Источник света
Света много не бывает. Чем больше света, по температуре приближенного к естественному вы можете получить, тем проще вам будет работать. Стандартная комплектация микроскопа включает в себя галогеновый осветитель. Обычно это 100 или 150 ватт лампочка с отражателем. Галоген дает желтоватый свет, достаточный для работы в реставрационной стоматологии и эндодонтии на средних значениях увеличения (5X, 8X, 13X) . Если вы переключаетесь на большое увеличение (19X-20X), то падение освещенности значительно. Разглядеть что-то в апикальной трети не всегда возможно.
Другой источник света, используемый в микроскопии – ксенон. Я сталкивался с 100, 180 и 300 ватт ксеноновыми осветителями. Свет ксенона белый, приближенный к естественному спектру. Яркость лампочки сумасшедшая. Обычно яркость убирается как минимум до половины даже на 100 Wt лампе. Главный и, пожалуй, единственный недостаток ксенонового осветителя – это цена – около 4тыс. евро.
Существует источник света, который ярче галогена, но дешевле ксенона – это метоллогалоид. Впервые эту технологию вывел на рынок Global Surgical. Последняя модель Seiler Evolution XR6 имеет два встроенных источника освещения – галогеновую 150Ватт и металлогалоидную 50Ватт лампу.
Выбор зеркала
Хочется обратить ваше внимание, что даже самый лучший осветитель будет тусклым, если вы работаете с неправильным зеркалом. Зеркало обязано быть с передней поверхностью отражения и полировка его должна быть идеальна. Чем меньше зеркало рассеивает света, тем светлее и комфортнее будет вам работать.
Врач-микроскопер проводит с зеркалом в левой руке около 95% времени, потому выбору зеркала стоит уделить отдельное внимание.
Первое – это ручка. Тонкая ручка быстро вызывает усталость, поэтому ручки для работы с микроскопом должны быть толстыми, но легкими.
Второй момент – размер зеркала. Большинство стоматологов работают с зеркалами №5. Это удобный размер, чтобы отвести щеку, язык, провести обследование. Для работы с микроскопом размер зеркала должен быть существенно меньше. Основной «ходовой» размер – №3, в некоторых случаях, например при работе с дистальным каналом нижней шестерки необходимо меньшее зеркало- №0 Использование маленького зеркала позволяет поместить рядом и инструмент и, зеркало.
Непререкаемый постулат микроскопера – «света много не бывает», поэтому отражающая способность зеркала – очень важный момент. Чем выше отражающая способность зеркала, тем лучше будет освещен объект и тем приятнее будет вам с ним работать. Из недорогих, но качественных могу посоветовать немецкие зеркала HR Front .
Наверное последний момент, который стоит отметить – это поверхность отражения. Зеркала с задней поверхностью отражения (Рис4) никуда не годятся. Изображение будет двоиться, работать будет невозможно. На зеркале с передней поверхностью отражения должно быть написано front surface.
Недостаточное освещение объекта часто приводит к головным болям во время работы. Сравните количество света, отраженного зеркалом и вы увидите разницу.
Источник: rosmicro.ru
5 класс. Строение и жизнедеятельность живых организмов
Лабораторная работа № 1
Знакомство с микроскопом
Цель работы: изучить строение светового микроскопа.
Ход работы
1.Ознакомься с частями микроскопа по рисунку 17.
2.Найди на школьном микроскопе обозначенные на рисунке части.
3.Изучи таблицу 2, в которой указано, для чего необходима каждая часть микроскопа при работе с ним.
Рис. 17. Микроскоп: 1 — штатив; 2 — окуляр; 3 — винт; 4 — тубус; 5 — объектив; 6 — предметный столик; 7 — зеркало
Прежде чем приступить к работе с микроскопом, надо узнать, как правильно им пользоваться. Прибор, который откроет тебе столько интересного, требует бережного отношения к себе.
При работе с микроскопом необходимо соблюдать правила.
Предлагаем тебе организовать работу следующим образом: прочитай одно правило и сразу сделай так, как это правило требует. Так, этап за этапом ты самостоятельно подготовишь микроскоп к работе.
Правила работы с микроскопом
1.Поставь микроскоп штативом к себе.
2.Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения.
3.Положи готовый препарат, предложенный тебе учителем, на столик микроскопа (над отверстием столика).
4.Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1–2 мм от объекта исследования.
5.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт до тех пор, пока не появится чёткое изображение изучаемого объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
Внимание! Проделай все операции в той же последовательности несколько раз до тех пор, пока не сможешь подготовить микроскоп к работе, не заглядывая в правила.
Таблица 2
Устройство микроскопа
Часть микроскопа | Её назначение |
Объектив | Обеспечивает увеличение, которое можно определить по цифрам на его оправе (8, 15, 20, 40). Состоит из линз |
Окуляр | Увеличивает изображение, полученное от объектива. На оправе имеет цифры, по которым можно определить увеличение. Состоит из двух линз |
Зрительная трубка (тубус) | Соединяет окуляр и объектив |
Большой винт | Поднимает и опускает зрительную трубку и помогает добиться чёткого изображения |
Предметный столик | Служит для размещения на нём объекта исследования. Имеет отверстие для прохождения света через изучаемый объект |
Зеркало | Помогает направить свет в отверстие на предметном столике |
Штатив | Служит для крепления частей микроскопа |
Любой грамотный исследователь должен знать то увеличение микроскопа, с которым он работает. Как представить себе размер невидимого простым глазом объекта, если не знать, в 50 или в 500 раз его увеличил микроскоп? Для этого учёные предложили таблицу, по которой можно определить, во сколько раз увеличивает микроскоп (табл.
Таблица 3
Расчёт увеличения микроскопа
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение |
7 | 8 40 | 56 280 |
10 | 8 40 | 80 400 |
15 | 8 40 | 120 600 |
Подсчитай и запиши увеличение микроскопа, с которым ты работал:
увеличение окуляра × увеличение объектива = … × … = …
Изменить увеличение микроскопа можно путём замены окуляра или объектива. В школьной лаборатории это делает учитель, заранее зная, какой объект ученики будут рассматривать.
На следующем уроке ты сделаешь ещё шаг вперёд: попробуешь своими руками приготовить препарат для рассматривания его под микроскопом. И здесь есть ещё одно правило: работа с микроскопом требует особой чистоты.
Относись к работе с микроскопом ответственно. А для начала выполни очень простое, но очень важное для исследователя домашнее задание.
Приготовь к следующему уроку чистую тряпочку или полотенце.
Внимание! Перед уроком, на котором ты будешь работать с микроскопом, вымой руки с мылом!
Почему в микроскопе закреплено зеркало?
Последняя обновленная дата: 09 -й март 2023
•
Общее представление: 204,9K
•
Просмотр сегодня: 5,87K
Ответ
Проверено
204,9K+ виды
HINT: 9003 ответив на вопрос, мы увидим, сколько зеркал используется в конструкции микроскопа, каковы типы зеркал и чем они полезны. Для освещения составной микроскоп может использовать либо лампочку, либо зеркало. Если в вашем микроскопе есть зеркало, вам понадобится солнечный свет или другой источник света, чтобы показать слайд через него.
Полный ответ:
Свет фокусируется зеркалом через отверстие в острие микроскопа или платформу предметного стекла. Слайды будут иметь тонкий срез материала, сквозь который будет сиять свет, открывая то, что находится под ним. Зеркала снаружи микроскопов предназначены для отражения окружающего света (особенно солнечного света) под просматриваемым предметным стеклом, чтобы осветить его.
Для микроскопов, у которых нет собственных источников света, они необходимы. Зеркала внутри микроскопа используются для фокусировки света, чтобы сделать микроскоп более компактным или упростить его бинокулярность. В недорогих составных микроскопах зеркало используется для фокусировки света из-под предметного стекла через объектив микроскопа. объектив. Зеркала не нужны в исследовательских микроскопах, потому что они имеют встроенные источники света.
Зеркало действует как отражатель света, позволяя наблюдателю лучше видеть образец. Он также известен как осветитель, поскольку микроскопу для правильной работы нужен свет. Большинство микроскопов имеют четыре объектива, каждый из которых имеет разный уровень увеличения. Цель сканирования является самой короткой целью и имеет наименьшую мощность (4X).
За объективом с малым увеличением (10X) следует объектив с большим увеличением, также известный как «сухой» объектив (40X). Цель погружения в масло — самая длинная и мощная из трех (100X). Оптимальный потенциал увеличения объектива обычно измеряется его расстоянием от плоскости изображения и наблюдаемого образца.
Примечание: Зеркало микроскопа используется для фокусировки света на исследуемое вещество. Часть микроскопа, закрепленная под предметным столиком, используется для фокусировки света на исследуемое вещество. В этой конфигурации есть две плоскости, плоское зеркало для отражения солнечного света и вогнутое зеркало для отражения искусственного света, обе из которых закреплены в металлическом кольце.
Недавно обновленные страницы
Большинство эубактериальных антибиотиков получают из биологии Rhizobium класса 12 NEET_UG
Саламиновые биоинсектициды были извлечены из биологии класса 12 А NEET_UG
Какое из следующих утверждений относительно бакуловирусов класса 12 биологии NEET_UG
Канализационные или городские канализационные трубы не должны быть непосредственно классом биологии 12 NEET_UG
Очистка сточных вод осуществляется путем микроочистки сточных вод B Удобрения 12-го класса биологии NEET_UG
Иммобилизация ферментов — это A Преобразование активного фермента 12-го класса биологии NEET_UG
Большинство эубактериальных антибиотиков получают из A Rhizobium класса 12 биологии NEET_UG
Саламиновые биоинсектициды были извлечены из биологии класса 12 А NEET_UG
Какое из следующих утверждений относительно бакуловирусов класса 12 биологии NEET_UG
Канализационные или городские канализационные трубы не должны быть непосредственно классом биологии 12 NEET_UG
Очистка сточных вод осуществляется путем микроочистки сточных вод B Удобрения 12-го класса биологии NEET_UG
Иммобилизация ферментов — это A Превращение активного фермента 12-го класса биологии NEET_UG
Актуальные сомнения
Анатомия микроскопа
Введение
По своей сути, типичный микроскоп
по сути представляет собой коробку, предназначенную для хранения двух
линзы в точных положениях, чтобы можно было точно увеличить свет от
образец в детектор . Первый из этих двух объективов
это объектив , который
расположена близко к образцу, перемещается при повороте диска фокусировки
Как и эти линзы, микроскопы состоят из:
- источников света таких как лампа или лазер
- детектор , обычно научная камера0096
- Столик для размещения/установки образца
- Механические элементы управления , такие как диафрагмы, фильтры, шкалы для управления световым путем или положением линз
- Цифровые элементы управления , такие как программное обеспечение микроскопа, позволяющее контролировать такие факторы, как экспозиция или поле зрения
- Дополнительные линзы/зеркала для дальнейшего управления световым путем
Эти компоненты отвечают за увеличение , разрешение , и поля зрения присущие микроскопу. В этой статье детали компонентов и анатомии микроскопа объясняются в связи с тем, как они способствуют получению наилучшего изображения. Чтобы увидеть расположение этих компонентов, см. Рис. 1
Линзы
Линза — это оптическое устройство , способное преломлять свет. Преломление зависит от формы линзы, которая обычно составляет
Фокусное расстояние микроскопа линза объектива должна быть очень маленькой, так как объектив часто находится очень близко к образец. Как правило, чем выше увеличение, тем ближе объектив. должно быть.
Рис. 2: Выпуклые и вогнутые линзы. Выпуклая линза толще в центре, чем по краям, и фокусирует луч света в точку на определенном расстоянии перед линзой (фокусное расстояние). Вогнутая линза, наоборот, толще по краям, чем в центре, и рассеивает пучок света. В микроскопах используются выпуклые линзы для фокусировки света. Изображение с http://clubsciencekrl.blogspot.com/.Полевые и апертурные упоры
Всегда есть ограничения для область изображения и подробную информацию, которую предоставляет микроскоп. Там физических блоков в свете путь, обычно называемый стопов , диафрагм или апертур . Здесь будет использоваться термин стоп. Для пути изображения, они могут регулироваться пользователем, а могут и не регулироваться, но, как будет показано ниже, одни и те же понятия относятся к оптике освещения.
Апертурная диафрагма — это часть системы визуализации, которая ограничивает диапазон углов света, который линза может собирать с образца. Этот диапазон углов определяет числовую апертуру объектива и, следовательно, разрешение системы, способность распознавать два объекта как разные. Большинство объективов микроскопа сконструированы таким образом, что апертурная диафрагма составляет Задняя апертура объектива , как показано на Рис.3A . Это гарантирует, что объектив определяет разрешение системы и что разрешение одинаково во всем поле зрения.
Ограничитель поля ограничивает область, которую можно отобразить. Он не может быть больше диаметра тубусной линзы . В лучшем случае отображаемая область равна диаметру этой линзы, деленному на увеличение. Если внутренняя линза имеет диаметр 25 мм и увеличение 100x должен быть виден круг диаметром 250 мкм образца. Такие вещи, как элементы, изменяющие свет, или сам детектор, могут легко уменьшить собираемое поле зрения.
Детекторы
Окуляры
На выходе большинства микроскопов получается изображение диаметром около 2 см, поэтому оно обычно увеличивается еще раз для того, чтобы заполнить поле зрения глаз. Окуляры , другая система увеличения, дают увеличение от 10 до 30 крат сверх того, что обеспечивается объективом и микроскопом. В сочетании с линзой в глазу это увеличивает изображение на сетчатке в полезном масштабе, так что человеческий глаз может различать и наблюдать объекты даже таких маленьких размеров, как клетки (~ 10 мкм).
Научные камеры
Есть все виды камер которые можно использовать с микроскопом. Ключевыми экспериментальными соображениями являются чувствительность , разрешение , поле зрения и скорость камеры. Подробное объяснение см. наши статьи на эту тему.
Пиксель камеры — это отдельная светоизмерительная единица в камере, и датчик камеры имеет массивы пикселей для измерения света на поле зрения. Камера может иметь разрешение всего 128×128 пикселей или столько же. 5000×3000 (15 миллионов пикселей или 15 мегапикселей) или больше. Поскольку микроскоп порты камеры обычно имеют одинаковый приблизительный размер, камеры с более крупным пикселем массивы обычно имеют меньшие отдельные пиксели.
Размер пикселя является ключом к возможности изображения с полной информацией контент, обеспечиваемый оптикой. Пиксели камеры квадратные и обычно 3-24 мкм. по краю. Вообще говоря, камеры с пикселей меньше позволяют на больше изображение с разрешением , тогда как камеры с большими пикселями имеют большую площадь поверхности для сбора фотонов делая их более чувствительными .
Большинство микроскопов имеют оптические выходные порты диаметром около 18-25 мм. Таким образом, без увеличения (объектив 1x) изображение покрывает 18-25 мм образца. Учитывая фиксированный размер изображения, датчики камеры с размерами по диагонали больше, чем порт камеры микроскопа, будут иметь пиксели, на которые не падает свет. Поэтому важно соответствовать поле зрения камеры с максимальным полем зрения микроскопа.
Большие пиксели повышают чувствительность. Косвенно они также имеют преимущество в общем времени, необходимом для передачи информации на компьютер. Общее время считывания зависит от архитектуры камеры, причем КМОП быстрее, чем ПЗС, а также от общего количества пикселей в камере. Как правило, камера с большим, но меньшим количеством пикселей будет готова к следующей экспозиции быстрее, чем камера с большим количеством пикселей меньшего размера.
Освещение
Различные методы микроскопии обнаруживают специфические взаимодействия между светом и образцом. Методы, при которых изображение рассеивается или поглощается светом фокусируется осветительный свет к образцу с использованием отдельной осветительной линзы и объектив изображения. Фокусирующая линза подсветки называется конденсором со своими свойствами. рабочее расстояние, числовая апертура и т. д.
Флуоресцентная микроскопия с использованием отражения или эпифлуоресценции , где объектив служит как конденсором освещения, так и формирующей линзой. Осветительный свет проходит через объектив, а обнаруженный свет проходит обратно через объектив и разделяется на камеру или окуляр. Одним из преимуществ этого подхода является то, что свет, не взаимодействующий с образцом, уходит от детектора, максимально отделяя освещающий свет от флуоресцентного излучения. Пути пропускания и эпифлуоресценции показаны на рисунке 4.
Рисунок 4: Световые пути для трансмиссионной/трансфлуоресцентной и отражательной/эпифлуоресцентной микроскопии в модельном микроскопе. Серая область указывает световые пути, задействованные для каждой моды. Получено из изображения микроскопа на Olympus Microscopy Primer и изменено автором.Два метода освещения, критический или Келер , обычно используются для освещения образца в микроскопии. Основное различие заключается в том, копируют ли они структуру ( критический ) или перепутать структуру ( Köhler ) источника освещения на образце. Как освещение Келера чаще используется, он будет рассмотрен в этой статье.
Келер изобрел систему фокусируемого освещения, которая позволяла контролировать размер поля, мощность и угол освещения, изменяя при этом структуру источника света, проецируемого на образец. Для этого он воспользовался свойством линзы преобразовывать боковую структуру в параллельные лучи. Помещение источника освещения в фокус линзы преобразует выходной сигнал в однородные световые лучи с другой стороны, искажая любую структуру, присущую источнику. Несколько точек, излучаемых источником света, в конечном итоге перемешиваются и движутся параллельными лучами после выхода из линзы
Близкое размещение источника освещения к образцу ограничивает контроль интенсивности света и поля зрения освещения. Келер изобразил источник света с фокусным расстоянием от конденсорной линзы, как показано на Рис. 5 . Это обеспечивает управление полем освещения с диафрагмой в середине компонента формирования изображения и апертурной диафрагмой 1f на расстоянии от конденсора. Апертурная диафрагма — очень важный аспект дизайна; позволяет легко контролировать мощность света на образце. Эти упоры обычно имеют рычаги, позволяющие пользователю вручную регулировать площадь освещения (диафрагма поля) и мощность (диафрагма), подаваемую на образец.
Рис. 5: осветительная оптика по Кёлеру. Лампа имеет зигзагообразную нить на левом корпусе, а образец справа. Работая слева направо, свет от лампы отображается в положение 1F от главной плоскости конденсора. Свет со структурой, попадающий в конденсатор, шифруется при подаче к образцу. Полевая диафрагма обеспечивает контроль области образца, которая освещается. Апертурная диафрагма управляет диапазоном углов и мощностью освещения. Путь света от центральной точки нити слева до образца справа выделен оранжевым цветом. Получено с кафедры биомедицинской инженерии Бостонского университета.Источники света
Существует множество ламп , светодиодов (LED) и лазеров , которые можно использовать для освещения образца в микроскопе. Типичные лампы, используемые для освещения, включают:
- Галогенная лампа . Они обеспечивают освещение широкого спектра, а их выходная мощность зависит от напряжения на нити накала. Часто используется для передачи изображения.
- Ксеноновая дуговая лампа . Имеет одинаковую мощность на обычно используемых длинах волн. В колбе электрическая дуга проходит через две металлические точки в ксеноновой атмосфере высокого давления, создавая плазму возле металлических точек. Иногда используется для флуоресцентной визуализации.
- Дуговая ртутно-металлогалогенная лампа . Имеет в целом большую мощность на обычно используемых длинах волн, чем ксеноновые лампы. Также генерирует плазму с помощью электрического разряда между двумя металлическими столбами. Хотя мощность на разных длинах волн может резко меняться, ртутные лампы часто используются для получения флуоресцентных изображений. Необходимо охлаждать между использованиями.
Срок полезного использования каждого из этих источники колеблются между несколькими сотнями часов для ртутных дуговых ламп, к 1000-2000 часов для ртутных/металлогалогенных и галогенных ламп.
Светодиодные источники света достаточно мощны, чтобы конкурировать с ксеноновыми и ртутными/металлогалогенными лампами в качестве источников освещения для флуоресцентной визуализации. Каждый светодиод имеет уникальный цвет, поэтому широкополосные светодиодные источники получаются из массивов нескольких отдельных диодов с относительно узкими спектрами. Светодиодные источники имеют срок службы более 10 000 часов и очень энергоэффективны, что делает их очень экономичными при длительном использовании. Их можно включать и выключать быстро, в течение наносекунд, что делает их полезными для экспериментов, требующих жесткого контроля освещения. Спектральное распределение примера светодиодного источника света показано на 9.0075 Рис.6 .
Рис. 6: Нормированный график зависимости интенсивности от длины волны светодиодов, пригодных для флуоресцентной микроскопии. Взято с http://www.fluorescencemicrooscopy.it/en/illumination.htmlЛазеры излучают свет с очень специфическими длинами волн. Например, свет, генерируемый гелий-неоновым (HeNe) лазером , имеет цвет 632,8 нм. В отличие от других обсуждаемых здесь источников света, лазеры дают когерентных лучей. Когерентность указывает на то, что свет хорошо структурирован, и все пики и впадины световой волны возникают в одно и то же время и в одном и том же месте. Когерентность необходима при фокусировке света в точку с ограничением дифракции, но также усложняет широкопольное освещение из-за его склонности к положительной и отрицательной интерференции. Эта самоинтерференция часто может быть обнаружена как спекл-узор в расширенном лазерном луче.
Фильтры
Фильтры — это оптические компоненты, которые могут пропускать свет с определенной длиной волны и отражать другие. Выбор цвета имеет решающее значение для визуализации флуоресценции. Пример оптической фильтрации показан на рис.7 .
Рис. 7: Современный интерференционный фильтр с выбором цвета. Различные слои поверх стеклянной подложки, действующие в целом, отражают синий свет, пропуская при этом красный свет. Взято с http://zeiss-campus.magnet.fsu.edu/articles/lightsources/leds.htmlФильтры обычно называют характером их передачи и длиной волны, на которой они переключаются с передачи на отражение, как показано на рис.8 . Короткий проход 500 нм (SP) фильтр пропускал бы свет более синего цвета, чем 500 нм, и отражал бы свет более красного цвета. чем 500 нм. Напротив, 500 нм с длинным проходом (LP) фильтр будет пропускать свет длиннее 500 нм, отражая свет более короткие длины волн.
По совмещая свойства фильтров SP и LP, 9Создано 0075 полосовых (БП) фильтров . Фильтр SP 550 нм в сочетании с фильтром LP 500 нм будет пропускать свет только между 500-550 нм . Фильтры BP обычно описывается их центральной длиной волны и допустимыми длинами волн либо сторона. Гипотетическая комбинация фильтров SP550 и LP500 обычно называется BP 525d25 , BP с центром на 525 нм с разрешенной передачей 25 нм в обе стороны (Reichman, 2017).
В флуоресцентном микроскопе комбинация из возбуждающий BP-фильтр , LP-дихроичный фильтр и эмиссионный BP-фильтр организованы в кубический держатель для подачи высокоинтенсивного возбуждающего света на образец и эффективного выделения испускаемого света перед его направлением в камеру.
Рис. 8: Коэффициент пропускания в зависимости от длины волны для различных типов фильтров. В примере с LP красный свет будет проходить, а синий — отражаться. В примере с SP синий свет будет проходить, а красный отражаться. В примере с BP и синий, и красный свет отражаются, а зеленый свет передается. Взято из Базовые аспекты светофильтров Молекулярные выражения Оптическая микроскопия Праймер https://micro.magnet.fsu.edu/primer/lightandcolor/filtersintro.htmlРезюме
Части микроскопа, обсуждаемые здесь, работают согласованно, направляя свет на образец, собирая свет от образца и увеличивая его до детектора для сбора. Апертурные упоры, обычно в объективе, ограничивают разрешение микроскопа. Полевые ограничители ограничивают освещенную или обнаруженную область. Для получения наилучшего изображения необходимо учитывать такие компоненты, как объективы, источники света, фильтры и камеры.
Ссылки
Абрамовиц, М. Основы микроскопа и не только, 2003 г., Olympus Америка, научный отдел.
Дэвидсон, М. В. Келер Освещение в Zeiss Basic Веб-сайт ресурсов (https://www.zeiss.com/microscopy/us/solutions/reference/basic-microscopy/koehler-illumination.html)
Parry-Hill, M.J., Vogt, K.M., Griffin J.D., and Davidson, MW Matching Camera to Microscope Resolution на веб-сайте MicroscopyU (https://www.microscopyu.com/tutorials/matching-camera-to-microscope-resolution)
Reichman, J. 2017 Справочник по оптическим фильтрам для Флуоресцентная микроскопия. Компания Chroma Technology Bellows Falls, Вермонт 05101-3119(https://www.chroma.com/sites/default/files/HandbookofOpticalFilters.pdf)
Spring, K.R., Parry-Hill, M. & Davidson, M.W. Геометрическое построение диаграмм лучей в учебнике по микроскопии Olympus (https://www.olympus-lifescience.com/en/microscope-resource/primer/java/components/characteristicrays/)
Spring, K.R., Parry-Hill, M., Burdett, C.A., Sutton, R.T., Феллерс, Т.Дж. и Дэвидсон, М. В. Основы лазера на веб-сайте Olympus Microscopy Primer (https://www.