Site Loader

Читать онлайн «Движущая сила и источник развития человека и его сообществ», Юрий Михайлович Низовцев – Литрес

Низовцев Ю.М. Наука, философия, история

Движущая сила и источник развития человека и его сообществ

(Против пассионарности Л.Н. Гумилева)

Содержание

1. Анализ основных воззрений на движущие силы развития общества.

2. Динамика локальных человеческих сообществ в отражении Л.Н. Гумилева.

3. Движущая сила развития общества.

4. Первоисточник активности.

4.1. Сущность активности человека.

4.2. Проявление неудовлетворенности сознания в человеке.

5. Определение целостного сообщества.

6. Динамика активности целостного сообщества.

1. Анализ основных воззрений на движущие силы развития общества.

Неадекватность основных концепций, претендующих на выявление движущих сил, или движущей силы развития общества можно проследить из сравнительно краткого анализа ниже.

Подходы к выявлению источников, причин или движущих сил развития общества делятся на две основные группы: одна из них составлена из представителей идеалистической философией, другая – материалистической.

Идеалистическая философия, в частности, Гегель, указывала на понятие, далекое от конкретности, – общественное сознание, которое, по его мнению, и есть основной источник общественного развития, и только оно одно его определяет, тогда как материалистическая философия, например, Маркс, наоборот, полагала, что только общественная жизнь и деятельность определяют общественное сознание.

Как это видно, оба подхода не доказывают, а всего лишь декларируют свое понимание проблемы, упоминая лишь внешнее выражение скрытых антагонистичных сил, но не открывают их, и поэтому вся история определения движущих сил общественного развития показывает поиски и находки тех или иных внешних факторов, часто далеких друг от друга, более или менее воздействующих на ход развития общества, то есть антагонизм основных составляющих человеческого и общественного сознания так и остался не выявленным.

Видимое отнюдь не означает проникновения в глубину. Поэтому даже краткий анализ приведенных ниже факторов, считающихся их авторами первичными источниками, причинами или движущими силами развития общества, показывает, что они являются не изначальными, а производными, вторичными факторами, переводящими глубинный антагонизм в человеческом и общественном сознании в общественное развитие, причем часть из них есть всего лишь условия общественного развития.

Материалистический анализ проблемы выделяет в качестве движущих сил развития общества факторы большей частью природно-структурного характера.

Ш. Л. Монтескье C.L. (Montesquieu) считал источником общественного развития географические условия и природную среду: «Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли… Они (законы) должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату – холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам… в странах плодородных всего чаще встречается правление одного, а в странах неплодородных – правление нескольких, что является иногда как бы возмещением за неблагоприятные природные условия» [1, c. 168, 393].

Конечно, природные условия – важный фактор для существования, – менее или более благоприятного, но не более того, так как они – лишь один из многих внешних факторов – именно условий, которые могут так или иначе повлиять на жизнь сообществ, – но не движущие силы развития. Кроме того, как показывает история первобытных сообществ, независимо от географических условий и природной среды, в течение десятков тысяч лет для этих сообществ никакого видимого развития не наблюдалось.

Ж.Ж. Руссо (J.J. Rousseau) полагал, что к движущим силам общественного развития следует отнести численность народонаселения: «Прежде чем изобретены были особые знаки, заменяющие всякие ценности, богатство могла состоять почти исключительно в землях и стадах скота, являвшихся единственными реальными благами, которыми могли владеть люди. Но когда поземельные владения, переходившие по наследству из рода в род, настолько увеличились в числе и размерах, что покрыли собою всю землю и соприкасались между собой, то одни могли возрастать уже только за счет других. Те люди, которые остались ни при чём, благодаря тому, что слабость или беспечность помешали им в свою очередь приобрести земельные участки, стали бедняками, ничего не потеряв, потому что не изменились, когда всё изменилось вокруг них. Отсюда возникли мало-помалу, в зависимости от различий в характере тех и других, господство и рабство или насилия и грабежи» [2, с. 83].

Свободное занятие земельных участков, пропорциональное возрастанию населения, действительно когда-то заканчивается со всеми вытекающими последствиями, но данный факт трудно считать изначальным и определяющим в развитии сообществ, поскольку он не указывает на причину роста населения и, стало быть, является внешним фактором, а не первичным.

Э. Дюркгейм (D.E. Durkheim) основной движущей силой развития общества считал общественную дифференциацию труда, так как полагал, что, в отличие от простых сообществ, где люди связаны личными отношениями, интересами и традициями, в современных больших сообществах люди всё более опираются друг на друга в силу различий в собственной специализации. Вместе с тем Дюркгейм ключевыми факторами развития общества считал рост населения и плотности населения [3, с. 106; 4, с. 125].

Конечно, достаточная численность и плотность народонаселения благоприятствуют появлению различных ремесел, а затем и дифференциации труда для его облегчения и повышения производительности. Всё это, естественно, можно отнести к благоприятным условиям, способствующим возникновению и закреплению прав собственности, и соответственно – к развитию торговли, городов, государств и много чего еще, но все эти факторы есть всего лишь внешнее обрамление процесса развития человека и его сообществ. Поэтому остается открытым вопрос о том, что же всё-таки побуждает людей двигаться поступательно при возникновении благоприятных условий.

К Маркс [K. Marx] пытался доказать, что движущей силой общественного развития является противоречие между потребностями людей и возможностями их удовлетворения, разрешающееся в борьбе производительных сил общества и орудий труда, а также – в борьбе собственников производства с классом работников на этом производстве [5].

Тут тоже остается без определения источник появления у людей всё растущих потребностей, что заставляет их не довольствоваться необходимым, а захватывать в свою собственность, отнимая у остальных, всё возможное, включая и то, что невозможно употребить в течение жизни. Поэтому данный фактор не может не исходить от какого-то скрытого, внутреннего источника, то есть он является вторичным.

Двигателем истории является борьба за существование. Таково, в частности, мнение представителя школы социал-дарвинизма Людвига Гумпловича (L. Gumplowicz). Он полагает неустранимость конфликтов в жизни общества, поскольку люди беспощадно борются за влияние, выживание и господство. Гумплович утверждает, что общество развивается в соответствии с законом, заключающимся в «… стремлении каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремлении к порабощению, господству» [6, с. 159].

Однако, подобная беспощадная борьба за выживание и существование всё же характеризует в наиболее полном виде не человека, а флору и фауну, тогда как для человека она соседствует, например, с альтруизмом, милосердием, чувством собственного достоинства, и именно эти человеческие особенности не всегда проигрывают борьбе человека за существование: человек в жизненных реалиях, в отличие от животных, знает о своей смертности, и во многих случаях это знание игнорирует, а это во многом влияет на прогресс в развитии сообществ, особенно в моральном аспекте. Иначе говоря, в отличие от прочих живых существ, которые ведут борьбу за выживание между собой, человек прежде всего борется сам с собой внутри себя, и только индивиды с подавляющим доминированием низшего сознания опускаются практически до животного состояния.

Таким образом, на самом деле все отмеченные выше соображения различных ученых, придерживавшихся материалистической позиции, о движущих силах общественного развития не могут быть адекватными: они есть внешние факторы или условия, которые способны только ускорять или замедлять ход развития тех или иных сообществ цивилизации, но назвать каждое из них или даже все в совокупности источниками, причинами или изначальными движущими силами развития общества невозможно.

Действительно, эти явления и условия в большей или меньшей мере существовала и при первобытнообщинном строе, когда десятки тысяч лет никакого видимого развития не было. Значит, их действие зависит от неких скрытых процессов, от накопления в человеческих сообществах некоторой «субстанции». Главным из этих скрытых процессов является функционирование нового – человеческого – сознания, вне которого человек так и остался бы приматом, причем эта деятельность начинает усложняться, ускоряться и проявляться с большей эффективностью с ростом самосознания человека, которого нет у остальных живых существ, и этот рост привлекает в силу своей креативности к человеку и его сообществам всё больше различных информационных потоков.

Идеалистический подход к проблеме развития общества так же, как и материалистический, выставляет целый ряд различных факторов, но уже в основном нематериального характера, которые, по мнению их авторов, являются движущими силами общественного развития.

Августин Аврелий (Aurelius Augustinus Hipponensis) относит к движущей силе общественного развития укоренение в человеке сознательно проявляющейся тяги к Богу: «Итак, этот небесный град, пока он находится в земном странствовании призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество на всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего. не отменяя и не разрушая, а, напротив, соблюдая всё, что, хотя у остальных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного бога» [7. О граде божием. XIX, 17].

 

Тяга к Богу означает прежде всего стремление человека приблизиться к совершенству, но, как известно, благие намерения могут увести в обратную сторону до такого предела, где возможности для развития исчезают полностью. Примером этого служат почти все религиозные секты и такая крупная конфессия, как мусульманская.

Питирим Сорокин (Pitirim Sorokin) полагает основным источником развития накопление базы научных знаний, в результате чего противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный слой [8].

Само по себе научное знание мертво – надо еще суметь его вовремя применить без проявления негативных результатов, не то вместо трансформации систем в прогрессивном направлении получится регресс, как это случалось несчетное число раз, и который особенно явно грозит теперь от «успехов» генетики.

Габриель Тард (Gabriel Tarde) отмечает, что движущей силой развития общества является творческий разум в виде рационализации орудий труда и быта, включая изобретательство. Последнее Тард рассматривает как адаптационный механизм, без которого человеку сложно применяться к меняющемся условиям среды. Новое возникает как результат деятельности немногочисленных одаренных личностей. Далее включается процесс подражания. В частности, по Тарду, утверждение основных социальных институтов произошло по причине неспособности обычных людей к изобретательству, и они стали подражать новаторам [9].

Изобретательство прежде всего развивает технологии, но практически не касается сферы духа, чувств, то есть оно монтирует своего рода оболочку, но не внутреннее – духовное и культурное – содержимое человека и его сообществ, не затрагивает его национально-бытийные особенности, а некоторые из новых технологий могут привести общество к распаду, отучая человека трудиться творчески и даже оглупляя его, что, в частности происходит сейчас в информационной сфере. Эти технологии могут вовсе уничтожить человечество применением сверхмощного оружия, генетическими экспериментами или отравляющими веществами.

Протестантизм считает труд источником развития общества, полагая, что труд есть проявление в человеке его богоизбранности. В частности, Жак Кальвин [Jean Calvin] утверждал, что каждый христианин обязан твердо верить в богоизбранность человека и на протяжении всей жизни неустанно искать всё новые и новые подтверждения этой вере, добиваясь успехов в мирской деятельности, которые и есть критерий богоизбранности [10].

Только одним трудом невозможно усовершенствовать как мир любого индивида, так и существенно воздействовать на развитие сообществ. Труд может не только облагораживать людей и совершенствовать быт, но и отуплять, например, своей монотонностью и несовпадением с истинными способностями и интересами человека, а, напротив, свободное от труда время может дать возможность человеку определить в себе дополнительные способности и умения, развить их, в частности, для усовершенствования того же процесса труда. И способный лентяй может пожалеть глупого трудящегося, и так усовершенствовать процесс труда, что его производительность повысится во много раз, а сам процесс станет приятнее и интереснее.

В действительности, сознательный труд, в отличие от работы пчел или термитов, появился только с формированием самосознания, отчасти оторвавшего человека от животных компонентов среды, и позволившее ему самому с полным сознанием дела, а не инстинктивно, как ранее, формулировать себе задания и выполнять их, осознанно меняя окружающую среду для достижения поставленных целей, и обретая тем самым свободу.

А. Тойнби (A.J. Toynbee) пришел к выводу, что движущими силами развития общества являются деятельность богоизбранных личностей, военная агрессия, невыгодное ресурсное и географическое положение [11].

Деятельность богоизбранных личностей, как это следует из определения этой, по Тойнби, движущей силы развития сообществ, явственно указывает на ее руководителя, что, с одной стороны, выражает ее внешний характер, а с другой стороны, смыкает христианство с мусульманским фатализмом, лишая историческое развитие самодеятельности.

Войны никак не могут быть изначальной причиной развития сообществ – они даже не второстепенные, а третьестепенные факторы, влияющие на цивилизационное развитие, поскольку, как правило, вызываются собственническими противоречиями между элитами различных государств.

Невыгодное ресурсное и географическое положение, как это видно из реальных исторических примеров, способно не только содействовать (Япония), но и замедлять, развитие сообществ (Пакистан), а также вовсе не влиять на этот процесс (Болгария). Поэтому данные факторы невозможно квалифицировать в качестве первоначальных движущих сил общественного развития.

П. Лавров (P. Lavrov) утверждал, что критическое сознание интеллигенции есть движущая сила социального развития.

В этом отношении Петр Лавров отметил: «Философские идеи важны не как проявление процесса развития духа в его логической отвлеченности, а как логические формы сознания человеком более высокого или более низкого своего достоинства, более обширных или более тесных целей своего существования; они важны как форма протеста против настоящего во имя желания лучшего и справедливейшего общественного строя или как формы удовлетворения настоящим» [12, c. 19-28]; «Идеалы жизни человека осуществимы лишь в обществе; а – общество, как идеальная единица, находит свое реальное осуществление лишь в единстве личных целей. При всем разделении партий, при борьбе мнений, при борьбе интересов только тогда борьба разумна, полезна для общества и прогрессивна, когда спорящие стоят на единой почве и представляют лишь разные стороны человеческого нравственного идеала. Как только между спорящими нет ничего общего, как только человеческое достоинство потеряло свое руководящее значение в борьбе личностей и масс, только катастрофа, совершенно изменяющая общественные формы и личные отношения, может повести к прогрессивному развитию» [13, 506-507].

ИСО — Движущие силы перемен

Понимание контекста, в котором работает ИСО, имеет крайне важное значение для определения наших приоритетов. Это включает в себя выявление внешних факторов, вызывающих изменения, и оценку их воздействия на нашу организацию. Рассматривая роль ИСО в следующем десятилетии, мы определили четыре основных движущих фактора изменений как области, в которых, по нашему мнению, международные стандарты имеют наибольшее влияние и актуальность в мире — экономика, технологии, общество и окружающая среда.

Все эти факторы тесно взаимосвязаны, и крупномасштабные сбои или кризисы могут затронуть сразу несколько из них. Изменения представляют собой как риски, так и возможности. Понимание того, как это происходит путем мониторинга этих четырех факторов, позволит нам предвидеть и реагировать на их потенциальное преобразующее воздействие на систему ИСО с целью обеспечения нашей актуальности в меняющемся глобальном контексте.

Экономика

Торговля и неопределенность

Эволюция международной торговой системы и ее влияние на глобальную экономику являются неопределенными. Даже в условиях, когда концепции глобализации и мультилатерализма все чаще ставятся под сомнение, взаимозависимость глобальных производственно-сбытовых цепочек по-прежнему остается сильной и существенной. В подобных условиях организациям трудно прогнозировать свое долгосрочное развитие, поскольку это может сказаться на доступе их товаров и услуг на мировые рынки. Изменения, обусловленные экономической и торговой неопределенностью, могут повлиять на спрос на международные стандарты и их актуальность.

Технологии

Влияние цифровых технологий

Развитие цифровых инфраструктур и интеграция цифровых технологий с другими, более традиционными технологиями быстро и существенно меняют образ жизни и работы людей во всем мире. Для организаций развитие цифровых технологий может способствовать повышению ее эффективности и производительности, созданию конкурентных преимуществ и стимулированию инноваций. Однако важно проанализировать то, какие технологии имеют реальную ценность и актуальность, не в последнюю очередь с социальной точки зрения, и куда следует инвестировать. Международные стандарты могут помочь обществу и бизнесу извлечь максимальную пользу из диджитализации и способствовать распространению новых, более устойчивых технологий. ИСО также должна использовать мощь цифровых технологий для улучшения своей собственной цепочки создания стоимости и своей адаптивности.

Общество

ИЗМЕНЕНИЕ ОЖИДАНИЙ И ПОВЕДЕНИЯ

Представители общественности и гражданского общества хотят повысить уровень прозрачности и сотрудничества и ожидают, что их проблемы и просьбы будут услышаны и удовлетворены. Они ожидают, что индивидуальные права будут соблюдаться, и во все большей степени обеспокоены тем, что безопасность не должна обеспечиваться в ущерб неприкосновенности частной жизни. Это побуждает организации быть более инклюзивными, более подотчетными и лучше интегрировать заинтересованные стороны в свои процессы принятия решений, в том числе путем прислушивания к обратной связи и предвосхищения ожиданий заинтересованных сторон. Для ИСО это является вызовом текущему процессу разработки стандартов и получаемой в результате этого продукции, давая толчок более быстрому, более инклюзивному развитию и более настраиваемой продукции.

Окружающая среда

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Если мир не сможет адекватно реагировать на такие риски, как изменение климата, утрата биоразнообразия и загрязнение, он столкнется с серьезными угрозами для окружающей среды. Эти и другие проблемы выходят за рамки национальных границ и не могут быть решены силами одного человека, компании или правительства. Необходимо международное сотрудничество в целях поиска стабильности, а не краткосрочных решений. ИСО должна играть здесь ключевую роль, так как международные стандарты могут быть важными инструментами для поддержки перехода к более устойчивому будущему.

 

Подробнее

Публикации

ISO Strategy 2030

The ISO Strategy 2030 outlines our vision and our mission for the next 10 years and a set of goals and priorities to help us get there. The three goals are stepping stones to our vision. We will focus on six priorities to achieve our goals and maximize our impact.

Snapshot

Download the PDF version

Движущая сила Определение и значение

  • Игры
  • Рекомендуемые
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

Импульс, сила или энергия, стоящие за чем-либо в движения, так как Он явно был движущей силой в новом администрация. Этот термин передает силу, приводящую в движение двигатель или транспортное средство, другим предприятиям. Ральф Уолдо Эмерсон был одним из первых, кто использовал его в переносном смысле (English Traits, 1856): «Движущая сила — способность его журналов».

Слова Ближайшая движущая сила

  • подъездная дорога
  • движущая
  • приводная бочка
  • приводная цепь
  • приводная собака
  • движущая сила
  • приводное железо 9 0004
  • водительские права
  • дальность вождения
  • управление парусом
  • время вождения

Словарь идиом американского наследия® Авторские права © 2002, 2001, 1995, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company.

Как использовать движущую силу в приговоре

  • Во время «арабской весны» социальные сети превозносились как движущая сила коллективного движения за свержение диктатур.

    Троллинг в Твиттере усугубляет израильско-палестинский конфликт? | Эмили Шир | 22 июля 2014 г. | THE DAILY BEAST

  • «В течение многих лет Диана будет движущей силой в ABC News благодаря своему исключительному таланту рассказывать истории», — добавил он.

    Джордж Стефанопулос выигрывает корону главного ведущего канала ABC. Куда же делся его повышение с Дэвидом Мьюиром? | Ллойд Гроув | 25 июня 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • Так зачем повторно разрешать VRA сейчас и почему Эрик Кантор должен быть движущей силой ?

    Последнее задание Эрика Кантора по доработке наследия: обновление VRA | Рон Кристи | 16 июня 2014 г. | THE DAYLY BEAST

  • Когда Трей стал старше, его жажда отца, казалось, стала движущей силой его молодой жизни.

    Цена: Что Stop and Frisk делает с душой молодого человека | Рилла Аскью | 21 мая 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Движущая сила сокращения доступных коек и, следовательно, надежного ухода, похоже, полностью подпитывается деньгами.

    Тюрьмы США де-факто становятся домом для душевнобольных | Эбби Хаглаге | 10 апреля 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • В этой способности к агрессии против других классов заключается существенная движущая сила современных дел.

    Новый Макиавелли | Герберт Джордж Уэллс

  • Обучение возможно только тогда, когда движущей силой является инстинкт.

    Анализ разума | Бертран Рассел

  • Маркс нашел нечто большее в природе движущей силы в своей классовой враждебности, основанной на экспроприации и несправедливости.

    Очерк истории: простая история жизни и человечества | Герберт Джордж Уэллс

  • Какая реальная движущая сила во всем этом стремлении к новому и более широкому порядку?

    Очерк истории: простая история жизни и человечества | Герберт Джордж Уэллс

  • Теперь он потерял и свою самоотверженность, и свою ригидность, и с каждым из них у него отнималась определенная движущая сила .

    Воздушные шары | Элизабет Бибеско

ДВИЖУЩАЯ СИЛА определение | Кембриджский словарь английского языка

Примеры движущей силы

движущей силы

Это было , приводящее в силу для ученых на протяжении десятилетий.

От Phys.Org