Site Loader

Содержание

Как нарисовать блок-схему

Автор: Степан Митькин

Создавать диаграммы на профессиональном уровне — это не так сложно, как некоторые думают. Для этого не нужно быть графическим дизайнером. Всё, что требуется — знание нескольких практических приёмов. Мы рассмотрим эти приёмы далее, однако их не нужно заучивать наизусть. DrakonHub автоматически следует им, когда вы рисуете.

Данные приёмы лежат в основе визуального языка ДРАКОН.

Начни с подходящего названия

Перед тем, как начать рисовать, придумайте подходящее название для диаграммы. Название должно точно отражать назначение алгоритма или процедуры. Оно должно быть как можно более коротким, но не слишком коротким. Название должно нести смысл.

Помести начало вверху

Начальную икону следует поместить наверху диаграммы. Именно там читатель и будет её искать. Давайте не будем тратить время читателя впустую и дадим ему то, что он ожидает.

Начальная икона должна содержать название диаграммы. Это не должно быть слово «начало» или «начни здесь».

Конец только один

На диаграмме должен быть только один конец. Икону Конец следует поместить внизу диаграммы. Дайте читателю чувство безопасности: чтобы ни произошло на диаграмме, всё закончится там, где должно.

В иконе Конец должна быть надпись «Конец». Это сигнал для читателя: теперь всё кончено. Не помещайте в икону Конец последний шаг алгоритма или название следующей процедуры.

Иди вниз

Поток выполнения на диаграмме должен идти сверху вниз. Это направление — самое удобное, так как люди привыкли читать тексты таким образом. А кроме того, движение вниз естественно на планетах с силой тяжести.

Избегай поворотов

Единственный случай, когда линии должны изменять направление, — это принятие решений. Когда имеется выбор между несколькими путями, эти пути должны сначала разойтись, а потом снова сойтись. Для этого, конечно, нужны повороты.

Если решений нет, не поворачивайте. Идите вниз.

Если решения есть, минимизируйте число поворотов.

Не допускай пересечения линий

Всякий раз, когда глаз натыкается на пересечение линий, наш мозг пытается выяснить, а не связаны ли эти линии? Это создаёт дополнительную нагрузку на мозг.

Все попытки изображать пересечения так, чтобы это не выглядело отвратительно, провалились. Единственный способ избежать этой дополнительной нагрузки — не допускать пересечений.

Замени стрелки простыми линиями

В старину блок-схемы состояли из квадратиков и стрелочек. Сейчас это уже не так.

В современных ДРАКОН-схемах вместо стрелок есть простые линии. Почему? Дело в том, что с квадратиками проблем нет, а вот со стрелками — есть. Стрелки представляют собой дополнительные графические объекты, и они увеличивают сложность визуальной сцены. Назначение стрелки — показать следующую икону. А если ли мы принимаем соглашение о том, что иконы идут сверху вниз, то стрелки становятся вообще не нужны! Следующая икона всегда под текущей.

Есть только одна ситуация, когда следующая икона расположена выше текущей.

Это возможно, когда имеется цикл. Только в том случае имеет смысл использовать стрелку.

Таким образом, циклы становятся хорошо видны на блок-схеме: ищите стрелки!

Только прямые вертикальные и горизонтальные линии

Изогнутые линии могут быть к месту, когда речь идёт о дизайне. Но в деловой графике кривые — это яд. Вот почему. Наш мозг рассматривает отрезки прямых как простые примитивы. Мы легко видим, какие два объекта соединены прямым вертикальным или горизонтальным отрезком.

С кривыми и наклонными линиями всё по-другому. Чтобы понять, какие именно объекты соединяет кривая линия, глаз вынужден тщательно отследить эту линию от начала до конца. Это создаёт ненужное напряжение внутри нас и занимает время.

Вот пример того, насколько прямые линии понятнее кривых.

Очевидно, что легче ездить по местности с прямыми дорогами.

Выровняй ширину икон на вертикали

Когда несколько икон на одной вертикали имеют одну и ту же ширину, мы воспринимаем их как группу. Наши глаза сканируют их быстрее. Но если у икон разная ширина, ощущение мягкого скольжения от одной иконе к другой теряется.

Когда ширина иконы отличается от ширины соседей, это сигнал. Не давайте читателю ложных сигналов.

Соблюдай одинаковое расстояние между соседними элементами

Что такое «метр»? В поэзии метр — это базовая ритмическая структура строфы.

В графике метром называют требование соблюдать одинаковое расстояние между соседними элементами. Метр — это простой трюк, но его положительный эффект огромен.

Ветвление: только вправо!

Мы договорились о том, что наши блок-схемы будут выполняться сверху вниз. Нам остаётся только два направления для дополнительных путей, которые начинаются в точках принятия решений: лево и право. На практике оказывается, что полезно выбрать только одно направление и придерживаться его.

Всегда направляйте дополнительные пути только вправо. Исполнение этого правила существенно повышает предсказуемость диаграмм и их единообразие. А ведь предсказуемость — необходимое условие ясности.

Читатель не должен сканировать диаграмму в поисках дополнительного пути. И так известно, что он справа. Читатель ожидает ветвление справа и находит его там.

Этот нехитрый приём экономит немало сил. Вместо того, чтобы сначала анализировать форму диаграммы, можно сразу перейти к её содержанию.

Чем правее, тем хуже

Не все пути через диаграмму одинаковые. Обычно один из них наиболее успешен. Такой путь называют «царская дорога» (или happy path). Остальные маршруты в зависимости от контекста каким-то образом хуже. В программировании некоторые условия приводят к ошибкам и сбоям. В медицинских процедурах существует возможность того, что пациент умрёт.

В некоторых алгоритмах трудно сказать, является ли какой-либо исход хорошим или плохим. В таких случаях царская дорога — это наиболее вероятный сценарий.

Существует простой способ чётко обозначить царскую дорогу на блок-схеме. Блок-схемы следует рисовать так, чтобы царская дорога проходила по главной вертикали. Вертикаль с царской дорогой называется «шампур».

Когда через диаграмму проходит более одного маршрута, отсортируйте их слева-направо согласно принципу: чем правее, тем хуже. Царская дорога будет на самой левой вертикали, наихудший сценарий — на самой правой. Все остальные пути пройдут где-то в середине.

Те читатели, которые хотят знать только царскую дорогу, не обязаны изучать всю диаграмму. Им достаточно бросить взгляд только на левую её часть.

Общая судьба

Довольно часто обстоятельства диктуют нам разные способы выполнения некоторого действия. Какое-то дело надо сделать, но вот как именно — это зависит от условий.

Например, если в нашей машине дизельный двигатель, то нужно заправить её дизельным топливом. Если у нас бензиновый двигатель, то бензином. Если же ли мы имеем электромобиль, нам следует зарядить его аккумулятор. В данном случае действие, которое мы выполняем исходя из условий, — снабжение автомобиля энергией.

Можно показать, что действия, расположенные на разных путях через диаграмму, связаны.

Чтобы это сделать, выровняйте соответствующие иконы по одной горизонтальной линии. Этот приём называется «общая судьба».

Общая судьба может быть также полезна для того, чтобы обеспечить обязательное выполнение критически важного действия в любом случае. В нашем примере мы имеем уверенность, что автомобиль получит энергию вне зависимости от типа двигателя.

Силуэт

Силуэт — это диаграмма, которая состоит из нескольких блок-схем. В каком-то смысле силуэт напоминает карты мыслей. Он разбивает проблему на логические части. Эти части называются «ветки силуэта». Каждая ветка силуэта — это небольшая отдельная блок-схема с собственным названием. В нижней части ветки находится ссылка на следующую ветку. Ветки в силуэте выполняются последовательно слева-направо, но могут быть и исключения.

Силуэт полагается на стратегию «разделяй и властвуй». Вместо одной большой запутанной блок-схемы, мы получаем несколько малых и простых.

В силуэте может быть много малых блок-схем. Тем не менее, дизайн силуэта обеспечивает, что диаграмма воспринимается как единое целое.

Силуэт чрезвычайно полезен, так как он позволяет разместить сложную процедуру на одной визуальной сцене. Чтобы узнать больше о силуэте, посмотрите это видео.

Множество небольших улучшений дают новое качество

Правила, описанные в данной статье, представляют собой действенные, проверенные практикой способы улучшить читаемость диаграмм. Хотя ни один из этих приёмов в отдельности не производит драматического впечатления, все вместе, они приносят в диаграммы новое качество.

Благодаря совместному действию этих правил, диаграммы приобретают совершенно иной уровень чёткости и понятности. Открывается новая дорога для нашего визуального мышления.

Смотрите также

Визуальный язык ДРАКОН

Учим ДРАКОН по примерам

Иконы языка ДРАКОН

Видео: Как нарисовать ДРАКОН-схему

Зачем нужно рисовать блок-схемы бизнес-процессов? Конкретный пример… | Статья

Начнем с того что BPMN, EPC и IDEF — это умные слова и не более того.

Попытка описывать ими бизнес-процессы приравнивается к попытке чесания ногой за ухом…

Если специалист говорит что описал процессы и в качестве результата будет показывать мне рисованные схемы, в Visio, Aris, в нотациях BPMN, EPC или IDEF и т д, то у меня в голове сразу включает сигнал тревоги: «умник прямо по курсу, от которого надо держаться по дальше».

Почему то в сообществе «специалистов по управлению / MBA / консультантов / экспертов / программистов» — нужно подчеркнуть, сложилось мнение что описание бизнес-процессов это аля рисование схемок и произношение умных слов.

Они так любят свои художества, что за этой влюбленностью не замечают их бесполезность. Им до ламочки тот факт, что эти схемы не позволяют контролировать результаты, собирать информацию или добиваться повышения качества продукции. Им просто нравится умничать и казаться умными. Причем учитывая уровень управленческих компетенций в нашей стране, им это часто удается.

Вот. Выговорился )))

Этот поток «комплиментов» относится именно к специалистам по BPMN/EPC/IDEF итд, но не к нотациям как таковым. Сами нотации — есть обычный инструмент. Но как и ножом — ими нужно уметь пользоваться и понимать где это нужно. К примеру бесполезно ножом есть суп, даже если у вас очень модный нож и вам очень сильно хочется им похвастаться.

За последний год, при том что удалось описать и информатизировать порядка 100 процедур, есть регламенты, инструкции и достаточно мощная информационная система, потребность в описании блок-схемы по процессу пока выявилась всего лишь 1 раз.

Задача косалась процедуры входящих документов. Там есть проблема с контролем (как выяснилось из-за ошибки в ПО ДИРЕКТУМ), которую нужно было найти, определить, обосновать руководству и поставить задачу программистам. Вот под эту конкретную задачу и понадобилось написать схему.

Восстановим хронологию событий:

1. Поставлена цель: отказ от бумаги

2. Начали проработку нового порядка действий

3. Выяснили, что отказаться от бумаги не можем, т.к. в ДИРЕКТУМе нет контроля исполнения РКК

4. Начали думать над постановкой контроля в ДИРЕКТУМе, чтобы видеть показатели типа: «Средняя длительность исполнения входящих документов», «Доля документов выполненных в сроки». Ну и увиедть конкретные записи по нарушениям. Например: РКК №123 — нарушение срока на 5 дней. Ответственный: Петров и Сидоров

5. Пытаюсь вывести отчет. Но не тут то было. В отчете есть план.дата, но в 99% записей нет факт.даты. А как посчитать среднюю длительность? И как узнать нарушен срок или нет? Никак! И те РКК, где План.дата меньше сегодняшней даты = просрочены. Хотя люди говорят что все выполнили и нажали Выполнено.

6. Начинаем разбирать ситуацию, почему в 1% записей факт дата есть, а в 99% — нет. Выясняем, что факт.дата проставляется и не проставляется в следующих вариантах:

6.1. Факт дата проставляется, если реквизит «На контроле» = «Да», документы выполнен, отправлено задание контроль на руководителя и принято. Все!

6.2. А не проставляется во всех остальных случаях, включая:

6.2.1. Реквизит «На контроле» = «Да», но руководитель не принял задание-контроль. Факт дата = Пусто. Документ считается просроченным.

6.2.2. Реквизит «На контроле» = «Нет». В этом случае ПО вообще не ставит Факт.дату. Все поручения обозначаются как просроченные.

7. И тут получаем большую проблему, в части п.6.1 — руководство, которое отвечает за процедурный тип деятельности, вынуждено обрабатывать очень большой поток входящи документов (ставить резолюции), и кроме того что человеку идет несколько десятков входящих на резолюцию, сюда же наваливается нагрузка этих же документов по контролю и получаем завал. Руководитель перестает справляться с потоком. ТМ зависает на контроле. Все РКК видны как просроченные.

Именно эту картинку я и попытался отобразить в виде схемы.

Цель у этой схемы не описать процесс, а показать проблемную точку в процедуре, быстро поставить задачу программисту по поиску ошибки в ТМ и объяснить руководству, от куда завал.

Т.е. взята конкретная точка зрения на конкретное место в процессе и схема более или менее информативна.

А если при помощи таких схем описать процесс в целом, то получается каша и ноль полезной информации.

Создание блок-схемы — служба поддержки Майкрософт

В этом разделе показано, как использовать шаблоны блок-схемы и блок-схемы с перспективой .

В блок-диаграммах используются формы блоков и выпуклых блоков, которые помогают проводить мозговые штурмы, планировать и общаться.

Блок-схемы с перспективой используют трехмерные формы для наглядной передачи информации.

Создать блок-схему

  1. Перейдите на вкладку Файл .

  2. Щелкните New , под шаблонами или категориями щелкните General , а затем дважды щелкните Block Diagram .

  3. Из блоков и Блоков поднято трафаретов, перетащите фигуры на страницу документа.

  4. Чтобы добавить текст к фигуре, выберите фигуру и введите текст.

Блоки перетекают друг в друга

  1. Из блока Blocks перетащите фигуру 1-D single , 2-D single или Open/closed bar на страницу документа. Или с Блоки подняты , перетащите Стрелку вправо , Стрелку вверх , Стрелку влево , Стрелку вниз , Горизонтальную полосу , Вертикальную полосу или Колено на страницу чертежа.

  2. Щелкните фигуру правой кнопкой мыши и выберите команду Открыть .

  3. Поместите открытый конец фигуры на плоскую сторону другой фигуры.

Совет: Чтобы расположить открытую фигуру и скрыть линии, переместите открытую фигуру на передний план. Чтобы изменить порядок выбранных фигур, на вкладке Главная в группе Упорядочить нажмите Переместить вперед или Отправить назад .

Страница документа, которая открывается с шаблоном блок-схемы с перспективой , содержит точку схода. Когда вы перетаскиваете приподнятую фигуру блока на эту страницу документа, фигура ориентируется так, что ее линии перспективы указывают на точку схода.

  1. Перейдите на вкладку Файл .

  2. Щелкните New , в разделе шаблонов или категорий щелкните General , а затем дважды щелкните Block Diagram with Perspective .

  3. Из трафарета блоков с перспективой перетащите фигуры на страницу документа.

  4. Чтобы добавить текст к фигуре, выделите ее и введите текст.

  5. org/ListItem»>

    Чтобы изменить перспективу фигур, перетащите точку схода (V.P.) на странице документа в новое место на странице документа или за ее пределами.

    Примечание. При перемещении точки схода все фигуры, связанные с этой точкой, меняют свою ориентацию.

Совет:  Вы можете скрыть или показать глубину во время работы. На вкладке Главная в группе Редактирование щелкните Слои , а затем щелкните Свойства слоя . В строке 3D Depth в разделе Visible щелкните, чтобы снять или отобразить флажок, а затем щелкните OK .

Вы можете ориентировать фигуры на диаграмме перспективы по разным точкам схода.

  1. Из Blocks with Perspective перетащите новую фигуру Vanishing Point на диаграмму.

  2. Выберите фигуру, которую хотите переориентировать.

  3. Перетащите красный маркер управления из центра исходной точки схода в центр новой.

    Соединение между формой и точкой схода склеивается, когда ручка управления новой точкой схода становится красной.

Примечание. Когда вы добавляете новую точку схода на перспективную диаграмму, фигуры на странице и фигуры, которые вы добавляете позже, продолжают ориентироваться на исходную точку схода. Используйте эти шаги, чтобы переориентировать любую фигуру в любую точку схода.

  1. org/ListItem»>

    Щелкните правой кнопкой мыши фигуру, которую хотите изменить, и выберите Задать глубину .

  2. В списке Глубина щелкните процентное значение. Чем выше процент, тем глубже будет казаться ваша фигура.

    Совет: Чтобы цвет тени отличался от цвета фигуры, щелкните фигуру правой кнопкой мыши и выберите Тень вручную . На вкладке Home в группе Shape щелкните Shadow и выберите цвет тени.

  1. Щелкните правой кнопкой мыши точку схода, которую хотите удалить, и выберите Разрешить удаление .

  2. org/ListItem»>

    Выберите точку схода и нажмите клавишу DELETE.

  1. На вкладке Главная в группе Редактирование нажмите Слои , а затем щелкните Свойства слоя .

  2. В строке Точка схода щелкните галочку под Видимая , чтобы снять ее, а затем щелкните OK .

Примечание. Даже если вы не скроете точку схода, она не появится на распечатанном чертеже.

См. также

Создание луковичной диаграммы

Создание диаграмм Visio с помощью сенсорного экрана

60-223: Схемы и блок-диаграммы

В этом семестре мы используем draw. io в качестве программного обеспечения для рисования схем и блок-диаграмм. Это бесплатный проект с открытым исходным кодом, который доступен в виде веб-приложения, и вы также можете загрузить версию для локального запуска на своем компьютере. В партнерстве с проектом Smart Spaces for Making, финансируемым NSF 1 в студенческом городке, мы создали серию пользовательских схематических и блок-схем, которые вы можете включить в свои рисунки.

Добавление наших пользовательских символов в draw.io

Использование веб-сайта draw.io

Перейдите по адресу https://nsfsmartmakerspaces.github.io/physcomp-drawio-library/, чтобы получить доступ к библиотекам пользовательских символов и добавить их в свой экземпляр от Draw.io.

Использование настольного приложения draw.io

Выберите Файл–>Открыть библиотеку из–>URL… , а затем введите соответствующий URL-адрес в диалоговое окно:

  • Для компонентов схемы: https://nsfsmartmakerspaces. github.io/physcomp-drawio-library/Components.xml
  • Для функциональных блок-схем https://nsfsmartmakerspaces.github.io/physcomp-drawio-library/Block.xml

Схемы, выполненные должным образом, служат компактными описательными документами, которые передают точную конфигурацию электрической системы. В идеале созданную вами схему может прочитать любой из ваших одноклассников, чтобы воспроизвести нарисованную вами систему, не задавая вам никаких вопросов.

В контексте этого курса схема фиксирует/записывает:

  • используемые электрические компоненты и
  • топологические связи между этими компонентами.

Топологический здесь означает, что задача схемы состоит в том, чтобы показать, например, какие контакты одного устройства подключены к каким контактам другого, но , а не , какова длина провода, который их соединяет, или фактический путь в пространстве. занимает.

В контексте этого курса схема обычно делает не запись:

  • относительный физический размер компонентов,
  • внешний вид комплектующих,
  • физическое расположение компонентов или
  • размер, форма или тип проводов, соединяющих компоненты.

Условные обозначения схем

Общепризнанные схемы

Существует множество стандартов, используемых инженерами-электриками для определения внешнего вида многих общих элементов схемы. На этом изображении показаны некоторые элементы, имеющие отношение к этому курсу, в том виде, в каком они появляются в draw.io:

Обратите внимание, что в мире существует множество их вариаций. Иногда два разных способа рисования элемента могут указывать на истинное различие, тогда как в других случаях они могут быть просто синонимичными ссылками на один и тот же компонент. Без единого руководящего стандарта, применимого ко всем схемам (а такого стандарта в реальной отрасли нет), к сожалению, вы иногда будете сталкиваться с двусмысленностью при чтении схем из разных источников.

Мы постараемся использовать общие символы внутри контекста этого класса, как определено в этом документе.

Пользовательские схемы или диаграммы для конкретных классов

Существует простой общий способ рисования условного обозначения практически для любого компонента, следуя следующему шаблону:

просто добавьте усы и пометьте по мере необходимости; если у вас нет входа/выхода/питания/земли, то опускайте ненужные аспекты.

Приведенная выше библиотека компонентов в draw.io включает в себя множество деталей нашего набора, нарисованных в стиле этого формата. Если вам нужно нарисовать что-то, чего нет в библиотеке классов, вы можете использовать эту редактируемую копию общего рисунка выше в качестве отправной точки.

Стиль пересечения проводов

Существуют различные стандарты аннотирования пересечения проводов на схемах, поэтому помните об этом, читая чертежи вне контекста этого класса.

Тем не менее, вот как мы укажем, являются ли провода несоединенными и просто пересекают пути, а не соединены электрически:

фигура слева. Рисунок справа сделан путем рисования двух меньших вертикальных линий, которые пересекаются с горизонтальной. Одна из этих вертикальных линий имеет «конец линии», который представляет собой точку. Вот редактируемая копия приведенного выше рисунка, которую вы можете использовать для копирования эффекта, если вам трудно понять его.

Что можно и что нельзя делать

Функциональная блок-схема работает на одном уровне абстракции выше, чем электрическая схема. Он не связан с конкретными электрическими соединениями и проводкой; скорее, он фиксирует отношения информационных потоков между элементами системы.

Блок-схема не связана с потоком энергии; его задача — описать, как информация проходит через систему. Схема не содержит концепции информации, а гораздо ближе к чертежу для изготовления.

Мы следуем тому же соглашению, показанному выше, с информацией, поступающей с левой стороны элемента и уходящей с правой стороны элемента. Обратите внимание на различия в рисунках ниже:

В наших рисунках также есть некоторые тонкие различия: метки блок-схем нарисованы вне основного тела, на стрелках, и имеют закругленные углы. Это не стандарт в отрасли; это просто то, чего мы придерживаемся в этом классе.

Если бы вы вручили своему другу блок-схему справа и сказали ему построить описанное устройство, у него было бы много возможных вариантов, так как существует много возможных реализаций. Схема, с другой стороны, гораздо более ограничена: она говорит, какие части соединять и как.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *