Site Loader

Каталог радиолюбительских схем. ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПРИСТАВКА «СПЕКТР-10» .

Каталог радиолюбительских схем. ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПРИСТАВКА «СПЕКТР-10» .

ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПРИСТАВКА «СПЕКТР-10»

Приставка «Спектр-10» служит для цветового сопровождения звука, воспроизводимого с грампластинки или магнитной ленты, работает совместно с магнитофонами н электрофонами всех моделей. В усилительном тракте приставки сигнал разделяется на три частотные полосы. От сформированных трех сигналов идет управление свечением трех групп ламп накаливания, на которые надеты светофильтры из цветного стекла — красные иа нижний ряд, зеленые—на средний и синие — на верхний. Свет ламп проходит через общий рассенватель, и цвета смешиваются. Чтобы рельефнее проявились цветовые оттеики, приставку следует устанавливать в наименее освещенном углу комнаты.

Принципиальная электрическая схема цве-томузыкальной приставки «Спектр-10> приведена на рис. 1. Сигнал от магнитофона или электрофона через соединительный шнур и входной разъем X1 подается на предварительный усилитель, собранный на четырех транзисторах V1…V4. При этом каскад на транзисторе V2 является усилителем с нагрузкой в цепи коллектора, остальные каскады выполнены по схеме эмнттерного повторителя. Чувствительность всей приставки (изменение диапазона цветов) регулируется резистором R3, ось которого выведена наружу (заводская регулировка иа установленную чувствительность 250 мВ).


Рис. 1. Схема цветомузыкальной приставки «Спектр-10».

Далее через разделительный трансформатор 77 сигнал поступает иа три активных полосовых фильтра, собранные на транзисторах V6, V7, V8 и V10. Сформированные три сигнала детектируются (V11, R44, С28; V12, R45, С29; V13, R46, С30). Затем через переменные

резисторы R36, R39 и R42 сигналы подаются на входы ключевых каскадов, выполненных на транзисторах V14, V15 н V16. Параллельно коллекторным цепям этих транзисторов включены управляющие электроды тиристоров V26, V27 и V28. Таким образом, три сигнала управляют открытием тиристоров. В разрыв анодной цепи каждого из них включена параллельно соединенная группа из трех ламп накаливания (Н1~.Н9). Тнрнсторы управляют яркостью свечения этих ламп в зависимости от частоты и амплитуды входного сигнала, чем н создается цветовая гамма. Среднюю яркость

свечения каждой группы ламп накаливания можно установить с помощью резисторов R36, R39 и R42.

Десятая лампа накаливания НЮ—белая. Яркость ее света зависит от проводимости тиристора V29, угол открытия которого может быть выбран резистором R54, н от общего сигнала, поданного с отдельной обмотки трансформатора Т2 в протнвофазе относительно управления лампами Н1…Н9.

Разъем Х2 включается в сеть. Приставка потребляет не более 100 Вт, ее чуветвительность по входу не менее 100 мВ.





Спектр-301 или мечта идиота — Фотограф Александр Корсаков — LiveJournal

       Пару дней назад сбылась моя детская мечта…

        Странная мечта — покупка старой советской цветомузыки. Согласен, немного смахивает на фетиш, но такой вот я. С детства увлекаясь радиолюбительством, я поставил себе цель — собрать подобную установку. Но не справился с наладкой. Потом был ВУЗ, фотография, и установка покрывалась новыми слоями пыли на балконе, ожидая моего приезда и доработки. Однако не суждено: после очередной уборки на балконе, родители разобрали на детали её, а собирать её заново у меня уже не было желания. Хорошо, что сейчас на барахолках можно найти за копейки такие вещи! Что я и сделал!
        Возможно, наигравшись с ней, я продам кому-нибудь за такие же копейки, а сейчас она радует глаз, освещая комнату в ритм музыки и создаёт … новогоднее настроение!. Одной мечтой меньше 😉

1.


2.

Untitled from korsart on Vimeo.

        Небольшая доработка напильником, и её удалось подключить к компьютеру. На самом деле прибор с названием » Светомузыкальная установка Спектр — 301 » вполне оправдывает своё название и назначение. Если вернуться лет на 20 назад, когда Оно было собрано (кстати, не нашёл нигде производителя), то это был просто хит! Особенно если распаять каждый из каналов не по одной лампе, а штук по 10 (в разумных пределах выходной мощности) и развесить их по залу. Нечто подобное очень хотелось собрать и мне: достаточно мощное и на нескольких частотах. Представьте диско 90-х под Виктора Цоя или Abba под ритмичное мерцание разноцветных ламп. А потом, стандартная драка! Да, было, наверное, время 😉
        P.S. видели бы вы глаза мужика, которых продал мне эту фигню. Такого искреннего удивления я давно не видел. Опомнившись, он хотел продать мне ещё и десяток старых магнитофонов. Впрочем, что он понимает в настоящем счастье?

СХЕМА ЦМУ

   Это последняя часть работы, в которой рассматривается применение специализированной микросхемы — тонального декодера. Сейчас рассмотрим ещё одно применение микросхем LMC567 — в фильтрах цветомузыкальной установки. Фильтры построены на тональных декодерах LMC567CN, поэтому частотные каналы имеют узкую полосу пропускания. Фоновый режим реализован на контроллере от китайской новогодней гирлянды. Элементы схемы размещены в корпусе от абонентского громкоговорителя «Россия», а в роли светового излучателя — миниатюрная декоративная люстра. Внешний вид устройства показан на фото:

   Связь с источником звука – акустическая посредством микрофона. На корпусе установлены регуляторы для оптимизации работы фильтров, кнопочные выключатели для изменения режимов работы и светодиодные индикаторы наличия управляющих сигналов. Принципиальная схема показана на рисунке:

   Источник питания. Выполнен на трансформаторе Т1, диодном мостике VD6 и стабилизаторе напряжения DA6. Конденсаторы С27 и С29 сглаживают пульсации. Для включения ЦМУ используют выключатель SA4, при этом напряжение ~220V поступает на симисторные усилители мощности, а напряжение питания +5V от стабилизатора на все узлы схемы. Предохранитель FU1 защищает схему от случайного замыкания в цепи ламп или трансформатора.

   Микрофонный усилитель с глубокой АРУ. Выполнен на микромощном операционном усилителе DA1, ток потребления которого задаётся резистором R7. Делитель R3, R4 устанавливает половину напряжения на неинвертирующем входе IN1 (выв.3), а конденсатор С3 дополнительно устраняет пульсации или помехи. Резистор R6, включенный между выходом OUT (выв.6) и инвертирующим входом IN2 (выв.2) задаёт необходимый коэффициент усиления.  Электретный микрофон BM1 получает питание через фильтр R1, С1. С выхода OUT DA1 усиленный сигнал через R8 и С5 поступает на активный детектор VT2, R9, С6, который управляет делителем R2, VT1. Конденсатор С6 периодически подзаряжается, увеличивая напряжение на затворе VT1. Это приводит к уменьшению сопротивления перехода сток-исток транзистора, а значит и выходного напряжения усилителя DA1. Инерционность системы АРУ определяется номиналами С6 и R9, а выходное напряжение усилителя регулировкой подстроечного резистора R10.

   Частотные фильтры. С выхода OUT DA1 усиленный и ограниченный на уровне ~300…400mV звуковой сигнал через разделительные конденсаторы С7, С9, С17 и С19 поступает на частотные фильтры, выполненные на микросхемах DA2 – DA5. 

   Пример: рассчитаем центральную частоту ГУН для фильтра в канале низкой частоты (DA2, см. принципиальную схему) при максимальном и минимальном сопротивлении переменного резистора R12. В формулу (1) значение номинала Rt будем подставлять в килоомах, а Ct – в микрофарадах, поэтому результат получим в килогерцах. Для R12 = 150К (движок R12 в нижнем по схеме положении):

   Fosc =1 / 1,4 * (R14 + R12) * С8 = 1/1,4*(68К +150К)*0,033мкФ=1/10,0716=0,0993 кГц,

   Результат после округления: Fosc = 100 Гц.

   Для R12 = 0 (движок R12 в верхнем по схеме положении):

   Fosc = 1 / 1,4 * R14 * С8 = 1 / 1,4 * 68К * 0,033мкФ = 1 / 3,1416 = 0,318 кГц,

   Результат после округления: Fosc = 320 Гц.

   Следовательно, частота декодируемого сигнала (Finput = Fosc/2) для фильтра НЧ регулируется в полосе 50 Гц – 160 Гц. Расчетный результат – это идеальный случай, фактически на результат влияют разбросы параметров устанавливаемых элементов или внешние факторы. В таблице показаны расчётные и измеренные результаты полученных частот Fosc для всех фильтров с номиналами элементов Rt и Ct, указанных на принципиальной схеме светомузыки:

   Конденсаторы, подключенные к выводу 1 (OF): при большой ёмкости этих конденсаторов лампа в канале будет загораться «редко», то есть в случае, когда частота входного сигнала будет соответствовать выражению «Finput=Fosc/2». Лампа в канале будет загораться «часто», если эти конденсаторы имеют малую ёмкость, т.е. полоса пропускания будет широкой, и декодироваться будут также сигналы с близкими к «Fosc/2» частотами. Если конденсатор не устанавливать, то лампа в канале останется постоянно включенной. В схеме ЦМУ ёмкости конденсаторов С11, С14, С21 и С24 подобраны исходя из компромисса между динамичностью работы и разделением каналов.

   Оптимизация работы фильтров (и, следовательно, ламп в каналах) осуществляется переменными резисторами R12, R13, R18 и R19. Если движок этих резисторов перемещать вверх (по схеме), то центральная частота ГУН будет увеличиваться. Так как ёмкости конденсаторов С11, С14, С21 и С24 не изменяются, то одновременно будут сужаться полосы пропускания фильтров, т.е. регулировкой добиваются более чёткого разделения каналов. Резисторами R14, R15, R20 и R21 задано оптимальное разделение при среднем положении движков переменных резисторов.

   Конденсаторы, подключенные к выводу 2 (LF): декодеры в фильтрах цветомузыки работают в музыкальном (или речевом) диапазоне, напряжение которого имеет непредсказуемые частотные характеристики, поэтому конденсаторы С12, С15, С22 и С25 установлены одинаковой емкости — только для улучшения помехоустойчивости.

   К выходам декодеров OUT (выв.8) подключены нагрузочные резисторы R16, R17, R22 и R23, которые вместе с конденсаторами, соответственно, С13, С16, С23 и С26 образуют интегрирующие цепочки. Их назначение – из импульсного напряжения сформировать сигналы с низким логическим уровнем. Когда выходы декодеров активированы, внутренние N-канальные полевые транзисторы периодически разряжают конденсаторы, поэтому, пока на входах декодеров присутствуют сигналы, лежащие в их полосе захвата, на выходах будут сигналы с низким логическим уровнем. Эти сигналы поступают на четыре элемента «НЕ» DD1.1 – DD1.4, с выходов которых через резисторы R27 – R30 проинвертированные сигналы поступают на токовые ключи VT4 – VT7. В стоковую цепь транзисторов через токоограничивающие резисторы R38 – R41 включены светодиоды симисторных оптронов VQ1 – VQ4. Оптроны, в свою очередь, управляют мощными симисторами VS1 – VS4 и обеспечивают гальваническую развязку от сети ~220V. Симисторы управляют включением ламп накаливания EL1 – EL4. Светодиоды HL1 – HL4 отображают наличие управляющего сигнала в каналах и имеют декоративное назначение.

   Фоновый режим. В этот режим ЦМУ переключается автоматически при очень тихом звуке или его отсутствии. Режим представляет собой восемь световых эффектов, формируемых микросхемой DD2 «FLASHER CONTROL», размещённой на платке из текстолита и залитой компаундом. Внешний вид DD2 показан на фото:

   Выходы инверторов DD1.1 – DD1.4 объединены через диоды VD2 – VD5 по схеме «ИЛИ». Сигналы складываются на резисторе R26, который устанавливает низкий уровень напряжения на входе элемента DD1.6 при закрытых диодах. При отсутствии звукового сигнала конденсаторы, подключенные к выводам 8 декодеров, заряжаются до напряжения питания. Когда напряжение достигнет порога переключения элементов DD1.1 – DD1.4, на их выходах установится напряжение лог.0. Диоды VD2 – VD5 закроются. Низкий уровень с резистора R26 переключает элемент DD1.6 и на его выходе устанавливается напряжение лог.1. Это напряжение через резистор R24 заряжает конденсатор С28 до порога переключения элемента DD1.5. Постоянная времени при указанных на схеме номиналах R24, C28 составляет Т = 0.8…1,2 сек. и предназначена для задержки включения фонового режима при кратковременных перерывах между звуковыми фрагментами. После переключения элемента DD1.5 на его выходе появляется лог.0, который закрывает транзистор VT3. С катода VD7 полуволны выпрямленного напряжения с периодом следования Т=0,02сек. через резистор R33 поступают на вход SYNC (выв.10) контроллера DD2. Резистор R25 обеспечивает низкий уровень напряжения в моменты перехода сетевого напряжения через ноль, т.е. когда диод VD7 закрыт. На выходах OUT1 – OUT4 (выв.8–выв.5) формируются импульсные последовательности с изменяемой скважностью согласно текущей программе световых эффектов. Через развязывающие диоды VD9 – VD12 эти импульсы поступают на транзисторы VT4 – VT7. На выходах DD1.1 – DD1.4, как отмечалось выше, уровни лог.0, поэтому резисторы R27 – R30 теперь формируют низкий уровень напряжения на затворах транзисторов в моменты отсутствия сигналов на выходах DD2, т.е. при закрытых диодах VD9 – VD12.. Резистор R32 определяет ток напряжения питания DD2: Iраб = Uпит/R37 = 5V/6800 Ом = 0,74mA.

   При появлении в помещении звука достаточной громкости на резисторе R26 сформируется напряжение с высоким логическим уровнем и элемент DD1.6 переключится — на его выходе появится лог.0, который через прямосмещённый диод VD1 быстро разрядит конденсатор С28. На выходе DD1.5 появится лог.1 и транзистор VT3 откроется. Своим переходом сток-исток он зашунтирует вход синхронизации. Работа DD2 заблокируется и на выходах OUT1 – OUT4 установится низкий уровень напряжения. Диоды VD9 – VD12 закроются, и схема световых эффектов не будет влиять на работу ЦМУ.

   Назначение выключателей SA1, SA2, SA3 и кнопки SB1. Если замкнуть выключатель SA1, то конденсатор С6 быстро зарядится до напряжения питания, которое поступит на затвор транзистора VT1 и полностью откроет его. Сигнал с микрофона BM1 окажется зашунтированным, поэтому фоновый режим выключаться не будет. Таки образом, выключатель SA1 предназначен для включения световых эффектов на постоянное время работы.

   Если замкнуть выключатель SA2, то на затвор транзистора VT3 перестанет поступать напряжение с выхода элемента DD1.5 и работа контроллера DD2 блокироваться не будет. В этом случае на затворы транзисторов VT4 – VT7 управляющие сигналы поступают как от декодеров, так и от контроллера. Таким образом, выключатель SA2 предназначен для микширования работы ЦМУ и световых эффектов.

   Если замкнуть выключатель SA3, то диоды VD7 и VD8 вместе с диодами отрицательного плеча мостика VD6  образуют двухполупериодный выпрямитель. На вход синхронизации SYNC контроллера DD2 с катодов диодов VD7, VD8 поступят полуволны выпрямленного напряжения с периодом следования Т = 0,01 сек. Это удвоит частоту работы контроллера DD2. Таким образом, выключатель SA3 увеличивает в два раза частоту переключения ламп и скорость смены световых эффектов. Кнопка SB1, подключенная к входу SEL (выв.2) контроллера предназначена для выбора желаемого светового эффекта.

   Детали и конструкция ЦМУ. Микрофон BM1 типа МКЭ-3 устанавливался в отечественных кассетных магнитофонах и обладает довольно широким частотным диапазоном F = 50…15000 Гц. Допускается установка двухвыводных электретных микрофонов, при этом последовательно с плюсовым выводом необходимо установить дополнительный резистор, задающий рабочий ток и исключающий влияние конденсатора С1 на выходной сигнал. Операционный усилитель КР140УД1208 можно заменить на ОУ типа КР140УД1408, но он не имеет вывода регулировки тока потребления. Уровень выходного напряжения микрофонного усилителя ~U = 300…400mV (от пика до пика) устанавливают подстройкой резистора R10. Транзисторы КП501А меняются на КП504А, КП505А или токовые ключи КР1014КТ1А(В), транзистор КТ3107А на КТ361Б. Диоды КД102 можно применить с любой буквой или заменить кремниевыми маломощными, например, типа КД103, КД521 или КД522. Выпрямительный мостик КЦ407А можно заменить любым с минимальным прямым током через диоды I=100mA или диодами в мостовом включении. Вместо микросхемы К561ЛН2 можно использовать любые микросхемы КМОП-структуры с функциями «НЕ», «И-НЕ», «ИЛИ-НЕ» с учётом числа логических элементов в одном корпусе. Оптроны АОУ163А и симисторы BT137-600 меняются на соответствующие импортные или отечественные аналоги. Вообще, выходные каскады управления лампами могут быть реализованы по любой известной схеме. Цоколёвка используемых элементов приведена на рисунке:

   Лампы EL1 – EL4 производства PHILIPS с цоколем Е14 и мощностью 40 Вт. Лампы имеют цветную колбу, которая внутри с тыльной стороны покрыта зеркальным напылением. В качестве светоизлучателя приспособлена китайская декоративная потолочная люстра. На корпус (абонентский громкоговоритель «Россия») она крепится в перевёрнутом виде. Предварительно на корпусе устанавливается крепёжное соединение:

   Далее устанавливается сама люстра и фиксируется гайками-колпачками:

   На задней и боковой стенках корпуса расположены соответственно выключатель (кнопка с фиксацией) SA3, предохранитель FU1 и микрофон BM1:

   Провода от ламп, проходят через отверстия в текстолите, закрывающего отверстие для динамика и выполняющего роль крепёжной пластины. Переменные резисторы размещены на верхней половинке корпуса и соединяются с платой многожильным шлейфом:

   Здесь показан общий вид на элементы, расположенные на плате:

   Фрагмент, показывающий установку микрофона BM1, выключателя SA3 и контроллера DD2:

   Вид на трансформатор Т1 и на плату с симисторами VS1 – VS4:

   Сборка ЦМУ закончена и устройство готово к работе:

   В заключение темы предлагается посмотреть два ролика, демонстрирующие работу ЦМУ. Первый – медленная музыка (флейта) из к/ф «Конан Варвар», второй – песня в исполнении Евы Польны «Шатен»:

Видео 5

Видео 6

   Надеюсь данный материал был вам полезен, уважаемые посетители сайта radioskot.ru, и даже если появятся более современные интегральные чипы, предназначенные для обработки голоса, сам принцип теперь понятен всем, что позволит без проблем использовать такие узлы в различных самодельных устройствах. Автор — Александр Борисов.

   Форум

   Обсудить статью СХЕМА ЦМУ


Простая цветомузыка с интересным алгоритмом визуализации на логике — LightPortal

Источником вдохновения для создания этой ЦМУ послужило «Устройство светового сопровождения музыки» В. Максимова (ж. Радио, 1981, №2). Во-первых, в нем применен очень интересный алгоритм визуализации (в корне отличный от традиционных фильтровых амплитудных каналов), практически не зависящий от амплитуды сигнала, визуализирующий главную мелодию практически по интервалам и даже ступеням. Во-вторых, полное отсутствие оперативных регулировок. Однако же его аналоговая схема весьма сложна для повторения и требует кропотливой настройки с генератором и осциллографом.

 Автор разработал намного более простое устройство, применив цифровые микросхемы.Но алгоритм визуализации сохранен практически без изменений. Надо сказать, визуализация действительно оригинальная, совсем не похожая на обычные «мигающие» ЦМУ. Я применял в качестве экрана 4 елочных гирлянды, предварительно установив в каждую гирлянду лампочки одного цвета. Смотрелось хорошо и на новогодней елке, и с гирляндой, выложенной узором на стене. В качестве источника сигнала очень удобным оказался микрофон с микрофонным усилителем, дающим на выходе сигнал 0,5…1 В.

Параметры ЦМУ:
входное сопротивление — менее 300 Ом
амплитуда входного сигнала — 0.5 .. 1 В
число каналов — 4
макс. мощность одного канала — не более 200 Вт

Цифровые фильтры.

Сигнал от микрофонного усилителя амплитудой около 0.5 В или больше подается на вход усилителя-ограничителя, собранного на трех инверторах. Тем самым мы выделяем доминирующий голос в мелодии, поскольку он наибольшей амплитуды.
Далее сигнал через ключ подается на 2-разрядный счетчик. Время счета определяется задающим генератором, собранным на остальных трех инверторах. Задающий генератор определяет интервал счета — полосу пропускания фильтра канала.

Чем выше частота задающего генератора, тем шире полоса (численно они практически равны). При номиналах деталей на схеме получается полоса около 100 Гц. Т.е. 1-й канал пропускает частоты от 0 до 99 Гц, 2-й — от 100 до 199 Гц, третий — 200-299 Гц, четвертый — 300-399 Гц.
Далее снова пропускает первый канал, потом — второй, и т.д

После счетчика — двухразрядный дешифратор (два входа — четыре выхода) и выходной регистр (память на цикл счета). На выходе регистра всегда имеем единицу на каком-нибудь одном канале (который определяется частотой доминирующего голоса), на остальных — 0. (Поэтому роль фонового канала играет первый канал, при отсутствии сигнала его выход равен единице. Но при наличии сигнала — это такой же равноправный канал, как и остальные три, поскольку он работает в своих полосах частот). В конце интервала счета выходная информация записывается в регистр, счетчик сбрасывается, цикл повторяется.

Из описания ясно, что на этом принципе можно легко увеличивать число каналов, применяя счетчики с большим количеством разрядов и соответствующие дешифраторы и регистры.

Силовая часть.

Состоит из 4 идентичных каналов и генератора пилы, синхронной с сетью.
1-й транзистор каждого канала — интегратор. Постоянная интегрирования задается конденсатором 5 мк, время нарастания и спада — разные, для 4 каналов спад в 3 раза дольше нарастания (1+3=4). При таком выборе интегрирования каналы,  сменяя друг друга, исчезают не сразу, образуя смешение цветов.

Если делать другое число каналов, соотношение желательно поменять в нужную сторону (иначе на выходе будет или только один канал, или все сразу). Далее сигнал подается на триггер Шмитта, туда же подается пила — на выходе имеем фазовое управление для тиристоров. Генератор пилы состоит из конденсатора 5 мк, заряжающегося через резистор 1 к. На нулях выпрямленного напряжения сети конденсатор разряжается через транзисторный ключ. КТ361 — эмиттерный повторитель (буфер).

Внимание! Устройство гальванически связано с сетью, поэтому все элементы должны быть надежно изолированы от корпуса, во избежание поражения электрическим током. По этой же причине недопустимо подключение источников сигнала без развязывающего трансформатора (микрофон намного лучше и удобнее).

Детали.

В цифровой части можно применить как оригинальные микросхемы 155 серии, так и зарубежные аналоги серии 74хх. Кроме того, опытные радиолюбители легко могут заменить счетчик, дешифратор и регистр на более для них подходящие.
Транзисторы КТ315, КТ361 с любой буквой можно заменить на любые современные кремниевые маломощные соответствующей проводимости. То же самое справедливо и для тиристоров. Подойдут любые современные на напряжение 400 В и более (ток управления не более 15 мА). Все резисторы маломощные (0.125 — 0.25 Вт).
Выпрямительный мост на входе 220 В — любой на ток более 1 А и напряжение более 400 В.
Блок питания 5 В — любой стабилизированный на ток более 300 мА.

Схема налаживания не требует, безошибочно собранная из исправных деталей работает сразу.

Цитаты из форума:

Чтобы увеличить число каналов, надо брать счетчик, который умеет считать до 8, к нему дешифратор 3 на 8, и выходной 8-битный регистр. Тактирование и сброс оставляем, какое есть. Может, имеет смысл перейти на КМОП, но не обязательно. При увеличении числа каналов надо будет изменить времена нарастания/спада в интеграторах.
Но это по вкусу. Насчет светодиодов. После интеграторов мы имеем, грубо говоря, аналоговый выход 0..5 В, который может управлять какими хотите драйверами/диммерами, что там у вас имеется в наличии. Если это напряжение управления слишком большое — можно погасить резисторным делителем, если мало — соответственно поднимать напряжение питания (еще один повод перехода на КМОП).

Эта ЦМУ отображает ведущую частоту мелодии. Видно, что переливы лампочек зависят от музыки, но реакция получается непредсказуемая, потому что мы не оцениваем музыку по высоте тона. Я проверял ее от генератора. От 0 до 99 Гц горит первый канал. На 100 Гц начинали переливаться между собой первый и второй каналы. Со 101 Гц включался только второй канал.
На 200 Гц переливались второй и третий. И т.д..

Ширина полосы задается тактовым генератором. Примерно, какова его частота, такова и полоса. Чтобы в середине звукового диапазона (1000 Гц) анализ проводился по ступеням мелодии (изменение примерно на 1/10 от частоты). По-хорошему, надо бы на высоких частотах делать полосу шире, а на низких — уже. Максимально простая схема — компромисс.

Обновление от 28.11.2016 — автор разработал схему силовой части для светодиодных лент.

Автор: Евгений Пашигоров aka peg

Ссылка на оригинальную статью.

Ссылка на форум обсуждения конструкции.

От администрации портала. Цветомузыка действительно интересная, как алгоритмом, так и исполнением. Сейчас такие микросхемы и тиристоры валяются без дела, а раньше днём с огнём не сыскать. Присылайте свои варианты печатных плат, варианты конструкций на других микросхемах логики. А может быть кто то захочет реализовать этот алгоритм на контроллере, как когда то это произошло с Авророй.

25.01.2017

leshyaoh  разработал плату:

Ну а кто не может собрать сам, но очень хочет, может купить подобное устройство на Алиэкспрессе.

Автор публикации

не в сети 24 часа

Radan

0 Комментарии: 951Публикации: 188Регистрация: 30-11—0001

ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПРИСТАВКА

   Данная цветомузыкальная приставка реализует эффект “бегущая точка” и “хаос” под музыкальное сопровождение. Приставка не подключается к источнику электрического сигнала проводами, а воспринимает сигнал с помощью микрофона. Её просто располагаете в помещении, где играет музыка, и она сама начинает работать в такт. Устройство состоит из микрофонного усилителя на транзисторе, микросхемы 176ИЕ12, которая содержит два делителя частоты и элементы задающего генератора, ключей на транзисторах VT2-VT5 и светодиодов с токоограничивающими резисторами. Схема немного напоминает известную светомузыку из журналов 80-х годов, где эта же микросхема управляла тиристорами, которые коммутировали лампы накаливания 220В.

Схема светодиодной цветомузыкальной приставки

Схема светодиодной цветомузыкальной приставки

Плата светодиодной цветомузыкальной приставки

Рисунок платы светодиодной цветомузыкальной приставки

   Сигнал музыки, усиленный транзистором VT1 поступает через конденсатор С2 на вход генератора счетчика DD1. Резисторы R4, R5 создают отрицательную обратную связь генератора и приводят его в активный режим работы за счет чего он реагирует на сигнал микрофонного усилителя. После чего на вход второго счетчика поступают импульсы, а на его выходах Т1-Т4 формируются импульсы различной частоты сдвинутые на четверть периода по отношению друг к другу. Эти импульсы открывают транзисторы VT2-VT5 и соответствующие светодиоды начинают светиться.

ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПРИСТАВКА своими руками

   Переменным резистором R4 можно регулировать чувствительность, тем самым добиваться эффекта ”бегущая точка” или “хаос”. Включив конденсатор между выводами 12 и 14 микросхемы DD1 будет реализован эффект “бегущая точка” без музыкального сопровождения, следовательно приставка из ЦМУ превратится в СДУ (емкость конденсатора подбирается, от нее зависит частота вспышек *2200пф).

ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПРИСТАВКА LED

   Транзистор микрофонного усилителя КТ3102 заменим на транзисторы серии КТ315. Испытания показали, что устройство работоспособно при напряжении питания от 7 до 9 В. Применены светодиоды синего и красного цветов свечения повышенной яркости. Но подойдут светодиоды и дpyгих цветов. Для указанного интервала питающего напряжения взамен одного светодиода можно установить два, соединённых последовательно. Источник питания цветомузыки — сетевой стабилизированный БП с выходным током 200 мА или батарея.

СВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПРИСТАВКА на светодиодах

Видео работы ЦМП

 

   Печатная плата в lay разработана под корпус D110, светодиоды расположены на передней панели, а органы управления и макрофон на задней, питается приставка от кроны. При правильной сборке устройство начинает работать сразу. А если для вас достать такую микросхему проблема — посмотрите на более простую схему. Материал прислал tankist.

   Форум по LED ЦМУ

 

   Обсудить статью ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПРИСТАВКА


alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *