Регулятор напряжения 1112.3702 автомобиля КрАЗ-250
Технические данные регулятора
Номинальное напряжение, В
28
Напряжение, поддерживаемое регулятором при 20 °С, В:
1-й уровень (рычажок переключателя установлен в положение «MIN»)
27,5±0,7
2-й уровень (рычажок переключателя установлен в положение «МАХ»)
29±0,7
Частота вращения ротора, при которой проверяется регулируемое напряжение
на обоих уровнях, об/мин
3500
Ток нагрузки, при котором проверяется регулируемое напряжение на обоих
уровнях, А
18
Падение напряжения между выводами «Ш» и «М» при токе 1,5 А и температуре 20±5 °С , В , не более
1,2
Проверка падения напряжения между выводами «Ш» и «М» производится по схеме, приведенной на рис. 87. Схема подключается к двум последовательно включенным аккумуляторным батареям с номинальным напряжением 12 В, а рычаг переключателя регулятора устанавливается в положение » МАХ». Затем замеряют напряжение между выводами «Ш» и «М», устанавливая реостатом заданный ток (1,5 А).
Рис. 87. Схема для проверки падения напряжения между выводами «М» и «Ш» генератора:
1112-3702 — регулятор напряжения; РV — вольтметр; РА — амперметр; R — реостат; «Ш и «М» — выводы; А — источник питания
Проверку работоспособности регулятора напряжения 1112-3702 можно производить только на специальных стендах путем замера регулируемого напряжения в двух установленных уровнях.
Стенд должен быть оборудован следующими приборами, позволяющими производить необходимые замеры:
-вольтметром постоянного тока, класс точности не ниже 0,5 со шкалой 0-35 В;
— амперметром постоянного тока, класс точности не ниже 1,0 со шкалой 0-50 А;
— тахометром, позволяющим замерять частоту вращения ротора генератора в пределах от 0 до 7000 об/мин;
— нагрузочным реостатом на ток до 50 А. Испытательный стенд должен быть оборудован
также специальным приводом для генератора, обеспечивающим возможность плавного изменения частоты вращения в пределах от 0 до 5000 об/мин.
Проверяемый регулятор напряжения подключается к стенду по схеме, приведенной, на рис. 88. Схема подключается к двум последовательно включенным аккумуляторным батареям с номинальным напряжением 12 B. Степень заряженности батарей должна быть не ниже 75%.
Проверку работоспособности регулятора производить следующим образом:
1. Установив по тахометру частоту вращения ротора генератора 3500 об/мин, с помощью реостата » R» обеспечить ток нагрузки 18 A. Поочередно устанавливая рычаг переключателя регулятора в положение » MIN» и » МАХ» (по маркировке на крышке переключателя), зафиксировать регулируемое напряжение по вольтметру «РV» на обоих уровнях.
Рис. 88. Схема для проверки уровня настройки регулятора напряжения:
PV — вольтметр; РА — амперметр; R — реостат; 1112-3702 — регулятор напряжения; О — генератор; А — источник питания; «Ш» и «М» – выводы
2.
После чего, увеличивая ток нагрузки до 30 А, снизить частоту вращения ротора генератора до 2500 об/мин. Затем перевести рычаг переключателя регулятора в положение «МАХ » и замерить регулируемое напряжение, в указанном режиме по вольтметру «РV».
Регулируемое напряжение на каждом из уровней, при проведении испытания генератора по п.1, должно находиться в пределах, указанных выше (см. Технические данные регулятора).
При проведении испытания по п. 2 отклонение регулируемого напряжения от фактической величины, зафиксированной при проведении испытания по п. 1, должно быть не более 1,1 В; при этом рычаг переключателя должен быть установлен в положение «МАХ «, а * окружающей среды находиться в пределах от минус 15 до 70 °С. При этом величина регулируемого напряжения должна быть не ниже 26 B и не выше 30,5 B.
Регуляторы напряжения, параметры которых не удовлетворяют изложенным выше требованиям, ремонту не подлежат и заменяются на новые.
Регулятор напряжения 121.
3702
О САЙТЕ | | НОВОСТИ САЙТА
| ПРОЕКТЫ|ССЫЛКИ
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
АВТОМОБИЛЬНАЯ
ЭЛЕКТРОНИКА
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ
ПРИЕМ
СВЕТОДИНАМИЧЕСКИЕ
УСТРОЙСТВА
СРЕДСТВА СВЯЗИ
ЭЛЕКТРОНИКА И
ЗДОРОВЬЕ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ДОМА И НА РАБОТЕ
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
ПРИБОРЫ
КОНСТРУИРОВАНИЕ
И РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
АВТОМАТИКА,
ТЕЛЕМЕХАНИКА, ЦИФРОВАЯ
ТЕХНИКА
gif» bgcolor=»#FFFFFF»>
Регулятор напряжения
121.3702
Бесконтактный транзисторный
регулятор напряжения 121.3702
(см.рис.) применяется с
генератором Г221А взамен
вибрационного регулятора
напряжения РР380. Схема
регулятора достаточно проста и
типична, что позволяет
использовать ее для
иллюстрации принципа работы
транзисторных регуляторов.
Эталонной величиной в
регуляторе является
напряжение стабилизации
стабилитрона VD1. Характерной
особенностью стабилитрона
является то, что если
напряжение между его катодом и
анодом по величине меньше
напряжения стабилизации, ток
через него практически не
протекает. Если напряжение
между катодом и анодом
достигает величины напряжения
стабилизации, ток через
стабилитрон резко возрастает,
происходит «пробой»
стабилитрона. При этом
напряжение между его катодом и
анодом остается практически
неизменным.
Измерительным
органом в регуляторе является
делитель напряжения, состоящий
из резистора R2 и двух
параллельно включенных
резисторов R1 и R3. К
стабилитрону VD1 через переход
эмиттер-база транзистора VT1
подводится та часть напряжения
генератора, которая выделяется
на параллельно включенных
резисторах R1, R3. Стабилитрон
является органом сравнения в
регуляторе напряжения.
Регулирующим органом в схеме
является электронное реле на
трех транзисторах VT1—VT3. Эти
транзисторы при работе
регулятора напряжения могут
находиться в одном из двух
состояний — открытом (ток в
цепи эмиттер-коллектор
транзистора протекает) и
закрытом — ток в цепи
эмиттер-коллектор отсутствует.
Цепь между эмиттером и
коллектором в этом смысле
аналогична контактам реле. Для
перехода транзистора из
закрытого в открытое состояние
в цепи эмиттер-база должен
появиться ток, для чего к
переходу эмиттер-база следует
приложить напряжение
соответствующей полярности, т.
е. переход эмиттер-база должен
быть смещен в прямом
направлении. Ток, открывающий
транзисторы типа P—N—P,
протекает от эмиттера к базе
(эмиттер имеет более высокий
потенциал, чем база), а типа
N—Р—N — от базы к эмиттеру
(положительный потенциал на
базе относительно эмиттера). Если переход эмиттер-база
смещен в обратном направлении,
то транзистор закрыт.
Регулирование
напряжения транзисторным
регулятором происходит
следующим образом. До
пуска двигателя при
включении выключателя
зажигания 5 (см. рис.3а здесь) напряжение
аккумуляторной батареи
подводится к делителю
напряжения R1—R3. При этом к
стабилитрону VD1 поступает
та часть этого напряжения,
которая выделяется на
плече делителя,
образованном параллельно
включенными резисторами R1,
R3. Резистор R1 настройки
регулятора подбирается
таким образом, чтобы
напряжение на резисторах
R1, R3 при включении только
аккумуляторной батареи
было меньше, чем
напряжение стабилизации
стабилитрона VD1, т. е
недостаточно для его
пробоя. При этом
стабилитрон препятствует
протеканию тока в цепи
базы транзистора VT1,
который находится,
следовательно, в закрытом
состоянии. Транзисторы VT2 и
VT3 открыты, так как в цепях
их баз протекают токи — у
транзистора VT2 через
резистор R5, а у транзистора
VT3 — через переход
эмиттер-коллектор
транзистора VT2.
Транзисторы
VT1 и VT2 имеют тип P—N—P, а
транзисторы VT3 — N—P—N.
Следовательно, при
включении аккумуляторной
батареи электронное реле
регулятора напряжения
находится во включенном
состоянии, его выходной
транзистор VT3 открыт и ток
от аккумуляторной батареи
поступает в обмотку
возбуждения, обеспечивая
возбуждение генератора.
После пуска
двигателя генератор
вступает в работу, его
напряжение возрастает до
тех пор, пока напряжение на
плече делителя R1, R3 не
станет равным напряжению
стабилизации стабилитрона
VD1. При этом стабилитрон
пробивается, возникает ток
в базе транзистора VT1 и он
открывается. Поскольку
сопротивление перехода
эмиттер-коллектор
открытого транзистора
мало, то этот переход
транзистора VT1 практически
накоротко соединяет базу с
эмиттером транзистора VT2,
шунтирует этот его
переход, ток в базе
транзистора VT2
прекращается и он
закрывается.
Если закрыт
транзистор VT2, то
закрывается и транзистор
VT3, так как ток в его
базовой цепи прерывается. Электронное реле
регулятора переходит в
выключенное состояние, ток
в обмотке возбуждения
уменьшается,
соответственно
уменьшается и напряжение
генератора. При этом
уменьшается напряжение на
резисторах R1, R3. Как только
оно становится меньше
напряжения стабилизации
стабилитрона VD1,
транзистор VT1 закрывается,
VT2 и VT3 открываются,
напряжение генератора
возрастает, т. е. процесс
повторяется.
Транзистор VT2
играет в схеме роль усилителя.
Применение в схемах нескольких
транзисторов связано с тем, что
на входе регулятора обычно
коммутируется ток в десятки
миллиампер в то время, как на
выходе ток современных
регуляторов напряжения
достигает 5 А. При этом
коэффициент усиления схемы
регулятора по току лежит в
пределах 300—800. Такого усиления
на одном транзисторе достичь
невозможно. Таким образом, регулирование
напряжения генератора
производится ступенчато.
Электронное реле регулятора
напряжения переходит от
включенного к выключенному
состоянию и обратно, то
подключая обмотку возбуждения
к источнику питания, то ее
отключая. В зависимости от
режима работы генератора
меняется относительное время
нахождения реле во включенном
или выключенном состоянии, чем
и обеспечивается
автоматическое поддержание
напряжения генератора на
заданном уровне. Гасящий диод
VD2 предотвращает появление
опасных импульсов напряжения
при запирании транзистора VT3 и
прерывании тока в обмотке
возбуждения.
Появление
импульса высокого
напряжения
предотвращается тем, что
при запирании транзистора
VT3 ток обмотки возбуждения
имеет возможность
протекать через гасящий
диод, обмотка возбуждения
этим диодом оказывается
замкнута практически
накоротко и опасных
последствий прерывания
тока не происходит.
Обратные
связи в схеме регулятора
повышают качественные
показатели его работы,
увеличивают частоту
переключения его
электронного реле, снижают
потери в транзисторах при
переключении,
обеспечивают разницу
между напряжениями
включения и выключения
электронного реле
регулятора и т. д.
Через
обратные связи
осуществляется
воздействие сигнала на
выходе элемента на вход
этого же или другого
элемента. В этом смысле
измерительный элемент
регулятора, его входной
делитель напряжения,
является главной обратной
связью в системе
автоматического
регулирования напряжения
генератора — он подает
выходное напряжение
генератора на вход
регулятора напряжения.
Через
резисторы в регуляторе
осуществляется жесткая
обратная связь, через цепи
с конденсатором — гибкая.
Жесткая обратная связь
отличается от гибкой тем,
что передает сигнал без
задержки по времени.
В
изображенной на рисунке схеме
имеются два элемента обратной
связи — цепь, состоящая из
конденсатора С1 и резистора R4, а
также конденсатор С2. Цепь R4, С1
связывает коллектор
транзистора VT2 с базой
транзистора VT1, т. е. выход
транзистора VT2 с входом VT1. Эта
цепь снижает потери в
транзисторах VT1-VT3 при их
переключении. До пробоя
стабилитрона VD1 конденсатор С1
разряжается через
переходэмиттер-коллектор
транзистора VT2 и резисторы R4,R7. С переходом транзистора VT1 в
открытое состояние, а VT2 и VT3 в
закрытое конденсатор С1
заряжается через эмиттер
базовый переход транзистора VT1,
резисторы R4R6, предохранитель. При этом переход база-эмиттер
VT1 получает по цепи R4С1
дополнительный импульс тока,
сокращающий время перехода
транзистора VT1 в открытое
состояние, а транзисторов VT2 и
VT3 в закрытое состояние и,
следовательно, снижающий
потери мощности в транзисторах
при их переключении.
Конденсатор С2 связывает вход и
выход транзистора VT1, что
делает этот транзистор
интегрирующим звеном, основной
особенностью которого
является подавление
высокочастотных колебаний при
их прохождении. Наличие
интегрирующего звена
исключает самовозбуждение
схемы, влияние на регулятор
посторонних электромагнитных
помех. Резисторы R5—R7
обеспечивают нужный режим
работы транзисторов в открытом
и закрытом состояниях. Так,
резистор R5 ограничивает на
требуемом уровне ток базы
транзистора VT2, резистор R6
позволяет транзистору VT3
закрыться полностью.
Схема имеет
два элемента защиты —
предохранитель FU, который
разрывает цепь при токовой
перегрузке выходного
транзистора, и диод VD3,
защищающий регулятор от
импульсов напряжения
обратной полярности.
Изоляторы аккумуляторных батарей и реле автоматической зарядки (ACR): сравнение
Когда дело доходит до управления аккумуляторными батареями, изоляторы аккумуляторных батарей и реле автоматической зарядки (также называемые ACR или реле, чувствительные к напряжению) используются для защиты резервного питания аккумуляторов, предотвращения поломок и защиты. другие жизненно важные функции транспортного средства или лодки.
Чем отличаются эти два компонента? Один лучше другого? Когда вы должны выбрать одно над другим? Вот некоторые вещи, о которых следует помнить.
Разъединители батарей и реле автоматической зарядки (ACR) предназначены для распределения зарядного тока между несколькими батареями, но каждое из них управляет током по-разному.
Батарейные изоляторы используют кремниевые диоды для разделения одностороннего потока тока, который равномерно заряжает обе батареи, чтобы вспомогательные батареи не могли потреблять энергию от основной пусковой батареи. Хотя изолятор является более простым и привычным из двух методов, одним из недостатков является небольшое падение напряжения (около 0,7 В), которое может привести к недостаточному заряду аккумуляторов, если не используются генераторы переменного тока с внешним датчиком напряжения. Изоляторы с твердотельной конструкцией, такие как многие из линейки продуктов Eaton Sure Power, имеют меньше движущихся частей, которые могут выйти из строя или изнашиваться, хотя они могут выделять тепло.
ACR — это автоматические выключатели, которые определяют, когда источник зарядки подается на любую батарею, и замыкаются, когда напряжение на одной из них поднимается достаточно высоко, чтобы указать, что она заряжена или близка к полной (обычно около 13,3 В), пока не упадет до безопасный уровень. Это предотвращает разрядку обеих батарей, когда тока недостаточно для зарядки обеих. Одним из преимуществ ACR является то, что его можно использовать с подвесными моторами и инверторами/зарядными устройствами, которые также потребляют пусковой ток и, следовательно, не будут работать с изолятором. ACR также могут упростить проектирование системы, поскольку зарядные устройства и регуляторы, работающие с одним аккумуляторным блоком, по-прежнему будут работать с несколькими аккумуляторными блоками.
Оба типа устройств управления зарядом — изоляторы аккумуляторов и ACR — обычно используются на лодках, а также на рабочих грузовиках и других коммерческих транспортных средствах.