Site Loader

Содержание

Электрический ток. Сила тока — Класс!ная физика

Электрический ток. Сила тока

Подробности
Просмотров: 668

«Физика — 10 класс»

Электрический ток — направленное движение заряженных частиц. Благодаря электрическому току освещаются квартиры, приводятся в движение станки, нагреваются конфорки на электроплитах, работает радиоприемник и т. д.

Рассмотрим наиболее простой случай направленного движения заряженных частиц — постоянный ток.

Какой электрический заряд называется элементарным?
Чему равен элементарный электрический заряд?
Чем различаются заряды в проводнике и диэлектрике?

При движении заряженных частиц в проводнике происходит перенос электрического заряда из одной точки в другую. Однако если заряженные частицы совершают беспорядочное тепловое движение, как, например, свободные электроны в металле, то переноса заряда не происходит (рис. 15.1, а). Поперечное сечение проводника в среднем пересекает одинаковое число электронов в двух противоположных направлениях. Электрический заряд переносится через поперечное сечение проводника лишь в том случае, если наряду с беспорядочным движением электроны участвуют в направленном движении (рис. 15.1, б). В этом случае говорят, что по проводнику идёт

электрический ток.

Электрическим током называют упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Электрический ток имеет определённое направление.

За направление тока принимают направление движения положительно заряженных частиц.

Если перемещать нейтральное в целом тело, то, несмотря на упорядоченное движение огромного числа электронов и атомных ядер, электрический ток не возникнет. Полный заряд, переносимый через любое сечение, будет при этом равным нулю, так как заряды разных знаков перемещаются с одинаковой средней скоростью.

Направление тока совпадает с направлением вектора напряжённости электрического поля. Если ток образован движением отрицательно заряженных частиц, то направление тока считают противоположным направлению движения частиц.

Выбор направления тока не очень удачен, так как в большинстве случаев ток представляет собой упорядоченное движение электронов — отрицательно заряженных частиц. Выбор направления тока был сделан в то время, когда о свободных электронах в металлах ещё ничего не знали.

Действие тока.

Движение частиц в проводнике мы непосредственно не видим. О наличии электрического тока приходится судить по тем действиям или явлениям, которые его сопровождают.

Во-первых, проводник, по которому идёт ток, нагревается.

Во-вторых, электрический ток может изменять химический состав проводника: например, выделять его химические составные части (медь из раствора медного купороса и т. д.).

В-третьих, ток оказывает силовое воздействие на соседние токи и намагниченные тела. Это действие тока называется магнитным.

Так, магнитная стрелка вблизи проводника с током поворачивается. Магнитное действие тока в отличие от химического и теплового является основным, так как проявляется у всех без исключения проводников. Химическое действие тока наблюдается лишь у растворов и расплавов электролитов, а нагревание отсутствует у сверхпроводников.

В лампочке накаливания вследствие прохождения электрического тока излучается видимый свет, а электродвигатель совершает механическую работу.

Сила тока.

Если в цепи идёт электрический ток, то это означает, что через поперечное сечение проводника всё время переносится электрический заряд.

Заряд, перенесённый в единицу времени, служит основной количественной характеристикой тока, называемой силой тока.

Если через поперечное сечение проводника за время Δt переносится заряд Δq, то среднее значение силы тока равно:

Средняя сила тока равна отношению заряда Δq, прошедшего через поперечное сечение проводника за промежуток времени Δt, к этому промежутку времени.

Если сила тока со временем не меняется, то ток называют постоянным.

Сила переменного тока в данный момент времени определяется также по формуле (15.1), но промежуток времени Δt в таком случае должен быть очень мал.

Сила тока, подобно заряду, — величина скалярная. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Знак силы тока зависит от того, какое из направлений обхода контура принять за положительное. Сила тока I > 0, если направление тока совпадает с условно выбранным положительным направлением вдоль проводника. В противном случае I < 0.

Термин сила тока нельзя считать удачным, так как понятие сила, применяемое к току, не имеет никакого отношения к понятию сила в механике. Но термин сила тока был введён давно и утвердился в науке.

Связь силы тока со скоростью направленного движения частиц.

Пусть цилиндрический проводник (рис. 15.2) имеет поперечное сечение площадью S.

За положительное направление тока в проводнике примем направление слева направо. Заряд каждой частицы будем считать равным q0. В объёме проводника, ограниченном поперечными сечениями 1 и 2 с расстоянием Δl между ними, содержится nSΔl частиц, где n — концентрация частиц (носителей тока). Их общий заряд в выбранном объёме q = q

0nSΔl. Если частицы движутся слева направо со средней скоростью υ, то за время все частицы, заключенные в рассматриваемом объёме, пройдут через поперечное сечение 2. Поэтому сила тока равна:

В СИ единицей силы тока является ампер (А).

Эта единица установлена на основе магнитного взаимодействия токов.

Измеряют силу тока амперметрами. Принцип устройства этих приборов основан на магнитном действии тока.

Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике.

Найдём скорость упорядоченного перемещения электронов в металлическом проводнике. Согласно формуле (15.2) где е — модуль заряда электрона.

Пусть, например, сила тока I = 1 А, а площадь поперечного сечения проводника S = 10-6 м2. Модуль заряда электрона е = 1,6 • 10-19 Кл. Число электронов в 1 м3 меди равно числу атомов в этом объёме, так как один из валентных электронов каждого атома меди является свободным. Это число есть n ≈ 8,5 • 1028 м-3 (это число можно определить, если решить задачу 6 из § 54). Следовательно,

Как видите, скорость упорядоченного перемещения электронов очень мала. Она во много раз меньше скорости теплового движения электронов в металле.

Условия, необходимые для существования электрического тока.

Для возникновения и существования постоянного электрического тока в веществе необходимо наличие свободных заряженных частиц.

Однако этого ещё недостаточно для возникновения тока.

Для создания и поддержания упорядоченного движения заряженных частиц необходима сила, действующая на них в определённом направлении.

Если эта сила перестанет действовать, то упорядоченное движение заряженных частиц прекратится из-за столкновений с ионами кристаллической решётки металлов или нейтральными молекулами электролитов и электроны будут двигаться беспорядочно.

На заряженные частицы, как мы знаем, действует электрическое поле с силой:

Обычно именно электрическое поле внутри проводника служит причиной, вызывающей и поддерживающей упорядоченное движение заряженных частиц.
Только в статическом случае, когда заряды покоятся, электрическое поле внутри проводника равно нулю.

Если внутри проводника имеется электрическое поле, то между концами проводника в соответствии с формулой (14.21) существует разность потенциалов. Как показал эксперимент, когда разность потенциалов не меняется во времени, в проводнике устанавливается постоянный электрический ток. Вдоль проводника потенциал уменьшается от максимального значения на одном конце проводника до минимального на другом, так как положительный заряд под действием сил поля перемещается в сторону убывания потенциала.

Источник: «Физика — 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский



Законы постоянного тока — Физика, учебник для 10 класса — Класс!ная физика

Электрический ток. Сила тока — Закон Ома для участка цепи. Сопротивление — Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников — Примеры решения задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников» — Работа и мощность постоянного тока — Электродвижущая сила — Закон Ома для полной цепи — Примеры решения задач по теме «Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи»

Сила тока. Единицы силы тока

На прошлых уроках мы вплотную подошли к тому факту, что ток — это физическая величина. Т.е., действия электрического тока могут иметь разную степень или же силу. Мы уже много раз говорили о том, что электрический ток — это движение заряженных частиц. Логично предположить, что сила тока зависит либо от количества этих частиц, либо от скорости их движения.

Это действительно так: опытным путём было установлено, что сила тока зависит от количества заряда, проходящего по цепи в единицу времени. Поэтому, чем больше частиц переместится от одного полюса к другому, тем больше будет суммарный перенесённый заряд.

Сила тока равна отношению электрического заряда, прошедшего, через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения:

Как мы помним, заряд измеряется в кулонах, а время — в секундах (в системе СИ). На прошлом уроке, мы уже узнали, что единицей измерения силы тока является ампер:

Однако, каждая физическая единица измерения должна быть соотнесена с тем или иным явлением. Рассмотрим, что же легло в основу определения силы тока в 1 А. Поскольку заряженные частицы взаимодействуют между собой, проводники, через которые проходит ток — тоже будут взаимодействовать в той или иной степени. Эта степень будет зависеть от длины проводников, от расстояния между ними, от среды, в которой находятся проводники, и, конечно, от силы тока. Для опыта мы можем взять два проводника одинаковой длины, которые, разумеется, будут находиться в одинаковой среде. Подключим оба проводника к источнику тока, держа их на фиксированном расстоянии. Тогда, сила тока будет единственным фактором, влияющим на силу взаимодействия проводников. Перед тем, как начать опыт, заметим, что проводники будут притягиваться, если токи в обоих проводниках сонаправлены, и наоборот — будут отталкиваться, если токи противоположны по направлению. Это, фактически, приведёт к изменению расстояния между проводниками. Чтобы этим обстоятельством можно было пренебречь, возьмём очень длинные и тонкие проводники. Поместим эти проводники в вакуум на расстоянии 1 м друг от друга и пустим по ним одинаковый ток. Рассмотрим метровые участки таких проводников: они будут практически параллельны.

Итак, единицей силы тока считается сила, при которой два таких отрезка взаимодействуют с силой 0,2 мкН.

Теперь мы можем дать определение и единице заряда, о которой мы говорили ранее. 1 Кл — это заряд, который за 1 с прошел сквозь поперечное сечение проводника при силе тока 1 А.

Помимо ежедневного использования электрического освещения, все мы знаем ещё один яркий пример электрического тока. Это молния. Молния обладает очень большой силой тока, который может проходить либо между облаками, либо между облаком и поверхностью земли.

В результате трения друг о друга, слои воздуха электризуются, накапливая все больший и больший заряд. В момент, когда этот заряд становится достаточно большим, между облаками проскакивает электрический ток в виде молнии. Также, наэлектризованное облако, обладающее отрицательным зарядом в нижней части может способствовать тому, что поверхность земли под ним электризуется положительно, и молния ударяет в землю. Молния часто бьёт в объекты, возвышающиеся над остальными (например, в одиноко стоящее дерево). Здесь нет ничего удивительного: ток идёт по кратчайшему пути, а то, что является самой высокой точкой для нас — ближе всего к облакам. Однако, есть много других факторов, влияющих на то, куда ударит молния, поэтому предсказать следующую «мишень» крайне сложно.

Упражнения.

Задача 1. Сила тока в лампочке составляет 200 мА. Какой заряд проходит через лампочку за 3 минуты?

Задача 2. Через поперечное сечение проводника прошло 900 миллиардов электронов за 0,3 мкс. Какова сила тока в этом проводнике?

На первый взгляд может показаться, что такое огромное число электронов просто не могло пройти поперечное сечение за одно мгновение. Но, ведь, размер электрона очень мал, а его скорость, как правило, составляет несколько миллиметров в секунду.

Задача 3. Какова скорость электронов в проводнике с током 2 А, если одновременно через сечение проходит 70 млн электронов? Радиус электрона считать за 2,82 ×1015 м, предполагая, что электроны двигаются вплотную друг к другу.

Технологическая карта урока по физике 8 класс «Сила тока»

I. Организационный момент

(2 мин)

II. Актуализация знаний

(5 мин)

Слово учителя. Приветствие.

Проверка домашнего задания. Приём «Ромашка вопросов»

Работа с презентацией урока.

Ответы на вопросы, выполнение практических заданий.

Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке.

Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята!

Бывают уроки похожие и разные,

Если к ним приглядеться с различных сторон,

Бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они как мучительный сон!

-Начинаем наш урок.

-Дома вы должны были повторить пройденный материал по теме «Электрический ток». Прежде чем начать проверку домашнего задания, хочу вас предупредить, что урок сегодняшний необычный, оценки на нём буду ставить не только я, но и вы сами. Для этого перед каждым из вас лежит «Таблица самооценки» (Приложение, таблица 1).

На каждом этапе урока вы будете ставить отметки себе и своим одноклассникам, в конце занятия таблички мне сдадите, а я поставлю итоговую оценку.

-Начнём проверку.

Простой

Что такое электрический ток?

Уточняющий

Как направлен электрический ток во внешней части цепи?

Из каких частей состоит простейшая электрическая цепь?

Творческий

Какие приёмники, или потребители, электрической энергии вы знаете?

Оценочный

Объясните разницу в понятиях электрическая цепь и элементы электрической цепи

Приветствуют учителя, приветствуют гостей, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

Слушают учителя, выбирают лепестки с заданиями, отвечают на вопросы (повторение изученного материала).

Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц.

Направление эл. тока – эл. ток направлен от положительного полюса источника к отрицательному.

Простейшая электрическая цепь состоит из источника тока, приёмника, замыкающего устройства (ключ), соединительные провода

К приёмникам или потребителям электрической энергии относятся электродвигатели, лампы, плитки, всевозможные электробытовые приборы (утюг, холодильник, микроволновая печь, фен)

Электрическая цепь – это совокупность элементов цепи соединённых друг с другом.

А элементы это перечень приборов, из которых состоит цепь.

Самоопределение (Л)

Построение речевого высказывания(П)

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

III. Постановка учебных целей и задач.

(6мин)

1. Беседа по вопросам.

Работа с презентацией.

Постановка целей и задач урока.

Ребята! У вас на столах стоят электрические приборы, с которыми вам предстоит поработать. Но прежде чем приступить к работе, предлагаю вспомнить технику безопасности при работе с электрическими приборами.

Имея различные электрические приборы (источник тока, 2 лампочки, ключ, соединительные провода), зарисуйте схему и составьте цепь

Учащиеся замыкают собранные цепи только после разрешения учителя, контролирующего правильность сборки цепи.

Задаются вопросы, ведущие к выдвижению гипотезы:

-Возникает ли в цепи электрический ток после замыкания ключа?

-Как вы узнали?

-С одинаковой ли яркостью горят лампочки?

-Как вы думаете — почему одна горит ярче другой? Можем ли мы дать ответ на этот вопрос?

— Ответить точно на возникший вопрос мы не сможем. Давайте начнем предполагать, почему это наблюдается. Почему лампочка горит, когда цепь замкнута?

-Какое действие тока проявляется при проведении данного опыта?

-А что значит «горит ярче»?

-Какой же физической величиной характеризуется любое действие?

-Какой вывод можно сделать о действии электрического тока?

Это и будет нашей гипотезой.

-Давайте попытаемся, имея результаты наблюдения и различные гипотезы, выдвинутые вами, сформулировать тему урока. Так какова же тема нашего урока?

Какова цель нашего урока?

-Значит, какие цели поставим перед собой, что надо будет узнать?

-Что будем делать для этого? Какие задачи поставим?

-Предлагаю начать работу.

На рабочем месте оборудование располагайте аккуратно.

— После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

— Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

— При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

— По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

Составляют и зарисовывают цепь.

— Да

-Загораются лампочки

— Нет, одна ярче другой

— Предполагают, что в одной лампе ток больше, чем в другой

— Течет ток

-Тепловое

— Больше тепловое действие

— Силой

— Через лампочки протекает ток разной силы

— Сила тока. Измерение силы тока.

— Дать понятие силы тока, познакомить с единицей измерения.

Цели:

1. Узнать, что называют силой тока

Задачи:

1.научиться объяснять понятие сила тока

2. вычислять силу тока

3.знать единицы измерения силы тока

4. пользоваться прибором для измерения силы тока

Определение цели урока (Р)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

(7 мин)

V. Первичное закрепление.

(3 мин)

VI.Этап закрепления нового материала (6 мин)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

( 8мин)

Творческая и практическая деятельность.

Работа с учебником, с таблицей-вопросником. Игровая деятельность.

Взаимоопрос.

Письменная работа в парах, параграфом учебника.

Работа с презентацией.

Работа с раздаточным материалом, с презентацией.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Проверим, какие новые знания об электрическом токе вы получили: проведём небольшой тест. Букву верного ответа выписываем в оценочный лист.

На эти вопросы вам поможет ответить параграф учебника (п.37, стр.107-109).

Прочитайте его и ответьте на вопросы, которые есть у вас в табличке раздаточного материала (Приложение, таблица 2.) Внимательно читаем задание и находим ответы на вопросы.

Если вы готовы, давайте начнём проверку, но это сделаю не я, а вы сами.

Поиграем в игру «Учитель-ученик»: тот, кого я назову, должен встать и задать вопрос своему однокласснику, назвав его по имени.

Вы сидите в парах. Я предлагаю, друг другу рассказать то, что изучили и ваш сосед должен вас оценить и поставить оценку.

Используя полученные знания на уроке предлагаю решить задачи:

№1. На столе стоит стакан с кипятильником. Чтобы проверить температуру воды Витя опускает палец в стакан при включённом кипятильнике. Почему нельзя так поступить?

№2. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?

Тест.

  1. Сила тока – это физическая величина, равная…

А) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.

Б) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.

В) электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время её работы.

2. По какой формуле определяют силу тока?

К)

Л)

М)

3. Как названа единица силы тока?

О) Джоуль (дж)

П) Ампер (А)

Р) Кулон (Кл)

4. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике.

Е) 0, 5 А

Ж) 50 А

З) 2 А

5. Силу тока измеряют….

П)…гальванометром

Р)…амперметром

С)…электрометром.

Проверим результаты теста.

Если Вы правильно ответили на вопросы теста, то у вас получилось имя французского физика, в честь которого и была названа единица измерения силы тока.

Ландау сказал, верховным судье всякой физической теории является опыт. Без экспериментаторов теоретики скисают.

-Я предлагаю проверить гипотезу.

Для измерения силы тока используют прибор, который называю амперметром, чтобы его отличить от других приборов, на шкале ставят букву А.

На схемах обозначают  .

Амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Этот прибор включается в электрическую цепь последовательно (следом — друг за другом), так, чтобы клемма + соединялась с проводником, идущим от  + полюса источника тока.

Включим  наши амперметры в ту цепь, что мы собирали. Измерим силу тока в 2 разных местах.

Что можно сказать о силе тока в лампочках?

Оценили себя

— Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена. Мы найдём решение нашей проблемы на следующих уроках.

Самостоятельная работа, изучение параграфа, ответы на вопросы (запись в таблицу).

Перекрёстный опрос:

Что такое сила тока?

Как обозначается сила тока? Как можно вычислить силу тока?

Основная единица измерения силы тока?

Прибор для измерения силы тока?

Что такое сила тока в 1 А?

( Если отрезки параллельных проводников длиной 1 м, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга, взаимодействуют с силой 2∙10-7 Н, то по проводникам протекает ток 1 А)

-Вода — хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдёт замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки

Ответ: 4,2 А

Решают тест

Андре-Мари Ампер.

Ученик рассказывают об ученом.

Учащимся предлагается по предложенной схеме собрать электрическую цепь и измерить силу тока на различных участках цепи

Измерить силу тока в лампах 1 и 2 нашей цепи и сравнить их.

Сила тока в каждой из лампочек одинаковая.

Гипотеза оказалась неверной. Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена.

П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

(2-3 минуты)

Заключительная беседа по во­просам; моно­логические вы­сказывания.

Работа с презентацией, слайд №3

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

-Какой была тема нашего урока?

-Для чего нужно уметь измерять силу тока в цепи? Знать о величине силы тока?

Оцените свою деятельность и деятельность одноклассников и поставьте себе оценку (таблица самооценки).

— Сила тока. Измерение силы тока

-Обозначение силы тока, формулу для её вычисления, единицы измерения, способ измерения. Учились измерять силу тока в цепи

-В повседневной жизни нас окружают электроприборы, мы ими пользуемся, поэтому необходимо знать, какой должна быть сила тока в электрической цепи, чтобы приборы работали в нормальном режиме

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Определяют свое эмо­циональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта)

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Сила тока. Амперметр. Решение задач | Поурочные планы по физике 8 класс

Сила тока. Амперметр. Решение задач