Site Loader

Статья «Учимся составлять звуковую схему слова в 1 классе»

Учимся составлять звуковую схему слова

Уважаемые родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом ( условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).

Предлагаем большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы можете купить школьный рюкзакдля первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.

Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

hello_html_m27e72856.jpg

hello_html_72877f6b.jpg

hello_html_6781c4a4.jpgНачинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

hello_html_m14d96fd6.jpg3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

hello_html_2786f676.jpg

Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.

Игра “Узнай звук”

Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.

hello_html_4862e4cd.jpg

На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.

Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н’]. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.

Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.

Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.

Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.

Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.

Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:

я [й’ а], ё [й’ о], ю [й’ у], е [й’ э]

После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].

Составим схему слова Яна.

1. Делим слово на слоги.

Я – на

В этом слове два слога.

2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й’], [а]. Звук [й’] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.

3. Ставим разделительную черту после первого слога.

3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.

4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.

hello_html_32b1c5c0.jpg

5. Обозначаем звуки буквами.

Звуки [й’а] обозначают одной буквой – буквой я.

Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.

Консультация (1 класс) по теме: Как правильно составить звуковую схему слова

Как правильно составить звуковую схему слова

в 1 классе

Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:

красный – для обозначения гласных звуков,

синий — для обозначения твёрдых согласных,

зелёный — для обозначения мягких согласных.

В русском языке 33 буквы:

10 букв, обозначающих гласные звуки:

А,   О,   У,   Ы,  Э  –  обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;

Я,   Е,   Ё,     И,  Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных; 

(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).

Гласные (   Я      Е      Ё      Ю – йотированные:

                 [й’а],   [й’э],   [й’о],   [й’у].

Они обозначают 2 звука:

  • в начале слова — яма –      [  й’   а      м   а  ];

                                           

  • если стоят  после мягкого или твёрдого знака —

съел —  [с      й’    э     л]                         льёт — [ л’     й    о     т    ];

  • стоят после гласного звука  —  поют —  [    п    а     й’   у    т    ].

В остальных случаях  Я, Е, Ё, Ю     обозначают 1 звук (соответственно: я – [а],       е – [э],      ё – [о],       ю – [у]). 

Например: мяч — [м’  а    ч’  ],    

лён — [ л’    о    н  ],                       люк — [   л’    у   к   ]).

21 буква, обозначающая согласные звуки:

Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.

2 буквы:

Ъ и Ь – звуков не обозначают.

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]  —  жир – [    ж      ы   р  ],

цель-  [ ц     э      л’   ],            

Всегда мягкие: [Ч]. [Щ], [Й].  Чай  —  [   ч’   а     й’  ],  

щавель –  [щ’    а    в     э      л’  ].

Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.        

Как научить младшего школьника составлять схемы слов?

Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.

Это слово или предложение?

Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.

Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово — это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.

схема слова

Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза «Ворона сидит на заборе» будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете «ворона, сидеть, забор» — то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.

Слог и ударение

Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.

Схема слова 1 класс

Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.

Звуковые схемы слов

Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие — деление слова на слоги.

Второй этап — определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего — после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за «немыми» буквами ъ, ь.

Звуковые схемы слов

Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным — прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя — гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.

Состав слова

Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.

Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

  1. Напиши слово.
  2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова — основа. Иногда встречается нулевое окончание.
  3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
  4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
  5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове «учительница».
  6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.
схема слова корень суффикс окончание

Учимся думать

Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах «мячик», «лучик»), приставки (-у- в прилагательных «утренний», «узкий»). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.

Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?

Составление схемы слова — достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat id=”2243″]

Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Настя сказала, что она пошла домой.

[-=],(что…).

Графические обозначения в схеме

Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

[-==],(чтобы…).

Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

(Когда…),[=-].

В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

[…,(где),=-].

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть  только подлежащее и сказуемое.  Двусоставное, так как оба – и подлежащее, и сказуемое – есть.

Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:

Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:

Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение,  где главный член – сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схемы с обращениями и вводными словами

Настя, иди уже домой!

[|O|,…]!

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

[…|O|,…]!

Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:

Кажется, Насте пора домой.

[|ВВ|,…].

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО:

Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

[|ДО|,…].

“постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО:

Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

[X,|ПО|,…].

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Деепричастный оборот может стоять в любом месте:

Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

[…|ДО|,…].

Схемы с прямой речью

В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:

“Настя, или домой!” – громко сказал кто-то.

«[П!]»- [а].

Кто-то сказал: “Настя, или домой!”.

[A]:«[П!]»

Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил.

[A]:«[П!]» – [a].

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

 Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…),        (чтобы…).

 

Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Схемы и таблицы по русскому языку 1 — 4 классы

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и

                                               падежам)

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам,

                                   родам и падежам)

                             Ч

                             П

                             Р

     — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

 — предмет –  изменяю (по числам и  падежам)                                  

                            Ч

                            П

 — признак – изменяю (по числам, родам и  падежам)                                                                                                

                             Ч

                             П

                             Р

 — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и падежам)                                          

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам, родам и падежам)                                                                                    

                              Ч

                             П

                             Р

  — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание             

Методическая разработка по русскому языку (1, 2 класс): Правила по русскому языку в схемах

                                                             Речь

                                           

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В диалоге слова каждого участника разговора пишутся с новой строки. Перед ними ставится горизонтальная черта, которая называется тире (-).

Монолог – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Текст

Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу, объединены общей темой и расположенные в определенном порядке. Текст можно озаглавить.

Тема текста — о ком или о чём сообщается, рассказывается в тексте.

Главная (основная) мысль текста – самое важное, о чём хотел сказать автор.

Заголовок – в нем отражается тема текста или его основная мысль.

Каждая часть пишется с красной строки.

        

Предложение

Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль (сообщение, вопрос или побуждение).

Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Члены предложения

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

        Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Слово

Слово – это сочетание букв имеющее лексическое значение. То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например: лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: мак (1 слог), розы (2 слога).

        У многозначных слов одно значение (самое главное и наиболее привычное) является прямым, а все остальные – переносными.

Например:

Прямое значение

Переносное значение

Золотое кольцо (из золота)

Золотые волосы (цвета золота)

Чёрный костюм (чёрного цвета)

Чёрный день (мрачный, безрадостный)

Синонимы – слова, которые произносятся по – разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Например: месяц – луна, блестеть – сверкать и тд.

Антонимы – слова противоположные по значению. Например: старый – новый, добро – зло, день – ночь и тд.

Родственными (однокоренными) называются слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.  

Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Например: берёза, березняк, берёзовый, подберёзовик.

Как найти корень в слове: нужно подобрать родственные (однокоренные) слова и выделить в них общую часть.

Слог

Слог – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком: у – рок, ма – ма.

В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.  Например: Ра ке  та, сон.

 

                

Ударение

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударение всегда падает на гласный звук.

Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным.

Чтобы определить, какой слог в слове ударный, нужно произнести слово с восклицательной или с вопросительной интонацией.  

Например: Весна! Весна? Мороз! Мороз?

Слог с гласной буквой ё всегда ударный. Знак ударения над буквой ё не ставится. Например: шофёр, свёкла и тд.

Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными.

Гласные звуки в безударных слогах тоже называются безударными.  

Как переносить слова с одной строки на другую.

  • Слова переносятся с одной строки на другую строку по слогам: вол- на, кни-га, ма – лыши, малы – ши.
  • Слова, состоящие из одного слога переносить нельзя. Например: страх, мышь, торт.
  • Слова, состоящие из двух слогов, если первый или последний слог состоит из одной гласной буквы переносить нельзя: Аня, чи – таю.
  • При переносе слов буквы Й, Ь,Ъ остаются на строке: строй – ка, подъ – еду.
  • При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а вторая переносится: кол – лектив, клас – сный.

Буквы и звуки

Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.

В русском языке – 33 буквы.

Гласных букв больше, чем гласных звуков.  

Буквы а, о, у, ы, э придают мягкость предшествующей согласной букве.

Например: ма, мо, му, мы, мэ.

Буквы е, ё, и, ю, я придают мягкость предшествующей согласной букве.

Например: ре, рё, ри, рю, ря.

Согласные

Гласные

Буквы не обозначающие звуков (ь, ъ)

буквы

звуки

буквы

звуки

21

36

10

6

2

                

Гласные буквы,

обозначающие два звука

(в начале слова, после Ь и Ъ, после гласной)

Е

Ё

Ю

Я

[й ꞌ э]

[й ꞌ о]

[й ꞌ у]

[й ꞌ а]

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Звонкие согласные звуки – согласные звуки, которые произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки – согласные звуки, которые произносятся без голоса, только с шумом.

Согласные звуки могут быть в словах твёрдыми и мягкими.

Согласные звуки делятся на парные и непарные.

Парные звонкие: [ б ], [ б ꞌ], [ в ], [ в ꞌ], [ г ], [ г ꞌ], [ д ], [ д ꞌ], [ ж ], [ з ], [ з ꞌ].

Парные глухие: [ п ], [ п ꞌ], [ ф ], [ ф ꞌ], [ к ], [ к ꞌ], [ т ], [ т ꞌ], [ ш ], [ с ], [ с ꞌ].

Непарные звонкие: [ л ], [ л ꞌ], [ м ], [м ꞌ], [ н ], [ н ꞌ], [ р ], [ р ꞌ], [ й ꞌ].

Непарные глухие: [ х ], [ х ꞌ], [ ц ], [ ч ꞌ], [ щ ꞌ].

Всегда твёрдые: [ ж ], [ ш ], [ ц ].

Всегда мягкие: [ ч ꞌ], [ щ ꞌ], [ й ꞌ].

Буквы Ъ и Ь звуков не дают.

  

Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я, а также мягким звуком (ь).

Твёрдость согласного звука на письме обозначается гласными буквами а, о, у, э, ы.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

        

НАПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

ЖИ – ШИ

ЧА – ЩА

ЧУ – ЩУ

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Пишем с буквой И 

Пишем с буквой А

Пишем с буквой У

Пишем без мягкого знака

                                        

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук в корне, нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным и чётко слышалась буква, которую мы проверяем.

Проверяемое слово — это слово, которое нужно проверить.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.

Проверить, как пишется слово с безударным гласным в корне, можно двумя способами:

1) изменить форму слова (моря – море).

2) подобрать однокоренное слово (трава – травка), в котором проверяемый гласный звук находится под ударением.  

Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами: веселиться – весело, весёлый.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

Например: снег – снега.

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце или в середине, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или согласный звук [н]: груз – грузы, народ – народный.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й ꞌ] и последующий гласный звук.

Например: семья – семь[й ꞌа], вьюнок – вь[й ꞌу]нок и т.д.

ЧАСТИ РЕЧИ

                

Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор)

1. Произнести слово.  Составить транскрипцию.

2. Определить сколько в слове слогов. Произнести ударный слог, поставить ударение.

3. Произнести каждый звук в слове по порядку и дать ему характеристику .

4. Назвать, какой буквой обозначается каждый звук.

5. Сделать вывод о количестве звуков и букв.

Образец:

Ёлка [й’ олка] — 2 слога.

ё     [й ‘] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

       [о] — гласн., ударн., обознач. буквой  «о»;

л     [ л] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн., обознач. буквой «эл»;

к     [к] — согл., глух. парн., твёрд. парн., обознач. буквой «ка»;

а     [а] — гласн., безударн., обознач. буквой «а».

4 б., 5 зв.

 

Примечание: сокращение слов и знаки препинания строго, как в образце. Мягкость и твёрдость согласного звука и ударный или безударный гласный звук определяется по конкретному слову, которое разбираем.

Схемы, рисунки и таблицы по русскому языку — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *