Site Loader

Содержание

17.Орфография. Традиционный и дифференцирующий принципы русской орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания.

Традиционный принцип заключается в таком написании слов, где буквенный состав соответствует несовременному их произношению, а устаревшему. Кроме того, данный принцип выступает в тех случаях, когда фонема не может быть подставлена в сильную позицию и необходимо обратиться к словарю, а также в словах, где существует чередование фонем. Традиционное написание следует запоминать.

К традиционному написанию относят:

  • Написание И после Ж, Ц, Ш;

  • Написание ЧА/ЩА, ЧУ/ЩУ;

  • Написание непроверяемых гласных и согласных. Например, собака, вокзал;

  • Написание корней с чередующимися гласными. Например, зар/зор, мер/мир, пер/пир;

  • Написание Г в прилагательных, причастиях, неличных местоимений и порядковых числительных в форме род. п., ед. ч., м/ср.рода. например: твоего, моего, восьмого.

  • Написание Ь в глагольных формах 2л, ед.ч., после шипящих. Например: делаешь, стоишь.

  • Написание ЧН вместо ШН. Например, скворечник, скучно.

  • Написание ЩН вместо ШН в слове помощник.

Дифференциальный принцип заключается в разграничении на письме слов, совпадающих в звучании. Это:

  • С помощью дифференциального написания разграничиваются лексемы. Например, компания, кампания.

  • Позволяет разграничивать слова, принадлежащие разым частям речи. Например, ожог – сущ., ожёг – гл.

  • Дифференциальное значение имеет употребление прописной и строчных букв. Например, Лев – имя, лев – животное.

Слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания регулируются особыми правилами. Русская орфография строится таким образом, что каждое самостоятельное слово пишется раздельно, и относится это правило не только к свободным сочетаниям слов, но и к сочетаниям устойчивым, фразеологизированным, лексикализованными, т.е. к таким, когда, например, сочетание двух слов выражает одно понятие: железная дорога, красный уголок, синий чулок.

Написания через дефис отражают незаконченность превращения двух лексических единиц в одно слово, тогда как слитные – завершённость процесса образования новых слов.

Так, через дефис пишутся:

  • Сложные слова, образованные повторением одного и тог же слова с разными приставками или корня с разными аффиксами:

    чуть-чуть, еле-еле, большой-пребольшой. Сюда же относят сложные слова, образуемые соединением синонимов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

  • Также слова с иноязычными приставками: экс-чемпион, вице-президент.

  • Сложные существительные, представляющие собой единое название какого-либо предмета/явления: жар-птица, горе-охотники.

  • Названия частей света, промежуточных стран: юго-восток, норд-ост.

  • Названия оттенков цветов: бледно-голубой, ярко-синий.

  • Сочетания слов, связанных по способу сочинения, как равноправные понятия:

    шахматно-шашечная секция, кисло-сладкий соус.

Слитно пишутся:

  • Сложносокращённые слова: партком, колхоз;

  • Слова, первой частью которых выступают числительные: пятилетка, троюродный.

  • Прилагательные, образованные от сложных существительных: пароходный, тепловозный;

  • Сочетания слов, где одно слово связано с другим по способу подчинения (согласования, управления, примыкания): белоснежный, сельскохозяйственный, вагоноремонтный.

Дифференцированный подход: принцип, технология :: SYL.ru

Принцип дифференцированного подхода дает возможность создавать обучающую систему, обеспечивающую потребности каждого ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Психолог Н. А. Менчинская отмечала значимость дифференциации, своевременность и актуальность данного подхода.

Традиционное обучение школьников не позволяет раскрывать их индивидуальные способности и особенности.

Индивидуально — дифференцированный подход – это отличный способ раннего выявления одаренных и талантливых детей. Он позволяет формировать у них универсальные учебные навыки, заниматься по уникальным образовательным траекториям.

дифференцированный подход в обучении

Специфика технологии

Дифференцированный подход в обучении является совокупностью определенных средств, решений, методов обучения, которые охватывают конкретный элемент учебного процесса. Что представляет собой данный процесс? Дифференцированный подход в обучении – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств. Его можно назвать составным компонентом дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

Индивидуально — дифференцированный подход присутствует в любой обучающей системе. Он в полной мере отвечает запросам общества, стремящегося к обеспечению всестороннего развития человека, открытия для ребенка возможности получения определенных знаний.

индивидуально дифференцированный подход

Задачи

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.

Открытость обучения способствует подбору индивидуального стиля для каждого школьника.

Принципы

Реализация дифференцированного подхода основывается на следующих тезисах:

  • управление учебной деятельностью со стороны учителя;
  • саморегулирование учения школьниками

Основные цели данного способа обучения и воспитания изложил в своих педагогических исследованиях И. Унт.

Дифференцированный педагогический подход предполагает реализацию следующих целей:

  • обучающей;
  • развивающей;
  • воспитывающей.

Первая цель предполагает усовершенствование навыков, умений, знаний школьников, содействие реализации учебных программ путем повышения навыков и знаний у каждого ребенка в отдельности, снижение отставания, углубление и расширение знаний у детей с обязательным учетом специальных способностей и интересов.

Организация дифференцированного подхода в рамках воспитательной работы связана с созданием предпосылок для формирования специальных способностей и интересов каждого ребенка. Воспитание предполагает учет познавательных интересов, позитивное влияние на мотивацию к учебному процессу, внеурочной деятельности.

Если педагогу удается реализовывать все цели, повышается успеваемость школьников, меняется их отношение к учебному процессу.

индивидуально - дифференцированный подход в обучении

Преимущества обучения

Дифференцированный подход в воспитании обладает определенными достоинствами. При оптимально и рационально организованной коллективной и групповой деятельности можно раскрывать мышление школьников, по достоинству и адекватно оценивать возможности и способности детей, развивать у подрастающего поколения интерес к качественному анализу.

Недостатки технологии

Технология дифференцированного подхода имеет и отрицательные характеристики. Перечислим некоторые из них:

  • сложно в рамках урока удовлетворить интересы одаренных детей, пытаясь научить отстающих;
  • появляются сложности в приобщении детей к систематической самостоятельной деятельности с новым учебным материалом, направить их на процесс самообразования;
  • нелегко справляться с проблемами воспитательного характера, которые связаны с оценкой смыслового и личностного роста подрастающего поколения.

Положительных моментов у данного метода намного больше, чем отрицательных характеристик. Дифференцированный подход касается всех компонентов методической системы обучения, он подходит для всех ступеней школьной программы.

принцип дифференцированного подхода

Разновидности технологии

Выступать она может в разных видах. Первый выражается в том, что в процессе обучения в одном классном коллективе по одному учебнику и программе, ребята усваивают материал на разных уровнях. В этом случае определяющим фактором выступает обязательный уровень подготовки учащихся. Достижение его является подтверждением выполнения школьником минимального объема учебного материала. На сформированной базе осуществляется более высокое овладение материалом.

В подобной ситуации дифференцированный подход предполагает использование нескольких уровней.

Второй вариант дифференциации предполагает профильное обучение. На средней ступени обучения ребята вместе с родителями ориентировочно подбирают себе профессиональную сферу, с которой они планируют связать свою будущую жизнь. В этом случае дифференцированный подход способствует выявлению творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, их развитию. В настоящее время в системе образования функционируют художественные, спортивные, музыкальные школы, в которых профильные дисциплины преподаются на высоком уровне.

педагогическая технология

Дифференциация по интересам

В этом случае учащихся группируют в классы по определенным интересам. В наши дни популярностью пользуются классные коллективы с углубленным изучением химии, физики, математики, гуманитарных дисциплин.

Дифференцированный подход позволяет ребятам изучать те научные области, которые необходимы им для осуществления своей мечты.

К примеру, дети, которые интересуются физикой, имеют в данной области отличные результаты, формируются в класс (группу) продвинутого уровня. Дифференцированный подход в работе помогает учителю подбирать для воспитанников такие задания, которые способствуют развитию школьников.

Из оставшихся учеников параллели выделяют «базу» и группу педагогической поддержки.

Модель подобных групп, которая объединяет в себе два варианта дифференциации: по интересам и по степени достижений, функционирует и на старшей ступени. Для переформирования групп используется итоговый годовой контроль.

Для распределения школьников между различными направлениями учебной деятельности используются многочисленные диагностики, включая интеллектуальные тесты.

дифференцированный подход в воспитании

Дифференциация на уроках математики

Как для этой научной области используется эта педагогическая технология? Дифференцированный подход оптимально подходит для «царицы наук». Эта сложная дисциплина у многих школьников вызывает серьезные проблемы. В начальной школе в процессе обучения математике применяют уровневую дифференциацию.

Суть метода состоит в поиске приемов и способов образовательного процесса, которые помогают ребятам овладевать основными математическими знаниями.

Ученик получает возможность и право на выбор глубины и объекта усвоения учебного материала, варьирование собственной учебной нагрузки.

В этом случае достижение обязательных образовательных результатов является объективным критерием. На его базе меняется ближайшая цель в обучении отдельного ребенка, происходит перестройка работы в соответствии с таким содержанием.

Педагог либо предлагает ученику задания повышенного уровня сложности, либо продолжает работу по формированию главных умений и навыков.

Подобный подход способствует образованию прочного фундамента, благодаря которому учитель видит результат своей педагогической деятельности.

Педагог получает возможность работать с сильными учениками, поскольку он уже не обязан спрашивать со всех школьников полный объем материала, пропадает необходимость разгружать школьные программы, уменьшать уровень требований, опираться на слабых школьников.

Условия реализации дифференциального подхода

Существует несколько важных условий, при выполнении которых можно рассчитывать на успешное и эффективное выполнение уровневой дифференциации. Первое заключается в том, что обязательные результаты обучения должны быть открытыми для всех школьников. Вторым условием являются определенные «ножницы» между уровнем обучения и требованиями к качеству знаний.

Каждый ученик проходит полноценный курс по учебной дисциплине, затем продвигается по индивидуальной траектории, согласно его индивидуальным способностям и возможностям. При уровневой дифференциации ребятам предлагается одинаковый объем материала, но устанавливаются разные критерии требований к его усвоению.

Среди важных условий, способствующих достижению поставленных педагогом целей, — обеспечение последовательности в продвижении ребенка по уровням. В рамках образовательного процесса школьнику, который не достиг базового уровня, не предлагаются задания повышенного уровня сложности.

При реализации дифференцированного подхода на практике возникают определенные вопросы:

  • с организацией учета индивидуальных возможностей детей, делением школьников на группы, установлением причин, из-за которых появляются проблемы с изучением учебной дисциплины;
  • с построением урока с методической точки зрения;
  • с организацией постоянной работы с успешными школьниками;
  • с отбором материала для учащихся, в зависимости от формирования у них познавательного интереса к предмету.

Практически в каждом классе можно выделить три группы учеников по учебным способностям:

  • с высокими;
  • со средними;
  • с низкими.

Среди критериев, согласно которым ребят делят на группы, используют объем знаний, культуру труда, способность к абстрактному мышлению, навыки обобщения и анализа, самостоятельность, работоспособность. Они связаны между собой, поскольку уровень самостоятельности ребят на уроке в рамках интеллектуальной деятельности в существенной степени зависит от их способности к абстрактному мышлению. При низкой работоспособности ученику трудно будет воспользоваться своим высоким интеллектуальным багажом.

Ребята, которые отличаются высокими учебными способностями, владеют достаточным объемом знаний, имеют высокий уровень познавательной активности, могут анализировать, обобщать, отличаются высокой работоспособностью и самостоятельностью.

Для работы с сильными учениками от педагога требуется тщательная организация их учебной деятельности, подбираются задания более высокого уровня сложности.

Ребята, которые имеют средние учебные возможности, познавательную активность, получают от педагога такие задания, которые способствуют последующему формированию познавательного интереса.

Тем школьникам, у которых плохо сформированы речевые навыки, существуют проблемы с обобщением, сравнением, систематизацией, концентрацией внимания, педагог уделяет отдельное внимание, предлагает задания, направленные на повышение уровня их самостоятельности.

Среди основных аспектов, которые касаются дифференцированного подхода, отметим предоставление заданий. Педагог предлагает их на карточках, либо выводит на экран компьютера.

Компьютер стал надежным помощником учителя в формировании интуитивного, вербального, образного мышления и иных видов умственной деятельности.

технология подхода

В заключение

В настоящий момент в российском образовании наблюдаются существенные преобразования. Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий и их внедрению во все образовательные учреждения, серьезные изменения наблюдаются и в развитии личности подростков. Существенный поток информации, постоянная реклама, телевидение, электронные игры воздействуют на воспитание подрастающего поколения, особенности восприятия детьми окружающего мира.

Эти факторы обязательно учитываются при продумывании педагогом методов индивидуально-дифференцированного подхода.

Интерес представляет опытно-экспериментальная работа со школьниками, которая в настоящее время пользуется популярностью. К примеру, при изучении темы «Сложение и вычитание» в начальной школе учитель сначала проводит беседу, целью которой является выявление отличительных особенностей школьников. По итогам формируется детальное представление об уровне каждого ребенка, выявляется группа сильных, средних, слабых школьников.

В классе педагог выделяет группу сильных школьников, которые помогают ему поддерживать высокий темп учебного занятия. Именно для них предназначены вопросы и задачи повышенной сложности, повышающие их образовательный уровень.

Дифференцированный подход используют не только педагоги начальной школы, но и учителя-предметники.

Эта педагогическая технология позволяет учителю химии стимулировать познавательный интерес к естествознанию у своих учеников. Педагог предлагает ребятам задания, для решения которых они должны продемонстрировать свою самостоятельность, логическое мышление, желание приобретать новые научные знания, совершенствовать практические умения и навыки. Дифференцированный подход приемлем и при организации проектной деятельности в рамках образовательной дисциплины. После введения в школьное образование новых федеральных стандартов, создания «портрета выпускника» на каждой ступени обучения индивидуальные и групповые проекты стали обязательным элементом в работе современного педагога. При выборе темы проекта педагог также пользуется дифференцированным подходом. Он учитывает уровень самостоятельности ребенка, наличие у него интеллектуальных и творческих способностей. Любознательные школьники, имеющие отличный словарный запас, обладающие логическим мышлением, благодаря дифференцированному подходу получают возможность продвижения по индивидуальным развивающим и обучающим технологиям.

16. Правила и принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, исторический, дифференцирующий).

Орфография – совокупность норм или правил практического письма, состоящих из:

1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний,

2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Так, приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп’ил’ит’] [падб’ит’]. Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы морфема оказалась в сильной позиции (под ударением).

Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с. Пример.: возразить — воскликнуть, избить — испить. Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о – ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п.

Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Так, написание гласных и, а, у после шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. Поэтому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов — раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

Традиционные и дифференцирующие написания

К нарушениям морфологического принципа правописания относятся также традиционные и дифференцирующие написания.

Традиционные написания, иначе исторические, являются пережитками прошлого, требующими для уяснения своего правописания справок из истории языка и письма.

В прошлом такие написания в большинстве случаев имели фонетический характер и вследствие изменения фонетической системы языка потеряли опору в произношении, стали необъяснимыми с точки зрения современных живых связей в языке. Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова, но могут и не соответствовать ей.

Традиционным написанием, не мотивированным с точки зрения современных языковых закономерностей, является употребление буквы ц после твердых шипящих ж, ш и ц. В древнерусском языке, когда звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими, современное написание звукосочетаний [жи], [ши], [ци] (жить, шить, панцирь) соответствовало произношению.

Вследствие проникновения в литературный язык аканья стали традиционными написания: калач, кавычки, карман, стакан, паром, славяне, ястреб т.п. Перечисленные слова имеют традиционное написание, противоречащее их этимологии.

Дифференцирующими написаниями называются написания таких двух слов или форм, которые фонетически совпадают, являются омофонами, но имеют разное значение. Такие написания помогают зрительно различать омофоны.

Примерами дифференцирующих написаний являются: ожег (глагол в прош. врем.) и ожог (имя сущ.), туш (м. р.) и тушь (ж. р.), плач (имя сущ.) и плачь (пов. накл. глагола) и т.п.

Слитные, полуслитные и раздельные написания

Слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания слов представляют особый раздел правописания. Этот раздел не касается буквенного состава значащих частей слов, а содержит правила применения особых приемов их орфографической дифференциации: слитного, дефисного и раздельного написания.

Вопрос о слитных, дефисных и раздельных написаниях по своему существу является вопросом лексическим, связанным с проблемой отдельного слова. Рассмотренные выше принципы, применяемые в русском правописании, к этому разделу орфографии неприменимы.

Слитное, полуслитное и раздельное написания являются графическим отражением определенных процессов, которые происходят в лексической системе языка. Словарный состав языка непрерывно пополняется новыми образованиями путем объединения лексических элементов, существующих в языке в качестве самостоятельных слов. Этот процесс словообразования характеризуется исключительным многообразием и протекает постепенно и медленно. В силу указанных особенностей словообразования объединение лексических единиц представляет в языке различные фазы движения к слиянию в новую лексическую единицу и отражается в русской орфографии путем дифференцированных написаний — слитного, дефисного и раздельного.

Неизбежное отставание орфографии от языка, который находится в состоянии непрерывного изменения, с одной стороны, и ограниченность средств графического обозначения многих частных явлений языка — с другой, приводят к тому, что действующие орфографические правила никогда не находились и не находятся в полном соответствии с реальным делением речевого потока на словесные единицы.

Слитное написание применяется для закрепления таких сложных лексических образований, смысловая цельность которых имеет конкретное выражение в самом строении этих слов (слияние при помощи соединительных гласных, объединение общей для всего образования системой флексий, выделение данного образования из ряда смежных лексических единиц посредством собственного ударения; ср.: теплоход, пятилетка и т.п.).

Дефисное написание отражает те случаи словообразования, в которых обычно два слова, а иногда и несколько утрачивают свою лексическую самостоятельность, приближаются к превращению в одну лексическую единицу, но не доходят до полного слияния в одно слово (ср.: диван-кровать, машинно-тракторный, золотисто-желтый и т.п.).

Основания для раздельного написания общеизвестны. Отдельно пишутся как знаменательные, так и служебные слова. Объектом раздельного написания выступает слово со своим значением, без опоры на произношение.

Ясность общих оснований раздельного написания слов не устраняет затруднений в отдельных случаях, которые регулируются частными правилами (ср. переход существительных с предлогами в наречия; употребление частицы не; словосочетания, которые по чисто внешним основаниям принимаются за сложные прилагательные).

Изложенные принципы правописания, применяемые к большому количеству разнообразных и очень сложных языковых явлений, конкретизируются отдельными правилами (см. «Правила русской орфографии и пунктуации»).

Дифференцированный подход: принцип, технология

Принцип дифференцированного подхода дает возможность создавать обучающую систему, обеспечивающую потребности каждого ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Психолог Н. А. Менчинская отмечала значимость дифференциации, своевременность и актуальность данного подхода.

Традиционное обучение школьников не позволяет раскрывать их индивидуальные способности и особенности.

Индивидуально — дифференцированный подход – это отличный способ раннего выявления одаренных и талантливых детей. Он позволяет формировать у них универсальные учебные навыки, заниматься по уникальным образовательным траекториям.

Дифференцированный подход: принцип, технология

Специфика технологии

Дифференцированный подход в обучении является совокупностью определенных средств, решений, методов обучения, которые охватывают конкретный элемент учебного процесса. Что представляет собой данный процесс? Дифференцированный подход в обучении – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств. Его можно назвать составным компонентом дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

Индивидуально — дифференцированный подход присутствует в любой обучающей системе. Он в полной мере отвечает запросам общества, стремящегося к обеспечению всестороннего развития человека, открытия для ребенка возможности получения определенных знаний.

Дифференцированный подход: принцип, технология

Задачи

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.

Открытость обучения способствует подбору индивидуального стиля для каждого школьника.

Принципы

Реализация дифференцированного подхода основывается на следующих тезисах:

  • управление учебной деятельностью со стороны учителя;
  • саморегулирование учения школьниками

Основные цели данного способа обучения и воспитания изложил в своих педагогических исследованиях И. Унт.

Дифференцированный педагогический подход предполагает реализацию следующих целей:

  • обучающей;
  • развивающей;
  • воспитывающей.

Первая цель предполагает усовершенствование навыков, умений, знаний школьников, содействие реализации учебных программ путем повышения навыков и знаний у каждого ребенка в отдельности, снижение отставания, углубление и расширение знаний у детей с обязательным учетом специальных способностей и интересов.

Организация дифференцированного подхода в рамках воспитательной работы связана с созданием предпосылок для формирования специальных способностей и интересов каждого ребенка. Воспитание предполагает учет познавательных интересов, позитивное влияние на мотивацию к учебному процессу, внеурочной деятельности.

Если педагогу удается реализовывать все цели, повышается успеваемость школьников, меняется их отношение к учебному процессу.

Дифференцированный подход: принцип, технология

Преимущества обучения

Дифференцированный подход в воспитании обладает определенными достоинствами. При оптимально и рационально организованной коллективной и групповой деятельности можно раскрывать мышление школьников, по достоинству и адекватно оценивать возможности и способности детей, развивать у подрастающего поколения интерес к качественному анализу.

Недостатки технологии

Технология дифференцированного подхода имеет и отрицательные характеристики. Перечислим некоторые из них:

  • сложно в рамках урока удовлетворить интересы одаренных детей, пытаясь научить отстающих;
  • появляются сложности в приобщении детей к систематической самостоятельной деятельности с новым учебным материалом, направить их на процесс самообразования;
  • нелегко справляться с проблемами воспитательного характера, которые связаны с оценкой смыслового и личностного роста подрастающего поколения.

Положительных моментов у данного метода намного больше, чем отрицательных характеристик. Дифференцированный подход касается всех компонентов методической системы обучения, он подходит для всех ступеней школьной программы.

Дифференцированный подход: принцип, технология

Разновидности технологии

Выступать она может в разных видах. Первый выражается в том, что в процессе обучения в одном классном коллективе по одному учебнику и программе, ребята усваивают материал на разных уровнях. В этом случае определяющим фактором выступает обязательный уровень подготовки учащихся. Достижение его является подтверждением выполнения школьником минимального объема учебного материала. На сформированной базе осуществляется более высокое овладение материалом.

В подобной ситуации дифференцированный подход предполагает использование нескольких уровней.

Второй вариант дифференциации предполагает профильное обучение. На средней ступени обучения ребята вместе с родителями ориентировочно подбирают себе профессиональную сферу, с которой они планируют связать свою будущую жизнь. В этом случае дифференцированный подход способствует выявлению творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, их развитию. В настоящее время в системе образования функционируют художественные, спортивные, музыкальные школы, в которых профильные дисциплины преподаются на высоком уровне.

Дифференцированный подход: принцип, технология

Дифференциация по интересам

В этом случае учащихся группируют в классы по определенным интересам. В наши дни популярностью пользуются классные коллективы с углубленным изучением химии, физики, математики, гуманитарных дисциплин.

Дифференцированный подход позволяет ребятам изучать те научные области, которые необходимы им для осуществления своей мечты.

К примеру, дети, которые интересуются физикой, имеют в данной области отличные результаты, формируются в класс (группу) продвинутого уровня. Дифференцированный подход в работе помогает учителю подбирать для воспитанников такие задания, которые способствуют развитию школьников.

Из оставшихся учеников параллели выделяют «базу» и группу педагогической поддержки.

Модель подобных групп, которая объединяет в себе два варианта дифференциации: по интересам и по степени достижений, функционирует и на старшей ступени. Для переформирования групп используется итоговый годовой контроль.

Для распределения школьников между различными направлениями учебной деятельности используются многочисленные диагностики, включая интеллектуальные тесты.

Дифференцированный подход: принцип, технология

Дифференциация на уроках математики

Как для этой научной области используется эта педагогическая технология? Дифференцированный подход оптимально подходит для «царицы наук». Эта сложная дисциплина у многих школьников вызывает серьезные проблемы. В начальной школе в процессе обучения математике применяют уровневую дифференциацию.

Суть метода состоит в поиске приемов и способов образовательного процесса, которые помогают ребятам овладевать основными математическими знаниями.

Ученик получает возможность и право на выбор глубины и объекта усвоения учебного материала, варьирование собственной учебной нагрузки.

В этом случае достижение обязательных образовательных результатов является объективным критерием. На его базе меняется ближайшая цель в обучении отдельного ребенка, происходит перестройка работы в соответствии с таким содержанием.

Педагог либо предлагает ученику задания повышенного уровня сложности, либо продолжает работу по формированию главных умений и навыков.

Подобный подход способствует образованию прочного фундамента, благодаря которому учитель видит результат своей педагогической деятельности.

Педагог получает возможность работать с сильными учениками, поскольку он уже не обязан спрашивать со всех школьников полный объем материала, пропадает необходимость разгружать школьные программы, уменьшать уровень требований, опираться на слабых школьников.

Условия реализации дифференциального подхода

Существует несколько важных условий, при выполнении которых можно рассчитывать на успешное и эффективное выполнение уровневой дифференциации. Первое заключается в том, что обязательные результаты обучения должны быть открытыми для всех школьников. Вторым условием являются определенные «ножницы» между уровнем обучения и требованиями к качеству знаний.

Каждый ученик проходит полноценный курс по учебной дисциплине, затем продвигается по индивидуальной траектории, согласно его индивидуальным способностям и возможностям. При уровневой дифференциации ребятам предлагается одинаковый объем материала, но устанавливаются разные критерии требований к его усвоению.

Среди важных условий, способствующих достижению поставленных педагогом целей, — обеспечение последовательности в продвижении ребенка по уровням. В рамках образовательного процесса школьнику, который не достиг базового уровня, не предлагаются задания повышенного уровня сложности.

При реализации дифференцированного подхода на практике возникают определенные вопросы:

  • с организацией учета индивидуальных возможностей детей, делением школьников на группы, установлением причин, из-за которых появляются проблемы с изучением учебной дисциплины;
  • с построением урока с методической точки зрения;
  • с организацией постоянной работы с успешными школьниками;
  • с отбором материала для учащихся, в зависимости от формирования у них познавательного интереса к предмету.

Практически в каждом классе можно выделить три группы учеников по учебным способностям:

  • с высокими;
  • со средними;
  • с низкими.

Среди критериев, согласно которым ребят делят на группы, используют объем знаний, культуру труда, способность к абстрактному мышлению, навыки обобщения и анализа, самостоятельность, работоспособность. Они связаны между собой, поскольку уровень самостоятельности ребят на уроке в рамках интеллектуальной деятельности в существенной степени зависит от их способности к абстрактному мышлению. При низкой работоспособности ученику трудно будет воспользоваться своим высоким интеллектуальным багажом.

Ребята, которые отличаются высокими учебными способностями, владеют достаточным объемом знаний, имеют высокий уровень познавательной активности, могут анализировать, обобщать, отличаются высокой работоспособностью и самостоятельностью.

Для работы с сильными учениками от педагога требуется тщательная организация их учебной деятельности, подбираются задания более высокого уровня сложности.

Ребята, которые имеют средние учебные возможности, познавательную активность, получают от педагога такие задания, которые способствуют последующему формированию познавательного интереса.

Тем школьникам, у которых плохо сформированы речевые навыки, существуют проблемы с обобщением, сравнением, систематизацией, концентрацией внимания, педагог уделяет отдельное внимание, предлагает задания, направленные на повышение уровня их самостоятельности.

Среди основных аспектов, которые касаются дифференцированного подхода, отметим предоставление заданий. Педагог предлагает их на карточках, либо выводит на экран компьютера.

Компьютер стал надежным помощником учителя в формировании интуитивного, вербального, образного мышления и иных видов умственной деятельности.

Дифференцированный подход: принцип, технология

В заключение

В настоящий момент в российском образовании наблюдаются существенные преобразования. Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий и их внедрению во все образовательные учреждения, серьезные изменения наблюдаются и в развитии личности подростков. Существенный поток информации, постоянная реклама, телевидение, электронные игры воздействуют на воспитание подрастающего поколения, особенности восприятия детьми окружающего мира.

Эти факторы обязательно учитываются при продумывании педагогом методов индивидуально-дифференцированного подхода.

Интерес представляет опытно-экспериментальная работа со школьниками, которая в настоящее время пользуется популярностью. К примеру, при изучении темы «Сложение и вычитание» в начальной школе учитель сначала проводит беседу, целью которой является выявление отличительных особенностей школьников. По итогам формируется детальное представление об уровне каждого ребенка, выявляется группа сильных, средних, слабых школьников.

В классе педагог выделяет группу сильных школьников, которые помогают ему поддерживать высокий темп учебного занятия. Именно для них предназначены вопросы и задачи повышенной сложности, повышающие их образовательный уровень.

Дифференцированный подход используют не только педагоги начальной школы, но и учителя-предметники.

Эта педагогическая технология позволяет учителю химии стимулировать познавательный интерес к естествознанию у своих учеников. Педагог предлагает ребятам задания, для решения которых они должны продемонстрировать свою самостоятельность, логическое мышление, желание приобретать новые научные знания, совершенствовать практические умения и навыки. Дифференцированный подход приемлем и при организации проектной деятельности в рамках образовательной дисциплины. После введения в школьное образование новых федеральных стандартов, создания «портрета выпускника» на каждой ступени обучения индивидуальные и групповые проекты стали обязательным элементом в работе современного педагога. При выборе темы проекта педагог также пользуется дифференцированным подходом. Он учитывает уровень самостоятельности ребенка, наличие у него интеллектуальных и творческих способностей. Любознательные школьники, имеющие отличный словарный запас, обладающие логическим мышлением, благодаря дифференцированному подходу получают возможность продвижения по индивидуальным развивающим и обучающим технологиям.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

Индивидуальный подход является конкретизацией дифферен­цированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенно­сти каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уро­вень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его спе­цифические особенности, свойственные детям с данной категори­ей нарушения развития.

Индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого Ребенка путем избирательного использования необходимых в Данном случае методов и средств.

Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.

Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учеб­ного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно от­сталые дети с различными особенностями проявления этого нару­шения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным возможностям, степени познавательной активности, по специфике особых образовательных потребностей в целом. В связи с этим педагог организует коррекционно-образовательный процесс дифференцировано, исходя из наличия в классе однородных по сво­им характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и спо­собы контроля и мотивации учения. Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно: по мере продвижения впе­ред дети могут переходить в микрогруппу более высокого уровня. Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения про­граммного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.

Принцип необходимости специального педагогического руководства

Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым откло­нением в развитии отличается от учебно-познавательной деятель­ности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глу­бокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Она направлена на коррекционно-компенсирующее преобразование различных психических функций и удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в соответствии с его недостатком.

Особенности развития обучающихся заставляют вносить специ­фические изменения в содержание и способы их учебно-позна­вательной деятельности. Так, нарушения перцептивной деятельно­сти вызывают необходимость перекодировки или особого структу­рирования учебной информации в соответствии с познавательными возможностями детей; нарушения мыслительной деятельности тре­буют такой организации обучения, в которой обеспечивается формирование конкретной (чувственной и действенной) основы умст­венных действий; потребность в компенсаторных путях и механиз­мах развития требует от специального педагога выбора возможных направлений коррекционно-педагогического воздействия и отбора адекватного содержания и средств компенсаторного развития.

Естественно, что только специальный педагог, зная законо­мерности и особенности развития и познавательных возможно­стей данного ребенка, с одной стороны, и возможные пути и спо­собы коррекционной и компенсирующей помощи ему – с другой, может организовать процесс учебно-познавательной деятельно­сти и управлять этим процессом. В большинстве случаев вследст­вие глубокого своеобразия развития детей с особыми образова­тельными потребностями самостоятельная учебно-познаватель­ная деятельность их затруднена или не возможна.

определение, виды и методы :: SYL.ru

Дифференцированный подход к школьному образованию — актуальная задача, поставленная перед педагогами. О его необходимости активно заговорила мировая общественность в 20-е годы XX века. В США тогда велись поиски наиболее эффективных способов дифференциации, которые в настоящие время применяются во всех школах страны. В СССР же основным принципом образования была его демократизация, когда каждый ребенок должен был усвоить базовый набор знаний и умений. В результате отечественная педагогика существенно отстает в области дифференциации обучения от европейских и американских школьных систем.

Каждый ребенок — личность

Единая образовательная программа рассчитана на среднего ученика. Но в реальности дети отличаются друг от друга по интеллектуальным способностям, интересам, темпераменту и множеству других параметров. В результате одни ученики не могут работать в полную силу, скучая на уроках. А другие не справляются с заданиями, отстают от класса, теряя уверенность в себе и интерес к обучению.

Обеспечить дифференцированный подход призваны новые образовательные программы. В них содержится стандартизируемая часть, или общий для всех минимум знаний и практических умений. А также вариативная часть, которая дает школьникам выйти за рамки стандартов, самостоятельно выбирать для изучения определенные предметы.

дети у доски

Учитель обязан обеспечить каждому ребенку благоприятные условия для обучения и развития способностей. Материал должен преподноситься на доступном уровне, а также в оптимальном темпе. Но в рамках целого класса невозможно организовать индивидуальное обучение. Педагог не имеет для этого ни времени, ни ресурсов. Выходом становится применение дифференцируемого подхода в обучении.

Согласно ему, учащихся делят на группы с учетом индивидуальных особенностей, которые зачастую являются типичными для нескольких детей. У школьников, объединенных вместе, наблюдаются схожие трудности в освоении материала, порожденные близкими причинами. Учитель строит образовательный процесс на различных уровнях сложности. Для каждой группы подбираются посильные задачи, поддерживающие интерес к изучению нового материала.

Виды дифференцированного подхода

Российскими стандартами предусмотрено два вида дифференциации:

  • Внешняя, когда дети по различным признакам (чаще всего интересам или способностям) делятся на стабильные группы. В каждой из них обучение ведется по своей программе с использованием различных методов и организационных форм. Дифференциация может осуществляться на уровне школы или класса. Примерами могут служить частные учебные заведения, гимназии с углубленным изучением отдельных предметов, кадетские корпуса, коррекционные и профильные классы в рамках общеобразовательной школы.
  • Внутренняя, когда в стабильной группе (классе) выделяются подгруппы на основании индивидуально-типологических особенностей. При этом все дети изучают один и тот же материал. Акцент на дифференциации не делается. Учащиеся могут со временем перемещаться из одной группы в другую.
работа в группе

Плюсы подхода

Рассмотрим положительные стороны дифференцированного подхода в обучении детей. Их несколько:

  1. Исключается усреднение школьников. Не они подстраиваются под учителя, а учитель под них.
  2. Появляется возможность оказать помощь слабым ученикам, не тормозя при этом развитие сильных школьников.
  3. Трудным детям, испытывающим проблемы с социальной адаптацией, уделяется повышенное внимание. При этом они не оказываются в положении изгоев и неудачников.
  4. Талантливые, способные дети могут быстрее и глубже познакомиться с материалом, выполняют больше творческих заданий. У них существенно повышается мотивация.
  5. Детям легче учиться в подгруппах, где способности каждого приблизительно равны и ни к кому не предъявляется невыполнимых требований. Психологический климат в классе улучшается, а нагрузка снижается.

Негативные моменты

При всех плюсах, у дифференцированного подхода в обучении имеются и минусы. Перечислим их:

  1. Деление детей на различные группы по способностям нельзя назвать гуманным.
  2. Школьники оказываются в неравном положении. При этом ученики, отнесенные к слабым, чувствуют себя униженными. А у сильных ребят появляется иллюзия собственной исключительности.
  3. Диагностика не всегда отражает объективную действительность. Неординарный ребенок может быть отнесен к слабым, так как не вписывается в общепринятые шаблоны.
  4. Учитель тратит больше времени и сил, составляя, а затем проверяя разноуровневые задания.
  5. Слабые ученики часто теряют мотивацию, ведь им не надо тянуться за сильными детьми, соревноваться с ними.
дети работают на уроке

Этапы внутриклассной дифференциации

С внешней дифференциацией все более или менее понятно. Дети распределяются по классам или по школам в зависимости от своих наклонностей, интересов или способностей. А затем обучаются по специально созданным программам. Куда сложнее применить метод дифференцированного подхода в уже сформированном классе.

Педагог должен:

  • Определить критерии, на основании которых учащиеся будут поделены на группы.
  • Провести диагностику в соответствии с выбранными критериями.
  • На ее основании создать группы.
  • Решить для себя, каким образом будет осуществляться дифференциация. Разработать задания для каждой группы.
  • На каждом уроке работать по нескольким уровням сложности.
  • Осуществлять периодический контроль за результатами, на основании которого состав групп может поменяться.

Распределение школьников на группы

Существует много признаков, на основании которых можно разграничить детей. Сюда относятся:

  • Возраст. Чем младше ребенок, тем важнее этот параметр.
  • Пол. Девочки более аккуратны, усидчивы, склонны действовать по образцу. Мальчики подвижны, предпочитают поисковые задания, дискуссии.
  • Область интересов. Гуманитарии и дети с математическим складом ума требуют разного подхода.
  • Уровень развития. В любом классе есть отстающие, средние и сильные ученики.
  • Темперамент. Холерик и флегматик не могут выполнять задания с одинаковой скоростью.
  • Тип мышления. Он может быть традиционным или творческим.
  • Способ восприятия информации. Все люди делятся на визуалов, кинестетиков и аудиалов.
  • Уровень здоровья. Часто болеющие дети нередко перемещаются в категорию отстающих, так как пропускают уроки.
работа с группами

Учителю трудно одновременно учитывать все эти параметры. Дифференцированный подход в процессе обучения легче применить, если класс разделен на три группы:

  • Сильные ученики. У них сформирована высокая учебная мотивация, развита способность к абстрагированию, анализу и обобщению. Дети активны, имеют хороший объем знаний, способны решать нестандартные задачи.
  • Средние ученики. Эти дети твердо знают школьную программу, выполняют стандартные задания, но затрудняются применить изученный материал в новых условиях.
  • Слабые ученики. У них имеются пробелы в знаниях, а также отставание в интеллектуальном и речевом развитии.

Чтобы отнести ребенка к той или иной группе, проводится диагностика. Учитываются результаты проверочных работ, повседневное наблюдение за детьми. Рекомендовано также использование психологических тестов. Диагностику удобно проводить трижды: в сентябре, перед новогодними каникулами, а также в конце учебного года.

Способы дифференциации

После распределения детей по группам нагрузка на учителя резко возрастает. Ему приходится разрабатывать задания с учетом дифференцированного подхода. Вариантов тут несколько.

дети на уроке

Задания могут разграничиваться по следующим параметрам:

  • Сложность. Сильные ученики решают задачи с большим количеством действий.
  • Уровень творчества. Слабые дети выполняют тренировочные упражнения по образцу. Сильным предлагаются нестандартные поисковые или творческие задания, результатом которых становится самостоятельное открытие или новый продукт (собственный текст, задача, проект).
  • Объем материала. Детям, которые работают быстрее других, даются дополнительные задания.
  • Степень самостоятельности. Сильные ученики выполняют упражнение без помощи педагога. Средняя группа школьников сначала проговаривает вслух несколько примеров, а затем действует по образцу. Слабые дети работают под руководством учителя.
  • Характер помощи. Все делают одно задание, но ребятам из слабой группы разрешено пользоваться справочниками, опорными схемами. Учитель дает подсказку в случае затруднения.

Разные этапы урока

Как строить занятие с учетом дифференцированного подхода? На каждом этапе урока используются свои методы:

  1. Опрос. Дети работают с тестами трех уровней. Если задания одинаковы по трудности, то идет дифференциация по их количеству. При устном опросе первыми вызываются учащиеся слабой и средней групп. Сильные школьники могут подготовить небольшие сообщения по теме.
  2. Новый материал. При его изложении ставятся проблемные вопросы для способных детей. Им же можно поручить подготовку доклада.
  3. Закрепление изученного. Группа из сильных детей может сразу приступать к упражнениям. Школьники со средними способностями учатся действовать по образцу и тоже переходят к самостоятельной работе. Со слабыми детьми учитель выполняет типовые упражнения. Постепенно задачи усложняются. Полезна работа в парах, когда сильный и слабый ученики вместе выполняют общее задание.
  4. Домашняя работа. Сильные дети получают творческие задания. Слабые школьники учатся самостоятельно решать типовые задачи, подробно разобранные на уроке. Средней группе вдобавок к типовому заданию можно дать упражнение посложнее.
класс на уроке

Возможность выбора

Дифференцированный подход предполагает, что ребенок может перейти из одной группы в другую. Чтобы понять, кто из детей готов к такому шагу, учителю стоит периодически предлагать ученикам самим выбрать себе задание любого уровня сложности. Для этого нужно внимательно изучить все имеющиеся варианты и решить, какая учебная задача соответствует твоим возможностям.

Школьникам трудно сделать это, так как они не привыкли оценивать сами себя, принимать самостоятельные решения. К тому же, за выбор приходится нести ответственность. Но такое задание весьма полезно. К тому же педагог сможет вовремя заметить, что ребенок из средней группы справляется с упражнениями повышенной сложности. А способный ученик берет себе задания полегче, пытаясь снизить нагрузку.

Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании

Ребенок должен выйти из стен школы не просто образованным человеком, но и личностью. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию школьников. Организуя работу с коллективом класса, педагог учитывает индивидуальные особенности детей, а также межличностные отношения между ними.

Дифференциация может осуществляться по огромному количеству признаков. Педагогу стоит начать с изучения ребят. Для этого используется наблюдение, беседы, психологическая диагностика, поддерживание контактов с родителями. На основе полученных результатов прогнозируется воспитательная работа, которая направлена на развитие положительных качеств и устранение недостатков. Воспитательный процесс может проходить как в группах, так и индивидуально.

школьники поднимают руки

Разработка программы

Личностно-дифференцированный подход предполагает создание временных детских коллективов, куда входят ребята со схожими проблемами или чертами характера. Это могут быть застенчивые и малоактивные дети, гиперактивные ребята, ярко выраженные лидеры и т. д. Для каждой группы создаются педагогические ситуации, проводятся игры и тренинги, используется метод убеждения, упражнения, требования.

Индивидуальные воспитательные программы разрабатываются для ребятишек из «группы риска», а также одаренных учащихся, которым не хватает определенных качеств. Важно, чтобы последние видели в педагоге союзника, вместе с ним наметили для себя цели и шли к ним.

Дифференцированный подход — необходимое условие обучения и воспитания, которое позволяет каждому ребенку почувствовать себя успешным, независимо от индивидуальных особенностей и интересов.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *