Site Loader

Схема автомобиля — Жигули 2101

Рассмотрим схему электрооборудования на ВАЗ 2101 1970-1985 г.в. Где-то в начале 70-х появился на свет родоначальник будущей «вазовской» «классики» – «Жигули» ВАЗ-2101, совершив переворот в советском автомобилестроении. Эта малолитражка, аналог Fiat 124, обладала хорошим по тем временам комфортом, отменной управляемостью и устойчивостью, а также весьма динамичным двигателем, поэтому «копейки», как любовно «окрестили» их наши соотечественники по последним цифрам индекса -01, получили огромную популярность. На сегодняшний день большая часть этого раритета отслужила свой срок или находится в плохом техническом состоянии. Хотя еще попадаются и ухоженные, неоднократно «реанимированные» и продолжающие терпеливо колесить по дорогам стран СНГ экземпляры.

Схема включения наружного освещения


2 – подкапотная лампа;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель света заднего хода;

6 – блок предохранителей;
7 – контрольная лампа наружного
освещения в комбинации приборов;
8 – лампа освещения вещевого ящика;
9 – лампа освещения комбинации приборов;
10 – штепсельная розетка для переносной лампы;
11 – выключатель освещения приборов; 12 – выключатель наружного освещения;
13 – выключатель стоп-сигнала;
14 – выключатель зажигания;
15 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
16 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
17 – плафоны;
18 – лампа освещения багажника;
19 – задние фонари;
20 – фонарь освещения номерного знака;
21 – фонарь света заднего хода

Включение фар — схема


1 – фары;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – генератор;
4 – блок предохранителей;
5 – переключатель света фар; 6 – выключатель наружного освещения;
7 – выключатель зажигания;
8 – контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов

Схема включения указателей поворота на Жигули 2101


1 – подфарники;
2 – боковые указатели поворота;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель зажигания;
6 – блок предохранителей; 7 – реле-прерыватель указателей поворота;

8 – контрольная лампа указателей поворота;
9 – переключатель указателей поворота;
10 – задние фонари

Включение звуковых сигналов — схема на ВАЗ 2101


1 – звуковые сигналы;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – блок предохранителей; 4 – выключатель звуковых сигналов;
5 – генератор

Схема включения стеклоочистителя


1 – генератор;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – переключатель стеклоочистителя;

5 – реле стеклоочистителя;
6 – моторедуктор стеклоочистителя;
7 – термобиметаллический предохранитель; 8 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла;
9 – блок предохранителей;
А – порядок условной нумерации штекеров в колодках реле и моторедуктора стеклоочистителя

Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя на Жигули 2101


1 – генератор;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – блок предохранителей; 5 – переключатель отопителя;
6 – добавочный резистор;

7 – электродвигатель вентилятора отопителя

Схема электрооборудования авто ВАЗ–21011, ВАЗ–21013


1 – фары;
2 – передние указатели поворота;
3 – боковые указатели поворота;
4 – аккумуляторная батарея;
5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
6 – реле включения ближнего света фар;
7 – реле включения дальнего света фар;
8 – генератор;
9 – стартер;
10 – подкапотная лампа;
11 – свечи зажигания;
12 – датчик контрольной лампы
давления масла;
13 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
14 – звуковые сигналы;
15 – распределитель зажигания;

16 – моторедуктор стеклоочистителя;
17 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости;
18 – катушка зажигания;
19 – электродвигатель омывателя
ветрового стекла;
20 – регулятор напряжения;
21 – электродвигатель отопителя;
22 – лампа освещения вещевого ящика;
23 – добавочный резистор
электродвигателя отопителя;
24 – штепсельная розетка для
переносной лампы;
25 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
26 – выключатель сигнала торможения;
27 – реле-прерыватель укзателей
поворота;
28 – выключатель света заднего хода;
29 – блок предохранителей;
30 – реле-прерыватель контрольной
лампы стояночного тормоза;
31 – реле стеклоочистителя; 32 – переключатель электродвигателя отопителя;
33 – прикуриватель;
34 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
35 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
36 – плафоны;
37 – выключатель зажигания;
38 – комбинация приборов;
39 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
40 – контрольная лампа дальнего света фар;
41 – контрольная лампа наружного освещения;
42 – контрольная лампа указателей поворота;
43 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
44 – контрольная лампа давления масла;
45 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости;
46 – указатель уровня топлива;
47 – контрольная лампа резерва топлива;
48 – лампа освещения комбинации приборов;
49 – переключатель света фар;
50 – переключатель указателей поворота;
51 – выключатель звукового сигнала;
52 – выключатель омывателя ветрового стекла;
53 – переключатель стеклоочистителя;
54 – выключатель наружного освещения;
55 – выключатель освещения приборов;
56 – датчик указателя уровня и резерва топлива;
57 – лампа освещения багажника;
58 – задние фонари;
59 – фонарь освещения номерного знака;
60 – фонарь света заднего хода

Электросхема оборудования автомобиля ВАЗ–2101, ВАЗ–2102


1 – фары;
2 – подфарники;
3 – боковые указатели поворота;
4 – аккумуляторная батарея;
5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
6 – генератор;
7 – стартер;
8 – подкапотная лампа;
9 – свечи зажигания;
10 – датчик контрольной лампы давления масла;
11 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
12 – звуковые сигналы;
13 – распределитель зажигания;
14 – электродвигатель стеклоочистителя;
15 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости;
16 – катушка зажигания;
17 – регулятор напряжения;
18 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла;

19 – электродвигатель отопителя;
20 – лампа освещения вещевого ящика;
21 – добавочный резистор
электродвигателя отопителя;
22 – штепсельная розетка для переносной лампы;
23 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
24 – выключатель сигнала торможения;
25 – реле-прерыватель укзателей
поворота;
26 – выключатель света заднего хода;
27 – блок предохранителей;
28 – реле-
прерыватель контрольной лампы
стояночного тормоза;
29 – реле стеклоочистителя;
30 – переключатель электродвигателя отопителя;
31 – прикуриватель; 32 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
33 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
34 – плафоны;
35 – выключатель зажигания;
36 – комбинация приборов;
37 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
38 – контрольная лампа дальнего света фар;
39 – контрольная лампа наружного освещения;
40 – контрольная лампа указателей поворота;
41 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
42 – контрольная лампа давления масла;
43 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости;
44 – указатель уровня топлива;
45 – контрольная лампа резерва топлива;
46 – лампа освещения комбинации приборов;
47 – выключатель звукового сигнала;
48 – переключатель света фар;
49 – переключатель указателей поворота;
50 – выключатель наружного освещения;
51 – выключатель освещения приборов;
52 – переключатель стеклоочистителя;
53 – датчик указателя уровня и резерва топлива;
54 – лампа освещения багажника;
55 – задние фонари;
56 – фонарь освещения номерного знака;
57 – фонарь света заднего хода;
58 – штепсельные колодки заднего пучка проводов автомобиля ВАЗ-2102;
59 – плафон освещения задней части салона автомобиля ВАЗ-2102

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2101

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2101
 (нажмите на рисунок для увеличения схемы)

 Условные обозначения датчиков, органов управления и контроля к  схеме электрооборудования автомобиля ВАЗ 2101 

 1 — боковой указатель УП140 поворота с трубчатой лампой (4 Вт) и рассеивателем оранжевого цвета.


 2 — передний габаритный фонарь ПФ140 (подфарник) с двухнитевой лампой (5 + 21 Вт)  для обозначения габарита и указания поворота.
 3 — датчик ММ120 контрольной лампы о падении давления масла в двигателе ВАЗ 2101.
 4 — датчик ТМ106 электрического указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе.
 5 — фара ФП40 с двухнитевой лампой (45+40 Вт) дальнего и ближнего света.
 6 — катушка зажигания Б117.
 7 — прерыватель-распределитель зажигания Р125 с центробежным регулятором опережения зажигания и октан-корректором.
 8 — электрические звуковые сигналы высокого и низкого тона С305 и С304.
 9 — свеча зажигания А7.5ХС или А7.5БС с резьбой М14Х1.25.
 10 — подкапотная лампа ПД140 с кнопочным включением.
 11 — электрический стартер СТ221 (1,77 л. с.) со смешанным возбуждением.
 12 — электромагнитное тяговое реле включения стартера ВАЗ 2101.
 13 — генератор переменного тока Г221 (500 Вт, 42 А) со встроенным кремниевым выпрямителем.
 14 — аккумуляторная батарея 6-СТ-55 ЭМ ВАЗ 2101.
 15 — автоматический, двухступенчатый, электромагнитный регулятор напряжения РР380.
 16 — реле РС702 контрольной лампы сигнализации о прекращении зарядки аккумуляторной батареи.
 17 — резистор (добавочное сопротивление — 1 Ом) электродвигателя вентилятора отопителя.
 18 — электродвигатель МЭ240 вентилятора отопителя ВАЗ 2101.
 19 — реле-прерыватель РС492 контрольной лампы сигнализации о включении ручного тормоза.
 20 — электромагнитное реле РС514 стеклоочистителя ВАЗ 2101.
 21 — электродвигатель МЭ241 (МЭ241А) стеклоочистителя СЛ191 ВАЗ 2101.
 22 — реле-прерыватель РС491 указателей поворота ВАЗ 2101.
 23 — включатель ВК412 сигнала торможения.
 24 — блок плавких предохранителей ПРИ 2 (девять вставок по 8 А и одна — 16 А).
 25 — лампа ЛВ211 освещения вещевого ящика.
 26 — лампа (4 Вт) освещения гнезда прикуривателя.
 27 — электроприкуриватель ПТ10.
 28 — трехпозиционный переключатель ВК408 электродвигателя отопителя.
 29 — включатель ВКЗЗЗ (замок) зажигания и стартера или ВК347 с противоугонным устройством.
 30 — трехпозиционный переключатель стеклоочистителя.
 31 — включатель освещения щитка приборов.
 32 — включатель наружного освещения.
 33 — включатель (кнопка) звукового сигнала.
 34 — переключатель П135 света фар и световой сигнализации миганием света.
 35 — переключатель П135 указателей поворота.
 36 — щиток (комбинация) контрольных приборов КП191.
 37 — патрон ПС500 переносной лампы.
 38 — включатель ВК409 контрольной лампы ручного тормоза.
 39 — датчик БМ150 уровня и запаса топлива в баке ВАЗ 2101.
 40 — кнопочный выключательВК407 плафона передней двери.
 41 — кнопочный выключатель плафона задней двери.
 42 — плафон ПК140 с трубчатой лампой (5 Вт) освещения салона автомобиля.
 43 — лампа ЛБ218(4 Вт) освещения багажника.
 44 — фонарь ФП141 освещения номерного знака с двумя лампами (по 5 Вт).
 45 — стоп-сигнал торможения и габаритный фонарь с двухнитевой лампой стоп-сигнала (21 Вт) и обозначения габарита (5 Вт) с рассеивателем красного цвета.
 46 — задний фонарь П140.
 47 — задний указатель поворота с лампой 21 Вт с рассеивателем оранжевого цвета.

ВАЗ-2101

схема

электросхемы ваз классика

электросхема ВАЗ-2101

Звезды: 


ВАЗ-2101, генератор: схема подключения, ремонт, замена

В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания. Второй — аккумуляторная батарея, но она участвует только в запуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. Благодаря такому симбиозу возможно снабжение потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.

Аккумулятора у них не было, что удешевляло машину, но световые приборы работали только при работающем двигателе. Но это мотоцикл. На автомобиле эта схема неудобна, так как двигатель нужно запускать «кривым» стартером или рывком. И это вызывает довольно непростые трудности.

Основные узлы генератора

Конструктивно состоит из следующих основных элементов:

  1. Ротор — подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  2. Статор является неподвижной частью генератора, также имеет обмотку.
  3. Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них есть проушины для крепления к ДВС. В задней крышке находится конденсатор, необходимый для отсекания переменной составляющей тока.
  4. Полупроводниковый мост, названный «подковой» из-за сходства. Три пары полупроводниковых силовых диодов установлены на подковообразном основании.
  5. Шкив, на который одевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (в современных автомобилях используется многолучевой).
  6. Регулятор напряжения на автомобиле ВАЗ-2101 устанавливается в моторном отсеке, подальше от генератора. Но все же это нужно считать частью дизайна.
  7. Щетки устанавливаются внутри генератора и передают напряжение питания на обмотку возбуждения (на ротор).

Обмотка генератора

Всего их два — ротор (возбуждение) и статор (сила). Принцип работы установки заключается в том, что генерация тока в силовой обмотке возможна только при выполнении следующих двух условий:

  1. Имеется постоянное магнитное поле.
  2. Это поле вращается относительно силовой обмотки.

Только при их соблюдении генератор будет работать. Подавая напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Поскольку ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но все же нужно обратить внимание на то, какая схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он подключается к аккумулятору параллельно для зарядки.

Принцип работы генератора

В начальный момент (при запуске двигателя) напряжение в бортовой сети равно напряжению в аккумуляторной батарее (около 12 В). И на холостых будет поддерживаться примерно на этом уровне. Но при увеличении скорости вращения ротора произойдет скачок напряжения до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается более высокое напряжение из-за увеличения скорости вращения ротора (увеличивается скорость магнитного поля). А это чревато повреждением проводки автомобиля и выходом из строя потребителей.

Регулятор напряжения, щетки

Необходимо, чтобы напряжение на выходе генератора оставалось постоянным, и для этого используется простой принцип. Если сделать напряжение питания обмотки ротора постоянным, то можно избежать изменения величины магнитного поля. На ВАЗ-2101 генератор должен функционировать под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых реле-регулятора могут держать разное значение напряжения.

Типы регуляторов:

  1. Механические — в основе лежит электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
  2. Semiconductor — в основе небольшая схема маломощных транзисторов или один силовой ключ.
  3. Смешанный — в конструкции есть и транзисторная схема, и электромагнитное реле.

Щетки — это именно тот элемент, с помощью которого реализована схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им на контактные кольца подвижного ротора подается напряжение.

Как снять генератор

Для выполнения демонтажа потребуются следующие инструменты:

  1. Ключи накидные на 10, 13 и 17.
  2. Монтажная лопата.
  3. Проникающая смазка типа WD-40.

Сначала отключите аккумулятор и отсоедините провода от генератора. Все работы желательно производить с немного приподнятой передней частью автомобиля или на смотровой яме, эстакаде. Перед снятием генератора нужно ослабить приводной ремень. Для этого ключом с гаечным ключом полностью откручиваем гайку от верхней шпильки корпуса к блоку цилиндров. С ней никаких проблем возникнуть не должно.

Корпус генератора необходимо передвинуть к блоку, затем снять ремень. Ослабить нижний крепежный болт будет проблематично. Он находится близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому предварительно обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.

Установка генератора

Установка производится в обратном порядке. При необходимости замены генератора на более мощный можно установить аналог от модели ВАЗ-2107 или 2109. Они имеют большую мощность и способны обеспечить стабильный заряд аккумулятора. Отличие от «родного» ВАЗ-2101 в том, что регулятор напряжения совмещён со щёточным узлом.

Главное, чтобы не было никаких перекосов, иначе ремень порвется, быстро износится, нагрузка на ротор увеличится в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы этот элемент имел определенное напряжение. Регулируется изменением положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в ​​верхней части генератора.

Поиск и устранение неисправностей

В генераторе могут возникнуть следующие механические и электрические неисправности:

  1. Износ подшипников диагностируется по характерному свисту или скрежету со стороны устройства. Смазка внутри подшипников со временем испаряется, что увеличивает трение.
  2. Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо своевременно заменять для обеспечения нормальной работы автомобиля. Если они изнашиваются, на приборной панели загорается контрольная лампа с изображением аккумулятора.
  3. Недостаточный или чрезмерный заряд аккумулятора – явный признак неисправности регулятора напряжения. Проверку можно выполнить обычным мультиметром. Запустите двигатель, включите ближний свет. Холостой ход должен быть около 800 об/мин. Необходимо, чтобы напряжение на клеммах аккумулятора было ~ 13,2 В.
  4. Мигание света, пульсация — признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительном узле. На ВАЗ-2101 генератор построен по классической схеме – он вырабатывает три фазы, затем с помощью выпрямителя преобразует их в постоянный ток.
  5. В том случае, если генератор не дает зарядку, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток. В этом случае либо заменяют генератор, либо устанавливают новый ротор или статор (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика проводится с помощью тестера.

выводы

Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить владельцу немало хлопот. И если вы заметили во время поездки, что загорелась лампа на приборной панели, то необходимо как можно быстрее принять меры по устранению поломки.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *