Site Loader

Материя (физика) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Материя.

Мате́рия (от лат. māteria «вещество») — одно из основных понятий физики, общий термин, определяющийся множеством всего содержимого пространства-времени и влияющее на его свойства.

Является объектом изучения физики, где рассматривается в качестве не зависящей от разума объективной реальности.

Понятие материи в разных областях физики[править | править код]

Определение материи расширялось с развитием различных областей науки. Раньше это были объекты, которые можно было описать классическими свойствами (масса, температура, делимость и т. п.), и в представлениях Ньютона об абсолютности пространства и времени, рассматриваемые независимо; с развитием оптики, а за ней специальной и общей теории относительности это понятие дополнилось его связями с гравитацией и волнами; а современные квантовая физика, астрофизика и физика высоких энергий установили это понятие в современном [уточнить] смысле и активно занимаются поиском новых видов материи.

  • Вещество:
    • Адронное вещество
       — его структурой является множество составных частиц: адронов.
    • Антивещество — состоит из античастиц.
    • Нейтронное вещество — состоит преимущественно из нейтронов и лишено атомного строения. Основной компонент нейтронных звёзд, существенно более плотный, чем обычное вещество, но менее плотный, чем кварк-глюонная плазма.
    • Другие виды веществ, имеющих атомоподобное строение (например, вещество, образованное мезоатомами с мюонами).
    • Кварк-глюонная плазма — сверхплотная форма вещества, существовавшая на ранней стадии эволюции Вселенной до объединения кварков в классические элементарные частицы (до конфайнмента).
    • Гипотетические докварковые сверхплотные материальные образования, составляющие которых — струны и другие объекты, c которыми оперируют теории великого объединения (см. теория струн, теория суперструн). Основные формы материи, предположительно существовавшие на ранней стадии эволюции Вселенной. Струноподобные объекты в современной физической теории претендуют на роль наиболее фундаментальных материальных образований, к которым можно свести все элементарные частицы, то есть в конечном счёте, все известные формы материи. Данный уровень анализа материи, возможно, позволит объяснить с единых позиций свойства различных элементарных частиц. Принадлежность к «веществу» здесь следует понимать условно, поскольку различие между вещественной и полевой формами материи на данном уровне стирается.

Поле, в отличие от вещества, не имеет внутренних пустот, обладает абсолютной плотностью.

  • Поле (в классическом смысле):
  • Квантовые поля различной природы. Согласно современным представлениям квантовое поле является универсальной формой материи, к которой могут быть сведены как вещества, так и классические поля, при этом существует нечёткое разделение на вещественные поля (лептонные и кварковые поля фермионной природы) и поля взаимодействий (глюонные сильные, промежуточные бозонные слабые и фотонное электромагнитное поля бозонной природы, сюда же относят пока гипотетическое поле гравитонов). Особняком среди них стоит поле Хиггса, которое сложно отнести однозначно к любой из этих категорий.
  • Материальные объекты неясной физической природы:

Эти объекты были введены в научный обиход для объяснения ряда астрофизических и космологических явлений.

Классическое вещество может находиться в одном из нескольких агрегатных состояний: газообразном, жидком, твёрдом кристаллическом, твердом аморфном или в виде жидкого кристалла. Кроме того, выделяют высокоионизованное состояние вещества (чаще газообразного, но, в широком смысле, любого агрегатного состояния), называемое

плазмой. Известны также состояния вещества, называемые конденсат Бозе — Эйнштейна и кварк-глюонная плазма.

Среди элементарных частиц, составляющих вещества и поля, выделяют фермионы и бозоны, а также частицы, обладающие и не обладающие массой покоя (безмассовые частицы), могут различаться электрическим и другими зарядами. Кроме того, отдельно выделяют виртуальные частицы, которые можно рассматривать как частицы, возникающие в промежуточных состояниях взаимодействия «реальных» элементарных частиц, отличающихся тем, что они могут наблюдаться в долгоживущем состоянии в итоге эксперимента (в принципе, частицы одного и того же вида, например, фотоны или электроны, могут в одних ситуациях участвовать как виртуальные, а в других — как реальные). Отличие виртуальных частиц в том, что они рождаются и уничтожаются (поглощаются) в процессе взаимодействия и не присутствуют в эксперименте в начальном и конечном состоянии. Виртуальные частицы определяют свойства физического вакуума, который, таким образом, в современной физике также приобретает атрибуты материальной среды.

Материя в специальной и общей теории относительности[править | править код]

Материя и излучение, согласно специальной теории относительности, являются только особыми формами энергии, распределенной в пространстве; таким образом, весомая масса теряет своё особое положение и является лишь особой формой энергии.

Согласно укоренившейся терминологии материальными полями в общей теории относительности называют все поля, кроме гравитационного.

Контрольная работа: по Концепции Современного Естествознания

Волжский Государственный Инженерно-Педагогический университет

Контрольная работа по Концепции Современного Естествознания.

Выполнила:

Проверил: Киреева Н.К.

Нижний Новгород

2008-2009 г.

№1.Что такое научный метод? Охарактеризуйте методы научного познания.

Научный метод представляет собой яркое воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой — об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

На эмпирической, или опытной, стадии используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, к которым относят систематические наблюдения, эксперимент и измерения.

Наблюдения являются первоначальным источником информации, но в науке они существенным образом зависят от теории. Ведь прежде чем что-то наблюдать, необходимо располагать какой-либо идеей, предположением или просто догадкой, что следует искать. Поэтому можно сказать, что в науке редко бывают открытия, связанные с совершенно случайными, заранее не предусмотренными наблюдениями. Систематичность, контролируемость и тщательность — характерные требования для научного наблюдения.

Эксперимент — важнейший метод эмпирического исследования, который специально ставится так, чтобы можно было наблюдать процессы и явления в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов. В этом смысле он может быть уподоблен абстрактному рассмотрению интересующих нас явлений, т. е. проводиться в изоляции и ограничении действия несущественных факторов. Со времени Галилея, впервые осуществившего контролируемый и математически обработанный эксперимент, многие естественные науки совершили гигантский скачок в своем развитии именно благодаря эксперименту. Поэтому этот метод и получил наибольшее применение в естествознании. В настоящее время эксперимент значительно усложнился как по своей технической оснащенности, так и по взаимодействию с теорией, что нашло свое выражение в появлении теории планирования эксперимента и методах статистической обработки его результатов.

Измерения не являются особым эмпирическим методом, а составляют необходимое дополнение любого серьезного научного наблюдения и эксперимента. В настоящее время для обработки их результатов применяется новейшая статистическая техника и вычислительные методы, использующие компьютеры.

№2. Как Вы понимаете, что в ходе познавательного процесса имеет место дифференциация наук. Привидите примеры.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.

В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Дифференциация способствует значительному возрастанию точности и глубины знаний об узкой области явлений и процессов. Как известно, в ранней античной Греции не существовало строгого разграничения между конкретными областями исследования и отдельных научных дисциплин как таковых. Все известные знания, предположения и приемы изучения явлений природы рассматривались в рамках философии как нерасчлененной области знания.

№3. К какому виду материи относятся гравитация, радиоволны, радиация?

Гравитиция, радиоволны и радиация относятся к макромиру, т. к. все они обладают только волновыми свойствами.

№4. Назовите и дайте характеристику фундаментальным взаимодействиям в природе.

Существуют четыре вида взаимодействий.

Гравитационное. Гравитационные взаимодействия обусловлены наличием у тел массы и являются самыми слабыми из фундаментального набора. Они доминируют на расстояниях космических масштабов (в мега-мире).

Электромагнитное. Электромагнитные взаимодействия обусловлены специфическим свой-ством ряда элементарных частиц, называемым электрическим зарядом. Иг-рают доминирующую роль в макромире и микромире вплоть на расстояни-ях, превосходящих характерные размеры атомных ядер.

Сильное. .Сильные или электромагнитные взаимодействия обусловлены специфическим свой-ством ряда элементарных частиц, называемым электрическим зарядом. Иг-рают доминирующую роль в макромире и микромире вплоть на расстояни-ях, превосходящих характерные размеры атомных ядер.

Слабое. Слабые или ядерные взаимодействия играют доминирующую роль в ядерных про-цессах и проявляются лишь на расстояниях, сравнимых с размером ядра, где классическое описание заведомо неприменимо.

№5. Покажите принципиальное различие в протекании ядерных и химических процессов. Привидите примеры.

№6. Выделите основные структурные уровни организации материи в мегамире и дайте им характеристику.

Характерной чертой материи является ее структура, поэто-му одной из важнейших задач естествознания является ис-следование этой структуры. Признаки структуры материи — размер объекта на данном уровне и его масса. В соответствии с этими представлениями выделяются следующие уровни: «микромир» — фундаментальные и элементарные частицы, ядра, атомы и молекулы. Макромир — макромолекули, вещества в различных агрегатных состояниях, живые организми(клетки, человек и продукты его деятельности, т.е. макротела). Наиболее крупные объекты (планеты, звезды, галактики и их скопления) образуют мегамир.

Между мегамиром и макромиром нет строгой границы. Обычно полагают, что он начинается с расстояний около 107 и масс 1020 кг. Опорной точкой начала мегамира может служить Земля (диаметр 1,2810+7 м, масса 610+21 кг. Поскольку мега-мир имеет дело с большими расстояниями, то для их изме-рения вводят специальные единицы:

Астрономическая единица (а.е.)– среднее расстояние от Земли до Солнца, равное 1,51011м. Световой год – расстоя-ние, которое проходит свет в течение одного года, а именно 9,461015м. Парсек (параллакс-секунда) – расстояние, на ко-тором годичный параллакс земной орбиты (т.е. угол, под ко-торым видна большая полуось земной орбиты, расположен-ная перпендикулярно лучу зрения) равен одной секунде. Это расстояние равно 206265 а.е.=3,081016 м=3,26 св.г.

Небесные тела во Вселенной образуют системы различной сложности. Так Солнце и движущиеся вокруг него 9 планет образуют Солнечную систему. Все планеты – остывшие тела, светящиеся отраженным от Солнца светом. В ясную ночь мы видим множество звезд, которые составляют лишь ничтож-ную часть звезд, входящих в нашу Галактику. Основная часть звезд нашей галактики сосредоточена в диске, видимом с Земли «сбоку» в виде туманной полосы, пересекающей не-бесную сферу – Млечного Пути. Возраст Вселенной равен 15…20 млрд. лет (иногда указывают среднее число – 18 млрд. лет). Возраст Солнечной системы оценивается в 5 млрд. лет, Земли – 4,5 млрд лет.

№7. Чем можно объяснить наличие на планетах Солнечной системы химических элементов тяжелее гелия?

№8. Каковы современные представления о первичной клетке?

Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений . Клетки существуют как самостоятельные организмы( простейшие, бактерии), так и в составе многоклеточных организмов, в которых имеются половые клетки, служащие для размножения, и клетки тела( соматические), различные по строению и функциям( нервные, костные, мышечные, секреторные). В каждой клетке различают две основные части: ядро и цитоплазму, в которых находятся органоиды( комплекс Гольджи, ядрышки(в ядре), эндоплазматическая сеть, митохондрии, клеточная мембрана). Клетки растений как правило, покрыты твердой оболочкой.

Существует два основных жизненных процесса в организме: обмен веществ и воспроизводство основ живой клетки. Назначение обмена веществ – поддерживать уровень упорядоченности организма и его частей. Система воспроизведения содержит в закодированном виде полную информацию, необходимую для построения из запасенного клеткой органического материала нужного в данный момент времени белка. Она же ведает механизмом извлечения и реализации соответствующей программной информации. Свои функции эта система осуществляет посредством ДНК и РНК.

№9. Укажите основные аргументы в пользу дарвиновской теории Эволюции.

По Дарвину эволюция, т.е. история развития органического мира Земли, осуществляется в результате взаимодействия трёх основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Благодаря этим факторам организмы в процессе развития накапливают всё новые приспособительные признаки, что в конечном итоге ведёт к образованию новых видов.

Конкретные факты — доказательства эволюции Чарльз Дарвин черпал из разных областей биологии. Одни из наиболее убедительных свидетельств в пользу изменения органического мира во времени предоставляла палеонтология. Ч. Дарвин называл ископаемые «летописью эволюционного процесса».

Одним из существенных аргументов в пользу реальности эволюции Ч. Дарвин считал изменение животных и растений при одомашнивании. Ученый обратил внимание на то, что признаки культурных растений и домашних животных, отвечающие хозяйственным потребностям или эстетическим запросам человека, лишь в редких случаях могли возникнуть внезапно. По мысли Ч. Дарвина, люди постепенно, поколение за поколением, отбирали удачных производителей и отсеивали остальной приплод, у которого желаемые свойства были менее выражены. Скрещивание отобранных особей приводило к усилению искомого признака. Отбор, производимый человеком, носит искусственный характер, при естественном отборе в качестве арбитра, решающего, кто выживет и оставит потомство, выступает природа.

Большое внимание уделил исследователь данным зоогеографии. Он отмечал, что иногда на удаленных друг от друга территориях, например, на горных вершинах, обитают одни и те же животные и растения. С позиций креационизма необходимо будет предположить, что один и тот же вид был создан сразу в нескольких местах. Вместе с тем, как показал Ч. Дарвин, такую картину вполне можно объяснить естественными причинами, если принять во внимание геологическую историю данной области и способности живых существ к расселению. С другой стороны, ученый указывал, что на разных континентах на одной широте, при сходстве физических условий, видовой состав сильно отличается, стало быть, особенности живых существ какой-либо области нельзя объяснить только за счет прямого влияния среды.

№10. Покажите роль труда в формировании человека.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой — прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Контрольная работа — по Концепции Современного Естествознания

Волжский Государственный Инженерно-Педагогический университет

Контрольная работа по Концепции Современного Естествознания.

Выполнила:

Проверил: Киреева Н.К.

Нижний Новгород

2008-2009 г.

№1.Что такое научный метод? Охарактеризуйте методы научного познания.

Научный метод представляет собой яркое воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой — об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

На эмпирической, или опытной, стадии используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, к которым относят систематические наблюдения, эксперимент и измерения.

Наблюдения являются первоначальным источником информации, но в науке они существенным образом зависят от теории. Ведь прежде чем что-то наблюдать, необходимо располагать какой-либо идеей, предположением или просто догадкой, что следует искать. Поэтому можно сказать, что в науке редко бывают открытия, связанные с совершенно случайными, заранее не предусмотренными наблюдениями. Систематичность, контролируемость и тщательность — характерные требования для научного наблюдения.

Эксперимент — важнейший метод эмпирического исследования, который специально ставится так, чтобы можно было наблюдать процессы и явления в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов. В этом смысле он может быть уподоблен абстрактному рассмотрению интересующих нас явлений, т. е. проводиться в изоляции и ограничении действия несущественных факторов. Со времени Галилея, впервые осуществившего контролируемый и математически обработанный эксперимент, многие естественные науки совершили гигантский скачок в своем развитии именно благодаря эксперименту. Поэтому этот метод и получил наибольшее применение в естествознании. В настоящее время эксперимент значительно усложнился как по своей технической оснащенности, так и по взаимодействию с теорией, что нашло свое выражение в появлении теории планирования эксперимента и методах статистической обработки его результатов.

Измерения не являются особым эмпирическим методом, а составляют необходимое дополнение любого серьезного научного наблюдения и эксперимента. В настоящее время для обработки их результатов применяется новейшая статистическая техника и вычислительные методы, использующие компьютеры.

№2. Как Вы понимаете, что в ходе познавательного процесса имеет место дифференциация наук. Привидите примеры.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.

В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Дифференциация способствует значительному возрастанию точности и глубины знаний об узкой области явлений и процессов. Как известно, в ранней античной Греции не существовало строгого разграничения между конкретными областями исследования и отдельных научных дисциплин как таковых. Все известные знания, предположения и приемы изучения явлений природы рассматривались в рамках философии как нерасчлененной области знания.

№3. К какому виду материи относятся гравитация, радиоволны, радиация?

Гравитиция, радиоволны и радиация относятся к макромиру, т. к. все они обладают только волновыми свойствами.

№4. Назовите и дайте характеристику фундаментальным взаимодействиям в природе.

Существуют четыре вида взаимодействий.

Гравитационное. Гравитационные взаимодействия обусловлены наличием у тел массы и являются самыми слабыми из фундаментального набора. Они доминируют на расстояниях космических масштабов (в мега-мире).

Электромагнитное. Электромагнитные взаимодействия обусловлены специфическим свой-ством ряда элементарных частиц, называемым электрическим зарядом. Иг-рают доминирующую роль в макромире и микромире вплоть на расстояни-ях, превосходящих характерные размеры атомных ядер.

Сильное. .Сильные или электромагнитные взаимодействия обусловлены специфическим свой-ством ряда элементарных частиц, называемым электрическим зарядом. Иг-рают доминирующую роль в макромире и микромире вплоть на расстояни-ях, превосходящих характерные размеры атомных ядер.

Слабое. Слабые или ядерные взаимодействия играют доминирующую роль в ядерных про-цессах и проявляются лишь на расстояниях, сравнимых с размером ядра, где классическое описание заведомо неприменимо.

№5. Покажите принципиальное различие в протекании ядерных и химических процессов. Привидите примеры.

№6. Выделите основные структурные уровни организации материи в мегамире и дайте им характеристику.

Характерной чертой материи является ее структура, поэто-му одной из важнейших задач естествознания является ис-следование этой структуры. Признаки структуры материи — размер объекта на данном уровне и его масса. В соответствии с этими представлениями выделяются следующие уровни: «микромир» — фундаментальные и элементарные частицы, ядра, атомы и молекулы. Макромир — макромолекули, вещества в различных агрегатных состояниях, живые организми(клетки, человек и продукты его деятельности, т.е. макротела). Наиболее крупные объекты (планеты, звезды, галактики и их скопления) образуют мегамир.

Между мегамиром и макромиром нет строгой границы. Обычно полагают, что он начинается с расстояний около 107 и масс 1020 кг. Опорной точкой начала мегамира может служить Земля (диаметр 1,2810+7 м, масса 610+21 кг. Поскольку мега-мир имеет дело с большими расстояниями, то для их изме-рения вводят специальные единицы:

Астрономическая единица (а.е.)– среднее расстояние от Земли до Солнца, равное 1,51011м. Световой год – расстоя-ние, которое проходит свет в течение одного года, а именно 9,461015м. Парсек (параллакс-секунда) – расстояние, на ко-тором годичный параллакс земной орбиты (т.е. угол, под ко-торым видна большая полуось земной орбиты, расположен-ная перпендикулярно лучу зрения) равен одной секунде. Это расстояние равно 206265 а.е.=3,081016 м=3,26 св.г.

Небесные тела во Вселенной образуют системы различной сложности. Так Солнце и движущиеся вокруг него 9 планет образуют Солнечную систему. Все планеты – остывшие тела, светящиеся отраженным от Солнца светом. В ясную ночь мы видим множество звезд, которые составляют лишь ничтож-ную часть звезд, входящих в нашу Галактику. Основная часть звезд нашей галактики сосредоточена в диске, видимом с Земли «сбоку» в виде туманной полосы, пересекающей не-бесную сферу – Млечного Пути. Возраст Вселенной равен 15…20 млрд. лет (иногда указывают среднее число – 18 млрд. лет). Возраст Солнечной системы оценивается в 5 млрд. лет, Земли – 4,5 млрд лет.

№7. Чем можно объяснить наличие на планетах Солнечной системы химических элементов тяжелее гелия?

№8. Каковы современные представления о первичной клетке?

Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. Клетки существуют как самостоятельные организмы( простейшие, бактерии), так и в составе многоклеточных организмов, в которых имеются половые клетки, служащие для размножения, и клетки тела( соматические), различные по строению и функциям( нервные, костные, мышечные, секреторные). В каждой клетке различают две основные части: ядро и цитоплазму, в которых находятся органоиды( комплекс Гольджи, ядрышки(в ядре), эндоплазматическая сеть, митохондрии, клеточная мембрана). Клетки растений как правило, покрыты твердой оболочкой.

Существует два основных жизненных процесса в организме: обмен веществ и воспроизводство основ живой клетки. Назначение обмена веществ – поддерживать уровень упорядоченности организма и его частей. Система воспроизведения содержит в закодированном виде полную информацию, необходимую для построения из запасенного клеткой органического материала нужного в данный момент времени белка. Она же ведает механизмом извлечения и реализации соответствующей программной информации. Свои функции эта система осуществляет посредством ДНК и РНК.

№9. Укажите основные аргументы в пользу дарвиновской теории Эволюции.

По Дарвину эволюция, т.е. история развития органического мира Земли, осуществляется в результате взаимодействия трёх основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Благодаря этим факторам организмы в процессе развития накапливают всё новые приспособительные признаки, что в конечном итоге ведёт к образованию новых видов.

Конкретные факты — доказательства эволюции Чарльз Дарвин черпал из разных областей биологии. Одни из наиболее убедительных свидетельств в пользу изменения органического мира во времени предоставляла палеонтология. Ч. Дарвин называл ископаемые «летописью эволюционного процесса».

Одним из существенных аргументов в пользу реальности эволюции Ч. Дарвин считал изменение животных и растений при одомашнивании. Ученый обратил внимание на то, что признаки культурных растений и домашних животных, отвечающие хозяйственным потребностям или эстетическим запросам человека, лишь в редких случаях могли возникнуть внезапно. По мысли Ч. Дарвина, люди постепенно, поколение за поколением, отбирали удачных производителей и отсеивали остальной приплод, у которого желаемые свойства были менее выражены. Скрещивание отобранных особей приводило к усилению искомого признака. Отбор, производимый человеком, носит искусственный характер, при естественном отборе в качестве арбитра, решающего, кто выживет и оставит потомство, выступает природа.

Большое внимание уделил исследователь данным зоогеографии. Он отмечал, что иногда на удаленных друг от друга территориях, например, на горных вершинах, обитают одни и те же животные и растения. С позиций креационизма необходимо будет предположить, что один и тот же вид был создан сразу в нескольких местах. Вместе с тем, как показал Ч. Дарвин, такую картину вполне можно объяснить естественными причинами, если принять во внимание геологическую историю данной области и способности живых существ к расселению. С другой стороны, ученый указывал, что на разных континентах на одной широте, при сходстве физических условий, видовой состав сильно отличается, стало быть, особенности живых существ какой-либо области нельзя объяснить только за счет прямого влияния среды.

№10. Покажите роль труда в формировании человека.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой — прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Материальны ли свет и звук? Или: Надо ли начинать курс физики с понятия «материя»?

Вначале – цитата из школьного учебника физики за 9-й класс (Кикоины) за 1998 год. По нему я учил школьников, а по предшествовавшему изданию когда-то учился сам. Это самые первые слова введения: «Всё, что реально существует в мире, на Земле и вне Земли, называют материей. Материальны окружающие нас тела и вещества, из которых они состоят. Звук, свет, радиоволны, хотя их телами не называют, тоже материальны – они реально существуют.»

Теперь – цитата из шведского учебника физики,  7-9 класс, 2000 год. Второй параграф называется «Материя – что это?»: «…Сама вода состоит всегда из одних и тех же маленьких частиц, хотя форма её меняется. Другие предметы состоят из подобных маленьких «строительных камней». Под материей мы понимаем все предметы, построенные из подобных маленьких «строительных камней». Всё, что ты можешь взять или взвесить есть материя. Железо, камень, стекло, пластик и дерево есть примеры материи. Но ты не можешь взять или взвесить теплоту, которая растапливает лёд, ты не можешь взвесить свет из карманного фонарика или звук от твоей гитары. Теплота, свет и звук не есть материя.»

Я почему-то думал, что начинать физику с объяснения, что такое материя – это чисто советское наследие. Оказывается – не так.

Можно углубиться в схоластический вопрос, кто прав, русские или шведы? В курсе обществоведения, который я изучал в 10 классе в 1986 году было чётко написано, что материя – это вещество и поле. А основных полей, как известно, четыре. Свет и радиоволны (как формы электромагнитного поля), в этой традиции материальны. Но насколько правильно в этой традиции говорить о материальности звука? Звук ведь есть просто форма движения частиц. Шрек на экране телевизора тоже получается материальным, так как он есть тоже форма движения луча по экрану. Можно, наверное, сказать, что звук существует не как материальная сущность, а как материальное явление. Как я думаю, такое расширенное понимание материи идёт от Ленина. Но пока мне не ясно, на какую традицию опираются шведы и вообще западный мир, когда пишут, что свет и звук – это не материя.

Перейдём от схоластике к педагогике. Я совершенно не убеждён, что изучение физики надо начинать с введения понятия «материя». Понятия в физике (и науке вообще) нужны для того, чтобы на основе них строить какую-нибудь теорию. Которая, в свою очередь отображает какой-то кусок действительности, и которую можно проверить в опыте. Понятие «материи» не входит ни в какую физическую теорию. Без этого понятия любой физик может обойтись. Школьнику это понятие тоже вроде бы ничего не добавляет. Никак предмет физики это понятие не объясняет и не определяет. Это получается объяснение более-менее известного и понятного через менее известное и понятное. О котором, как я показал, ни у философов, ни у педагогов общего мнения нет. Нигде далее в школьно курсе физики оно не встречается. При введении этого понятия в курсе физики у ученика может сложится впечатление, что утверждения «свет – материален» (у росийского) или «свет – не материален» (у шведского) – это не аналитические суждения («по определию»), а положения, доказанные современной наукой.

по Концепции Современного Естествознания

Волжский Государственный Инженерно-Педагогический университет

Контрольная работа по Концепции Современного Естествознания.

Выполнила:

Проверил: Киреева Н.К.

Нижний Новгород

2008-2009 г.

№1.Что такое научный метод? Охарактеризуйте методы научного познания.

Научный метод представляет собой яркое воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой — об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

На эмпирической, или опытной, стадии используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, к которым относят систематические наблюдения, эксперимент и измерения.

Наблюдения являются первоначальным источником информации, но в науке они существенным образом зависят от теории. Ведь прежде чем что-то наблюдать, необходимо располагать какой-либо идеей, предположением или просто догадкой, что следует искать. Поэтому можно сказать, что в науке редко бывают открытия, связанные с совершенно случайными, заранее не предусмотренными наблюдениями. Систематичность, контролируемость и тщательность — характерные требования для научного наблюдения.

Эксперимент — важнейший метод эмпирического исследования, который специально ставится так, чтобы можно было наблюдать процессы и явления в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов. В этом смысле он может быть уподоблен абстрактному рассмотрению интересующих нас явлений, т. е. проводиться в изоляции и ограничении действия несущественных факторов. Со времени Галилея, впервые осуществившего контролируемый и математически обработанный эксперимент, многие естественные науки совершили гигантский скачок в своем развитии именно благодаря эксперименту. Поэтому этот метод и получил наибольшее применение в естествознании. В настоящее время эксперимент значительно усложнился как по своей технической оснащенности, так и по взаимодействию с теорией, что нашло свое выражение в появлении теории планирования эксперимента и методах статистической обработки его результатов.

Измерения не являются особым эмпирическим методом, а составляют необходимое дополнение любого серьезного научного наблюдения и эксперимента. В настоящее время для обработки их результатов применяется новейшая статистическая техника и вычислительные методы, использующие компьютеры.

№2. Как Вы понимаете, что в ходе познавательного процесса имеет место дифференциация наук. Привидите примеры.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.

В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Дифференциация способствует значительному возрастанию точности и глубины знаний об узкой области явлений и процессов. Как известно, в ранней античной Греции не существовало строгого разграничения между конкретными областями исследования и отдельных научных дисциплин как таковых. Все известные знания, предположения и приемы изучения явлений природы рассматривались в рамках философии как нерасчлененной области знания.

№3. К какому виду материи относятся гравитация, радиоволны, радиация?

Гравитиция, радиоволны и радиация относятся к макромиру, т. к. все они обладают только волновыми свойствами.

№4. Назовите и дайте характеристику фундаментальным взаимодействиям в природе.

Существуют четыре вида взаимодействий.

Гравитационное. Гравитационные взаимодействия обусловлены наличием у тел массы и являются самыми слабыми из фундаментального набора. Они доминируют на расстояниях космических масштабов (в мега-мире).

Электромагнитное. Электромагнитные взаимодействия обусловлены специфическим свой-ством ряда элементарных частиц, называемым электрическим зарядом. Иг-рают доминирующую роль в макромире и микромире вплоть на расстояни-ях, превосходящих характерные размеры атомных ядер.

Сильное. .Сильные или электромагнитные взаимодействия обусловлены специфическим свой-ством ряда элементарных частиц, называемым электрическим зарядом. Иг-рают доминирующую роль в макромире и микромире вплоть на расстояни-ях, превосходящих характерные размеры атомных ядер.

Слабое. Слабые или ядерные взаимодействия играют доминирующую роль в ядерных про-цессах и проявляются лишь на расстояниях, сравнимых с размером ядра, где классическое описание заведомо неприменимо.

№5. Покажите принципиальное различие в протекании ядерных и химических процессов. Привидите примеры.

№6. Выделите основные структурные уровни организации материи в мегамире и дайте им характеристику.

Характерной чертой материи является ее структура, поэто-му одной из важнейших задач естествознания является ис-следование этой структуры. Признаки структуры материи — размер объекта на данном уровне и его масса. В соответствии с этими представлениями выделяются следующие уровни: «микромир» — фундаментальные и элементарные частицы, ядра, атомы и молекулы. Макромир — макромолекули, вещества в различных агрегатных состояниях, живые организми(клетки, человек и продукты его деятельности, т.е. макротела). Наиболее крупные объекты (планеты, звезды, галактики и их скопления) образуют мегамир.

Между мегамиром и макромиром нет строгой границы. Обычно полагают, что он начинается с расстояний около 107 и масс 1020 кг. Опорной точкой начала мегамира может служить Земля (диаметр 1,2810+7 м, масса 610+21 кг. Поскольку мега-мир имеет дело с большими расстояниями, то для их изме-рения вводят специальные единицы:

Астрономическая единица (а.е.)– среднее расстояние от Земли до Солнца, равное 1,51011м. Световой год – расстоя-ние, которое проходит свет в течение одного года, а именно 9,461015м. Парсек (параллакс-секунда) – расстояние, на ко-тором годичный параллакс земной орбиты (т.е. угол, под ко-торым видна большая полуось земной орбиты, расположен-ная перпендикулярно лучу зрения) равен одной секунде. Это расстояние равно 206265 а.е.=3,081016 м=3,26 св.г.

Небесные тела во Вселенной образуют системы различной сложности. Так Солнце и движущиеся вокруг него 9 планет образуют Солнечную систему. Все планеты – остывшие тела, светящиеся отраженным от Солнца светом. В ясную ночь мы видим множество звезд, которые составляют лишь ничтож-ную часть звезд, входящих в нашу Галактику. Основная часть звезд нашей галактики сосредоточена в диске, видимом с Земли «сбоку» в виде туманной полосы, пересекающей не-бесную сферу – Млечного Пути. Возраст Вселенной равен 15…20 млрд. лет (иногда указывают среднее число – 18 млрд. лет). Возраст Солнечной системы оценивается в 5 млрд. лет, Земли – 4,5 млрд лет.

№7. Чем можно объяснить наличие на планетах Солнечной системы химических элементов тяжелее гелия?

№8. Каковы современные представления о первичной клетке?

Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений . Клетки существуют как самостоятельные организмы( простейшие, бактерии), так и в составе многоклеточных организмов, в которых имеются половые клетки, служащие для размножения, и клетки тела( соматические), различные по строению и функциям( нервные, костные, мышечные, секреторные). В каждой клетке различают две основные части: ядро и цитоплазму, в которых находятся органоиды( комплекс Гольджи, ядрышки(в ядре), эндоплазматическая сеть, митохондрии, клеточная мембрана). Клетки растений как правило, покрыты твердой оболочкой.

Существует два основных жизненных процесса в организме: обмен веществ и воспроизводство основ живой клетки. Назначение обмена веществ – поддерживать уровень упорядоченности организма и его частей. Система воспроизведения содержит в закодированном виде полную информацию, необходимую для построения из запасенного клеткой органического материала нужного в данный момент времени белка. Она же ведает механизмом извлечения и реализации соответствующей программной информации. Свои функции эта система осуществляет посредством ДНК и РНК.

№9. Укажите основные аргументы в пользу дарвиновской теории Эволюции.

По Дарвину эволюция, т.е. история развития органического мира Земли, осуществляется в результате взаимодействия трёх основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Благодаря этим факторам организмы в процессе развития накапливают всё новые приспособительные признаки, что в конечном итоге ведёт к образованию новых видов.

Конкретные факты — доказательства эволюции Чарльз Дарвин черпал из разных областей биологии. Одни из наиболее убедительных свидетельств в пользу изменения органического мира во времени предоставляла палеонтология. Ч. Дарвин называл ископаемые «летописью эволюционного процесса».

Одним из существенных аргументов в пользу реальности эволюции Ч. Дарвин считал изменение животных и растений при одомашнивании. Ученый обратил внимание на то, что признаки культурных растений и домашних животных, отвечающие хозяйственным потребностям или эстетическим запросам человека, лишь в редких случаях могли возникнуть внезапно. По мысли Ч. Дарвина, люди постепенно, поколение за поколением, отбирали удачных производителей и отсеивали остальной приплод, у которого желаемые свойства были менее выражены. Скрещивание отобранных особей приводило к усилению искомого признака. Отбор, производимый человеком, носит искусственный характер, при естественном отборе в качестве арбитра, решающего, кто выживет и оставит потомство, выступает природа.

Контрольная работа: по Концепции Современного Естествознания

Контрольная работа: по Концепции Современного Естествознания

Волжский Государственный Инженерно-Педагогический университет

Контрольная работа по Концепции Современного Естествознания.

Выполнила:

Проверил: Киреева Н.К.

Нижний Новгород

2008-2009 г.

1.Что такое научный метод? Охарактеризуйте методы научного познания.

Научный метод представляет собой яркое воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой — об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

На эмпирической, или опытной, стадии используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, к которым относят систематические наблюдения, эксперимент и измерения.

Наблюдения являются первоначальным источником информации, но в науке они существенным образом зависят от теории. Ведь прежде чем что-то наблюдать, необходимо располагать какой-либо идеей, предположением или просто догадкой, что следует искать. Поэтому можно сказать, что в науке редко бывают открытия, связанные с совершенно случайными, заранее не предусмотренными наблюдениями. Систематичность, контролируемость и тщательность — характерные требования для научного наблюдения.

Эксперимент — важнейший метод эмпирического исследования, который специально ставится так, чтобы можно было наблюдать процессы и явления в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов. В этом смысле он может быть уподоблен абстрактному рассмотрению интересующих нас явлений, т. е. проводиться в изоляции и ограничении действия несущественных факторов. Со времени Галилея, впервые осуществившего контролируемый и математически обработанный эксперимент, многие естественные науки совершили гигантский скачок в своем развитии именно благодаря эксперименту. Поэтому этот метод и получил наибольшее применение в естествознании. В настоящее время эксперимент значительно усложнился как по своей технической оснащенности, так и по взаимодействию с теорией, что нашло свое выражение в появлении теории планирования эксперимента и методах статистической обработки его результатов.

Измерения не являются особым эмпирическим методом, а составляют необходимое дополнение любого серьезного научного наблюдения и эксперимента. В настоящее время для обработки их результатов применяется новейшая статистическая техника и вычислительные методы, использующие компьютеры.

2. Как Вы понимаете, что в ходе познавательного процесса имеет место дифференциация наук. Привидите примеры.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.

В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Дифференциация способствует значительному возрастанию точности и глубины знаний об узкой области явлений и процессов. Как известно, в ранней античной Греции не существовало строгого разграничения между конкретными областями исследования и отдельных научных дисциплин как таковых. Все известные знания, предположения и приемы изучения явлений природы рассматривались в рамках философии как нерасчлененной области знания.

3. К какому виду материи относятся гравитация, радиоволны, радиация?

Гравитиция, радиоволны и радиация относятся к макромиру, т. к. все они обладают только волновыми свойствами.

4. Назовите и дайте характеристику фундаментальным взаимодействиям в природе.

Существуют четыре вида взаимодействий.

Гравитационное. Гравитационные взаимодействия обусловлены наличием у тел массы и являются самыми слабыми из фундаментального набора. Они доминируют на расстояниях космических масштабов (в мега-мире).

Электромагнитное. Электромагнитные взаимодействия обусловлены специфическим свой-ством ряда элементарных частиц, называемым электрическим зарядом. Иг-рают доминирующую роль в макромире и микромире вплоть на расстояни-ях, превосходящих характерные размеры атомных ядер.

Сильное. .Сильные или электромагнитные взаимодействия обусловлены специфическим свой-ством ряда элементарных частиц, называемым электрическим зарядом. Иг-рают доминирующую роль в макромире и микромире вплоть на расстояни-ях, превосходящих характерные размеры атомных ядер.

Слабое. Слабые или ядерные взаимодействия играют доминирующую роль в ядерных про-цессах и проявляются лишь на расстояниях, сравнимых с размером ядра, где классическое описание заведомо неприменимо.

5. Покажите принципиальное различие в протекании ядерных и химических процессов. Привидите примеры.

6. Выделите основные структурные уровни организации материи в мегамире и дайте им характеристику.

Характерной чертой материи является ее структура, поэто-му одной из важнейших задач естествознания является ис-следование этой структуры. Признаки структуры материи — размер объекта на данном уровне и его масса. В соответствии с этими представлениями выделяются следующие уровни: «микромир» — фундаментальные и элементарные частицы, ядра, атомы и молекулы. Макромир — макромолекули, вещества в различных агрегатных состояниях, живые организми(клетки, человек и продукты его деятельности, т.е. макротела). Наиболее крупные объекты (планеты, звезды, галактики и их скопления) образуют мегамир.

Между мегамиром и макромиром нет строгой границы. Обычно полагают, что он начинается с расстояний около 107 и масс 1020 кг. Опорной точкой начала мегамира может служить Земля (диаметр 1,2810+7 м, масса 610+21 кг. Поскольку мега-мир имеет дело с большими расстояниями, то для их изме-рения вводят специальные единицы:

Астрономическая единица (а.е.)– среднее расстояние от Земли до Солнца, равное 1,51011м. Световой год – расстоя-ние, которое проходит свет в течение одного года, а именно 9,461015м. Парсек (параллакс-секунда) – расстояние, на ко-тором годичный параллакс земной орбиты (т.е. угол, под ко-торым видна большая полуось земной орбиты, расположен-ная перпендикулярно лучу зрения) равен одной секунде. Это расстояние равно 206265 а.е.=3,081016 м=3,26 св.г.

Небесные тела во Вселенной образуют системы различной сложности. Так Солнце и движущиеся вокруг него 9 планет образуют Солнечную систему. Все планеты – остывшие тела, светящиеся отраженным от Солнца светом. В ясную ночь мы видим множество звезд, которые составляют лишь ничтож-ную часть звезд, входящих в нашу Галактику. Основная часть звезд нашей галактики сосредоточена в диске, видимом с Земли «сбоку» в виде туманной полосы, пересекающей не-бесную сферу – Млечного Пути. Возраст Вселенной равен 15…20 млрд. лет (иногда указывают среднее число – 18 млрд. лет). Возраст Солнечной системы оценивается в 5 млрд. лет, Земли – 4,5 млрд лет.

7. Чем можно объяснить наличие на планетах Солнечной системы химических элементов тяжелее гелия?

8. Каковы современные представления о первичной клетке?

Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений . Клетки существуют как самостоятельные организмы( простейшие, бактерии), так и в составе многоклеточных организмов, в которых имеются половые клетки, служащие для размножения, и клетки тела( соматические), различные по строению и функциям( нервные, костные, мышечные, секреторные). В каждой клетке различают две основные части: ядро и цитоплазму, в которых находятся органоиды( комплекс Гольджи, ядрышки(в ядре), эндоплазматическая сеть, митохондрии, клеточная мембрана). Клетки растений как правило, покрыты твердой оболочкой.

Существует два основных жизненных процесса в организме: обмен веществ и воспроизводство основ живой клетки. Назначение обмена веществ – поддерживать уровень упорядоченности организма и его частей. Система воспроизведения содержит в закодированном виде полную информацию, необходимую для построения из запасенного клеткой органического материала нужного в данный момент времени белка. Она же ведает механизмом извлечения и реализации соответствующей программной информации. Свои функции эта система осуществляет посредством ДНК и РНК.

9. Укажите основные аргументы в пользу дарвиновской теории Эволюции.

По Дарвину эволюция, т.е. история развития органического мира Земли, осуществляется в результате взаимодействия трёх основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Благодаря этим факторам организмы в процессе развития накапливают всё новые приспособительные признаки, что в конечном итоге ведёт к образованию новых видов.

Конкретные факты — доказательства эволюции Чарльз Дарвин черпал из разных областей биологии. Одни из наиболее убедительных свидетельств в пользу изменения органического мира во времени предоставляла палеонтология. Ч. Дарвин называл ископаемые «летописью эволюционного процесса».

Одним из существенных аргументов в пользу реальности эволюции Ч. Дарвин считал изменение животных и растений при одомашнивании. Ученый обратил внимание на то, что признаки культурных растений и домашних животных, отвечающие хозяйственным потребностям или эстетическим запросам человека, лишь в редких случаях могли возникнуть внезапно. По мысли Ч. Дарвина, люди постепенно, поколение за поколением, отбирали удачных производителей и отсеивали остальной приплод, у которого желаемые свойства были менее выражены. Скрещивание отобранных о

Раздел 2. Основные физические концепции материального мира

  1. Какие виды материи различают в современном естествознании? Дайте им характеристику.

  2. Назовите основные структурные образования в микро-, макро- и мега-мирах.

  3. Что понимают под полем? Оно дискретно или непрерывно?

  4. К какому виду материи относятся гравитация, радиоволны, звук?

  5. Что такое свет? Какие свойства проявляет свет? Привести доказатель­ства.

  6. Какие описания природы существовали в физике до начала XX века?

  7. Что понимают под корпускулярно-волновом дуализмом материи?

  8. Как изменилось описание природы в современном естествознании?

  9. Как рассматривались понятия времени и пространства в классической физике?

  10. Из каких свойств пространства и времени следуют законы сохранения?

  11. Какова связь между законом сохранения момента количества движения и принципами симметрии?

  12. Какая теория является современной теорией пространства и времени?

  13. Что такое пространственно-временной континуум?

  14. В чем заключается релятивистское замедление времени?

56. В чем заключается парадокс близнецов?

57. Что нового вносит специальная теория относительности в принципы

относительности классической механики?

  1. Правильно ли утверждение: теория относительности уточняет класси­ческую механику?

  2. Что понимают под «стрелой времени»?

  3. Что понимают под кривизной пространства?

  4. Какая теория постулирует искривление луча света вблизи тяготеющих масс? В чем ее суть?

  5. К каким новым философским выводам приходит теория относительно­сти?

63.Назовите и дайте характеристику фундаментальным взаимодействиям в

природе.

  1. Назвать области проявления фундаментальных взаимодействий.

  2. С чем связаны приливные эффекты на Земле?

  3. В чем сущность концепций дальнодействия и близкодействия? Какая из

них является современной?

67. В чем заключается суть теории единого поля в теоретической физике?

  1. Что понимают под термодинамической системой? К какой термодина­мической системе относится живой организм? Вселенная?

  2. Что характеризует энтропия?

  3. В чем заключается статистический смысл энтропии?

  4. Как происходит эволюция в закрытых системах?

  5. Что понимают под термодинамической стрелой времени?

  6. Как с позиции термодинамики объяснить самопроизвольный процесс испарения воды?

  7. Может ли Вселенная прийти в состояние «тепловой смерти»?

  8. Опишите самоорганизацию в открытых системах.

  9. Приведите примеры синергетического поведения систем, известных вам

из истории науки, истории развития человеческого общества.

  1. Что характеризует точка бифуркации?

  2. Какие основные положения составляют сущность синергетической концепции разви­тия?

  3. Каково соотношение случайного и закономерного в концепции разви­тия?

  4. В чем заключается различие между динамическими и статистическими закономерностями в природе?

  5. Привести примеры динамических и статистических закономерностей,

имеющих место в природе.

Раздел 3. Структурная организация неживой природы

  1. В чем заключается кризис физики на рубеже XIX-XX веков?

  2. Чем отличается предмет исследования квантовой механики от классичес-

кой механики?

  1. Что означает понятие «квант»?

  2. Сформулируйте принцип дополнительности. Где он применяется?

  3. Перечислите принципы, на которых строится квантовая механика?

  4. В чем состоит сущность концепции атомизма? Кто ее впервые пред­ложил?

  5. Какие открытия в физике опровергли представление об атомах как последних, неделимых частицах мира.

  6. Какое содержание вкладывается в понятие «элементарная частица» в современной физике?

  7. Какие элементарные частицы вам известны? Дайте им характеристику.

  8. Что называют аннигиляцией элементарных частиц?

  9. Какие эксперименты доказывают существование волновых свойств микрочастиц?

  10. Что означает корпускулярно-вслновой дуализм микрочастиц?

  11. Выделите основные структурные уровни организации материи в мик­ромире и раскройте их взаимосвязь.

  12. Как изменились взгляды природу в связи с исследованием процес­сов в микромире?

  13. Какие взаимодействия действуют в микромире?

  14. Поясните явление естественной радиоактивности.

98. В чем состоит отличие в явлениях естественной и искусственной

радиоактивности?

99. Что понимают под ядерным синтезом? термоядерным синтезом?

100.Покажите принципиальное различие в протекании ядерных и химиче­ских

процессов. Приведите примеры.

101. Какова структура атома с точки зрения современной физики?

102. Чем принципиально отличается современная формулировка

Периодического закона химических элементов от его формулировки,

данной Д.И.Менделеевым?

103.Дайте объяснение, почему нейтральные атомы связываются в молекулы.

  1. Как возникает химическая связь между атомами в соединениях?

  1. Какое общее название носят химические соединения: а) постоянного состава; б) переменного состава?

  2. Есть ли различие в понятиях «вещество» и «химическое соединение»? Привести примеры.

  3. От каких факторов зависит реакционная способность химических со­единений?

  4. Какой закон устанавливает связь между скоростью химической реакции и количеством, вступивших в реакцию исходных веществ?

  5. С каких позиций, дискретности или непрерывности, рассматривается в современной химии механизм протекания химических реакций?

  6. Какое значение в природе имеет катализ? Приведите примеры природ- ных каталитических процессов.

  7. Что представляют собой ферменты? Какую роль они играют в природе?

112.Дайте формулировку принципа Ле Шателье.

113.К какому типу систем относится туман? Дайте характеристику этой

системы.

  1. Каковы перспективные направления развития современной химии?

  2. На какую физическую теорию опирается современная космология?

От­вет пояснить.

116. В чем заключается идейное различие космологических моделей

А.Эйн­штейна и А.Фридмана?

117. Какова основная идея модели расширяющейся Вселенной?

118. Сформулируйте закон Э.Хаббла.

  1. В чем заключается сущность гипотезы пульсирующей Вселенной?

  1. Какие эмпирические данные подтверждают модель расширяющейся Вселенной?

  2. В чем заключается сущность концепции Большого взрыва?

  3. Какую роль в космологической концепции сыграло открытие релик­тового излучения? Какова его природа?

  4. Опишите последовательность образования структурных элементов Вселенной по модели горячей Вселенной?

  5. Какую стадию в эволюции Вселенной описывает инфляционная модель?

  6. Выделите основные структурные уровни организации материи в мегамире и дайте им характеристику.

  7. Что собой представляет звезда? По каким признакам классифици­руются звезды?

  8. В чем заключается суть процесса звездообразования?

128. Назовите основной источник излучения звезды.

129. Как связана судьба звезды с ее массой?

130.Для каких звезд характерен путь от красного гиганта до белого, а

затем черного кар­лика.

131. Что такое «нейтронные» звезды? Почему их называют пульсарами?

132. Что такое черная дыра? Каким образом их обнаруживают?

  1. Какова структура Вселенной?

  2. Что входит в понятие «метагалактика»?

  3. Что собой представляет межзвездная среда?

  4. Каково ваше представление о галактике? Как они распределены во Вселенной?

  5. Укажите место Солнца в классификации тел Вселенной. Какова его судьба в будущем?

  6. О существовании, каких гипотез происхождения Солнечной системы вам известно?

  7. Что собой представляет Солнечная система? Какова ее структура?

  8. Какие особенности структуры Солнечной системы свидетельствуют о едином происхождении ее планет?

  9. Чем можно объяснить наличие на планетах Солнечной системы химических элементов тяжелее гелия?

  10. Укажите месторасположение Земли в структуре Солнечной системы.

  11. Что собой представляет Луна? Почему Луна обращена к Земле всегда одной стороной?

  12. Назовите основные фазы образования Земли.

  13. Какие из планет земной группы имеют атмосферу? Чем это объясняется?

  14. В какой период исторического развития и за счет, каких процессов происходило обогащение атмосферы Земли кислородом?

  15. Назовите химический состав атмосферы современной Земли.

  16. Как объясняется происхождение на Земле океанов и континентов?

  17. Почему среди планет земной группы только Земля является жизнеспособной планетой?

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *