Site Loader

Как составить схемы предложений в русском языке. Схема сложного предложения

§ 1 Составление схем предложений и предложений по схемам

На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения — одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

Грамматическая основа предложения — роса покрывает. Однородные второстепенные члены — покрывает (что?) землю, траву, кусты.

Грамматическая основа предложения — Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот — составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

Схема — это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.:Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301 с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.-78с.
В школьном курсе изучения синтаксиса русского языка от учащихся требуется умение читать и чертить схемы любых предложений. Некоторым это занятие кажется неважным, второстепенным.

Однако тот, кто умеет составлять схемы предложений, быстро определяет их структуру и, как правило, безошибочно расставляет необходимые знаки препинания. Поэтому стоит уделить немного времени, чтобы в этом разобраться и потренироваться в составлении различных схем. Конечно, чтобы вы быстрее все поняли, вам нужен пример.

Что нужно знать? Как составить схему предложения?

1. Рассмотрим построения предложения, где присутствует прямая речь. В их составе выделяют непосредственно прямую речь и слова автора. Первая заключается в кавычки и на схеме обозначается буквой П, авторские слова – буквой А (если стоят в начале предложения) или прописной а (в остальных случаях). Схемы очень просты. Вот пример построения различных вариантов.

«Завтра отправимся в поход», — объявил вожатый.
«П», — а.

Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»
А: «П!»

«Завтра отправимся в поход, — объявил вожатый. — Встанем на рассвете».
«П, — а. – П».

Вожатый объявил: «Завтра о

Составление схемы вязания спицами

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Я никуда не пропала и уже возвращаюсь из затянувшихся каникул, со свежими мыслями и не с пустыми руками ;). Несомненно, я не переставала вязать и у меня поднакопились рукодельные работы, про которые я расскажу в ближайшее время, но сегодня я хочу поделиться с вами работой другого плана, интеллектуальной — эта ПРОГРАММА для СОСТАВЛЕНИЯ СХЕМ вязания спицами. Идея сделать такую помошницу для вязальщиц меня посетила давно, и потом как-то за небольшой промежуток времени я её реализовала, но вот оставались мелкие недоработки, не позволяющие выставить этот продукт на всеобщее обозрение. А тут мне самой она очень понадобилась, вдобавок крутились мысли о том, что зря пропадают труды вместо того, чтобы приносить пользу — в совокупности это дало волшебный пинок и я таки довела программу до ума. Поэтому представляю вам черновой вариант программы для составления схем вязания спицами. Очень приветствуются ваши пожелания, критические замечания, по возможности, буду их учитывать и программу совершенствовать. Сразу оговорюсь, что программу не надо закачивать на компьютер и она не требует установки — все действия происходят в браузере, в конце вам лишь нужно сохранить составленную схему себе на компьютер.

А теперь небольшая инструкция, как составлять вязальные схемы для спиц.

В первом окошке всё просто и понятно — необходимо задать размеры схемы, т.е. ввести количество рядов и количество петель вашей схемы. На данный момент эти количества ограничены числом 30, т.е. максимальный размер схемы может быть 30х30. Эти ограничения введены с целью не перегружать сервер, но если будет необходимость в схеме бОльшего размера, стучитесь ко мне на почту. Думаю, опытным путём удастся найти разумные ограничения.

Если в схеме вы хотите отметить раппорт, то напротив поля «добавить строку для раппорта» поставьте галочку. Далее нажимаем кнопку «Нарисовать поле».

Появляется второе окошко, в котором можно приступать к созданию схемы. Все действия — выбор обозначения, постановка его на поле, стёрка обозначения — происходят по нажатию левой кнопки мышки. Для удобства выбранное обозначение подсвечено жёлтым цветом, а выбираемое — красным. Условные обозначения выводятся в двух строках. Первая строка — это условные обозначения, которые отображаются в одной клетке и их значения можно явно определить. В готовой схеме эти использовавшиеся обозначения будут выведены в список и расшифрованы. Вторая строка — условные обозначения для различных комбинаций кос. Т.е. отдельно взятая клеточка с обозначением ничего не значит, а если клеточки скомбинировать — получится очевидное и понятное обозначение косы, жгута и т.п.

Например, такое обозначение читается так: петли, подчёркнутые снизу, перенести по лицу вправо и провязать по рисунку (или по-другому, что равнозначно, снять 3 п. на вспомогательную спицу за работой, провязать след. 3 петли лицевыми и затем провязать лицевыми 3 петли со вспомогательной спицы).

В готовой схеме обозначения кос в список пока не выводятся, нужно додумывать, как это реализовать. Внизу поля для схемы, если в первом окошке была поставлена галочка напротив поля «добавить строку для раппорта», есть строка для раппорта. Раппорт рисуется тоже кликами левой кнопки мыши: первый клик — начало раппорта, второй клик — конец раппорта. Если при рисовании раппорта вы ошиблись, просто повторите выше описанные действия — после того, как вы начнёте рисовать новый раппорт, старый исчезнет.

Ещё в этом окошке имеется поле «схема узора только для лицевых рядов». Если напротив него поставить галочку, то при рисовании схемы ряды пронумеруются только нечётными числами(1,3,5,…). В противном случае нумерация будет идти по порядку (1,2,3,4,…).

Ну вот и всё, после того, как вы полностью создали схему, можно жать на кнопку «Нарисовать схему». Тогда на новой вкладке загрузится уже готовая картинка вашей схемы, которую можно сохранить на компьютер. Если же в процессе создания ход ваших мыслей изменился, вы всегда можете нажать кнопку «Задать новые параметры поля» и начать всё с нуля.

Читать про обновлённую версию программы для составления схем.

Еще записи по теме

Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Самые простые схемы

Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Отображение орфограмм

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Как помочь ребенку?

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

— Дети! — I___!

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

Примеры предложений и образцы схем

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  1. Читают предложение.
  2. Устанавливают смысл.
  3. Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  4. Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  5. Если есть диалог, ставят тире.
  6. Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.

После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

Помощь в составлении схем

Алгоритм построения схем

Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

Что нужно запомнить: примеры

Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

Вот несколько примеров:

  • Я пою. I___ ­­­___.
  • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
  • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
  • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

  • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
  • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
  • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
  • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?
Алгоритм построения схем

Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

  • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
  • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

Составление схем соединений средней сложности

3. Теоретическая справка:. 
При сборке схем следуйте необременительным правилам:
1. Сборку схемы следует проводить в одном направлении. Например: собираем схему по часовой стрелке.
2. При работе со сложными, разветвленными схемами, удобно разбить ее на составные части.
3. Если в схеме много разъемов, контактов, соединений, удобно разбить схему на участки. Например, сначала собираем цепь от фазы до потребителя, потом собираем от потребителя к другой фазе, и т.д.
4. Сборку схемы следует начинать от фазы.

Рассмотрим источник питания электрических схем, в частности, «сухие» элементы и аккумуляторные батареи. Давайте исходя из описанных выше правил попробуем составить простейшую принципиальную схему, состоящую из трех элементов: источника (аккумуляторная батарея), приемника (лампа накаливания) и выключателя. Но сначала приведем УГО этих элементов:


hello_html_m128e2d4a.png

А теперь последовательно включим эти элементы, собрав электрическую цепь:


hello_html_9d6e7c2.png

Принципиальная электрическая схема

Контакт SA1 называется нормально разомкнутым контактом, потому что в изначальном положении он разомкнут и ток через него не течет. При замыкании SA1 (например, это может быть выключатель, которым мы все зажигаем дома свет) лампа HL1 загорится, подпитываясь энергией батареи GB1, и гореть она будет до тех пор, пока не разомкнется ключ SA1, либо не кончится заряд аккумулятора.

Данная схема абсолютно точно и наглядно показывает последовательность соединения элементов и тип этих элементов, что исключает ошибки при сборке устройства на практике.

hello_html_m9693bea.png

Схема — это графический конструкторский документ, на котором показаны в виде условных изоображений или обозначений составные части изделия и связи между ними.
Классификация и обозначение схем.

Схемы в зависимости от элементов и связей между ними подразделяют на следующие виды, обозначаемые буквами:

электрические — Э, гидравлические — Г, пневматические — П, газовые (кроме пневматических) — X, кинематические — К, вакуумные — В, оптические — Л, энергетические — Р, комбинированные  — С, деления — Е.
Схемы применяют при изучении принципа действия механизмов, машин, приборов, аппаратов, при их наладке и ремонте, монтаже трубопроводов и электрических сетей, для уяснения связи между отдельными составными частями изделия без уточнения особенностей их конструкции.

Прежде всего, давайте разберемся с возможными видами электрических соединений. Их два: последовательное и параллельное. Каждое их них имеет свое предназначение и применяется при реализации различных задач.

hello_html_m3957d8d2.jpg

Последовательное соединение электроприёмников

hello_html_m28d7b862.png

Параллельное соединение электроприёмников
Схемы входят в комплект конструкторской документации и содержат вместе с другими документами необходимые данные для проектирования, изготовления, сборки, регулировки, эксплуатации изделий.

Схемы предназначаются:
— на этапе проектирования — для выявления структуры будущего изделия при дальнейшей конструкторской проработке;
— на этапе производства — для ознакомления с конструкцией изделия, разработки технологических процессов изготовления и контроля деталей;
— на этапе эксплуатации — для выявления неисправностей и использования при техническом обслуживании.

4. Задание:

1. Ознакомление с различными видами схем соединений;

2. Составление схем соединений по принципиальным схемам и конструктивным сборочным чертежам;

3. Выполнение обозначений на схемах;

4. Составление спецификации

5. Оформление отчета

Отчет:

1. Перечислить виды соединений

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составте спецификацию на схему электронного диска.

hello_html_m43b743e7.png

Дата сдачи работы: _______________________________________________

Кол-во баллов: ______________ Оценка работы _________________

Подпись мастера производственного обучения: _______________________

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *