Сложение и вычитание векторов — презентация онлайн
Похожие презентации:
Сложение и вычитание векторов. Законы сложения
Сложение и вычитание векторов
Сложение и вычитание векторов
Сложение и вычитание векторов
Сложение и вычитание векторов
Сложение и вычитание векторов
Сложение векторов. Правило треугольника
Векторы в пространстве. (10-11 класс)
Векторы в пространстве
Векторы на плоскости и в пространстве. Основные понятия
Какая запись является верной?
В
450
С
А
AВ > BC;
AВ > BC
AC = BC ;
AC = BC
Сложение векторов. Правило треугольника.
АВ + ВС = АС
С
!
a+b
b
А
a
b
a
В
Для любого нулевого вектора
справедливо равенство
a+0=a
!
Докажем, что если при сложении векторов точку А
заменить другой точкой А1, то полученный вектор А1С1
будет равен АС. Рассмотрим случай.
a
b
В
b
a
С
А
В1
a
А1
параллелограмм
ВСС1В1 –
параллелограмм
АСС1А1 –
параллелограмм
b
С1
Правило треугольника.

АВ + ВС = АС
АS + SС =
АО + ОР = АР
NM + ML = NL
MN + NR = MR
RP + PR = RR = 0
MK + KM = MM = 0
ZK + KZ =
MK + OM = OM + MK
DE + KD = KD + DE =
= OK
АС
ZZ = 0
= KE
Правило треугольника.
АС = АВ + ВС
из ОВN
ON = OB + ВN
OB = ON + NВ
из ASR
AS = AR + RS
RA = RS + SA
из XKH
XH = XK + KH
KX = KH + HX
из АMD
MD = MA + AD
AD = AM + MD
из FPO
OP = OF + FP
FO = FP + PO
По правилу треугольника складываются и
коллинеарные векторы, хотя при их сложении
b
a+b
a
b
a
b
a+b
a
f
c
c+ f
Законы сложения векторов
Теорема
Для любых векторов
1
2
a, b, c
a+b=b+a
справедливы равенства:
!
переместительный закон
(a + b) + c = a + (b + c)
сочетательный закон
!
11
12
Чтобы применить
правило
параллелограмма,
надо отложить
векторы от одной
точки, как стрелки
часов.

1
10
2
3
9
4
8
7
6
5
Сложение векторов. Правило параллелограмма.
11
10
12
a
8
a
b
2
a+b
9
1
3
4
7
6
5
Сложение векторов.
Правило многоугольника.
АВ + ВС + СD + DO = АO
n
m
a
m
c
c
a
n
Правило многоугольника можно сформулировать также
следующим образом: если А1, А2, …, Аn – произвольные
точки плоскости, то А1А2 + А2А3 + … + Аn-1An = А1An
А6
А7
А1
А4
А5
А3
А2
!
Если начало первого вектора совпадает с концом
последнего вектора, то сумма данных векторов равна
1
2
3
4
5
нулевому вектору.
a +a +a +a +a
=0
a3
a3
a5
a2
a4
a4
a1
a2
a1
a5
a1 называется противоположным
вектору a, если векторы a и a1 имеют равные
длины и противоположно направлены.
a1
a
А
-b
a1
-b, противоположный вектору b
Вектор
b
a = a1 ; a
А
Вектор ВА, противоположный
вектору АВ
ВА = – АВ
В
В
a + (-a) = 0
№ 766 На рисунке изображены векторы
a, b, c, d
ХУ.

противоположных векторов.
–b
–a
c
Х
d
–a–b+c+d=
ХУ
У
Вычитание векторов.
a – b = a +(–b)
-b
b
-b
a
a
a- b
MF — SF =
MF + FS = MS
RO — RM = RO + MR = MR + RO = MO
MD — SD =
MD + DS = MS
RO — AO = RO + OA = RA
RO — RO = RO + OR = RR = 0
— OS — ST =
SO + TS = TS + SO = TO
1.Упростите выражение
MN+XY=MX
а) MX
в) NY
б) MY
г) YM
19
2.Найдите вектор х :
АВ + х = АК
а) ВК
в) КК
б) КВ
г) СК
20
3.Найдите вектор a+b,
используя правило треугольника :
b
а)
в)
a
a
a+b
a+b
b
б)
г)
a
a+b
b
a
a+b
b
21
4.Найдите вектор a+b,
используя правило параллелограмма:
а)
в)
a
a
a+b
a+b
b
b
б)
г)
a
a+b
b
a
a+b
22
23. Ответы:
12
3
4
Б
А
Г
Б
За верно выполненные 2 задания – оценка «3»
3 задания – оценка «4»
4 задания – оценка «5»
23
№ 768 Точки М и N – середины сторон АВ и АС
треугольника АВС.

через векторы
a = АМ
и
b = АN
В
М
a
ВМ =
-a
NC =
b
из AMN
MN = MA + AN =
А
b
N
С
-a + b
из ABN
BN = BA + AN =
-a-a + b
Найдите
АВ + AD – DC – OD
ABCD — прямоугольник
B
C
5
О
А
(
4
)
3
D
= АС – DC – OD = АС + CD + DO = АО
АО 5 2,5
2
АВ + ВС =
АS + SС =
АО + ОР =
NM + ML =
MN + NR =
RP + PR =
MK + KM =
ZK + KZ =
MK + OM =
DE + KD =
из ОВN
из ASR
из XKH
из АMD
из FPO
AS =
из ОВN
из ASR
RA =
XH =
из XKH
KX =
ON =
MD =
OP =
из АMD
из FPO
OB =
AD =
FO =
English Русский Правила
Векторы — что это, определение и ответ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
Вектор – отрезок, у которого есть начало и конец, то есть указано его направление.
Вектор обозначается через точки начала и конца вектора, например \(\overrightarrow{АВ}\) (первая буква – начало вектора, вторая – конец) или, если мы хотим обозначить вектор без указания точек, пишем просто \(\overrightarrow{a}\).
Точка тоже может быть вектором, в таком случае вектор называют нулевым, т.к. его началом и концом является одна и та же точка. Обозначаем нулевой вектор как, например, \(\overrightarrow{\text{MM}}\) или \(\overrightarrow{0}\).
Длина или модуль вектора – это длина отрезка (как если бы у него не было направления).
Длина вектора \(\overrightarrow{АВ}\) обозначается как \(\left| \overrightarrow{АВ} \right|\), длина вектора \(\overrightarrow{a}\ \)как \(\left| \overrightarrow{a} \right|\), а длина нулевого вектора всегда равна нулю:
\(\left| \overrightarrow{АВ} \right| = 7\)
\(\left| \overrightarrow{a} \right| = 3\)
\(\left| \overrightarrow{\text{MM}} \right| = \left| \overrightarrow{0} \right| = 0\)
РАСПОЛОЖЕНИЕ ВЕКТОРОВ
Коллинеарные векторы – это векторы, которые лежат на параллельных прямых или на одной прямой. Нулевой вектор коллинеарен любому вектору.
Сонаправленные векторы – это коллинеарные векторы, которые направлены в одну сторону.
Обозначается как \(\overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{b}\) (вектор \(\overrightarrow{a}\) сонаправлен вектору \(\overrightarrow{b}\))
Противоположно направленные векторы – это коллинеарные векторы, которые направлены в противоположные стороны.
Обозначаются как \(\overrightarrow{a} \uparrow \downarrow \overrightarrow{b}\) (вектор \(\overrightarrow{a}\) противоположно напрвлен вектору \(\overrightarrow{b}\))
Равные векторы – это сонаправленные векторы, у которых равны длины, т.е. у них одинаковые и направление, и длина.
Например:
\(\overrightarrow{АВ}\) и \(\overrightarrow{a}\) – коллинеарны, при этом противоположно направлены, т.к. лежат параллельных прямых и направлены в разные стороны:
\(\overrightarrow{АВ} \uparrow \downarrow \overrightarrow{a}\)
\(\overrightarrow{\text{CD}}\) и \(\overrightarrow{b}\) – коллинеарны, при этом сонаправлены, т.
к. лежат параллельных прямых и направлены в одну сторону:
\(\overrightarrow{\text{CD}} \upuparrows \overrightarrow{b}\)
\(\overrightarrow{\text{CD}}\) и \(\overrightarrow{b}\) – равны, т.к. сонаправлены (из п.2) и равны по модулю:
\(\left. \ \frac{\overrightarrow{\text{CD}} \upuparrows \overrightarrow{b}}{\overrightarrow{\left| \text{CD} \right|} = 5 = \left| \overrightarrow{b} \right|} \right\} \Longrightarrow \overrightarrow{\text{CD}} = \overrightarrow{b}\)
\(\overrightarrow{М}\) коллинеарен всем векторам, и может являться им как сонаправленным, так и противоположно направленным, т.к. \(\overrightarrow{М} = \overrightarrow{0}\).
СВОЙСТВА НЕНУЛЕВЫХ КОЛЛИНЕАРНЫХ ВЕКТОРОВ:
\(\left. \ \frac{\overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{b}}{\overrightarrow{b} \upuparrows c} \right\} \Longrightarrow \overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{c}\)
Если \(\overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{b}\) и \(\overrightarrow{b} \upuparrows c\), то \(\overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{c}\)
\(\left. \ \frac{\overrightarrow{a} \uparrow \downarrow \overrightarrow{b}}{\overrightarrow{b} \uparrow \downarrow c} \right\} \Longrightarrow \overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{c}\)
Если \(\overrightarrow{a} \uparrow \downarrow \overrightarrow{b}\) и \(\overrightarrow{b} \uparrow \downarrow c\), то \(\overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{c}\)
\(\left. \ \frac{\overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{b}}{\overrightarrow{a} \uparrow \downarrow \overrightarrow{c}} \right\} \Longrightarrow \overrightarrow{b} \uparrow \downarrow \overrightarrow{c}\)
Если \(\overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{b}\) и \(\overrightarrow{a} \uparrow \downarrow \overrightarrow{c}\), то \(\overrightarrow{b} \uparrow \downarrow \overrightarrow{c}\)
ОТКЛАДЫВАЕНИЕ ВЕКТОРА ОТ ТОЧКИ:
Говорят, что вектор отложен от точки, если она является его началом. Например, \(\overrightarrow{АВ}\) отложен от точки А, \(\left| \text{CD} \right|\) отложен от точки С и так далее. Можно откладывать абсолютно любые векторы абсолютно из любых точек. Это описывается следующим правилом:
От любой точки можно отложить вектор, равный данному и при том только один.
Например, возьмем точку М и два вектора \(\overrightarrow{a}\) и \(\overrightarrow{b}\). Мы можем отложить от точки М вектора, равные \(\overrightarrow{a}\) и \(\overrightarrow{b}\) всего один раз. Делается это параллельным переносом:
Таким образом \(\overrightarrow{a} = \overrightarrow{a’}\), и \(\overrightarrow{b} = \overrightarrow{b’}\), при этом \(\overrightarrow{a’}\ и\ \overrightarrow{b’}\) отложены от точки М.
СЛОЖЕНИЕ ВЕКТОРОВ:
При сложении векторов нужно учитывать их направления, поэтому проще всего складывать вектора визуально. Существуют два самых простых способа сложить два вектора – это правило треугольника и правило параллелограмма.
ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА
Если нужно найти сумму двух векторов, по правилу треугольника нужно:
Параллельным переносом перенести начало одного вектора в конец другого.
Пусть эти векторы будут сторонами треугольника, тогда третья его сторона – их сумма.
Обозначить направление получившегося вектора суммы – от начала первого вектора в конец второго (стрелка к стрелке).
Пример №1:
Найдите сумму векторов \(\overrightarrow{a}\) и \(\overrightarrow{b}\) по правилу треугольника:
Перенесем вектор \(\overrightarrow{b}\) так, чтобы он начинался там, где заканчивается вектор \(\overrightarrow{a}\).
Соединим эти векторы в треугольник, третьей стороной которой будет вектор \(\overrightarrow{c} = \overrightarrow{a} + \overrightarrow{b}\).
Направление вектора \(\overrightarrow{c}\) будет идти от начала \(\overrightarrow{a}\) до конца \(\overrightarrow{b}\) (стрелка к стрелке)
ПРАВИЛО ПАРАЛЛЕЛОГРАММА:
Если нужно найти сумму двух векторов, по правилу параллелограмма нужно:
Параллельным переносом перенести начала этих векторов в одну точку.
Пусть эти векторы будут сторонами параллелограмма, тогда диагональ этого параллелограмма – их сумма.
Обозначить направление получившегося вектора суммы – от начала векторов в противоположный конец параллелограмма (по диагонали).
Пример №2:
Найдите сумму векторов \(\overrightarrow{a}\) и \(\overrightarrow{b}\) по правилу параллелограмма:
Перенесем оба вектора параллельным переносом так, чтобы они начинались из одной точки.
Представим, что они являются сторонами параллелограмма.
Диагональ этого параллелограмма, которая начинается в точке начала векторов \(\overrightarrow{a}\) и \(\overrightarrow{b}\) – это вектор \(\overrightarrow{c} = \overrightarrow{a} + \overrightarrow{b}\).
СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ ВЕКТОРОВ:
Переместительное свойство:
\(\overrightarrow{a} + \overrightarrow{b} = \overrightarrow{b} + \overrightarrow{a}\)
Сочетательное свойство:
\((\overrightarrow{a} + \overrightarrow{b}) + \overrightarrow{c} = \overrightarrow{a} + (\overrightarrow{b} + \overrightarrow{c})\)
СЛОЖЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ВЕКТОРОВ:
Чтобы сложить несколько векторов, нужно ставить их друг за другом, сохраняя их направление (используя параллельный перенос), тогда их суммой будет являться вектор, начала которого – это начало первого вектора, а конец – конец последнего вектора (как в правиле треугольника).
Пример №3:
Найдите сумму векторов \(\overrightarrow{a}\), \(\overrightarrow{b}\), \(\overrightarrow{c}\), \(\overrightarrow{d}\) и \(\overrightarrow{e}\):
Поставим эти векторы как бы по порядку сохраняя их длину и направление. По переместительному свойству неважно, в каком порядке мы будем располагать вектора. Соединим их, например, в таком порядке — \(\overrightarrow{d}\), \(\overrightarrow{e}\), \(\overrightarrow{b}\), \(\overrightarrow{c}\), \(\overrightarrow{a}\).
Проведем вектор их суммы от начала первого вектора в конец второго:
ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ:
Вычесть вектор – это то же самое, что прибавить отрицательный вектор:
\(\overrightarrow{a}\ –\ \overrightarrow{b} = \overrightarrow{a} + (–\overrightarrow{b})\)
То есть и при вычитании можно использовать правила сложения. Главное – найти противоположный вектор.
Само словосочетание «противоположный вектор» говорит о том, что такие вектора направлены в разные стороны.
Значит вычесть вектор – значит прибавить вектор с противоположным ему направлением.
Мы можем проверить это свойство алгебраически. Мы знаем, что противоположные числа в сумме дают 0:
\(a + (–a) = a\ –\ a = 0\)
Тогда и сумма противоположных векторов дадут 0 (т.е. если мы «пойдем» от начала до конца \(\overrightarrow{a}\) и обратно по –\(\overrightarrow{a}\), то мы вернемся снова в начало \(\overrightarrow{a}\)):
Значит и для векторов справедливо это свойство:
\(\overrightarrow{a}\ + (–\ \overrightarrow{a}) = 0\)
Пример №4:
Найдите \(\overrightarrow{f} = \overrightarrow{a}\ –\ \overrightarrow{b} + \overrightarrow{c}\ –\ \overrightarrow{d}\ –\ \overrightarrow{e}\), если
Можем использовать сложение векторов, если мы найдем отрицательные векторы.
В данном случае отрицательны векторы \(\overrightarrow{b}\), \(\overrightarrow{d}\) и \(\overrightarrow{e}\). Тогда \(\overrightarrow{–b}\), \(–\overrightarrow{d}\) и \(–\overrightarrow{e}\) следующие:
Теперь сложим все векторы, учитывая отрицательные:
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРА И ЧИСЛА:
Произведением ненулевого вектора и числа является вектор, коллинеарный данному, длина которого равна произведению длины данного вектора и числа:
\(k \bullet \overrightarrow{a} = \overrightarrow{\text{ka}}\)
где k – это число, при этом:
\(\overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{\text{ka}}\) при \(k > 0\)
\(\overrightarrow{a} \uparrow \downarrow \overrightarrow{\text{ka}}\) при \(k < 0\)
Произведением любого вектора на ноль является нулевой вектор.
Пример №5:
Найдите 5\(\overrightarrow{a}\) и –2\(\overrightarrow{a}\) , если:
1. Также можно представить произведение вектора и числа как сложение этого вектора несколько раз:
\(5\overrightarrow{a} = \overrightarrow{a} + \overrightarrow{a} + \overrightarrow{a} + \overrightarrow{a} + \overrightarrow{a}\):
\(5\overrightarrow{a} \upuparrows \overrightarrow{a}\), т.к 5 > 0
2. Аналогично поступим и с отрицательным числом, только теперь уже складываем противоположные векторы:
\(–2\overrightarrow{a} \uparrow \downarrow \overrightarrow{a}\), т.к –2 < 0
СВОЙСТВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕКТОРА И ЧИСЛА:
Сочетательное свойство:
\(kl \bullet \overrightarrow{a} = k(l\overrightarrow{a}) \)
Распределительный закон:
\(\overrightarrow{a}(k + l) = k\overrightarrow{a} + l\overrightarrow{a}\)
и
\(k(\overrightarrow{a} + \overrightarrow{b}) = k\overrightarrow{a} + k\overrightarrow{b}\)
ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ:
Используя векторы и связанные с ними свойства можно решать различные геометрические задачи.
Пример №6:
Точка С – середина отрезка АВ, О – произвольная точка на плоскости. Докажите, что
\(ОС = \frac{1}{2}(АО + ОВ)\)
По правилу треугольника:
\(\overrightarrow{ОС} = \overrightarrow{ОА} + \overrightarrow{АС}\)
\(\overrightarrow{ОС} = \overrightarrow{ОВ} + \overrightarrow{ВС}\)
Сложим два этих выражения, получим:
\(2\overrightarrow{ОС} = \overrightarrow{ОА} + \overrightarrow{ОВ} + \overrightarrow{АС} + \overrightarrow{ВС}\)
При этом \(\overrightarrow{АС}\) и \(\overrightarrow{ВС}\) – противоположные векторы, т.к. равны по модулю (точка С середина АВ), и имеют противоположное направление, значит:
\(2\overrightarrow{ОС} = \overrightarrow{ОА} + \overrightarrow{ОВ} + \overrightarrow{АС} + \overrightarrow{ВС}\)
\(2\overrightarrow{ОС} = \overrightarrow{ОА} + \overrightarrow{ОВ} + 0\)
\(ОС = \frac{1}{2}(АО + ОВ)\)
Что и требовалось доказать.
Пример №7:
ABCD – трапеция. Точки M и N середины оснований BC и AD соответственно. Точка О – точка пересечения прямых AB и CD. Докажите, что О, M и N лежат на одной прямой.
Треугольники OAD и OBC подобны по двум углам:
\(\left. \ \frac{\angle\text{OBC} = \angle OAD\ как\ соответствующие\ углы}{\angle O\ — \ общий} \right\}\Delta\text{OAD}\sim\text{ΔOBC}\)
\(\frac{\text{OA}}{\text{OB}} = \frac{\text{OD}}{\text{OC}} = k\)
При этом соответствующие стороны коллинеарны, значит можем выразить их как произведение числа и вектора:
\(\overrightarrow{\text{OA}} \upuparrows \overrightarrow{\text{OB}} \Longrightarrow \overrightarrow{\text{OA}} = k\overrightarrow{\text{OB}}\)
\(\overrightarrow{\text{OD}} \upuparrows \overrightarrow{\text{OC}} \Longrightarrow \overrightarrow{\text{OD}} = k\overrightarrow{\text{OC}}\)
В данной задаче можем выразить \(\overrightarrow{\text{OM}}\) и \(\overrightarrow{ON}\) как
\(\overrightarrow{\text{OM}} = \frac{1}{2}\left( \overrightarrow{\text{OB}} + \overrightarrow{\text{OC}} \right)\)
\(\overrightarrow{\text{ON}} = \frac{1}{2}(\overrightarrow{\text{OA}} + \overrightarrow{\text{OD}})\)
т. к. М – середина BC, а N – середина AD (аналогично вектору \(\overrightarrow{\text{OC}}\) из Примера №6).
Соединим выразим вектор \(\overrightarrow{\text{ON}}\) через \(\overrightarrow{\text{OA}}\) и \(\overrightarrow{\text{OD}}\) из пункта 3:
\(\overrightarrow{\text{ON}} = \frac{1}{2}\left( \overrightarrow{\text{OA}} + \overrightarrow{\text{OD}} \right)\)
\(\overrightarrow{\text{ON}} = \frac{1}{2}\left( k\overrightarrow{\text{OB}} + k\overrightarrow{\text{OC}} \right)\)
\(\overrightarrow{\text{ON}} = \frac{1}{2}k\left( \overrightarrow{\text{OB}} + \overrightarrow{\text{OC}} \right)\)
\(\overrightarrow{\text{ON}} = k(\frac{1}{2}\left( \overrightarrow{\text{OB}} + \overrightarrow{\text{OC}} \right)) = k\overrightarrow{\text{OM}}\)
Если вектор \(\overrightarrow{\text{ON}}\) можно представить как произведение числа k с вектором \(\overrightarrow{\text{OM}}\), значит \(\overrightarrow{\text{ON}}\) и \(\overrightarrow{\text{OM}}\) коллинеарны, а значит лежат на одной прямой (они не могут быть параллельны, т.
к. уже пересекаются в точке О).
Что и требовалось доказать.
3.3 Сложение и вычитание векторов: аналитические методы
Сложение векторов с использованием аналитических методов
Чтобы увидеть, как складывать векторы, используя перпендикулярные компоненты, рассмотрите рис. 3.30, на котором векторы размера AA 12{A} {} и размера BB 12{B} {} складываются для получения результирующего размера RR 12{R} {} .
Рис. 3.30 Векторы размера AA 12{A} {} и размера BB 12{B} {} представляют собой два участка пути, а размер RR 12{R} {} является результирующим или полным смещением. Можно использовать аналитические методы для определения величины и направления RR размера 12{R} {}.
Если AA и BB представляют собой два этапа ходьбы (два перемещения), то RR представляет собой общее перемещение. Человек, совершающий прогулку, оказывается на вершине RR. Есть много способов попасть в одну и ту же точку. В частности, человек мог пройти сначала в направлении x , а затем в направлении y .
Шаг 1. На рис. 3.31 эти компоненты
Размер AxAx 12 {A rSub { размер 8 {x} } } {},
AyAy размер 12 {A rSub { размер 8 {y} } } {},
BxBx размер 12{B rSub { размер 8{x} } } {}, и
ByBy size 12{B rSub { size 8{y} } } {}. Углы, которые составляют векторы размера AA 12{A} {} и размера BB 12{B} {} с
Рисунок 3.31. Чтобы добавить векторы размера AA 12{A} {} и размера BB 12{B} {}, сначала определите горизонтальную и вертикальную составляющие каждого вектора. Это точечные векторы AxAx size 12{A rSub { size 8{x} } } {}, AyAy size 12{A rSub { size 8{y} } } {}, BxBx size 12{B rSub { size 8{x } } } {} и ByBy size 12{B rSub { size 8{y} } } {} показаны на изображении.
Шаг 2. Найдите компоненты равнодействующей вдоль каждой оси, складывая компоненты отдельных векторов вдоль этой оси То есть, как показано на рисунке 3.32,
3.12 Rx=Ax+BxRx=Ax+Bx размер 12{R rSub { размер 8{x} } =A rSub { размер 8{x} } +B rSub { размер 8 {x} } } {}
и
3.13 Ry=Ay+By.Ry=Ay+By. размер 12{R rSub { размер 8{y} } =A rSub { размер 8{y} } +B rSub { размер 8{y} } } {}
Рисунок 3.32. Величина векторов AxAx размера 12{A rSub { size 8{x} } } {} и BxBx размера 12{B rSub { size 8{x} } } {} складывается для получения величины RxRx размера 12{ R rSub { size 8{x} } } {} результирующего вектора в горизонтальном направлении. Аналогично, величины векторов AyAy size 12{A rSub { size 8{y} } } {} и ByBy size 12{B rSub { size 8{y} } } {} в сумме дают величину RyRy size 12{R rSub { size 8{y} } } {} результирующего вектора в вертикальном направлении.
Компоненты вдоль одной и той же оси, скажем, оси x , являются векторами вдоль одной и той же прямой и, таким образом, могут складываться друг с другом, как обычные числа. То же самое верно для компонентов вдоль оси y . Например, пройти 9 кварталов на восток можно двумя этапами: первые три квартала на восток и вторые шесть кварталов на восток, всего девять, потому что они идут в одном направлении. Таким образом, разложение векторов на компоненты вдоль общих осей облегчает их добавление. Теперь, когда компоненты размера RR 12{R} {} известны, можно найти его величину и направление.
Шаг 3. Чтобы получить величину RR size 12{R } {} результанта, используйте теорему Пифагора.
3.14 R=Rx2+Ry2.R=Rx2+Ry2. размер 12{R= sqrt {R rSub { размер 8{x} } rSup { размер 8{2} } +R rSub { размер 8{y} } rSup { размер 8{2} } } «.»} {}
Шаг 4. Чтобы получить направление равнодействующей
3,15 θ=tan-1(Ry/Rx). θ=tan-1(Ry/Rx). size 12{θ=»tan» rSup { size 8{- 1} } \( R rSub { size 8{y} } /R rSub { size 8{x} } \) «.»} {}
В следующем примере показан метод сложения векторов с использованием перпендикулярных компонентов.
Пример 3.3 Добавление векторов с использованием аналитических методов
Добавьте вектор размера AA 12{A} {} к вектору размера BB 12{B} {}, показанному на рисунке 3.33, используя перпендикулярные компоненты вдоль x — и и -оси. Оси x — и y — направлены соответственно с востока на запад и с севера на юг. Вектор AA размера 12{A} {} представляет первый этап ходьбы, в котором человек проходит 53,0 м53,0 м размера 12{«53» «.» «0 м»} {} в направлении 20,0º20,0º размер 12{«20» «.» 0º } {} к северу от востока. Вектор BB размером 12{B} {} представляет собой вторую ветвь водоизмещением 34,0 м34,0 м размером 12{«34» «.» «0 м»} {} в направлении 63,0º63,0º размер 12{«63» «.» 0º } {} к северу от востока.
Рис. 3.33 Вектор AA размера 12{A} {} имеет величину 53,0 м53,0 м размера 12{«53» «.» «0 м»} {} и направление 20,0º20,0º размер 12{«20» «.» 0 { size 12{ circ } } } {} к северу от оси x . Вектор BB размера 12{B} {} имеет звездную величину 34,0 м34,0 м размера 12{«34» «.» «0 м»} {} и направление 63,0º63,0º размер 12{«63» «.» 0° } {} к северу от оси x . Можно использовать аналитические методы для определения величины и направления RR размера 12{R} {}.
Стратегия
Компоненты размера AA 12{A} {} и BB размера 12{B} {} вдоль осей x — и y — представляют собой ходьбу строго на восток и строго на север, чтобы добраться до одного и того же конечная точка. После обнаружения они объединяются для получения результирующего.
Решение
Следуя описанному выше методу, мы сначала находим компоненты Размер AA 12{A} {} и BB размер 12{B} {} вдоль x — и y -оси. Обратите внимание, что A=53,0 мА=53,0 м размер 12{«A» «=» «53,0 м»} {}, θA=20,0ºθA=20,0º размер 12{«θ» «subA» «=» «20,0°» } {}, B=34,0 mB=34,0 м размер 12{«B» «=» «34,0» «м»} {} и θB=63,0ºθB=63,0º размер 12{θ rSub {размер 8{B} } } {}. Мы находим x -компоненты, используя Ax=AcosθAx=Acosθ size 12{A rSub { size 8{x} } =A»cos»θ} {}, что дает
3,16 Ax=AcosθA=(53,0 m)(cos 20,0º)=(53,0 м)(0,940)=49,8 мAx=AcosθA=(53,0 м)(cos 20,0º)=(53,0 м)(0,940)=49,8 malignl { stack {
size 12{A rSub { size 8{x} } =A»cos»θ rSub {size 8{A}} = \(«53» «. 0″ m» \) \( «cos»»20″ » .» 0 { размер 12 { круг } } \) } {} #
» «= \( «53» «. » 0″ м» \) \( 0 «.» «940» \) = «49» «.» 8″ м» {}
} } {}
и
3,17 Bx=BcosθB=(34,0 м)(cos 63,0°)=(34,0 м)(0,454)=15,4 м.Bx=BcosθB=(34,0 м)(cos 63,0°)=( 34,0 м)(0,454)=15,4 м.alignl { stack { размер 12{B rSub { размер 8{x} } =B»cos»θ rSub { размер 8{B}} = \(«34» «. 0″ m» \) \( «cos»»63″ » .» 0 { размер 12 { круг } } \) } {} # » «= \( «34» «. 0″ м» \) \( 0 «.» «454» \) =»15″ «.» 4 «м» {} } } {}
Аналогично, y -компоненты находятся с использованием Ay=AsinθAAy=AsinθA size 12{A rSub { size 8{y} } =A»sin»θ rSub { size 8{A} } } { }.
3,18 Ay=AsinθA=(53,0 м)(sin 20,0º)=(53,0 м)(0,342)=18,1 мAy=AsinθA=(53,0 м)(sin 20,0º)=(53,0 м)(0,342)=18,1 malignl { куча { size 12{A rSub { size 8{y} } =A»sin»θ rSub { size 8{A}} = \(«53» «.» 0″ m» \) \( «sin»»20″ » .» 0 { размер 12 { круг } } \) } {} # » «= \(«53» «. 0″ м» \) \( 0 «.» «342» \) =»18″ «.» 1 «м» {} } } {}
и
3,19 By=BsinθB=(34,0 м)(sin 63,0º)=(34,0 м)(0,891)=30,3 м. By=BsinθB=(34,0 м)(sin 63,0º)=( 34,0 м)(0,891)=30,3 м.alignl {стек {
size 12{B rSub { size 8{y} } =B»sin»θ rSub { size 8{B}} = \(«34» «. 0″ m» \) \( «sin»»63″ » .» 0 { размер 12 { круг } } \) } {} #
» «= \( «34» «.» 0″ м» \) \( 0 «.» «891» \)=»30″ «.» 3″ м» «.» {}
} } {}
Таким образом, x — и y -компоненты равнодействующей равны
3,20 Rx=Ax+Bx=49,8 m+15,4 m=Ax=65,2 mRx= +15,4 м=65,2 м размер 12{R rSub { размер 8{x} } =A rSub { размер 8{x} } +B rSub { размер 8{x} } =»49″ «.» 8″ м»+»15″ «.» 4″ м»=»65″ «.» 2″ м»} {}
и
3,21 Ry=Ay+By=18,1 м+30,3 м=48,4 м. Ry=Ay+By=18,1 м+30,3 м=48,4 м. размер 12{R rSub { размер 8{y} } =A rSub { размер 8{y} } +B rSub { размер 8{y}} =»18″ «.» 1″ м»+»30″ «.» 3″ м»=»48″ «.» 4″ м.»} {}
Теперь мы можем найти величину равнодействующей по теореме Пифагора
3,22 R=Rx2+Ry2=(65,2)2+(48,4)2 mR=Rx2+Ry2=(65,2)2+(48,4)2 m размер 12 {R = sqrt {R rSub { размер 8 {x} } rSup { размер 8 {2} } +R rSub { размер 8 {y} } rSup { размер 8 {2} } } = sqrt { \ («65 » «. » 2 \) rSup { size 8{2} } + \( «48» «.» 4 \) rSup { size 8{2} } } » m»} {}
так что
3.23 R =81,2 м.R=81,2 м. size 12{R =»81.2″ «m.»} {}
Наконец, мы находим направление равнодействующей
3,24 θ=tan-1(Ry/Rx)=+tan-1(48,4/65,2).θ=tan-1(Ry/Rx)=+tan-1(48,4/65,2). size 12{θ=»tan» rSup { size 8{ — 1} } \( R rSub { size 8{y} } /R rSub { size 8{x} } \) «=+»»tan» rSup { size 8{ — 1} } \(«48» «.» 4/»65″ «.» 2 \) «.»} {}
Таким образом,
3,25 θ=tan−1(0,742)=36,6º. θ=тангенс-1(0,742)=36,6º. size 12{θ=»tan» rSup { size 8{ — 1} } \( 0 «.» «742» \) =»36″ «.» 6 {размер 12{круг}} «.»} {}
Рисунок 3.34 Используя аналитические методы, мы видим, что величина RR размера 12{R} {} составляет 81,2 м81,2 м размера 12{«81» «.» «2 м»} {} и его направление 36,6º36,6º размер 12{«36» «.» 6°} {} к северу от востока.
Обсуждение
В этом примере показано сложение векторов с использованием перпендикулярных компонентов. Вычитание вектора с использованием перпендикулярных компонент очень похоже — это просто добавление отрицательного вектора.
Вычитание векторов осуществляется добавлением отрицательного вектора. То есть A−B≡A+(–B)A−B≡A+(–B) размер 12{A – B эквивалент A+ \(- B \)} {}. Таким образом, метод вычитания векторов с использованием перпендикулярных компонент идентичен методу сложения . Компоненты –B–B – минусы компонентов Размер каретки 12{B} {}. Таким образом, x — и y -компоненты результирующего A−B = RA−B = R size 12{A- полужирный «B = R»} {} равны
3,26 Rx=Ax+(–Bx )Rx=Ax+(–Bx) размер 12{R rSub { размер 8{x} } =A rSub { размер 8{x} } +-B rSub { размер 8{x} } } {}
и
3,27 Ry=Ay+(–By)Ry=Ay+(–By) размер 12{R rSub { размер 8{y} } =A rSub { размер 8{y} } +-B rSub { размер 8{y} } } {}
, а в остальном метод, описанный выше, идентичен методу сложения (см. рис. 3.35).
Анализ векторов с использованием перпендикулярных компонент очень полезен во многих областях физики, поскольку перпендикулярные величины часто не зависят друг от друга. Следующий модуль Projectile Motion — один из многих, в котором использование перпендикулярных компонентов помогает сделать картинку более ясной и упростить физику.
Рисунок 3.35 Вычитание двух векторов, показанных на рисунке 3.30. Компоненты –B–B размера 12{B} {} являются негативами компонентов размера BB 12{B} {}. Метод вычитания такой же, как и для сложения.
Исследования PhET: сложение векторов
Узнайте, как складывать векторы. Перетащите векторы на график, измените их длину и угол и суммируйте их вместе. Величина, угол и компоненты каждого вектора могут отображаться в нескольких форматах.
Рисунок 3.36 Сложение векторов
Графические методы — физика колледжа
Глава 3 Двумерная кинематика
Резюме
- Понимание правил сложения, вычитания и умножения векторов.
- Применять графические методы сложения и вычитания векторов для определения смещения движущихся объектов.
А вектор — это величина, которая имеет величину и направление. Например, перемещение, скорость, ускорение и сила — все это векторы. В одномерном или прямолинейном движении направление вектора может быть задано просто знаком плюс или минус. Однако в двух измерениях (2-d) мы указываем направление вектора относительно некоторой системы отсчета (т. е. системы координат), используя стрелку, длина которой пропорциональна величине вектора и указывает направление вектора.
На рис. 2 показано такое графическое представление вектора на примере полного перемещения человека, идущего по городу, рассмотренного в главе 3.1 «Кинематика в двух измерениях: введение». Мы будем использовать обозначение, что жирный шрифт, такой как [latex]\textbf{D}[/latex], обозначает вектор. Его величина представлена символом, выделенным курсивом, [латекс]{D},[/латекс], а его направление — [латекс]{\тета}.[/латекс]
ВЕКТОРОВ В ЭТОМ ТЕКСТЕ
В этом тексте мы будем представлять вектор переменной, выделенной жирным шрифтом. Например, мы представим количественную силу вектором [latex]\textbf{F},[/latex], который имеет как величину, так и направление. Величина вектора будет представлена переменной, выделенной курсивом, например [латекс]{F},[/латекс], а направление переменной будет задано углом [латекс]{\тета}.[/латекс ]
Рисунок 2. Человек проходит 9 кварталов на восток и 5 кварталов на север. Водоизмещение 10,3 блока под углом 29.1 o к северу от востока.
Метод «голова к хвосту» представляет собой графический способ добавления векторов, описанный на рис. 4 ниже и в следующих шагах. Конец вектора является начальной точкой вектора, а головка (или кончик) вектора является конечным заостренным концом стрелки.
Рисунок 4. Метод «голова к хвосту»: метод «голова к хвосту» графического сложения векторов проиллюстрирован для двух перемещений человека, идущего по городу, рассмотренного на рисунке 2.
Шаг 1. Нарисуйте стрелку, представляющую первый вектор (9 блоков на восток), используя линейку и транспортир .
Рис. 5. Шаг 2. Теперь нарисуйте стрелку, обозначающую второй вектор (5 кварталов на север). Поместите конец второго вектора в начало первого вектора .
Шаг 3. Если имеется более двух векторов, продолжайте этот процесс для каждого добавляемого вектора. Обратите внимание, что в нашем примере у нас есть только два вектора, поэтому мы закончили размещать стрелки от начала до конца .
Шаг 4. Проведите стрелку от конца первого вектора к началу последнего вектора . Это результат или сумма других векторов.
Рисунок 7.Шаг 5. Чтобы получить величину равнодействующей, измерьте ее длину линейкой. (Обратите внимание, что в большинстве вычислений мы будем использовать теорему Пифагора для определения этой длины.)
Шаг 6. Чтобы получить направление равнодействующей, измерьте угол, который она образует с системой отсчета, используя транспортир. (Обратите внимание, что в большинстве расчетов мы будем использовать тригонометрические отношения для определения этого угла. )
Точность графического сложения векторов ограничена только точностью, с которой могут быть выполнены чертежи, и точностью измерительных инструментов. Это справедливо для любого количества векторов.
Пример 1. Графическое добавление векторов методом «голова к хвосту»: женщина на прогулке 9o}[/latex] к северу от востока. Наконец, она поворачивается и проходит 32,0 м в направлении 68,0° к югу от востока.
Стратегия
Представьте каждый вектор смещения графически стрелкой, обозначив первый [latex]\textbf{A},[/latex], второй [latex]\textbf{B},[/latex] и третий [latex]\text{C},[/latex] делая длины пропорциональными расстоянию и направлениям, указанным относительно линии восток-запад. Описанный выше метод «голова к хвосту» позволяет определить величину и направление результирующего смещения, обозначаемого [latex]\textbf{R}.[/latex]
Решение
(1) Нарисуйте три вектора смещения.
Рис.
(2) Разместите векторы от начала до конца, сохранив их первоначальную величину и направление.
Рисунок 9.(3) Нарисуйте результирующий вектор, [латекс]\textbf{R}.[/латекс]
Рисунок 10.(4) Используйте линейку для измерения величины [латекс]\ textbf{R},[/latex] и транспортир для измерения направления [latex]\textbf{R}.[/latex] Несмотря на то, что направление вектора можно указать разными способами, проще всего измерить угол между вектором и ближайшей горизонтальной или вертикальной осью. Поскольку результирующий вектор находится к югу от оси, направленной на восток, мы переворачиваем транспортир вверх ногами и измеряем угол между осью, направленной на восток, и вектором. 9o}[/latex] к югу от востока.
Обсуждение
Графический метод сложения векторов «голова к хвосту» работает для любого количества векторов. Также важно отметить, что результирующая не зависит от порядка добавления векторов. Следовательно, мы можем добавлять векторы в любом порядке, как показано на рис. 12, и все равно получим то же решение.
Здесь мы видим, что при сложении одних и тех же векторов в другом порядке результат будет тот же. Эта характеристика верна в любом случае и является важной характеристикой векторов. Сложение векторов равно коммутативный . Векторы можно добавлять в любом порядке.
[latex]{\textbf{A}+\textbf{B}=\textbf{B}+\textbf{A}}.[/latex]
(Это справедливо и для сложения обычных чисел — вы получите тот же результат, если вы добавите, например, [латекс]{2+3}[/латекс] или [латекс]{3+2},[/латекс]).
Вычитание векторов — это прямое расширение сложения векторов. Чтобы определить вычитание (скажем, мы хотим вычесть [латекс]\textbf{B}[/латекс] из [латекс]\текстбф{А},[/латекс], записанного [латекс]{\текстбф{А}-\текстбф{В }}[/latex], мы должны сначала определить, что мы подразумеваем под вычитанием.0243 отрицательный вектора [latex]\textbf{B}[/latex] определяется как [latex]{-\textbf{B}};[/latex], то есть графически отрицательный элемент любого вектора имеет той же величины, но в противоположном направлении , как показано на рисунке 13. Другими словами, [latex]\textbf{B}[/latex] имеет ту же длину, что и [latex]{-\textbf{B}},[/latex ] но указывает в противоположном направлении. По сути, мы просто переворачиваем вектор так, чтобы он указывал в противоположном направлении.
Затем вычитание вектора [latex]\textbf{B}[/latex] из вектора [latex]\textbf{A}[/latex] просто определяется как сложение [latex]{-\ textbf{B}}[/latex] в [latex]\textbf{A}.[/latex] Обратите внимание, что вычитание векторов — это добавление отрицательного вектора. Порядок вычитания не влияет на результат.
[латекс]{\textbf{A}-\textbf{B}=\textbf{A}+(-\textbf{B})}.[/latex]
Это аналогично вычитанию скаляров (где, например, [латекс]{5-2=5+(-2)}[/латекс] ). o}[/латекс] к западу от севера). Если женщина совершает ошибку и путешествует в в противоположном направлении для второго этапа поездки, где она окажется? Сравните это место с расположением дока.
Стратегия
Мы можем представить первый этап пути с помощью вектора [latex]\textbf{A},[/latex] и второй этап пути с помощью вектора [latex] \textbf{B}.[/latex] Док находится в месте [latex]{\textbf{A}\:+\:\textbf{B}}.[/latex] Если женщина по ошибке путешествует в напротив 9o}[/latex] к югу от востока. Мы представляем это как [латекс]{-\textbf{B}},[/латекс], как показано ниже. Вектор [latex]{-\textbf{B}}[/latex] имеет ту же величину, что и [latex]\textbf{B}[/latex], но направлен в противоположном направлении. Таким образом, она окажется в месте [latex]{\textbf{A}+(-\textbf{B})},[/latex] или [latex]{\textbf{A}-\textbf{B}} .[/latex]
Рисунок 15. Мы выполним сложение векторов, чтобы сравнить местоположение дока, [latex]{\textbf{A}+\textbf{B}},[/latex] с местоположением в которую по ошибке прибывает женщина, [латекс]{\textbf{A}+(-\textbf{B})}. [/latex]
Решение
(1) Чтобы определить место, куда случайно попала женщина, нарисуйте векторы [latex]\textbf{A}[/latex] и [latex]{-\textbf{B}}.[ /latex]
(2) Разместите векторы «голова к хвосту».
(3) Нарисуйте результирующий вектор [latex]\textbf{R}.[/latex]
(4) Используйте линейку и транспортир для измерения величины и направления [latex]\textbf{R}.[/ латекс]
Рисунок 16.к югу от востока. 9o}[/latex] к северу от востока.
Мы видим, что женщина окажется на значительном расстоянии от пристани, если она отправится в противоположном направлении на второй этап поездки.
Обсуждение
Поскольку вычитание вектора аналогично сложению вектора с противоположным направлением, графический метод вычитания векторов работает так же, как и сложение.
Если бы мы решили пройти в три раза больше расстояния на первом этапе пути, рассматриваемого в предыдущем примере, то мы бы прошли [латекс]{3 \times 27,5\text{ м}},[/latex] или 82,5 м, в направлении [латекс]{66. o}[/латекс] к северу от востока. Это пример умножения вектора на положительное число 9.0107 скаляр . Обратите внимание, что величина меняется, но направление остается прежним.
Если скаляр отрицательный, то умножение на него вектора изменяет величину вектора и дает новому вектору направление, противоположное . Например, если умножить на -2, величина удвоится, но изменится направление. Мы можем обобщить эти правила следующим образом: когда вектор [latex]\textbf{A}[/latex] умножается на скаляр [latex]{c},[/latex]
- модуль вектора становится абсолютным значением [latex]{cA},[/latex]
- , если [latex]{c}[/latex] положительный, направление вектора не меняется,
- , если [latex]{c}[/latex] имеет отрицательное значение, направление меняется на противоположное.
В нашем случае [latex]{c=3}[/latex] и [latex]{\textbf{A}=27,5\text{m}}.[/latex] Во многих случаях векторы умножаются на скаляры. Обратите внимание, что деление является обратным умножению. Например, деление на 2 равносильно умножению на значение (1/2). Правила умножения векторов на скаляры такие же, как и при делении; просто рассматривайте делитель как скаляр между 0 и 1.
В приведенных выше примерах мы добавляли векторы для определения результирующего вектора. Однако во многих случаях нам нужно будет сделать обратное. Нам нужно будет взять один вектор и найти, какие другие векторы, сложенные вместе, дают его. В большинстве случаев это включает в себя определение перпендикулярных компонентов одного вектора, например, x – и y -компоненты, или компонентов север-юг и восток-запад. 9o}[/latex] к северу от востока и хотите узнать, сколько кварталов нужно было пройти на восток и север. Этот метод называется нахождением компонентов (или частей) смещения в восточном и северном направлениях, и это процесс, обратный процессу, применяемому для нахождения полного смещения. Это один из примеров нахождения компонентов вектора. В физике есть много приложений, где это может оказаться полезным. Мы скоро увидим это в главе 3.4 «Движение снаряда» и многое другое, когда мы рассмотрим 9.0107 заставляет в Главе 4 Динамика: Законы движения Ньютона. Большинство из них включают поиск компонентов вдоль перпендикулярных осей (например, север и восток), так что задействованы прямоугольные треугольники. Аналитические методы, представленные в главе 3.3 Сложение и вычитание векторов: аналитические методы, идеально подходят для нахождения компонент вектора.
PHET EXPLORATIONS: MAZE GAME
Узнайте о положении, скорости и ускорении на «Арене боли». Используйте зеленую стрелку, чтобы переместить мяч. Добавьте больше стен на арену, чтобы усложнить игру. Постарайтесь достичь цели как можно быстрее.
Рисунок 18. Игра «Лабиринт»- Графический метод сложения векторов [latex]\textbf{A}[/latex] и [latex]\textbf{B}[/latex] включает в себя рисование векторов на графике и их сложение с использованием прямой метод хвоста.
Результирующий вектор [latex]\textbf{R}[/latex] определяется таким образом, что [latex]{\textbf{A}+\textbf{B}=\textbf{R}}.[/latex] Величина и направление [latex]\textbf{R}[/latex] затем определяются с помощью линейки и транспортира соответственно.
- графический метод вычитания вектора [latex]\textbf{B}[/latex] из [latex]\textbf{A}[/latex] включает добавление противоположного вектора [latex]\textbf{B},[/latex] ] который определяется как [latex]{-\textbf{B}}.[/latex] В этом случае [latex]{\textbf{A}-\textbf{B}=\textbf{A}+(-\ textbf{B})=\textbf{R}}.[/latex] Затем обычным образом применяется метод сложения головы к хвосту для получения результирующего вектора [latex]\textbf{R}.[/ латекс]
- Сложение векторов коммутативно , такое что [латекс]{\textbf{A}+\textbf{B}=\textbf{B}+\textbf{A}}.[/latex]
- Метод «голова к хвосту» сложения векторов включает рисование первого вектора на графике, а затем размещение хвоста каждого последующего вектора в начале предыдущего вектора.