012 году название должности высшего должностного лица Республики Марий Эл переименовано, оно называется «Глава Республики Марий Эл».

Государственное собрание – парламент – высший и единственный законодательный орган государственной власти республики. Состоит из 52 депутатов, избираемых населением на 5 лет (26 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей; 26 депутатов – по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями).

Глава республики является высшим должностным лицом и возглавляет исполнительную власть республики. Полномочиями главы республики Марий Эл наделяется Государственным собранием лицо из числа кандидатур, предложенных Президентом РФ. Глава республики формирует высший исполнительный орган государственной власти – правительство. 

В Республике Марий Эл действуют Верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл, районные суды и мировые судьи, которые входят в судебную систему Российской Федерации.

Символика

Республика Марий Эл имеет свои государственные символы – Герб, Флаг, Гимн.

Государственный Герб – официальный государственный символ Республики Марий Эл. Он утвержден 5 марта 2011 года на сессии Государственного  Собрания Республики Марий Эл. Государственный герб РМЭ – это червленый медведь с золотыми когтями на серебряном геральдическом щите. В правой лапе – меч в лазоревых ножнах с золотыми фрагментами и золотой молот с серебряной рукояткой. В левой лапе – окрашенный золотом лазоревый щит с изображением золотого марийского орнамента. Гербовый щит увенчан земельной короной с зубцами, стилизованными под национальный орнамент с тремя  отдельными ромбами.

Государственный флаг – государственный символ республики, утвержден 5 марта 2011 года на сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл. Флаг выполнен в виде прямоугольного полотнища белого цвета. В левой части у древка вертикально расположен марийский национальный орнамент красного цвета, в центре – Государственный герб республики Марий Эл. Белый цвет – древний цветовой символ народа мари, символ чистоты и добра. 

Государственный гимн – государственный символ суверенитета Республики Марий Эл, её музыкально-поэтическая эмблема. Музыку написал в 1992 году Юрий Евдокимов-Тойварс на слова Давлета Исламова. Гимн исполняется на русском, лугомарийском и горномарийском языках. На русский язык текст перевел Владимир Панов, на горномарийский – Иван Горный.

Автором первого марийского гимна «Кынелза, шогалза!» («Поднимитесь, встаньте!») был Тихон Ефремович Ефремов – учитель, литератор-просветитель. В 1997 году гимном столицы Марий Эл стала «Песня о Йошкар-Оле», написанная композитором Андреем Эшпаем на стихи Леонида Дербенева в 1965 году.

Марий Эл – республика в составе Российской Федерации

Республика Марий Эл получила свое название по наименованию ее коренного населения мари. «Эл» в переводе с языка мари означает «страна». Вхождение Марийского края в состав Российского государства определило характер дальнейшей истории марийского народа, которая развивалась на протяжении четырех с половиной веков в тесной связи с историей народа России. Самым важным результатом вхождения Марийского края в состав России было сохранение мари как этноса. Столицей республики является Йошкар-Ола.          

Территория РМЭ включает в себя территории  14 муниципальных районов: Волжский, Горномарийский, Звениговский, Килемарский, Куженерский, Мари-турекский, Медведевский, Моркинский, Новоторьяльский, Оршанский, Параньгинский, Сернурский, Советский, Юринский  —  и  4 города, из них 3 города Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск — республиканского подчинения и 1 город (Звенигово) районного подчинения.  

Марий Эл многонациональная

По данным переписи 2010 года, в Марий Эл проживают 696,5 тысяч человек, русские составляют 45% от общей численности, мари – 42%, татары – 6%, чуваши – 1%, удмурты – 0,3%.

По результатам переписи 2010 года вместе с коренным народом Марий Эл  в согласии и мире проживают представители 90 национальностей. Основные коренные этносы, веками проживающие на территории нашего региона — это мари, русские, татары, чуваши и удмурты.

Многовековая история свидетельствует о том, что народы относились друг к другу с большим уважением, имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и духовными ценностями.

Мари – потомки древнего местного населения Поволжья. Название «мари»,  «мары» означает  «человек»,  «мужчина». Удмурты называли их пор, татары – чирмеш, чуваши – сярмыс, русские – черемис. С середины XVI века история мари тесно переплелась с историей русского народа. В ноябре 1999 года в городе Йошкар-Оле создан республиканский центр марийской культуры. Центр ведет активную работу с марийским населением города и районов по возрождению и проведению национальных и обрядовых праздников. С 1990 года в республике стали праздновать День национального героя и День марийской письменности. С 1992 года в г. Йошкар-Оле ежегодно проводится фестиваль детского творчества «Самырык тукым» («Молодое поколение»),  «Пеледше тукым» («Растущее поколение»).

Марий Эл – не только многонациональная, но и многоконфессиональная республика. В Марий Эл зарегистрировано 138 религиозных общественных объединений. Основными конфессиями в нашей республике являются Русская православная церковь, ислам и марийская традиционная религия. На территории нашего региона насчитывается 96 православных храмов, 27 мечетей и более 600 священных рощ, из которых 324 взяты под охрану государства. Республика Марий Эл на сегодняшний день, пожалуй, единственный регион в стране, где сохранилась древняя традиционная религия народа мари. Это лишний раз говорит о бережном и уважительном отношении к национальным традициям и о гармоничном развитии культур всех народов, проживающих в республике.

Достопримечательности города

Если касаться местных достопримечательностей, то стоит отметить, что власти делают многое, чтобы облагородить свой город. Помимо того что сохраняются памятники архитектуры строятся и новые. Большее количество памятников, бюстов и интересных построек находится в центре города и его окрестностях. На центральной площади имени Оболенского-Ноготкова находится национальная художественная галерея, на фасаде которой расположены «поющие часы» (каждый час под музыку из циферблата выезжает ослик с иконой, а время на часах корректируется сигналом со спутника), копия Царь-пушки, памятник основателю города Оболенскому-Ноготкову и памятник Священномученику Епископу Марийскому Леониду. Здесь же располагается и дом правительства республики. На площади у железнодорожного вокзала установлен памятник марийскому советскому актеру Йывану Кырле. Скульптура изображает героя фильма «Путевка в жизнь», где актер сыграл Мустафу. В центральном парке города установлена скульптурная композиция «Древо жизни», на улице Советская установлен памятник молотку, на бульваре Победы находятся скульптура «Счастливая семья» и скамья любви и верности, а рядом с Марийским университетом находится памятник «Йошкин кот». Помимо этого, в Йошкар-Оле находятся красивейшие церкви и храмы и памятник Святейшему Патриарху Алексию II.

Среди сданных за последние годы социальных объектов – Центральный стадион «Дружба», два ледовых дворца, Дворец водных видов спорта, физкультурно-оздоровительный комплекс «Спартак», ипподром, крытый теннисный корт, художественная школа при национальной президентской школе-интернате для одаренных детей, Национальная художественная галерея, гимназия имени Сергия Радонежского, учебный блок школы в деревне Шоруньжа. Созданы также зоны отдыха в Йошкар-Оле по бульвару Чавайна и бульвар Победы, на набережной реки Малая Кокшага. Новые зоны отдыха также открыты во всех районных центрах и городах республики.   

Марий Эл театральная

Марий Эл – республика театральная! Мало какой регион может  похвалиться таким количеством театров, какой у нас. В Йошкар-Оле работают пять профессиональных театров: Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева и Академический русский театр драмы им. Г. В. Константинова, Марийский театр юного зрителя, республиканский театр кукол и Горномарийский драматический театр. Работают музей истории города Йошкар-Олы, национальный музей Республики Марий Эл, республиканский музей изобразительных искусств и национальная художественная галерея. 

Музеев у нас много, и каждый из них уникален.

Это интересно!

Единственный в России этнографический музей, посвященный какой-либо национальной, но не русской культуре, расположен  в Республике Марий Эл. Этнографический музей под открытым небом г. Козьмодемьянска рассказывает об истории, культуре и быте горных марийцев. В настоящее время здесь собрано около двух десятков деревянных строений, среди которых действующая ветряная мельница, жилая изба, кузница, амбары и бани. Всего здесь более 2000 экспонатов – это памятники деревянного зодчества, орудия труда и быта. Здесь вы можете увидеть и образцы уникальной двусторонней горномарийской вышивки со сложным и неповторимым узором.

В скором будущем в столице нашей республики появится еще один музей – музей истории и археологии. Это, несомненно, будет настоящим подарком для ценителей истории.

Поэтому театральная жизнь в республике очень насыщенная. И не случайно фестиваль, который ежегодно проходит в нашем регионе, называется «Йошкар-Ола театральная».

Славные люди родного края

это ученые, композиторы, художники, педагоги, строители, хлеборобы, врачи, военные, архитекторы, предприниматели, артисты, спортсмены, прославившие край своим трудом, умом, старанием, служением Родине.

Первой нашей олимпийской чемпионкой была известная гимнастка Зинаида Борисовна Дружинина (Воронина). На олимпиаде 1968 года в Мехико она завоевала медали всех достоинств: золото, серебро и бронзу. Зинаида родилась 10 декабря 1947 года в Йошкар-Оле в рабочей семье. В возрасте 14 лет она стала чемпионкой Марийской АССР. С 1965 года гимнастка тренировалась в Москве. З. Дружинина считается одной из самых титулованных спортсменок марийского края по числу наград: неоднократная чемпионка мира, Европы и Советского Союза, чемпионка Олимпийских игр в г. Мехико (1968), заслуженный мастер спорта, обладательница звания «Мисс гимнастика»  и «Мисс грация». Всего у спортсменки – 44 награды.

Особое место в летописи марийского спорта занимает лыжница Нина Петровна Селюнина (Рочева). Она родилась 13 октября 1948 года в деревне Покшай Кировской области, училась в Казанской и Сернурской школах-интернатах. В 1974 году стала чемпионкой СССР, в составе сборной команды страны выиграла чемпионат мира. В 1980 году на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде Нина Селюнина выиграла серебряную награду. Она является заслуженным мастером спорта СССР и мастером спорта международного класса по лыжной гонке. За спортивные достижения Н. Селюниной присвоены звания заслуженного работника физической культуры Марийской АССР, Республики Коми и России. В ноябре 2008 года в Музее спортивной славы Марий Эл появилась скульптура марийской лыжницы, выполненная скульпторами А. Ширниным и С. Яндубаевым.

Римма Алексеевна Пальцева родилась 10 октября 1948 года в Медведевском районе. В 39 лет она записалась в клуб любителей бега на стадионе «Дружба» и впервые начала выступать на внутриклубных соревнованиях. В мае 2010 года на чемпионате мира и чемпионате Европы по суточному бегу во французском городе Бриф Римма Пальцева была признана старейшей участницей. Зрители были покорены выносливостью женщины, способной в 62 года бегать без перерыва целые сутки.

Римма Пальцева – многократная чемпионка Европы в личном зачете, многократная чемпионка мира и Европы в командном зачете, выполняла норму мастера спорта международного класса. За спортивные достижения ей присвоено звание  заслуженного мастера спорта России по легкой атлетике.

Известные уроженцы Марий Эл

Андрей Яковлевич Эшпай (15 мая 1925 – 10 ноября 2015) – советский и российский композитор, автор музыки ко множеству фильмов. Андрей Яковлевич родился в Козьмодемьянске в семье пианиста и учительницы. Когда мальчику было три года, семья переехала в Москву. В возрасте 16 лет хотел пойти на фронт добровольцем, но не был принят по возрасту. В 1944 году Андрей Яковлевич попал на войну и был награжден орденом и четырьмя медалями. После войны учился в училище при Московской консерватории, где впоследствии и преподавал. За свою долгую творческую жизнь Андрей Яковлевич написал множество произведений, его музыка звучит в таких фильмах, как «Карьера Димы Горина», «Приходите завтра»,  «Трактир на Пятницкой» и др.

Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) (24 апреля 1903, Казань — 14 октября 1958) – русский и советский поэт. Николай Алексеевич родился в Казани, однако детство его прошло в Марий Эл, в селе Сернур. Еще со школы сочинял стихи и размещал их в рукописном журнале. В 1920 году Николай Алексеевич переехал в Москву, где поступил в медицинское училище. После армии Заболоцкий выпустил свой первый сборник стихов в Ленинграде, вызвав этим скандал в литературных кругах и язвительные отзывы в газетах. Стихи поэта приняли за «вражескую вылазку», очень уж сатирично он описывал обстановку в стране. Его не признали, и Николай Алексеевич стал зарабатывать произведениями для детей. В 1938 году Заблоцкого арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде, и отправили в ссылку, где поэт подорвал свое здоровье. После освобождения поэт сумел добиться и уважения, и достатка, и осуществления задуманного.  

Юбилеи года

180 лет со дня выхода «Черемисской грамматики» А. Д. Альбинского (Казань, 1837).

120 лет со дня рождения Александра Федоровича Эшкинина (1897-1937), государственного деятеля.

110 лет со дня рождения Никандра Лекайна (Никандр Сергеевич Еремеев) (1907-1960), писателя, народного писателя Марийской АССР.

110 лет со дня выхода первого номера ежегодного издания на марийском языке «Марла календарь» (1907).

105 лет со дня рождения Олыка Ипая (Ипатий Степанович Степанов) (1912-1937), поэта, переводчика.

100 лет со дня открытия I Всероссийского съезда народа мари в городе Бирске Уфимской губернии (1917).

100 лет со дня рождения Чалая Васлия (Василий Федорович Чегаев) (1917-1979), поэта.

90 лет со дня рождения Майи Тимофеевны Романовой (1927-2014), актрисы, певицы, заслуженной артистки Марийской АССР и РСФСР

90 лет со дня рождения Виктора Дмитриевича Бурлакова (1927-2010), народного артиста Марийской АССР и РСФСР.

90 лет со дня рождения Серафимы Петровны Захаровой (1927-2000), ученого-историка, кандидата исторических наук, исследователя истории рабочего класса Республики Марий Эл.

85 лет со дня рождения Дмитрия Егоровича Казанцева (1932), ученого-языковеда, доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Марийской СССР.

85 лет со дня рождения Эрика Никитича Сапаева (1932-1963), композитора, автора первой марийской оперы «Акпатыр», лауреата премии Марийского комсомола имени Олыка Ипая, лауреата Государственной премии Марийской АССР. 

80 лет со дня рождения Геннадия  Николаевича Айплатова (1937), ученого-историка, краеведа, доктора исторических наук, профессора Марийского государственного университета, лауреата Государственной премии Республики Марий Эл, заслуженного деятеля науки Марийской АССР, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации.

80 лет со дня рождения Василия Михайловича Регеж-Горохова (1937), актера, писателя, переводчика, лауреата Государственной премии Марийской АССР, заслуженного артиста Марийской АССР и РСФСР, народного артиста Марийской АССР, народного писателя Республики Марий Эл.

80 лет со дня рождения Олега Михайловича Герасимова (1937), музыковеда, фольклориста, доктора искусствоведения, лауреата премии Марийского комсомола имени Олыка Ипая, заслуженного деятеля искусств Марийской АССР, члена Союза композиторов России.

75 лет со дня рождения Николая Кугерговича Смирнова (1942), библиотекаря-библиографа, заведующего сектором государственной библиографии отдела национальной, краеведческой литературы и библиографии (ныне – отдел «Книжная палата») Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна (1973-2009), заслуженного работника культуры Марийской АССР.

70 лет со дня рождения Николая Никандровича Гаврилова (1947), государственного и общественного деятеля, министра культуры Марийской АССР (1984-1992), кандидата философских наук.

70 лет со дня рождения Виталия Владимировича Шапкина (1947), музыканта, лауреата премии Марийского комсомола имени Олыка Ипая, лауреата Государственной премии Марийской АССР, заслуженного артиста Республики Марий Эл и Российской Федерации.

70 лет со дня рождения Галины Ивановны Соловьевой (1947), искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Марийской АССР, лауреата Государственной премии Республики Марий Эл.

70 лет со дня рождения Зинаиды Борисовны Ворониной (Дружининой) (1947-2001), спортивной гимнастки, заслуженного мастера спорта СССР, олимпийской чемпионки (Мехико, 1968), чемпионки мира (Любляна, 1970), уроженки города Йошкар-Олы.

60 лет со дня рождения Галины Евгеньевны Шкалиной (1957), ученого-культуролога, доктора культурологи, профессора, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации.

55 лет со дня рождения Зои Михайловны Дудиной (Глушковой) (1962), поэтессы, журналиста, лауреата конкурса «Книга года Марий Эл», лауреата Всероссийской литературной премии имени Н. С. Лескова, лауреата литературной премии М. А. Кастрена, заслуженного работника культуры Республики Марий Эл.  

 

Сегодня Республика Марий Эл является динамично развивающимся субъектом Российской Федерации, вносит значительный вклад во внутрироссийскую консолидацию и в укрепление российской государственности. Марийский народ, традиционно отличающийся высоким уровнем толерантности, трудолюбием и жизнестойкостью, вместе с другими народами республики активно участвует в возрождении родного края, в укреплении и развитии Российского государства.

Марийцы колдуют

Марийцы колдуют

Что такое традиционная религия мари и как проходят загадочные языческие моления

Н

а самом деле, марийцы не колдуют. По крайней мере те, кто относят себя к представителям традиционной религии мари. Но их моления, которые несколько раз в год проходят в священных рощах (кюсото), – событие поистине интригующее: в лесу стоят котлы, в которых варятся жертвенные гуси, а десятки мари в едином порыве готовятся к прочтению молитвы. На молениях нельзя присутствовать тем, кто не исповедует эту религию, и говорят там только на марийском.

Россия

Республика Марий Эл

Тумьюмучаш

Йошкар-Ола

Марий Эл – республика на востоке европейской части России с населением 685 865 человек (2016).

Йошкар-Ола – столица. 762 км до Москвы. 142 км до Казани

Сернур – 88 км от Йошкар-Олы

Марий Эл входит в состав Приволжского федерального округа. По данным Росстата, 45% населения – русские, 42% – марийцы, 6% – татары, 1% – чуваши, 0,5% – украинцы и др.

С

ело Тумьюмучаш расположилось на полпути из столицы Марий Эл Йошкар-Олы до поселка Сернур. Совсем рядом с селом – одна из четырехсот священных для мари рощ. Единственное, что отличает типичный на первый взгляд лесок у дороги, – это табличка на одной из берез, что на окраине рощи. «Кюсото» (священная роща) – написано на ней.

Марийские моления обычно проходят в священных рощах – кюсото. Рощу для моления выбирает карт – марийский священник – по определенным параметрам.

Обычно около каждый марийской деревни бывают такие рощи.

В воскресный день сюда с самого раннего утра идут марийцы. Кто-то из соседней деревни, кто-то приехал из города на машине или автобусе, а кто-то – с другого конца республики или вовсе из соседних регионов. Все они деловито идут по заснеженной дороге, неся с собой ведра, тазы, гусей или уток и огромные пакеты, набитые крупой и кухонной утварью – ложками, тарелками и ножами.

На опушке небольшая стоянка для автомобилей, а на краю рощи – суетятся люди. Выше макушек сосен поднимается дым от пяти огромных костров. Каждый из них стоит в разных частях и посвящен разным богам. Марийцы готовятся: чистят гусей и уток, варят их в котлах, похожих на чаны ведьм из сказок, и делают «котлеты» из крови жертвенных животных и смеси круп.

Шочын Ава Юмо
богиня рождения, богоматерь

Тум Юмо
главный бог у мари

Мер Юмор
божество, управляющее
мирскими делами

Куркугза
дух справедливости

Мланде Ава
бог земли

У поляны пять кострищ, каждое из которых посвящено определенному богу

У поляны пять кострищ, каждое из которых посвящено определенному богу

1. Шочын Ава Юмо – богиня рождения, богоматерь
2. Тум Юмо – главный бог у мари

3. Мер Юмор – божество, управляющее, мирскими делами
4. Куркугза – дух справедливости
5. Мланде Ава – бог земли
У поляны пять кострищ, каждое из которых посвящено определенному богу

Дерево – посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения.

Модель мира для марийцев – это дерево. Оно соединяет подземный мир, мир людей и космос и представляет из себя одновременно возникновение, развитие и упадок. Именно поэтому мари молятся в рощах священным деревьям (онапу). Дерево – посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения. Еще один посредник для мари – это карт, своеобразный жрец.

В основном приносят хлеб, крупу, небольшие деньги и свечи. Все это выкладывается на столе перед главным деревом в роще.

Мари не ходят в рощи часто, как ходят православные в церковь и мусульмане в мечеть. Только по праздникам в дни молений они посещают их. Есть также рощи для всемарийских молений, а есть деревенские. Бывают и семейные моления, которые случаются чаще. Молятся и просто дома – ставят свечку и читают молитвы.

Священная роща у села Томьюмучаш называется Шурното. Раз в пять лет здесь собираются мари со всей страны, чтобы провести завершающее осеннее моление. У каждой рощи своя очередность. В 2016 году молились в Шурното.

У поляны пять кострищ, каждое из которых посвящено определенному богу. Самое большое – для бога Тум Юмо (светлый великий бог). Это главный бог у мари. Он выступает в виде седого старика с белой бородой, живущего на небе. Другие костры посвящены другим божествам – Шочын Ава Юмо (богиня рождения, богоматерь), Мер Юмор (божество, управляющее мирскими делами), Куркугза (марийский князь, ставший святым, дух справедливости) и Мланде Ава (бог земли).

Котел 50 л висит на железной цепи

Необработанные балки
защищают кострище

Несколько мужчин насаживают котлы, следят за огнем, колют дрова.

Рубить деревья в священной роще запрещено

1. Котел 50 л висит на железной цепи
2. Необработанные балки защищают кострище
Несколько мужчин насаживают котлы, следят за огнем, колют дрова. Рубить деревья в священной роще запрещено

ИСТОРИЯ НАРОДА И РЕЛИГИИ

Т

радиции мари всегда шли из леса. Еще пару веков назад соседние народы были уверены: мари полудикие охотники и рыболовы, но потом отношение к этому этносу изменилось – оказалось, что марийцы занимаются земледелием, пчеловодством, скотоводством и даже металлообработкой. Тесная взаимосвязь с лесом и определила языческое мировоззрение этого народа. Лишь мари удалось сохранить и пронести через все трудности и преграды свое устремление к природе и своим богам.

За правильностью процессов следят карты, своего рода марийские священники, отличить их можно по белой шапке.

Марийцы рано потеряли свою самостоятельность. Причина в этом одна – положение между русскими на западе и татарами на востоке. Русско-татарские войны разоряли оба государства, но марийцам приходилось хуже всех – на их территории проходило большинство сражений, а проигравшие, возвращаясь домой, часто грабили всех, кто встречался на их пути.

В конце XVII – начале XVIII веков над народом нависла новая угроза – крещение. Мари не хотели принимать православие и всячески сопротивлялись этому. Сначала жителям, которые крестились, обещали трехлетнее освобождение от подати, повинностей и отправления рекрутов в армию. На деле же ничего этого так сделано и не было. К 1724 году только две тысячи мари приняли крещение. Через 16 лет начались угрозы переселения из родных мест в Сибирь, солдат били палками, насильственно заставляли их давать подарки священникам лисицами и куницами. Мари в ответ на это бежали в леса и продолжали молиться своим богам.

Мари не хотели принимать православие и всячески сопротивлялись этому.

Советское время заставило большинство мари забыть о своей вере. Но есть семьи и даже целые деревни, которые продолжали молиться в рощах.

В Сернуре корреспондентам «Idel.Реалии» одна местная жительница рассказала, что, несмотря на запрет религии в советское время, ее семья продолжала молиться прямо у себя дома. «Мы были единственными мари в деревне. Но нас защищали и покрывали соседи – они не рассказывали никому, что мы молимся, а мы не говорили, что они совершают православные моления. Мой отец был юмотан (с марийского – «друг бога», человек, который мог проводить семейные моления в любой марийской семье) и коммунист одновременно», – рассказала женщина.

Специальные люди следят за временем приготовления жертвенного мяса.

Православие и язычество среди мари перемешались настолько сильно, что преобладающая часть мари, которая ходит в рощи, также молится и по христианским обычаям. Мари рассказывают, что именно так удалось найти компромисс.

– Мари всегда обращались к своим богам, даже во время христианизации. Часто делали это ночью, но никогда не забывали своих богов, – рассказывает Галина Ласточкина, пресс-секретарь Верховного карта Марий Эл. – Сейчас проходит своеобразный период становления – во многих местах начинают возрождаться моления в рощах. Мы свою веру никому не навязываем. Не говорим, что если ты мари, то ты обязательно должен быть частью этой религии и приходить на моления. Это со стороны канонов – это только воля человека. Если человек хочет прийти на моления – он делает это, если хочет в церковь – идет туда.

ДО МОЛИТВЫ

С

утра каждый мари, просыпаясь, готовится к молению. Он не только омывает свое тело, но и душу, мысли. Потом он идет в священную рощу. С собой он приносит приношение – гуся или утку, если это жертвоприношение, или хлеб со свечой, блины, крупы. В хлеб вставляют монетки или свечу для того, чтобы отблагодарить бога. Также приносят полотенца или рубашки – в зависимости от того, какая часть тела болит у человека.

Дерево, где расположен главный костер в честь верховного марийского бога.

Журналистов обычно на моления не пускают – так не положено. Но для нас сделали исключение, предварительно рассказав о некоторых тонкостях. Во-первых, никогда нельзя во время моления вставать перед картами и фотографировать их в анфас. Во-вторых, нельзя перемещаться во время молений между кострами – нужно заранее выбрать место. В-третьих, нельзя фотографировать кровь. Кроме того, нужно дать приношение одному из богов. В нашем случае – это были деньги для главного бога мари.

Подготовка к молениям начинается утром. У каждого из пяти священных деревьев на молениях стоит специальный стол, к которому мари несут подношения – хлеб, блины, птиц, крупы и деньги. Помощники картов занимаются тем, что подготавливают все эти подношения для богов. Не все отдают божествам из того, что приносят люди. Из хлеба, например, вырезают верхушку. Она – богу, остальное – людям. У гусей и уток отрезают крылья, головы и лапы – для бога. На деревянные подносы кладут головы, лапы, крылья птицы и немного крупы. Остальное отправляется людям для готовки.

В вырез кладется монета. Она – карту

Вырезается верхушка хлеба. Она – богу. Остальное – людям

В хлеб устанавливаются свечи

1. В вырез кладется монета. Она – карту
2. Вырезается верхушка хлеба. Она – богу. Остальное – людям
3. В хлеб устанавливаются свечи

Сначала мари подают, потом просят. Нужно сначала принести подношение, а потом уже просить обо всем мирском и не только.

У каждого священного дерева разведен огромный костер. На нем в больших котлах готовят похлебку и другие блюда для молений. В первую очередь варят уток и гусей. Потом их разделывают и отделяют кости от мяса. Кости отправляются прямо в огонь, а мясо – снова в котел. Там к нему потом добавят хлеб и крупы. Из крови жертвенных животных мари делают своеобразные котлеты, смешанные с крупами. Крупы разные – кто что принес. Потом котлеты варятся в бульоне и разрезаются на кусочки, снова отправляясь в котлы с мясом.

Приготовленное мясо птицы отделяют от костей для дальнейшего приготовления. Кости пойдут в бульон.

Несколько часов вокруг костров кипит жизнь: женщины разделывают мясо и готовят котлеты, мужчины следят за котлами и колют дрова. Кстати, рубить деревья в священной роще запрещено, поэтому к молениям дрова специально привозят из других мест. Есть и те, кто отвечают за чистоту в роще. Моления нужно закончить и оставить рощу в таком же нетронутом состоянии, в каком она и была. Поэтому остатки крови от жертвоприношения тщательно выскребают из затоптанного снега.

Моления нужно закончить и оставить рощу в таком же нетронутом состоянии, в каком она и была

Среди собравшихся марийцев в основном люди среднего и старшего возрастов. Молодежи очень мало. Мари говорят, что младшее поколение мало интересуется историей и традициями родного края и народа.

На больших молениях располагаются сразу несколько больших костров, в честь разных богов. Служба около них происходит не параллельно.

Но есть и те, кто пытается возрождать интерес в рядах сверстников. Так, молодой человек, пришедший на моления, представился членом Союза марийской молодежи «У Вий» и рассказал, как сейчас идет работа в Марий Эл и в других регионах.

– Мы стараемся возрождать те рощи, в которых давно не проводятся моления. Рощи нужно подготавливать, мы это делаем. Ездили недавно в Нижегородскую область, там много мари живет. В планах регистрировать там свою религиозную ячейку. Местная администрация была против, чтобы мы там моления устраивали, но мы смогли собрать молодежь мари и провели. Молодежь есть, главное сейчас – сохранить марийскую веру. Если мы ее сохраним, мы сможем сберечь и марийский язык, и марийскую культуру, традиции и историю. Религия – это стержень национального самосознания, основа всего марийского мира. Много людей сейчас приезжают к нам и изучают нашу культуру, язык и религиозные традиции, – рассказал он.

МОЛЕНИЯ

О

коло 14 часов процесс приготовления пищи окончен, и мари начинают собираться у костров. Каждый решает, какому богу он будет молиться. Кто для себя это решить не может, просто во время молитвы перемещается от костра к костру.

Когда основные приготовления завершены, слово берет карт. Слова молитвы каждый раз придумываются заново до моления.

Карты облачаются в белую одежду. Летом в национальных белых одеяниях и обычные участники молений, но сейчас почти зима. Моления начинаются с главного костра, посвященного боту Тум Юмо. Как только собравшиеся начинают читать молитву, начинается снег. Он хлопьями опускается на головы и тела собравшихся. Мари сидят на коленях и, чтобы не замерзнуть, заблаговременно подложили под ноги еловые ветки или плед.

Как только верховный карт – Александр Таныгин – начинает молитву у главного костра, с разных сторон начинают слышаться голоса других картов и их помощников. Карты стоят прямо перед жертвенным столом, остальные – за костром, обращенные лицом к священному дереву.

Земля – это все для нас. Это соль и хлеб нашего существования. Во время молений мы стараемся и просим для всех, не только для мари. Моления они и для татар, и для чуваш, и для русских, и для христиан и мусульман. Хоть африканцев. Нам нет разницы.

Молитва длится не более часа. Кто-то из картов заканчивает раньше, и еще во время молитвы у других костров слышно, как звенит посуда. Сразу после молитвы мари едят. Еда после молитвы – важная процедура. Особенно интересно, как после того, как они, выстояв в очереди с ведрами, тазами, тарелками и даже ведерками из-под майонеза, начинают расходиться по роще, чтобы съесть приготовленное.

После молитвы и трапезы мари прибираются в роще и расходятся по своим селам, забрав с собой остатки еды. Следующие моления пройдут зимой.

Хоть большинство пришедших на моление представляют старшее поколение, встречаются и молодые люди, пришедшие с семьей или, что реже, полностью по своей инициативе.

Текст: Регина Хисамова. Фото: Сергей Потеряев.
«Idel.Реалии» выражают благодарность Верховному карту Марий Эл Александру Таныгину и его пресс-секретарю Галине Ласточкиной.

Источники: Росстат, Л.С. Тойдыбекова. Марийская мифология

Designed by Pangea Design

©2017 Radio Free Europe/Radio Liberty

Что означает EL? Бесплатный словарь

Также найдено в: Словарь, Тезаурус, Медицинский, Юридический, Финансовый, Идиомы, Энциклопедия, Википедия.

Фильтр категорий: Показать все (69)Наиболее распространенные (0)Технологии (14)Правительство и военные (10)Наука и медицина (23)Бизнес (9)Организации (10)Сленг / жаргон (3)

5 Ожидаемые потери0015
Акроним Определение
EL Английский язык
EL Elevated
EL Education Level
EL External Links (OSPF)
EL Elevation
EL Elevator
EL Entry Level
EL Element
EL Elementary
EL Греческий двухбуквенный код (ISO стандарт)0036
EL Elected
EL Educational Leadership
EL East Lansing (Michigan)
EL Electric Light
EL Enlist
EL Energy Level
EL Emeril Lagasse
EL Аварийное освещение
EL Elevate
EL Enterprise Linux
EL Engineering Laboratory
EL Executive Level (government employee heirarchy; Australia)
EL Electro — Люминесцентный
EL Пределы воздействия
EL Изучающий английский язык
EL
EL Exposure Level
EL Environmental Laboratory
EL Elektricitet (Danish: Electricity)
EL Expression Language
EL Elevated Поезд (Чикаго)
EL Предел упругости (испытание на растяжение)
EL Редактировать ссылки (Internet)
EL Elymian (linguistics)
EL Equilibrium Level
EL Essential Links (website)
EL Environmental Liabilities
EL Аварийный отпуск
EL Европейские лотереи
EL Повышенная линейка (Элебные подвесы работали на юго -восточной части Pennsy0036
EL Exception List
EL Endolaser (vitreoretinal surgery))
EL Episcopal Life (magazine)
EL Erase Line
EL Enhancement Layer
EL Энтеролактон
EL Entertainment Links (Интернет)
121212
EL Encounter Level (Dungeons & Dragons gaming)
EL Enhanced Latency
EL Electrical Load
EL Exclusive Lock
EL Elliptocytosis
EL Ограничение по высоте
EL Ограничение отклонения (OSHA)
EL50015
EL Enterprise Links (Internet)
EL Electronic Links (Internet)
EL Exploration Lease (mineral exploration)
EL Аварийный предел
EL Технические письма
EL Уровень заработка
EL Электрожурналы0035 (Oil Industry Old Term)
EL Edge Lift (of a contact lens)
EL Entrepreneurial Leave
EL Erie Lackawanna Railway Company
EL Электрический стержень стартового протокола (двигатели лодок)
EL Эдди Потеря
EL. 0015 ГрецияHttp://europa.eu.int/Comm/Eurostat/Public/Datashop/Print-Product/En?catalogue=eurostat&product=8-07062001-En-Ap-En&mode=download

Copyright 1988-2018 AcronymFinder .com, Все права защищены.

Предложите новое определение

Что означает EL?

Аббревиатура » Термин

Термин » Аббревиатура

Слово в термине

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ

Термин

Определение

Опции

Рейтинг

EL

Греческий

2 (коды языков)0003

Rate it:
EL

Entry Level

Business » Occupation & Positions

Rate it:
EL

Высота

Правительственный » Военный

Оценить:
770014

Elbow

Medical » Physiology

Rate it:
EL

External Links

Internet

Rate it:
EL

Английский язык

Сообщество » Образовательный

Оценить:
EL

Education Level

Academic & Science » Universities

Rate it:
EL

Emacs Lisp

Computing » Software

Оцените:
EL

EssLoffel

Международный » Немецкий

95035030015 Rate it:
EL

Experience Level

Academic & Science » Electronics

Rate it:
EL

ElectroMotive

Правительственный » Поставщики

Оценить:
EL 3to 3to Lagui0004 International » Spanish

Rate it:
EL

Energy Level

Academic & Science » Physics

Rate it:
EL

Повышенная печень

Медицина » Физиология

0007 EL

English Learner

Community » Educational

Rate it:
EL

Eternal Life

Community » Religion

Оценить:
EL

Estee Lauder Companies, Inc. 0015

Rate it:
EL

Equal Level

Academic & Science » Chemistry

Rate it:
EL

Enhanced Latency

Компьютеры » Сеть

Оценить:
EL Rate it:
EL

Entity List

Computing » General Computing

Rate it:
EL

Внешние связи

Вычисления » Сеть

Оценить:
EL

Expression Language

Academic & Science » Language & Literature

Rate it:
EL

Extra Light

Miscellaneous » Food & Nutrition

Оценить:
EL

Электролюминесцентные науки и другое 90»0043 —

3 —0003

СТАВИТЬ IT: