Вечный двигатель — это… Что такое Вечный двигатель?
Мнимый вечный двигатель с перекатывающимися шарами. Фото 1915 годаВе́чный дви́гатель (лат. Perpetuum Mobile) — воображаемое устройство, позволяющее получать полезную работу бо́льшую, чем количество сообщённой ему энергии.
Современная классификация вечных двигателей
- Вечный двигатель первого рода — устройство, способное бесконечно совершать работу без затрат топлива или других энергетических ресурсов. Согласно закону сохранения энергии, все попытки создать такой двигатель обречены на провал. Невозможность осуществления вечного двигателя первого рода постулируется в термодинамике как первое начало термодинамики.
- Вечный двигатель второго рода — машина, которая, будучи пущена в ход, превращала бы в работу всё тепло, извлекаемое из окружающих тел. Невозможность осуществления вечного двигателя второго рода постулируется в термодинамике в качестве одной из эквивалентных формулировок второго начала термодинамики.
И первое, и второе начала термодинамики были введены как постулаты после многократного экспериментального подтверждения невозможности создания вечных двигателей. Из этих начал выросли многие физические теории, проверенные множеством экспериментов и наблюдений, и у учёных не остаётся никаких сомнений в том, что данные постулаты верны, и создание вечного двигателя невозможно.
Постулат Кельвина — невозможно создать периодически действующую машину, совершающую механическую работу только за счет охлаждения теплового резервуара.
Постулат Клаузиуса — самопроизвольный переход теплоты от более холодных тел к более горячим невозможен.
История
Попытки исследования места, времени и причины возникновения идеи вечного двигателя — задача весьма сложная. Не менее затруднительно назвать и первого автора подобного замысла. К самым ранним сведениям о Perpetuum mobile относится, по-видимому, упоминание, которое мы находим у индийского поэта, математика и астронома Бхаскары, а также отдельные заметки в арабских рукописях XVI в., хранящихся в Лейдене, Готе и Оксфорде[1]. В настоящее время прародиной первых вечных двигателей по праву считается Индия. Так, Бхаскара в своём стихотворении, датируемом примерно 1150 г., описывает некое колесо с прикреплёнными наискось по ободу длинными, узкими сосудами, наполовину заполненными ртутью. Принцип действия этого первого механического перпетуум мобиле был основан на различии моментов сил тяжести, создаваемых жидкостью, перемещавшейся в сосудах, помещённых на окружности колеса. Бхаскара обосновывает вращение колеса весьма просто:
Неудачные конструкции вечных двигателей из истории
Рис. 1. Одна из древнейших конструкций вечного двигателяНа рис. 1 показана одна из древнейших конструкций вечного двигателя. Она представляет зубчатое колесо, в углублениях которого прикреплены откидывающиеся на шарнирах грузы. Геометрия зубьев такова, что грузы в левой части колеса всегда оказываются ближе к оси, чем в правой. По замыслу автора, это, в согласии с законом рычага, должно было бы приводить колесо в постоянное вращение. При вращении грузы откидывались бы справа и сохраняли движущее усилие.
Однако, если такое колесо изготовить, оно останется неподвижным. Причина этого факта заключается в том, что хотя справа грузы имеют более длинный рычаг, слева их больше по количеству. В результате моменты сил справа и слева оказываются равны.
Рис. 2. Конструкция вечного двигателя, основанного на законе АрхимедаНа рис. 2 показано устройство ещё одного двигателя. Автор решил использовать для выработки энергии закон Архимеда. Закон состоит в том, что тела, плотность которых меньше плотности воды, стремятся всплыть на поверхность. Поэтому автор расположил на цепи полые баки и правую половину поместил под воду. Он полагал, что вода будет их выталкивать на поверхность, а цепь с колёсами, таким образом, бесконечно вращаться.
Здесь не учтено следующее: выталкивающая сила — это разница между давлениями воды, действующими на нижнюю и верхнюю части погруженного в воду предмета. В конструкции, приведённой на рисунке, эта разница будет стремиться вытолкнуть те баки, которые находятся под водой в правой части рисунка. Но на самый нижний бак, который затыкает собой отверстие, будет действовать лишь сила давления на его правую поверхность. И она будет уравновешивать или превосходить силу, действующую на остальные баки.
Патенты и авторские свидетельства на вечный двигатель
Известные «изобретатели» вечных двигателей
Литература
- Вознесенский Н. Н. О машинах вечного движения. М., 1926.
- Ихак-Рубинер Ф. Вечный двигатель. М., 1922.
- Кирпичёв В. Л. Беседы по механике. М.: ГИТЛ, 1951.
- Мах Э. Принцип сохранения работы: История и корень его. СПб., 1909.
- Михал С. Вечный двигатель вчера и сегодня / Пер. с чеш. И. Е. Зино; Предисл. А. Т. Григорьяна.. — М.: Мир, 1984. — 256 с. — (В мире науки и техники). — 100 000 экз.
- Орд-Хьюм А. Вечное движение. История одной навязчивой идеи. М.: Знание, 1980.
- Перельман Я. И. Занимательная физика
- Петрунин Ю. Почему идея вечного двигателя не существовала в античности? // Петрунин Ю. Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. — М.: КДУ, 2006, с. 75-82
Примечания
- ↑ ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Наиболее ранние сведения о вечных двигателях
- ↑ «Вечный двигатель» PrimeInfo
См. также
Литература
Ссылки
Вечный двигатель — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Perpetuum Mobile.Ве́чный дви́гатель (лат. Perpetuum Mobile) — воображаемое неограниченно долго действующее устройство, позволяющее получать большее количество полезной работы, чем количество сообщённой ему извне энергии (вечный двигатель первого рода) или позволяющее получать тепло от одного резервуара и полностью превращать его в работу (вечный двигатель второго рода)
Современная классификация вечных двигателей
- Вечный двигатель первого рода — неограниченно долго действующее устройство, способное бесконечно совершать работу без затрат топлива или других энергетических ресурсов. Согласно закону сохранения энергии, все попытки создать такой двигатель обречены на провал. Невозможность осуществления вечного двигателя первого рода постулируется в термодинамике как первое начало термодинамики.
- Вечный двигатель второго рода — неограниченно долго действующая машина, которая, будучи пущена в ход, превращала бы в работу всё тепло, извлекаемое из окружающих тел. Невозможность осуществления вечного двигателя второго рода постулируется в термодинамике в качестве одной из эквивалентных формулировок второго начала термодинамики
И первое, и второе начала термодинамики были введены как постулаты после многократного экспериментального подтверждения невозможности создания вечных двигателей. Из этих начал выросли многие физические теории, проверенные множеством экспериментов и наблюдений, и у учёных не остаётся никаких сомнений в том, что данные постулаты верны, и создание вечного двигателя невозможно. В частности, второе начало термодинамики может быть сформулировано как один из следующих (эквивалентных) постулатов:
- Постулат Кельвина — невозможно создать периодически действующую машину, совершающую механическую работу только за счёт охлаждения теплового резервуара.
- Постулат Клаузиуса — самопроизвольный переход теплоты от более холодных тел к более горячим невозможен.
Демон Максвелла и броуновский храповик, если бы такие устройства были осуществимы, позволили бы реализовать вечный двигатель второго рода. Однако доказано, что работа таких систем как замкнутых (без обмена энергией с внешней средой) невозможна[уточнить].
История
Индийский или арабский вечный двигатель с небольшими косо закреплёнными сосудами, частично наполненными ртутьюСреди рисунков Леонардо Да Винчи была найдена гравюра с чертежом вечного двигателя, но в целом он скептически относился к идее вечного двигателя.[6]
Неудачные конструкции вечных двигателей из истории
Рис. 1. Одна из древнейших конструкций вечного двигателяНа рис. 1 показана одна из древнейших конструкций вечного двигателя. Она представляет зубчатое колесо, в углублениях которого прикреплены откидывающиеся на шарнирах грузы. Геометрия зубьев такова, что грузы в левой части колеса всегда оказываются ближе к оси, чем в правой. По замыслу автора, это, в согласии с законом рычага, должно было бы приводить колесо в постоянное вращение. При вращении грузы откидывались бы справа и сохраняли движущее усилие.
Однако, если такое колесо изготовить, оно останется неподвижным. Причина этого факта заключается в том, что хотя справа грузы имеют более длинный рычаг, слева их больше по количеству. В результате моменты сил справа и слева оказываются равны.
Рис. 2. Конструкция вечного двигателя, основанного на законе АрхимедаНа рис. 2 показано устройство ещё одного двигателя. Автор решил использовать для выработки энергии закон Архимеда. Закон состоит в том, что тела, плотность которых меньше плотности воды, стремятся всплыть на поверхность. Поэтому автор расположил на цепи полые баки и правую половину поместил под воду. Он полагал, что вода будет их выталкивать на поверхность, а цепь с колёсами, таким образом, бесконечно вращаться.
Здесь не учтено следующее: выталкивающая сила — это разница между давлениями воды, действующими на нижнюю и верхнюю части погруженного в воду предмета. В конструкции, приведённой на рисунке, эта разница будет стремиться вытолкнуть те баки, которые находятся под водой в правой части рисунка. Но на самый нижний бак, который затыкает собой отверстие, будет действовать лишь сила давления на его правую поверхность. И она будет уравновешивать или превосходить силу, действующую на остальные баки.
Патенты и авторские свидетельства на вечный двигатель
В 1775 году Парижская академия наук приняла решение не рассматривать проекты вечного двигателя из-за очевидной невозможности их создания[7]. Патентное ведомство США не выдаёт патенты на perpetuum mobile уже более ста лет[8]. Тем не менее, в Международной патентной классификации сохраняются разделы для гидродинамических (раздел F03B 17/04) и электродинамических (раздел H02K 53/00) вечных двигателей.
Известные «изобретатели» вечных двигателей
Проект вечного двигателя ОрфиреусаПсевдовечный двигатель
Псевдовечный двигатель (даровой двигатель, мнимый вечный двигатель[9], псевдо-вечный двигатель[10]) — механизм, способный работать неопределённо долго (до износа своих составных частей) без вмешательства человека, но, в отличие от вечного двигателя, не нарушающий законов термодинамики. Энергию он черпает из окружающей среды (например, это может быть энергия Солнца или радиоактивного распада).
Разновидности
Известны псевдовечные двигатели, использующие: энергию периодических суточных колебаний атмосферного давления[11][12];; энергию теплового расширения вследствие суточных колебаний температуры[13][12]; энергию распада радия[14]; энергию магнитного поля постоянного магнита[15]; солнечную энергию (магнитно-тепловой двигатель)[16][17].
Экономическая эффективность
Я. И. Перельман[13] и Н. В. Гулиа[12] пишут, что даровые двигатели экономически невыгодны для промышленного применения из-за малой стоимости производимой энергии по сравнению с капитальными вложениями в их создание и обслуживание.
Например, для завода часов на сутки работы нужна энергия 1,5{\displaystyle 1,5} Дж. Если этот механизм проработает 10{\displaystyle 10} лет, то за свой срок службы он выработает энергии 1,5∗365∗10=5500{\displaystyle 1,5*365*10=5500} Дж. При стоимости механизма в 10{\displaystyle 10} долларов себестоимость производства одного киловатт-часа энергии с его помощью составит 3,6∗1065500∗10=6,5{\displaystyle {\frac {3,6*10^{6}}{5500}}*10=6,5} тыс. долларов[12].
В. М. Бродянский считает этот вывод неверным, поскольку стоимость устройства не пропорциональна его размерам[10].
Пример псевдовечного двигателя 2-го рода
Анализ конкретной конструкции вечного двигателя 2-го рода может представлять собой нетривиальную задачу, особенно если речь идёт о конструкции сложной или такой, принцип действия которой на первый взгляд вообще непонятен, либо потоки энергии и их источник неочевидны. Зафиксируем, например, один конец работающей на изгиб биметаллической пластины, а ко второму концу подвесим груз и поместим получившуюся конструкцию на открытый воздух. За счёт колебаний температуры пластина будет изгибаться/распрямляться, а груз подниматься и опускаться, то есть устройство будет совершать работу. Заменив груз на храповой механизм, получим механический привод, способный выполнять полезную работу за счёт извлечения энергии из единственного теплового резервуара — окружающей среды. Но поскольку окружающая среда попеременно выступает в качестве то нагревателя, то охладителя, противоречие со вторым законом термодинамики отсутствует. Таким образом, рассмотренная конструкция представляет собой не вечный, а псевдовечный двигатель 2-го рода[18].
См. также
Примечания
- ↑ Перельман Я. И. В поисках вечного двигателя (Въ поискахъ вѣчнаго двигателя). — «Природа и люди», 1915, № 32, с. 508—510. На странице 509.
- ↑ Большая российская энциклопедия
- ↑ Большая советская энциклопедия, 3-е изд.
- ↑ Ю. Румер, М. Рывкин. §9. Круговые процессы. Цикл Карно // Термодинамика, статистическая физика и кинетика. — Рипол Классик, 1977. — ISBN 9785458513012.
- ↑ ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Наиболее ранние сведения о вечных двигателях
- ↑ 1 2 Стефанова А. Суета сует, или краткая летопись изысканий вечного движения // Мир измерений. 2013. № 6. С. 62-64.
- ↑ Histoire de l’Académie royale des sciences, 1775, p. 61, 65
- ↑ «Вечный двигатель» Архивная копия от 26 апреля 2018 на Wayback Machine PrimeInfo
- ↑ Вечный двигатель // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 1 2 Бродянский В.М. Вечный двигатель: прежде и теперь. — М., 2001. — С. 225.
- ↑ Перельман, 1972, с. 104-105.
- ↑ 1 2 3 4 Гулиа Н. В. Удивительная физика. — М., ЭНАС-КНИГА, 2014. — ISBN 978-5-91921-236-2. — с. 270-274
- ↑ 1 2 Перельман, 1972, с. 114-116.
- ↑ Я. И. Перельман Занимательная физика. Книга 2.
- ↑ Томилин А. К., Аксенова Н. В., Шевчук А. С. Анализ одного «вечного» двигателя // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 330-333.
- ↑ Пресняков А. Г. Авторское свидетельство СССР от 28.02.1978 г. Магнитно-тепловой двигатель
- ↑ Алиев Ш. М., Каммилов И.К., Алиев М. Ш. Преобразователь солнечной энергии в механическую на основе магнитно-теплового двигателя // ДАН РФ 2009 № 3
- ↑ Александров Н. Е. и др., ч. 2, 2012, с. 108.
Литература
- Александров Н. Е., Богданов А. И., Костин К. И. и др. Основы теории тепловых процессов и машин. Часть II / Под ред. Н. И. Прокопенко. — 4-е изд. (электронное). — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. — 572 с. — ISBN 978-5-9963-0834-7.
- Бродянский В. М. Вечный двигатель — прежде и теперь. От утопии — к науке, от науки — к утопии. — М.: Энергоатомиздат, 1989. — 256 с. — (Научно-популярная библиотека школьника). — ISBN 5-283-00058-3.
- Вознесенский Н. Н. О машинах вечного движения. М., 1926.
- Ихак-Рубинер Ф. Вечный двигатель. М., 1922.
- Кирпичёв В. Л. Беседы по механике. М.: ГИТЛ, 1951.
- Лермантов В. В. Вечное движение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Мах Э. Принцип сохранения работы: История и корень его. СПб., 1909.
- Михал С. Вечный двигатель вчера и сегодня / Пер. с чеш. И. Е. Зино; Предисл. А. Т. Григорьяна. — М.: Мир, 1984. — 256 с. — (В мире науки и техники). — 100 000 экз.
- Орд-Хьюм А. Вечное движение. История одной навязчивой идеи. М.: Знание, 1980.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. Кн. 1 и 2. М.: Наука, 1979.
- Петрунин Ю. Ю. Почему идея вечного двигателя не существовала в античности? (недоступная ссылка с 16-05-2018 [482 дня]) // Петрунин Ю. Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. — М.: КДУ, 2006, с. 75-82.
- Савельев И. В. Курс общей физики в 3-х томах. Том 1. Механика. Молекулярная физика. — 12-е изд., стереотип. — СПб.—М.—Краснодар: Лань, 2016. — 432 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература). — ISBN 978-5-8114-0630-2. Архивная копия от 22 сентября 2017 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 16-05-2018 [482 дня])
- Вечный двигатель // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Я. И. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.. — М.: Наука, 1972. — 215 с.
Ссылки
Видеоурок: вечный двигательВечный двигатель первого рода — это… Что такое Вечный двигатель первого рода?
Ве́чный дви́гатель (лат. Perpetuum Mobile) — воображаемое устройство, позволяющее получать полезную работу, большую, чем количество сообщённой ему энергии (КПД больше 100 %).
Современная классификация вечных двигателей
- Вечный двигатель первого рода — двигатель (воображаемая машина), способный бесконечно совершать работу без затрат топлива или других энергетических ресурсов. Их существование противоречит первому закону термодинамики. Согласно закону сохранения энергии, все попытки создать такой двигатель обречены на провал.
- Вечный двигатель второго рода — воображаемая машина, которая будучи пущена в ход, превращала бы в работу всё тепло, извлекаемое из окружающих тел (см. Демон Максвелла). Они противоречат второму закону термодинамики. Согласно Второму началу термодинамики, все попытки создать такой двигатель обречены на провал.
История
Индийский или арабский перпетуум мобиле с небольшими косо закрепленными сосудами, частично наполненными ртутью.
Попытки исследования места, времени и причины возникновения идеи вечного двигателя — задача весьма сложная. Не менее затруднительно назвать и первого автора подобного замысла. К самым ранним сведениям о Perpetuum mobile относится, по-видимому, упоминание, которое мы находим у индийского поэта, математика и астронома Бхаскары, а также отдельные заметки в арабских рукописях XVI в., хранящихся в Лейдене, Готе и Оксфорде[1]. В настоящее время прародиной первых вечных двигателей по праву считается Индия. Так, Бхаскара в своем стихотворении, датируемом примерно 1150 г., описывает некое колесо с прикрепленными наискось по ободу длинными, узкими сосудами, наполовину заполненными ртутью. Принцип действия этого первого механического перпетуум мобиле был основан на различии моментов сил тяжести, создаваемых жидкостью, перемещавшейся в сосудах, помещенных на окружности колеса. Бхаскара обосновывает вращение колеса весьма просто: «Наполненное таким образом жидкостью колесо, будучи насажено на ось, лежащую на двух неподвижных опорах, непрерывно вращается само по себе». Первые проекты вечного двигателя в Европе относятся к эпохе развития механики, приблизительно к XIII веку. К XVI — XVII векам идея вечного двигателя получила особенно широкое распространение. В это время быстро росло количество проектов вечных двигателей, подаваемых на рассмотрение в патентные ведомства европейских стран. Среди рисунков Леонардо Да Винчи была найдена гравюра с чертежом вечного двигателя.
Неудачные конструкции вечных двигателей из истории
Рис. 1. Одна из древнейших конструкций вечного двигателя
На рис. 1 показана одна из древнейших конструкций вечного двигателя. Она представляет зубчатое колесо, в углублениях которого прикреплены откидывающиеся на шарнирах грузы. Геометрия зубьев такова, что грузы в левой части колеса всегда оказываются ближе к оси, чем в правой. По замыслу автора, это, в согласии с законом рычага, должно было бы приводить колесо в постоянное вращение. При вращении грузы откидывались бы справа и сохраняли движущее усилие.
Однако, если такое колесо изготовить, оно останется неподвижным. Дифференциальная причина этого факта заключается в том, что хотя справа грузы имеют более длинный рычаг, слева их больше по количеству. В результате моменты сил справа и слева оказываются равны.
Рис. 2. Конструкция вечного двигателя, основанного на законе Архимеда
На рис. 2 показано устройство ещё одного двигателя. Автор решил использовать для выработки энергии закон Архимеда. Закон состоит в том, что тела, плотность которых меньше плотности воды, стремятся всплыть на поверхность. Поэтому автор расположил на цепи полые баки и правую половину поместил под воду. Он полагал, что вода будет их выталкивать на поверхность, а цепь с колёсами, таким образом, бесконечно вращаться.
Здесь не учтено следующее: выталкивающая сила — это разница между давлениями воды, действующими на нижнюю и верхнюю части погруженного в воду предмета. В конструкции, приведённой на рисунке, эта разница будет стремиться вытолкнуть те баки, которые находятся под водой в правой части рисунка. Но на самый нижний бак, который затыкает собой отверстие, будет действовать лишь сила давления на его правую поверхность. И она будет превышать суммарную силу, действующую на остальные баки. Поэтому вся система просто прокрутится по часовой стрелке, пока не выльется вода.
Патенты и авторские свидетельства на вечный двигатель
В 1775 году Парижская академия наук приняла решения не рассматривать заявки на патентование вечного двигателя из-за очевидной невозможности их создания.
В Российской Федерации заявки на патентование вечного двигателя не рассматриваются, хотя Андрею Мельниченко они были выданы: Сайт Роспатента login: guest password: guest
Заявки на патент:
№ 2006142180 (2008.06.10) СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ГЕНЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ЗА СЧЕТ ЭНЕРГИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ (Заявки на российские изобретения (рус.))
№ 2005138780 (2007.07.20) СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ГЕНЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ЗА СЧЕТ ЭНЕРГИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ (Заявки на российские изобретения (рус.))
№ 2005128940 (2007.03.27) СПОСОБ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ УСИЛЕНИЯ РАДИОСИГНАЛОВ ПРИ РЕЗОНАНСНОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН (Заявки на российские изобретения (рус.))
№ 2005100451 (2006.06.20) СПОСОБ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ГЕНЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ИЗ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ (Заявки на российские изобретения (рус.))
Известные изобретатели вечных двигателей
Литература
- Вознесенский Н. Н. О машинах вечного движения. М., 1926.
- Ихак-Рубинер Ф. Вечный двигатель. М., 1922.
- Кирпичёв В. Л. Беседы по механике. М.: ГИТЛ, 1951.
- Мах Э. Принцип сохранения работы: История и корень его. СПб., 1909.
- Михал С. Вечный двигатель вчера и сегодня. М.: Мир, 1984.
- Орд-Хьюм А. Вечное движение. История одной навязчивой идеи. М.: Знание, 1980.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. Кн. 1 и 2. М.: Наука, 1979.
- Петрунин Ю. Почему идея вечного двигателя не существовала в античности? // Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. — М.: КДУ, 2006, с. 75-82
Примечания
- ↑ ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Наиболее ранние сведения о вечных двигателях
Wikimedia Foundation. 2010.
Вечный двигатель, машина свободной энергии. Тайна или обман?
Их называют машинами свободной энергии или просто вечный двигатель. С тех самых времен, как человечество поставило электричество себе на службу, неутомимые умы изобретателей ищут гениальное решение — источник свободной энергии без потребности в каком бы то ни было топливе. Да что там говорить, технические наброски вечных двигателей историки находили всегда.
То тут, то там, сейчас чаще чем в древние времена, можно обнаружить проекты вечных двигателей. Давайте же рассмотрим данную проблему ближе, и разберемся, что же все-таки существует и чем оно на самом деле является.
С точки зрения науки, законы термодинамики
Образованные люди прекрасно понимают, что вечно двигатель не может работать в принципе, это не нужно доказывать. Но поскольку споры никак не утихают, это требует внимания. Вечный двигатель, если бы он был реальным устройством, нарушил бы законы термодинамики, которые вообще-то нерушимы, на них держится мир.
Первый закон термодинамики сообщает нам, что энергия замкнутой системы остается всегда постоянной. И если часть энергии из системы выведена, например в форме вращения нагруженного ротора, то энергию в таком же количестве придется в систему откуда-то вернуть.
Второй закон термодинамики сообщает нам о том, что у изолированной системы энтропия не может уменьшаться. Тепло не перетечет из области с меньшей температурой в область с более высокой температурой, совершая при этом работу. Вечный двигатель, будь он реальным, нарушил бы эти незыблемые законы.
Вечный двигатель на магнитах
На конструкции с постоянными магнитами изобретатели всех времен возлагали особые надежды. Расположенные по кругу магниты должны толкать ротор и поддерживать его вращение вечно. Так можно было бы изготовить идеальный мотор.
Изобретатели по всему интернету кричат о тысячах таких проектов, а некоторые умудряются демонстрировать видео работающего устройства. Якобы кинетическая энергия превышает затраты (механические или электрические), и будучи запущен однажды, такой двигатель будет вращаться и вращаться непрерывно. Как же это понимать?
Любой, кто называет свой двигатель вечным, заблуждается. Часто изобретатель вообще не имеет физического образования, и даже элементарного представления о принципах работы механических и электрических систем у него нет.
Но человек может искренне и глубоко, честно заблуждаться. Он может показать расчеты и графики, но сам до конца не понимает того, что происходит в его устройстве. Говоря о том, что нарушил законы природы, что обладает уникальным знанием, такой горе-изобретатель показывает только отсутствие у себя элементарных знаний.
История поисков вечного двигателя уходит в глубину веков…
Некоторые из ранних моделей вечных двигателей приходятся на 12 век. Очень популярно колесо Бхаскары, изогнутые спицы которого наполовину заполнены ртутью, и якобы в процессе вращения колеса жидкость стремится вниз от оси по направлению вращения колеса и к оси когда спицы движутся вверх, рычажное действие должно вращать колесо непрерывно.
Вечный двигатель средневековья
Такая конструкция именуется «колесо с постоянно смещенным центром тяжести», и повторяется в разных вариациях на протяжении веков.
Физика всегда берет свое, как ни назови механизм, какую заумную терминологию ни приплети. В 2006 году было анонсировано устройство Орбо, которое оказалось простым магнитным мотором, а демонстрации его проваливались, стоило отключить батарею питания. На протяжении десятилетий Джон Серл рассказывал, что построил мотор-генератор на магнитах, с помощью которого летала его тарелка.
Некоторые уверенно заявляют, что моток проволоки способен вырабатывать электроэнергию.
Катушка Родина, по утверждению ее автора, Марко Родина, якобы использует принцип изобретенной им вихревой математики и так работает.
Вечный двигатель Тейна Хейнса, под интересным названием Перпеттия би-тороидал трансформер, оказался обычным электромотором, который только лишь по утверждению самого Хейнса вырабатывает энергии больше, чем потребляет.
Многие фанаты вечных двигателей ссылаются на Николу Тесла и на его статьи. Но Тесла никогда не заявлял о возможности создания «вечного двигателя». Тесла только рассматривал возможность эффективного использования тепла, перемещаемого из одного места в другое, из теплого региона в холодный. Тесла даже не заикался о возможности нарушить законы термодинамики, он только хотел использовать его эффективнее.
Но многие вечные двигатели запатентованы
Есть серьезный аргумент в пользу так называемых вечных двигателей, который звучит так: «многие из них запатентованы». Дело в том, что патент указывает на оригинальность изобретения, но не может служить стопроцентным подтверждением его работоспособности. На деле, большинство запатентованных «вечных двигателей» проваливаются на испытаниях, и в большинстве стран они уже давно не патентуются.
«Требование применимости» введено в США — устройство должно быть реально применимо, и пока не будет представлен реально работающий образец — ничего в США не запатентуют.
За примерами далеко ходить не надо. Йозеф Ньюман в 80-е разработал собственные гироскопическую и электромагнитную теории, и на этой основе изобрел мотор. В патентовании ему было отказано, поскольку описываемый принцип попросту нарушал фундаментальные законы природы. Апелляция Ньюмана встретила отказ. Он даже подал позже иск против патентной комиссии, и суд предписал экспертизу.
Эксперт внимательно изучил конструкцию Ньюмана и понял, что изобретатель хоть и искренне, но заблуждается в своих теориях, однако признал что энергии на выходе больше чем на входе. Бюро Стандартизации пришло к выводам, которые не совпадали с выводами эксперта, мотор был признан преобразователем постоянного тока в переменный ток, кстати эффективность преобразователя уступала уже известным. Так или иначе, конечное решение суда было не в пользу Ньюмана.
Немного о теории заговора
Дискуссии о возможности или невозможности реального вечного двигателя продолжаются, и нельзя не упомянуть здесь о теории заговора. Главный аргумент сторонников теорий заговора — правительства поддерживают нефтяных магнатов и подавляют изобретателей. Различные тематические сайты и конспирологические фильмы поддерживают такие взгляды.
Но при внимательном рассмотрении никакого подавления нет. На ютубе ежедневно появляются видео с работающими вечными двигателями. Вероятно, подавление не работает.
Многие люди десятки лет защищают свою идею, и никто их не преследует и не мешает им в поисках свободной энергии. Патенты остаются доступными, видео остаются на ютубе, книги продолжают печататься. Кто же что тут подавляет?
Для чего ищут вечный двигатель?
Суть данного социального явления похоже в том, что принятая в науке невозможность нарушения физических законов подстегивает искателей, является для них сильнейшей мотивацией. Любители научной фантастики превращаются в ученых, которые берут на себя смелость поставить под сомнение прочные научные устои во имя то ли осуществления своей мечты о свободной энергии, то ли из-за желания найти простое и быстрое решение всех проблем. Это же относится к развитию сверхспособностей, психических супервозможностей и к прочим одержимостям нашего времени. Мечты неиссякаемы.
Справедливости ради стоит высказать предположение, что не все честные изобретатели-новаторы являются просто мечтателями. Многие из них, очевидно, просто не могут правильно объяснить работу своих изобретений, и из-за этого выглядят шарлатанами в глазах настоящих ученых. Тем искателям, которые не ищут славы и денег, кто предан своим благим целям, можно лишь пожелать успехов в их творчестве. Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…
Смотрите также по этой теме:
Как работает электродвигатель. Преимущества и недостатки разных видов.
Асинхронный двигатель. Устройство и принцип работы.
Принцип работы электродвигателя. Простыми словами о сложном.
Мендосинский мотор. Устройство и принцип работы, особенности использования.
Будем рады, если подпишетесь на наш Блог!
[wysija_form id=»1″]
Вечный двигатель — Lurkmore
Эта статья рассказывает о какой-то антинаучной хуйне. Если вы — физик, химик, биолог или просто слишком хорошо помните школьную программу соответствующего курса, вам лучше ее не читать. В противном случае вы рискуете умереть от смеха. Мы предупредили. |
« | Бородач (торжественно). Видите?! | » |
— С. Лем, «Приёмные часы профессора Тарантоги» |
Вечный двигатель (лат. Perpetuum mobile[1]) aka «сверхъединичное[2] устройство», «бестопливный генератор», «машина свободной энергии» — устройство, по задумке автора способное вырабатывать халявную энергию само по себе.
В позапозапрошлом веке французская академия наук запретила регистрировать вечные двигатели — это противоречило закону сохранения энергии. А также запретила регистрировать упавшие с неба камни — это противоречило здравому смыслу. Прошло сто лет и выяснилось, что камни с неба, хоть и редко, но всё-таки падают. И даже взрываются, выбивая стёкла. Как же быть с вечным двигателем?
[править] Виды вечных двигателей
Канонічный пример… …и его инновационная модификация Всё гениальное просто Заработало же!История создания вечного двигателя насчитывает уже много веков. За это время были изобретены тысячи различных вариантов вечного двигателя. С конструкцией и историей изобретения наиболее известных из них можно ознакомиться в соответствующей статье в Педивикии. Существует также альтернативная теория, согласно которой все вечные двигатели работают на человеческой глупости, преобразовывая плохое образование в переменный ток.
Вот рисунок, древний автор коего думал, что каждый контейнер размером метр на метр на метр будет тянуть вверх с силой приблизительно одна тонна. А четыре контейнера — соответственно четыре тонны. И всё должно будет там аж скользить, и какую угодно машину вращать и вообще халява! Однако всё обламывается об маленькую деталь — самый нижний контейнер на рисунке. Сколько надо сил чтобы войти ему в воду? Давит же столб воды? Даже если пренебречь расстояниями между контейнерами, то — как в аптеке! те самые четыре тонны. А с учётом сил трения вся эта конструкция вообще никуда не поедет.
- Вечный двигатель первого рода — нарушает закон сохранения энергии, он же первое начало термодинамики.
- Вечный двигатель второго рода — нарушает закон неубывания энтропии, он же второе начало термодинамики.
Надо помнить, что вечный двигатель должен быть полностью изолирован от внешней энергии, иначе мы имеем дело с принципиально иной и куда более реальной конструкцией:
[править] Псевдовечный двигатель
Тем не менее, существуют вполне работающие конструкции псевдовечных двигателей — устройств, способных извлекать энергию вроде бы из ниоткуда, но на самом деле просто использовать низкопотенциальную энергию. Такие двигатели (и сама энергия тоже) называются «даровыми». Например, энергию изменения атмосферного давления (барометр, у которого стрелка что-нибудь там крутит) или изменяющейся гравитации (морские приливы), или разности каких-либо концентраций соли в воде, или ещё что-нибудь малозаметное и не считающееся пригодным к использованию.
Здесь полезно упомянуть ветряную мельницу. Древняя конструкция, но жива и поныне. В той же Голландии (ох уж эти Нидерланды…). Крутится-вертится. Нахаляву. При том на законы сохранения энергии не претендует. Да и на любые физические законы не претендует. Откачивает воду из местности, расположенной ниже уровня моря (пока не загородят дамбой). Голландия же ж! Однако по всем признакам — даровой двигатель, работает от солнечной энергии (точнее от неравномерного её распределения), теоретически — лет на пять миллиардов. В настоящее время испытывает перерождение в виде ветряных электрогенераторов.
Самым известным примером является разогрев планет (в том числе, Земли) за счёт примитивного гравитационного дисбаланса, изначально равномерно распределённые в массе тяжёлые элементы (прежде всего железо и никель) опускаются в центр, а лёгкие наоборот всплывают вверх, и за счёт этого движения происходит неслабый разогрев. Есть мнение, правда, что одним этим эффектом дело не исчерпывается: Марс и Венера, например, остыли 2-3 миллиарда лет назад, а Земля — по-прежнему горячая и молодая. Объясняют это, обычно, наличием Луны как гравитационной мешалки внутренностей нашей планеты, которая создаёт внутренние напряжения и растяжения, и вследствие трения возникает тот самый разогрев.
Кроме того, считается, что как минимум часть внутриземного тепла получается за счет распада урана в нижней мантии, так что мы живем на поверхности корпуса ядерного реактора (см. высокую радиоактивность кислых вулканических пород, урановые месторождения на месте разрушенных вулканов, выделение радона из разломов и даже природный атомный реактор в Габоне). Хотя большая часть их уже распалась нафиг, так что вклад радиоактивного разогрева не так уж критичен, что убедительно показывает пример тех самых Марса и Венеры, лишённых крупных спутников, а значит и крупномасштабного перемешивания мантии.
Хоть фрики и утверждают, что магнитомобиль Теслы ездил за счёт магнитного поля Земли, которое даётся всем и бесплатно, из постоянного магнитного поля извлечь ничего не получится, а скорость изменения поля земли ничтожна, так что никуда он там не ездил. Продавцы бензина вознегодовали, но быстро успокоились.
Но нерды не спят. Ковыряются. Один ищет и находит, другие нерды нердят не по-деццки, третьи троллят хомячков и пытаются сбежать в Мексику, а ЕРЖ, как обычно, рубят всё, до чего дотягиваются.
Кроме того «вечными» можно назвать двигатели, имеющие ОЧЕНЬ большие источники и способные давать профит очень долго и (или) много. В масштабах науки 10 тысяч лет — это миг, но для обычного человечишки это очень даже.
Например, солнечная батарея в космосе может давать профит миллиардов пять лет, пока солнце не сожжёт её своим расширением. Правда, при условии их периодической замены раз в два-три года, поскольку радиационную деградацию материала никто не отменял. Тем более, за пределами магнитосферы Земли, где солнечная радиация в разы зашкаливает. А с небольшими изменениями — пока солнце не погаснет.
Или все ГЭС — условно «вечные» на несколько десятков тысяч лет, до серьёзных климатических и геологических изменений. Также частенько сюда относят ядрёные реакторы, которые теоретически могут работать пару десятков тысячелетий (на практике через несколько лет нужно менять топливо), что для среднестатистического жителя этого шарика намного больше его представлений о вечности.
Когда-нибудь, когда Вселенная наконец умрёт тепловой смертью (в случае, разумеется, конечности вселенной) через стопиццот миллиардов лет, вся энергия распределится равномерно и однородно, а потенциальной энергии не останется вовсе, такие двигатели остановятся. Но до тех пор будут исправно работать и радовать владельцев халявой.
Несмотря на усилия мракобесов-учёных, идея вечного двигателя живее всех живых. Десятки тысяч людей по всему миру стали энтузиастами «свободной (хотя правильнее читать „халявной“) энергии» (Free Energy). Они точно уверены: всё не так, как нам говорят. Правительства и учёные в сговоре с нефтяными и газовыми корпорациями. И, конечно же, дело не обошлось без ZOG, который ни за что не допустит независимости людей от Системы. Стоит только кому-нибудь собрать рабочее сверхъединичное устройство — и за ним прилетают чёрные вертолёты. Множество безвестных изобретателей бесследно исчезли, некоторые отправились в дурку или на нары. Попытки выложить чертежи в открытый доступ ни к чему не приводят — собранные по ним устройства отказываются работать. Очевидно, модераторы интернетов зорко следят за этим, искажая схемы и описания. Они также переписывают посты изобретателей, чтобы те производили впечатление бредовых идей недоучившихся в школе фриков. И в то же время адепты «свободной энергии» уверены, что в мире давно работает множество халявных «генераторов». Налицо взаимоисключающие параграфы в мышлении (ZOG же! Что хошь себе заберёт!).
[править] Магнитные моторы
Классика жанра ВД: первый из дошедших до нас проектов предложен ещё в 1570 г. иезуитом Иоганном Тэснериусом. Магниты вообще привлекательны для изобретателей вечных двигателей — магнитного поля не видно, и очень удобно «забывать» о нём, когда оно не нужно. Идея проста как пробка (и столь же просто доказывается неработоспособность подобных устройств). Рабочее тело из ферромагнетика (постоянный магнит или просто кусок железа) движется по замкнутому контуру в поле постоянного магнита. Предполагается, что на какой-то части траектории на тело действует магнитная сила, приводящая его в движение, а потом, на этапе возврата в исходную точку, вдруг почему-то действовать перестаёт. Хотя в реальности, конечно, действует, да и как экранируется магнитное поле, горе-кулибины не в курсе. Впрочем, даже знай они про сверхпроводники, это им бы мало помогло, потому что закон сохранения энергии, увы, жесток и беспощаден: перемещение тела в непотенциальном поле требует затрат энергии, так что даже в 0 потерь в идеальном случае выйти не получится. Но изобретатели не сдаются — они придумывают всё новые и новые конфигурации, тратят сотни нефти на мощные неодимовые магниты, уверенные, что счастье халявной энергии вот-вот придёт.
Некоторые добиваются на этом поприще поистине выдающихся результатов. Так, бывший скромный работник ЮАРовской гэбни Майкл Брэйди на старости лет почувствовал изобретательский зуд и учредил компанию Perendev, занимавшуюся реализацией мечты о магнитных моторах, работающих без затрат энергии. Обув лохов более чем на миллион евро, он намеревался начать новую жизнь в Швейцарии, но злопамятные немцы добились экстрадиции и в 2010 посадили на пять лет. Однако история его успеха не даёт покоя кулибиным от магнетизма до сих пор — они уверены, что Майкла закрыли силы мировой закулисы, и с удвоенной силой мастерят магнитные «генераторы».
Эстафету «Перендёва» приняли лохотронщики по всему миру. В Незалежній где-то в 2010 сразу две фирмы дебютировали с магнитным «генератором Адамса ВЕГА». Одна из них, как и подобает всяким уважающим себя мошенникам, обосновалась в Одессе, вторая — в Днепропетровске. Обе, что характерно, занимаются и относительно честным наебизнесом — барыжат ветрогенераторами. В отличие от Брэйди, лохам давали посмотреть установки в работе и пощупать. Но при покупке оного железа после исчерпания заряда аккумуляторов наступал неизбежный фэйл (пруфы: 1, 2, 3).
Те, кто напрямую не отваживается спорить с законом сохранения энергии, могут утверждать, что магнит сам по себе обладает запасом энергии. В качестве доказательства этого приводится тот факт, что магнит может удерживать на весу приличный груз железа, а чтобы разорвать два мощных магнита требуется большое усилие. Но точно так же можно предложить использовать в качестве источника энергии бетонную плиту-перекрытие в хрущобе, не дающее аффтару подобных высказываний упасть с n-ного этажа на землю. На самом деле, энергия в них есть, согласно бессмертному e=m*c² дядюшки Альберта, но к теме вечного двигателя это отношения не имеет. А еще более подробно — таки да, довольно трудно просто так понять, каким таким образом магнит может притягивать гвоздь. Почему? Чтобы забраться на н-ный этаж, тебе, анонимус, требуется таки самому затратить энергию. И «энергия» перекрытия произведена краном, (или таджиком), который в свое время на эту высоту его втащил. С магнитом же все несколько сложнее, ибо откуда берется энергия — это надо, блджад, открыть учебник физики и ВНИМАТЕЛЬНО, сука, его прочесть. На практике при передвижении всякого металлолома магнит постепенно размагничивается, из чего энергия и берется. Со временем, естественно, магнит теряет свои свойства. Однако, даже этот теоретический запас энергии реализовать с пользой теоретически невозможно по все тем же причинам, что и «запас энергии» бетонной плиты указанной выше — упасть она может, но только один раз.
Магнитные двигатели, которые можно тысячами встретить на ютубе, на самом деле являются ни чем иным, как магнитными подшипниками, соответственно они могут весело крутиться на камеру довольно длительное время, в силу практически нулевого трения. Но при попытке извлечь оттуда хотя бы немного энергии, чуда не произойдет, увы.
Подробнее о магнитных моторах и их изобретателях можно прочесть тут (перечислено разнообразие, рассуждения, какие работают, а какие нет, можно пропустить) и здесь, и ещё на куче других ресурсов, посвящённых «свободной энергии».
[править] Торсионные генераторы
Девайсы, черпающие «энергию физического вакуума». Относительно недавнее поле деятельности мошенников от науки, которому положил начало советский фрик Акимов. На рынке ВД самый известный представитель «торсионных технологий» — компания «Акойл-Энергия», основанная отставным генералом Потаповым и просто мошенником Фоминским (оба — члены РАЕН). Несмотря на топорность и очевидность лохотрона, держится на удивление долго — с начала нулевых. Прославилась «вихревыми кавитационными теплогенераторами» с КПД 300%, «бестопливными электростанциями», а также хамством и махровым антисемитизмом мошенников. Непонятно, купился ли кто-нибудь на эти электростанции при такой антирекламной их презентации, но «теплогенераторы» стали довольно популярными, радуя купивших их лохов воем и вибрацией движка и холодными батареями (пруф). Впрочем, в Молдове их давно официально запретили.
С недавнего времени (январь 2013) сайт «Акойла» наконец попал в список мошеннических. Это вселяет надежду, что лавочка скоро закроется.
Вот здесь ставшая уже баяном переписка между филиалом «Конаковская ГРЭС» ОАО «ОГК-5» и НПК «АКОЙЛ-Энергия».
Тем временем, контора наших чудотворцев прошла успешный ребрендинг и под названием ООО «Альтернативная энергия» продолжает натягивать в промышленных масштабах, граждан, не учивших матана и жаждущих халявы. Кроме того, они теперь взамен закрытого, запилили себе целых два сайта! [1] [2]
[править] «Холодное электричество»
Для измерения сверхъединицы используйте недорогие цифровые тестеры, т.к. во флюках предусмотрена «закладка» чтобы когда обслуживают пром. оборудование — случайно не наткнулись на СЭ. Тестер всегда показывает сумму обычного электричества и СЕ. У кого еще нет теслы, дайте с искровика на обычную катуху от реле, и там уже будет чуть-чуть сверхъединицы в сравнении со стрелочным вольтметром, которые тоже не показывают СЕ. |
https://geektimes.ru/post/279846/#comment_9535854 |
И прочие конструкции, призванные давать сразу халявный ток без всяких там механических генераторов. Современная физика не допускает такой возможности, однако принцип (не)работы подобных устройств неочевиден (требуется знание матана в объёме большем, нежели даёт школьная физика). Так что эта область особенно привлекательна для различных фриков, опровергателей теории относительности и стандартной модели. Знание азов электротехники (иногда заключающееся только в запоминании десятка терминов) позволяет самоутвердиться в глазах гуманитариев и менее расторопных соратников (сказав «У меня всё работает — я д’Артаньян!») и сделать гешефт на демонстрации своих «достижений». Да и потом, даже самые трезвомыслящие из кулибиных, наверно, думают: а чем чёрт не шутит — вдруг эта комбинация катушек заработает и осчастливит человечество потоком халявной радиантной энергии из кЭфира. Энтузиастам несть числа. Желающие приобщиться пусть гуглят имена известнийших: Эдвин Грей, Джон Бедини, Тариэль Капанадзе. Ну и, конечно же, Тесла — он для «халявщиков» в ранге Б-га. Для них совершенно очевидно, что он получил «свободную энергию» и хотел поделиться халявой со всеми, но побоялся, что её приберут к рукам хитрые ЕРЖ.
[править] Ячейка Мейера
«Просто добавь воды». Тут никакого вечного движения или халявного тока из ниоткуда вроде бы не предлагается. Идея предельно проста: разлагаем воду электрическим током на кислород и водород, которые потом сжигаем в двигателе фордфокуса (и ведь сжигается!). Получается опять вода, которую можно сливать назад в ячейку — дёшево и экологично, хуле. Откуда ток? Да от генератора того же ведра с гайками.
Из предложенных конструкций самая близкая к анекдоту про «деньги из тумбочки даю мужу, а в тумбочку их муж кладет, которые я ему даю.»
Потому что изобретатель, ныне принявший ислам, утверждал, что выход газа в его ячейке в несколько раз больше, чем теоретически возможный при электролизе (гуглим законы Фарадея). Дескать, тока мы подводим самую малость и импульсно, чтобы создать резонанс, который разрывает связи между атомами без всякой затраты энергии. Закон сохранения гению свободной энергии, как всегда, не писан. Ячейка Мейера активно обсуждается на всех СЕшных форумах, например тут и вот тут. Доставляют рассуждения о том, что молекулу можно разорвать электростатическим полем; для некоторых «изобретателей» до сих пор тайна, что такое ток. Встречаются и полностью неадекватные личности. В общем, море еды, зелёные вы наши толстячки!
[править] Причины возникновения
В большинстве случаев причиной возникновения вечных двигателей является вечная страсть к халяве.
Бывают и случаи добросовестного заблуждения. Вот, например, цитата из книги Круглякова «Учёные с большой дороги»:
Вот недавний случай: с Урала мне пришло письмо за подписью четырёх учёных — доктора и трёх кандидатов технических наук. Они пишут, что вот-де занялись одной проблемой, а никто не хочет их публиковать. Суть работы: сила гравитации должна зависеть от температуры. Довольно странное утверждение. Но даже если это правда, то природа гравитационных сил относится к компетенции фундаментальной физической науки. Поэтому когда представители технических наук, не получившие фундаментального физического образования, пытаются совершить переворот в физике, то скорее всего речь идёт о заблуждении. В рассматриваемом случае авторы гипотезы предложили эксперимент, который, по их мнению, доказывает справедливость их мнения. Игрушка получилась весьма занятная. Написал я авторам частное письмо, объяснил, как она на самом деле работает. На сём недоразумение было исчерпано. |
А речь, как объясняется позже, шла об опыте, в котором нагретый шарик сам собой катится по рельсам (в той работе — замкнутым по кольцу). Это позже стало одним из распространённых примеров псевдовечных двигателей. Разгадка в том, что от температуры рельсы расширяются прямо под шариком, и появляется выступ, с которого шарик скатывается и приобретает энергию движения. То есть, перед нами — не вечный двигатель, а тепловой двигатель с твёрдым рабочим телом.
По задумке древнего автора, колесо будет вечно вращаться, поскольку на его правой стороне больше плечо рычага. Правда, масса меньше…Изобретатели ВД как правило преследуют одну из нижеперечисленных целей:
- ВД, придуманный специально, чтобы получить халявную энергию. Это самый первый тип ВД, давший толчок остальным. Как правило, изобретатель таких двигателей действительно верил, что у него что-то получится, и он срубит на этом бабла и станет известным. Как именно он сможет срубить на этом бабла, изобретатель зачастую не думал.
- ВД, придумывающиеся специально, чтобы осваивать средства. Создание данного типа ВД тесно связано с наличием в обществе неравных социальных групп. Как правило, создание такого ВД происходит по следующей схеме. Нищеброд устраивает лохотрон богатому дяде, убедив того, что вот-вот — и будет прорыв в строительстве ВД. Но для этого ему не хватает круглой суммы, которая, ясное дело, вернётся богатому дяде в тысячекратном размере сразу после того, как рабочий ВД будет доделан. Подобная лапша вешается до тех пор, пока богатый дядя готов платить. Если дядя понимает, что это развод, то обычно нищеброд переезжает в другое место и пытается устроить лохотрон там. Если у дяди заканчиваются деньги, то нищеброд прежде, чем переехать в другое место, пытается сначала убедить взять деньги у ещё более богатого дяди.
- Уже придуманный ВД, который, якобы, прекрасно работает, производится чуть ли не серийно и его вполне можно купить. Цели создания такого ВД очень похожи на предыдущие. Это тоже лохотрон, но более перспективный. Поскольку всем нормальным людям давно известно, что создание ВД невозможно, а оставшиеся массы всё ещё верят в чудеса, но почему-то бабки непонятно во что вкладывать всё равно отказываются, то происходит просто подмена понятий. Быдлу словно говорят: «Вы вкладываете свои бабки не непонятно во что. Вот оно — готовое и рабочее! Вот фото, вот графики, вот технические характеристики, вот ГОСТы». Как правило, продавцы таких ВД избегают всеми силами любого упоминания слов «вечный двигатель» в рекламных листках, поскольку даже у животных выработался устойчивый рефлекс отвергать это словосочетание. Взамен используется любое научноподобное словосочетание, например, «бестопливный генератор».
- Уже придуманный ВД, который работает, и был успешно внедрён на каких-то заводах Хацапетовки и в Гондурасе. Автору обычно ничего не надо, поскольку у него уже всё есть и он с успехом делится прямо на сайте великими открытиями и достижениями. Дабы дурь была видна, обязательно к такому сайту добавляют гостевую книгу, практически постоянно способная нехило веселить немногих читающих её вменяемых людей. Иногда могут организовать побочный лохотрон, в котором предлагают сдать деньги на издание какой-нибудь побрякушки типа медальона или справочника. Зачастую подобные сайты нарисованы так, что для стороннего наблюдателя остаётся загадкой истинная цель сайта — то ли это просто стёб, то ли лохотрон.
[править] Известные случаи изобретения ВД
Несмотря на то, что всех живых на данный момент в этой стране когда-то учили, что создание сабжа невозможно, иногда находятся интересные, забавные а так же клинические случаи связанные с «изобретением» того или иного вечного двигателя.
- Разновидностью класса уже работающих ВД есть попытка дать обществу вечный двигатель взамен не на деньги, а на что-то ещё. Так, показателен случай с украинским политиком Наталией Витренко, которая во время предвыборной кампании 2004 года заявила, что обладает компактным ВД, который она отдаст народу, если выберут Януковича. Эта история вошла в анналы под названием «Натаха, отдай генератор».
- История, вошедшая в анналы, как «Вечный двигатель по-белорусски». По зомбоящику показали голову, которая на полном серьёзе заявила, что в Белоруссии изобрели вечный двигатель и завтра бацько летит к изобретателям сам, чтобы воочию увидеть чудо. Сий эпизод был показан на центральных каналах даже за пределами Белоруссии, чтобы братья-славяне смогли порадоваться за своих соседей. В результате употребления словосочетания «вечный двигатель» даже большинство быдла сразу учуяло подлог, а потому поймало много позитива. На следующий день, ясное дело, оказалось, что никто ничего не изобрёл а просто в учебнике 50-х годов нашли давно заезженную формулу теплового насоса, согласно которой условный КПД установки нехило зашкаливал за 100 процентов и доходил до 300%. Большинство быдла даже не вникало, что же именно неверно приняли за ВД, но всё равно посмеялось над бацькой.
- В конце 2010 года Хасанов Мурадым из Башкортостана изобрел некое подобие вечного двигателя. На голубом вертолете к Мурадыму прилетел президент Республики Башкортостан Рустем Хамитов и сказал: «Рәхмәт улым!». И дал ему самую большую премию Башкортостана-имени Салавата Юлаева. На создание опытного образца было выделено 2 миллиона хумов. Но на деле двигатель к сожалению не заработал.
Известный ЕРЖ Перельман издал в этой стране в 30-х двухтомник «Занимательная физика». Целая глава там была посвящена исключительно сабжам — от механических устройств с разной длиной рычага до неведомой ёбаной хуйни с магнитами. Написано так просто, что и школьник поймёт (причём начальных классов). Кроме чистой физики, есть довольно забавные лохотроны — например один «изобретатель» прятал внутри «вечного двигателя» людей, которые тянули за верёвочку, и этот лохотрон хотел купить за нехилое бабло Пётр Первый. Только смерть помешала ему исполнить свои намерения.
[править] Вечные двигатели в научной фантастике
Данный сабж встречается в НФ гораздо реже инопланетян, путешествий в иные миры и эпохи, и не относящихся к нему гаджетов. На то она и НАУЧНАЯ, чтобы в ней описывалась гипертрофия той или иной научной теории вроде свежеоткрытого атомного движка или, на крайняк, расписать, что бы такого вместо надоевшей тетрадки с ручкой изобрести. Но…
Начнём с са́мого приятного:
[править] «Пикник на обочине»
В культовом романе Братьев Стругацких (не путать с экранизацией и, тем более, вот с этим копипиздингом), среди артефактов спионеренных сталкерами из Зоны, описывается этакая «батарейка этака», ещё и способная, правда при каких-то там условиях, размножаться делением.
« | Страшная язва на теле моей планеты заблокирована намертво… И ведь надо же, вроде бы и все так считали, не только я. Какие произносились речи, какие вносились законопроекты!.. А теперь вот уже даже и не вспомнишь, каким образом эта всеобщая стальная решимость расплылась вдруг киселем. «С одной стороны — нельзя не признать, но с другой стороны — нельзя не согласиться». А началось это, кажется, когда сталкеры вынесли из Зоны первые «этаки». Батарейки… Да, кажется, с этого и началось. Особенно когда открылось, что «этаки» размножаются. Язва оказалась не такой уж и язвой, и даже не язвой вовсе, а, напротив, сокровищницей… А теперь уже никто и не знает, что это такое — язва ли, сокровищница, адский соблазн, шкатулка Пандоры, черт, дьявол… Пользуются помаленьку. Двадцать лет корячатся, миллиарды ухлопали, а организованного грабежа наладить так и не смогли. Каждый делает свой маленький бизнес, а ученые лбы с важным видом вещают: с одной стороны — нельзя не признать, а с другой стороны — нельзя не согласиться, поскольку объект такой-то, будучи облучен рентгеном под углом восемнадцать градусов, испускает квазитепловые электроны под углом двадцать два градуса… К дьяволу! Все равно до самого конца мне не дожить… | » |
— Аркадий и Борис Стругацкие, «Пикник на обочине» |
Скорей всего авторы запихнули туда такой артефакт, чтоб подчеркнуть чуждость для понимания простого смертного, а тем более ученого, или просто знакомого с матаном. «нисколько не более и не менее удивительная вещь, чем вечные аккумуляторы. Просто „этаки“ нарушают первый принцип термодинамики, а покойники — второй, вот и вся разница.» Ну, и, конечно же, стёб над халявой!
[править] «Двойная работа»
Тут уже другой юмор. В рассказе Р. Сильверберга гуманоид-домергиец, с щупальцами и бородой, приносит двум земным инженерам, дабы те на слабо́ создали аналог, некое устройство, в виде хитросплетения из проводов, поршней и тяг. Как только сабж включили в розетку, всё это пришло в движение и засветилось изнутри. Как только из розетки выдернули штепсель, пришли в движение кирпичи у наших инженеров. И они его таки создают. Теперь уже наступает очередь восторгаться чужим гением для домергийцев. Поскольку прямоугольная коробочка, которую землянам так и не удалось разобрать и изучить, оказалась 2-х недельным запасом энергии. И за такое полезное в хозяйстве изобретение, с целью его дальнейшего внедрения в домергийские народные массы, наших героев по-королевски награждают.
[править] «Матрица»
Последний пример является диаметральной противоположностью первому: в культовой трилогии братьев, — а с некоторых пор сестёр, — Вачовски «Матрица», коварные машины исхитряются подзаряжаться от биореактора, источником питания которого служат, как вы уже догадались, люди. А вот источником питания для самих людей являются… те же самые люди, только принявшие Ислам. И, что самое обидное, про то, что энергия должна поступать откуда-то извне, иначе количество тех самых человеков будет сокращаться в геометрической прогрессии, ничего не сказано! Даже в режиссёрской версии последней части, где машинный разум объясняет Нео, что на самом деле весь этот Сион-Зион, с сопротивлением — такая же иллюзия, как и матрица, только для особо отмороженных. Об этом не сказано ни слова и в «Аниматрице» со вполне сносными сериями «Эпоха второго возрождения» I—II. Однако, если внимательно пересмотреть фильм и прослушать диалоги, становится понятно, что биореактор — промежуточное звено в цикле выработки энергии, без которого КПД меньше.
Поучительно и то, что подобным образом действуют и разные пираМММиды с маркетингами. Только распределяются там не киловатты энергии, а сотни нефти. Схожим способом распространяется и вера: в письме, помимо агитации, воззваний, открытий истин т т.п., содержится ещё и инструкция переписать его столько-то раз и разослать следующим адресатам. Впрочем одно другому сопутствует.
Впрочем, по одной из версий, в вселенной Матрицы Закон Сохранения Энергии — всего лишь придумка злобных машин для обитателей Матрицы, а НА САМОМ ДЕЛЕ…
Ресурсы, посвящённые «свободной энергии» и собственно сабжу статьи, при правильном обращении могут стать неисчерпаемым источником еды. Ну, или даровой еды, как желаете. Одна из рабочих тактик троллинга — заявить о создании рабочего устройства и сделаться гуру в соответствующем разделе тематического форума. Краткое руководство.
- Книга об истории вечных двигателей (djvu, 3,53 MB)
- Занимательная физика. Часть 1. Я. И. Перельман
- Занимательная физика. Книга 1
- Примеры современных ВД в science freaks: тынц, тынц, тынц, тынц, тынц.
- Пример толстого, но удачного троллинга
- Хорошая, годная схема халявного двигла
- Для тех, у кого не получилось по предыдущим схемам — генератор энергии на случай апокалипсиса
- Нерды нердят не по-деццки
- OMG они работают!!!111
- Англовики о «свободной энергии» в конспирологическом ключе
- Вічний двигун і вільна енергія — табу офіційної науки. — Высер на укрмове, явная заказуха с рекламой девайсов Потапова и «генераторов ВЕГА».
- Ветка о «генераторе ВЕГА на форуме анастасиевцев. Доставляют посты физика с ником Z-Zyl.
- Глобал Вэйв Ярослав Старухин — провайдер халявной энергетики в этой стране.
- [3] Читаем, особенно комментарии, обращаем внимание на грамматику и орфографию, наслаждаемся.
- ↑ Этот термин появился задолго до самого понятия «энергия» — поэтому и делался акцент на «вечное движение». Суть же ВД не в «вечности», а именно в генерации энергии из ниоткуда. Тем не менее, регулярно находятся мудаки, понимающие вечность буквально и заявляющие, что выдуманный ими «сверхъединичник» ни разу не ВД, ибо на вечность не претендует.
- ↑ С КПД больше 1 (не путать с холодильниками и тепловыми насосами, у которых условный КПД действительно бывает много больше единицы).
Вечный двигатель второго рода — это… Что такое Вечный двигатель второго рода?
Ве́чный дви́гатель (лат. Perpetuum Mobile) — воображаемое устройство, позволяющее получать полезную работу, большую, чем количество сообщённой ему энергии (КПД больше 100 %).
Современная классификация вечных двигателей
- Вечный двигатель первого рода — двигатель (воображаемая машина), способный бесконечно совершать работу без затрат топлива или других энергетических ресурсов. Их существование противоречит первому закону термодинамики. Согласно закону сохранения энергии, все попытки создать такой двигатель обречены на провал.
- Вечный двигатель второго рода — воображаемая машина, которая будучи пущена в ход, превращала бы в работу всё тепло, извлекаемое из окружающих тел (см. Демон Максвелла). Они противоречат второму закону термодинамики. Согласно Второму началу термодинамики, все попытки создать такой двигатель обречены на провал.
История
Индийский или арабский перпетуум мобиле с небольшими косо закрепленными сосудами, частично наполненными ртутью.
Попытки исследования места, времени и причины возникновения идеи вечного двигателя — задача весьма сложная. Не менее затруднительно назвать и первого автора подобного замысла. К самым ранним сведениям о Perpetuum mobile относится, по-видимому, упоминание, которое мы находим у индийского поэта, математика и астронома Бхаскары, а также отдельные заметки в арабских рукописях XVI в., хранящихся в Лейдене, Готе и Оксфорде[1]. В настоящее время прародиной первых вечных двигателей по праву считается Индия. Так, Бхаскара в своем стихотворении, датируемом примерно 1150 г., описывает некое колесо с прикрепленными наискось по ободу длинными, узкими сосудами, наполовину заполненными ртутью. Принцип действия этого первого механического перпетуум мобиле был основан на различии моментов сил тяжести, создаваемых жидкостью, перемещавшейся в сосудах, помещенных на окружности колеса. Бхаскара обосновывает вращение колеса весьма просто: «Наполненное таким образом жидкостью колесо, будучи насажено на ось, лежащую на двух неподвижных опорах, непрерывно вращается само по себе». Первые проекты вечного двигателя в Европе относятся к эпохе развития механики, приблизительно к XIII веку. К XVI — XVII векам идея вечного двигателя получила особенно широкое распространение. В это время быстро росло количество проектов вечных двигателей, подаваемых на рассмотрение в патентные ведомства европейских стран. Среди рисунков Леонардо Да Винчи была найдена гравюра с чертежом вечного двигателя.
Неудачные конструкции вечных двигателей из истории
Рис. 1. Одна из древнейших конструкций вечного двигателя
На рис. 1 показана одна из древнейших конструкций вечного двигателя. Она представляет зубчатое колесо, в углублениях которого прикреплены откидывающиеся на шарнирах грузы. Геометрия зубьев такова, что грузы в левой части колеса всегда оказываются ближе к оси, чем в правой. По замыслу автора, это, в согласии с законом рычага, должно было бы приводить колесо в постоянное вращение. При вращении грузы откидывались бы справа и сохраняли движущее усилие.
Однако, если такое колесо изготовить, оно останется неподвижным. Дифференциальная причина этого факта заключается в том, что хотя справа грузы имеют более длинный рычаг, слева их больше по количеству. В результате моменты сил справа и слева оказываются равны.
Рис. 2. Конструкция вечного двигателя, основанного на законе Архимеда
На рис. 2 показано устройство ещё одного двигателя. Автор решил использовать для выработки энергии закон Архимеда. Закон состоит в том, что тела, плотность которых меньше плотности воды, стремятся всплыть на поверхность. Поэтому автор расположил на цепи полые баки и правую половину поместил под воду. Он полагал, что вода будет их выталкивать на поверхность, а цепь с колёсами, таким образом, бесконечно вращаться.
Здесь не учтено следующее: выталкивающая сила — это разница между давлениями воды, действующими на нижнюю и верхнюю части погруженного в воду предмета. В конструкции, приведённой на рисунке, эта разница будет стремиться вытолкнуть те баки, которые находятся под водой в правой части рисунка. Но на самый нижний бак, который затыкает собой отверстие, будет действовать лишь сила давления на его правую поверхность. И она будет превышать суммарную силу, действующую на остальные баки. Поэтому вся система просто прокрутится по часовой стрелке, пока не выльется вода.
Патенты и авторские свидетельства на вечный двигатель
В 1775 году Парижская академия наук приняла решения не рассматривать заявки на патентование вечного двигателя из-за очевидной невозможности их создания.
В Российской Федерации заявки на патентование вечного двигателя не рассматриваются, хотя Андрею Мельниченко они были выданы: Сайт Роспатента login: guest password: guest
Заявки на патент:
№ 2006142180 (2008.06.10) СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ГЕНЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ЗА СЧЕТ ЭНЕРГИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ (Заявки на российские изобретения (рус.))
№ 2005138780 (2007.07.20) СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ГЕНЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ЗА СЧЕТ ЭНЕРГИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ (Заявки на российские изобретения (рус.))
№ 2005128940 (2007.03.27) СПОСОБ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ УСИЛЕНИЯ РАДИОСИГНАЛОВ ПРИ РЕЗОНАНСНОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН (Заявки на российские изобретения (рус.))
№ 2005100451 (2006.06.20) СПОСОБ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ГЕНЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ИЗ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ (Заявки на российские изобретения (рус.))
Известные изобретатели вечных двигателей
Литература
- Вознесенский Н. Н. О машинах вечного движения. М., 1926.
- Ихак-Рубинер Ф. Вечный двигатель. М., 1922.
- Кирпичёв В. Л. Беседы по механике. М.: ГИТЛ, 1951.
- Мах Э. Принцип сохранения работы: История и корень его. СПб., 1909.
- Михал С. Вечный двигатель вчера и сегодня. М.: Мир, 1984.
- Орд-Хьюм А. Вечное движение. История одной навязчивой идеи. М.: Знание, 1980.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. Кн. 1 и 2. М.: Наука, 1979.
- Петрунин Ю. Почему идея вечного двигателя не существовала в античности? // Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. — М.: КДУ, 2006, с. 75-82
Примечания
- ↑ ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Наиболее ранние сведения о вечных двигателях
Wikimedia Foundation. 2010.
Кому нужен Вечный двигатель? — Альтернативный взгляд Salik.biz
Казалось бы, наука окончательно и бесповоротно доказала, что устройства с коэффициентом полезного действия (КПД) больше единицы (так называемые вечные двигатели) невозможны. Проекты вечных двигателей давно не принимаются к рассмотрению патентными бюро.
Но тем не менее устройства, выдающие на выходе энергии больше, чем получили на входе, существуют, вопреки всем известным законам физики. И это очень не нравится корпорациям, использующим традиционные источники энергии.
— Salik.bizКонвертер Тесла
Еще в 1890-е годы Никола Тесла разработал новый тип электрогенератора, не потребляющего никакого топлива и черпавшего энергию из окружающей среды.
А в 1931 году он провел испытания легкового автомобиля, работающего, как можно предположить, «на вечном двигателе».
Тесла снял бензиновый двигатель с нового автомобиля фирмы «Пирс-Арроу» и заменил его электромотором переменного тока мощностью 80 лошадиных сил без каких бы то ни было традиционно известных внешних источников питания.
Рекламное видео:В местном радиомагазине он купил 12 электронных ламп, немного проводов, горстку разномастных резисторов — и собрал все это в коробочку длиной 60 сантиметров, шириной 30 сантиметров и высотой 15 сантиметров, с парой стержней длиной 7,5 сантиметра, торчащих снаружи.
Укрепив коробочку сзади, за сиденьем водителя, он выдвинул стержни и возвестил: «Теперь у нас есть энергия». После этого он ездил на машине неделю, гоняя ее на скоростях до 150 километров в час.
В газетах сообщалось, что машину разгонял источник электроэнергии с так называемым аномальным энергобалансом (конвертер), когда на выходе получается больше энергии, чем подается на вход. Точная схема осталась неизвестной, но несомненно, что при внедрении в производство это изобретение могло бы похоронить все бензиновые двигатели.
Именно это и не понравилось финансовым покровителям Николы Теслы. Вложив огромные средства в развитие традиционных источников энергии, они не питали никакого интереса к внедрению более благородной, более экологичной, но менее прибыльной системы энергообеспечения. Поэтому автомобиль-загадка, как и большинство других изобретений Николы Теслы, не был претворен в жизнь.
Поскольку на машине стоял двигатель переменного тока и не имелось никаких батарей, справедливо возникает вопрос: откуда же в нем бралась энергия?
Все дело в том, что само пространство имеет внутреннюю структуру, следовательно, может служить источником энергии, надо лишь правильно организовать процесс ее извлечения. Физические законы, изучаемые нами в школах и вузах, верны лишь для прежней области знаний, но не учитывают того, что существует связь пространство-время с энергией, материей и полями.
И порой случаются казусы, которые лишь подтверждают нашу неосведомленность в вопросах структурирования пространства. Одним из таких примеров может служить факт резонанса в электротехнике, который демонстрировал бывший секретный физик Андрей Мельниченко.
Помимо этого, существуют многочисленные опыты, мощные исследовательские наработки как у нас в стране, так и за рубежом, которые определенно подтверждают, что система прежних знаний безнадежно устарела. Но судьба многих разработок и самих изобретателей довольно печальна и даже трагична.
Молекулярный двигатель Марсоля
Гениальное изобретение сделал француз Жан Марсоль. В рабочую полость цилиндра его «молекулярного двигателя» на раскаленное электрическое сопротивление, покрытое катализатором -смесью сурьмы и цинка, насосом, когда поршень находится в верхнем положении, впрыскивается вода.
Минуя паровую фазу, она разлагается на кислород и водород. Эти газы занимают объем примерно в тысячу раз больше, чем породившая их вода. По закону Ван-дер-Ваальса, температура и давление возрастают. Газы расширяются и производят работу.
— Супервечный двигатель, — единодушно заявили ученые, обсуждавшие это изобретение, — почти ничего не потребляет, а выдает уйму энергии!
Но в первый же уикенд после опубликования патента на этот двигатель изобретатель, его жена, тесть (профессор Сорбонны), дети, гувернантка, шофер-охранник погибли в автомобильной катастрофе по пути на пляж. Следующей ночью сгорели дотла лаборатория и вилла «Марсоль».
Погибли дежурный экспериментатор, семеро охранников и трое пожарных. Вскоре по разным причинам умерли бывшие жены, их мужья и некоторые родственники, а также студенты, выполнявшие проекты под руководством изобретателя. Последняя жертва — куратор лаборатории от военного министерства. Уцелевшие сотрудники эмигрировали неизвестно куда. Рукописи всех связанных с Марсолем людей изъяты из издательств следователями.
Сам факт такого массового террора — неопровержимое доказательство значимости сделанного Марсолем открытия и связанной с ним важнейшей, возможно глобального уровня, информации.
Диск Серла
По сообщениям западной прессы, летающий диск, сконструированный английским изобретателем Джоном Серлом, является действующей моделью перпетуум-мобиле. Генератор, основанный на магнитном кольце, с которым соприкасаются ролики, при достижении определенной скорости вращения переставал потреблять энергию и начинал саморазгоняться.
По утверждению наблюдателей, присутствовавших при испытаниях, в этом режиме происходила и потеря веса агрегата — он элементарно взлетал. В ходе полевых испытаний Серл потерял таким образом несколько действующих моделей, улетевших в космос, пока не научился регулировать этот процесс. После этого был проведен управляемый полет генератора из Лондона в Корнуолл и обратно, что в общей сложности составляет 600 километров.
Но когда тележурналисты Би-би-си сняли документальный фильм о необыкновенном изобретении и показали его по телевидению, последствия не заставили себя ждать. Местный комитет по электричеству обвинил Джона Серла в воровстве электроэнергии.
Электрики не поверили, что его лаборатория питалась от собственного источника. Ученого посадили в тюрьму на 10 месяцев. За это время в лаборатории произошел странный пожар, но еще до него все оборудование, чертежи и таинственные изобретения исчезли.
От ученого ушла жена. В 1983 году 51-летний Джон Серл вышел из тюрьмы полным банкротом. А снятый о нем фильм сейчас невозможно найти в архивах.
Эксперименты Серла успешно повторили в России Владимир Витальевич Рощин и Сергей Михайлович Годин. Но их установка тоже пропала, исчезли и все публикации о ней, за исключением заявки на изобретение.
Испытание временем
Почему же стремление изобретателей дать человечеству экологически абсолютно чистый источник энергии (вполне реально осуществимое) наталкивается на такие непреодолимые барьеры? Конечно, можно обвинить во всем энергетические монополии, не желающие терять доход от нефти, и спецслужбы, стремящиеся все инновации превратить в оружие.
Те люди, от которых могла бы зависеть участь всей планеты, довольны своим положением и роскошью, какая их окружает, и явно не намерены ничего менять в существующей ситуации. Газовые, нефтяные и иные отрасли приносят им сверхприбыли. Их не волнуют нищета и грязь, которую они могли бы наблюдать лишь из окон своих лимузинов, если бы не неслись так быстро.
Им наплевать на экологию: они считают, что на их жизнь чистого воздуха хватит, а в крайнем случае бункер себе отстроят на огромном участке в сосновом бору с чистым кондиционированным воздухом. Такие же тенденции и причины застоя во многих структурах, где существуют иерархические лестницы. Наука — не исключение из правил.
Но это, наверное, лишь вершина айсберга. Айсберга человеческого сознания, которое не меняется в один момент. В этом смысле все новое должно не просто родиться, но и пройти испытание временем, заслужить свое право на существование. Должны появиться те, кто будет готов понять и принять, а не только использовать.
И такие единомышленники появились у Джона Серла, который не сдался, не согнулся под ударами судьбы. У него большая и дружная команда соратников в Великобритании. Он активно сотрудничает с лабораториями в США и на Тайване, ведущими параллельные исследования и разработки его генератора. Несколько частных инвесторов помогли ему не только восстановить разграбленную лабораторию, но и оборудовать ее по последнему слову техники.
Таких людей немало на Земле. Они мечтают остановить загрязнение нашей планеты, причину которого видят в неуемной жадности человека, приводящей к нехватке энергии и материальных ресурсов. Они надеются, что чистый источник бесплатной электроэнергии позволит решить проблему людей, живущих за чертой бедности.
Возможно, это наивно. Но они верят и знают, что мир может быть лучше, и своей убежденностью зажигают других. И эта вера — главный вечный двигатель.
Николай САНТАЛОВ